Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ВЫПУСК 5 (9)

МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

     «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки», принятый  Конференцией Российской библиотечной ассоциации  на VI Ежегодной сессии 24 мая 2001 года . Саратов), позволил  публичным библиотекам укрепить свои позиции в обществе в сложное время государственных реформ и начать свое развитие в соответствии с принципами и основными положениями Манифеста ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994 г.).  Документ  получил широкое распространение в российских  регионах, особенно  в процессе становления местного самоуправления.  
     В то же время стремительное общественное развитие  в стране, вхождение в жизнь новых технологий, обеспечивающих интеграционные процессы,  заставляют переоценить роль публичных библиотек в формировании информационного общества на основе обновления ресурсов и реорганизации обслуживания. Информатизация  библиотечно-информационных процессов выступает как важнейшее средство модернизации библиотечного обслуживания,  без нее не может быть обеспечено в полной мере право каждого на свободный доступ к информации и знаниям.
     В новой редакции документа учтены эти изменения, подчеркивающие (усиливающие) основные принципы общедоступности публичных библиотек для всех категорий граждан.
     РБА рекомендует органам региональной власти  и местного самоуправления использовать «Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки»  при определении собственной стратегии развития библиотек, отражающей информационные и культурные потребности,   материальные  и  иные возможности местного сообщества.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Значение публичных библиотек
2. Публичная библиотека  в жизни местного сообщества
3. Общественные связи публичной библиотеки
4. Доступное размещение и режим работы  публичной библиотеки
5. Услуги публичной библиотеки 
6. Библиотечно-информационные ресурсы
7. Формирование электронных ресурсов библиотеки
8. Организационные и технические решения информатизации
9. Комфортная  среда  в  библиотеке
10. Требования к размерам площадей
11. Персонал публичной библиотеки
12. Поддержка деятельности публичной библиотеки

     «Публичная библиотека, открывающая путь к знаниям на местном уровне, является  неотъемлемым условием обеспечения непрерывного обучения, самостоятельного принятия решений и культурного развития граждан и социальных групп.»

(Манифест о публичной библиотеке ИФЛА/ЮНЕСКО,   1994).

     «Библиотеки и информационные службы — это учреждения, постоянно реагирующие на изменения и соединяющие людей с теми мировыми информационными ресурсами,  идеями и плодами творчества, которые они ищут.
     Библиотеки и информационные службы обеспечивают важные пути доступа к Интернету. Они предоставляют механизм, способный преодолеть препятствия, создаваемые различиями в ресурсах, технологии и обучении.»

(Манифест ИФЛА об Интернете, 2002).

1. Значение публичных библиотек  

1.1. Публичные библиотеки являются частью национальной библиотечно-информационной системы Российской Федерации.
     Публичные библиотеки обеспечивают всеобщий и равный доступ к всевозможным знаниям и информации  для всех граждан, участвуют в экономическом, социальном и культурном  развитии своих территорий, поддерживают этническое,  культурное, языковое и религиозное разнообразие,  культурное самоопределение и самобытность, выступают против цензуры и сегрегации любого вида, а также против неоправданной коммерциализации библиотечного обслуживания. Благодаря своей доступности они имеют  стратегическую возможность совершенствовать качество и демократические устои жизни граждан, активизировать общественную жизнь местных сообществ. 
1.2. Публичные библиотеки призваны  помогать гражданам пользоваться преимуществами информационного общества, реализуя их право на доступ к информации и знанию, обеспечивать возможности для коммуникации внутри местных сообществ и между ними независимо от их  масштаба – будь то узкие или глобальные, построенные по географическому принципу или по принципу единства интересов и целей.
     Приоритетное значение для них  имеет обеспечение доступа к местным информационным ресурсам, формирование информационной культуры граждан,  содействие ликвидации в обществе информационного  неравенства.
1.3. Одновременно библиотеки выполняют миссию просветительства, сохранения культурного наследия, несут серьезную ответственность в отношении  чтения, поддерживая и развивая читательскую культуру.  Они  призваны внести свой вклад в создание и сохранение  цифровой информации, относящейся к публичному достоянию,  в том числе в сфере образования, науки и культуры, сохранения культурного наследия  человечества.
1.4. Сохранение и приумножение традиций библиотек как центров мест¬ной культуры должно подкрепляться их включенностью в более широкое информационное и культур¬ное пространство.  Именно публичные библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационно-библиотечного  пространства России, в установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами.

2. Публичная библиотека в жизни  местного сообщества

2.1. Публичная библиотека  реализует  права местных жителей  на свободный доступ к информации и культуре, обеспечивает их  достойное библиотечно-информационное  обслуживание, взаимодействует в интерактивном режиме с другими библиотеками, архивами, музеями, средствами массовой информации, местными и региональными властями, социальными службами, государственными, общественными  и частными организациями.
2.2. Библиотека участвует в мониторингах мнений,  предпочтений, ожиданий местных жителей, проводит изучение потребностей своих реальных и потенциальных пользователей,  ведет базы данных по проблемам развития местного сообщества, взаимодействует с другими библиотеками, информационными и иными организациями, в том числе за пределами территории.
2.3. Библиотека развивает свою деятельность в качестве  общедоступного центра правовой, деловой, социальной информации, предоставляя соответствующие материалы и поддержку гражданам на всех этапах их жизнедеятельности, уделяя особое внимание информации, отражающей жизнь местного сообщества. 
2.4. Библиотека развивается как центр открытого и неформального обучения, содействует формированию современного, всесторонне образованного, информационно грамотного поколения детей и юношества, обеспечивает свободный доступ ко всем видам знания, необходимого для социального, профессионального и личностного становления.
     Информационная грамотность определяется  как умение выживания в информационном мире  и рассматривается  в контексте современных усилий по развитию общей культуры, способностей критического мышления и непрерывного, в течение всей жизни, образования.
2.5. Публичная библиотека формирует и повышает информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучает их компьютерной грамотности и основам  работы в сети  Интернет,  пользованию электронными ресурсами.   С  этой целью библиотека:
- проводит регулярные экскурсии по библиотеке,  знакомит посетителей с фондами,  каталогами и базами данных, техническими средствами и технологическими возможностями;
- учит пользоваться справочно-библиографическим  аппаратом и отдельными его элементами,  базами данных;
- ведет библиотечные уроки в библиотеке и в образовательных учреждениях;
- использует интерактивные обучающие программы, реализуемые через Web-сайт библиотеки;
- организует на своей базе специальные учебные курсы по информационной грамотности для местных жителей,   семинары, посвященные онлайновому доступу,  проблемно-ориентированные тренинги по использованию информационных ресурсов.
2.6. Публичная библиотека  осуществляет  пропаганду чтения, с целью воспитания у граждан  потребности в чтении и  в  образовании,  начиная с юного возраста.   С этой целью библиотека  создает библиотечные коллекции,  удовлетворяющие потребности подростков и молодежи в сфере  образования,  культурного и  информационного развития,  творческого  досуга,    участвует в разработке программ всеобщей грамотности, включая элементарную грамотность, чтение, информационную грамотность и непрерывное образование.
2.7. В процессе культурно-просветительской  работы библиотека приобщает  местных жителей к культурному наследию, развивает способности воспринимать  культуру и искусство,  воображение и творческое начало, участвует в организации содержательного досуга и отдыха граждан, в восстановлении их сил и здоровья. 
     Культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.), а также образовательные,  информационные и иные программы и проекты библиотека организует и проводит как  самостоятельно, так  и  совместно с другими организациями.
2.8. Публичная библиотека является центром мемориальной и краеведческой деятельности,  направленной на изучение и популяризацию истории “большой и малой родины», сохранение местных устных традиций, воспитание чувства социальной общности,  интереса  к семейной истории и родному краю.
Особая роль публичной библиотеки заключается в распространении среди населения историко-краеведческих знаний и информации.  Для этого библиотека в соответствии с рекомендациями «Руководства по краеведческой деятельности муниципальных библиотек (централизованных библиотечных систем)» (2005 г.):
• собирает и сохраняет литературу по вопросам местной  жизни;
• наиболее полно отражает местную тематику в справочно-библиографическом   аппарате,   создает  краеведческую  страницу на Web-сайте библиотеки;
• составляет и издает краеведческие библиографические пособия, справочники, проспекты,  путеводители, буклеты;
• совместно с другими организациями создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий;
• организует работу   краеведческих   объединений.
     При отсутствии местного краеведческого музея  публичная библиотека выступает  инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии, др.),  которые становятся основой музейных экспозиций при  библиотеке.
2.9. Библиотека способствует привитию культуры межличностного и межнационального общения, обеспечивает  доступ  этнических групп местных жителей к  информации на  их родном языке. В этой связи  библиотека:
• изучает национальный состав населения, выявляет  потребности в  литературе и информации на языках этнических групп, ведет базы данных по данному направлению;
• сотрудничает с национально-культурными центрами и землячествами на территории местности и за ее пределами;
• обменивается профессиональной информацией с национальными библиотеками субъектов Российской Федерации,  с региональными методическими центрами.
2.10. Библиотека  вносит свой  вклад в социокультурную реабилитацию особых групп населения, для чего:
• развивает социальное партнерство со  службами  социальной защиты и опирается на их  помощь;
• участвует в местных, региональных и федеральных программах социальной защиты и информационного обслуживания инвалидов и других  социальных  групп;
• ведет фактографические базы данных по проблемам социальной защиты местного населения  (правовые,  экономические,  бытовые,  культурные);
• взаимодействует со специальными библиотеками в  оказании  услуг данным категориям;
• приобретает документы и оборудование для  особых групп   пользователей;
• обучает персонал для работы с данными группами пользователей.

3.  Общественные связи публичной библиотеки 

3.1.  Важной  частью политики публичной библиотеки является повышение ее роли в обществе,  укрепление связей с населением, с другими партнерами по культурной деятельности, с  общественными движениями и организациями, СМИ и др.
     Создание общественной поддержки включает самые разнородные действия:
• реклама библиотеки, её ценностей и возможностей;
• издание путеводителей, буклетов, памятных открыток, листовок, рассказывающих о возможностях библиотеки;
• участие в благотворительных акциях, конкурсах, фестивалях;
• проведение общественных кампаний по защите социальных программ, прав населения, культурного достояния, в том числе – самой библиотечной системы;
• заключение договоров о совместной деятельности с влиятельными предприятиями, организациями;
• установление творческих связей с журналистами, деятелями культуры, искусства, политики, бизнес;
• создание авторитетного общества друзей библиотеки;
• учреждение поощрительных премий и призы для организаций и граждан, поддерживающих библиотеку.
3.2. Общественные связи публичной библиотеки способствуют формированию представлений о ней как о важном и динамично развивающемся социальном институте, помогают находить поддержку со стороны  органов местной власти,  партнеров и спонсоров, местных жителей.
3.3. Библиотека должна открыто демонстрировать  свою специфику,  свои преимущества  и проблемы,  формируя свой положительный образ, опираясь на  общественное мнение.  Для этого библиотека и ее сотрудники:
• оповещают  широкую  общественность о целях и задачах своей деятельности;
• заявляют о своем участии в социальных, культурных, образовательных проектах, способствующих приобщению различных групп населения к  активной деятельности и общечеловеческим ценностям;
• информируют население о  режиме работы библиотеки,  об услугах и условиях их получения;
• своевременно оповещают жителей о существенных изменениях в своей деятельности;
• сообщают о кризисных ситуациях, их причинах и о действиях по устранению.
3.4. Опора на местных жителей, привлечение их внимания к проблемам библиотеки является  обязанностью  публичной библиотеки.
     Местные жители способны обеспечить поддержку библиотеки в решении многих возникающих у нее проблем: при сокращении объемов средств на комплектование фонда,  при переводе в худшее по условиям или неудобное по расположению помещение,  при неоправданном закрытии (ликвидации) библиотеки и др.
3.5. Значительную помощь библиотеке могут оказывать волонтеры из числа местных жителей,  чей добровольный и бескорыстный труд всегда направлен на благо библиотеки. Полезно создать при библиотеке Общество друзей библиотеки или  Попечительский совет.
3.6. Библиотека отчитывается перед местным сообществом о своей работе, особо подчеркивая участие конкретных людей в том или ином содействии библиотеке, издает и распространяет среди населения и местной администрации ежегодный отчет о своей деятельности.

4. Доступное размещение и режим работы  публичной библиотеки 

4.1. Сеть публичных библиотек формируется на основе «Базовых норм  организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований» (РБА, Брянск, 2007).
4.2. Каждая публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной пространственной доступности (по времени не более 15-20 мин.,  за которое местный житель может добраться до библиотеки).
     Доступность публичной библиотеки для всех местных жителей  обеспечивается ее удобным  местоположением:  в  наиболее часто посещаемых культурных,  торговых,  деловых  центрах, на пересечении пешеходных путей,  вблизи транспортных сообщений.
4.3. Публичная библиотека может размещаться в  специальном  здании  или  в блок-пристройке к другому  зданию (жилому или  общественному),  а также  в   специально приспособленном  помещении жилого или общественного здания:
- при размещении на первом этаже многоэтажного жилого здания обеспечивается удобный и свободный подход  для публики и  подъезд для производственных целей самой библиотеки;
- при размещении  в одном здании с образовательным учреждением (школой, колледжем, др.) библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа  посетителей;
- при  размещении в социокультурном  комплексе должны предусматриваться специальные помещения, обеспечивающие функциональную специфику   библиотеки и комфортную обстановку для   ее пользователей.
4.4. При любом варианте размещения необходимые  физические  компоненты  библиотечного  здания  должны олицетворять принципы деятельности библиотеки, ее значимость  как общедоступного центра информации  и объекта  культурного  назначения. 
     Обозримость и доступность публичной библиотеки для местных жителей и приезжих граждан достигается при наличии таких элементов,  как:
• свободные подходы к библиотеке и  чистота прилегающей территории;
• видимое и легко узнаваемое название библиотеки и грамотная реклама;
• автомобильная стоянка или навес для велосипедов;
• садик, терраса;
• места для детских игр, малые архитектурные формы;
• сопутствующая торговля (книжный киоск, магазин, кафетерий);
• система уличных указателей.
     Создание и использование привлекательного имиджа  библиотеки  одновременно должно подчеркивать преимущества конкретной территории, владеющей особым ресурсом,  участвующим в формировании духовной и интеллектуальной среды местного сообщества.
4.5. Публичная библиотека должна быть доступна той части населения, которая находится в зоне риска социального исключения — инвалидов, подростков,  пожилых людей,  нетрудоспособных граждан и т.п.
4.6. Для обеспечения доступности библиотечно-информационных услуг используется любая удобная для жителей  форма:  стационарная  библиотека, мобильные средства (библиобус), средства телекоммуникации. Особое значение имеет организация доступа к информационно-библиотечному обслуживанию для жителей удалённых или технологически отсталых территорий.
    Современная библиотека должна иметь различные формы обслуживания:
• внутри библиотеки  в читальных залах и других специально выделенных подразделениях и зонах  (локальный доступ);
• вне библиотеки через абонемент, или одну из форм доставки документов и информации: МБА, ВСО,  ЭДД,  Интернет (удаленный доступ); 
• сервисной доставки документов и информации  к месту жительства, работы, учебы (внестационарное обслуживание).
4.7.  Мобильные средства (библиобусы), оснащенные современным оборудованием,  программно-техническими средствами, призваны  выравнивать условия доступа, участвовать в приближении практически любых видов информации к жителям малочисленных и удаленных  от культурных центров территорий. Они выполняют роль передвижных библиотечных центров, обеспечивая доступ жителей к постоянно  обновляемому книжному фонду,  к  сети Интернет,  к специализированным   базам данных,  в том числе правовой  информации, а также предоставляя такие сервисные услуги, как выполнение фактографических справок по запросам граждан,  компьютерное обучение,  копирование  документов и др.
4.8. Центральная (межпоселенческая) библиотека,  наряду с абонементом  и читальным залом,  должна иметь специальные подразделения для обслуживания пользователей: отдел краеведения, отдел периодики, отдел искусств (нотно-музыкальный),  отдел иностранной литературы и литературы на языках этнических групп, центр деловой и правовой информации,  центр обучающих  компьютерных программ и доступа в Интернет, службу копирования документов и др.
 4.9. Желательна такая организация библиотечного  обслуживания, при которой, получая литературу в одной библиотеке, пользователь мог бы  возвращать ее  в любую другую библиотеку,  удобную для него (например, используя  единый читательский билет).
4.10.  Ежедневный режим работы том числе, перерывы, выходные, санитарные дни) публичной библиотеки устанавливается с учетом  потребностей местных жителей и  интенсивности ее  посещения.
     Время работы библиотеки, расположенной в непосредственной близости к месту жительства граждан, может колебаться от 41 (по условиям   организации труда в РФ) до 60 часов в неделю (по рекомендациям международных стандартов).  Но оно не должно полностью совпадать с часами рабочего дня основной части населения.
     Время работы библиотечных пунктов передвижных форм обслуживания)  регулируется  в зависимости от местных условий.

5. Услуги публичной библиотеки 

5.1. Престиж, привлекательность  и  востребованность  библиотеки находятся в прямой зависимости от набора и качества ее услуг,  комфортности пользования ими.  Так же как сама библиотека,  ее услуги должны быть доступны и удобны для всех групп и категорий пользователей.
     Публичная библиотека осуществляет обслуживание всех категорий граждан, предоставляет комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг индивидуальным пользователям (физическим лицам) и организациям (юридическим лицам)  в локальном и удаленном режимах.
5.2. Местные жители могут пользоваться  библиотечными услугами, приходя в библиотеку или  находясь вне библиотеки  (дома, на рабочем месте, на отдыхе и т.д.), а также  по телефону (заказывая литературу,  получая справку или консультацию).
5.3. Каждая библиотека самостоятельно определяет  перечень услуг,  которые отражают потребности и интересы пользователей, ценностные ориентиры и приоритеты,  а также условия  и  возможности  предоставления.
5.4.  Взимание платы за библиотечные услуги неизбежно ограничивает доступ граждан к информации,  знаниям, культуре,  противоречит традициям отечественных  общедоступных  библиотек и духу Манифеста ЮНЕСКО о публичной библиотеке.  В этой связи библиотека предоставляет пользователям  бесплатно комплекс основных услуг,  включая:
• информацию о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;
• любой документ из библиотечного фонда  во временное пользование в читальном зале библиотеки или на дом в соответствии с правилами пользования этой библиотеки;
• справочную и консультационную помощь в поиске, выборе и грамотном  использовании  источников информации,  включая Интернет;
• возможность знакомства с документами из фонда библиотеки фондов других библиотек) на выставках новых поступлений и  тематических выставках;
• информацию о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек по  имеющимся каналам межбиблиотечного взаимодействия (ВСО, МБА, ЭДД, Интернет);
• места для работы в библиотеке,  в том числе  оснащенные специальным оборудованием (компьютером, аудио-, видеоплеером,  аппаратом для чтения микрофильмов и др.), помещения для участия в просветительских  и  досуговых  мероприятиях, а также мобильные средства (библиобус) для внестационарного обслуживания.
5.5. Публичная библиотека обязана предоставить гражданам  наиболее полный в ее  условиях  набор услуг,  стремиться  к существенному повышению качества библиотечного сервиса, развивать проблемно-ориентированное обслуживание с учетом потребностей пользователей, оказывать помощь представителям местного сообщества в преодолении информационной  неграмотности и повышении информационной культуры.
5.6. Библиотека должна предоставить специализированный доступ к электронным ресурсам для разных возрастных и социальных групп,  в том числе для детей и подростков,  людей с физическими и сенсорными недостатками, пожилых людей.
     Услуги в любой доступной форме  библиотека оказывает тем,  кто  по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме:  инвалидам,  пациентам больниц и специальных лечебных заведений, детям, содержащимся в детских домах, престарелым, беженцам,  заключенным.  Для этого используется специальное оборудование, помощь специально  подготовленного персонала,   привлекаются  волонтеры, материальная помощь из  всех возможных источников.
5.7. Информационные технологии позволяют библиотеке  обеспечивать любому пользователю вне зависимости от места  нахождения свободный доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам,   создавать индивидуализированные системы обслуживания.
5.8. Новые технологии обусловливают создание Web-сайта публичной библиотеки — современного канала доступа к разнообразным библиотечным услугам и информационным ресурсам.
     Web-сайт (одна или более взаимосвязанных web-страниц под общим владением, управлением или темой) содержит основную контактную информацию о библиотеке: часы работы, адрес, номера телефонов, адреса электронной почты сотрудников библиотеки и др. 
     Непременным элементом Web-сайта является информация о миссии библиотеки, ее истории, отделах и услугах, новостях, выставках, коллекциях.   Через Web-сайт библиотека должна выразить собственную неповторимость и уникальность.  Для этого следует стремиться организовать содержание Web-сайта и  навигацию по нему с максимальным удобством для пользователя, его структуру должны определять функциональность, информативность, стабильность и  поисковые возможности.
5.9. Web-сайт публичной библиотеки позволяет   предоставлять  новые и  более комфортные библиотечные услуги:  справочное обслуживание по электронной почте, онлайновые формы МБА, просмотр файлов с зарегистрированными на имя пользователя книгами,  электронное продление сроков их пользования и электронный заказ на книги, временно находящиеся на руках у других читателей.
     Пользователи могут также вносить свои предложения по приобретению в фонды библиотек книг и других документов.
     Web-сайт библиотеки может использоваться и как средство доступа к разнообразным онлайновым обучающим программам,  к тестам  на определение уровня информационной грамотности,  онлайновым экскурсиям и  др.
5.10. Общая оценка качества и результативности библиотечных  услуг осуществляется библиотекой на всех этапах их реализации (планирования, разработки,  рекламирования,  предложения,  востребования) и включает следующие их характеристики:
• полезность и соответствие спросу;
• своевременность и оперативность выполнения;
• информативность и содержательность;
• современные методы и способы исполнения и предоставления услуг.
     Систематически библиотека выявляет и учитывает претензии в свой адрес,  предложения и замечания пользователей,  информирует их о результатах работы с  неудовлетворенными запросами,  объясняет причины отказов. 
     Для более  полной  оценки деятельности библиотеки и предоставляемых услуг выявляются новые потребности не только  ее пользователей, но и местных жителей, каждый из которых может стать пользователем библиотеки. 
     Их учет должен быть основой для аргументированной стратегии  развития и инвестиционной политики публичной библиотеки.

6. Библиотечно-информационные ресурсы
 
6.1. Общедоступные ресурсы современных публичных  библиотек включают традиционные и нетрадиционные носители информации:  книги,  периодику,  аудиовизуальные, электронные документы, справочно-поисковые системы, электронные каталоги,   базы данных,  средства информационного обмена.
6.2. Фонд каждой библиотеки является библиотечно-информационным ресурсом конкретной территории (муниципального образования) и частью национального библиотечно-информационного ресурса Российской Федерации. Его содержание обязано отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений и точек  зрения,  исключать материалы,  не отвечающие критериям качества отбора, а также материалы, связанные с пропагандой вражды, насилия, жестокости, порнографии.
Основными характеристиками фонда  публичной библиотеки  являются:
• Соответствие потребностям граждан (информативность).
• Разумный объем.
• Постоянная обновляемость.
6.3. Фонд публичной библиотеки, обслуживающей все категории местных жителей, является универсальным по содержанию и включает широкий диапазон документов разных форматов и на различных носителях.
     Центральная (межпоселенческая) библиотека формирует наиболее полный фонд документов, реализуя право на получение местного обязательного экземпляра, а также официальных документов, в том числе неопубликованных, принимаемых органами местного самоуправления, а также нормативных актов общего действия на территории (муниципального образования).
     Специализированный фонд  публичной библиотеки том числе,  детской литературы,  проблемно-ориентированной литературы)  формируется наиболее полно документами разных форматов и на различных носителях в соответствии с  приоритетами  ее деятельности.
6.4. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю  книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации,  в том числе в городе — 5-7 томов;  на селе  — 7-9 томов.
     Средние показатели объема фонда могут корректироваться в  зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам,  финансовых возможностей.
     Центральная (межпоселенческая) библиотека для обслуживания жителей своей территории ряде случаев также и соседних территорий),  должна располагать большим объемом фонда в соответствии с «Базовыми нормами организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований» (РБА,  Брянск, 2007).
6.5. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специальной  детской библиотеки),  литература  для жителей в возрасте до 14 лет должна составлять от 30% до 50% от  общего объема фонда библиотеки и также включать документы на различных носителях,  в том числе обучающие и развивающие программы,  игры и  т.п.
6.6. Объем фонда периодических изданий  должен определяться  из расчета 10 изданий на 1000 жителей.
     Публичная библиотека должна получать экземпляры местных и региональных газет и журналов;  не менее 2 общегосударственных ежедневных полноформатных газет и общегосударственные  воскресные полноформатные газеты. В составе фонда периодических изданий должны быть профессиональные издания для библиотек.
6.7. Величину  собраний для этнических групп пользователей целесообразно определять с учетом международной практики: при численности 500  жителей — 100 томов; при численности до 2000 жителей — из расчета 1 том на 10 человек.    
     Ежегодные поступления  должны соответствовать пропорции: 1 том на 50 человек для районов, где проживает более 2000  и  1 том на 25 человек для районов,  где проживает до 2000 этно-национальных представителей.
6.8. Фонд звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей, в том числе снабженных субтитрами для людей с ослабленным слухом,  должен содержать не менее 10 единиц на 1000 жителей.  Ежегодное пополнение — не менее 20 звукозаписей и  4 видеозаписей из расчета на 1000 жителей.
     Фонд звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей для детей должен  включать  лучшие образцы отечественной и зарубежной детской киноклассики, а также фонд музыкальной отечественной и зарубежной классики.
     В фонде библиотеки  должны быть также представлены  «говорящие книги», включающие произведения классической русской и зарубежной литературы, детской классики, позволяющие на слух воспринимать то или иное литературное произведение. Часть таких изданий может сопровождаться   также синхронным  чтением  текста.
6.9. Объем фонда справочных и библиографических изданий должен составлять не менее 10% к общему фонду публичной  библиотеки.
     В обязательном порядке  фонд  библиотеки должен быть  укомплектован универсальными и отраслевыми энциклопедиями, толковыми и языковыми словарями, краеведческими и туристическими справочниками,  атласами,  маршрутными картами,  адресными книгами, информационными пособиями,  программами в помощь обучению, образованию и развитию  для обеспечения разных сфер жизнедеятельности  жителей  конкретной территории (муниципального образования).
     Необходимо учитывать особую потребность детей в справочных материалах, обучающих и развивающих программах и наличие в фонде:
• мультимедийных энциклопедий, как универсальных, так и по различным отраслям знаний, а также справочников и словарей,
• обучающих дисков по отдельным предметам школьной программы, позволяющих как восполнить возможные в пробелы в преподавании, так и самостоятельно освоить материал на уровне, необходимом для поступления в вуз с учетом требований Единого государственного экзамена,
• мультимедийных изданий по истории России, культуре народов России, истории искусства России,
• мультимедийных изданий о творчестве классиков русской литературы, искусства и культуры,
• мультимедийных изданий по истории культуры и искусства стран и народов мира;
• мультимедийных изданий по отечественному и зарубежному искусству, знаменитым музеям России и зарубежных стран,
• электронных изданий по истории религии, включая тексты священных книг Православия и Ислама,  в том числе адаптированные для детей,
• электронных книг с собраниями сочинений классиков русской и зарубежной литературы,
• электронных книг с альбомами знаменитых русских и зарубежных художников,
• познавательных мультимедийных изданий для детей и юношества,
• обучающих дисков по иностранным языкам, прежде всего, английскому, немецкому, французскому с учетом реально преподаваемых в местных школах языков
• обучающих дисков по компьютерным технологиям, позволяющих самостоятельно освоить не только основы компьютерной грамотности, но и научиться работать с основными программными продуктами.
6.10. Принципиально важно, чтобы абсолютно все поставляемые электронные, аудио и видео издания были лицензионно чистыми. Категорически недопустимо наличие в библиотеке пиратских дисков.
6.11. Для сохранения значимости фонда публичной библиотеки  необходимо его постоянное обновление с  учетом территориальной специфики  из расчета:
• по рекомендации ИФЛА/ЮНЕСКО — 200 новых поступлений среднем)  на 1000 жителей;
• по методике, предложенной РНБ – 3,8 % новых поступлений к общей книговыдаче за год;
• из расчета поддержания уровня принятой средней книгообеспеченности на 1 жителя.
6.12. Современная политика формирования фонда ориентирует библиотеку на стратегию доступа ко всей имеющейся информации, а не только к ее собственным ресурсам. Посредством каналов межбиблиотечной взаимодействия (ВСО,  МБА,  ЭДД,  Интернет) обеспечивается дополнительное обновление фонда любой библиотеки. 
6.13. Обновляемость фонда публичной библиотеки определяется как темпами их пополнения, так и  своевременного списания документов. В обязательном порядке библиотека осуществляет списание ветхих и  устаревших   изданий, особенно справочных материалов, утративших актуальность.
     Документы,  имеющие непреходящее значение для данной  местности, должны оставаться в составе фонда библиотеки постоянно.  Единственный экземпляр таких документов  может храниться  в традиционном виде  или быть преобразован в иной вид носителя (микроноситель или  электронная форма).
6.14. Библиотека  обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, температурного режима,  пожарной сигнализации и др. 
     Для обеспечения сохранности  в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов,  перевод документов на новые носители,  др.).

7. Формирование электронных ресурсов библиотеки

7.1. Электронный каталог (ЭК)  на фонд библиотеки является основным информационным электронным ресурсом, который  библиотека  формирует  самостоятельно либо на основе использования корпоративного ресурса,  формируемого другой (другими)  библиотекой (библиотеками).
7.2. Помимо  ЭК, библиотека создает разнообразные базы данных (БД) -  библиографические,  полнотекстовые,  фактографические.
     Полнотекстовая БД официальных документов включает опубликованные и неопубликованные материалы и нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления и действующие на территории муниципального образования.
7.3. В обязательном порядке библиотека  собирает и создает краеведческую электронную информацию, включая тематические БД, отражающие направления развития местного сообщества,  его историческую память.
7.4. Библиотека реализует «цифровые» проекты,  создает электронную библиотеку (электронную коллекцию).
7.5. Публичная библиотека  участвует в создании единых информационных сетей, взаимодействует с другими организациями для совместного осуществления программ и проектов информационного электронного обслуживания пользователей. 
7.6. Публичная библиотека увеличивает  свой потенциал в процессе информационного обмена, путем участия в создании и использовании сетевых ресурсов, взаимодействия с национальными, научными и специальными библиотеками, другими учреждениями культуры, образования и воспитания, информационными центрами.
7.7. Основные мероприятия в рамках корпоративного взаимодействия предполагают формирование и размещение на сервере библиотеки электронных ресурсов и организацию информационного обслуживания пользователей, в том числе в режиме удаленного доступа (ЭДД, виртуальная справочная служба,  другие технологии).
     В  добавление к имеющимся в библиотеке электронным ресурсам,  на   ее Web-сайте размещаются коллекции полезных Интернет-ссылок, списков Интернет-адресов,  информационные навигаторы.
7.8. В соответствии с принципами Манифеста ИФЛА об Интернете библиотека  должна поддерживать условия действия авторского права, которые обеспечивают сохранность цифровых материалов, и содействовать тому, чтобы правообладатели осознавали свою обязанность гарантировать долговременную доступность on-line ресурсов. 

8. Организационные и технические решения информатизации

8.1. Информатизация публичной  библиотеки  осуществляется с целью предоставления доступа к информации  на качественно новом уровне, развития новых форм обслуживания, обеспечения возможности записи, сохранности и доступа к информации в электронной форме,  работы в сетевом режиме.
     Процесс информатизации публичной библиотеки осуществляется последовательно,  включая:
• создание материально-технической базы, включая определение необходимого   количества  автоматизированных мест для работы сотрудников и пользователей; приобретение  лицензионных программных продуктов, обеспечивающих информатизацию всех основных библиотечных процессов, формирование локальной вычислительной сети (ЛВС),  подключение  ЛВС  к сети Интернет; 
• модернизацию всех основных библиотечных  процессов: комплектование и обработка, справочно-библиографический аппарат, обслуживание читателей,  управление библиотекой (библиотечной системой);
• последовательную реализацию заложенных компьютеризацией технологических возможностей, формирование и наращивание информационных электронных ресурсов, в том числе через участие в корпоративных проектах;
• внедрение удаленного доступа к информационным электронным ресурсам, создание  Web-сайта  библиотеки  для размещения информация о ресурсах и услугам библиотеки,  в том числе создание виртуальной справочной службы.
8.2. Информатизация библиотеки осуществляется на базе  автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС), основными критериями надежности которой являются  авторитетность, опыт использования в регионе или в конкретной местности, эксплуатационная поддержка со стороны производителя, комплексность предлагаемых решений (компьютеризация всех основных библиотечных процессов).
     Запуск системы включает  приобретение и монтаж оборудования, сетей, приобретение лицензионного программного обеспечения – АБИС Либэр (2 Арма), организацию структурного подразделения с выделением штатной единицы – сектора автоматизации, обучение персонала, систему сопровождения (информационного и технического).
8.3. Уровень обеспечения библиотеки компьютерной техникой должен зависеть не только от  финансовых возможностей библиотеки, но  от стоящих перед библиотекой задач в области информатизации и от востребованности информационных  ресурсов пользователями.
     Минимальный норматив оснащения публичной библиотеки включает:  2 автоматизированных мультимедийных рабочих места (одно для библиотекаря, второе для пользователя), объединенных в ЛВС, оборудование для организации ЛВС, 1 принтер (принтер-копир), устройство доступа в Интернет, 1 сканер, лицензионная операционная система, пакет лицензионных офисных программ на 2 места, АИБС на 2 места.
8.4. Организация электронных читальных залов в библиотеке  предусматривает приобретение персональных компьютеров, сервера, коммутационного оборудования, объединения их в ЛВС, приобретения лицензионного программного обеспечения для учета и контроля работы пользователей за компьютером.
8.5. Центральная (межпоселенческая) библиотека оборудуется для   осуществления комплектования муниципальных библиотек района; ведения сводных каталогов в рамках корпоративного взаимодействия библиотек,   расширения пользовательских мест для информационного обслуживания.
8.6. Программные продукты включают следующие  категории:  операционные системы (MS DOS и все редакции MS Windows); приложения (все офисные приложения и пакеты программного обеспечения специального назначения: графические, энциклопедии, игры); серверные продукты (серверные операционные системы и приложения, а также лицензии клиентского доступа к ним).
     При установке компьютера на конкретное рабочее место определяется операционная система, обеспечивающая его работу, в зависимости от  следующих составляющих: тип компьютера (процессор, объем оперативной памяти, объем дискового пространства и т.д.), характер  производственных задач, которые он должен помогать решать, определенные технические требования прикладных программ (например, для обработки изображений или для работы с текстовыми документами).
     Подключение к сети Интернет может осуществляться на основе  использования технологии GPRS, предоставляемой операторами сотовой связи,  либо по проводной телефонной линии.
8.7. Создаваемая технологическая среда должна обеспечивать  обучение сотрудников и пользователей новым технологиям, формирование библиотекой собственных электронных ресурсов, свободный доступ к ним и к ресурсам Интернет.
8.8. Все поставляемое программное обеспечение должно сопровождаться лицензиями на его использование. Неправильное использование программного обеспечения означает нарушение лицензионных правил, что равнозначно использованию нелицензионного продукта.
Оборудование и программное сопровождение  информационных систем в публичных библиотеках  должны  обновляться не реже одного раза в пять лет в соответствии с требованиями  информационных и телекоммуникационных технологий.

9. Комфортная  среда   в  библиотеке
 
9.1. Публичная библиотека должна быть  тем местом, куда каждый местный житель стремился бы приходить, чтобы получить информацию,  взять домой или почитать в библиотеке интересную книгу, пообщаться с сотрудниками или  своими знакомыми, приобщиться к творческой деятельности, поучаствовать в культурном мероприятии и т.д.
     С этой целью в библиотеке  формируется особая атмосфера,  создаются   необходимые условия для лучшего обслуживания пользователей, для эффективного использования библиотечно-информационных и материальных ресурсов,  а также  для  обеспечения и соблюдения  мер безопасности.
9.2. Библиотека  для читателей и для всех местных  жителей начинается  с  входной зоны (вестибюля), где происходит знакомство с библиотекой, ее устройством и структурой, правилами пользования и возможностями по предоставлению услуг, предоставлена любая  информация о местной жизни,  имеющая  повседневный характер.
9.3. Комфортное пребывание в библиотеке и пользование ее услугами достигается и  с помощью таких компонентов,  как:
• свободная ориентация пользователей в соответствии с их целями:  оперативного удовлетворения  запроса, получения необходимой услуги, либо углубленной работы над темой или с документами, либо участия в мероприятиях,  др.;
• доступность различных видов и  типов  документов (книги, периодика,  электронные документы,  изоиздания,  аудиовизуальные материалы,  др.),  средств информации  и телекоммуникации;
• наличие оборудования и технических средств, отвечающих соображениям функциональности,  простоты и удобства в эксплуатации;
• современный дизайн,  комфортность  общения и отдыха;
• профессиональная этика персонала,  соблюдение прав пользователей.
Любой посетитель библиотеки чувствует себя более свободно и непринужденно, если может обратиться к ее сотруднику  по имени-отчеству. Поэтому библиотекарям  следует позаботиться о том, чтобы их имена были обозначены для посетителей библиотеки.
9.4. Всеобщим стандартом обслуживания в публичной библиотеке является максимально доступный  фонд документов.  Библиотека использует различные элементы его раскрытия и оформления: расположение стеллажей;  тематические полки; выставочные композиции; показ «крупным планом»; приемы цитирования и аннотирования; сопровождение библиографическими  изданиями, буклетами;  ссылки-отсылки;  цветовые приемы,  др.
     Ценные или редкие издания, которыми гордится и которые особенно бережет библиотека, могут быть представлены для всеобщего обозрения в застекленных шкафах,  стеллажах,  на специальных выставках или на Web-сайте библиотеки.
     В закрытых помещениях целесообразно размещать лишь те документы, которые  пользуются крайне редким спросом, а также  дублетные или  устаревшие.

10. Требования к размерам площадей

10.1. Планировка и размещение подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования библиотекой и работы  в ней.
     В современной  библиотеке используется  принцип гибкой планировки помещений, позволяющий варьировать их соотношение с учетом изменения потребностей и библиотечной  технологии.
10.2. Размеры  площадей библиотечных помещений определяются с учетом их функционального назначения на основе принятых нормативов: Инструкция по проектированию библиотек СН 548-82 (утв. приказом Государственного Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 20.02. 1982 г. № 63. М.,  1983);  Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий. Вып. НП 5.4.1- 74 Библиотеки. ., 1976);  Санитарные правила и нормы  (СанПиН) 2.2.2/2.4 1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» ., 2003), а также  с  учетом зарубежного опыта организации библиотечного пространства.
     Площадь  читательской зоны:
• в общих читальных залах и залах новых поступлений –  2,4 м²  на 1 место;
• в читальных залах специализированных отделов  — 2,7 м²  на 1 место;
• в читальных залах периодики, чте6ния микроформ, отдела искусств – 3 м² на 1 место;
• в читальном зале с автоматизированными пользовательскими местами – не менее 6 кв. м площади при высоте потолков не менее 4 м²;
• в аудиториях (лекционных залах) – 0,7 м²  на 1 место;
• кафедра выдачи и приема литературы –  5 м² на 1 кафедру;
• места для просмотра литературы в открытых фондах – 1,5 кв. м на 1 место;
• фонды открытого доступа в читальном зале и на абонементе – 4,5 кв. м на 1000 ед.хр.;
• площадь циркуляции пользователей в зоне справочной службы (места «быстрой справки“) может составлять 10 м² на 1000 томов, в крупных библиотеках 2,5 м²  на одного человека;
• для размещения выставок, площадь одного из основных подразделений библиотеки (например,  абонемент или читальный зал) требует увеличения до 10 процентов.
     Размеры помещений, предназначенных  для обслуживания детей, включают  показатели размещения  служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм. Для детских мероприятий целесообразно выделить отдельное  помещение  размером — из расчета 1,5 м²  на 1 место.
     Помещение, предназначенное  для творческой  деятельности  детей,  может вмещать одновременно от 30 до 100 детей и требует увеличения площади  до 3 м²  на 1 место.
     Помещения  библиотеки, обслуживающей инвалидов, должны быть приспособлены и оборудованы соответствующим образом (пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные   держатели,  ограждения,  места для сидения, лифты). Площади помещений  такой библиотеки, как правило,   требуют  увеличения с целью обеспечения свободного  передвижения и доступа в библиотеку,  к  пунктам обслуживания.
     Помещения для хранения фондов:
• книги и журналы – 2,5 м²  на 1000 ед.хр. на стационарных стеллажах;
• газеты – 1,4 м² на 100 подшивок;
• изографика   -  2,1 м² на 1000 стандартных листов;
• грампластинки – 1,1 м² на  1000 дисков;
• микрокопии – 0,65 м²  на 1000 роликов.
     Определенные виды документов как на бумажных носителях (например, периодические издания, редкие и ценные издания), так  на электронных и иных носителях (например, компьютерные продукты, CD-ROM, аудио- видео документы, микроформы)   различаются по характеру размещения и  требуют соблюдения различных условий, режима расстановки, хранения и сохранности,  специального оборудования.
     Количество служебных помещений  зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20 % площади читательской зоны.
     Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и на основании установленных нормативов. Например:
•  площадь 1 рабочего места для персонала, занятого  в процессах комплектования и обработки фондов — 9-12 м²;
• для персонала  научно-методической службы -  9 м²;
• для  административного персонала — 5-6 м², в том числе для директора, заместителя директора — от 15 до 40 м²
     Рабочие места,  оборудованные техническими  средствами,  как  в производственных  целях,  так  и  в  целях обслуживания пользователей, должны размещаться в специально  приспособленных  помещениях,  имеющих выходы к энергосети и обеспечиваться защитными средствами эксплуатации.

11. Персонал публичной библиотеки

11.1. В профессиональной деятельности сотрудники библиотек руководствуются Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря (РБА, 1996).
11.2. Сотрудники публичной библиотеки должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, повышать свой профессиональный уровень, развивать способность к творческой и созидательной деятельности.  Все должны быть знакомы со своими служебными обязанностями и правами.
     Все сотрудники библиотеки обязаны ясно представлять  цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей организации. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.
11.3. Администрация библиотеки и ее учредитель должны обеспечить достаточное число сотрудников. Существуют различные варианты определения численности штатных работников библиотеки.
Вариант 1. Нормативная потребность в штатных работниках, исходя из количества населения:
• в городах  с числом жителей до 50 000 -   из расчета 1 работник на 2000 жителей;
• в городах  с числом жителей от 50 000 и более -  из расчета 1 работник на 2500 жителей;
• а также — 1 работник на 1500 жителей в возрасте до 15 лет.
• в сельской местности -   из расчета 1 работник на 500 — 1000 жителей;
• а также — 1 работник на 500  жителей  в возрасте до 15 лет.
Вариант 2. Нормативная потребность в штатных работниках, исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, в том числе:
• комплектование и обработка документов  — из расчета 0,7-1 человек на 1000 томов;
• организация  фонда — из расчета 1-1,2 человек на 100 тыс. томов;
• обслуживание  пользователей -  из расчета 3-3,5 человек на 1000  жителей;
• информационная, библиографическая деятельность -  из  расчета  1-1,5  человек на 1000 жителей.
Вариант 3.  Нормативная потребность  в штатных работниках, исходя из основных показателей деятельности конкретной библиотеки (число читателей, диапазон услуг, количество структурных подразделений,  филиалов и нестационарных форм обслуживания,  интенсивность посещений,  др.),   на  основе конкретных  расчетов с учетом  бюджета рабочего времени с использованием «Межотраслевых норм времени  на работы, выполняемые в библиотеках» (1997 г.).
11.4.  Администрация библиотеки обязана заботиться о наличии в  штате библиотеки специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для выполнения различных  функциональных  обязанностей, в том числе:
• для обслуживания  особых групп пользователей (дети,  молодежь,  этнические группы, инвалиды, пожилые люди с ограниченными возможностями передвижения и т.д.);
• для работы с определенными видами документов (электронные документы, нотная литература, литература по искусству, на  иностранных языках,  др.);
• для работы по определенному направлению (местные исследования, местная информация, обучение взрослого населения, распространение грамотности, деловая информация,  музейное дело,  др.);
• для внедрения  и использования информационных технологий, создания информационных продуктов и услуг.
Успешная информатизация  предполагает привлечение к работе в  публичной библиотеке том числе,  по договору) квалифицированного технического персонала: программистов, электроников, специалистов в области защиты информации.
11.5. Современный библиотекарь также обязан обладать базовыми знаниями  в  области информатизации, уметь оценивать информационную среду,  заполненную разнообразными ресурсами нетрадиционных форматов (визуальными, аудио, мультимедийными, цифровыми),  понимать достоинства и ограничения источников информации в глобальных компьютерных сетях.
11.6. Знания и навыки должны поддерживаться и обновляться постоянно в процессе непрерывного образования. Обучение библиотекарей должно осуществляться на основе специальных образовательных программ, помогающих приобрести необходимые знания для проведения занятий по обучению пользователей информационной грамотности.
     Среди учебных дисциплин  должны быть такие,  как: “Информационная грамотность“, “Обучающая роль информационного специалиста“, “Образовательные сервисы в библиотеках» и др.
11.7. Основные мероприятия в рамках повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий  предполагают организацию и проведение обучающих мероприятий дифференцированно: для сотрудников, имеющих опыт внедрения информационно-библиотечных технологий и изучение информационных потребностей; для сотрудников,   не имеющих  такого опыта.
11.8. Помимо обучения на курсах компьютерной грамотности важнейшим средством подготовки кадров в публичной библиотеке   является  обучение  информационным и телекоммуникационным технологиям на рабочем месте, наставничество, передача опыта работы более опытных  сотрудников менее опытным  коллегам.
11.9. Администрация библиотеки и  ее  учредитель  обеспечивают реализацию программы непрерывного образования всего персонала, ориентируясь на разнообразные  формы обучения (организационно-деятельные игры, курсы, семинары,  практикумы,  стажировки, телеконференции, др.), позволяющие на практике внедрять методы эффективного обслуживания, направленные на  поддержку процессов обучения пользователей технологиям информационного общества.
     Каждый работник библиотеки должен раз в 3 года  обновить знания по установленной программе. Крайне необходимо систематическое обучение работников информационным технологиям.
     На базе центральной (межпоселенческой) библиотеки  целесообразно создать специально оборудованный  учебный центр с возможностью участия библиотекарей в  телеконференциях и дистанционном обучении.
11.10. Важен и полезен обмен профессиональными знаниями с библиотекарями внутри региона, внутри страны, с зарубежными коллегами, включая участие  в деятельности РБА, ИФЛА, других профессиональных объединений библиотекарей и библиотек.
11.11. Сумма, предназначенная для целей обучения персонала библиотеки,  должна быть не менее 0,5 % от статей бюджета, выделяемых на персонал,  и включать все расходы на обучение персонала,  исключая зарплату.
11.12. Администрация библиотеки и ее учредитель обеспечивают  социальную и профессиональную защиту работников публичной библиотеки.
     Администрация обязана уважать и соблюдать профессиональные интересы работников,  создавать условия для их реализации и самореализации, заботиться о возможностях служебного роста.
     Администрация библиотеки и ее учредитель обязаны заботиться о создании удовлетворительных условий труда для работников. Рабочие места должны быть оснащены и оборудованы в соответствии с нормами Санитарно-эпидемиологических   правил и нормативов (СанПиН), утвержденных  Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
     Уровень оплаты труда, а также система стимулирования работников должны соответствовать объему и качеству выполняемой ими работы.

12. Поддержка деятельности  публичной библиотеки

12.1. Стабильная деятельность публичных библиотек обеспечивается федеральным и региональным законодательством, принятием местных нормативных актов, а также  гарантированным финансированием из местных источников.
12.2. Органы государственного управления и местного самоуправления должны принимать стратегические решения в отношении возможностей уникальной инфраструктуры публичных библиотек и раскрытия их полного информационного,  культурного и  социально-экономического потенциала.
     Развитие публичных библиотек  должно быть в центре региональной  и местной культурной и информационной политики, подкрепляться  их включенностью в долгосрочные и среднесрочные программы в области культуры, образования, информатизации.
12.3.  Информатизация публичных библиотек должна осуществляться на основе стратегического планирования, разработки корпоративных или индивидуальных  программ, планов и проектов, охватывающих  все протекающие в библиотеке процессы, а также предоставление доступа к электронным ресурсам  и Интернет, апробацию новых услуг.
12.4. Органы государственного управления и местного самоуправления на постоянной основе должны измерять и объективно оценивать параметры работы публичной библиотеки,  в особенности  библиотечно-информационных услуг на базе новых технологий, устанавливать эталонные критерии для определения значимости и результатов инвестиций в данной области.
     Поддержку на местах должно находить развитие центров инновационной библиотечной деятельности для более широкого внедрения инноваций в деятельность публичных библиотек.
12.5. Финансирование каждой  публичной библиотеки должно осуществляться на плановой основе на всех этапах ее функционирования и способствовать успешной реализации целей,  задач  и  приоритетных (ключевых) направлений деятельности.
     Особого внимания требует поддержка информатизации как важнейшее направление развития  публичных библиотек на современном этапе, основное средство модернизации библиотечного обслуживания граждан.
12.6. Бюджеты публичных библиотек должны отражать растущую роль новых технологий и ресурсов, требования к обучению сотрудников библиотек и их пользователей эффективному внедрению и  применению новых средств и услуг.
     Если распределение бюджетных средств является вопросом повышенной конкуренции, то библиотекам необходимо грамотно аргументировать   необходимость в получении запрашиваемой доли выделяемых средств или обосновать уже сделанные расходы.
12.7. Публичные библиотеки самостоятельно и при поддержке органов местного самоуправления должны привлекать для своего развития дополнительные средства из различных возможных источников, включая бюджеты вышестоящих уровней,  гранты,  средства  спонсоров и др.

     В копилку специалиста: вып. 5 (9). Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки [текст] / МУК  МЦБ; МБО; отв. за вып. Кешешян А. О. – Чалтырь, 2007. – 25 экз.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL