Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




АРДАШЕС АГОПОВИЧ ЧУБАРЯН

АРДАШЕС АГОПОВИЧ ЧУБАРЯН
(1931 – 2008)
Директор
МБОУ СОШ № 5 село Крым.
Заведующий отделом образования
Мясниковского района.
Председатель районной организации
ветеранов войны и труда
 

     Ардашес Агопович Чубарян (10.11.1931 – 1.09.2008) родился в селе Крым, в трудолюбивой крестьянской семье. С малых лет его приучали уважать тяжелый физический труд земледельца. В семье у каждого были свои обязанности. Это не только развивало детей физически, но и дисциплинировало их. Что потом, во взрослой жизни, несомненно, пригодилось и в учебе, и в работе, и в общении с людьми, и особенно в его педагогической деятельности.
     Его школьные годы пришлись на тяжелое военное время. Но ничто не могло повлиять на тягу к знаниям, необычайную любознательность мальчишки, проявившимся очень рано. Ардашес буквально влюбился в профессию учителя. Он был очарован талантливейшими и одухотворенными учителями Хазаросом Мкртичевичем Джелаухяном, Минасом Вартересовичем Хачикяном, Марией Николаевной Толстовой. Это под их влиянием он выбрал свою жизненную стезю. Хотя отец очень хотел, чтобы сын стал инженером. В те годы это была очень престижная специальность. Впрочем, чтобы не огорчать отца, Ардашес, вопреки собственному желанию, после окончания десятилетки поступил вначале в Ростовский институт сельхозмашиностроения. Но, проучившись два месяца, точно убедился, что это не его призвание.
     Оставаясь студентом этого учебного заведения, Ардашес решил рискнуть и пришел в деканат пединститута. Он прекрасно знал, что прием уже закончился, и его просьба, желание перевестись на физико-математический факультет педагогического выглядят, по крайней мере, запоздалыми. Но декан, видимо, действительно увидел в этом скромном пареньке задатки будущего учителя и дал ему шанс, предложив решить сложную геометрическую задачу, чтобы определить, насколько тот силен в математике. Ардашес тут же, в кабинете, справился с заданием. Это настолько покорило декана, что он сделал, может быть, единственное исключение из правил приема и дал согласие на перевод. Отец только через несколько месяцев узнал о решении сына и смирился.
     Окончив успешно институт, А. А. Чубарян по распределению был направлен в Лиховскую среднюю школу Каменско-Шахтинской района. Ему очень повезло, так как коллектив преподавателей здесь был сильный, и у каждого было чему учиться. За четыре года молодой специалист прошел настоящую школу педагогического мастерства и, приобретя опыт, вернулся в родное село.
     Несколько лет А. А. Чубарян преподавал математику и машиноведение (был тогда такой урок в сельских школах). Чтобы лучше вникнуть в суть данного предмета, А. А. Чубарян поступил заочно в Зерноградский институт механизации и электрификации сельского хозяйства.
     Решающим в жизни А. А. Чубаряна стал 1966 год. Именно тогда его назначили директором Крымской средней школы. И здесь в полной мере проявился его педагогический талант: от преподавания математики до руководства школой. Ардашес Агопович стал своего рода мозговым центром коллектива, все педагогические новшества он изучал досконально и внедрял в свою практику. Он предъявлял самые высокие требования, прежде всего к себе, а потом уже к подчиненным. На семинарах, педсоветах изучались опыт, методы лучших преподавателей страны и все разумное перенималось.
     Большое внимание Ардашес Агопович уделял развитию материально-технической базы школы. Благо, был хороший, как сейчас говорят, спонсор – колхоз имени Лукашина. Лучшая система производственного обучения и воспитания тоже была создана благодаря усилиям коллектива школы. Изучать опыт учебно-воспитательной работы школы приезжали в то время из разных регионов СССР.
     За короткий срок школа стала образцовой не только в районе, но и в области. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что с середины 60-х Крымская школа была утверждена как объект посещения иностранных делегаций. Более 50 делегаций из разных стран, побывавшие здесь, были поражены почти стерильной чистотой помещений, внешним видом учащихся, одетых в единую школьную форму, их при“ветливым и вежливым обращением. Обо всем этом они писали в Книге отзывов.
     Первой в Ростовской области школа перешла на кабинетную систему обучения. А в 1967 году, неслыханное дело, далекую от Москвы сельскую школу посетил сам Министр просвещения СССР Т. Данилов. В знак признательности и высокой оценки деятельности коллектива он впоследствии из средств министерства выделил весьма значительную сумму на приобрете»ние необходимого оборудования и учебной литературы. На многие годы Крымская школа стала базовой для всей области. Здесь проводились семинары и конференции, проходила учеба директоров школ, заведующих учебной частью, работали различные секции.
     Одним из первых в области крымчане перешли и на обучение детей с 6-летнего возраста. Сколько было сомнений, противников этого новшества, но педагоги не отступили и на деле доказали эффективность этого метода.
     В школе был разработан свой собственный Устав, который успешно прошел юридическую экспертизу и стал главным документом школьной жизни. Первой в районе школа перешла и на «пятидневку». Как трудно было ломать устойчивые стереотипы. И, все же, выдержав серьезное сопротивление со стороны власть предержащих, директор и его подчиненные внедрили и это новшество.
     Наконец, одной из первых школа прошла аттестацию министерства народного образования и получила лицензию на дальнейшую работу.
Во всех этих начинаниях и достижениях, несомненно, ведущую роль сыграл Ардашес Агопович. Он буквально горел на работе и заряжал своей энергией всех, кто был рядом с ним.
     И, учитывая его большие организационные способности, компетентность, инициативность в 1976 году его приглашают в Чалтырь, возглавить районный отдел народного образования. И на этом посту он делает очень многое для того, чтобы все школы района были на высоте.
     В последние годы своей трудовой деятельности с 1982 годаА. А. Чубарян вновь возглавляет родную Крымскую школу и работает здесь до самого ухода на заслуженный отдых в 1998 году.
     Заслуги Чубаряна перед народным образованием отмечены высокими званиями «Отличник народного образования РСФСР» и «Заслуженный учитель школы РСФСР» (Указ от 8 декабря 1988 года).
     Помимо своей неутомимой педагогической деятельности, Ардашес Агопович вел и большую общественную работу в районе. Был бессменным депутатом районного и сельского Советов, членом исполкома и бюро райкома КПСС.
     Был в его биографии и такой факт. Будучи директором школы, А. А. Чубарян летом два сезона подряд проработал помощником комбайнера в своем родном колхозе, показывал личный пример своим воспитанникам. Может, поэтому школьная учебно-производственная бригада была одной из лучших в районе.
     Как-то его друг, Д. Насхулиян спросил у Ардашеса Агоповича, какого главного принципа он придерживается в работе, в жизни. Он ответил: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему». И коллеги хорошо чувствовали это. Один из ветеранов педагогического труда Сурен Агопович Пегливанян говорил о своем директоре так: «Аркадий Яковлевич – внешне суровый (как и полагается, наверно, директору), но очень мягкий, обаятельный человек, настоящий руководитель, верный, надежный товарищ. Подкупает его умение общаться с людьми. Он бывает очень лоялен, тактичен, умеет слушать, внимателен. Но по отношению к людям, недостаточно усердно исполняющим свои обязанности, он буквально преображается. Становится достаточно жестким, хотя и предельно вежливым „диктатором“. И уважая директора, каждый член коллектива старается исполнять свои обязанности честно и добросовестно».
     Коллеги и ученики А. А. Чубаряна знали и запомнили его как человека высокообразованного, принципиального, строгого и требовательного к себе и другим и в то же время чуткого, умеющего найти подход к каждому ребенку. Ардашес Агопович умел ценить нелегкий труд учителя, поддержать и помочь в трудные минуты.
     И нельзя не согласиться с известной истиной, что «вряд ли наш герой добился бы больших высот, если бы рядом с ним не было его верной и любимой спутницы, прекрасного педагога – Кнарик Капреловны, которая тоже была педагогом „сея разумное, доброе, вечное“. Вместе они создали прекрасную семью, вырастив двух дочерей, сына, внуков.
     Всю свою жизнь Ардашес Агопович успешно сочетал педагогическую дея-тельность с огромной общественной работой. В 80-х годах был заместителем председателя Крымского сельского Совета. Уйдя на пенсию, не смог долго оставаться без дела и возглавил районный совет ветеранов, был председателем сельской избирательной комиссии. Он всегда был полон идей, планов… Коварная болезнь не дала возможности осуществить задуманное. Но он успел сделать много добрых дел.
     А нам осталось радоваться, что мы – современники, людей вложивших всю свою душу, энергию и знания в дело воспитания и образования подрастающего поколения, еще в юности почувствовавших свое истинное призвание и всю жизнь верных своему делу.

Источники:

1. Для нас он остаётся победителем [Текст]: [в память о педагоге школы №    5 села Крым Ардашесе Агоповиче Чубаряне] // Заря. – 2008. – №    133-135. – 1 окт. – С. 2.
2. Краеведческий календарь на 2011 год с. Крым / Народный музей с. Крым; сост. А. Л. Поповян. – Крым, 2010. – 2 с.
3. Назаретян, А. М. Воспитывая достойную смену труженикам родного колхоза [Текст]: [о вкладе педагогического коллектива в создание и работу производственной ] / А. М. Назаретян; фото А. Мирукяна // Заря. – 2005. – №    152-153. – 17 дек. – С. 2.
4. Настоящий педагог и организатор [Текст]: [некролог Ардашеса Агоповича Чубаряна] // Заря. – 2009. – №    160. – 11 нояб.
5. Насхулиян, Д. Призвание [Текст]: [о Заслуженном учителе школы РСФСР Ардашесе Агоповиче Чубаряне] / Д. Насхулиян // Заря. – 200*. – С. 2.
6. Чубарян, А. А. Воспитание достойной смены – дело чести ветеранов [Текст] / А. А. Чубарян; фото А. Мирукяна // Заря. – 2006. – №    145. – 29 нояб. – С. 2.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL