Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




155 ЛЕТ МАКСИМУ ГОРЬКОМУ

 

Горький расширил область
литературного творчества,
открыл новые пути и
перспективы для
мировой литературы.

Генрих Манн

 

Жизнь ученого – его открытия,
жизнь художника – его картины,
жизнь писателя – его книги.

И. М. Нефедова

МАКСИМ ГОРЬКИЙ
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
ГОРЬКИЙ.NET

     ГОРЬКИЙ Максим, настоящее имя – Алексей Максимович Пешков, родился 28 (16) марта 1868 года в Нижнем Новгороде, русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа XIX-XX столетий (т. н. «серебряного века») и советской литературы.
     Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) – сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) – из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное – заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» ( «Детство»).
     Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться…» – сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».
     Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гёте до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
     Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и – парадоксальным образом – породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нёс в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).
     Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним Максим Горький – М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией – А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра».
     В 1895 году, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 году в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы» (т. 1-3, 1898-1899), имевшая сенсационный успех и большой резонанс, где носителями новой, «свободной» морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки.
     В 1899 году появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
     С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нём рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца XIX – начала XX вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.
     Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 году Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 году вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07 годов.
     Горький быстро проявил себя и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 году встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества „Знание“, где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
     Вершина раннего творчества, пьеса «На дне» (1902), где Горький выявил разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки, поставил вопрос о свободе и назначении человека, в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли К. С. Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 году в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького – «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) – не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
     После поражения революции 1905-1907 годов Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907), где сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Он создает повести «Городок Окуров» (1909), в «окуровском» цикле (роман «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910-1911) – пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в неё революционных настроений; автобиографическая трилогия: «Детство» (1913-1914); «В людях» (1915-1916) «Мои университеты» (1922); цикл рассказов «По Руси» (1912-1917); литературные портреты, воспоминания. Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
     Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем? / Что нам этот ужас принесет? / Что теперь от ненависти к людям / Душу мою спасёт?».
     Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рёв стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В публицистических «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-1918; в 1918 вышли отдельным изданием) – резко критиковал взятый В. И. Лениным курс на революцию, утверждал её преждевременность, разрушительные последствия – обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
     Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.). Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. А. А. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
     С 1921 по 1928 годы Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.). Написал цикл «Рассказы 1922-1924 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над незавершенным романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (т. 1-4, 1925-1936), панорамной картины России за сорок лет. Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг. ХХ века.
     В 1928 году Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание многообразных человеческих характеров в пьесах ( «Егор Булычов и другие», 1932).
     За границей и после возвращения в Россию оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы (в т. ч. теории социалистического реализма).
     Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства – фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 году возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
     18 июня 1936 года, на 69 году жизни, в Горках под Москвой Алексей Максимович скончался. Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына – Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

Памятник М. Горькому.
г. Москва, площадь Тверская Застава

Памятник М. Горькому.
г. Ростов-на-Дону

     Как сказал Н. М. Шебуев: «Успех произведений Максима Горького… можно смело назвать изумительным, небывалым в летописях всемирной литературы. В каких-нибудь два-три года неизвестный дотоле Алексей Максимович Пешков превратился в популярного Максима Горького, – писателя, сразу завоевавшего себе видное место в литературе… Художественный талант Максима Горького не подлежит никакому сомнению: его рассказы написаны живыми, яркими красками, они новы и оригинальны… его описания природы, в особенности моря, дышат очаровательной и своеобразной поэзией; его увлекательный и искренний лиризм действует захватывающе на читателя».

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL