Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Фёдор Михайлович Достоевский
(1821 – 1881)

     Знаменитый русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве, в здании Марьинской больницы, где его отец служил штаб-лекарем. Мать, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества. Федор Михайлович был вторым из 7-ми детей.

Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя

Марья Фёдоровна Нечаева, мать писателя

     Жизнь в семье шла очень однообразно: удовольствия и гости составляли большую редкость. В маленькой казенной квартире дети проводили большую часть времени на глазах родителей; азбуке научила их мать. Позднее к старшим мальчикам ходили два учителя: диакон для Закона Божия и мадемуазель Сушард (впоследствии Драшусова) для французского языка. Отец был очень суров и требователен. Он часто повторял детям, что он человек бедный, что они сами себе должны пробивать дорогу.

Мариинская больница для бедных в Москве – место работы отца

     Достоевский был очень живым ребенком, первым выдумщиком в играх и шалостях, учился хорошо и рано начал читать. Ему шел 11-й год, когда родители его приобрели в Тульской губернии небольшое имение, где стали проводить летние месяцы. До этого он знал только больничный сад да Марьину рощу; но о «народе» он уже имел некоторое понятие через няню, а особенно через деревенских кормилиц, которые рассказывали ему страшные сказки. Дом в деревне был маленький, и мальчики все время проводили на воздухе и в поле, часто среди крестьян. Это было лучшее время в жизни Достоевского.

Михаил Достоевский, брат писателя

     В 1834 году он поступил с братом Михаилом в известный пансион Чермака. В пансионе братья особенно увлекались уроками словесности, а дома всё время отдавали чтению. Федор Михайлович перечитал не один раз историю Карамзина, его же повести, Жуковского, ряд романов В. Скотта, Загоскина, Лажечникова, Нарежного, Вельтмана, а Пушкина оба брата знали почти наизусть.
     Когда Достоевскому ещё не исполнилось 16 лет умерла мать писателя; через несколько месяцев отец отвёз его в Петербург и определил в начале 1838 года в инженерное училище, одно из лучших учебных заведений того времени. Нервный, впечатлительный, болезненный, Достоевский не мог примириться с военной дисциплиной и шагистикой; для чертежей у него не хватало терпения; к математике сердце его совсем не лежало. Он был не приучен к товариществу, а с братом он должен был расстаться. Самолюбивый Достоевский страдал от отсутствия карманных денег, глядя на состоятельность большинства товарищей. Он держался от класса особняком и приобрел репутацию нелюдимого чудака. Его природная впечатлительность, скрываемая от окружающих, доходила до крайней степени.

Инженерное училище в г. Санкт-Петербурге

     В 1841 году Достоевский был произведен в офицеры; в 1843 году по окончании полного курса он зачислен на службу при Санкт-Петербургской инженерной команде и командирован в чертёжную инженерного департамента. И в офицерских классах училища, и потом на действительной службе он продолжает свою отшельническую жизнь, много читая и пытаясь писать. Из его писем к брату видно, что уже в 17 лет литература поглотила его. Им были прочитаны: «Весь Гофман, русский и немецкий, почти весь Бальзак, Фауст Гёте и его мелкие стихотворения, история Полевого, Уголино, Ундина, В. Гюго, кроме Кромвеля и Эрнани». К этим двум именам следует прибавить Жорж Санд, романами которой Достоевский зачитывался тогда. Через много лет (в «Дневнике Писателя») вспоминает он, что после чтения Ускока всю ночь провёл в лихорадке. Он восхищается Жорж Санд за то, что она «проповедует красоту в милосердии, терпении и справедливости», за то, что она предчувствует более счастливое будущее человечества. Он бредит Шиллером, знает сонеты Шекспира, цитирует наизусть не только Гоголя и Грибоедова, но и Расина с Корнелем, которых сравнивает с Гомером; интересуется критикой и историей литературы. И выйдя в офицеры, Достоевский бредит одной литературой, страстно увлечен литературной деятельностью. Голова его переполнена планами изданий своих и чужих переводов; ими мечтает он уплатить свои долги и даже нажиться.

     Осенью 1844 года Достоевский подаёт в отставку, он намерен жить литературным трудом и «адски работать». Переписав свою первую повесть, он уже сравнивает себя с Пушкиным и Гоголем и так же, как они, желает «крепиться и не писать на заказ».
     В мае 1845 года Достоевский по указанию Д. В. Григоровича отдал свою повесть Некрасову, собиравшемуся печатать «Сборник». Впечатление, произведенное ею на Некрасова, Григоровича, Белинского, было потрясающее. Белинский приветствовал его словами: «Вам правда открыта и возвещена, как художнику, досталась, как дар; цените же ваш дар, оставайтесь верны ей, и будете великим художником». Это была самая восхитительная минута во всей молодости писателя.

Ф. М. Достоевский. Рисунок К. Трутовского. 1847 г.

Титульный лист «ПЕТЕРБУРГСКОГО СБОРНИКА», в котором была опубликована повесть «БЕДНЫЕ ЛЮДИ»

     Позднее члены того же литературного кружка далеко не с таким восторгом говорили о «Бедных людях». Последующие произведения писателя Белинский называл «нервическою чепухой» и со свойственной ему стремительностью готов был совсем разжаловать его из крупных писателей. Повесть написана истинным, хотя ещё и малоопытным художником. На первом плане для него не красота и сила, а верность впечатления, из-за чего повесть местами и кажется растянутой, скучной, как часто бывает скучна и однообразна сама жизнь. Но автора нельзя считать реалистом чистого типа, простым наблюдателем жизни; он берет не средних людей, а людей особенных, именно несчастных и забитых, и в то же время с самой тонкой душевной организацией; он исследует их душу до крайней её глубины, в моменты особенно сильного ее возбуждения. Он действует анализом, а не синтезом, как он сам говорит со слов Белинского. Успех, выпавший на долю «Бедных людей», мог бы вскружить голову и самому флегматичному, вполне зрелому человеку. Болезненно самолюбивый Достоевский был возбужден им до крайней степени. Самые грандиозные планы кипели в его голове. Не кончив одной работы, он хватается за несколько новых. В каждом последующем произведении он мечтает сделать огромный шаг вперед, «заткнуть за пояс» и самого себя, и всех других. До своего ареста в 1849 году Достоевский, по-прежнему страшно много читавший, написал десять повестей, не считая множества набросков и вещей неоконченных. Самая обширная из повестей, непосредственно следующая за «Бедными людьми», – «Двойник» (1846). Это одна из наиболее тяжелых, мучительных вещей писателя для чтения и одна из самых характерных по содержанию. Как «Бедные люди» – «Шинелью», так «Двойник» вдохновлен «Записками сумасшедшего» Гоголя, но отличается от них крайнею растянутостью и несравненно более глубоким анализом. В следующих повестях: «Прохарчин» (1846), «Слабое сердце» (1848), «Чужая жена» (1848), «Роман в 9 письмах» (1847), «Ревнивый муж» (1848), «Честный вор» (1848, под заглавием: «Рассказы бывалого человека»), «Ёлка и свадьба» (1848 – наиболее стройное и изящное его произведение этого периода), Достоевский изучает тот же чиновничий мир, на который натолкнул его Гоголь; но он идёт дальше учителя в двух отношениях. Типы у него гораздо разнообразнее: рядом с жалкими, придавленными до отупения или опустившимися до беспробудного пьянства «чиновниками для письма» и надутыми до потери человеческих чувств «их превосходительствами» он выводит и чиновников средней величины, обеспеченных материально и претендующих на бонтонность, и болезненно-чувствительных мечтателей вроде Васи ( «Слабое сердце»), и грубоватых на вид, но счастливых чужим счастьем людей в роде Аркадия (там же). Во-вторых, Достоевский глубже исследует эти типы и их душевные движения и создает интереснейшие психические этюды, то ужасные по своей нагой беззастенчивости, то глубоко, до болезненности трогательные, но никогда не достигающие художественной ясности, прелести и законченности повестей Гоголя.
     Особую группу представляет «Хозяйка» (1817), «Белые ночи» (1848) и «Неточка Незванова» (1849). Это – не физиологические картины служащего Петербурга, а первые наброски пробуждающегося творчества крупного художника. В руке его пока нет верности и твердости; он ещё не может найти надлежащего тона; образы его ещё неясны ему самому, но в них уже чувствуется созидающая сила; она слышится даже и в самом тоне речи, в оригинальном и сильном языке. Во всех этих трёх повестях резко выступают особенности будущего писателя: его герои – люди «с судорожно напряженной волей и внутренним бессилием», люди, которым обида и унижение доставляют болезненное наслаждение – люди, которые в себе самих не могут отделить любви от ненависти и сами себя не понимают, себя самих «вместить не могут». В продолжение всего этого первого периода своей литературной деятельности Достоевский, несмотря на хороший заработок, был кругом в долгах и «в тисках у нужды» – до того плохо умел он устраивать свои денежные и вообще практические дела. Здоровье его тоже не было удовлетворительным; он несколько раз думал серьезно заняться им, но не было ни средств, ни времени. С кружком «Современника» он скоро совсем разошёлся, однако, довольно долго поддерживал хорошие отношения с Белинским, хотя и очень оскорблялся его неблагоприятными отзывами о последних повестях.
     «Неточка Незванова» осталась неоконченной вследствие катастрофы, постигшей Достоевского: в ночь на 23 апреля 1849 года он был арестован и провел восемь месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Он написал там повесть «Маленький герой», напечатанную только в 1857 года Причиной ареста было так называемое дело Петрашевского. Достоевский был судим за то, что посещал собрания у Петрашевского три года, слушал суждения и сам принимал участие в разговорах о строгости цензуры, и на одном собрании, в марте 1849 году, прочел полученное из Москвы от Плещеева письмо Белинского к Гоголю, потом читал его на собраниях у Дурова и отдал для списания копии Монбелли; на собраниях у Дурова слушал чтение статей, знал о предложении завести литографию, у Спешнева слушал чтение «Солдатской беседы». Приговор генерал-аудиториата о нём гласит: «За участие в преступных замыслах, распространение письма литератора Белинского, полного дерзких выражений против православной церкви и верховной власти, и за покушение, вместе с прочими, к распространению сочинений против правительства посредством домашней литографии» он ссылается на каторгу на 8 лет. Государь изменил это наказание, утвердив каторгу «на 4 года, а потом рядовым».

Достоевский-каторжанин. Художник В. Домогацкий. 1956 г.

     21 декабря 1849 года Достоевский вместе с другими осужденными был вывезен на Семеновский плац, где всем им был прочитан приговор к смертной казни через расстрел, потом объявлено помилование и приговор в окончательной форме. 24 декабря писатель был отправлен в Сибирь. В это время он не чувствовал себя подавленным и утешал при прощании брата Михаила, говоря, что «и в каторге не звери, а люди» и что по выходе из каторги ему «будет о чем писать». Дорога до Омска в суровое время года не легко отозвалась на здоровье Достоевского: у него открылись золотушные раны на лице и во рту.

23 декабря 1849г на Семёновском плацу они стояли на эшафоте.
В последнюю минуту им сообщили об отмене казни.

     Жизнь писателя в остроге хорошо известна по «Запискам из мертвого дома», где, как он сам говорит, он «под вымышленными именами рассказал свою жизнь в каторге и описал своих прежних товарищей каторжных»: краски только немного гуще в секретно пересланном, откровенном письме к брату, писанном 22 февраля 1854 года, т. е. почти сейчас же по выходе из острога.
     Одиночное заключение, приговор на Семеновском плацу и каторга были страшным испытанием для Достоевского, но они излечили его от многих недостатков, как считали одни, выработали его убеждения, а наблюдение окружающего раскрыло перед ним такие горизонты и такие глубины человеческой души, каких не видал ни один писатель до него. Другие весь болезненный надрыв его произведений, его мистицизм и его переход из одного лагеря в другой объясняют тем, что каторга сломила его нравственно, не говоря уже о том, что окончательно погубила его здоровье. Первые забывают, что писатель и в ранних своих произведениях выказывал необыкновенную глубину анализа, а с другой стороны, он и после каторги остается тем же болезненно самолюбивым и нетерпеливым человеком и тем же поэтом безысходного страдания, душевных ненормальностей и болезней. Вторые упускают из виду слабые стороны произведений его первого периода. Каторга не сломила Достоевского, не убавила энергии и жажды умственной жизни, но она не могла не надломить его, как это видно из приниженного тона сибирских писем и из патриотических стихотворений, которыми надеялся он снискать себе полное прощение. Эти 4 года невольного умственного застоя не могли пройти бесследно, не говоря уже об эпилепсии, которая к тому времени определилась совершенно ясно. Впрочем, этот «надлом» нисколько не отражается на «Записках из мертвого дома», над которыми он принимается работать по освобождении.
     «Записки из мертвого дома» – наиболее художественное, единственное безусловно-художественное произведение Достоевского, так как в нём великая идея и прекрасная форма вполне уравновешены между собою. Во всех его последующих произведениях идея как будто подавляет самого автора и берет над формою верх; он стремится выразить эту идею с такою же силою и убедительностью, с какою сам сознает и чувствует её, а это ему удается не сразу. Добившись, наконец, выражения точного и достаточно сильного, он не решается исключить все прежние попытки, так как в них известная сторона идеи выражена с большею ясностью, нежели в окончательной форме. Он, конечно, сознает, что от этого страдает стройность композиции; но он всегда склонен жертвовать красотою для истины. По той же причине Достоевский, столь ревнивый к оригинальности своих произведений со стороны идеи, не задумываясь, повторяет свои типы и положения, если находит, что их можно выразить еще сильней и рельефней, нежели он сделал это прежде. Но очень часто писатель не имел физической возможности выправить свое произведение и сделать его более сильным и стройным. Первая часть была уже в руках читателей в то время, когда он писал вторую. Причины, почему так исключительно посчастливилось «Запискам из мертвого дома», две: первая, конечно, – содержание, не выдуманное, а данное собственной жизнью, что для поэта правды всегда представляет огромную выгоду; вторая – та, что, работая над ними, Достоевский, не надеясь на их пропуск цензурой в печать, писал их почти для себя и таким образом имел полную возможность выносить их в своей душе.
     Солдатская служба в сравнении каторгой не казалась Достоевскому особенно тяжкой. 1 октября 1855 года он был произведен в прапорщики.

М. Д. Исаева, первая жена Ф. М. Достоевского

     6 марта 1856 года в г. Кузнецке Достоевский женился на вдове Марье Дмитриевне Исаевой. Брак увеличил денежные нужды писателя (у него был пасынок, о котором он заботился всю последующую жизнь), и ему ещё чаще пришлось обращаться за помощью к друзьям и брату Михаилу, который в это время стоял во главе папиросной фабрики, и дела которого шли удовлетворительно.

Достоевский и Ч. Валиханов. Фотография снята в Семипалатинске в 1858 г.

     В 1859 году Достоевский был прощен, ему позволили выйти в отставку и вернуться в Россию. В этом же году он печатает две большие повести «Дядюшкин сон» ( «Русское Слово») и «Село Степанчиково и его обитатели» ( «Отечественные Записки).
     „Дядюшкин сон“ – одно из наименее субъективных произведений писателя. Тема его до крайности невинная, не имевшая ни малейшего отношения к жгучим вопросам действительности: это – история неудачной попытки женить полуразвалившегося старика на красивой и умной барышне. Достоевский был, очевидно, недоволен тем, как он справился с этой темой, и через 15 лет переработал её вновь в «Подростке», реальнее и глубже.
     «Село Степанчиково» – произведение вполне оригинальное, и тема эта у писателя уже никогда не повторялась. В письме к А. Майкову от 18 января 1856 года Достоевский писал: «я шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц и так понравился мне мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то, что она удавалась, собственно, для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним. Этот герой мне несколько сродни. Короче, я пишу комический роман, но до сих пор все писал отдельные приключения; написал довольно, теперь всё сшиваю в целое».
     По возвращении в Россию Достоевский, не имея права жить в столицах, поселился в Твери, но усиленно хлопотал о дозволении переехать в Петербург, и через несколько месяцев хлопоты его увенчались успехом. В 1860 году Достоевский уже окончательно основался в Петербурге и с 1861 года вместе с братом издает ежемесячный журнал «Время», в котором печатает свой первый большой роман: «Униженные и оскорбленные» и «Записки из мертвого дома».
     Роман «Униженные и оскорбленные» не очень высоко ставили даже самые близкие друзья писателя. Это – фельетонный роман, говорили они; в нём куклы, ходячие книжки, а не люди, – и сам автор соглашался с ними, называл свой роман произведением диким, хотя и находил в нём полсотни страниц, которыми он мог гордиться, и два серьезных характера. Добролюбов поставил его ниже эстетической критики и поставил не голословно, а с очень вескими доводами и при полной симпатии к автору. Мнение публики, очевидно, совсем другое: в несколько лет роман выдержал 5 изданий и читался почти так же усердно, как «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы», и значительно больше, чем «Подросток», «Идиот», «Бесы». Роман, действительно, имеет вопиющие недостатки вследствие той страшной поспешности, с которой писал его Достоевский (он в то же время вёл и несколько других отделов в журнале, и нёс на себе половину забот по редакции). Здесь впервые развернулось нравственное миросозерцание вполне созревшего Достоевского, не затемненное политикой и публицистикой. Основа этого миросозерцания – вера в человека, в чистоту его сердца, и глубокое убеждение, что спасение от всех зол жизни в нашей власти; надо только исполнить евангельскую заповедь: возлюби ближнего как самого себя. Люди добры по природе; они делают зло только по недоразумению: поймем это, и зло исчезнет. Алёша – один из тех характеров, оригинальностью которых справедливо гордился Достоевский. Это взрослый ребенок, чистый сердцем, несмотря на своё воспитание в аристократическом доме негодяя-отца, несмотря на свою жизнь в кругу петербургской золотой молодежи; что бы он ни делал, все хорошие люди, все дети и все животные всегда будут любить его. Он ограничен, легкомыслен, вечно под чужим влиянием, а всё-таки всегда и во всём прав, потому что не знает зла и не может понять его. В журнале «Время» (1862) Достоевский напечатал ещё небольшую повесть «Скверный анекдот», носящую на себе довольно явные следы подражания «Губернским очеркам» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Успех журнала обеспечивал братьев Достоевских, и летом 1862 года писатель смог съездить за границу полечиться. Запрещение «Времени» расстроило дела Достоевских; однако писатель опять был вынужден на лето уехать за границу лечиться.

Достоевский в 1863 году

     С 1864 года М. Достоевскому было разрешено издание журнала «Эпоха»; но он не имел такого успеха, как «Время». В это время Федор Михайлович был в Москве и почти не мог помогать брату, он был болен сам и ухаживал за умирающей женой, которая скончалась 16 апреля 1864 года.
     Повесть «Записки из подполья» – один из самых глубоких и самых мучительно тяжелых психологических этюдов Достоевского – не была окончена к первым книжкам «Эпохи».
     10 июня 1864 года неожиданно скончался Михаил Достоевский, и Фёдор Михайлович, уже переехавший в Петербург, взял на себя негласно редакторство и издательство. Несмотря на всю его энергию, отягчённая долгами «Эпоха» не пошла, и в начале 1865 года в кассе не оказалось ни копейки, а у Достоевского – 15000 рублей долга и нравственная обязанность содержать семью покойного брата. В последней книжке «Эпохи» Достоевский начал печатать фантастическую повесть: «Крокодил. Необыкновенное событие, или пассаж в Пассаже», которая так и осталась неоконченной. Некоторая часть печати приняла это довольно неудачное произведение за памфлет на Чернышевского и вознегодовала на писателя за такое глумление над несчастием талантливого публициста, но Достоевский в 1873 году печатно опроверг эту «пошлейшую сплетню».
     В конце июля 1865 года писатель, кое-как устроив на время свои денежные дела, уехал за границу в Висбаден и там, к довершению своих материальных несчастий, проигрался в рулетку до копейки (он играл и в прежние поездки за границу и один раз выиграл 11000 франков; немного позднее он воспользовался своими наблюдениями и ощущениями при создании повести «Игрок», слабой в художественном отношении, но интересной по глубине психологического анализа).

     Выпутавшись из критического положения с помощью старинного приятеля А. Е. Врангеля, Достоевский в ноябре приехал в Петербург и принялся усердно писать «Преступление и наказание», которое стало печататься в январской книжке «Русского Вестника» за 1866 год. Роман произвел громадное впечатление, которому до некоторой степени способствовало поразительное его совпадение с действительностью: в то же время в Москве совершено было подобное преступление студентом Даниловым. Достоевский обдумывал этот роман ещё в Сибири, но не решался писать его: крайне небрежно относясь к форме, он очень дорожил идеями своих произведений, и пока идея не выносилась в душе его, он не пытался е` обрабатывать. Наконец он решился, и успех превзошел его ожидания. «Преступление и наказание» – несомненно, лучший из его романов и одно из самых крупных и характерных произведений всего нашего столетия; нельзя идти дальше в глубине психологического анализа и в проповеди величайшей идеи нашего века – гуманности. Но герой не есть тип, и его слияние с «правдой народной» на каторге есть явление исключительное. Несмотря на болезнь и отчаянное положение своих денежных дел, Достоевский в это время чувствовал большой прилив жизненных сил и душевной бодрости.

Анна Григорьевна Достоевская, вторая жена писателя

     Осенью 1866 года, чтобы исполнить скорее своё обязательство перед Стелловским, которому он продал собрание своих сочинений с условием прибавить к ним новую повесть, он пригласил к себе стенографистку Анну Григорьевну Сниткину и диктовал ей «Игрока». 15 февраля 1867 года Анна Григорьевна стала его женою, а через два месяца Достоевские уезжают за границу, где остаются 4 с лишком года (до июля 1871 г.). Там Фёдор Михайлович написал два больших романа: «Идиот“ (Русский Вестник» 1868 – 1869 г.) и «Бесы» (1871 г.) и большую повесть: «Вечный муж» ( «Заря» 1870 г.). Условия, при которых создавались эти произведения, в значительной степени объясняют их тон и их недостатки.

«Преступление и наказание» в журнале «Русский вестник» М. Н. Каткова

     Заграничное путешествие Достоевских – бегство от кредиторов, которые уже подали ко взысканию. Достоевский, по его собственным словам, ничего не имел бы и против долгового отделения; но здоровье его до того расстроено, припадки эпилепсии участились, мозг был так потрясён, что в доме Тарасова он не вынес бы и месяца, а стало быть и долги остались бы невыплаченными. Чтобы обвенчаться и уехать, он сделал новые долги – взял у Каткова под задуманный им роман ( «Идиот») 3000 рублей. Но из этих 3000 едва ли и третья часть переехала с ним за границу: ведь в Петербурге на его попечении остаются сын его первой жены и вдова его брата с детьми. Направляясь на юг, в Швейцарию, он заехал в Баден, сперва выиграл на рулетке 4000 франков, но не мог остановиться и проиграл всё, что с ним было, не исключая своего платья и вещей жены. Возникла необходимость новых займов.
     Почти год живет Достоевский в Женеве отчаянно, работая (он пишет по 31/2 листа в месяц) и иногда нуждаясь в самом необходимом. В это же время в семье Достоевских рождается первый ребенок; но он умирает, к неописуемому отчаянию родителей. В Веве, потом в Милане настроение духа писателя не лучше; он крайне недоволен формой своего нового романа; по его мнению, она до того плоха, что даже «идея романа почти лопнула», но что ж делать, «надо спешить, гнать на почтовых».
     Когда Н. Н. Страхов приглашает его участвовать в новом журнале «Заря» (21 ноября 1868 г.), первая его мысль – получить вперёд часть денег за повесть, за которую он ещё и не принимался. Все его письма А. Н. Майкову переполнены денежными расчетами, запросами и судьбищем из-за недоплаты нескольких сот рублей с Стелловским.
     «Идиот» – одно из самых задушевных произведений Достоевского. Главная мысль романа, как говорил сам писатель, «изобразить положительно прекрасного человека», не смешного, как Дон-Кихот и Пиквик, и не возбуждающего сожаления своими несчастьями, как Жан Вальжан. Эта мысль воплощена в больном князе Мышкине. В основе его характера – та же душевная чистота и правдивость, та же потребность безграничной любви и непонимание злых чувств, что и у Алёши «Униженных и оскорбленных» и у Алёши Карамазова. Но оба Алеши – почти мальчики, а князь Мышкин – человек с глубоким и тонким, всесторонне развитым умом, человек много видавший и много страдавший. Мысль «открыть Россию» для человека с такими данными, как князь Мышкин – мысль в высшей степени удачная, но Достоевский не провел её последовательно: мы видим героя в Петербурге, а как он прожил 6 месяцев в Москве и внутри России, мы не знаем. Мы знаем только, что он вернулся убежденным народником и исповедником православия. Глубоко задуман и прекрасно исполнен характер Рогожина; слабее всего тенденциозная часть романа – изображение полупомешанных социалистов Бурдовского и К.
     «Бесам», в основу которых положен нечаевский процесс, сильно вредит избыток политики и тенденции. Мысль вывести в смешном виде Грановского и Тургенева положительно неудачна, и злобные выходки против Кармазинова – Тургенева могут быть объяснены только крайне тяжелым и раздраженным настроением автора.
     Повесть «Вечный муж», написанная в то же время – одна из лучших повестей Достоевского по оригинальности идеи и характера, её выражающего; даже построение её отличается ясностью, ход действия – энергией, видно, что он, измучившись над социальным романом с «прекрасным» героем, поработал над повестью с удовольствием.

А. Г. Достоевская и дети писателя: Федя и Люба

Сын Федор и дочь Любовь

     По возвращении в Петербург начинается самый светлый период в жизни романиста, в горячо любимой семье (дочь Любовь, родилась в 1869 г. в Дрездене, сын Фёдор – в 1871 г. в Петербурге), с доброй и умной женой, которая взяла в свои руки денежные (издательские) дела и скоро освободила мужа от долгов. В первый раз пятидесятилетний писатель оказался в сносном денежном положении и в состоянии работать не «из-под палки», не «на почтовых»; но многолетняя привычка не могла исчезнуть и при изменившихся обстоятельствах. Достоевский и теперь подгоняет работу к последнему сроку и тем искусственно возбуждает свой мозг и нервы; у него и теперь встречаются небрежности, но в общем отделка его произведений лучше, и «надрыв» чувствуется значительно слабее.

     С начала 1873 года Достоевский становится редактором еженедельного журнала «Гражданин» с платою по 250 рублей в месяц, кроме гонорара за статьи, и пишет в нём фельетон под названием «Дневник писателя» и обзор иностранной политики. В его фельетонах есть интересные личные воспоминания (о Белинском, о Чернышевском), комментарии к собственным произведениям и повествовательные очерки: слабее всего критические и чисто публицистические статьи.

Достоевский под арестом на гауптвахте, здание которой располагалось на Сенной площади. Здесь он был 21 и 22 марта 1874 г. «за нарушение порядка публикаций»

     В начале 1874 года писатель разошелся с «Гражданином» и занялся новым большим романом: «Подросток». В этот период Достоевский проводили летние месяцы в Старой Руссе (откуда Достоевский на июль и август уезжал в Эмс для лечения; так было в 1874, 1875, 1876, 1878 и 1879 гг.); в 1874 году они остались там и на зиму.
     Роман «Подросток» был напечатан в «Отечественных Записках» в 1875 году. Задача определяется самим заглавием. Из подростков выходят деятели; значит и вопрос о них – вопрос о будущем России. Подростков, как и взрослых, Достоевский делит на безразличную массу и на людей с идеалом. Такие держатся всегда особняком, в уединении. Их способности и характер «угрожают развиться к худшему, часто в стремление к беспорядку». Но это желание «беспорядка» происходит из затаенной жажды порядка и благообразия. «Юность чиста уже потому, что она юность». Герой романа – это сам Достоевский в юности, в не очень лестном изображении. Он «сброд всех самолюбий». Он всего больше мучит тех, кого больше всего любит. Сердце его переполнено любви к людям, а он старается «держать себя как можно мрачнее», он ненавидит себя за желание «прыгать людям на шею». Он не мстителен, но страшно злопамятен: он желает отомстить великодушием, чтобы обидчик почувствовал свою вину перед ним. Уединение и большая развитость сравнительно с товарищами мешают ему стать в ряды политических деятелей, и он изобретает себе собственную идею, в сущности нелепую, но зато оригинальную. Но живая жизнь, любовь к отцу и матери и полудетская страсть к Катерине Николаевне в конце концов излечивают его от исключительностей. В романе есть и другой герой – это Версилов, в лице которого писатель, расплачивается с собою за своё прежнее отрицательное отношение к русскому образованному дворянству. Версилов при всех своих недостатках и при своем огромном эгоизме – самый умный и самый порядочный человек, представитель мировой идеи, «высший культурный тип боления за всех». Таких, как он, по его словам, может быть, тысяча в России, которая только и существовала для того, чтобы произвести эту тысячу, и существовала не даром: благодаря им она живет не для себя, а для идеи, а только это и есть настоящая жизнь. Ни в каком другом своем произведении Достоевский не восстает с таким ожесточением на жизнь рассудочную, без идеала, на занятие «полезным».

Рабочий кабинет писателя в последней квартире в Петербурге

     С начала 1876 года Достоевский берется за оригинальное предприятие, идея которого мелькала у него ещё во время 4-хлетнего пребывания за границей; это – «Дневник Писателя», ежемесячный журнал без сотрудников, без программы и отделов. В материальном отношении успех предприятия был несомненный: в 1-й же год «Дневник Писателя» имел 2000 подписчиков и в таком же количестве расходился в розничной продаже; в 1877 году расходилось до 6000 экз. Журнал нажил Достоевскому и массу горячих приверженцев, и много порицателей, которые не без основания доказывали, что поэт взялся не за свое дело. «Дневник Писателя» интересен, во-первых, как комментарий к произведениям писателя, во-вторых, как превосходный материал для выяснения процесса творчества поэта, так как мы здесь находим факт, который дал толчок фантазии, и художественное произведение, которое возникло из этого факта; в-третьих, наконец, как собрание превосходных повестей и очерков, из которых некоторые (например «Мальчик у Христа на ёлке») уже успели сделаться народными книжками.
     В политических вопросах Достоевскому мешает сила воображения и односторонняя страстность его «патриотизма». Глубоко убеждённый в нашем внутреннем превосходстве перед Европой, он твердо верит, что она не сегодня, так завтра постучится к нам и будет требовать, чтобы мы шли спасать её от неё самой. Чтобы это случилось скорее, мы должны перестать быть международной обшмыгой, как выражается Достоевский, стать русскими прежде всего – а стать русскими значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же он начнет уважать нас самих. Достоевский вовсе не закрывает глаз на недостатки русского народа: он видит в нём и грязь, и даже грубый материализм, но считает это явлением наносным и преходящим. Что касается до средства очиститься, оно у писателя то же самое, что и у всех лучших людей 40-х, 60-х и 80-х годов XIX века. «Я не хочу, говорит Достоевский, мыслить и жить иначе как с верой, что все наши 90 млн. русских будут образованы, очеловечены и счастливы. Я знаю и твердо верую, что всеобщее просвещение у нас никому повредить не может». Писатель настойчиво требует для всех права на высшее образование, и прежде всего для будущих матерей, для русских женщин. Он видит в современной русской женщине, которую вообще ставит много выше мужчины, великий недостаток: зависимость от мужских идей и склонность принимать их на веру. Писатель считал, что лекарством от этой болезни является высшее образование. Основа всякой педагогики, по убеждению Достоевского, это деятельная и неустанная любовь, а насильственные меры, телесные наказания – это продукт лени родителей. Дети – великий и страшный долг, честный отец с матерью должны прежде всего перевоспитать самих себя. Дети понимают гораздо больше, чем мы думаем, и расположены к любви самой природой. Если родители добры к ним, они простят всякие отклонения, всякие безобразия, и если не будут уважать родителей, то будут любить их и вынесут из детства эти светлые воспоминания, ведь нет ничего на свете выше, сильнее и полезнее в жизни, чем эти воспоминания. С этими гуманными, прогрессивными воззрениями резко расходится мрачный мистицизм Достоевского и его проповедь о потребности человека (преимущественно русского) в страданиях, о необходимости суровых судебных приговоров и т. п.

Достоевский в 1879 году

     Почти обеспеченный материально, Достоевский с 1878 года прекратил «Дневник Писателя», чтобы заняться большим роману, который он задумал еще в Дрездене в 1870 году. Тогда он думал написать 5 отдельных повестей под общим заглавием: «Житие великого грешника». Это житие должно было включать жизнь нескольких поколений, начиная со времен Чаадаева и до наших дней, и представить параллель к «Войне и Миру» Толстого, под влиянием чтения которого оно, по-видимому, было задумано. Впоследствии план изменился: эпоха Чаадаева оставлена, и 5 повестей превратились в два связанных единством лиц романа, между действиями которых проходят 13 лет.

Речь Достоевского на открытии памятника Пушкину приносит ему ещё большую известность.
«Речь о Пушкине» 10 мая 1880 г.

     Достоевский успел написать только первый роман, совершенно самостоятельный и внутренне законченный: «Братья Карамазовы» ( «Русский Вестник», 1879-1880 гг.). Этот роман обработан значительно лучше всех других крупных произведений писателя и представляет поразительные сцены и характеры, но в нём же особенно резко выразились и все недостатки Достоевского как поэта, и основа его миросозерцания – болезненный мистицизм. Идея романа выражена в 4-х представителях семейства Карамазовых. Карамазов-отец – отталкивающий продукт воздействия Европы на полудикую провинциальную Россию XVIII и начала XIX вв. Есть своё «благообразие» в западном бароне и бюргере, есть своё и в русском мужике и мещанине. Федор Карамазов не имеет ни того, ни другого и соединяет в себе безобразие разнузданного эгоизма и скептицизма худшего из учеников Вольтера с безобразием пьяного и распутного мужика. Двое старших его сыновей поделены между Европой и Россией – поделены, конечно, неравномерно, так как по крови и по обстановке они оба русские люди. Иван по образованию и по образу мыслей европеец. Но на Руси – это оторванный от почвы несчастный искатель идеала, тот же Раскольников, геройски смелый в мыслях и вечно колеблющийся в действиях, человек с ясным сознанием зла без сознания добра, вечный «мученик» без надежды на царство небесное. Дмитрий – такой же холодный эгоист, как его отец, и так же лишен всякой нравственной поддержки; он человек чисто русский, но изломанный вследствие вечной борьбы между «благообразием» своего идеала и безобразием своей жизни; но и он эгоист, потому что не знал другой цели в жизни, кроме удовлетворения своих страстей и капризов. Иван ненавидит Дмитрия, как Европа ненавидит Россию; Дмитрий благоговеет перед Иваном, как Россия благоговеет перед Европой. Третий сын, Алеша, – настоящий герой романа во второй, не написанной его половине; это Россия будущего, прилепившаяся «к народным началам», но не исключающая через них, а, напротив, усиливающая ими начало общечеловеческое: веру в человека и христианскую всепрощающую любовь. Эту Россию все возлюбят, потому что она всех возлюбит и всех примирит.

Ф. М. Достоевский. Художник И. Глазунов

     Во время печатания «Братьев Карамазовых» Достоевскому удалось испытать момент торжества настолько же полного, как тот ободряющий приговор Белинского, который встретил его первое произведение. Речь его во время московских пушкинских празднеств 8 июня 1880 года, напечатанная с пояснениями в единственном «Дневнике Писателя» за 1880 год, привела многочисленную публику в неописуемый восторг и, по словам И. Аксакова, соединила в одном чувстве славянофилов и западников. Речь эта – одно из лучших произведений Достоевского по горячности и искренности чувства к поэту и по гуманности идей, в ней проводимых; она очень важна и для понимания самого писателя, так как, бессознательно для оратора, оказалась подведением итогов всей лучшей стороны его литературной деятельности. Достоевский превозносит Пушкина за его горячее стремление к идеалу и за уменье находить идеал в родной земле. Достоевский был всю жизнь «неисправимым идеалистом», вечно искавшим святыни и умевший находить их у себя дома. Он превозносит Пушкина за создание в лице Онегина типа русского скитальца и страдальца, тоскующего по потерянной правде. Сам Достоевский всю жизнь болел за русских страдальцев и всю жизнь указывал им потерянную правду, говоря: «смири свою гордость, гордый человек, поработай на ниве, праздный человек»! Он видит в Татьяне апофеоз русской женщины, которая не может основать своего счастья на несчастии другого. Достоевский, начиная с «Бедных людей», доказывал, что счастье только в том, чтобы доставлять другим минуты счастья, поднимать падших, утешать униженных и оскорбленных. Пушкин не был ни славянофилом, ни западником, а был одновременно и русским, и мировым человеком. Достоевский в лучшие свои минуты проповедовал объединение национальных и гуманных стремлений, всеобщее братство народов и сословий и отдельных людей.

Титульный лист первого отдельного издания романа «Братья Карамазовы», том II. Типография братьев Пантелеевых, 1881 год

     С начала 1881 года Достоевский решился возобновить «Дневник Писателя» и его первый номер сдал в цензуру 25 января. 29 января он обещал участвовать в Пушкинском вечере, но 28 января к вечеру его уже не было в живых.

Посмертный портрет И. Н. Крамского «Ф. М. Достоевский на смертном одре»

     Последние годы своей жизни он страдал эмфиземой вследствие катара дыхательных путей; в ночь с 25 на 26-ое января у него произошел разрыв легочной артерии, которому, впрочем, доктора не придали особого значения; но сильный эпилептический припадок сразу сокрушил давно надломленный организм.
     Весть о смерти Достоевского вызвала у всей читающей России чрезвычайно пылкое чувство к покойному. Похороны писателя состоялись 2 февраля 1881 года и стали настоящим событием для Санкт-Петербурга: 67 венков было внесено в церковь Св. Духа в Александро-Невской лавре, в процессии участвовали 72 депутации.

Похороны Достоевского. Художник В. Порфирьев. 1881 г.

На могиле Ф. М. Достоевского. В центре А. Г. Достоевская с детьми Любой и Федей. Фото 5 февраля 1881 г.

     Все произведения Достоевского, начиная с «Преступления и наказания», вызывали критические статьи во множестве журналов и в России, и за границей. Смерть его вызвала длинный ряд некрологов и попыток оценить его значение и влияние его творчества на мировую культуру.

Памятник на могиле Достоевского

     Достоевский творил в Золотой век русской литературы. Писатель прожил почти шестьдесят лет. Его произведения стали одной из причин, по которым литературоведы столь высоко оценивают литературу XIX столетия. Ф. М. Достоевский был признан классиком русской литературы, романистом мирового значения, первым представителем персонализма в литературном пространстве России. Его творчество оказало значительное влияние на мировую литературу и на такие направления философии и психологии, как экзистенциализм и фрейдизм.

Памятник Достоевскому
г. Москва

Памятник Достоевскому
г. Санкт-Петербург

     Психолог и психоаналитик Зигмунд Фрейд так оценивал творчество Достоевского: «…место его в одном ряду с Шекспиром. „Братья Карамазовы“ – величайший роман из всех, когда-либо написанных».
     Фигура Достоевского является очень значительной для русской литературы; именно он был новатором, создававшим традиции в русском реализме. Усилия Достоевского по работе над развитием реализма не были оценены его современниками, однако от того не стали менее значительными. Фёдор Михайлович Достоевский – русский писатель и публицист, мыслитель и философ, чьи бессмертные произведения известны по всему миру.

Использованные источники:

1. Белов, С. В. Федор Михайлович Достоевский: кн. для учителя / С. В. Белов. – Текст: непосредственный. – Москва: Просвещение, 1990. – 206,[2] с.: ил.
2. Волгин, И. Последний год Достоевского: исторические записки / Игорь Волгин; [послесл. В. Турбина]. – Текст: непосредственный. – Москва: Известия, 1990. – 652, [2] с.: портр. – (Библиотека «Дружбы народов»).
3. Волгин, И. Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах / Игорь Волгин. – Текст: непосредственный. – Москва: Книга, 1991. – 605, [1] с. – (Писатели о писателях).
4. Громыко, М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского, 1850-1854 гг. / М. М. Громыко; отв. ред. Н. Н. Покровский; Академия наук СССР. – Текст: непосредственный. – Новосибирск: Наука, 1985. – 166, [2] с. – (Страницы истории нашей Родины).
5. Долинина, Н. Предисловие к Достоевскому / Н. Долинина. – Текст: непосредственный. – Ленинград: Детская литература, 1980. – 254 с.
6. Достоевский: материалы и исследования. Вып. 6 / Академия наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский Дом); [ред. Г. М. Фридлендер]. – Текст: непосредственный. – Ленинград: Наука, 1985. – 302, [2] с.
7. Достоевский: энциклопедия / [сост. Н. Н. Наседкин]. – Текст: непосредственный Москва: Алгоритм: Эксмо: Око, 2008. – 798, [1] c. – (Энциклопедия великих писателей).
8. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: материалы для выставки в школе и детской библиотеке / [Н. И. Якушин]. – Текст: непосредственный. – Москва: Детская литература, 1981. – 16, [1] с. – (Выставка в школе).
9. Карякин, Ю. Самообман Раскольникова: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / Ю. Карякин. – Текст: непосредственный. – Москва: Художественная литература, 1976. – 155, [3] с. – (Массовая историко-литературная библиотека).
10. Кулешов, В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: очерк / В. И. Кулешов. – Текст: непосредственный. – Москва: Детская литература, 1979. – 204, [2] с.
11. Курляндская, Г. Б. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: книга для учителя / Г. Б. Курляндская. – Текст: непосредственный. – Москва: Просвещение, 1988. – 255, [1] с.
12. Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского: в 3-х т.: 1821-1881. Т. 1. 1821-1864 / [сост.: И. Д. Якубович, Т. И, Орнатская; Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук]. – Текст: непосредственный. – Санкт-Петербург: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. –530, [6] с.
13. Никитин, М. Здесь жил Достоевский: повесть из 33 сцен / М. Никитин. – Текст: непосредственный. – Москва: Советский писатель, 1956. – 195, [4] с.
14. Сараскина, Л. «Бесы»: роман-предупреждение / Л. Сараскина. – Текст: непосредственный. – Москва: Советский писатель, 1990. – 478, [1] с.
15. Селезнев, Ю. Достоевский / Юрий Селезнев. – Текст: непосредственный. – Москва: Молодая гвардия, 1981. – 543 с. – (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 16 (621)).
16. 100 человек, которые изменили ход истории: Вып. 65: Федор Достоевский / [гл. ред. Н. Скилакис]. – Текст: непосредственный. – Москва: Де Агостини, 2009. – 31 с.: ил.
17. Ф. М. Достоевский / [отв. ред. Т. П. Тимошина]. – Текст: непосредственный. – Москва: АСТ: Астрель, 2009. — 125, [2] с. – (Имя России. Исторический выбор).

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL