Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




100 ЛЕТ В. П. АСТАФЬЕВУ

«В. П. Астафьев – несомненно,
русский классик двадцатого
века, который понимал,
что быть писателем – значит
писать о главной правде,
как он её ощущал: о падении
человека в холодеющем
мире, об истощении любви
и веры, об оскудевании добра,
о торжестве ханжества,
лицемерия и фарисейства.
Тем он и дорог мне, что был
честен, как мало кто в
современной литературе».

Людмила Сараскина,
литературовед,
доктор филологических наук

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ К 100-ЛЕТИЮ В. П. АСТАФЬЕВА
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
АСТАФЬЕВ.NET

     Виктор Петрович Астафьев – выдающийся русский писатель, прижизненный классик, бесспорный лидер сформировавшегося в 1950-1980-х годах направления, получившего название «деревенская проза».
     Виктор Петрович родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии (ныне Красноярского края) в семье относительно богатого владельца мельницы, охотника-промысловика, большую часть времени проводившего дома Петра Павловича Астафьева (1901-1979) и Лидии Ильиничны Потылицыной (1902-1931) происходившей из крестьянской семьи. Был третьим, а в силу обстоятельств единственным, ребёнком в семье, две его старшие сестры умерли ещё во младенчестве. «Я всю жизнь ощущал и ощущаю тоску по сестре и на всех женщин, которых любил и люблю, смотрю глазами брата», – писал Астафьев в автобиографии.
     Детство будущего писателя было тяжелым. Родители плохо ладили между собой. В своей автобиографии 2000-го года Виктор Астафьев вспоминал отцовский дом как место, где мужчины во главе с дедом Павлом Яковлевичем постоянно пьянствовали, в то время как всю работу выполняли две женщины, Лидия и её свекровь, Мария Осипова, молодая вторая жена Павла Яковлевича. Коснулось семьи и раскулачивание: советские власти национализировали мельницу, которая много лет помогала Астафьевым прокормиться. Как вспоминал Виктор Астафьев в книге «Расскажу сам о себе…»: «…Призвали моего папу мельничать, пообещав зачислить его и маму мою в колхоз, чему мама была безмерно рада, но потрудиться ей на счастливой коллективной сельхозниве не довелось. Папа мой, восстановив мельницу, снова загулял, закуролесил, не понимая текущего момента, и однажды сотворил аварию, но мельница-то не его уже и не дедова – это уже социалистическая собственность, и папу посадили в тюрьму…».

Виктор Астафьев с родителями, 1931 год

     Пётр Астафьев был осуждён на пять лет за вредительство отправлен в Карелию – на строительство Беломорканала.
     12 июня 1931 года, во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих находилась и она, перевернулась. Лидия Ильинична упала в воду, ударилась головой о сплавную бону, зацепилась длинной косой и утонула. Её тело удалось обнаружить только спустя несколько жней. Виктору тогда было семь лет. Мальчик остался на попечении бабушки и дедушки со стороны матери – Катерины и Ильи Потылициных. Это время стало самым счастливым воспоминанием детства, когда его окружали родные люди, он чувствовал их тепло и заботу. Именно эти годы описаны в произведении «Последний поклон» и рассказов «Фотография, на которой меня нет» и «Конь с розовой гривой».

Отец Виктора Астафьева Петр Астафьев. 1950-е годы
(Красноярский краевой краеведческий музей)

     Осенью 1934 года отец Виктора Астафьева вернулся в Овсянку. На стройке Беломорканала его признали ударником пятилетки и освободили досрочно. Вскоре Петр Астафьев женился второй раз, на Таисии Черкасовой, и вместе с ней и сыном был вынужден перебраться в небольшой город Игарка Красноярского края. О жизни в Игарке Астафьев вспоминал с горечью и болью: отец и мачеха мало интересовались им. На тот момент у них родился ещё один сын. Виктор помогал отцу, который занимался рыбацким промыслом. К окончанию рыболовецкого сезона отец сильно заболел и оказался в больнице. Мачеха и так не питала нежных чувств к пасынку, а тут и вовсе отказалась его содержать и вскоре буквально выставила мальчика на улицу. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьёзного проступка в школе был направлен в детский дом.

     «Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат. Всё это пережито в Игарке. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы», – вспоминал он об этом времени.
     Игнатий Рождественский, преподаватель русского языка и литературы в детском доме, стал его другом на долгие годы: писатель уважал его за «требовательность и человеческое внимание». Педагог в то время сам был автором множества стихов, поэтому разглядеть искру Божию в только что поступившем мальчишке смог безошибочно. Именно он помог юному дарованию с публикацией его первого рассказа под названием «Жив». И хоть он был напечатан всего лишь в школьном журнале, но это уже было достижение. Позже автор придумал ему другое название – «Васюткино озеро». А в газете «Большевик Заполярья» напечатали его четверостишия.
     Другим наставником Астафьева был директор детского дома Василий Соколов. И Рождественский, и Соколов заметили, что мальчику легко даются литература и русский язык, и советовали ему подумать о писательской карьере.

Виктор Астафьев детском доме с друзьями, Игарка, 1941 год

     В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и по закону он больше не мог оставаться в детдоме. К этому моменту он закончил только шесть классов – его несколько раз оставляли на второй год из-за проблем с арифметикой. «Я должен был начинать самостоятельную жизнь, кормить и одевать сам себя, думать о дальнейшей судьбе», – писал он. Мечты о высшем образовании он отложил: на учебу не хватало денег.
     Астафьев пошел работать на кирпичный завод коновозчиком. Заработав денег на пароходный билет, выехал из Игарки в Красноярск. затем поступил в железнодорожную школу ФЗО, но началась Великая Отечественная война.
     Занятия в железнодорожной школе начались в декабре 1941 года, а закончились в мае 1942-го, отголоски войны были слышны и в Красноярском крае. Туда спешно эвакуировали жителей европейской части России, налаживали производство военной техники.
     Получив специальность составитель поездов Виктор работал на станции Базаиха (по другим сведениям Курейка) сцепщиком и составителем, дежурным по станции. Как и многие его сокурсники, не захотел оставаться в тылу и пошёл добровольцем на фронт, хотя, как железнодорожник имел бронь.
     Призван Советским РВК Красноярского края. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. В первых боях он участвовал уже в конце 1942 года. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. На войне Астафьев сменил несколько специальностей: служил разведчиком, водителем и связистом 92-й тяжёлой гаубичной артиллерийской бригады 17-й артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главного Командования (РГК), в июле 1943 года – участник прорыва северного фланга на Курской дуге, воевал на Первом Украинском фронте, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировании Днепра, наступлении Красной армии под Каменцем-Подольским.
     В рассказе «Где-то гремит война» Виктор Астафьев вспоминал: «Всегда думал, что война – это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то   далеко-далеко. А она вон как – везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается».
     Был награждён орденом Красной звезды (21.04.1944), медалями «За отвагу» (25.11.1943), «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией».
     Из наградного листа на медаль «За отвагу»: «В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрав обрывки кабеля, и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём».

Фото военных лет

     В боях под польским городом Дукла осенью 1944-го Астафьев был тяжело ранен (контузия) и несколько месяцев провел в госпитале. После, в апреле 1945 года, от строевой службы его отстранили, служил во внутренних войсках на Западной Украине во Львове и Ровно. Там же он познакомился со своей будущей женой – медсестрой Марией Корякиной. 14 марта 1945 года из эвакогоспиталя (ЭГ) №   5438 прибыл в 15 запасную стрелковую дивизию (ЗСД), затем – на Краснодарский военно-пересыльный пункт (ВПП), а оттуда поступил в Полтавскую высшую школу штурманов (ПВШШ) авиации ВВС (с 1941 года в Краснодаре).
     Они поженились вскоре после войны – 26 октября 1945 года. Затем супруги переехали в Пермскую область, в родной город Марии Семёновны Корякиной – Чусовой.
     Фронтовые ранения мешали Виктору Астафьеву работать по основной специальности, позже он писал в рассказе «Веселый солдат»: «А что я, год назад начавший бриться солдатик, от ранения потерявший зрение правого глаза и по этой причине единственную свою профессию – составителя поездов, ещё совсем недавно рядовая окопная землеройка с шестиклассным образованием, мог знать? Я даже род войск капитана не различил по погонам.
     К моменту окончания войны у Астафьева уже была семья, поэтому ему нужно было заботиться о её материальном благополучии.

Виктор Петрович Астафьев с женой Марией Семёновной, 1946 год

     За первые послевоенные годы Астафьев сменил несколько профессий: дежурный по вокзалу, чернорабочий литейного цеха, кладовщик, подсобный рабочий. потом пошёл в слесари и грузчики. Он брался за любую работу, чтобы прокормить семью. Такая жизнь ему быстро надоела: он даже расстался с женой и уехал домой, в Сибирь, однако вскоре вернулся в семью. В 1947 году у Астафьевых родилась дочь Лидия, но прожила она всего полгода. «Какое это горькое горе и чувство – родительское бессилие, тяжёлое, жестокое, совершенно немилосердное», – писала Мария Корякина.
     Смерть дочери усугубила разлад в семье, и Виктор Астафьев вновь уехал из Чусового – на этот раз на полгода. Не остановила его даже вторая беременность жены. Астафьев вернулся в семью уже после рождения дочери Ирины, устроился в артель слесарем и решил закончить среднюю школу. В 1950 году у супругов родился сын Андрей.

Виктор Астафьев – рабочий артели «Металлист».
Чусовой, Пермский край, 1947 год
(Красноярский краевой краеведческий музей)

     Астафьев не мог заниматься тяжелой работой, поэтому устроился вахтером в колбасный цех на мясокомбинат, потом перешёл в мойщики туш. Жизнь после войны была трудной, иногда просто не было сил после напряженного трудового дня, но Астафьев чувствовал потребность в сочинительстве.
     Жизнь ему скрашивали встречи литературного кружка при местной газете. Именно они вдохновили его на написание первого художественного произведения, написанного в 27 лет. В 1951 году рассказ «Гражданский человек» напечатали в городской газете «Чусовской рабочий», два года спустя он был перепечатан пермской газетой «Звезда». Он правдиво писал и о красоте сибирских деревень, и о суровых военных буднях: автор считал, что главное – «оставаться верным писателем жизненной правде». И это сочинение впоследствии было переработано и получило новое название – «Сибиряк». Имя Астафьева быстро стало популярным, и его позвали на работу в газету «Чусовский рабочий». Следующие несколько лет Астафьев работал журналистом. За время сотрудничества с этим изданием вышло больше двух десятков его рассказов и невероятное количество очерков.
     «Для журналиста в общем-то была возможность развернуться. Но надо помнить, что грамотешка у меня была довоенная – шесть групп, фронт дал, конечно, жизненный опыт, но культуры и грамотности не добавил. Надо было всё это срочно набирать. Правда, я даже в окопах ухитрялся книжки иметь и читать. Я знал, что предложение должно заканчиваться точкой, но вот где оно, предложение, заканчивается, точно не представлял», – вспоминал писатель.

Виктор Астафьев с супругой Марией и детьми

     Уже в 1953 году издает в г. Молотове (так в тот период называлась Пермь) свою первую книгу – «До будущей весны». В 1955 там же вышел сборник «Огоньки». Эти книги для детей и подростков читатели встретили хорошо, однако сам Астафьев хотел публиковать более серьёзную прозу. Ещё в 1954 году он отправил в редакцию журнала «Новый мир» черновик повести «Кража», но там его не приняли. Неудача не остановила Астафьева – он продолжил работать над «Кражей» и другими произведениями. В 1954 году Астафьев впервые был опубликован московским журналом (рассказ «Заноза», в «Смене»). В 1955 году он ушёл из газеты и начал работать над своим первым романом «Тают снега», который был опубликован в 1958 году, как и его первая книга рассказов «Теплый дождь», посвященная в основном опыту русских солдат и гражданского населения во время недавней войны. В 1957 году он устроился корреспондентом на Пермское областное радио. Работа на радио приносила относительно хорошую зарплату, но требовала слишком много откровенной пропаганды. «Я решил уволиться через полтора года, чувствуя, что иначе я просто перестану себя уважать», – вспоминал он.
     «Наше радио, конечно, нечто ужасное: трескотня, резонёрство, ложь. Деньги платили хорошие, да, но это состояние духа вступило в непреодолимое противоречие с тем, что я пытался выразить в писательской работе. С тех самых пор тружусь только за столом, воюю только с листом чистой бумаги», – «Мечта о передовице».
     В 1958 году Астафьев публикует повесть «Перевал» и несколько рассказов: эти произведения становятся для Виктора Петровича пропускным билетом в Союз писателей СССР. 1 октября 1958 года Астафьев стал членом Союза писателей РСФСР. Тогда же вышел его роман «Тают снега». Большое внимание со стороны критики привлекают повести «Стародуб» (короткий роман «Старый дуб» (1960) ставший первой европейской публикацией Астафьева: переведенный на чешский язык, в 1963 году он был опубликован в Праге), «Звездопад», и, особенно – «Последний поклон». Становится понятно, что в советской литературе появился большой писатель с уникальным языком, живым чувством слова, свежестью восприятия.
     Рассказы писателя начали публиковать в Москве, в том числе в крупных журналах – «Новый мир» и «Молодая гвардия». Вскоре Астафьев отправился в Москву и поступил на Высшие литературные курсы Литературного института имени Максима Горького. Он подружился с Сергеем Викуловым, Евгением Носовым и группой вологодских авторов. «Во время учебы на Высших литературных курсах раздвинулись рамки моей окружающей среды. Москва с её театрами, концертными залами, выставками, несколькими первоклассными преподавателями, единомышленниками и друзьями, много изведавшими, испытавшими, уже добившимися в литературе заметных успехов, – всё-всё способствовало духовному просветлению и нравственному усовершенствованию», – «Подводя итоги».

 

Русский Север покорил сразу: Пермь и Вологда

     В 1962 году Виктор Астафьев с семьёй переехал в Пермь. Его друг, главный редактор «Пермского книжного издательства» Борис Назаровский, помог писателю купить небольшой дом в уральской деревне Быковка. Сам Астафьев так говорил об этом месте: «В Быковке не было никаких условий, кроме главного – там мне всегда хорошо работалось».
     Это время стало началом создания миниатюр, которые издавались в самых разных журналах. Они получили название «затеси» (зарубки), а в 1972-м вышла книга под таким же названием. Его истории очень близки советскому человеку, они о войне, о жизни и патриотизме.
     После 1962 года Астафьев стал профессиональным писателем. Мария Корякина сначала помогала ему машинисткой, но также писала для публикации.

За рабочим столом в своём кабинете
(Красноярский краевой краеведческий музей)

     В Перми и Быковке Астафьев закончил повести «Кража» и «Последний поклон», написал несколько новелл и рассказов: «Зорькина песня», «Гуси в полынье», «Осенние грусти и радости». Там же началась писательская карьера жены Астафьева: в литературном журнале «Уральский следопыт» напечатали рассказ Марии Корякиной «Ночное дежурство». Позднее Корякина переработала его в повесть «Отец», которую опубликовали в «Пермском книжном издательстве».
     В Перми Виктор Астафьев создал первую редакцию одного из главных своих произведений – повести о любви во время войны «Пастух и пастушка». Сам автор называл это произведение современной пасторалью.
     В 1970 году Астафьевы переехали в Вологду. В то время там жили известные советские писатели – Николай Рубцов, Александр Яшин, Василий Белов. Астафьев познакомился и быстро подружился с ними. В Вологде он продолжал заниматься творчеством.
     Из книги Юрия Ростовцева «Виктор Астафьев» серии «ЖЗЛ»: «Один мудрый человек советовал каждому найти свою поляну. Я её нашел в Вологде. Вообще Русский Север, когда я приехал туда, покорил сразу. Поразили своею красотой северные пейзажи. Ничего подобного ни в Сибири, ни на Урале не видел. Не знаю, насколько всё это увиденное и пережитое обогащает перо, но душу – несомненно. К тому же в Вологде была и есть одаренная писательская организация. В дружеском кругу я многому научился, многое понял. И главное – что надо быть с Родиной, – понял именно в Вологде».

В рабочем кабинете в Вологде, 1973 год
(фотограф Рудольф Кучеров / Красноярский краевой краеведческий музей)

     23 декабря 1975 года Виктор Астафьев получил Государственную премию СССР за повести «Кража», «Последний поклон», «Перевал» и «Пастух и пастушка». В Вологде он также попробовал себя в драматургии и создал две пьесы – «Черемуха» и «Прости меня».
     70-е-80-е годы становятся временем расцвета таланта Виктора Астафьева: повести «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Фотография, на которой меня нет» входят в сокровищницу не только отечественной, но и мировой литературы.

Вологда, 1970-е годы
(Красноярский краевой краеведческий музей)

     В 1976 году была опубликована книга «Царь-рыба» о вмешательстве цивилизации в жизнь провинции. Именно «Царь-рыба» принесла Астафьеву всесоюзную известность. Однако напечатать книгу целиком удалось не сразу: Главное управление по охране государственных тайн в печати изъяло из рукописи две главы – «Норильцы» и «Дамка». Цензоры посчитали повесть «дерзкой, чуть ли не антисоветской продукцией». В урезанном виде «Царь-рыба» была опубликована и завоевала любовь читателей. Два года спустя, в 1978, повесть вышла отдельным изданием. Вскоре она удостоилась Государственной премии СССР и была переведена на множество иностранных языков, но без цензурных изъятий вышла только в 1990-е годы.

В селе Овсянка, Красноярский край, 1986 год
(Красноярский краевой краеведческий музей)

 

Вернулся помирать: последние годы

     В 1980 году Виктор Астафьев решил вернуться на историческую родину – в Красноярский край. Здесь начался новый период его творчества. В это время он писал, как художественную прозу, так и публицистику.
     Астафьев купил в родной деревне Овсянке дом, где жил летом, а на зиму возвращался в красноярскую квартиру. Оттуда открывался вид на реку и деревни вдали. На вопрос «Зачем вернулся в Овсянку?» писатель отвечал: «Вернулся помирать».
     Большую часть своих произведений Виктор Астафьев писал по воспоминаниям и впечатлениям. Однако его отношение ко многим событиям постепенно менялось. В январе 1986 года в журнале «Октябрь» опубликовали книгу Астафьева «Печальный детектив». Сам автор называл её своим первым романом, забывая об опыте 1950-х – произведении «Тают снега». «Печальный детектив» перевели и издали за рубежом. Критики заметили, что Астафьев, раньше воспевавший сибирскую деревню, теперь показал её темные стороны. Главным героем «Печального детектива» стал бывший милиционер Леонид Сошнин. На службе он получил тяжёлое ранение и был вынужден выйти на пенсию. Астафьева упрекали за мрачность этого произведения: в «Печальном детективе» автор показал бюрократию и преступность начала 1980-х годов.
     Неспокойна в это время была и жизнь самого писателя: в 1987 году умерла его 39-летняя дочь Ирина, которую сразил сердечный приступ. У неё осталось двое детей – Витя и Полина, которых взяли на воспитание Виктор и Мария Астафьевы.

Виктор Астафьев с внуками Виктором и Полиной,
село Овсянка, Красноярский край, 1985 год
(Красноярский краевой краеведческий музей)

     «Давно мы с Марьей живём, многих пережили, а горечь и жалость к умершим, особенно к маме и дочерям – вторая дочь, Ирина, умерла десять лет назад в возрасте тридцати девяти лет, – не утихает, наоборот, с годами становится острее», – писал Астафьев в 1997 году Василю Быкову.
     В эти годы Астафьев переосмыслил и тему войны – он работал над романом «Прокляты и убиты». Первая книга романа вышла в свет в 1992 году, вторая – в 1994-м. Писатель признавался, что это произведение отняло у него слишком много сил, а критики заметили, что автор ожесточился и утратил присущий ему светлый взгляд на мир.
     «Устал я, душевно устал, надсадился с литературой, поэтому гоню со двора интервьюеров всяких и газетчиков, и всякий любопытствующий народ. Одиночества и тишины хочется, устал я от гнетущей памяти о войне, от ожидания чего-то   вечного, ещё более худого», – из книги Юрия Ростовцева «Виктор Астафьев» серии «ЖЗЛ».
     В 1995 году за первые две части романа «Прокляты и убиты» Астафьеву вручили ещё одну Государственную премию. Писатель не ушёл от военной темы: в 1990-х годах он создал повести «Обертон», «Так хочется жить» и «Весёлый солдат», продолжил писать роман «Прокляты и убиты». В 1997-1998 годах в Красноярске выпустили 15-томное собрание сочинений Астафьева с комментариями автора. В 1999-м писателя наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

На крылечке в селе Овсянка, Красноярский край, 1990-е годы
(Красноярский краевой краеведческий музей)

     В 2000 году Виктор Астафьев прекратил работу над третьей частью романа «Прокляты и убиты», оставив её неоконченной. Как признавался сам писатель и подтверждали его друзья, работа над книгой была очень тяжелой. К концу жизни Астафьев устал от неё. Повлияло на его решение и то, что роман получил противоречивые отзывы: например, литературный критик Валентин Курбатов заметил, что «Прокляты и убиты» – это «самая мучительная в русской литературе книга».

 

Почести и награды

* Государственная премия СССР (1978) – за рассказ «Царь-рыба» (1976)
* Государственная премия СССР (1991) – за роман «Зрячий посох» (1988)
* Государственная премия РСФСР имени Максима Горького (1975) – за повести «Перевал» (1959), «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971)
* Государственная премия Российской Федерации (1995) – за роман «Прокляты и убиты» (1-2 части)
* Государственная премия Российской Федерации (2003 – посмертно)
* Герой Социалистического Труда (1989)
* Орден Ленина (1989)
* Орден Трудового Красного Знамени, трижды (1971, 1974, 1984)
* Орден Дружбы народов (1981) – к юбилею Союза советских писателей
* Орден Отечественной войны 1-й степени (1985)
* Орден Дружбы – к 70-летию со дня рождения (1994)
* Орден «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени
* Премия журнала «Огонёк» за 1964 год
* Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера (Германия, 1997)
* Премия «Триумф»
* Премия Александра Солженицына (2009 – посмертно)

     В апреле 2001 года у Астафьева случился инсульт. Он был госпитализирован, но после двух недель лечения выписан домой. Писатель почти оправился, мог самостоятельно читать прессу. Но той же осенью его самочувствие резко ухудшилось, и он снова оказался в больнице. Врачи диагностировали ему нарушение мозгового кровообращения и заболевание сердечных сосудов, но по его просьбе отпустили домой. За неделю до смерти Виктор полностью ослеп. Его не стало 29 ноября 2001 года.
     Писателя похоронили на деревенском кладбище недалеко от его родной Овсянки, рядом с дочерью Ириной. Спустя год в Овсянках появился музей Астафьевых.

  

Интересные факты

     На первый взгляд, биография Виктора Петровича выглядит едва ли не безупречной, но, конечно же, и в его жизни, как и в жизни любого гения, хватало различных фактов, которые не принято афишировать.
• Любил выпивку и женщин. В 1945 году Астафьев женится на Марии Семеновне Корякиной. Мария Семеновна безмерно любила мужа, обожала его творчество. Фактически она стала для Виктора Петровича личным редактором и секретарем-машинисткой.
     Мария Семеновна и сама обладала литературным дарованием – с 1966 года она начала активно печататься в авторитетных журналах, сумела выйти из тени мужа, получить собственное место в советской литературе.
     Несмотря на самоотверженную любовь супруги, Виктор Петрович неоднократно ей изменял. Он любил выпивку, красивых девушек, что, безусловно, доставляло Марии Семеновне страдания.

Виктор Петрович с супругой Марией Семеновной

     Вне брака у Виктора Петровича родилось две дочери. Дочь Анастасию родила в 1975 году молодая писательница и журналистка Зоя, которую из Ленинграда распределили после вуза в Вологду. Здесь она познакомилась с 50-летним знаменитым писателем.
     В 1979-ом году 54-летний Астафьев приехал в родную Овсянку, посмотреть, что стало с домиком его бабушки. Домика уже не было, на его месте был построен новый дом. И в нем-то и жила симпатичная крестьянская девушка Клавдия 24 лет. Чтобы быть поближе к Клавдии, Астафьев купил в Овсянке дом. Девушка родила писателю дочь Виту.
     Клавдию Астафьев любил по-настоящему и сильно мучился, не имея сил признаться жене в измене. В итоге Клава сама бросила Виктора Петровича.
     Что интересно, своих внебрачных дочерей Астафьев видел всего пару раз в жизни, – он помогал девочкам материально, но к общению совершенно не стремился.
• Виктор Астафьев дружил со многими известными советскими писателями. Особенно близко он общался с Константином Воробьёвым. Их дружба началась с повести Воробьёва «Алексей, сын Алексея», опубликованной в журнале «Молодая гвардия» в 1963 году. Астафьеву так понравилось произведение, что он написал письмо в редакцию с пометкой «Переслать лично автору». Воробьёв прислал ему ответ. Переписывались они до самой смерти Константина Воробьёва в 1975 году.
     Много лет Астафьев общался и с Василём Быковым, творчество которого не раз анализировал в своих публицистических статьях. Встретились они, как говорил Астафьев, «в толчее писательских съездов». «Всё прочитанное окончательно меня убедило, что ты – великий писатель русской литературы и таким, может быть, первым войдешь в век двадцать первый» – так писал Василь Быков Виктору Астафьеву в 1998 году.
• Скандал с грузинскими пескарями. В 1984 году Астафьев написал рассказ «Ловля пескарей в Грузии». В 1986 году «Ловля» была опубликована в журнале «Наш современник». Публикация привела к грандиозному скандалу.
     На съезде Союза писателей СССР в 1986 году делегация Грузии заявила, что рассказ «Ловля пескарей в Грузии» очерняет облик грузин. Астафьеву была устроена форменная обструкция.
     В своем рассказе Астафьев, побывавший в Грузии в середине восьмидесятых, обозначил несоответствие цветущей Грузии и нищей России. Особый упор писатель сделал на «торгашеских» замашках грузин, и на их презрительном отношении к «Ваньке».
     Грузин поддержали многие маститые писатели, в том числе, Сергей Михалков. В пользу Астафьева высказались писатели-деревенщики, например, Валентин Распутин.
     После скандала Астафьеву в Красноярск начал названивать «доброжелател из Грузии».
• После развала СССР Виктор Астафьев, как и многие другие писатели, оказался в полной растерянности. В итоге он выбрал путь очернения советской действительности и радикального либерализма в духе Валерии Новодворской.
     Впрочем, подобные представления были свойственны Виктору Петровичу и ранее. В своих суждениях он был жесток и не жалел никого, даже собственного сына.
     Андрей Астафьев в возрасте 18 лет служил в ГДР, и в 1968 году был отправлен выполнять «интернациональный долг» в Чехословакию. Когда он вернулся после подавления Пражской весны, Андрей обнаружил, что многие воспринимают его как чуть ли не преступника: «Когда я поступил в университет, мне это вышло боком: пинали все, кто ни попадя, мол, руки у тебя в крови по локоть, тебе тут не место и пр. Говорить о том, что стрелял только в воздух, было бессмысленно».
     Более того, среди тех, кто «пинал» Андрея, находился и его собственный отец: «Отец мне до конца жизни потом это вспоминал, называл меня оккупантом. Я пытался объяснить, что мне было 18 лет, что я приказ исполнял – всё без толку».
     «Война – везде и всюду». Пожалуй, самое знаменитое и самое скандальное произведение Астафьева. Грандиозная эпопея о войне была задумана Виктором Петровичем ещё в 80-е годы, но к реализации идеи он приступил уже в лихие 90-е: возможно, это и отразилось на общей тональности романа.
     «Прокляты и убиты» – это строго антисоветское произведение, за которое Астафьева обвиняли и обвиняют в очернении самого святого для русского человека – памяти о Великой Отечественной войне.
     «Патронов только на врага-фашиста не хватает, на извод же своих соотечественников у Страны Советов всегда патронов доставало, не хватит – у детей последнюю крошку отымут, на хлеб выменяют пули и патроны».
     Общая идея романа такова: Бог наказывает советских людей за из безбожие: «Кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». И кто же сеет смуту, войны и братоубийство? Советы, конечно.
     «Прокляты и убиты» – это мощный, эмоциональный роман, который никого не оставит равнодушным. Война в книге Астафьева описана так, как мало кто до него её описывал: как отвратительное, сумасшедшее, богопротивное действо, которому не место на Земле.
     В «Прокляты и убиты» нет положительных героев. Советские солдаты ведут скотский образ жизни, матерятся, занимаются «антиресным» с полевыми женами, мечтают, как попадут в Германию и там «покуролесят“. Заградотряды, чекисты, политруки-“людоеды» – все это также обильно присутствует на страницах романа в самом неприглядном виде. Принять такую войну, такой образ Красной Армии, далеко не каждый способен.
• В 1999 году в Красноярске представили балет по повести «Царь-рыба». В спектакле участвовали артисты Большого театра – Марианна Рыжкина, Марк Перетокин и другие. Музыкальной основой постановки стала симфоническая поэма композитора Владимира Пороцкого. Создатели балета подчеркивали, что их «Царь-рыба» сильно отличается от книги Виктора Астафьева, но опирается на неё.

 

Память

     В 1996 году красноярским детско-юношеским футбольным клубом «Октябрьский» был организован турнир, получивший имя Виктора Астафьева. Организаторами соревнований стали президент ДЮФК Владимир Коннов и его заместитель Алексей Чудновец, который предложил писателю прийти и посмотреть на матчи. Позже Чудновец признавался, что приход Астафьева планировалось сделать «самостоятельным призом» для юных футболистов:
     Первоначально участниками «Кубка Астафьева» были только школьники из Красноярска, а турнир проводился в спортивном зале школы №   106. С 1999 года соревнования получили статус межрегиональных и переехали в Дворец спорта им. Ярыгина, одно из крупнейших спортивных сооружений Красноярска. С 2005 года «Кубок Астафьева» проводится на стадионах «Юность» и «Рассвет», а его участниками в основном являются воспитанники футбольных школ Красноярского края.
     Вплоть до 2000 года В. П. Астафьев посещал все матчи турнира своего имени и вручал призы победителям и лучшим игрокам. Главным призом Кубка была книга писателя, подписанная лично им самим. Также команда-победитель получала кубок с изображением Царь-рыбы – одного из главных персонажей в произведения Астафьева.
     В 2000 году поручил клубу «Октябрьский» обеспечивать ежегодное проведение турнира. В марте 2001 года написал заявление о вступлении в члены ДЮФК, получив членский билет №   1. В настоящее время все документы вместе с трофеем и флагом турнира хранятся в Литературном музее имени Астафьева.
     На родине писателя, в селе Овсянка, работает Библиотека-музей В. П. Астафьева, в 1994 году построенная по инициативе и при активном участии Виктора Петровича. Астафьевская библиотека-музей ведёт активную работу по сохранению, исследованию и популяризации наследия выдающегося земляка, сотрудничая с библиотеками, музеями, учебными заведениями, издательствами, журналистами, исследователями, деятелями литературы и искусства.
     28 марта 2002 года в честь В. П. Астафьева назван астероид 11027 Astaf'ev, открытый в 1986 году советским астрономом Л. И. Черных.
     29 ноября 2002 года был открыт мемориальный дом-музей Астафьева в селе Овсянка. Документы и материалы из личного фонда писателя хранятся и в Государственном архиве Пермской области. Дом-музей Астафьева есть также в Чусовом.
Один из самых необычных литературных памятников России связан с повестью Астафьева «Царь-рыба». Его установили в 2004 году, к 80-летию писателя, недалеко от трассы, ведущей из Красноярска в Дивногорск, недалеко от Овсянки. Статуя изображает огромного енисейского осетра, рвущего сети, – ту самую царь-рыбу. Вокруг памятника находится небольшая площадка для отдыха и смотровая площадка с видом на протекающий внизу Енисей и на Овсянку. Автором проекта скульптурной композиции является красноярский предприниматель Евгений Пащенко.
     30 ноября 2006 года в Красноярске открыт памятник Астафьеву. Скульптор Игорь Линевич-Яворский.
Литературный музей в Красноярске носит имя Астафьева.
     В Красноярске на доме 14 микрорайона Академгородок, где писатель жил и работал с 1980 по 2001 год, установлена мемориальная доска.
     В Перми на доме 84 по улице Ленина, где писатель жил и работал в 1960-х годах, в Вологде на улице Ленинградской, где жил Астафьев, на здании железнодорожного вокзала города Чусового установлены мемориальные доски.
     Именем Астафьева названы школы в Дивногорске, в Игарке, в Железногорске, в посёлке Подтёсово, красноярский лицей №   19 (бывшее ФЗО-1, которое окончил писатель), Красноярский государственный педагогический университет, библиотека в г. Чусовом. В Новосибирске на Затулинском жилмассиве открыта библиотека имени В. П. Астафьева.
     Имя Астафьева носит танкер (бывший «Ленанефть-2035»).

 

Сняты документальные фильмы:

«Виктор Астафьев» (Ленинградская студия документальных фильмов, 1984, режиссёр М. Литвяков)
«Жизнь на миру» (1992, режиссёр: В. Кузнецов)
«Виктор Астафьев. Весёлый солдат» (2010, режиссёр Андрей Зайцев).

     И как сказала литературовед, доктор филологических наук Людмила Сараскина: «Тем он и дорог мне, что был честен, как мало кто в современной литературе: никакой позы, никакого выстроенного имиджа. Никакого стремления попасть „в тренд“, в удобное направление. Любимое произведение Астафьева, конечно, «Прокляты и убиты“: именно там открывается потрясающая правда о Великой Отечественной войне, которая взрывает нервы и сердце, переворачивает сознание.
     Это и есть самая настоящая исповедь, без тени писательского кокетства. Это суровый вердикт нашему времени. Оторопь берёт от того, что мир сиротского детдомовского детства Астафьева, который едва его не погубил, Виктор Петрович назвал добрым и родным. Увы. Как больно, что душа писателя на конце жизни была так сильно измучена и изранена».

 

Использованные источники:

1. Астафьев Виктор Петрович – Википедия. – Текст: электронный. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Астафьев_Виктор_Петрович. – (дата обращения 5.04.2024).
2. Астафьев Виктор Петрович – биография писателя, личная жизнь, фото, портреты, книги. – Текст: электронный. – URL: https://www.culture.ru/persons/9831/viktor-astafev?ysclid=lukw40nrgt468462709830949807 (дата обращения 4.04.2024).
3. Виктор Астафьев – биография, жизнь и смерть писателя. – Текст: электронный. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/viktor-astafev/ (дата обращения 05.04.2024).
4. 5 неприличных фактов о Викторе Астафьеве, которые не принято афишировать? Ещё один блог о кино? Дзен. – Текст: электронный. – URL: https://dzen.ru/a/YI-NzYe_KXf8ClpY. – (дата обращения 8.04.2024).

 

 

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL