Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




130 ЛЕТ В. В. МАЯКОВСКОМУ

«Какая радость, что существует
и не выдуман Маяковский — талант,
по праву переставший считаться
с тем, как пишут у нас нынче…
Поэзию привлекут к поэту две вещи:
«Ярость творческой его совести.
Чутьё неназревшей ещё
ответственности перед вечностью –
его судилищем».

Б. Л. Пастернак

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
МАЯКОВСКИЙ.NET

 

     19 июля 1893 года родился великий российский и советский поэт, футурист, ставший одним из крупнейших литераторов ХХ века – Владимир Владимирович Маяковский. Помимо этого – киносценарист, драматург, режиссер, актер, редактор журналов художник.
     Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Будущий писатель происходил из семьи запорожских казаков. Один из предков его был полковым есаулом, что давало право на наследуемое дворянство. Впрочем, дворянами они были обедневшими. Отец уже служил третьеразрядным лесничим. Мама была украинкой. Сам маленький Володя детство провел на Кавказе и его первым языком (даже раньше русского) стал грузинский. Это позже давало ему право говорить о себе как о «рожденном между культур».

Володя с сестрой

     Его отец служил лесничим в селе Багдати, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха.
     В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, его отец Владимир Константинович, умер от заражения крови: он сшивал бумаги и случайно проколол иголкой палец. С того самого времени у его сына Владимира появилась фобия – он панически боялся иголок, булавок, заколок, шпилек и других острых предметов, потому что боялся заразиться. У него развилась гермофобия – бактериофобия (боязнь бактерий). До последних дней он так и не сумел её преодолеть: часто мыл руки и даже носил всегда с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.
     Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский – ещё ребенком – впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных».

Семья Маяковского, 1905 год

     После смерти отца семья оказалась в тяжёлом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца – у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было».
     Переехав в Москву, учился в одном классе гимназии с братом Бориса Леонидовича Пастернака Александром. На вступительном экзамене в гимназию сидевший в приёмной комиссии священник спросил 13-летнего Маяковского, что такое «око». Тот, ответил, что это слово значит «три фунта» по-грузински. Узнав, что правильный ответ – «глаз», мальчик «возненавидел сразу – всё древнее, всё церковное и всё славянское». В гимназию мальчик всё-таки поступил, однако осадочек остался. По его словам, именно с этого случая и начались его футуризм и атеизм.
     В московской гимназии юный поэт написал своё первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале.
     Увы, всего через год он был исключен из гимназии за неуплату за обучение – семья жила слишком бедно, чтобы позволить себе такие траты.
     В Москве Маяковский сблизился с революционно настроенным студенчеством. В 1908 году Маяковский вступил в РСДРП и работал по линии партийной пропаганды (создавал и распространял листовки и прокламации). и в итоге в 1909-1910 годах был трижды арестован по делу о нелегальной типографии, а также за связь с группой, которая занималась «экспроприациями» (ограблениями в пользу партийной кассы) и помощь в побеге группе женщин-политкаторжанок из Таганской тюрьмы.
     Однако по первому делу его освободили по малолетству (ему было 15 лет), юного революционера отдали «на поруки» матери, а по двум остальным – за недостатком улик. В третий раз посадили в тюрьму. Кстати, в тюрьме юный Маяковский вёл себя дерзко и бунтовал против местных порядков. Из-за этого его часто переводили из тюрьмы в тюрьму (всего он их сменил четыре) и даже полгода провел в одиночной камере знаменитой Бутырки. Это заключение Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Именно здесь он написал первую тетрадку лирических стихов, которую у него отобрали на выходе (чему он позже радовался, стихи были слабые). – «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор. Однако именно с этого момента он позднее вёл счёт собственному творчеству. В заключении он прочитал множество книг.

Поэт в 1910 году (17 лет)

     После двух лет арестов и отсидок он вышел из партии.
     Владимир Владимирович Маяковский не сразу начал писать стихи – сначала он собирался стать художником и даже учился живописи.
     В 18 лет он сошелся с богемной художницей Евгенией Ланг (двоюродной сестрой поэта Валерия Брюсова), которая вдохновила его на занятия живописью.
     Кстати, дружбу с поэтом она пронесла через годы и уже в Париже, принимая его в гостях, написала его портрет.

Портрет Маяковского, Евгения Ланг

     Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической.
     Решившись учиться живописи – сменил нескольких преподавателей. Маяковский начал развиваться как художник. Он учился в подготовительном классе Строгановского училища, и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (пожалуй, единственное место в Российской империи, куда принимали сидевших по политическим статьям, без документа о благонадежности). Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже – с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых.
     Маяковский вновь писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы – «Пощёчина общественному вкусу». Как писал Маяковский в автобиографии «Я сам»: «У Давида – гнев обогнавшего современников мастера, у меня – пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья». Родился российский футуризм.
     Футуристы выступали на собраниях – читали стихи и лекции о новой поэзии. Через три года, за публичные выступления Владимира Маяковского исключили из училища.
     В 1913-1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.
     Вот как вспоминал поэт-футурист Петр Незнамов: «Бурлюк ехал и пропагандировал футуризм. Но он любил Маяковского, стоял у колыбели его стиха, до мелочей знал его биографию, умел читать его вещи – и потому сквозь бутады (фразы, сказанные в раздражении) Давида Давидовича облик Маяковского возникал таким материальным, что его хотелось потрогать руками. <…> По приезде в город Бурлюк первым делом устраивал выставку футуристических картин и рукописей, а вечером делал доклад».
     С самого начала своей творческой биографии Владимир Маяковский непрерывно, жадно и настойчиво пытался достучаться до сердец своих потенциальных читателей – «людей с улицы». Его первые шаги в поэзии были связаны с борьбой за этого читателя, и нередко сопровождались улюлюканьем, выкриками и вопросами о том, для кого он пишет, если его не понимают современники. Однако, несмотря на откровенно враждебные выпады, он всё-таки сумел найти своего читателя, мечты о котором носил в сердце с юности.
     Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил её на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом – начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №   13» (картина не сохранилась).
     С началом Первой мировой войны Маяковский рвался на фронт, но все его просьбы отклонялись из-за общеизвестной неблагонадежности поэта. В конце концов благодаря стараниям Горького, его взяли служить в учебной автомобильной школе. Спустя год поэт во главе группы из семи солдат арестует генерала Петра Секретева, который эту школу возглавлял. Кстати, из его рук Владимир Владимирович незадолго до этого получил серебряную медаль «За усердие». Через несколько месяцев после этой истории Маяковский выхлопотал себе увольнение из армии.

     Во время войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники – Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков и другие – рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.
     Футуристическая группа «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» – Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А ещё писал в газеты, выпускал журналы, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли. К нему пришла слава поэта.
     В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» – оба в главных ролях.

Лиля Брик

     Осип Брик выкупал стихи Маяковского пока тот служил в армии (солдатам печататься было нельзя) и публиковал их. Так вышли поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах».
     Брики владели небольшим, но доходным коралловым бизнесом и к богеме не имели никакого отношения. Однако Лиля позже стала владелицей настоящего литературного салона в их квартире. Она превратилась в музу писателя, несмотря на имевшегося мужа. Тот добровольно уступил её другу то ли из-за здоровья, то ли из-за пропагандировавшейся тогда теории «стакана воды» в отношениях. Довольно продолжительное время они жили втроём в одной квартире, эпатируя этим общественность.
История Бриков и Маяковского легла в основу сценария фильма «Третья Мещанская» ( «Любовь втроём», реж. Абрам Роом, 1927). Даже актеры там прическами были похожи на Маяковского и Лилю тех лет.
     Лилии он подарил кольцо-печатку с аббревиатурой ЛЮБ (Лилия Юрьевна Брик), если его вращать, то получалось «Люблю». Взамен получил такую же печатку с графическим орнаментом в виде буквы М или VV. Владимир Владимирович Маяковский. Свое кольцо Лилия носила до конца жизни – даже когда оно уже было ей не по размеру, она вешала его на цепочке на шею.
     Помимо рисования и поэзии Маяковский еще писал сценарии и даже снимался в кино. Увы, целиком до нас дошел лишь один фильм с ним в главной роли. Это картина Евгения Славинского «Барышня и хулиган» (1918). Сценарий к ней написал сам поэт на основе «Учительницы рабочих» Эдмондо Де Амичиса.
     Работая «рупором революции», Маяковский пользовался полным доверием советской власти и часто выезжал за границу с пропагандистской миссией. В одну из таких поездок он безответно влюбился в русскую эмигрантку Татьяну Яковлеву.

Татьяна Яковлева

     Существует легенда, что гонорар за одну из своих книг поэт потратил в цветочном магазине, оплатив еженедельную посылку букета женщине. Цветы продолжали приходить долгие годы после смерти поэта, что спасло Яковлевой жизнь, когда в Париж вошли немцы. Она продавала эти букеты, что позволило ей продержаться в самые тяжелые времена.
     С Есениным Маяковского связывали многолетние отношения соперничества – вражды – симпатии. Оба возглавляли влиятельные литературные движения. Оба были примерно одинаково талантливы, но если Маяковский был отчетливо поэтом будущего, то Есенин явно становился национальным поэтом.
     Оба это друг в друге чувствовали и негласно признавали за оппонентом выдающийся дар. Однажды Маяковский страстно расхвалил стихи Есенина в редакции журнала «Новый мир», но тут же запретил кому-либо   из присутствующих рассказывать об этом коллеге-поэту. Друг друга при этом они всегда ну упускали случая подколоть публично. За их противостоянием обожали наблюдать современники.
     Есенин: «Сколько бы ни куражился Маяковский, близок час гибели его газетных стихов. Таков поэтический закон судьбы агитез!».
     Маяковский: «А каков закон судьбы ваших „кобылез“?»
     Есенин: «Моя кобыла рязанская, русская. А у вас облако в штанах»…
     В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Её поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд, а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссёры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически в театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссёр». «Революционный народный спектакль», как называла его переводчица Рита Райт, ставили ещё несколько раз.
     Александр Родченко вспоминал об этом в своей книге «Работы с поэтом»: «Спустя год началась напряженная эпоха „Окон РОСТА“: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты – их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.
     В общей сложности было сделано до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок, упаковок, обёрток, световых реклам, рекламных столбов, иллюстраций в журналах и газетах… Он не любил чертить и вымерять, а делал всё от руки. Нарисует сразу карандашом, без помарки, после обведёт тушью и раскрашивает. Видно было, что дается это ему легко и орудовать кистью ему приятно. Рисование было для него отдыхом, и он делался в эти минуты особенно ласковым и нежным. Часто он звал меня, чтобы помочь буквы выписать или вычертить что-нибудь   . Ярко воскресают в памяти часы, проведенные вместе с Володей за составлением рекламных плакатов. Вот одна из записок того времени: «Родченко. Приходи ко мне сейчас же с инструментом для черчения. Немедленно. В. Маяковский“».
     В 1922 году Владимир Маяковский возглавил (работал редактором журналов) литературную группу «Левый фронт искусств» ( «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.
     В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь – Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.
     В 1928-1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссёром, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.
     Из воспоминаний актрисы Вероники Полонской: «Очень Владимир Владимирович увлекался всякой работой. Уходил в работу с головой. Перед премьерой „Бани“ он совсем извёлся. Всё время проводил в театре. Писал стихи, надписи для зрительного зала к постановке «Бани“. Сам следил за их развешиванием. Потом острил, что нанялся в Театр Мейерхольда не только автором и режиссёром (он много работал с актёрами над текстом), а и маляром, и плотником, так как он сам что-то   подрисовывал и приколачивал. Как очень редкий автор, он так горел и болел спектаклем, что участвовал в малейших деталях постановки, что совсем, конечно, не входило в его авторские функции».

Вероника Полонская

     Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие – критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили – до 1953 года.
     Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например, той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести долгожданную выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.
     В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришёл никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.

     Поэтесса Ольга Берггольц так вспоминает это: «Никогда не забуду, как в Доме печати на выставке Владимира Владимировича „Двадцать лет работы“, которую почему-то почти бойкотировали «большие“ писатели, мы, несколько человек сменовцев, буквально сутками дежурили около стендов, физически страдая оттого, с каким грустным и строгим лицом ходил по пустующим залам большой, высокий человек, заложив руки за спину, ходил взад и вперёд, словно ожидая кого-то очень дорогого и всё более убеждаясь, что этот дорогой человек не придёт».
     В 1930 году Маяковский много болел. В феврале Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Маяковского описывали в газетах как «попутчика советской власти» – в то время как он сам видел себя пролетарским писателем. Без успеха в марте прошла премьера пьесы «Баня», провал ожидал и спектакль «Клоп». В начале апреля 1930 из свёрстанного журнала «Печать и революция» изъяли приветствие «великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности». В литературных кругах циркулировали разговоры о том, что Маяковский «исписался». Ему отказали в визе для заграничной поездки. За два дня до самоубийства, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много нелестных выкриков с мест. Маяковского повсюду преследовали ссоры и скандалы. Его психическое состояние становилось всё более нестабильным.
     Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым.
     Утром 14 апреля у Маяковского было назначено свидание с Вероникой (Норой) Полонской. С Полонской он встречался уже второй год, настаивал на её разводе и даже записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда вместе с Полонской собирался переехать жить.
     С весны 1919 года Маяковский, несмотря на то что постоянно жил с Бриками, располагал для работы маленькой комнатой-лодочкой на четвёртом этаже в коммунальной квартире на Лубянке (ныне это Государственный музей В. В. Маяковского, Лубянский проезд, д. 3/6 стр. 4), в которой и произошло его самоубийство.
     Как в 1990 году вспоминала 82-летняя Полонская в интервью журналу «Советский экран» (1990 год №   13), в то утро поэт заехал за ней в восемь часов, потому что в 10:30 у неё в театре была назначена репетиция с Немировичем-Данченко: «Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. „Нет“, – сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?…» Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то   сказал: «Бегите, встречайте карету „Скорой помощи“ «… Выбежала, встретила. Вернулась, а на лестнице мне кто-то   говорит: „Поздно. Умер…“.
     Помощник Генерального прокурора СССР по вопросам государственной безопасности Виктор Илюхин в период занятия должности выражал сомнение в том, что это был суицид, поскольку выстрел в упор часто применялся для маскировки убийства, а пороховая проба не осуществлялась для проверки, и предполагал возможность неосторожного обращения с личным оружием (Маяковский мог просмотреть, что патрон – в патроннике и пистолет снят с предохранителя); он также заявлял, что имеет намерение провести надзор в порядке вновь открывшихся обстоятельств и прокомментировал вопрос смерти Маяковского следующим образом: уголовное дело не возбуждалось по мотиву явного суицида; не удалось найти в архивах также оперативных материалов по этому поводу; наблюдательное дело на Маяковского органов ОГПУ-НКВД (так как неоднократно выезжал на границу) не найдено (журнал «Советская прокуратура» за 1987 год).
     Предсмертное письмо, заготовленное двумя днями ранее, внятное и подробное (что, по мнению исследователей, исключает версию о спонтанности выстрела), начинается словами: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…». Он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо». Просит все стихи и архивы передать Брикам. На похороны Брики успели прибыть, срочно прервав европейское турне; Полонская же, напротив, не решилась присутствовать, поскольку мать и сёстры Маяковского считали её виновницей гибели поэта. Три дня при нескончаемом людском потоке прощание шло в Доме писателей. К Донскому кладбищу поэта в железном гробу под пение «Интернационала» провожали десятки тысяч поклонников его таланта. По иронии судьбы, «футуристический» железный гроб Маяковскому сделал скульптор-авангардист Антон Лавинский, муж художницы Лили Лавинской, родившей от связи с Маяковским сына.
     Как писал поэт Николай Асеев: «Пошлость, не оспаривая его у жизни, оспаривала у смерти. Но живая, взволнованная Москва, чуждая мелким литературным спорам, стала в очередь к его гробу, никем не организованная в эту очередь, стихийно, сама собой признав необычность этой жизни и этой смерти. И живая, взволнованная Москва заполняла улицы по пути к крематорию. И живая, взволнованная Москва не поверила его смерти. Не верит и до сих пор».
     Поэт был кремирован в открытом тремя годами ранее первом московском крематории близ Донского монастыря. Мозг был изъят для исследований Институтом мозга. Первоначально прах находился там же, в колумбарии Нового Донского кладбища, но в результате настойчивых действий Лили Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского 22 мая 1952 года была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.
     После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза и других стран: Альметьевск, Берлин, Грозный, Дзержинск, Донецк, Запорожье, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Калуга, Киев, Кисловодск, Кувандык, Кузнецк, Курск, Кутаиси, Луганск, Магнитогорск, Минск, Москва, Мурманск, Одесса, Омск, Орёл, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Рузаевка, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Северодонецк, Сортавала, Ставрополь, Сургут, Тбилиси, Туапсе, Ульяновск, Улан-Удэ, Уфа, Хмельницкий, Череповец, Электросталь…
     В советское время родной посёлок поэта носил название Маяковский. Его имя также носит село в Калининградской области.
     Во многих городах имеются памятники Маяковскому: Вологда, Дзержинск, Екатеринбург, Зыряновск, Калуга, Копейск, Москва, Новокузнецк, Орехово-Зуево. Пушкино, Санкт-Петербург, Тбилиси, Уфа.
     В Баку, на стене, на боковом фасаде старинного здания нынешнего Азербайджанского государственного педагогического университета установлена памятная доска с барельефом Маяковского и памятным текстом на азербайджанском и русском языках: «Здесь, в большом зале Азербайджанского педагогического института, неоднократно читал свои произведения великий советский поэт Владимир Владимирович Маяковский».
     Барельеф Владимиру Маяковскому установлен перед центральным корпусом НТУ «Днепровская политехника».
     В московском и петербургском метрополитенах есть станции, названные именем Маяковского.
     Именем Маяковского названо множество театров, кинотеатров, дворцов и парков культуры, библиотек и даже кафе.
     В честь Маяковского названы школы: №   1 города Джермук (Армения), школа в Москве (с 2017 года – школа имени В. В. Маяковского, до этого – гимназия №   1274 имени В. В. Маяковского).
     В его честь названа малая планета (2931) Маяковский, открытая 16 октября 1969 года Л. И. Черных.
     В 1937 году была создана Библиотека-музей В. В. Маяковского в Москве, в 1968 году она преобразована в Государственный музей В. В. Маяковского.
     В 1997 году была учреждена «Всероссийская литературная премия имени В. В. Маяковского».
     В честь В. В. Маяковского названо воздушное судно А330 VQ-BCU, принадлежащее Аэрофлоту и пароход. В честь поэта назван четырёхпалубный круизный теплоход 301 проекта, построенный в Германии в 1978 году.
     Какой-то странный рок преследует корабли, названные именем поэта. Очень уж много из них по разным причинам вышли из строя или отправились на дно. Самая масштабная катастрофа в истории Латвии случилась в 1950 году, когда в Балтийском море затонул прогулочный теплоход «Владимир Маяковский». Жертвами кораблекрушения тогда стали 147 человек.

Музеи

     В 1937 году была открыта Библиотека-музей Маяковского в Москве (бывший Гендриков переулок, ныне переулок Маяковского).
     В 1941 году Музей Маяковского открыт в селе Багдади в Грузии.
     В январе 1974 года в Москве открыт Государственный музей Маяковского (на Большой Лубянке). В 2013 году главное здание музея закрылось на реконструкцию, но выставки по-прежнему проходят. Посетить их можно по адресу: Москва, Малая Дмитровка 29, стр. 4 ( «Домик Чехова»).
     Почтовые марки (филателия) посвящённые В. В. Маяковскому выпускались в СССР 1940 год, 943 год (к 50-летию со дня рождения), 1953 год (к 60-летию со дня рождения, художник Дубасов), 1955 год, с изображением памятника Маяковскому в Москве, 1963 год (к 70-летию поэта). В России, 2000 год: Владимир Маяковский и Окна РОСТА. На почтовой марке Болгарии 1955 год.
     В нумизматике: 1 рубль. 100-летие со дня рождения В. В. Маяковского (14.07.1993; материалы: медь, никель; качество пруф, анциркулейтед, художник А. А. Колодкин; серия «Выдающиеся личности России».
     Водочный жетон 2009 года, серия «Культура и искусство».

     Литературное наследие Маяковского поистине бесценное. Его отличает ярко выраженный слог, написанный знаменитой «лесенкой», которая стала его «визитной карточкой».
     А вы знаете, какое произведение Маяковский впервые написал лесенкой? Лесенка Маяковского, или Лесенка в стихосложении – один из способов деления поэтического текста на части. При записи стиха используются разрывы строк на определённом слове и продолжением записи с новой строки. Закрепляет на письме нужное автору ритмическое, интонационное и синтаксическое членение стихотворной строки. Получила широкую известность благодаря Владимиру Маяковскому.
     Лесенка иногда использовалась в качестве литературного приёма российскими поэтами XIX века, обычно в повествовательных и драматических произведениях, или в стихотворениях «говорного» типа: в «Бахчисарайском фонтане» (1821-23), «Графе Нулине» (1825), «Медном всаднике» (1833), «Евгении Онегине» (1823-31) А. С. Пушкина, в поэмах «Мцыри» (1840), «Кавказский пленник» (1828) М. Ю. Лермонтова, «Балете» (1866) и «Современниках» (1875-1876) Н. А. Некрасова. Однако в XIX веке этот приём не получил широкого признания и распространения.
     В начале XX века среди поэтов становятся популярны эксперименты с визуальным оформлением вербального текста. Одним из первых, кто отошёл от традиционной формы записи стихотворных строк отдельными неделимыми строчками, был Андрей Белый. В сборнике «Золото в лазури» (1903) он использовал для деления строк столбик, а в цикле «Королевна и рыцари» (1911) вместе со столбиком начал применять лесенку.
     Однако именно Владимир Маяковский сделал эту форму широко известной. Он начал использовать ступенчатую разбивку строк начиная с поэмы «Про это» (1923), постепенно переходя от разбивки строк «столбиком» к «лесенке». Вторая часть поэмы «Ночь под рождество» в третьей рукописи только начата «столбиком», в дальнейшем практически всегда записывается «лесенкой».
     С 1930-х «Лесенка» получила широкое распространение среди поэтов.
     Существует несколько вариантов объяснения использования Маяковским «лесенки».
1. Маяковский получал в некоторых изданиях гонорар за свои произведения в зависимости от количества строк, а не печатных знаков, и такой способ записи стихов позволял ему заработать. Преподававшему с 1924 года русскую литературу XIX века в Одесском институте народного образования Льву Рудольфовичу Когану удалось зафиксировать диалог Маяковского со студентом, который вопросом публично намекнул на чисто корыстные мотивы «ломания» строки.
2. Дислексия, которой, по мнению ряда литературоведов, страдал Маяковский, могла затруднять для него чтение слов в одной строке. Подобной точки зрения придерживался маяковед Юрий Карабчиевский: Они хорошо дополняли друг друга, и если Брик не умел писать, то Маяковский не умел читать. Возможно, именно из-за дислексии Маяковский мог придумать и свою «лесенку». Это позволяло легко выделять смысловые части предложения.
3. Неграмотность. Возможно, Маяковский, не закончивший гимназию, не умел грамотно расставлять запятые.

Юношеству занятий масса.
Грамматикам учим дурней и дур мы.
Меня ж
из 5-го вышибли класса.
Пошли швырять в московские тюрьмы.

Владимир Маяковский «Люблю» (1922)

     Маяковский практически никогда самостоятельно не расставлял запятые в рукописях и просил об этом Осипа Брика. Лесенка стала «визитной карточкой» Маяковского вскоре после 1923 года. Как раз в это время у него не было возможности передавать рукописи на редактуру Брикам из-за очередного кризиса в отношениях с Лилей Брик.
4. Сильная интонационная насыщенность стихов Маяковского приводила его к нехватке существующих знаков препинания. Ступеньки стали для Маяковского средством более точной передачи читателю ритма и интонации стихотворения, а также пауз, необходимых при чтении. Сам Маяковский объяснял необходимость использования «лесенки» невозможностью полностью передать ритм стиха читателю только лишь пунктуацией. С помощью «лесенки» поэт стремился усилить живость и непосредственность звучания слов, избавить их от «чрезмерной» грамматической правильности.
     Лесенка оказала большое влияние на отечественную и мировую поэзию XX века. Такой схемой записи стихов пользовались Семён Кирсанов, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Владимир Высоцкий и другие.
     Художественные эксперименты Маяковского оказали существенное влияние на творчество основоположника турецкой революционной поэзии Назым Хикмета. Причём стихотворная форма поэзии «лесенкой» поразила его ещё до того, как он выучил русский язык.
     В своей поэзии «лесенку Маяковского» использовал поэт, политический и государственный деятель Республики Гвинея-Бисау Вашку Кабрал.
     «Лесенку» применял русский, советский писатель, поэт, один из главных участников литературного процесса 1960-1970-х годов в СССР Юрий Трифонов.
     В форме лесенки написаны многие произведения марийского советского поэта, переводчика, журналиста, члена Союза писателей СССР Шаймурата Минлигалиевича Булатова.
     Признанный классик тувинской литературы, поэт, драматург, переводчик, Сергей Бакизович Пюрбю ввёл «лесенку» в практику тувинской лирики.

Использованные источники:

1. Владимир Маяковский – биография поэта, жизнь и смерть. – Текст: электронный. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/vladimir-mayakovskiy (дата обращения 29.05.2023).
2. Владимир Маяковский: гермофобия, противостояние с Есениным, Брики? Издательство АСТ? Дзен. – Текст: электронный. – URL: https://dzen.ru/a/YPTC_Zy68G9oeOBy (дата обращения 5.05.2023).
3. Лесенка Маяковского. – Текст: электронный. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лесенка_Маяковского (дата обращения 29.05.2023).
4. Маяковский Владимир Владимирович – биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги. – Текст: электронный. – URL: https://www.culture.ru/persons/8266/vladimir-mayakovskii?ysclid=lhae3mjewh655873278 (дата обращения 5.05.2023).
5. Маяковский, Владимир Владимирович – Википедия. – Текст: электронный. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Маяковский_Владимир_Владимирович. – (дата обращения 29.05.2023).

 

 

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL