Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




180 ЛЕТ А. П. КУИНДЖИ

 

«Иллюзия света была его богом,
и не было художника,
равного ему в достижении
этого чуда живописи».

И. Е. Репин

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ
ТВОРЧЕСТВО А. И. КУИНДЖИ

     Архип Иванович Куинджи – один из величайших русских художников XIX века. Нищий сын сапожника из провинциального города, переживший нужду и непринятие, сумел пробиться в столичные рантье и стать самой яркой звездой общества передвижников. Его искусство – это особый тип романтического пейзажа, в котором художник использовал новейшие открытия физики и химии, а также умело и дерзко сочетал цвета и краски. Его картины пользовались большой популярностью, их покупали члены императорской семьи и известные коллекционеры, а на выставки выстраивались огромные очереди.
     Искусство выражает множество эмоций и понятий: красоту, истину, надежду, смерть, жизнь хаос или порядок. И оно всегда отражает свою эпоху, помогает узнать, как люди воспринимали себя. А каждый творец пытается изобразить это в своих произведениях. Искусство становится ближе, когда проникаешь в саму жизнь художника, изучаешь штрихи его биографии. Чтобы и нам понять творчество Архипа Куинджи, нужно окунуться в то время, узнать о его жизненном пути и этапах становления живописца.
     Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника, грека по национальности. Мальчик рано осиротел, и его воспитанием занялись тётя и дядя. С раннего возраста Архип много работал, поэтому учиться ему почти не пришлось. Единственное, что не покидало Куинджи с юных лет – любовь к рисованию. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах. Однажды его наброски увидел хлеботорговец, который посоветовал юному художнику поехать в Крым и поступить в ученики к Айвазовскому.
     И вот 166 лет назад пешком по берегу моря из города Мариуполя пришел в Феодосию 15 летний подросток Архип Куинджи, чтобы увидеть знаменитого мариниста и поступить к нему в ученики. Однако Айвазовский так и не оценил его талант, взяв не учеником, а подмастерьем – поручал ему лишь красить забор и растирать краски, а к мастерской так и не допустил. И тогда главным учителем для Куинджи стала сама природа со всем своим многообразием форм, красок и стилей.
     Вернувшись ни с чем из Феодосии, он стал работать в фотостудиях ретушёром. Именно эта работа научила его точности и отделению цвета от тени, что, несомненно, помогло ему в работе художника.
     В 1865 году Архип Куинджи решает испытать удачу ещё раз и отправляется в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Ни на картины, привезенные 20-летним художником, ни на него самого в столице никто внимания не обратил. Но он не отчаялся, стал работать вновь ретушёром, а в свободное время рисовать. Он изучал картины великих мастеров, но не копировал их, а искал и познавал себя. Упорство и труд помогли Архипу стать вольнослушателем в Академии лишь с третьей попытки. Именно тогда он создает полотно «Татарская сакля в Крыму», что приносит ему первый бесспорный успех. Также в Академии Куинджи заводит знакомство с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их творчеством, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников – без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.
     В этот же период Архип Куинджи страстно увлекается природой Севера, много путешествует на Ладогу и на Валаам. Остров стал для художника источником вдохновения – он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей – «На острове Валааме» и «Ладожское озеро». Именно с этого момента он становится совершенно оригинальным и самобытным живописцем. Все были зачарованы тонким взаимодействием света и тени, четким пониманием состояния природы. Картины первого северного периода принесли ему знаменитость и деньги.
     Там же на Валааме и Ладоге к живописцу приходит важное понимание: для оптических эффектов вовсе не нужен яркий солнечный свет. Свет исходит от неба, деревьев и от воды. Это открытие приведет его к постижению тайны лунного света, над которым безуспешно бились многие художники.
     В 1875 году Куинджи приняли в члены Товарищества передвижников, однако уже со следующего года живописец отказался от идей передвижничества в своих картинах. Главным для него стало стремление не истолковывать жизнь, подобно передвижникам, а наслаждаться ею и её красотами.
     Полотна Куинджи до сих пор удивляют публику и имеют магическую притягательность, но тогда – это было настоящее волшебство. Его творчество порождало легенды и волновало даже простых обывателей не знакомых с искусством. Стоит вспомнить выставку одной картины «Лунная ночь на Днепре» – одно из самых известных полотен Архипа Куинджи, которую художник представил публике в 1880 году на моновыставке. В России тогда ещё никто не устраивал выставок одной картины, Куинджи стал первопроходцем. Пейзаж производил поразительный эффект на зрителей, выстраивались огромные очереди из желающих. Куинджи выставил картину одну в тёмном зале, а специальные лампы освещали только её. Это производило ошеломительный эффект на публику. Люди даже заглядывали за картину в поисках подсветки, обвиняли живописца в использовании неземных красок. Однако «лунный эффект» живописец действительно создал лишь с помощью мастерства и техники.
     Куинджи работал в лаборатории Менделеева, он изучал краски на основе битума и экспериментировал с пигментами. Битумные краски становились матовыми при высыхании, а когда Куинджи подмешивал в них алюминиевую и бронзовую пудру, появлялся едва уловимый блеск. Но эффект свечения достигался и тонкой работой самого живописца. Куинджи приписывали изобретение лунных красок, сделке с дьяволом и т.д. Но реальность оказалась куда интереснее. Когда группу художников проверяли на специальном аппарате, оказалось, что у Куинджи способность различать оттенки цвета выше, чем у остальных художников.
     Новыми сенсациями стали и другие картины Куинджи – «Березовая роща», «Днепр утром». Эти полотна сыграли огромную роль в развитии русской пейзажной живописи. В них Куинджи заново открыл возможности цвета, показал прелесть самой краски, показал игру света и тени на своих полотнах, показал людям цвет и краску.

Памятник А. И. Куинджи в Мариуполе

     Достигнув пика славы и популярности, а также полной финансовой самостоятельности, Архип Иванович Куинджи неожиданно прекращает выставлять свои произведения на целых двадцать лет. Однако работу над картинами он продолжал постоянно. Кроме того, в начале XX века его приглашают преподавать в Академии художеств. Куинджи любил своих воспитанников по-отечески, учил любить и понимать русскую природу и писать от себя, от души. Да и ученики просто боготворили своего учителя, считавшего их одной большой семьей, объединенной тягой к искусству. Архип Иванович Куинджи всячески поддерживал начинающих художников, в том числе финансами, и даже вывозил за границу за свой счет. Он создал Общество художников, существовавшее на его средства, главной целью которого были сохранение и развитие традиций русского искусства: организация выставок, присуждение премий, покупка картин. После смерти живописца общество стало носить его имя.

 

 

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL