Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Структура
Правила пользования библиотекой
Библиотеки сельских поселений
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовые ресурсы
Экологическая страница
Полезные ссылки





Заявка на комплектование библиотечного фонда






Карта сайта




400 ЛЕТ ПОДВИГУ ИВАНА СУСАНИНА

Куда ты завел нас? — лях старый вскричал.
Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —
Убейте, замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на русской земли!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит.

К. Ф. Рылеев

ИВАН СУСАНИН
СУСАНИН.NET

     В начале XVII века в пределы русских земель вторглись польские и шведские феодалы, стремившиеся подчинить себе Московское государство. Захватив Смоленск, Новгород, Москву, грабили и убивали мирных жителей, устанавливали жестокие порядки. И там, где они проходили, полыхали пожары, пустели города и села, бурьяном зарастали невозделанные поля.
     Русский народ поднялся на борьбу. Иностранных поработителей встречали кольями, топорами, вилами. Повсеместно создавались партизанские отряды, народное ополчение.
     Народ выдвинул из своей среды Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые возглавили борьбу против интервентов. 27 сентября 1612 года русские ополченцы, разгромив врага, освободили Москву.
     В то время избранный 21 февраля 1613 года Земским собором на престол молодой шестнадцатилетний русский царь Михаил Романов находился в своей костромской вотчине селе Домнино. Польские феодалы были недовольны этим решением Земского собора, так как они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава. Иноземцев поддерживали и некоторые русские бояре.
     Изгнанные из Москвы иностранные захватчики небольшими отрядами рассеялись по стране. Они грабили население, разоряли целые уезды.
     Польский король Сигизмунд и феодальная знать стремились внести замешательство в деятельность Земского собора, усилить в нем раздоры, воспрепятствовать восстановлению центрального правительства и укреплению государственного аппарата. Если бы Сигизмунду и шляхте удалось осуществить свой коварный замысел, Русское государство лишилось бы своей национальной независимости. Одному из вражеских отрядов удалось прорваться на север, в Костромской уезд. На своем пути интервенты опустошали села и деревни, старались разыскать царя, чтобы убить его.
     В марте того же года совершил свой подвиг костромской крестьянин села Домнино Иван Осипович Сусанин, более 20 лет бывший сельским старостой.
     Большинство документов о легендарном русском патриоте не сохранилось; одни погибли в огне во время Московского пожара 1812 года, другие – по вине невежественных чиновников, ведавших архивами, но некоторая информация все же «дошла» до наших дней.
     Тщательное изучение и сопоставление различных источников позволяет осветить жизнь и героическую гибель Ивана Сусанина.
     Отряд, численностью до 60 человек, на конях и с собаками, в метельную ночь сбился с пути и набрел на Деревнищи, что в трех километрах от Домнина. Пьяные, оборванные и голодные паны ворвались в избу Сусанина. Они искали проводника.
     Ворвавшись в избу, шляхтичи потребовали, чтобы Сусанин повел их в Домнино, предлагали за услугу деньги, грозили смертью в случае отказа. Старик медлил. Между тем, предупрежденный об опасности зятем Сусанина Богданом, царь уехал из Домнина в Кострому и укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. Согласившись быть проводником, он предложил «гостям» обождать до утра. Те согласились, всю ночь они пили вино в предвкушении скорой победы.
     Когда рассвело, старик повел незваных «гостей» по замерзшей, но имевшей много прорубей – «окон“ речке Корбе, оставив в стороне за лесом Домнино. Затем он повернул к деревне Перевоз. За ней-то и находились непроходимые места.
     В это время к деревне Перевоз с запада и северо-запада стали подходить толпы возмущенных крестьян, вооруженных вилами, косами и кольями. Перепуганные шляхтичи стали просить Сусанина вывести их кружным путем на Ярославскую дорогу, предлагали за это деньги.
     Крестьянин отказался. Тогда паны подожгли деревню, привязали Сусанина веревкой к двум лошадям и спустились в долину реки Шачи. Долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся убежать на другой берег, но никак не мог выбрать момента. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за ним шляхтич, державший веревку. Вдруг старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними паны. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.
     Выбившиеся из сил, обледеневшие паны просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Враги яростно набросились на него и изрубили саблями.
     К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Под вечер Богдан Сабинин с соседями набрел на замерзших панов, а затем обна»ружил и тело Сусанина.
В подписанной жалованной грамоте говорилось о том, что «…Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти…».

Памятник Ивану Сусанину в г. Костроме
(1967 г.)

     Визит Екатерины II в Кострому в 1767 году положил начало официальной традиции: упоминать Сусанина как спасителя Михаила – основателя династии Романовых. В 1812 году С. Н. Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне становится непременным персонажем учебников по истории.
Интерес к Сусанину особенно усилился в царствование Николая I, при котором прославление Сусанина приобрело официальный характер и стало одним из проявлений государственной политики. Личности и подвигу Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. История подвига идеально соответствовала идеологической формуле «Православие, самодержавие, народность». Кроме того, сусанинский культ формировался во время подавления польского восстания в 1830-1831 гг., когда стал востребован образ патриота-крестьянина, отдавшего жизнь за государя.
     Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным.
     В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина – спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни – спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».
     Казённый сусанинский культ не мог не порождать и общественного неприятия, выражаемого зачастую в крайних, нигилистических формах. В годы реформ Александра II переоценке подверглись многие ценности николаевской эпохи, в том числе прославление Сусанина. Официальная версия подвига Сусанина, идеологически и историографически оформленная в правление Николая I, впервые была подвергнута критике и открытому высмеиванию в статье профессора Петербургского университета Н. И. Костомарова «Иван Сусанин», вышедшей в феврале 1862 года в журнале «Отечественные записки». язвительно назвать всю историю подвига «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом». Не отрицая существования личности Сусанина, автор утверждал, что общепринятая версия о сусанинском подвиге является позднейшим вымыслом.
     Эта позиция была опровергнута в исследованиях С. М. Соловьёва и М. Н. Погодина, которые, впрочем, руководствовались преимущественно теоретическими соображениями и догадками. С конца 1870-х и особенно в 1880-е годы, с открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий, стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина, открылись почти современные ему «Записки» и многочисленные рукописные «предания» XVII и XVIII веков, в которых очевидно преклонение писавших перед подвигом. Наиболее значительный вклад в развитие историографии Смутного времени внесли работы костромских краеведов, таких как А. Д. Домнинский, В. А. Самарянов, Н. Н. Селифонтов и Н. Н. Виноградов.
     После Октябрьской революции имя Сусанина попало в разряд «слуг царей». Ленинский план монументальной пропаганды предусматривал снятие памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг»: уже накануне первой годовщины революции в 1918 году началось разрушение памятника подвигу в Костроме. В массовой пропаганде 1920-1930-х годов основной упор делался на то, что подвиг Сусанина – это миф. Однако в конце 1930-х годов произошла фактическая «реабилитация» Сусанина наряду с Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Александром Невским, Дмитрием Донским и даже монархами Иваном Грозным и Петром Великим. В 1938 году вновь началось возвеличивание Сусанина как героя, отдавшего жизнь за Отчизну.
     Подвиг Ивана Сусанина, отказавшегося изменить Родине, и за это зарубленного поляками воплотил заветное стремление русского народа к ограждению своей национальной независимости.
     О том, что подобное решение было принято на высшем политическом уровне, свидетельствует возобновление в 1939 году в Большом театре посвящённой Сусанину оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Опера получила новое название «Иван Сусанин» и новое либретто. Следует отметить, еще один факт того, какое значение придавалось сусанинскому культу: в конце лета 1939 года в честь Сусанина был переименованы районный центр и район, на территории которого он жил и погиб.
     В советской исторической науке оформились две параллельные точки зрения на подвиг Сусанина: первая, более «либеральная» и восходящая к дореволюционной традиции, признавала факт спасения Сусаниным Михаила Романова; вторая, тесно связанная с идеологическими установками, категорически этот факт отрицала, считая Сусанина героем-патриотом, подвиг которого не имел никакого отношения к спасению царя. Обе указанные концепции просуществовали до конца 1980-х годов, когда с крахом советской власти либеральная точка зрения окончательно взяла верх.

 

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru