Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




МКС ИЛИ НЕСОСТОЯВШИЙСЯ «МИР-2»

     Международная Космическая Станция (МКС) – это многоцелевая космическая лаборатория, предназначенная для проведения широчайшей программы фундаментальных научных исследований космоса, атмосферы и земной поверхности, изучения поведения человеческого организма в длительных космических полетах, разработки новейших технологий, получения и анализа свойств новых материалов и биопрепаратов, а также отработки путей и методов дальнейшего освоения космического пространства. Это крупнейший проект мирного использования научно-технического потенциала, накопленного человечеством на рубеже XXI века.

Международная Космическая Станция (МКС)

     В проекте участвуют шестнадцать стран: Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
     В 1984 году президент США Рональд Рейган объявил о начале работ по созданию национальной орбитальной станции. С этого времени проводилась разработка проекта крупногабаритной пилотируемой станции, собираемой на околоземной орбите кораблями многоразового использования «Space Shuttle» / «Спейс Шаттл». В 1988 г. станция получила название «Freedom» (Свобода). Исследования велись в течение 10 лет, и на них было истрачено около 20 млрд долларов. Многочисленные переделки и пересмотр проекта показали, что только при международной кооперации можно будет создать столь сложный и дорогостоящий орбитальный комплекс.
     В нашей стране работали над проектом станции пятого поколения «Мир-2». Так как сроки эксплуатации орбитального комплекса «Мир» были ограничены (считалось, что комплекс будет работать в течение трех лет — 1986-89 гг.), то предполагалось, что сборка станции «Мир-2» начнется в начале 1990-х гг. Поэтому Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева (ГКНПЦ) приступил к разработке первого орбитального модуля. Однако создавшаяся экономическая ситуация в России замедлила темпы работ над проектом. Решили продолжить эксплуатацию комплекса «Мир», тем более что научные модули «Спектр» и «Природа» для его оснащения еще не были готовы к запуску. Это привело российское руководство космической отрасли к пересмотру позиции по проекту.

Блоки Международной Космической Станции (МКС)

     Идея создания международной космической станции «Альфа» возникла в самом начале 90-х годов.
     В марте 1993 года – генеральный директор РКА Юрий Коптев и генеральный конструктор НПО «Энергия» Юрий Семёнов предложили руководителю НАСА Дэниелу Голдину создать Международную космическую станцию.
     В 1993 году в США очень многие политики были против строительства космической станции. В июне 1993 года в Конгрессе США обсуждалось предложение об отказе от создания Международной космической станции. Это предложение было принято с перевесом только в один голос: 215 голосов за отказ, 216 голосов за строительство станции.
     2 сентября 1993 года вице-президент США Альберт Гор и председатель Совета Министров РФ Виктор Черномырдин объявили о новом проекте «подлинно международной космической станции». С этого момента официальным названием станции стало «Международная космическая станция», хотя параллельно использовалось и неофициальное – космическая станция «Альфа».
     1 ноября 1993 РКА и НАСА подписали «Детальный план работ по Международной космической станции».
     23 июня 1994 года Юрий Коптев и Дэниел Голдин подписали в Вашингтоне «Временное соглашение по проведению работ, ведущих к российскому партнёрству в Постоянной пилотируемой гражданской космической станции», в рамках которого Россия официально подключилась к работам над МКС.
     В ноябре 1994 года – в Москве состоялись первые консультации российского и американского космических агентств, были заключены контракты с фирмами-участницами проекта – «Боинг» и РКК «Энергия» им. С. П. Королёва.
     В марте 1995 года – в Космическом центре им. Л. Джонсона в Хьюстоне был утверждён эскизный проект станции.
     Переход от проектов к конкретным действиям произошел в 1995 году, когда директор NASA Дэниел Голдин убедил Президента США Билла Клинтона в необходимости ежегодного расходования на программу «Альфа» 2,1 млрд. долларов в течение семи лет. Немаловажным фактором, способствовавшим тому, что Конгресс США одобрил выделение NASA 13,1 млрд. долларов на строительство МКС, стало согласие России участвовать в этой программе. Проект стал действительно международным после присоединения к нему Европейского космического агентства (ЕКА), Канады и Японии. В соответствии с договоренностями, достигнутыми на встрече премьер-министра России В. Черномырдина и вице-президента США Альберта Гора, 15 августа 1995 года фирма «Боинг», головной подрядчик NASA по программе «Альфа», и Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева (ГКНПЦХ) подписали контракт на сумму 190 млн. долларов, предусматривающий постройку и вывод на орбиту ядра будущей МКС.

Модель Международной Космической Станции (МКС)

     1996 год – утверждена конфигурация станции. Она состоит из двух сегментов – российского (модернизированный вариант «Мир-2») и американского участием Канады, Японии, Италии, стран – членов Европейского космического агентства и Бразилии).

Российский сегмент Международной Космической Станции (МКС) 

     Сооружение «Альфы» началось 20 ноября 1998 года, когда ракетоноситель «Протон» вывел на орбиту функциональный грузовой блок «Заря» – первый сегмент МКС. Первоначально Американское аэрокосмическое агентство планировало строить станцию прямо на орбите, но, видя успех «Мира», специалисты NASA решили, что модульный вариант более перспективен.

ФГБ перед отправкой на испытания в
ЦНИИ машиностроения
 

     К передней части корпуса ФГБ, также имеющей коническое днище, приварен сферический герметичный переходный отсек (адаптер), предназначенный для подстыковки американского модуля «Unity» и других элементов Международной Космической Станции. На адаптере, имеющем осевой и боковой стыковочные узлы, расположены микродвигатели и некоторая датчиковая аппаратура. От остального объема ФГБ он отделен внутренним герметичным сферическим днищем со специальным люком для переходов. Внутри корпуса ФГБ расположены приборы и оборудование различных служебных систем, систем сближения и стыковки, телеметрии, жизнеобеспечения, энергоснабжения и управления, а также места для установки научного оборудования и размещения грузов. Значительная часть оборудования блока установлена на его внешней поверхности. По своим размерам и конфигурации ФГБ «Заря» для МКС похож на модули «Квант-2» и «Кристалл» орбитального комплекса «Мир». Снаружи гермокорпуса ФГБ «Заря» размещены топливные баки, допускающие до 30 циклов их дозаправки в полете, 42 двигателя коррекции, сближения, причаливания и стабилизации, агрегаты обеспечения теплового режима, радиаторы, трубопроводы и арматура, антенное и датчиковое оборудование, телекамеры, световые маяки и разворачиваемые в полете панели солнечных батарей с автономной ориентацией на солнце. На адаптере имеется специальный узел захвата для стыковки с манипулятором кораблей многоразового использования типа «Шаттл» (США). Элементы ФГБ «Заря», установленные снаружи, закрываются экранами противометеоритной защиты и чехлами экрано-вакуумной теплоизоляции. При выведении на орбиту весь блок защищается сбрасываемым после прохождения плотных слоев атмосферы головным обтекателем. А к третьей ступени ракеты – носителя «Протон-К» он крепится через промежуточный отсек, остающийся со ступенью после её отделения.

Транспортировка на стартовую площадку
первого модуля МКС «Заря»

     В ходе изготовления и сборки все элементы, системы и ФГБ «Заря» в целом прошли большой объем разнообразных автономных и комплексных испытаний – электрических, пневматических, тепловых, вибрационных, на функционирование, на герметичность, на прочность и т. д. Все испытания проводились на самом современном испытательном и диагностическом оборудовании Центра с широким применением электронно-вычислительной техники. 20 ноября 1998 года модуль «Заря» был успешно выведен на орбиту с помощью ракеты-носителя «Протон».

 

20.11.1998 г. — на орбиту
выведен модуль «Заря»

 

04.12.1998 г. — шаттл вывел на
орбиту модуль Unity (переход)

     4 декабря 1998 года американский шаттл «Индевор» ( «Endeavour / Стремление») вывел на орбиту второй сегмент – блок «Unity» ( «Юнити», «Node-1»). Кстати, именно вследствие своей модульной структуры, МКС, в определённой степени, является близким родственником станции «Мир».

Модули «Заря» и «Юнити» после стыковки
в совместном полете

     Служебный модуль (СМ), создание которого в Центре имени М. В. Хруничева шло практически всё время параллельно с ФГБ «Заря», представляет собой существенно модернизированный вариант базового блока орбитального комплекса «Мир». СМ выводился на орбиту третьим по счету (после ФГБ и американского модуля «Unity») и был пристыкован к их связке (ФГБ при этом выполняет активную роль).

Сборка служебного модуля «Звезда»

     Далее модуль принимает на себя функции управления всей Международной Станцией и жизнеобеспечения её экипажей, пребывание которых на орбите с этого момента должно стать постоянным. Аппаратура СМ обеспечивает сбор и передачу на Землю телеметрической информации, радиоканалы связи том числе и через спутник-ретранслятор «Альтаир»), коррекции орбиты и ориентацию станции, а также в случае необходимости выходы в открытый космос через люки переходного отсека (до прихода специального стыковочного модуля).

 

27.03.1999 г. — снабжение
оборудованием станции

 

12.07.2000 г. — к станции
пристыкован модуль «Звезда»

     Важнейшим элементом СМ, как и на базовом блоке «Мира», является переходный отсек с одним осевым и двумя боковыми стыковочными узлами. По сравнению с «Миром», этот отсек существенным образом усовершенствован в направлении повышения прочности, надежности и герметичности его стыковочных узлов. К осевому узлу данного отсека подстыкован ФГБ, к верхнему боковому узлу будет пристыкована – научно-энергетическая платформа (НЭП), а к нижнему – Универсальный стыковочный модуль (УСМ). Еще один стыковочный осевой узел на агрегатном отсеке модуля обеспечит постоянный прием грузовых и транспортных кораблей «Союз» и «Прогресс».

Подготовка модуля «Звезда» к стыковке
с РН «Протон»

     12 июля 2000 года в 08.56 утра по московскому времени с космодрома Байконур был успешно осуществлен запуск ракетоносителя «Протон-К» со Служебным модулем «ЗВЕЗДА» для Международной Космической Станции (МКС) на борту. Модуль «ЗВЕЗДА» был выведен на опорную орбиту. 26 июля 2000 года, где успешно состыковался с модулями «Заря» и «Unity».

 

08.09.2000 г. — обслуживание
станции

 

11.10.2000 г. — пристыковка
Z1-Truss антенны

     Первые люди, как уже сказано, прибыли на борт станции 2 ноября 2000 года. Доставил их туда опять-таки российский космический корабль «Союз».
     7 февраля 2001 года – экипажем шаттла «Атлантис» в ходе миссии STS-98 к модулю «Юнити» присоединён американский научный модуль «Дестини» (Судьба).

 

30.11.2000 г. — установка
солнечных батарей

 

07.02.2001 г. — установка
лабораторного модуля Destiny

     18 апреля 2005 года – глава НАСА Майкл Гриффин на слушаниях сенатской комиссии по космосу и науке заявил о необходимости временного сокращения научных исследований на американском сегменте станции. Это требовалось для высвобождения средств для форсированной разработки и постройки нового пилотируемого корабля (CEV). Новый пилотируемый корабль был необходим для обеспечения независимого доступа США к станции, поскольку после катастрофы «Колумбии» 1 февраля 2003 года США временно не имели такого доступа к станции до июля 2005 года, когда возобновились полёты шаттлов.

Международная космическая станция
(август 2005 года)

     После катастрофы «Колумбии» было сокращено с трёх до двух количество членов долговременных экипажей МКС. Это было связано с тем, что снабжение станции материалами, необходимыми для жизнедеятельности экипажа, осуществлялось только российскими грузовыми кораблями «Прогресс».
     26 июля 2005 года полёты шаттлов возобновились успешным стартом шаттла «Дискавери». До конца эксплуатации шаттлов планировалось совершить 17 полётов до 2010 года, в ходе этих полётов на МКС доставлено оборудование и модули, необходимые как для достройки станции, так и для модернизации части оборудования, в частности – канадского манипулятора.

 

23.11.2001 г. — установка
солнечных батерей

 

26.07.2005 г. — обслуживание
после долгого перерыва

     Второй полёт шаттла после катастрофы «Колумбии» состоялся в июле 2006 года. На шаттле «Дискавери» STS-121 на МКС прибыл немецкий космонавт Томас Райтер, который присоединился к экипажу долговременной экспедиции МКС-13. Таким образом, в долговременной экспедиции на МКС после трёхлетнего перерыва вновь стали работать три космонавта.
     Стартовавший 9 сентября 2006 года челнок «Атлантис» доставил на МКС два сегмента ферменных конструкций МКС, две панели солнечных батарей, а также радиаторы системы терморегулирования американского сегмента.

Международная космическая станция
(сентябрь 2006 года)

     23 октября 2007 года на борту шаттла «Дискавери» прибыл модуль «Гармония». Его временно пристыковали к модулю «Юнити». После перестыковки 14 ноября 2007 года модуль «Гармония» был на постоянной основе соединён с модулем «Дестини».

Модуль «Гармония» (справа) пристыкована
к модулю «Дестини» (слева)

     Построение основного американского сегмента МКС завершилось.

Международная космическая станция
(август 2007 года)

     В 2008 году станция выросла на две лаборатории: 11 февраля был пристыкован модуль «Коламбус» созданный по заказу европейского космического агентства, а 14 марта и 4 июня были пристыкованы два из трёх основных отсеков лабораторного модуля «Кибо» ( «Надежда»), разработанного японским агентством аэрокосмических исследований – герметичная секция «Экспериментального грузового отсека» (ELM PS) и герметичный отсек (PM).

Международная космическая станция
(лето 2008 года)

     С 29 мая 2009 года начал работу долговременный экипаж МКС-20 численностью шесть человек, доставленный в два приёма: первые три человека прибыли на «Союз ТМА-14», затем к ним присоединился экипаж «Союз ТМА-15». В немалой степени увеличение экипажа произошло благодаря тому, что увеличились возможности доставки грузов на станцию – начата эксплуатация транспортных кораблей ATV Европейского космического агентства (первый запуск состоялся 9 марта 2008 года, полезный груз – 7,7 тонн, 1 полёт в год). Кроме того, в 2009 году начал полёты к станции японский автоматический грузовой корабль H-II Transport Vehicle (полезный груз – 6 тонн).
     12 ноября 2009 года к станции пристыкован малый исследовательский модуль МИМ-2, незадолго до запуска получивший название «Поиск». Это четвёртый модуль российского сегмента станции, разработан на базе стыковочного узла «Пирс». Возможности модуля позволяют производить на нем некоторые научные эксперименты, а также одновременно выполнять функцию причала для российских кораблей.

Модуль «Поиск» пристыкованный к МКС

     18 мая 2010 года успешно пристыкован к МКС российский малый исследовательский модуль «Рассвет» (МИМ-1). Операция по пристыковке «Рассвета» к российскому функционально-грузовому блоку «Заря» была осуществлена манипулятором американского космического челнока «Атлантис», а затем манипулятором МКС.

Вид на модуль «Рассвет» из модуля «Купол»

     Одной из основных целей при создании МКС являлась возможность проведения на станции экспериментов, требующих наличия уникальных условий космического полёта: микрогравитации, вакуума, космических излучений, не ослабленных земной атмосферой. Главные области исследований включают в себя биологию том числе биомедицинские исследования и биотехнологию), физику (включая физику жидкостей, материаловедение и квантовую физику), астрономию, космологию и метеорологию. Исследования проводятся с помощью научного оборудования в основном расположенного в специализированных научных модулях-лабораториях, часть оборудования для экспериментов, требующих вакуума, закреплена снаружи станции, вне её гермообъёма.

Модуль «Дестини» пристыковывается к МКС

     На 2009 год в составе станции находились три специальных научных модуля – американская лаборатория «Дестини», запущенная в феврале 2001 года, европейский исследовательский модуль «Коламбус», доставленный на станцию в феврале 2008 года, и японский исследовательский модуль «Кибо». В европейском исследовательском модуле оборудованы 10 стоек, в которых устанавливаются приборы для исследований в различных разделах науки. Некоторые стойки специализированы и оборудованы для исследований в области биологии, биомедицины и физики жидкостей. Остальные стойки – универсальные, в них оборудование может меняться в зависимости от проводимых экспериментов.

Модуль «Коламбус» в составе МКС

     Японский исследовательский модуль «Кибо» состоит из нескольких частей, которые последовательно доставлялись и монтировались на орбите. Первый отсек модуля «Кибо» – герметичный экспериментально-транспортный отсек (англ. JEM Experiment Logistics Module – Pressurized Section) был доставлен на станцию в марте 2008 года, в ходе полёта шаттла «Индевор» STS-123. Последняя часть модуля «Кибо» присоединена к станции в апреле 2009 года, когда шаттл доставил на МКС – негерметичный экспериментально-транспортный отсек (англ. Experiment Logistics Module, Unpressurized Section).
     Россия доставила на орбиту три исследовательских модуля: два «Малых исследовательских модуля» (МИМ, ранее назывались СО-2 и СГМ), а также «Многофункциональный лабораторный модуль» (МЛМ). Полноценными научными возможностями обладает только последний, количество научной аппаратуры, размещённой на двух МИМ, минимально.

Многофункциональный лабораторный модуль
пристыкованный к МКС

     Международная природа проекта МКС способствует проведению совместных научных экспериментов. Наиболее широко подобное сотрудничество развивают европейские и российские научные учреждения под эгидой ЕКА и Федерального космического агентства России (РОСКОСМОС). Известными примерами такого сотрудничества стали эксперимент «Плазменный кристалл», посвящённый физике пылевой плазмы, и проводимый Институтом внеземной физики Общества Макса Планка, Институтом высоких температур и Институтом проблем химической физики РАН, а также рядом других научных учреждении России и Германии, медико-биологический эксперимент «Матрёшка-Р», в котором для определения поглощённой дозы ионизирующих излучений используются манекены – эквиваленты биологических объектов, созданные в Институте медико-биологических проблем РАН и Кёльнском институте космической медицины.
     Мы все понимаем, освоение космоса может осуществляться только совместными усилиями всего человечества.

Источники:
http://ru.wikipedia.org
http://element114.narod.ru
http://www.space.hobby.ru
http://mir.avia.ru
http://galspace.spb.ru

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL