Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Структура
Правила пользования библиотекой
Библиотеки сельских поселений
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовые ресурсы
Экологическая страница
Полезные ссылки





Заявка на комплектование библиотечного фонда






Карта сайта




РОССИЙСКИЕ КОСМОДРОМЫ – ПУТЬ К ЗВЕЗДАМ

        КОСМОДРОМ «КАПУСТИН ЯР»
КОСМОДРОМ «БАЙКОНУР»
КОСМОДРОМ «ПЛЕСЕЦК»
КОСМОДРОМ «СВОБОДНЫЙ»
КОСМОДРОМ «ВОСТОЧНЫЙ»

КОСМОДРОМ «КАПУСТИН ЯР»

     Космодром СССР. Расположен в районе села Капустин Яр в Астраханской области, в низовье Волги в точке с координатами 48,4 0 северной широты и 56,5 0 восточной долготы. Функционирует с 1947 года. Предназначен для пусков боевых баллистических ракет, геофизических и метеорологических ракет, а также космических объектов небольшой массы. Выводимые на орбиту искусственного спутника Земли космические объекты имеют наклонение орбиты к плоскости экватора в пределах от 480 до 510. С 1988 года не эксплуатируется.

Карта космодрома «Капустин Яр»
Стартовые комплексы:
СК РН Космос

     История ракетного полигона и космодрома Байконур началась в мае 1946 года, когда было принято решение о создании ракетного полигона. Однако тогда Капустин Яр фигурировал лишь в перечне одного из возможных мест дислокации. Выбор места будущего полигона был поручен генерал-майору Василию Ивановичу Вознюку. Вознюк начал с того, что поехал в Германию и разыскал там своих гвардейцев, выбирал народ для будущего полигона покрепче, понадежнее.
     Рекогносцировочная группа специалистов за короткое время провела большую работу по выбору места будущего полигона. Были обследованы все семь перспективных районов, собраны и проанализированы материалы по метеорологии, гидрологии, коммуникациям, строительным возможностям и так далее. Был выбран район села Капустин Яр в Астраханской области, и именно его группа рекомендовала для строительства будущего ракетного полигона. Решение о строительстве полигона в Капустином Яре было принято ЦК ВКП ) и Советом Министров СССР 23 июня 1947 года. Этим же решением генерал-майору Василию Ивановичу Вознюку поручалось строительство полигона, и он назначался начальником будущего полигона.

Космодром «Капустин Яр»

     На полигон первые офицеры прибыли 20 августа 1947 года. Разбили палатки, организовали кухню, госпиталь. Вместе с гвардейцами Вознюка прибыли военные строители. Условия были тяжелыми, да и какими могли быть «условия» в голой степи. На третий день началось строительство бетонного стенда для огневых испытаний двигателей. В сентябре 1947 года из Тюрингии (Германия) прибыла бригада особого назначения генерал-майора Александра Федоровича Тверецкого. Затем два спецпоезда с оборудованием, сформированные в Германии. За полтора месяца работ к началу октября 1947 года кроме бетонного испытательного стенда были построены стартовая площадка с бункером, временная техническая позиция, монтажный корпус, мост. Провели шоссе и железнодорожную ветку, соединяющую полигон с главной магистралью на Сталинград. Строили много, но только для ракеты. Первое жилье для офицеров было построено только в 1948 году, а до этого строители и испытатели жили в палатках, во времянках, в крестьянских избах. Большую помощь оказывали спецпоезда, которые были оборудованы не только лабораторным оборудованием, но и довольно комфортабельными вагонами для специалистов и начальства. К 1 октября 1947 года Вознюк доложил в Москву о полной готовности полигона для проведения пусков ракет, а уже 14 октября 1947 года на полигон прибыла первая партия ракет А-1 (Фау-2). Еще раньше на полигон прибыли Сергей Павлович Королев и другие специалисты.

Подготовка к пуску с полигона «Капустин Яр»
первой советской ракеты Р-1

     С 18 октября 1947 года начинается отсчет функционирования космодрома Капустин Яр. Именно в этот день в 10 часов 47 минут по московскому времени произведен первый старт баллистической ракеты в СССР. Ракета поднялась на высоту 86 километров и достигла поверхности Земли в 274 километрах от старта. Первая серия пусков была произведена с 18 октября по 13 ноября 1947 года. В этот период были запущены 11 ракет А-1. Были удачи, были отказы, но это касалось ракет, а не наземного оборудования.
     На 10 лет 1947 по 1957 год) Капустин Яр был единственным местом испытаний советских баллистических ракет. На полигоне проведены испытания ракет Р-1 (сентябрь-октябрь 1948 года, сентябрь-октябрь 1949 года), Р-2 (сентябрь-октябрь 1949 года), Р-5 (март 1953 года) и других. Еще во время первой серии пусков в октябре-ноябре 1947 года Капустин Яр начинает использоваться и как место старта геофизических ракет. На стартовавшей 2 ноября 1947 года ракете А-1 были установлены научные приборы. С тех пор эта традиция поддерживалась до тех пор, пока не были созданы специализированные геофизические ракеты В-1 и В-2. Однако местом старта геофизических ракет остался Капустин Яр. В дальнейшем к геофизическим ракетам прибавились метеорологические ракеты. В июне 1951 года состоялась первая серия пусков ракет с собаками на борту.

Пуск ракеты 8К63У из шахтной пусковой установки
комплекса Р-12У с полигона
«Капустин Яр»

     В начале 50-х кроме активной программы пусков ракет шло становление и развитие испытательной базы полигона, строились стартовые и технические комплексы. 20 февраля 1956 года на полигоне Капустин Яр было проведено испытание ракетно-ядерного оружия. Стартовавшая ракеты Р-5 доставила ядерную боеголовку в астраханскую степь, где и прогремел ядерный взрыв. На полигоне Капустин Яр проходили пуски межконтинентальной баллистической ракеты Буря в 1957-1959 годах. 16 марта 1962 года Капустин Яр из ракетного полигона превратился в космодром. В тот день был осуществлен запуск спутника Космос-1. С космодрома Капустин Яр стартовали небольшие исследовательские спутники, для запуска которых использовались ракеты-носители небольшой мощности.

Показательные пуски ЗРК «Печора-2М» на полигоне «Капустин Яр»

     С 14 октября 1969 года Капустин Яр функционирует как международный космодром. В тот день состоялся запуск спутника Интеркосмос-1, созданного специалистами социалистических стран. Из Капустиного Яра ушли в полет индийские спутники «Ариабхата» и «Бхаскара», французский спутник «Снег-3». Большую роль сыграл Капустин Яр в подготовке квалифицированных кадров испытателей ракетно-космической техники и руководящих кадров для новых космодромов. Космодром Капустин Яр взял на себя роль космодрома для «малых» ракет и «малых» спутников Земли исследовательского плана. Эта специализация сохранялась до 1988 года, когда потребность в запусках таких спутников резко сократилась и космические пуски с Капустина Яра были прекращены. Однако стартовые и технические позиции для ракет-носителей типа Космос постоянно поддерживаются в работоспособном состоянии и, при необходимости, могут быть использованы в любое время.
     По открытым данным, начиная с 1950-х, на полигоне Капустин Яр проведено как минимум 11 ядерных взрывов (на высоте от 300 м до 5,5 км), суммарная мощность которых составляет примерно 65 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Кроме ядерных испытаний, в Капустином Яру было взорвано 24 тыс. управляемых ракет, испытано 177 образцов военной техники, уничтожено 619 ракет РСД-10.

Памятник ракете Р-1 на полигоне «Капустин Яр»

     В 1994 году в состав 4 ГЦП МО РФ вошел испытательный полигон войск Противовоздушной обороны. В октябре 1998 года 4 Государственный Центральный полигон преобразован в 4 Государственный Центральный Межвидовой полигон. В 1998 году полигон «Сары-Шаган» (находящийся в юго-восточном Казахстане и арендуемый Россией) был выведен из состава войск ПВО и переподчинен 4-му Государственному Центральному Межвидовому полигону. В 1999 году на полигон «Капустин Яр» перебазированы российские войска с казахстанского полигона «Эмба».

КОСМОДРОМ «БАЙКОНУР»

     Космодром «Байконур» – первый и крупнейший в мире космодром, имеющий большое международное значение. Расположен на территории Казахстана, недалеко от поселка Тюратам. Занимает площадь 6717 км². С космодрома возможны запуски различных типов ракет-носителей. Один из трёх космодромов планеты, наряду с космодромами «Мыс Канаверал» (США) и «Цзюцюань» (Китай), предназначенных для запуска аппаратов с космонавтами на борту. Орбита МКС была подобрана с учётом широты Байконура – с него планировали осуществлять осуществляют) основные запуски.

Карта космодрома «Байконур»
Стартовые комплексы:
СК РН Рокот. Пл. №175
СК РН типа Протон. Пл. №200. ПУ №39
СК 17П32-6 РН типа Р-7. Пл. №31. ПУ №6
СК РН типа Протон. Пл. №81. ПУ №23
СК 11П877 РН Зенит. Пл. №45. ПУ №1
СК РН Циклон. Пл. №90. ПУ №20
СК РН типа Протон. Пл. №81. ПУ №24
СК 17П32-5 РН типа Р-7. Пл. №1. ПУ №5
СК ракеты РС-20. Пл. №109

     Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, разработанная для доставки водородной бомбы и использовавшаяся в дальнейшем как прототип для создания ракет-носителей пилотируемых космических полётов, потребовала создания нового полигона для её испытаний (ранее испытания советских ракет проводились на полигоне Капустин Яр в Астраханской области).

Космодром «Байконур»

     При выборе места для строительства полигона руководствовались следующими критериями:
• обширный, малонаселённый район, земли которого мало использовались в сельскохозяйственном производстве (существовала необходимость отчуждения немалых площадей земли в районах падения ступеней ракеты, трасса полета не должна проходить над крупными населенными пунктами);
• наличие железнодорожной магистрали для доставки различных грузов на полигон, в том числе блоков ракет;
• надёжные источники пресной воды для обеспечения полигона питьевой и технологической водой в больших объемах;
• расстояние между стартом ракеты и местом падения ее головной части (полигон Кура на Камчатке) – не менее 7000 км.

«Байконур» — вид со стенда динамических испытаний

     Рассматривалось несколько вариантов возможной дислокации полигона: Марийская АССР, Дагестан (западное побережье Каспийского моря), Астраханская область (вблизи города Харабали) и Кзыл-Ординская область. Имелся ещё один важный фактор: первые модификации ракеты Р-7 были оснащены системой радиоуправления. Для её функционирования необходимо было иметь три наземных пункта подачи радиокоманд: два симметричных по обе стороны от места старта на расстоянии 150-250 км, третий – отстоящий от старта по трассе полёта на 300-500 км. Это фактор, в конечном счете, и стал решающим: была выбрана Кзыл-Ординская область, поскольку в марийском варианте пункты радиоуправления оказались бы в непроходимых лесах и болотах, в дагестанском – в труднодоступной горной местности, в астраханском – один из пунктов пришлось бы размещать на акватории Каспийского моря.
     Итак, для полигона была выбрана пустыня в Казахстане к востоку от Аральского моря, вблизи одной из крупнейших рек Средней Азии Сырдарьи, посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана – Казалинском и Джусалы, около разъезда Тюратам железной дороги Москва-Ташкент. Также преимуществами места как полигона для запусков послужили более трёхсот солнечных дней в году и относительная близость к экватору.

Масштабная 3d модель сооружений универсального
комплекса стенд-старт на космодроме «Байконур»

     12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением № 292-181сс утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), предназначенного для испытаний ракетной техники. Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустыни (здесь в 1954 году работала рекогносцировочная группа топографов и геологов). Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».

Станция слежения космодрома «Байконур»

     Руководителем строительства был назначен строитель генерал-майор Г. М. Шубников. Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Тюра-Там 12 января 1955 года.
     Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка. В тот же день 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе.
     Официальным же днём рождения космодрома считается 2 июня 1955, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона. К началу испытаний и запусков на полигоне находились 527 инженеров и 237 техников, общая численность военнослужащих – 3600 человек.
     Для дезориентирования вероятного противника были построены камуфляжные сооружения ( «ложный космодром») в Карагандинской области вблизи посёлка Байконур. После старта космического корабля «Восток» Ю. А. Гагариным на борту) это название в открытой печати закрепилось и за настоящим космодромом – НИИП № 5.
     15 мая 1957 года – начало эксплуатации; запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Р-7». Пуск неудачный – ракета пролетела всего 400 км.
     21 августа 1957 – успешное испытание ракеты Р-7.
     4 октября 1957 года c «Байконура» выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли «Спутник-1». Его масса составляла 83,6 килограмма.
     3 ноября 1957 года – старт «Спутника-2» с собакой Лайкой на борту.
     Осенью 1959 года – «Луна-2» впервые доставила аппарат на Луну.
     19 августа 1960 года – запущен «Спутник-5» с собаками Белкой и Стрелкой на борту. После 17 витков вокруг Земли аппарат приземлился в заданном районе. Собаки вернулись живыми.
     24 октября 1960 года на космодроме при испытании баллистической ракеты «Р-16» произошла крупная катастрофа, в результате которой от огня и отравления компонентами топлива погибло 78 человек, среди которых был главнокомандующий РВСН Митрофан Неделин.
     12 апреля 1961 года с космодрома запущен «Восток-1» – космический аппарат, впервые в мире доставивший человека на околоземную орбиту . А. Гагарин). Совершив один виток вокруг Земли за 1 час 48 минут, аппарат приземлился в Саратовской области.
     24 октября 1963 года на космодроме в одной из боевых шахт ракеты Р-9 произошёл пожар, стоивший жизни семи военным испытателям.
     15 мая 1987 года – первый запуск ракеты-носителя сверхтяжёлого класса «Энергия».
     15 ноября 1988 года – первый последний) запуск многоразовой ракетно-космической транспортной системы «Энергия» – «Буран». По окончании полёта орбитальный корабль «Буран» произвёл автоматическую посадку на аэродром «Юбилейный», расположенный в северной части космодрома.

     

Космодром «Байконур»,
март 1985 г.
 

Первый полет космической
системы
«Энергия» — «Буран»
с космодрома «Байконур»

     Всего на «Байконуре» за 50 лет было запущено более 1500 космических аппаратов различного назначения и более 100 межконтинтальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций.
     1991-1993 годы – кризисный период космодрома после распада СССР. Количество космических запусков резко сократилось, целый ряд офицеров и работников промышленности, в сложившейся обстановке хаоса и неизвестности, предпочли со своими семьями уехать с космодрома на родину Россию, на Украину и т. д.) в поисках лучшей жизни. Неясен был и статус космодрома, поскольку он «оказался» на территории суверенного Казахстана, а фактически эксплуатацию «Байконура» осуществляла Россия. Последней каплей стала передача коммунальных служб города от военного ведомства местным казахстанским властям, у которых не было ни средств, ни персонала для эксплуатации обширного городского хозяйства. Всё это привело к большим бытовым проблемам в суровую морозную и снежную зиму 1993/1994 года: в жилых и служебных зданиях города и космодрома постоянно отключалась подача электроэнергии, а тепло- и водоснабжение работали с огромными перебоями; во многих квартирах города температура воздуха снижалась до нуля градусов.
     Население города сократилось почти вдвое. По данным УВД в феврале 1995 года на комплексе «Байконур» проживало 72 тыс. человек, из них в городе 55855 человек, остальные – в посёлках Тюра-Там и Акай. Было зарегистрировано 15 тыс. русских, 21 тыс. казахов, 2 тыс. украинцев и 2 тыс. других национальностей.
     В 1994 году космодром с городом Ленинск (ныне Байконур) передан в аренду России. Годовая стоимость аренды – 115 млн долл., в счёт оплаты поставляется Казахстану военная и другая техника. На поддержание инфраструктуры переводится ещё 50 млн долл. Это единственный космодром в распоряжении России, позволяющий осуществлять пилотируемые программы – другие национальные космодромы России для таких стартов не приспособлены.
     В 1997 году начата поэтапная передача объектов космодрома от Министерства Обороны РФ в ведение Роскосмоса. К 2002 году большинство объектов космодрома переданы гражданским предприятиям.
     6 июля 1999 года, после аварии российского военного спутника связи «Радуга», власти Казахстана запретили пуски с космодрома ракет космического назначения. Однако это противоречило двухстороннему Договору об аренде космодрома Россией, поэтому 15 июля, после возмещения ущерба, старты возобновились.
     На встрече В. Путина и Н. Назарбаева 9-10 января 2004 года в Астане (Казахстан) было подписано соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур», срок аренды был продлён до 2050 года при той же арендной плате 115 млн долларов в год.
     В конце 2004 года было объявлено о планах создания на «Байконуре» ракетно-космического комплекса «Байтерек» (каз. Бәйтерек – тополь). С его помощью планируют совершать коммерческие запуски космических аппаратов с помощью проектируемой ракеты-носителя «Ангара». Эксплуатация ракетно-космического комплекса будет происходить на принципах равного участия России и Казахстана. Финансирование проекта лежит на казахской стороне, а Россия отвечает за разработку.
     В сентябре 2004 года назначен действующий Представитель Президента Республики Казахстан на космодроме «Байконур» – Басекеев Адильбек Алимжанович.
     В 2005 году дислоцирующиеся на «Байконуре» космические войска приступили к завершающему этапу передачи эксплуатируемых ими объектов Роскосмосу. К концу 2007 года космодром покинули большинство военно-космических частей; на космодроме осталось лишь около 500 российских военнослужащих.
     6 сентября 2007 года РН «Протон-М» после неудачного запуска упала в 40 км от города Жезказган, при этом на почву попало несколько тонн высокотоксичного топлива (гептила).

«Протон-К» выводит на орбиту
модуль «Звезда» для МКС
с космодрома «Байконур»

     Казахстан планирует создать международный центр космической индустрии на базе комплекса «Байконур» с превращением его территории в специальную экономическую зону (СЭЗ).
     В 2008 году на «Байконуре» закончился процесс расформирования войсковых частей, входивших в состав пятого государственного испытательного космодрома Минобороны РФ, и передача их объектов предприятиям российской ракетно-космической отрасли. В конце года байконурский аэропорт «Крайний» передан в ведение ЦЭНКИ.
     Новым шагом по реформированию космодрома «Байконур» стал подписанный 16 декабря 2008 года Указ Президента РФ Д. А. Медведева «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» в форме присоединения КБ «Мотор», КБОМ, КБТМ, КБТХМ, НПФ «Космотранс», ОКБ «Вымпел», ФКЦ «Байконур»». Реорганизация осуществлена в целях сохранения, развития и оптимизации использования интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов российской ракетно-космической промышленности для реализации федеральной программы создания космических и наземных систем. Таким образом, ЦЭНКИ стал четвёртым по численности персонала и значимости предприятием российской космической отрасли на «Байконуре» (наряду с РКК «Энергия», ЦСКБ-Прогресс и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева).

Музей космодрома «Байконур»

     Россия считает для себя перспективным перенос пилотируемых пусков на новый российский космодром «Восточный» в Амурской области (после 2018 года). Таким образом, в 2020-2040 годах с Байконура будут запускаться автоматические космические аппараты (на ракетах-носителях «Союз-2», «Зенит», «Байтерек»).
Казахстан в настоящее время прорабатывает вопросы самостоятельной эксплуатации «Байконура» после окончательного переноса стартов в Амурскую область и прекращения аренды космодрома «Байконур» Российской Федерацией (на период после 2050 года). По одной из неподтверждённых версий, после 2050 года космодром будет реконструирован в международный центр космических полетов совместно с Европейским и Израильским космическими агентствами.
     В октябре 2010 года президент АО «Қазақстан ғарыш сапары» (дочернее предприятие «Казкосмоса») заявил, что казахстанская сторона считает возможным приступить к самостоятельной эксплуатации Байконура Казахстаном уже в 2014 году.

КОСМОДРОМ «ПЛЕСЕЦК»

     Космодром «Плесецк» (1-й Государственный испытательный космодром) расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалеку от железнодорожной станции Плесецкая Северной железной дороги. Располагаясь на платообразной и слегка холмистой равнине, он занимает площадь 1762 квадратных километра, простираясь с севера на юг на 46 километров и с востока на запад на 82 километра с центром, имеющим географические координаты 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы.

Карта космодрома «Плесецк»
Стартовые комплексы:
СК 132/1 (РН Космос)
СК 132/2 (РН Космос)
СК 133 (РН Космос)
СК 16 (РН типа Р-7)
СК 32/1 (РН Циклон)
СК 32/2 (РН Циклон)
СК 43/3 (РН типа Р-7)
СК 43/4 (РН типа Р-7)
СК 133/3 РН Рокот

     История космодрома начинается с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 января 1957 года, когда было принято решение о создании военного объекта с условным наименованием «Ангара» – первого соединения межконтинентальных баллистических ракет «Р-7». В том же году началось строительство первых стартовых комплексов.

Космодром «Плесецк»

     При выборе местоположения объекта в первую очередь учитывались:
• досягаемость территории вероятного противника;
• возможность проведения и контроля испытательных пусков в район полигона на полуострове Камчатка;
• необходимость в особой скрытности и секретности;
• близость железнодорожного узла;
• наличие малонаселенных зон падения блоков первых ступеней ракет-носителей.
     В декабре 1959 года было завершено строительство первой пусковой установки (площадка 41) и в январе 1960 года первая ракета «Р-7А» была поставлена на боевое дежурство.

Пусковая установка на космодроме «Плесецк»

     Решение об использовании стартовых комплексов межконтинентальных баллистических ракет для запусков спутников было принято в 1963 году. К этому времени за короткий срок были построены, введены в эксплуатацию и поставлены на боевое дежурство 15 пусковых установок для четырех типов ракет: «Р-7А», «Р-9А», «Р-16» и «Р-16А». Необходимость использования Плесецка как космодрома была продиктована необходимостью увеличения количества запуска космических объектов, в том числе военного назначения.
     К июню 1964 года были завершены организационные мероприятия по преобразованию объекта «Ангара» в Научно-исследовательский испытательный полигон, в состав которого вошло 2-е управление по испытанию космических аппаратов и ракет-носителей.
     Первый космический старт состоялся 17 марта 1966 года, когда был осуществлен запуск спутника «Космос-112». С этого момента началась интенсивная эксплуатация космодрома. В 70-80-е годы с него производилось до 40% всех мировых космических пусков. Всего по данным авторов с космодрома Плесецк по состоянию на 15 декабря 1998 года было осуществлено 1501 пуск космических РН. Из этого количества 49 пусков были аварийными. Количество запусков по годам и по типам ракет носителей приведено в приложении в конце статьи.
     С увеличением количества и типов, запускаемых в нашей стране искусственных спутников Земли, продолжался процесс создания новых технических и стартовых комплексов. Эти комплексы предназначались для подготовки и запуска космических аппаратов при помощи ракет-носителей легкого класса. В 1967 году начались пуски РН «Космос-2» и «Космос-3», а в 1977 года – «Циклон-3».

Запуск ракеты «Циклон-3» с космодрома «Плесецк»

     В конце 80-х годов произошло объединение «космических» управлений полигона в Главный центр испытаний и применения космических средств, на базе которого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1994 года был создан 1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации.
     Основу космодрома составляют девять пусковых установок:
• стартовые комплексы РН семейства «Р-7» (площадки 41, 16, 43/3 и 43/4),
• стартовые комплексы РН серии «Космос» (площадки 132/1, 132/2, 133),
• стартовые комплексы РН серии «Циклон» (площадки 32/1, 32/2).
     В 1991 года площадка 41 была законсервирована и использовалась как учебная. В 1998 году началась ее разборка.
     В настоящее время ведется сооружение стартового комплекса РН серии «Зенит» (площадка 35). В будущем предполагается его развитие до универсального наземного комплекса для запусков помимо «Зенита» новых РН легкого и тяжелого класса, включая перспективные РН «Ангара», «Нева», «Енисей».

Пуск с космодрома «Плесецк»
спутника «Космос-2420»

     Подготовка ракет-носителей и космических аппаратов осуществляется в семи монтажно-испытательных корпусах. В составе космодрома также крупнейший в Европе кислородно-азотный завод, аэродром «Плесецк», две станции для заправки двигательных установок космических аппаратов, более 600 километров транспортных магистралей.
     В будущем не исключается использование космодрома Плесецк для осуществления пилотируемых программ. По мнению ряда источников, в ближайшие годы космодром «Плесецк» будет передан от Министерства обороны России в ведение Роскосмоса, и эксплуатация его объектов (как и космодрома «Байконур») будет возложена на Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП «ЦЭНКИ»).

КОСМОДРОМ «СВОБОДНЫЙ»

     4 марта 1997 года в 05:00 ДМВ стартом ракеты-носителя «Старт 1.2» – с КА «Зея» на борту началась история нового российского космодрома с гордым названием «Свободный».

Карта космодрома «Свободный»
Стартовые комплексы:
СК 5 (РН Старт
)

     Впервые вопрос о необходимости создания и выборе места расположения нового российского космодрома был поставлен Военно-космическими силами перед руководством Министерства обороны России в конце 1992 года.
     Основной причиной послужило то, что в результате распада СССР космодром «Байконур» оказался вне территории России. Реализация отечественных космических программ оказалась зависимой от другого государства.
     Если применительно к гражданским космическим системам это, в принципе, допустимо, то в отношении военных космических систем это исключено. Стратегическая значимость решаемых ими задач требует твердых гарантий их решения.
     Специалисты ВКС провели оценку возможности перевода на территорию России запусков КА, выполняемых с космодрома Байконур в интересах Министерства обороны РФ.
     Поскольку перевод запусков КА ракетами-носителями легкого и среднего классов на космодром «Плесецк» принципиально возможен, такая работа была спланирована и в настоящее время осуществляется.
     Но особую остроту имеет вопрос запусков ракет-носителей тяжелого класса. Стартовые комплексы РН «Протон» имеются только на «Байконуре». Поиски возможного решения данной задачи без использования территории иностранного государства и обусловили необходимость проведения в 1993 году рекогносцировочных работ по выбору возможного места расположения стартового комплекса ракет-носителей тяжелого класса на территории России.

Пусковая установка на космодроме «Свободный»

     На основе доклада командующего ВКС генерал-полковника В. Л. Иванова, 1 февраля 1993 года была издана директива Генерального штаба о проведении рекогносцировки возможных мест дислокации нового космодрома В соответствии с ней была образована рекогносцировочная комиссия под председательством начальника штаба ВКС генерал-лейтенанта С. Н. Ермака, в которую вошли представители Генерального штаба, РВСН, ВВС. ВМФ, Дальневосточного военного округа, Центрального проектного института Минобороны, а также Российского космического агентства и ведущих организаций по основным объектам инфраструктуры космодромов – КБ транспортного машиностроения, КБ «Салют», КБ общего машиностроения и КБ «Мотор».
     Комиссия проделала большую аналитическую работу, в рамках которой была проведена оценка всех вероятных вариантов решения задач запуска космических ракет-носителей тяжелого класса с территории России, выбраны возможные места размещения стартового комплекса (СК) для тяжелых РН; выработаны требования к СК и объектам инфраструктуры.
     Под руководством комиссии Центральным научно-исследовательским институтом ВКС была проведена целевая научно-исследовательская работа, результатом которой стала разработка методологического аппарата выбора и оценки вариантов размещения космодрома.
     О сложности и масштабности проделанной работы можно судить по основным требованиям и ограничениям к месту расположения космодрома. Они, в частности, включают в себя:
• обеспечение максимально широкого спектра требуемых наклонений орбит, включая минимальное, соответствующее географической широте места запуска, а также 63-65°, 71-72°, 81° и 97°;
• эффективность выведения полезных нагрузок на геостационарные орбиты;
• отсутствие активных участков полета ракет-носителей над территориями иностранных государств и, прежде всего, над территориями США и Канады, имеющих систему предупреждения о ракетном нападении, а также над густонаселенными областями страны, городами и промышленными центрами;
• отсутствие необходимости расположения районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на территориях иностранных государств или в их территориальных водах, в нейтральных водах с активным судоходством и рыболовством, вблизи крупных населенных пунктов страны, важных народнохозяйственных объектов и на территории уникальных государственных заповедников;
• близость развитых железнодорожных магистралей, других путей сообщения (морских, речных, автомобильных и воздушных);
• наличие производственных и сырьевых ресурсов;
• возможность расположения (создания) необходимых объектов инфраструктуры и ее последующего развития.
     На основе проведенного анализа территории России комиссия пришла к выводу, что потенциально пригодными для реализации поставленных задач являются только южные районы дальневосточного региона и острова Сахалин. Несмотря на столь значительную территорию России, более близких к центральной части страны мест, пригодных для размещения космодрома не имеется.
     Так, регион юга европейской части России, в восточной части которого находится полигон Капустин Яр, широко освоен, что затрудняет размещение такого крупного объекта как космодром, и не удовлетворяет требованиям обеспечения запусков: трассы запусков на низкие наклонения проходят над территорией иностранного государства (Республики Казахстан), а на высокие – над крупными городами и промышленными центрами.
     Регионы юга Сибири и Забайкалья в основном представляют собой труднодоступную гористую местность, и оттуда невозможны запуски на орбиты с низкими наклонениями, необходимые, в первую очередь, для геостационарных ИСЗ, поскольку при этом активные участки полета ракет-носителей проходили бы над территориями Монголии и Китая.
     Для размещения космодрома также оказались подходящими и не все районы Дальневосточного региона. К сожалению, непригодной с географической точки зрения оказалась южная часть Дальневосточного региона – район около городов Владивосток и Уссурийск. Географическая широта данного района диапазоне 43-44°с.ш.) является для Российской Федерации одной из самых южных. Для сравнения можно заметить, что это даже южнее района космодрома «Байконур» на 2-3°. Но возможные азимуты пусков для данного района ограничиваются всего лишь 46-59°. При запусках на более высокие наклонения трассы, и соответственно районы падения отделяющихся частей ракет-носителей, будут проходить над территорией Китая, а на более низкие наклонения, включая опорное для запусков на геостационарную орбиту, – над территорией Японии.
     Расположенная севернее отданного района местность – Сихотэ-Алиньский горный массив – практически недоступен и не освоен, Минимально необходимые условия для размещения космодрома имеются лишь в диапазоне от левобережья реки Амур и г. Советская Гавань, где заканчивается Байкало-Амурская магистраль и обеспечиваются все наклонения запусков ракет-носителей, а районы падения их отделяющихся частей приходятся на акватории Тихого океана и Охотского моря, что не требует отчуждения территорий на суше.
     Ближайшим к центральным районам России в западной части этой области на Транссибирской магистрали располагается район г. Свободный Амурской области, откуда также обеспечиваются возможности запусков на все необходимые наклонения.
     Основным требованиям и ограничениям по размещению космодрома удовлетворяет и территория о. Сахалин, особенно его южная оконечность в районе пп Озерский и Новиков, расположенная на широте 45°. Но этот район крайне удален от остальной территории России, не имеет железнодорожного сообщения, и там отсутствуют производственная и строительная база и ресурсы.
     Таким образом, задача выбора места расположения космодрома была сведена к двум основным районам: г. Советская Гавань и г. Свободный.
     На заключительном этапе работы комиссии была проведена окончательная оценка, с выездом в районы выбранных мест, в результате которой в качестве места расположения нового российского космодрома по критерию эффективность/стоимость был выбран район г. Свободный Амурской области.

Космодром «Свободный»

     Полученные выводы рекогносцировочной комиссии был отражены в акте, утвержденном начальником Генерального штаба МО РФ.
     Одним из факторов, обусловивших выбор района г. Свободный, стало наличие значительной инфраструктуры, оставшейся после сокращения ракетной дивизии. В современных ценах ее общая стоимость составляет более 1.3 трлн рублей.
     В соответствии с выводами рекогносцировочной комиссии директивой Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. объекты и часть войсковых частей и подразделений данной ракетной дивизии были переданы в состав Военно-космических сил, и на их базе был образован Главный центр испытаний и применения космических средств.
     Одновременно вопрос о необходимости развертывания работ по созданию космодрома был внесен в Правительство России. Его рассмотрение длилось два года. Было составлено дополнительное оперативно-стратегическое и технико-экономическое обоснование нового космодрома. Дважды вопрос о его создании рассматривался в Государственной Думе.
     Широкая дискуссия по этому вопросу развернулась в средствах массовой информации и среди населения Амурской области. С подобной ситуацией Военно-космические силы столкнулись впервые. Происшедшие изменения в правовой и социальной сферах жизни обусловили необходимость большей открытости военной деятельности, публичного обсуждения вопроса, включая изучение влияния космодрома на экологию. Пришлось на ходу осваивать новые формы работы. В конечном итоге это удалось.
     Вышедший 1 марта 1996 г. Указ Президента Российской Федерации о создании 2-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны Российской Федерации – космодрома «Свободный» – закрепил принятие решения, узаконил космодром в правовом отношении, и подвел черту трехлетнему периоду в обсуждении вопроса. Это позволило включить работы по космодрому в Государственный оборонный заказ и Программу вооружения.
     Перед Военно-космическими силами Указом Президента России были поставлены следующие задачи:
• обеспечить подготовку к пуску в 1996-1997 годах ракет-носителей легкого класса «Рокот» и «Старт»;
• разработать эскизный проект космодрому со стартовым комплексом ракет-носителей тяжелого класса «Ангара»;
• разработать и представить во II квартале 1997 г. предложения по дальнейшему проведению работ на космодроме «Свободный».

Подготовка ракеты-носителя «Старт-1»
в монтажно-испытательном корпусе

     Комплекс ракеты-носителя «Рокот», ранее базировавшийся на космодроме «Байконур», был рекомендован для размещения на новом космодроме еще на этапе рекогносцировочных работ, так как для него имелась вся основная необходимая инфраструктура. Он создан на основе МБР, аналогичных тем, которыми была оснащена базировавшаяся в районе г. Свободный ракетная дивизия. С целью обеспечения развертывания на космодроме данного комплекса были сохранены от уничтожения 5 шахтных пусковых установок и все необходимое для подготовки и проведения пусков оборудование.
     Однако позднее принятие решения по космодрому, сложная экономическая обстановка в стране и связанное с ним недостаточное финансирование Вооруженных Сил, обусловили медленный темп работ по комплексу «Рокот».
     Более оперативно удалось осуществить проект с размещением на космодроме комплекса ракет-носителей семейства «Старт». Этому способствовали отсутствие необходимости капитального строительства и плодотворное сотрудничество с НТЦ «Комплекс» Государственного предприятия «Московский институт теплотехники». Тем не менее, для реализации этого проекта была проделана немалая работа. На космодроме были созданы техническая и стартовые позиции для ракет-носителей и космических аппаратов, развернут измерительный комплекс космодрома в составе пристартового и выносного измерительных пунктов, система связи, организованы поля падения для отделяющихся частей ракет-носителей, проведено обучение боевых расчетов подготовки и запуска и многое другое. Оценить весь проделанный объем работ могут только специалисты, чьими руками это делалось.
     Комплекс ракет-носителей «Старт», как и комплекс «Рокот» и все другие комплексы космических ракет-носителей, представляет интерес, как для военных, так и гражданских запусков. Комплекс «Старт» создавался НТЦ «Комплекс» на внебюджетной основе Планами его использования предусматривалось осуществить в конце 1996 года запуск американского КА фирмы «Earth Watch», предназначенного для дистанционного зондирования Земли. Однако данный КА не был готов к запуску в положенное время и, учитывая принципиальную целесообразность открытия нового российского космодрома запуском отечественного, а не иностранного КА было принято решение о первоочередном запуске КА «Зея», созданного по заказу Военно-космических сил. Данный космический аппарат, хотя и создан по заказу военного ведомства, имеет большое значение для всей космонавтики, так как предназначен для отработки новейших общих принципов контроля запусков космических ракет-носителей и управления космическими аппаратами на орбитах.
     4 марта 1997 стартом ракеты-носителя «Старт 1.2» с космическим аппаратом «Зея» на борту началась история российского космодрома «Свободный». Запуск был осуществлен с мобильной пусковой установки типа «Тополь».

Первый старт с нового космодрома 4 марта 1997 г.

     Начавшаяся в 1999 году реконструкция инфраструктуры космодрома из-за проблем с финансированием затянулась на несколько лет.
     В 1999 был подписан указ о строительстве на космодроме ракетно-пускового комплекса для ракеты-носителя «Стрела». Запуск комплекса несколько раз переносился.
     С космодрома планировалось запускать проектируемые ракеты-носители тяжёлого класса «Ангара», с повышенными требованиями к экологической безопасности.
     В начале 2004 года начальник космодрома полковник Владимир Дмитриевич Тюрин (пришёл на смену А. Н. Винидиктову в 2001 году) заявил, что до 2007 года не планируется проводить запуски ракет с космодрома. По его словам, это связано с тем, что ракетный комплекс «Стрела» не прошёл государственную экологическую экспертизу. Проблемой стал гептил – ракетное топливо с высокой токсичностью. Правда, в марте 2005 года было заявлено о планах запуска с космодрома Свободный израильского спутника «Эрос-2» с помощью ракеты-носителя «Старт-1» в четвёртом квартале 2005 года.
     В ночь на 26 апреля 2006 года с космодрома был запущен израильский разведывательный спутник «EROS-В1», который используется министерством обороны Израиля для круглосуточного наблюдения за Ираном. Это уже второй израильский аппарат, запущенный с космодрома «Свободный». Первый, «EROS-А1», стартовал в декабре 2000 года. Израиль заявил о намерении продолжить космическое сотрудничество с Россией – в конце 2006 – начале 2007 года состоялся запуск нового аппарата «EROS-С1».
     По имеющимся сообщениям, в июне 2005 года на заседании Совета безопасности РФ было решено в рамках сокращения вооружённых сил ликвидировать и космодром «Свободный» ввиду малой интенсивности запусков и недостаточного финансирования. Планировалось продолжить эксплуатацию лишь измерительных средств космодрома в интересах стартующих с «Байконура» аппаратов. В январе 2007 года эти планы подтвердил командующий Космическими войсками РФ Владимир Поповкин.
     В марте 2007 о закрытии космодрома заявил губернатор Амурской области Леонид Коротков.

КОСМОДРОМ «ВОСТОЧНЫЙ»

     Космодром «Восточный» – будущий российский космодром, который планируется построить на Дальнем Востоке в Амурской области, вблизи посёлка Углегорск, Начало строительства было запланировано на 2010 год, после подготовки технико-экономического обоснования, проектно-изыскательские работы по точному местоположению, определению границ будущего космодрома. Первый беспилотный запуск ракет – на 2015 год, завершение строительства – на 2016 год, а на 2018 год – запуски кораблей с космонавтами. Полный ввод космодрома в строй планируется в 2020 году. По предварительному плану, до 2010 года должны быть завершены.
     Создание космодрома «Восточного» ведёт свою историю с момента расформирования космодрома «Свободного» в 2007 году. К 2010 году вся база космодрома «Свободного» разрушена, и новый объект придётся создавать на пустом месте.

     «Ядро» космодрома, его административная и социальная инфраструктура будут находиться в Закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) Углегорск, а расположение стартовых комплексов и других объектов будет определено в проекте космодрома и программе его развития, которые будут официально утверждены позже. Это не исключает создания объектов, связанных с «Восточным», и за пределами Амурской области.
     Первоочередная задача нового комплекса – снизить нагрузку на космодром «Байконур», но не заменить его полностью, по крайней мере, до конца срока аренды – 2050 года. Наравне с этой целью по важности строительство нового космического комплекса в Дальневосточном федеральном округе является решением серьёзной демографической проблемы региона. В докладе председателя Наблюдательного совета института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова космодром «Восточный» рассматривается как краеугольный камень для реализации Госпрограммы по переселению соотечественников.
     На строительство космодрома Восточного будет потрачено около 400 млрд рублей.
     По заявлению премьер-министра РФ Владимира Путина, на первый этап строительства космодрома течение трёх лет) из бюджета России будет выделено 24,7 миллиарда рублей: планируется построить стартовый комплекс, взлётно-посадочную полосу аэродрома, завод кислородно-азотных смесей, водородный завод.
     28 августа 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин посетил посёлок Углегорск, где подтвердил планы строительства космодрома, однако к этому времени строительство ещё не было начато.
     В 2011 году начнутся работы по строительству обеспечивающей инфраструктуры космодрома, в 2012 году – наземной космической инфраструктуры. До 2015 года планируется закончить создание инженерной и социальной инфраструктуры, построить первую стартовую площадку.
     С космодрома, вероятно, будут запускаться новые ракеты-носители «Русь» на водородном топливе.
     В августе 2010 года вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что с 2018 года все пилотируемые космические полеты Россия будет осуществлять с космодрома «Восточный».
     25 января 2011 года на заседание Президиума Правительства Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин отметил: «Сейчас проходит согласование концепции и программы создания космодрома «Восточный». Считаю, что решение этого вопроса затянулось – по предварительным планам это должно было быть сделано раньше, масса времени уходит на всякого рода бюрократические согласования. Поэтому прошу, Сергей Борисович . Б. Иванов), Вас держать это под контролем. И к концу февраля программа строительства космодрома «Восточный» должна быть принята на Правительстве, а строительство космодрома должно начаться строго по графику».
     По информации Роскосмоса, космодром имеет ряд преимуществ:
• начальный участок траектории полёта ракеты-носителя не проходит над густонаселёнными районами России и над территориями иностранных государств;
• районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселённых районах территории России или в нейтральных водах;
• место расположения космодрома находится поблизости от развитых железнодорожных и автомобильных магистралей и аэродромов.
     Стоит отметить снижение политических рисков – Казахстан за последние годы несколько раз блокировал запуски российских ракет под различными предлогами.
     Но есть и недостатки дальневосточного космодрома (по сравнению с «Байконуром»):
• необходимость строить для космодрома собственный аэродром то время как на «Байконуре» имеется два современных аэродрома), либо прокладывать железнодорожную ветку от космодрома до ближайшего аэродрома (для транспортировки космических аппаратов);
• некоторое увеличение транспортных издержек (как финансовых, так и затрат времени). Сейчас основные космические предприятия находятся в Москве, Самаре, Железногорске (Красноярский край), оттуда космические аппараты, ракеты-носители и персонал доставляются на «Байконур» железнодорожным и авиационным транспортом на расстояние 2500 и 1500 км соответственно. В случае создания космодрома «Восточного» расстояние доставки превысит 3000 км;
• отработанные части ракет, падая в тайгу, могут вызывать лесные пожары, которые и так для этого региона являются серьёзной проблемой;
• отсутствие жилья и объектов инфраструктуры для служащих. Численность необходимого персонала, вместе с семьями, может достигать 100 000 человек. В самом Углегорске проживает не более 5 000 человек, что вызывает необходимость фактически строить новый город, по количеству жилых зданий и размеру инфраструктуры сопоставимый с областным центром (Благовещенск).
     Снизить нагрузку на космодром Байконур – тезис сомнительный, так как ныне Байконур не сильно загружен пусками, реально их число можно увеличить в полтора-два раза, для этого есть и инфраструктура, и персонал.
     Стоимость аренды Байконура – 115 млн долларов, то есть около 3 млрд рублей. Таким образом, за стоимость постройки «Восточного» (минимум 400 млрд рублей) можно арендовать «Байконур» более 130 лет (если не изменится стоимость аренды и сохранятся добрососедские отношения с Казахстаном).
     Для России новый космодром это:
• независимость космической деятельности по всему спектру решаемых задач: от научных и социально-экономических до пилотируемых программ;
• гарантированное выполнение международных и коммерческих космических программ;
• улучшение социально-экономической обстановки, развитие местной промышленной базы с привлечением инвестиций и частного капитала в районе создания и космодрома;
• в перспективе – сокращение затрат на аренду космодрома Байконур.

Источники:
http://ru.wikipedia.org
http://www.space.hobby.ru
http://rocketpolk44.narod.ru

Использованы трехмерные анимационные компьютерные модели с сайта http://www.buran.ru

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Рейтинг@Mail.ru