БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧЕЛОВЕК!
БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧЕЛОВЕК!
(к Году экологии и особо охраняемых территорий)
Дорогие читатели!
Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания; развитие, размножение и выживание особей.
С момента появления человека познание, изучение природы было одним из необходимых условий его выживания. Человечество постепенно накапливало экологические знания. Известно, что все живые организмы тесно взаимосвязаны и находятся в равновесии с окружающей неживой природой. Чтобы не разрушить эту гармонию, нужно жить в соответствии с законами развития живого. Жизнь на нашей планете — уникальное явление, и каждый должен сделать все возможное для ее процветания.
Экологические знания имеют большое значение в практической деятельности человека. Каждый день мы пьем молоко коров, едим хлеб, испеченный из ржаной или пшеничной муки, заквашенный на дрожжах, одеваемся в одежду из хлопка или шерсти. Вся наша жизнь связана с продуктами, которые дают нам растения, животные, грибы и микроорганизмы. Экологические знания применяются в сельском хозяйстве, здравоохранении, пищевой и легкой промышленности — практически во всех отраслях хозяйства.
Природа является не только ресурсом, который используется в хозяйстве. Это объект эстетического удовлетворения, нравственного совершенствования человека, среда его жизни. В условиях увеличения производства и роста численности населения Земли становится все труднее сохранять уникальность природных объектов. Угроза исчезновения нависла над многими видами животных и растений.
Человек должен найти разумное сочетание растущего воздействия на природу с заботой о ней. Каким образом можно достичь этого? Изучение процессов, протекающих в живой природе, поможет нам в выполнении этой важной задачи.
Общая экология
1. Гоелов, А. А. Экология [Текст] / А. А. Горелов. — М.: Юрайт-М, 2002. — 311, [1] с. |
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающих современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «Экология», «Социальная экология», «Природопользование», «Охрана природы». В книге раскрываются как естественно–научные, так и гуманитарные аспекты экологической проблемы. Особое внимание уделяется путям предотвращения экологической катастрофы и гармонизации взаимоотношений природы и общества. Каждый раздел учебного пособия состоит из трех частей: курса лекции, заданий к семинарским занятиям и тестов.
Для студентов высших учебных заведений и всех интересующихся проблемами взаимоотношения человека и природы.
2. Коробкин, В. И. Экология в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 378, [1] с..: ил. — (Высшее образование). |
Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Экология» для студентов вузов, где в форме экзаменационных вопросов и ответов изложены основные положения курса.
Предназначено для студентов вузов, рекомендуется также учителям и учащимся школ, лицеев и колледжей и всем интересующимся проблемами экологии.
3. Коробкин, В. И. Экология [Текст] / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 575 с..: ил. |
Учебник написан в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта и программой, рекомендованной Министерством образования России. Он состоит из двух частей — теоретической и прикладной. В пяти его разделах рассмотрены основные положения общей экологии, учения о биосфере, экологии человека, антропогенные воздействия на биосферу, проблемы экологической защиты и охраны окружающей природной среды. В целом, учебник формирует у студентов новое экологическое, ноосферное мировоззрение.
Предназначается для студентов высших учебных заведений. Учебник рекомендуется также для учителей и учащихся средних школ, лицеев и колледжей. Он необходим и для широкого круга инженерно-технических работников, занимающихся вопросами рационального природопользования и охраны окружающей среды.
4. Павлов, А. Н. Экология [Текст]: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности / А. Н. Павлов. — М.: Высшая школа, 2005. — 342, [1] с.: ил. |
Впервые систематизированы и обобщены основные процессы жизнедеятельности в единой взаимосвязанной концепции, в которой экология является основой рационального природопользования и безопасности жизнедеятельности. Материал книги принципиально отличается от существующих учебных, поскольку содержит новейшие данные по классической и электромагнитной экологии, биофизике, рациональному природопользованию, безопасности жизнедеятельности и производственных, бытовых и чрезвычайных ситуациях.
5. Розанов, С. И. Общая экология [Текст] / С. И. Розанов. — СПб: Лань, 2001. — 286, [2] с.: ил. |
Учебник «Общая экология» подготовлен по гранту ГКВО РФ как пособие для курса экологии в вузах небиологических направлений. Автор не ставил перед собой задачи создания сокращенного курса общей экологии для биологов, поскольку всякий интересующийся собственно экологией как биологической наукой легко может найти как учебники, так и многочисленные популярные книги по разным ее разделам. В условиях развивающегося экологического кризиса задачей курса общей экологии не только для технических, но и для гуманитарных специальностей должно стать формирование естественнонаучного мировоззрения, которое не может не быть в значительной мере экологическим.
6. Степановских, А. С. Общая экология [Текст] / А. С. Степановских. — Курган: Зауралье, 1999. — 511 с.: ил. — (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений). |
В учебнике излагаются главные положения современной экологии, строение биосферы, роль живого вещества в биосфере, рассматриваются основные среды жизни и адаптации к ним организмов, экологии популяций, сообществ и экосистем, дается концепция ноосферы, освещаются вопросы антропогенного воздействия на природу в целом и на отдельные компоненты — воздух, воду, растительный и животный мир, значительное внимание уделено воздействию сельскохозяйственной деятельности человека на природу, путям решения экологических проблем, экологической регламентации хозяйственной деятельности.
Экология человека
1. Петров, К. М. Экология человека и культура [Текст]: учебное пособие / К. М. Петров. — СПб: Химиздат, 1999. — 383, [1] с.: ил. |
В учебном пособии нового типа проблемы экологии поднимаются до уровня мировоззренческих. Формирование экологической этики, экологической нравственности рассматривается как неотъемлемый элемент культуры. С другой стороны, историко — культурологический подход к вопросам экологии приводит к выводу о том, что обязательным условием выживания человечества является сохранение и приумножение духовных культурных ценностей. Для учащихся старших классов средней школы, специализированных гимназий и колледжей, студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям.
2. Прохоров, Б. Б. Экология человека [Текст] / Б. Б. Прохоров. — М.: Академия, 2007. — 317, [2] с.: ил. |
В учебнике изложены теоретические и практические вопросы влияния окружающей среды на жизнедеятельность людей, дано определение места экологии человека в системе наук, приводятся антропоэкологические аксиомы, составляющие теоретическую основу новой науки, и развивается концепция антропоэкосистем — объекта изучения экологии человека. Подробно рассмотрены связь экологии с демографией и медициной, условия жизни людей в различные эпохи, их взаимодействие с окружающей средой, проблемы нормирования качества окружающей среды, осуществления практической деятельности в области экологии человека, различные виды безопасности человечества.
3. Экологическое состояние территории России [Текст]: учебное пособие / под ред. С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. — М.: Академия, 2002. — 127, [1] с.: ил. — (Высшее образование). |
В учебном пособии оценивается современное экологическое состояние территории России. Рассматривается степень благоприятности природных условий, нарушенности природных ландшафтов, описываются уникальные геологические памятники России, состояние атмосферы, почвы и снежного покрова, опасные природные процессы и явления, экологическое состояние морей и поверхностных вод. Работа иллюстрирована многочисленными картами, графиками, диаграммами.
4. Экология и безопасность жизнедеятельности [Текст] / под ред. Л. А. Муравья. — М.: Юнити, 2000. — 447 с.: ил. |
Представлен широкий круг общеэкологических проблем, ядром которых выступает идея коэволюции человека и биосферы. Пособие, направленное на формирование у обучающихся экологического мышления, содержит разделы по экологической безопасности, безопасности жизнедеятельности, источникам и уровням загрязнений биосферы, основам мониторинга, математическим моделям в экологии, а также экологическому менеджменту и экологическому праву.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, а также менеджеров и руководителей экологических служб.
Экология человека
1. Арустамов, Э. А. Экологические основы природопользования [Текст]: учебное пособие / Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова. — М.: Дашков и Ко, 2001. — 235, [1] с.: ил. |
Учебник написан в соответствии с программой, утвержденной Управлением учебных заведений среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ. В нем рассмотрены проблемы окружающей среды, основные виды загрязнений, дана классификация природных ресурсов и основные принципы их рационального использования. Рассматриваются правовые вопросы экологической безопасности окружающей среды. Учебник дополнен практикумом, включающим задачи, упражнения и тесты.
2. Гирусов, Э. В. Экология и экономика природопользования [Текст] / Э. В. Гирусов и др. — М.: Юнити-Дана, Единство, 2003. — 519 с.: ил. |
Во втором издании рассмотрены социальный, экономический, юридический и управленческий аспекты экологии в современных условиях. Показана история становления экологии как специфической области биологического знания и дальнейшего ее развития вплоть до науки социоприродного статуса. Прослежены причины возникновения экологического кризиса и показаны принципиальные пути его преодоления средствами совершенствования научно-технических и экономико-управленческих решений. Приводятся способы решения проблем экономики природопользования с использованием экономико-математических моделей.
3. Константинов, В. М. Охрана природы [Текст] / В. М. Константинов. — М.: Академия, 2000. — 237, [1] с.: ил. |
В учебном пособии излагаются проблемы прикладной экологии, рассматриваются социально-экологические связи. Характеризуется современное природной среды и природных ресурсов, методы оптимизации взаимодействия общества и биосферы, обосновываются перспективы реализации устойчивого развития человечества и природы. Пособие будет полезно преподавателям вузов, аспирантам, учителям географии и экологии.
4. Константинов, В. М. Экологические основы природопользования [Текст] / В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. — М.: Академия, 2009. — 207, [1] с.: ил. — (Среднее профессиональное образование). |
В учебнике рассмотрено современное состояние природных ресурсов и окружающей среды, даны теоретические основы рационального природопользования, основы природоохранного законодательства, освещены вопросы охраны природы в России и международного сотрудничества в этой области, показана роль экологического образования в рациональном природопользовании.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен учителям школ, лицеев, колледжей.
Экология города
1. Владимиров, В. А. Катастрофы и экология [Текст] / В. А. Владимиров, В. И. Измалков. — М.: Наука, 2000. — 379, [1] с.: ил. |
Данная монография относится к серии книг, подготовленных и изданных ранее МЧС России: «Катастрофы и человек», «Катастрофы и государство», «Катастрофы и общество». В ней рассматриваются экологические проблемы на пороге XXI века, экологические последствия радиационных и химических катастроф, аварий на объектах нефтяной индустрии, раскрываются пути решения проблем, излагаются вопросы оценки опасности и декларирования хозяйственной деятельности, управления техногенным и экологическим рискам. Монография рассчитана не только на специалистов, занимающихся перечисленными проблемами, но и на широкий круг читателей, интересующихся вопросами экологии.
2. Денисов, В. В. Экология города [Текст]: учебное пособие / В. В. Денисов и др. — М., Ростов н/Д: МарТ. — 831 с.: ил. — (Учебный курс). |
В книге на основе новейших данных и с привлечением большого числа отечественных и зарубежных источников рассмотрены вопросы, связанные с экологической проблематикой городских территорий. Уделено большое внимание элементам экологического менеджмента населенных мест, вопросам экологической реконструкции городских территорий, а также экологии жилища и рекреационной экологии.
3. Дотто, Л. Планета Земля в опасности [Текст] / Л. Дотто, пер. с англ. В. И. Маслова, Л. Н. Никишина. — М.: Мир, 1988. — 207, [1] с..: ил. |
Горы накопленного в мире ядерного оружия вызывают глубокую тревогу всего прогрессивного человечества за судьбу нашей планеты. Ядерная война не может иметь ограниченный характер. Моделируя на ЭВМ различные сценарии войны, ученые убедительно доказали, что ее последствия для климата и всей экологической системы Земли будут катастрофическими и необратимыми. Об этом рассказывает книга канадской журналистки Лидии Дотто, написанная по материалам монографии `Последствия ядерной войны` (в русском переводе выходит в изд-ве `Мир` в 1988 г.). Адресована всем, кто озабочен будущим нашей планеты и человеческой цивилизации.
4. Комарова, Н. Г. Геоэкология и природопользование [Текст] / Н. Г. Комарова. — М.: Академия, 2007. — 189, [1] с.: ил. — (Высшее профессиональное образование). |
В пособии изложены основы геоэкологии с позиций современных представлений о взаимосвязанности природных и социально-экономических факторов, рассмотрены глобальные проблемы (демографическая, продовольственная, ресурсная и др.), экологические аспекты функционирования горнодобывающей и перерабатывающей отраслей промышленности, энергетики и транспорта, водопользования, лесного и сельского хозяйства, рекреационного природопользования.
5. Маслов, Н. В. Градостроительная экология [Текст] / Н. В. Маслов. — М.: Высшая школа, 2003. — 283, [1] с.: ил. |
Изложены проблемы взаимодействия городов и компонентов геосферы. Рассмотрены методы охраны окружающей среды. Особое внимание уделено моделям устойчивого развития городов, управлению и мониторингу природоохранительной деятельности.
6. Сметанин, В. И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления [Текст] / В. И. Сметанин. — М.: КолосС, 2003. — 229, [1] с.: ил. |
Рассмотрены образование, способы переработки и захоронение отходов сельского хозяйства, производства, а также бытовых (муниципальных).
Для студентов вузов по направлениям подготовки дипломированных специалистов: 656400 «Природообустройство» и 656600 «Защита окружающей среды».
Разные виды экологии
1. Вронский, В. А. Экология [Текст]: словарь-справочник / В. А. Вронский. — Ростов н/Д: Феникс; М.: Зевс, 1997. — 572 с.: ил. |
В словаре-справочнике дана характеристика более 700 терминов по основам общей и прикладной экологии, включая некоторые понятия из учения о биосфере, природопользования и охраны природы. Текст дополняют 35 таблиц и 100 рисунков.
Книга предназначена для школьников и учителей средних школ, лицеев, колледжей, для студентов естественных и гуманитарных факультетов университетов и пединститутов, а также для широкого круга специалистов в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
2. Кобылянский, В. А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология, биоэкология [Текст]: учебное пособие / В. А. Кобылянский. — М.: Фаир-Пресс, 2003. — 188 с.: ил. |
Автор учебного пособия — член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор — более тридцати лет посвятил изучению проблемы взаимодействия природы и общества. В книге последовательно излагается концепция автора, включающая философско-методологические аспекты общей теории экологии, географической и биологической экологии. Особое внимание уделяется социальной экологии. Используя богатый научный и фактический материал, автор смог популярно, в форме лекций, изложить достаточно сложную проблематику, не избегая при этом дискуссий со своими оппонентами.
Для студентов и преподавателей вузов, учащихся колледжей.
3. Трифонова, Т. А. Прикладная экология [Текст] / Т. А. Трифонова, Н. В. Селиванова, Н. В. Мищенко. — М.: Академический Проект, Традиция, 2005. — 381, [1] с.: ил. |
В учебном пособии изложены принципы прикладной экологии, базирующейся на использовании методов биосферы от загрязнений загрязнений и организации природоохранной деятельности. Приводятся основы функционирования экосистем различного иерархического уровня.
Рассматривается организация экологического мониторинга, включая слежение за состоянием различных природных сред и биоты, этоксикологический мониторинг и мониторинг биоразнообразия. Излагаются вопросы обеспечения экологической безопасности и рисков. Приводятся практические примеры расчетов и экологических оценок, а также норм использования природных ресурсов. Приведены примеры научно-учебных исследований посвященных мониторингу окружающей среды и применению в этих целях современных методов и средств.
4. Экологический мониторинг [Текст] / под ред. Т. Я. Ашихминой. — Киров: Константа, М.: Академический Проект, 2006. — 407 с.: ил. |
В книге впервые изложены основные принципы организации исследовательской работы студентов и школьников по изучению природных сред и объектов, предлагается программа экспериментальной деятельности в форме экопаспорта территории микрорайона школы, приведены апробированные методики.
В первой и второй главах помещены методические основы организации школьного экомониторинга. Основной материал книги ориентирован на студентов педагогических вузов, учащихся и учителей. Он включает методики, необходимые для реализации программы школьного экомониторинга и проведения.
Ждём Вас по адресу:
346800, Россия
Ростовская область,
Мясниковский район,
с. Чалтырь,
ул. 6-я линия, 6
Тел.:2-19-65
Факс.: 2-34-58
E-mail:
www.chaltlib.ru
https://vk.com/chaltbibl
chalt_bibl2016
Будь Человеком, человек! [Текст]: аннотированный библиографический список по экологии / МБУК Мясниковского района «МЦБ»; сост. Л. Ю. Васильева. — Чалтырь, 2017. — 16 с.: ил.
Вверх страницы