Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ВЕЛИКИЙ МАСТЕР СЛОВА

ВЕЛИКИЙ МАСТЕР СЛОВА
(к 200-летию И. С. Тургенева)

Иван Сергеевич Тургенев
(9 ноября 1818 – 22 августа 1883)

     «Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица (…) С большим искусством живописует он физическую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы».

Проспер Мериме

     Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в Орле. Он воспитывался в старинной дворянской семье и был вторым сыном у родителей. Его отец, Сергей Николаевич, служил в армии и вышел в отставку в чине полковника кирасирского полка. Мать, Варвара Петровна, происходила из состоятельной дворянской семьи.

Сергей Николаевич
Тургенев, отец писателя

     Стоит заметить, что этот брак не был счастливым, поскольку отец Тургенева женился по расчету, а не по любви.

 

Детство и юность

     Когда Ивану исполнилось 12 лет, отец решил уйти из семьи, бросив жену и троих детей. К тому времени от эпилепсии умер младший сын Сережа.
     В результате, воспитание обеих мальчиков, Николая и Ивана, легло на плечи матери. По своей натуре она была чрезмерно строгой женщиной со скверным характером.

И. Тургенев в юности,
1838 год

     Во многом это объясняется тем, что в детстве с ней жестоко обращались, причем как мать, так и отчим, который нередко ее избивал. В результате, девушке пришлось сбежать из дома к своему дяде.
     Вскоре мать Тургенева второй раз вышла замуж. Несмотря на то, что она строго относилась к сыновьям, ей удалось привить им хорошие качества и манеры.
     Она была грамотной женщиной и разговаривала со всеми членами семьи исключительно на французском языке.
     Мать очень любила литературу, что передалось и ее детям. Помимо французских классиков, она великолепно знала произведения Пушкина, Гоголя и Карамзина.

Варвара Петровна Лутовинова,
мать писателя

     Также она поддерживала дружеские отношения с писателями Василием Жуковским и Михаилом Загоскиным. Не удивительно, что ей хотелось дать своим сыновьям хорошее образование.
     С обоими мальчиками занимались одни из лучших преподавателей Европы, на которых она не жалела средств.

 

Образование Тургенева

     Когда семья переехала в Москву, Иван Тургенев был определен в пансион Ивана Краузе.
     Именно там он начала обучаться разным наукам.
     Достигнув 15-летнего возраста, юноша стал студентом столичного университета.

Молодой Тургенев

     Изначально он учился на факультете словесности, однако уже через год перевелся в Санкт-Петербург, где получил университетское образование на историко-философском факультете.
     Во время проживания в Петербурге, он занимался переводами стихов Шекспира и Байрона, которые впоследствии сыграют важную роль в его биографии.
     Ему очень нравилось творчество этих поэтов, в результате чего Тургенев тоже стал пробовать писать стихи.
     После получения диплома, Иван поехал в Берлин, где прослушал курс лекций по философии и филологии.
     Во время зимних каникул он отправился в Италию, которая очаровала будущего писателя красотой и неповторимой архитектурой.

Магистр философии
И. С. Тургенев

     Возвратившись в Россию в 1841 г., Иван Сергеевич успешно сдал экзамены и получил степень магистра философии в Петербургском университете.
     Через 2 года ему доверили должность в Министерстве внутренних дел, что могло полностью изменить его биографию.
     Однако интерес к писательскому делу взял верх над выгодами чиновничьего положения.

 

Творческая биография Тургенева

     Первые работы Тургенева были опубликованы в 1837 г. Однако настоящий успех пришел к нему после того, как он сочинил поэму «Параша».
     Когда ее прочитал известный критик Виссарион Белинский, он по достоинству оценил талант начинающего писателя и даже захотел встретиться с ним. В результате, они стали хорошими друзьями.
     Позже Иван Сергеевич имел честь познакомиться с Николаем Некрасовым, с которым у него также сложились хорошие отношения.
     Следующими произведениями Тургенева стали «Андрей Колосов», «Три портрета» и «Бретер».
     Вернувшись из Европы в Россию, он решил попробовать себя в роли драматурга. Ему удалось сочинить достаточно много пьес, которые успешно ставились в театрах Москвы и Петербурга.
     Когда в 1852 г. умер Гоголь, Тургенев сразу же написал некролог о нем. Однако цензор, Алексей Мусин-Пушкин, запретил его печатать во всех изданиях Петербурга.
     И только газета «Московские ведомости», все-таки решилась опубликовать некролог. Вследствие этого разгорелся настоящий скандал, поскольку цензор испытывал особое отвращение к Гоголю.
     Он утверждал, что его имя не достойно упоминания в обществе, а также обзывал его «лакейским писателем». Мусин-Пушкин сразу же написал донесение царю Николаю 1, во всех подробностях описав инцидент.

 

Письмо из Петербурга

статья-некролог Ивана Тургенева памяти Николая Гоголя, опубликованная в «Московских ведомостях»
№ 32 от 13 марта 1852 г.

     Из-за частых поездок за рубеж, Тургенев находился под подозрением, поскольку там он общался с опальными Белинским и Герценом. А теперь из-за некролога, его положение ухудшилось еще больше.
     Именно тогда в биографии Тургенева начинаются проблемы. Его задержали и посадили в тюрьму на месяц, после чего он еще 3 года находился под домашним арестом без права выезда за границу.
     По окончании заключения он опубликовал книгу «Записки охотника», в которой были такие рассказы, как «Бежин луг», «Бирюк» и «Певцы». Цензура усмотрела в произведениях критику крепостного права, однако ни к каким серьезным последствиям это не привело.
     Тургенев писал как для взрослых, так и для детей. Однажды пробыв какое-то время в деревне, он сочинил знаменитый рассказ «Муму», получивший широкую популярность в обществе.
     Там же, из-под его пера вышли такие романы, как «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети». Последнее произведение вызвало настоящий фурор в обществе, поскольку Иван Сергеевич сумел мастерски передать проблему взаимоотношений отцов и детей.

Титульные листы рукописей романов И. Тургенева

     В конце 50-х годов он посетил несколько европейских стран, в которых продолжал писательскую деятельность. В 1857 г. им была написана известная повесть «Ася», которую впоследствии перевели на многие языки.

     По мнению некоторых биографов, прототипом главной героини стала его внебрачная дочь Полина Брюэр.

Полина (Пелагея) Тургенева,
дочь писателя

     Образ жизни Тургенева вызывал критику у многих его коллег. Они осуждали его за то, что большую часть своего времени он проводил за границей, при этом считая себя патриотом России.
     Так, например, он был в серьезной конфронтации с Толстым, Достоевским и Некрасовым. Несмотря на это, талант Ивана Сергеевича, как романиста, был признан многими известными писателями.
     Среди них были братья Гонкуры, Эмиль Золя и Гюстав Флобер, который стал впоследствии его близким другом.
     С 1847 года И Тургенев активно принимал участие в публикациях журнала «Современник», их сотрудничество было очень плодотворным. В этом журнале были опубликованы не только такие рассказы Тургенева как «Муму», но и повести, определившие начало нового направления его творчества, — «Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека», «Затишье» и написанные чуть позже «Ася» и «Фауст». В них Иван Сергеевич обратился к проблеме «лишнего человека» в новых общественных условиях. Потом он продолжил ее разработку в жанре романа — в «Рудине» и «Дворянском гнезде». Позицию Ивана Сергеевича определяет отрицательное отношение к бездеятельности дворянской интеллигенции, ее неумению найти свое место в жизни.

Сотрудники журнала «Современник». Верхний ряд Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский. Фото С. Л. Левицкого, 15 февраля 1856 года

 

Личная жизнь Тургенева

     Единственной любовью в биографии Тургенева была певица Полина Виардо. Девушка не обладала красотой, а скорее наоборот, вызывала отвращение у многих мужчин.

Полина Виардо

     Она была сутулой и имела грубые черты лица. Ее рот был непропорционально большим, а глаза вываливались из орбит. Генрих Гейне даже сравнивал ее с пейзажем, который был «одновременно чудовищным и экзотическим».
     Но когда Виардо начинала петь, она сразу же очаровывала слушателей. Именно в таком образе Тургенев увидел Полину, и сразу же влюбился в нее. Все девушки, с которыми он имел близкие отношения до встречи с певицей, сразу же перестали его интересовать.

П. Виардо за инструментом

     Однако тут была проблема – возлюбленная писателя была замужем. Тем не менее, Тургенев не отступал от цели и делал все возможное, чтобы чаще видеться с Виардо.
     В результате ему удалось поселиться в доме, в котором жила Полина и ее супруг Луи. Муж певицы сквозь пальцы смотрел на отношения «гостя» с женой.
     Ряд биографов считают, что причиной этому были немалые суммы, которые русский барин оставлял в доме любовницы. Также некоторые исследователи считают, что настоящим отцом Поля, ребенком Полины и Луи, является Иван Тургенев.
     Мать писателя была против отношений сына с Виардо. Она надеялась на то, что Иван бросит ее и наконец-то найдет себе подходящую пару.
     Любовная идиллия с Полиной продлилась недолго. Во многом это объяснялось трехлетним домашним арестом Тургенева, из-за которого влюбленные не могли видеться друг с другом.
     После расставания, писатель стал встречаться с юной Ольгой, которая была младше его на 18 лет. Однако Виардо по-прежнему не выходила из его сердца. Не желая портить жизнь молодой девушке, он признался ей в том, что до сих пор любит только Полину.
     Следующим увлечением Ивана Сергеевича стала 30-летняя актриса Мария Савина. На тот момент Тургеневу исполнился 61 год.

Мария Савина

     Когда пара отправилась в Париж, Савина увидела в доме писателя большое количество вещей Виардо и догадалась, что она никогда не сможет добиться к себе такой же любви.
     В результате, они так и не поженились, хотя сохраняли дружеские отношения до самой смерти писателя.

 

Смерть

     В 1882 г. Тургенев серьезно заболел. После обследования врачи диагностировали у него рак костей позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело и сопровождалась постоянными болями.
     В 1883 г. он перенес операцию в Париже, но это не дало никаких результатов. Единственной радостью для него стало то, что в последние дни жизни рядом с ним была любимая женщина – Виардо.

И. Тургенев на смертном одре

     После его кончины она унаследовала все имущество Тургенева.
     Иван Сергеевич Тургенев умер 22 августа 1883 г. в возрасте 64 лет. Его тело было доставлено из Парижа в Петербург, где было похоронено на Волковом кладбище, недалеко от могилы Виссариона Григорьевича Белинского, его друга и учителя.

Могила Ивана Тургенева на Волковом кладбище

 

Список произведений Ивана Тургенева

Necessitas, vis, libertas Барельеф (Senilia. Стихотворения в прозе)
Nessun maggior dolore (Senilia. Стихотворения в прозе)
Senilia. Стихотворения в прозе
Андрей Колосов
Ася
Бежин луг (Записки охотника)
Без гнезда (Senilia. Стихотворения в прозе)
Бирюк (Записки охотника)
Близнецы (Senilia. Стихотворения в прозе)
Брамин (Senilia. Стихотворения в прозе)
Бурмистр (Записки охотника)
Воробей (Senilia. Стихотворения в прозе)
Восточная легенда (Senilia. Стихотворения в прозе)
Враг и друг (Senilia. Стихотворения в прозе)
Встреча Сон (Senilia. Стихотворения в прозе)
Гад (Senilia. Стихотворения в прозе)
Гамлет Щигровского уезда (Записки охотника)
Голуби (Senilia. Стихотворения в прозе)
Два богача (Senilia. Стихотворения в прозе)
Два брата (Senilia. Стихотворения в прозе)
Два помещика (Записки охотника)
Два четверостишия (Senilia. Стихотворения в прозе)
Дворянское гнездо
Деревня (Senilia. Стихотворения в прозе)
Довольный человек (Senilia. Стихотворения в прозе)
Дрозд I (Senilia. Стихотворения в прозе)
Дрозд II (Senilia. Стихотворения в прозе)
Дурак (Senilia. Стихотворения в прозе)
Ермолай и мельничиха (Записки охотника)
Живые мощи (Записки охотника)
Житейское правило (Senilia. Стихотворения в прозе)
Завтра! Завтра! (Senilia. Стихотворения в прозе)
Записки охотника
Истина и правда (Senilia. Стихотворения в прозе)
К*** (Senilia. Стихотворения в прозе)
«Как хороши, как свежи были розы…» (Senilia. Стихотворения в прозе)
Камень (Senilia. Стихотворения в прозе)
Касьян с Красивой Мечи (Записки охотника)
Когда меня не будет… (Senilia. Стихотворения в прозе)
Когда я один… Двойник (Senilia. Стихотворения в прозе)
Конец Чертопханова (Записки охотника)
Конец света Сон (Senilia. Стихотворения в прозе)
Контора (Записки охотника)
Корреспондент (Senilia. Стихотворения в прозе)
Кубок (Senilia. Стихотворения в прозе)
Куропатки (Senilia. Стихотворения в прозе)
Лазурное царство (Senilia. Стихотворения в прозе)
Лебедянь (Записки охотника)
Лес и степь (Записки охотника)
Льгов (Записки охотника)
Любовь (Senilia. Стихотворения в прозе)
Малиновая вода (Записки охотника)
Маша (Senilia. Стихотворения в прозе)
Милостыня (Senilia. Стихотворения в прозе)
Мне жаль… (Senilia. Стихотворения в прозе)
Мои деревья (Senilia. Стихотворения в прозе)
Мой сосед Радилов (Записки охотника)
Молитва (Senilia. Стихотворения в прозе)
Монах (Senilia. Стихотворения в прозе)
Морское плавание (Senilia. Стихотворения в прозе)
Муму
Мы еще повоюем! (Senilia. Стихотворения в прозе)
Н. Н. (Senilia. Стихотворения в прозе)
Накануне
Насекомое (Senilia. Стихотворения в прозе)
Нимфы (Senilia. Стихотворения в прозе)
Нищий (Senilia. Стихотворения в прозе)
«О моя молодость! О моя свежесть!» (Senilia. Стихотворения в прозе)
Однодворец Овсяников (Записки охотника)
Отцы и дети
Памяти Ю. П. Вревской (Senilia. Стихотворения в прозе)
Певцы (Записки охотника)
Первая любовь
Песочные часы (Senilia. Стихотворения в прозе)
Петр Петрович Каратаев (Записки охотника)
Пир у Верховного Существа (Senilia. Стихотворения в прозе)
Писатель и критик (Senilia. Стихотворения в прозе)
«Повесить его!» (Senilia. Стихотворения в прозе)
Попался под колесо (Senilia. Стихотворения в прозе)
Порог (Senilia. Стихотворения в прозе)
Посещение (Senilia. Стихотворения в прозе)
Последнее свидание (Senilia. Стихотворения в прозе)
Природа (Senilia. Стихотворения в прозе)
Проклятие (Senilia. Стихотворения в прозе)
Простота (Senilia. Стихотворения в прозе)
Путь к любви (Senilia. Стихотворения в прозе)
Разговор (Senilia. Стихотворения в прозе)
Роза (Senilia. Стихотворения в прозе)
Рудин
Русский язык (Senilia. Стихотворения в прозе)
С кем спорить… (Senilia. Стихотворения в прозе)
Свидание (Записки охотника)
Смерть (Записки охотника)
Собака
Собака (Senilia. Стихотворения в прозе)
Соперник (Senilia. Стихотворения в прозе)
Старик (Senilia. Стихотворения в прозе)
Старуха (Senilia. Стихотворения в прозе)
Стой! (Senilia. Стихотворения в прозе)
Стучит (Записки охотника)
Сфинкс (Senilia. Стихотворения в прозе)
Татьяна Борисовна и ее племянник (Записки охотника)
Три встречи
Ты заплакал… (Senilia. Стихотворения в прозе)
У-а… У-а! (Senilia. Стихотворения в прозе)
Уездный лекарь (Записки охотника)
«Услышишь суд глупца…» (Senilia. Стихотворения в прозе)
Фраза (Senilia. Стихотворения в прозе)
Хорь и Калиныч (Записки охотника)
Христос (Senilia. Стихотворения в прозе)
Черепа (Senilia. Стихотворения в прозе)
Чернорабочий и белоручка Разговор (Senilia. Стихотворения в прозе)
Чертопханов и Недопюскин (Записки охотника)
Что я буду думать?.. (Senilia. Стихотворения в прозе)
Чья вина? (Senilia. Стихотворения в прозе)
Щи (Senilia. Стихотворения в прозе)
Эгоист (Senilia. Стихотворения в прозе)

     Иван Сергеевич написал более семидесяти произведений, в числе которых романы, рассказы, повести, пьесы, статьи и стихотворения в прозе.

 

Произведения И. С. Тургенева, имеющиеся в фонде Межпоселенческой центральной библиотеки:

1. Тургенев, И. С. Собрание сочинений [Текст]: в 12 т. / И. С. Тургенев. – М.: Художественная литература, 1975-1980.
2. Тургенев, И. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / И. С. Тургенев. – М.: Правда, 1968.
3. Тургенев, И. С. Избранное [Текст] / И. С. Тургенев. – М.: Современник, 1979. – 605 с.
4. Тургенев, И. Дворянское гнездо [Текст] / И. С. Тургенев. – М.: Детская литература, 1982. – 174, [2] с. ил. – (Школьная библиотека).
5. Тургенев, И. Месяц в деревне [Текст]: комедия в пяти действиях / И. С. Тургенев. – Л.: Детская литература, 1983. – 126, [2] с. ил. – (Школьная библиотека).
6. Тургенев, И. С. Записки охотника [Текст]: повести / И. С. Тургенев. – М.: Мир книги, 2007. – 446, [1] с. – (Бриллиантовая коллекция).
7. Тургенев, И. С. Литературные и житейские воспоминания [Текст] / И. С. Тургенев. – М.: Правда, 1987. – 384 с.
8. Тургенев, И. С. Накануне. Новь. [Текст] / И. С. Тургенев. – М.: Правда, 1985. – 443, [2] с.: ил.
9. Тургенев, И. С. Отцы и дети. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе [Текст] / И. С. Тургенев. – М.: АСТ: Олимп, 2002. – 699, [2] с. – (Книга для ученика и учителя).
10. Тургенев, И. С. Первая любовь. Ася [Текст] / И. С. Тургенев. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 188, [2] с. – (Серия «Внеклассное чтение»).
11. Тургенев, И. С. Повести [Текст] / И. С. Тургенев. – М.: Правда, 1979. – 285, [3] с.: ил.
12. Тургенев, И. С. Рассказы. Повести. Стихотворения в прозе. Дворянское гнездо. Отцы и дети [Текст] / И. С. Тургенев. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 605, [1] с. – (Библиотека школьника).
13. Тургенев, И. С. Рудин [Текст]: роман / И. С. Тургенев. – М.: Детская литература, 1983. – 142, [2] с. – (Школьная библиотека).
14. Тургенев, И. С. Стихотворения в прозе [Текст] / И. С. Тургенев; рис. А. Милованова. – М.: Детская литература, 2001. – 120, [1] с. – (Школьная библиотека).
15. Тургенев, И. С. Странная история [Текст]: повести, рассказы / И. С. Тургенев. – М.: Советская Россия, 1991. – 265, [3] с.

 

Книги о И. С. Тургеневе:

1. Афанасьев, В. Тропа к Тургеневу [Текст] / В. Афанасьев, П. Боголепов. – М.: Детская литература, 1983. – 315, [2] с.: ил.
2. Богословский, Н. Тургенев [Текст] / Н. Богословский. – М.: Молодая гвардия, 1959. – 416 с.: ил. – (ЖЗЛ. Вып. 3. [269]).
3. Винникова, Г. Тургенев и Россия [Текст] / Г. Винникова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Советская Россия, 1977. – 446, [1] с.: ил.
4. Житова, В. Воспоминания о семье И. С. Тургенева [Текст] / В. Н. Житова. – Тула: Тульское книжное издательство, 1961. – 176 с.: ил.
5. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. [Текст]: альбом / [авт.- сост. Ю. П. Пищулин; худ. В. В. Андреева, перевод с француз. Т. П. Лукиной]. – М.: Советская Россия, 1988. – 183 с.: ил.
6. Лебедев, Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев [Текст]: книга для учащихся старших классов средней школы / Ю. В. Лебедев. – М.: Просвещение, 1989. – 206, [1] с.: ил. – (Биография писателя).
7. Лебедев, Ю. Тургенев [Текст] / Юрий Лебедев. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 607, [1] с. – (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр.: осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким)
8. Лукьяненко, О. А. Русские писатели [Текст]:  библиографический словарь- справочник для школьников / О. А. Лукьяненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 506, [6] с. – (Большая перемена).
9. Русские писатели в Москве [Текст]: [сборник / [сост. Л. П. Быковцева. – 3-е изд., доп. и перераб.]. – М.: Московский рабочий, 1987. – 863, [1] с.: ил.
10. Тургенев в русской критике [Текст]: сборник статей / вступ. ст. и примеч. К. И. Бонецкого. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. – 574, [5] с.
11. Тургенев в школе [Текст]: пособие в школе / сост. Т. Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение, 1981. – 173, [2] с.
12. Чалмаев, В. Иван Тургенев [Текст] / В. Чалмаев. – М.: Современник, 1986. – 396, [3] с.: ил. – (Библиотека «Любителям российской словесности).

 

Писатели о И. С. Тургеневе

* «Стих обнаруживает необыкновенный поэтический талант; а верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которой скрывается столько чувства, — все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его».

В. Г. Белинский. О поэме Тургенева Параша.- «Отечественные записки», 1843. – № 5.

* «На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. /…/ Что за человек! /../ Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, — я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо-прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе».

Ф. М. Достоевский – брату Михаилу.
16 ноября 1845 г.

* «Третьего дня Анненков читал у нас вечером Вашу комедию „Где тонко, там и рвется. Без преувеличения скажу Вам, что вещицы более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать“.

Н. А. Некрасов — Тургеневу.
12 сентября 1848 г.

* «У него огромный талант, и коли правду сказать,- так он в своем роде стоит Гоголя. /…/ Целое море поэзии могучей, благоуханной и обаятельной вылил он в эту повесть („Фауст“) из своей души».

Н. А. Некрасов — А. А. Фету.
31 июля 1856 г.

* «Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике».

Н. Г. Чернышевский.

* «Певец чистой, идеальной женской любви, г. Тургенев так глубоко заглядывает в иную, девственную душу, так полно охватывает ее и с таким вдохновенным трепетом, с таким жаром любви рисует ее лучшие мгновенья, что /…/ и наше собственное сердце млеет и замирает от томного чувства и благодатные слезы не раз подступают к глазам».

Н. А. Добролюбов.
«Когда же придет настоящий день».

* «Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж».

Г. Флобер — Тургеневу.
4/16/ марта 1863 г.

* «Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на друида и на самого монаха из „Ромео и Джульетты“. Он красив какой-то почтенной красотой».

Э. и Ж.-де Гонкур. Дневник. 1863 г.

* «Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу».

Д. Голсуорси. Собр. соч., т. XVI, с. 399.

* «Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица /…/ С большим искусством живописует он физическую и моральную сторону явлений, создавая реальные картины действительности, а не фантастические эскизы».

П. Мериме. «Иван Тургенев».

* «…гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочи-тать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном».

Ги-де Мопассан. «Иван Тургенев».

* Огромный интерес, вызванный произведениями Тургенева в России, объясняется в значительной мере тем, что во всех них затронуты политические вопросы, тем, что они, при всем их художественном совершенстве и изяществе формы, отличаются ярко выраженной пропагандистской направленностью, наконец, тем, что в них ставятся жгучие вопросы современности.

Джон Рид.

* Тургенев — один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собой.

В. Г. Короленко.
Из речи 10 ноября 1918 г.

* «Пушкин и Тургенев — это родоначальники нашей прозы».

А. А. Фадеев. «О Тургеневе».

* «Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на простой народ».

М. М. Пришвин.

* «И. С. Тургенев — один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой».

Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.

Цитаты из произведений И. С. Тургенева:

Из романа «Рудин»

* «… нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости».
* «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают».
* «Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе».
* «Ты говоришь, смерть примиряет, а жизнь, ты думаешь, не примиряет? Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения».
* «Поэзия — язык богов. Я сам люблю стихи. Но не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас… Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотою и жизнью; а где красота и жизнь, там и поэзия».
* «Любовь! в ней все тайна: как она приходит, как развивается, как исчезает. То является она вдруг, несомненная, радостная, как день; то долго тлеет, как огонь под золой, и пробивается пламенем в душе, когда уже все разрушено; то вползет она в сердце, как змея, то вдруг выскользнет из него вон…»
* «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без неё обходится!»
* «Никто так не увлекается, как бесстрастные люди».
* «…ничего не может быть легче, как влюбить в себя какую угодно женщину, стоит только повторять ей десять дней сряду, что у ней в устах рай, а в очах блаженство и что остальные женщины перед ней простые тряпки, и на одиннадцатый день она сама скажет, что у ней в устах рай и в очах блаженство, и полюбит вас».
* «Не всегда благотворны бывают слёзы. Отрадны и целебны они, когда, долго накипев в груди, потекут они наконец — сперва с усилием, потом все легче, все слаще; немое томление тоски разрешается ими. Но есть слёзы холодные, скупо льющиеся слёзы: их по капле выдавливает из сердца тяжелым и недвижным бременем налегшее на него горе; они безотрадны и не приносят облегчения. Нужда плачет такими слезами, и тот еще не был несчастлив, кто не проливал их».
* «Мне кажется, трагическое в любви — это несчастная любовь».
* «Мы всегда любим тех, которые сами мало способны любить».
* «Ничего не может быть хуже и обиднее слишком поздно пришедшего счастья».

 

Из романа «Дворянское гнездо»

* «Смерть не ждет, и жизнь ждать не должна»!
* «Близкого человека только тогда и поймёшь вполне, когда с ним расстанешься».
* «Чужая душа, ты знаешь, темный лес, а девичья и подавно».
* «О, это мление скуки – гибель русских людей»!
* «Быть молодым и не уметь – это сносно; но состариться и не быть в силах — это тяжело. И ведь обидно, что не чувствуешь, куда уходят силы».
* «Русский человек боится и привязывается легко; но уважение его заслужить трудно: дается оно не скоро и не всякому».
* «В рисунке, да и вообще в жизни, лёгкость и смелость- первое дело».
* «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь»!
* «Ни одной секунды! Смерть не ждет, и жизнь ждать не должна».
* «Горе сердцу, не любившему смолоду»!
* «Сохранить до старости сердце молодым, как говорят иные, и трудно, и почти смешно; тот уже может быть доволен, кто не утратил веры в добро, постоянства воли, охоты и деятельности».
* «Любовь на всякий возраст имеет свои страданья».

 

Из романа «Отцы и дети»

* «Нравится тебе женщина — старайся добиться  толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — свет не клином сошелся».
* «Старая штука смерть, а каждому внове».
* «Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей».
* «…Русский мужик бога слопает…»
* «…Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»
* «…Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки…»
* «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»
* «…мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке…»
* «Нечего мешкать; мешкают одни дураки – да умники…»
* «…я уже в клинике заметил: кто злится на свою боль – тот непременно ее победит…»
* «…Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно“.
* …настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть…»
* «…человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды…»
* «…Удивительное дело, как человек еще верит в слова. Скажут ему, например, дурака и не прибьют, он опечалится; назовут его умницей и денег ему не дадут – он почувствует удовольствие…»
* «…Меня вы забудете… мертвый живому не товарищ…»
* «…без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания <…> общественному зданию…»
* «…Личность <…> вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится…»
* «…аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди…»
* «…Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить…“
* …Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…»

 

Из романа «Дым»

* «Характер людской разве меняется? Каким в колыбельку, таким и в могилку».
* «Да ведь известное дело: от плохого к хорошему никогда не идешь через лучшее, а всегда через худшее, – и яд в медицине бывает полезен».
* «Но природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет».
* «Да, да, все это люди отличные, а в результате ничего не выходит; припасы первый сорт, а блюдо хоть в рот не бери».
* «…хороший ученик видит ошибки своего учителя, но молчит о них почтительно; ибо самые эти ошибки служат ему в пользу и наставляют его на прямой путь».
* «Убитые насмерть не мечутся».
* «Люди беспрестанно видят, что смерть приходит внезапно, но привыкнуть к её внезапности никак не могут и находят её бессмысленною».
* «Удивляюсь я, милостивый государь, своим соотечественникам. Все унывают, все повесивши нос ходят, и в то же время все исполнены надежды и чуть что, так на стену и лезут».

 

Из повести «Ася»

* «…чем молодость не тешится!..»
* «…Полная независимость во всем! да разве легко ее вынести?..»
* «…Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно…»
* «…человек не растение и процветать ему долго нельзя. Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это то и есть хлеб насущный; а придет время – и хлебца напросишься…»
* «…смех без причины – лучший смех на свете…»
* «…Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом: землю, кажется, сдвинул бы с места – а в исполнении тотчас слабеешь и устаешь…»
* «…Быть художником… Без горького, постоянного труда не бывает художников…»
* «…неясные речи, в которых так охотно разливается русский человек…»
* «…Есть чувства, которые поднимают нас от земли…»
* «…Крылья у меня выросли – да лететь некуда…»
* «…О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет?..»
* «…Я был тогда молод – и будущее, это короткое, быстрое будущее, казалось мне беспредельным…»
* «…У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье…»

 

Из романа «Новь»

* «Если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, — никогда не придется начинать».
* «Чуждаться врагов своих, не знать их обычая и быта — нелепо! Не… ле… по!.. Да! да! Коли я хочу подстрелить волка в лесу — я должен знать все его лазы…»
* «Говорят, у них в доме такой высокий тон! Всё о добродетели толкуют!! Только я заметил: если где слишком много толкуют о добродетели — это всё равно, как если в комнате у больного слишком накурено благовониями: наверно, пред этим совершилась какая-нибудь тайная пакость!»
* «Человек, который идет по дороге в город, не спрашивает себя: да существует ли, полно, этот город? Он идёт себе да идёт».
* «…во мне сидят два человека — и один не даёт жить другому».

 

Из стихотворений в прозе

* «Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, – даже презрение. Да, все чувства… исключая одного: благодарности. Благодарность – долг; всякий честный человек платит свои долги… но любовь – не деньги».

«Путь к любви»

* «Любовь и Голод — цель их одна: нужно, чтобы жизнь не прекращалась, собственная и чужая — все та же, всеобщая жизнь».

«Два брата»

* «Добро по указу — не добро»

Стихотворение в прозе «Senilia»

* «Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слёз».

«Памяти Ю. П. Вревской»

* «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать».

«Senilia»

* «Всякая молитва сводится на следующее: „Великий Боже, сделай, чтобы дважды два — не было четыре“.

«Молитва»

* «Вот она: ты — молодость; я — старость».

«Чья вина?»

* «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»!

«Русский язык»

* «Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни».

Из пьесы «Холостяк»

* «Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь».

Из пьесы «Месяц в деревне»

* «Тайны человеческой жизни велики, а любовь – самая недоступная из этих тайн».

Из повести «Несчастная»

* «Кто сказал, что одна истина действительна? Ложь так же живуча, как и истина, если не более».

Из повести «Дневник лишнего человека»

* «Несчастие людей одиноких и робких – от самолюбия робких – состоит именно в том, что они, имея глаза и даже растаращив их, ничего не видят или видят все в ложном свете, словно сквозь окрашенные очки».

Из повести «Дневник лишнего человека»

 

А вы знали, что…?

* Писатель всегда отличался рассеянностью. Часто бывало, что он приглашал друзей в гости и забывал об этом. Приехавшие не находили дома ни слуг, ни хозяина. Белинский называл такое поведение друга мальчишеством. Со временем об этом узнали все, поэтому с Тургеневым предпочитали не связываться.
* Отличительной чертой Тургенева была большая голова. Но самое удивительное, что анатомы уже после смерти писателя взвесили его мозг. Он «потянул» аж на 2 килограмма, а это намного тяжелее, чем у многих других знаменитых людей.
— На такую большую голову у творца просто не хватило материала, — говорил о Тургеневе Боткин.
Еще одна анатомическая особенность классика – кость на темени у его была очень тонкая. Из-за этого при ударе по голове Тургенев терял сознание. Из-за этого в школе писателю пришлось вытерпеть немало издевательств от сверстников. Тургенева не раз обвиняли в мягкотелости, на что он находчиво отвечал:
— Да и какой ждать от меня силы воли, когда до сих пор даже череп мой срастись не мог. Не мешало бы мне завещать его в музей академии… Чего тут ждать, когда на самом темени провал!
* В молодости Тургенев был очень расточительным юношей. Когда он учился в Германии, все деньги, которые присылали родители, моментально спускались на девушек и азартные игры. Получив посылку в очередной раз, Тургенев удивился ее приличному весу. Однако вместо денег там оказались кирпичи: мать решила наказать нерадивого отпрыска.
* Голоса у Ивана Сергеевича не было, зато, как и бывает в таких случаях, он обожал петь. Окружающих это очень забавляло, да и сам писатель иногда сравнивал свой голос со свиным визгом.
* Тургенев был большим любителем женского пола. Его любвеобильность распространялась не только на знатных девушек, но и на крестьянок. Одна из них родила ему дочь Пелагею, которую потом назвали Полиной. Писатель ее не признал, но заботился и брал с собой за границу. Позднее девочку воспитала певица Полина Виардо, которую он боготворил.
* Иван Сергеевич очень заботился о своей внешности и считался настоящим франтом. За некоторую вычурность и эксцентричность в одежде Герцен даже дал ему прозвище «Хлестаков».
* Однажды у Тургенева и Льва Толстого чуть не состоялась дуэль. Последнего возмутило, что Полина, внебрачная дочь Ивана Сергеевича, шьет одежду бедным, чтобы заработать на жизнь. Спор чуть не перерос в драку, в итоге Толстой вызвал приятеля на дуэль на пистолетах. Правда, потом они помирились.
* Современники отмечали, что внешность писателя совсем не соответствует его внутреннему миру. Тургенев обладал атлетическим телосложением, при этом разговаривал тонким, почти женским, голосом и имел очень мягкий характер. Кроме того, он был очень эмоционален: часто смеялся без причины, а на смену веселью моментально приходила депрессия.
* Однажды Иван Сергеевич серьезно впал в немилость у властей. Когда был опубликован его некролог на смерть Гоголя, писателя сослали в его имение и долгое время держали под надзором полиции. Опала закончилась только после вступления на престол Александра Второго.
* Тургенев был патологически чистоплотным человеком. Белье он менял несколько раз в день, а чистоту в своем кабинете наводил самостоятельно.
* У писателя был оригинальный способ избавления от тоски и хандры: он одевал комический колпак и становился в угол. В ожидании, когда грусть пройдет, он мог простоять час и больше.
* За своей любовью Полиной Виардо Тургенев ездил по всему миру в течение 40 лет. То, что рядом с великой певицей был муж, его совершенно не смущало.
* К крепостному праву Иван Сергеевич относился резко негативно. Об этом знало правительство, которое вообще не жаловало Тургенева. Один раз, когда писатель приехал домой из Петербурга, мать выстроила крепостных в ряд, приказав его приветствовать. Тургенев разозлился до такой степени, что сразу развернулся и уехал. Больше мать его не видела.
* Благодаря произведениям писателя появилось выражение «тургеневская девушка». Зато мужчины в его литературе силой духа не обладали.
* Примечательный случай вышел с Тургеневым в 1836 году во время своего первого путешествия в Германию. На корабле произошел пожар. Как потом рассказывали очевидцы, писатель начал метаться по палубе, восклицая, что если умирать, так молодым. Когда спасательные шлюпки спустили на воду, Тургенев ринулся к ним, расталкивая по пути остальных пассажиров, в том числе женщин и детей. Так это или нет, мы этого никогда не узнаем. Но легенда распространилась, об этом случае узнали в кругу Тургенева, и его стали считать трусом. Позже классик описал это событие в новелле «Пожар на море».
* По романам Тургенева было снято более 100 экранизаций, начиная с 1910 года. Причем многие из них сняли в таких странах как Италия, США, Финляндия, Франция, Австирия, ФРГ и даже Япония. Уже только благодаря этому можно сделать вывод, что Иван Сергеевич был писателем мирового уровня.

Использованные источники:

1. Афоризмы и цитаты Тургенева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-turgeneva (дата обращения 19. 10. 2018 г.)
2. «Гоголь умер!» 28 апреля 1852 года Иван Тургенев был арестован за статью-некролог памяти Николая Гоголя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://surfingbird.ru (дата обращения 17. 10. 2018 г.)
3. И. С. Тургенев и его дочь Полина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru (дата обращения 18. 10. 2018 г.)
4. Интересные факты о Тургеневе Иване Сергеевиче [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://webfacts.ru (дата обращения 23. 10. 2018 г.)
5. Писатели о И. С. Тургеневе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.turgenev.org.ru (дата обращения 17. 10. 2018г.)
6. «Романтик реализма» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libozersk.ru (дата обращения 23. 10. 2018 г.)
7. 7 интересных фактов о жизни писателя Ивана Тургенева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rostov.kp.ru/daily/26127/3019643/ (дата обращения 30. 10. 2018 г.)
8. «Современник»: история создания, авторы и владельцы – Тургенев, Некрасов, Пушкин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru (дата обращения 18. 10. 2018 г.)
9. Тургенев и «Современник». Сотрудничество и разрыв Тургенева с журналом «Современник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classlit.ru (дата обращения 18. 10. 2018 г.)
10. Цитаты из книги «Дворянское гнездо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.livelib.ru (дата обращения 22. 10. 2018 г.)
11. Цитаты из книги «Рудин» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.livelib.ru (дата обращения 22. 10. 2018 г.)
12. Цитаты из книги «Стихотворения в прозе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.livelib.ru (дата обращения 22. 10. 2018 г.)

Ждем Вас по адресу:
346800,  Россия,  Ростовская область,
Мясниковский район,
с. Чалтырь,  6 линия,  6.
Тел.: 2-19-65
Факс: 2-34-58
E-mail:
www.chaltlib.ru
https://vk.com/chaltbibl

     Великий мастер слова [Текст]: информационно-биобиблиографическое издание к 200-летию И. С. Тургенева для всех категорий пользователей / МБУК Мясниковского района «МЦБ»; отв. за вып.: К. С. Секизян; сост.: А. К. Бзезян. — Чалтырь, 2018. — 36 с.: ил. — 10 экз.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL