«ТАЙНА ДРЕВНЕГО ПИСЬМА»
ТАЙНА ДРЕВНЕГО ПИСЬМА
познавательно-игровая программа
14 марта 2019 года с учащимися 8-х классов СОШ № 2 состоялась познавательно-игровая программа об истории появления древней письменности «Тайна древнего письма» в рамках проекта «От глиняной таблички до Интернет-странички», разработанного сотрудниками Межпоселенческой центральной библиотеки по привитию библиотечно-библиографических знаний среди учащихся школ Мясниковского района.
Разработчик проекта и ведущая мероприятия – заведующая сектором ИБЦ Отдела обслуживания Ашхен Кеворковна Бзезян – начала свой рассказ с того, что современную жизнь немыслимо представить без книг, газет, указателей, потока информации. Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности – очень непростой процесс, длившийся тысячелетия.
Учащиеся узнали, что письменность появилась примерно к 3300 г. до н. э. в Шумере, к 3000 г. до н. э. в Египте, к 2000 г. до н. э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок — пиктограмма — иероглиф — алфавит.
Ребята сами попытались расшифровать некоторые предложенные пиктограммы – особые знаки, рисунки, которые отображали узнаваемые черты объекта или понятия, явления либо предмета, на которые они указывают. Было очень интересно и весело слушать разные предположения расшифровки одной и той же пиктограммы. Ведь толкование пиктографической записи у автора и читателя достаточно сильно отличаются. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской и др.
Оказывается, пиктография используется и в современном мире. Так, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке, означающий, что поблизости находится ресторан, — это самая настоящая пиктограмма. Другой пример — бегущие, плывущие, боксирующие человеческие фигурки. Подобными пиктограммами на олимпиадах и других крупных международных спортивных состязаниях обозначают различные виды спорта. Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они непригодны для записи речи и собственно письмом не являются.
Другое задание, которое было предложено ребятам – самостоятельно создать пиктографическую запись. Учащиеся разделились на команды и начали работать над заданием. Представители каждой из команд должны были разгадать зашифрованное послание соперников. Предлагалась масса разных вариантов расшифровки записи.
Участники мероприятия убедились, что древняя письменность еще не совершенна и требует дальнейшего развития.
Учащиеся подробно рассмотрели шумерскую, древнеегипетскую и китайскую письменности. Выявили сходства и некоторые различия между ними. Далее ребята с большим интересом просмотрели видеоролик об истории возникновения письменности в Шумерской цивилизации, где подробно рассказывалось о центрах зарождения письменности, древних находках – глиняных табличках, на которых шумеры клинописью выводили важную для них информацию.
В ходе мероприятия ребята открыли много нового и интересного для себя, согласились с высказыванием знаменитого чикагского историка и востоковеда Джеймса Генри Брестеда, который сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое интеллектуальное достижение в истории человека». К этому утверждению можно присоединить мнения многих других великих людей: Карлейля, Канта, Мирабо и Ренана, веривших, что изобретение письма положило подлинное начало человеческой цивилизации. Такого рода взгляды получили поддержку этнографов, неоднократно утверждавших, что, подобно тому как язык отличает человека от животного, так письмо отличает цивилизованного человека от варвара.
Вверх страницы