ПРИОРИТЕТНЫЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ МЯСНИКОВСКОГО РАЙОНА В 2015 Г.
В современном мире каждый человек в той или иной степени обращается к книге, периодическим изданиям, в целом – нуждается в получении разнообразной информации. Время диктует новые потребности, новые формы предоставления услуг, поэтому все больше становится популярным получение информации в удаленном режиме, и через сайты библиотек в том числе. Эти обстоятельства и определяют основную цель современных библиотек – своевременное предоставление полноценной информации населению. Усилия библиотек направлены на обеспечение доступа ко всем видам информации, предоставление разнообразных услуг, создание максимально комфортных условий пользователям для наиболее полного удовлетворения их запросов.
Рассмотрим итоговые показатели работы муниципальных библиотек района за 2015 год:
показатели | 2014 | 2015 | динамика |
Пользователи | 9062 | 9543 | + 481 |
Посещения | 92574 | 98643 | + 6069 |
Выдача док. | 216152 | 230957 | + 14805 |
читаемость | 23,8 | 24,2 | |
посещаемость | 10,2 | 10,3 | |
обращаемость | 1,2 | 1,2 |
Характеризуя развитие публичных библиотек в районе, ежегодно определяются сферы их деятельности, а именно – в каких из них наиболее успешно выполняют библиотеки свои функции. На данном этапе приоритетные сферы деятельности в библиотечном обслуживании населения района можно рассматривать в таком порядке:
Библиотеки – информационные центры.
Из 16 библиотек располагают компьютером 15, из них с доступом в Интернет – 14, имеют телефон – 15. Достаточно высокие возможности для полноценного выполнения основной функции – формирование, распространение и хранение разнообразной информации. Подразумевается техническое оснащение практически всех библиотек района, постоянное совершенствование квалификации сотрудников и деятельности в целом с применением инновационных форм и методов работы.
Библиотеки – центры чтения.
2015 год был достаточно результативным достижениями именно в этом направлении: продвижение книги среди населения, привлечение к чтению, популяризация произведений мировой и отечественной классики среди большего числа пользователей библиотеки и населения уделяется большое внимание. Результативности способствуют применение новых форм массовой работы: акции, квесты, буккроссинги, флешмобы, когда библиотека активно «выходит в люди», широко демонстрируя свои возможности вне стен библиотек. Современная библиотека, доступная всем слоям населения – активный участник жизни социума.
Библиотеки – центры по поддержке обязательного образования и информационной поддержки самообразования.
Дети и юношество – стабильно основная категория пользователей муниципальных библиотек. Именно на обеспечение их информационной поддержки в образовательном процессе направлены значительные усилия библиотекарей: комплектование фондов необходимой учебной и справочной литературой, электронными изданиями; широкое использование технических средств, Интернета для самостоятельной работы в библиотеках. В работе с подрастающим поколением особенно актуальна массовая работа, как правило, очень востребованная преподавателями как дополнение в работе. По прежнему студенты в поле зрения наших библиотекарей, ведется учет необходимой учебной литературы в помощь образованию, самообразованию.
Библиотеки – центры исследования по различным направлениям библиотечной деятельности.
Регулярны исследования потребностей пользователей и их выполнения с целью определения стратегии развития библиотечного дела в районе в дальнейшем. Совершенствуется деятельность библиотек во всех направлениях, муниципальные органы на местах, в целом, заинтересованы в развитии библиотек поселений.
Библиотеки – центры общественной деятельности: активно участвуют в жизни социума, сотрудничая с государственными и общественными организациями в реализации социально-экономических задач, направленных на улучшение жизни населения, развитие района. Это участие в комплексных мероприятиях, предоставление помещений библиотеки для проведения различных акций, встреч, привлечение специалистов районных структур при проведении библиотечных мероприятий: Администрации поселений, Избирком, отдел социального обеспечения, Совет ветеранов, молодежный комитет и молодежный парламент, отдел по делам несовершеннолетних, учреждения культуры и образования и др.
Работа с пользователями во всех направлениях библиотечной деятельности, имея вполне сложившиеся формы, в настоящее время динамично развивается. Значительную роль в этом развитии играет изучение потребностей пользователей и своевременное внедрение удовлетворяющих их запросы форм и методов работы.
Индивидуальная работа с пользователями позволяет выявить потребности пользователей, их читательские предпочтения, что в свою очередь влияет на целенаправленное комплектование фондов библиотек, расширение спектра предоставляемых услуг. Работа ведется дифференцированно.
С целью максимального удовлетворения запросов читателей ведется постоянное изучение читательского состава и спроса.
Ежегодные анализы состава пользователей библиотек района выявляют основную категорию пользователей — детей до 14 лет и молодежь от 15 до 25 лет.
Каковы читательские предпочтения различных групп пользователей библиотек?
Александровская библиотека (Везирян О. Г.):
«Глобальный скачок в развитии коммуникационных технологий, который заменил общение детей с книгой, стал причиной того, что выросло целое поколение – „дети нечитающие“. Но есть и другая важная проблема – это скудность наполняемости фондов библиотек полезной, разнообразной художественной и детской литературой. При этом посещаемость детьми библиотеки ничуть не стала меньше. Библиотека для них – это место общения, проведения досуга, выполнения домашних заданий. Это самый благодарный контингент читателей. Мне с ними очень легко работать, находить общий язык и общие темы для беседы. Для работы с этой категорией пользователей стараюсь выбрать такие темы, которые их интересуют и волнуют сейчас. Очень важно не только привлечь ребенка как посетителя библиотеки, но и сохранить его как постоянного читателя, которому всегда все интересно и нужно в его детском мире. Иногда дети заходят не только для того, чтобы сдать или взять книги, а поздороваться и пообщаться. И это меня очень радует, потому что им со мной интересно.
Любят готовить поделки своими руками из журнала «Коллекция идей“. И я стараюсь в это время так, невзначай, рассказать про писателей или о книгах-юбилярах, вспомнить или даже вместе с ними прочитать сказку, иногда даже по ролям. Мне очень хочется, чтобы, зайдя в библиотеку, они обязательно узнали для себя
Крымская библиотека (Согомонян С. А.. Чубарян С. Т.):
«В работе с юношеством главным является свободный доступ к информации, наиболее полное ее предоставление. Пользователи ИБЦ охотно используют возможности электронных ресурсов. Главным в работе с юношеством считаем возрождение духовности, нравственности, военно-патриотического воспитания. В отчетном году именно среди детской и юношеской аудитории активно велась пропаганда патриотической литературы к 70-летию Победы, продвигались произведения мировой классики в Год литературы.
Запросы учащихся школы направлены на освоение школьной программы по самым различным темам: краеведение, история, гуманитарные науки, научно-познавательная литература, произведения классиков и современных авторов по школьной программе. Основной объем справок выполнен по запросам этой категории читателей».
Недвиговская библиотека (Белогорцева А. Г.):
«Молодежь и юношество читает книги детективного жанра, научно-фантастические, исторические, любовные романы, интересуются литературой о компьютерах, современной психологией. Также большим спросом пользуется литература в помощь школьной программе, а также учебники для средних и высших учебных заведений.
Привлечению детей и молодежи к активному чтению способствует постоянный мониторинг их запросов, дающий возможность инициировать такие действия, которые найдут отзыв у юных читателей разных возрастов. Особенно эффективны различные массовые мероприятия: акции, игры, конкурсы и т. д.»
Веселовская библиотека (Бородина А. И., Поркшеян М. С.):
«Особую группу читателей составляют пожилые пользователи. Стараемся найти индивидуальный подход к каждому с учетом потребностей в чтении, литературных интересов и психологических особенностей. Каждый из них приходит в библиотеку не только для того, чтобы удовлетворить свои читательские потребности, но и для общения: библиотека стала местом встреч и проведения досуга. Здесь они общаются, делятся своими увлечениями, получают необходимую информацию, проводят свой досуг, участвуют в мероприятиях. Работа библиотеки по информационному обслуживанию данной категории направлена на удовлетворение социальных потребностей, предоставление информации о пенсионном законодательстве, льготах, правах и гарантиях, профилактику заболеваний, поддержку здоровья. Это люди, которые с удовольствием читают художественную литературу разной тематики. Это и исторические романы, и романы о любви, и литература современных русских писателей, детективы, общественно-политическая литература. Среди периодических изданий повышенным спросом пользуются журналы „Женские секреты“, «Домашняя энциклопедия для вас», «Приусадебное хозяйство», «Наш любимый дом», «Скатерть самобранка“ и т.д.»
Программно — проектная деятельность библиотек
Разнообразный, масштабный объем работы, выполняемый библиотеками в настоящее время в рамках празднования определенных знаменательных дат или в конкретном направлении деятельности, требует продуманной организации, конкретного планирования, обозначения участников мероприятий. Т. е., сегодня проектная деятельность – актуальное направление работы библиотек, способствующее активному их участию в решении социально-экономических проблем местного сообщества, продвигающее инновации в профессиональной среде.
В 2015 г. теме «Проектная деятельность библиотек» был посвящен семинар-тренинг «Социальные проекты как фактор продвижения библиотечной услуги» (24.02.2015), на котором представлен опыт библиотек – работа в рамках районного краеведческого проекта «От истоков – к будущему», МЦБ – «Богат талантами наш край». В программу семинара была включена консультация «Интеграция в библиотечный проект», раскрывающая основные понятия и типологию проектов в библиотечном деле. Для самостоятельной разработки проекта была предложена рекомендация-презентация «Библиотечный проект: этапы подготовки». Особенно интересно прошел тренинг «Готовим проектную заявку» – представление библиотекарями разработок проектов к 70-летию Великой Победы, к Году литературы, к Году молодежи на Дону.
Результатом стала целенаправленная работа в течение года ряда библиотек в рамках проектов:
— «Я помню, я горжусь!», Проект по патриотическому воспитанию детей и подростков – МКУК «Библиотека Краснокрымского сельского поселения»;
— «Семейному чтению – наше почтение», Проект по продвижению и поддержке семейного чтения – Недвиговская библиотека № 9;
— «Книга – компас в жизни», Проект по продвижению книги, чтения в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения – Александровская библиотека № 1;
— «Их мужество останется в веках!», Проект, посвященный 70-летию Великой Победы – Ленинаванская библиотека № 7 МКУК «Библиотека Краснокрымского сельского поселения»;
— «Растим патриота и гражданина России», Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи – МКУК «Библиотека Петровского сельского поселения»;
— «Библиотека и молодежь», Проект по работе с молодежью, направленной на поддержку ее активности, развитие творческого потенциала и привлечение к чтению – Веселовская библиотека № 3 МКУК «Библиотека Недвиговского сельского поселения»;
— «Библионочь-2015», «Литературное кафе», Проект в рамках объединенных мероприятий к Году литературы, Году молодежи на Дону – МБУК Мясниковского района «МЦБ».