ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В ПОМОЩЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ РАБОТЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ
(для библиотекарей муниципальных библиотек Мясниковского района)
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
ст. 42 Конституции РФ.
2013 год — год экологической культуры
и охраны окружающей среды в странах СНГ
Членами Совета глав правительств СНГ утвержден План основных мероприятий Года, который состоит из четырех разделов: организационно-правовые мероприятия, проведение совместных организационно-практических мероприятий, проведение информационных мероприятий и механизм контроля.
Свои предложения в документ представили Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Украина и Исполком СНГ. Среди них – принятие концепции сотрудничества в сфере использования возобновляемых источников энергии, разработка предложений об экологической политике стран Содружества в области использования атомной энергии в мирных целях.
В План предложено включить проведение VI Невского международного экологического конгресса и XI Международного форума по промышленной безопасности в Санкт-Петербурге, молодежной научной конференции «Проблемы окружающей среды и выделение групп риска среди населения» в Ереване, Международной научной конференции «Сахаровские чтения 2013 года: экологические проблемы XXI века» и Международной студенческой олимпиады государств-участников Содружества «Экологическая безопасность» в Минске, Экокультурного фестиваля в рамках СНГ «Молодежь по Великому Шелковому пути» и Международного форума по сохранению снежного барса в Бишкеке, V Международной научной конференции «Экологические особенности биоразнобразия» в городе Худжанд в Таджикистане, Международного экологического форума «Окружающая среда для Украины», а также ряда других мероприятий, посвященных Году.
Межгосударственное сотрудничество стран СНГ в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляется на основе Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, которое было принято в 1992 году.
Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
— уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
— в значительной мере истреблен лесной покров;
— стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
— мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
— атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
— частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
— загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.
Проблемы экологии, экологического воспитания, экологической культуры становятся сегодня особенно злободневными.
Еще в середине XX века термин «экология» был известен лишь немногим специалистам, сегодня же трудно найти другое понятие и его производные, которые столь часто употреблялись бы в самых широких научных (и ненаучных) кругах.
Взаимоотношения человечества с окружающей средой в планетарном масштабе рассматривает глобальная экология – комплексная научная дисциплина, изучающая основные закономерности развития биосферы в целом, а также возможные ее изменения под влиянием деятельности человека.
С принятием Закона РФ «Об охране Окружающей среды» появились предпосылки для формирования правовой базы системы экологического просвещения населения. Важная роль в осуществлении эколого-природоохранного образования принадлежит и массовой библиотеке, в деятельности которой экологическое просвещение населения является одним из приоритетных направлений.
Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
Статья 74. Экологическое просвещение
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.
по экологическому просвещению пользователей:
www.chaltlib.ru Сайт Межпоселенческой центральной библиотеки Мясниковского района предлагает вниманию посетителей р. «Экологическая страничка», включающий разделы:
• экологическое просвещение – задачи и возможности библиотек в информационном обеспечении экологического просвещения населения;
• законодательные материалы – законодательные акты, регламентирующие деятельность в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Ростовской области;
• виртуальная выставка «Дыхание жизни»;
• экологический календарь – располагают все библиотеки, основа планирования работы в данном направлении;
• библиографический список – литература по экологии, видеотека, медиатека
• экологический дайджест «Проблемы окружающей среды.
Глобальное потепление»
• экологические сайты – полезные ссылки в поиске необходимых материалов.
Анкеты:
«МЫ И ПРИРОДА» (анкета)
Уважаемый Читатель! Просим Вас ответить на вопросы анкеты:
— Удовлетворяет ли Вас объем и качество подбора литературы по экологической тематике?
— Удовлетворяет ли Вас подписка библиотеки на периодические издания по природоведению и экологии?
— Каким из предложенных библиотекой журналов по данной теме Вы отдаете предпочтение и почему?
— Какие периодические издания, по Вашему мнению, следует еще приобрести в библиотеку по теме экология и охрана природы?
— Какие художественные произведения на экологическую тематику произвели на Вас наибольшее впечатление?
— Какую книгу Вы хотели бы прочитать на тему экологии, но не смогли получить ее в нашей библиотеке?
— Какие дополнительные знания необходимы Вам в вопросах экологии?
— Как Вы думаете, должны ли библиотеки заниматься проблемами экологии, или же это дело специальных организаций?
— Если у Вас есть какие-либо пожелания в адрес библиотеки в работе по экологическому просвещению и образованию, поделитесь, пожалуйста, с нами?
«ЭКОЛОГИЯ И МЫ» (анкета)
— Как Вы считаете, насколько необходимо знание экологической ситуации в мире?
-Что Вы знаете об экологических проблемах? Что это за проблемы?
— Знаете ли Вы
— Как Вы думаете, кто должен заниматься проблемами экологии? Это дело специальных организаций или всех нас?
— Какие художественные произведения на экологическую тематику произвели на Вас
наибольшее впечатление?
— Что бы Вы хотели прочитать еще, какие книги и журналы? Обращались ли Вы в библиотеку с запросом по данной тематике?
— Как Вы думаете, что может сделать человечество для оздоровления окружающей среды, сохранения жизни на Земле?
Анкета по выявлению уровня экологической культуры
— Что такое экология?
— Что значит охранять природу? Как это можно сделать?
— Какие законы по экологии тебе известны?
— Назови глобальные экологические проблемы мира.
— Как должен строить свои отношения с природой человек?
— Что ты знаешь об окружающей среде своего края?
— Что надо делать, чтобы твой край процветал?
— В каких экологических мероприятиях тебе приходилось участвовать?
— Твое отношение к природе
— Нужна ли экологическая культура?
Для успешной работы предлагаются названия, выражения, афоризмы по теме «экология»: краткие меткие выражения часто лучше воспринимаются, хорошо запоминаются. Их употребление желательнее в беседах на эколого-природоохранные темы, особенно адресованным детям и подросткам.
Названия:
С любовью к природе
Сохраним мир вокруг себя
Протяни природе руку
Охрана природы – наш долг!
Человек! Оглянись, остановись, подумай!
Природа просит защиты
Природа – наш общий дом
В здоровом мире – здоровый дух!
Земле поклонись, человек
От нас природа тайн своих не прячет,
но учит быть внимательнее к ней
Лабиринты живой природы
Войди в природу другом
Всегда и везде – вечная слава воде!
На суше, в воде, в воздухе, в лесу…
Эта Земля твоя и моя
Чудесный мир – природа!
Сбережем природу родного края!
Красота спасет мир
Экология и мы
Экология. Человек. Общество
Живи, Земля!
Чистота планеты – чистота души
Землянам чистую планету!
Матери-природе – заботу и внимание
Природы дивные приметы
Прекрасен мир живой природы
Охрана природы – дело каждого
Экология и современность
Мир вокруг нас
Как чудесен этот мир и др.
Афоризмы:
Природа не знает никаких прав, ей известны только законы.
Адамс Джеймс Траслоу, американский критик и историк
Природа ничего не делает бесцельно.
Аристотель, древнегреческий мыслитель
Нет, одиноким быть не может тот,
Чей дух с природою один язык найдет.
Байрон Джордж, английский поэт.
Природа равно мстит как тем своим чадам, которые пренебрегают ее законами, так и тем, которые следуя им, нарушают меру.
Бальзак Оноре-де, французский писатель
Окружающая среда – это то место, где все мы живем, а развитие – то, чем все мы занимаемся, стремясь улучшить нашу жизнь в этом обиталище. Одно неотделимо от другого.
Брундтланд Гро Харлем, норвежский политический и государственный деятель
В природе должен черпать человек правила для своего поведения, если желает быть вполне счастлив.
Буаст Пьер, французский филолог
Мы не можем управлять природой иначе, чем подчиняясь ей.
Бэкон Френсис, английский философ, ученый-гуманист
Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы все равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Веневитинов Д. В., русский поэт
Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с его законами.
Вернадский В. И., русский ученый
О человек!
Природа-мать ни рек
и ни морей от глаз твоих не прячет.
Ни росных трав,
Ни голубых небес…
Цени ее доверие, Природы!
Не обмани его!
И в темный лес
Входи, как в храм под мраморные своды.
Викулов С. В., российский поэт
Лет 20 надо, чтобы человек проявил себя.
30 веков потребовалось, чтобы узнать его строение.
Вечность нужна для познания его души.
Но одной минуты достаточно, чтобы его уничтожить.
Вольтер, французский писатель, философ-просветитель
Неужели жизни не жалея,
Мир мы отдадим, и предадим,
И погубим леностью своею,
И навеки канем вместе с ним?
Гамзатов Р. Г. «Помогите», аварский поэт
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Гвездослав Павол, словацкий поэт
Природа не признает шуток: она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.
Гете И. В., немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель
Я верю, что разум погибнуть не даст
И что помраченье отступит,
Природа ж спасенная тем и воздаст,
Что жизнь ради жизни наступит.
Гирусов Э. В., российский философ, эколог
Культура не может произрастать без экологической культуры, а экологическая культура вовсе не может состояться в условиях бескультурья.
Данилов-Данильян В. И., российский экономист, эколог, государственный деятель
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
Есенин С. А., русский поэт
… Сохраните природу навечно
Да живёт и хранится природа:
Не дарите внукам печали,
Подарите потомкам ЗЕМЛЮ,
Непорочную, как в начале…
из эпоса народа ханты
Когда поймешь ты наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О, человек, венец природы,
Что без природы – твой венец?
Кирсанов, С. И., русский поэт
Человек, который понимает и любит природу, не сделает дурного поступка – он прошел «душевный университет».
Леонов Л. М., российский писатель
Экология не должна быть просто «пожарной помощью» или «скорой помощью», она должна быть наукой, изучающей мир как органическое, разумное целое.
Лихачев Д. С., русский литературовед, историк, публицист
И твердит природы голос:
«В вашей власти, в вашей власти.
Чтобы все не раскололось
На бессмысленные части».
Мартынов Л. Н., русский поэт
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения.
Маршак С. Я., русский поэт
Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить!
Природа без человека жила миллиарды лет и сможет жить без человека, но человек вне полноценной биосферы существовать не может. Современная экология – это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нем было жить лучше и удобней, чем нам.
Моисеев Н. Н., российский ученый, математик, механик
Природа всегда рождает законы гораздо более справедливые, чем те, которые придумываем мы.
Монтень, французский писатель и философ
Природу не уродуй,
Природу не обидь. –
Родился человеком,
Так надо им и быть!
Мошковская Э. Э., русская детская писательница
Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять. Ошибочное понимание приносит большой вред.
Налбандян М. Л., армянский писатель и философ
Пойми живой язык природы –
И скажешь ты: «Прекрасен мир!»
Никитин И. С., русский поэт
Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воды нет.
Одум Юджин, американский эколог, зоолог
Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного –
Чтоб люди были к ней добры.
Огнецвет (Коган Эдзи), белорусская поэтесса
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Учит по календарю –
По живому букварю…
Орлов В. В., российский писатель и поэт
Человек – это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая.
Паскаль Блёз, французский естествоиспытатель и философ
Леса не только приносят великую пользу человеку, но и украшают и оздоровляют Землю, поддерживают саму жизнь на Земле.
Паустовский К. Г., русский писатель
Нет правды без любви к природе,
Любви к природе нет без чувства красоты.
Полонский Я. П., русский поэт
Лес в своем понятии содержит столько поэзии… До того красиво, что жить хочется. Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.
Пришвин М. М., русский писатель
Три опасности уничтожения человечества существуют сегодня в мире – ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры… В известном смысле можно предположить: его третья опасность, то есть нарушение духовно-поведенческого аппарата, привела к появлению и первых двух.
Экология стала самым громким словом на Земле, громче войны и стихии. Она характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством.
Распутин В. Г., российский писатель
Любая наука – дитя нужды, экология тоже, но она прежде всего – наука о проблемах [человечества].
Любопытно, что человечество как система может погибнуть не только от ядерной войны, но и от благополучия тоже.
Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить.
Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее – деталь. Она для него – все. А потому: не вреди!
Реймерс Н. Ф., российский зоолог, эколог.
К сожалению, соображения бережного отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи не заметным, но непременным стимулом созидателя.
Рерих Н. К., русский художник, мыслитель, путешественник
Природа никогда не обманывает нас; это мы сами постоянно обманываемся.
Руссо Жан-Жак, французский писатель, философ, просветитель
Как мне жалко людей, про которых
Говорят, что угрюмый их глаз
Видит лишь водоемы в озерах,
А в лесу древесины запас.
Рыленков Н. Н., русский поэт
Человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.
Сахаров А. Д., российский физик-теоретик, общественный деятель
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь.
Сент-Экзюпери Антуан-де, французский летчик, писатель
Кто утомлен, тому природа –
Великий друг, по сердцу брат.
В ней
Душе звучащее на лад.
Случевский К. К., русский поэт
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще – природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входя сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Смирнов С. В., российский поэт
Человеческая мысль – не «роскошь» природы, а способ ее самопознания, отражения и развития, попытка природы осознать самое себя.
Толстой Л. Н., русский писатель
Все тесно связано вокруг
(примеры мы не будем множить).
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
Томсон Дж. Дж., английский физик
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
Тургенев И. С., русский писатель
Всякая вещь в природе является либо причиной, направленной на нас, либо следствием, идущим от нас.
Фичино Марсилио, итальянский философ-гуманист
Мы научились плавать в воде, как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на земле, как люди.
Шоу Б., английский писатель, драматург и публицист
Нравственное воздействие природы на любого человека измеряется правдой, которую она ему открыла.
Эмерсон Р. У., американский писатель, эссеист
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след,
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Нет фальши в песнях облаков и вод,
Деревьев, трав и каждой твари божьей,
Все в мире голосом своим поет,
На голоса другие не похожим.
«Почему серебряная птица
К нашим не спускается ногам,
Нас она не любит иль боится?» –
«Может, любит, но не верит нам!»
«Почему всегда и всюду звери
Норовят исчезнуть с наших глаз,
Нас не любят или же не верят?» –
«Может, любят, но боятся нас!»
«Скажи, зачем с горами и лесами
Ты говоришь, о странный человек?» –
«Полезны всем беседы с мудрецами,
Все повидавшими за долгий век!»
Гамзатов Р. Г., аварский поэт
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю!
Берегите…
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все вычерпать до дна.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то земли не будет
И каждого из нас.
Дудин М. А., русский поэт
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
И тоскуют о Человеке
Лес редеющий,
черный снег,
дождь отравленный,
мертвые реки,
да и сам человек…
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Евтушенко Е. А., российский поэт
Крепнет сила людская,
Растет год от года.
Что ни день –
Умножается знаний запас.
И не мы теперь
Милостей ждем от природы,
А давно уже
Ждет их природа от нас.
Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ и благородство, и природа.
Прости, Земля!
Пьянея от побед,
Мы мало ценим твой высокий свет
Без нас жила ты миллионы лет –
Мы без тебя не проживем и года.
Киселев И. М., русский поэт
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Тютчев Ф. И., русский поэт
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Посмотрите с чувством люди,
Что с планетой нашей будет?
Об асфальт, сжигая шины
Газом кашляют машины,
Сколько гари, сколько дыма
Просто невообразимо.
Печи, фабрики, заводы,
Катера и теплоходы,
«Выдыхают» серный газ
Подсчитайте, сколько в час?
Экология в упадке,
Слой озонный слишком шаткий,
Ну, когда же мы поймём?
Это дом, мы в нём живём!
Землю мы считаем раем,
Сами же и отравляем!
Мусора завалы, груды,
Впрочем, урны есть повсюду,
На лицо накинув тень,
В урну бросить мусор лень
И использованный товар
Бросим здесь, на тротуар.
В парках, скверах, и аллеях
Кучи мусора белеют.
И признаться, стыдно даже
Словно свалка наши пляжи!
В космос сорок лет летаем
И его мы засоряем,
Ну, когда придёт сознание
В уважении мироздания?
Двадцать первый ныне век
Будь умнее ЧЕЛОВЕК!
Читаем, учимся, играем (2007-2012 гг.):
Окружающая среда:
Бекетова, Л. В. Одумайся, человек! [Текст]: театрал. мероприятие об охране окружающей среды; 5-8 кл. / Л. В. Бекетова. – 2012. – № 1. – С. 84-85.
Борсук, А. И. Заповеди природы [Текст]: мероприятие по географии и биологии, направл. на воспитание бережного отношения к природным ресурсам; 5-7 кл. / А. И. Борсук. – 2011. – № 5. – С. 103-108.
Бударина. В. А. Я дышу, а значит, я живу [Текст]: эколог. вечер, посв. проблеме загрязнения атмосферы; 7-11 кл. / В. А. Бударина. – 2007. – № 6. – С. 97-103.
Варакина А. С. И превратился в пепел город [Текст]: сценарий урока памяти о ядерной трагедии японских городов (6 и 9 августа – День памяти жертв Хиросимы и Нагасаки); 5-8 кл. / А. С. Варакина. – 2010. – № 6. – С. 98-110.
Вираховская, Т. И. А ты знаешь, кто имеет 28 тысяч глаз? [Текст]: экологический брейн-ринг; 7-9 кл. (5.06 – Все6мирный день охраны окружающей среды) / Т. И. Вираховская. – 2007. – № 4. – С. 97-99.
Голунова. Е. Н. «Очей очарованье!..» [Текст]: литерат.-худож. композиция, посв. теме осени в произв. рус. писателей и поэтов / Е. Н. Голунова. – 2009. – № 6. – С. 105-109.
Горячева, Л. А. Земля – планета людей [Текст]: материал для урока; 7-8 кл. / Л. А. Горячева. – 2007. – № 8. – С. 105-109.
Дементьева, Т. В. Загадки мудрого филина: познавательная игра (по типу «Кто хочет стать миллионером?»); 5-7 кл. / Т. В. Дементьева. – 2008. – № 3. – С. 95.
Клемина, Л. М. Чернобыль – наша боль [Текст]: мероприятие, посв. 25-й годовщине со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС; 5-11 кл. (26.04 – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах) / Л. М. Клемина. – 2011. – № 1. – С. 105-108.
Кострюкова, Т. Н. Мусорознайка[Текст]: игровое мероприятие, рассказывающее о том, откуда берется мусор и как его правильно утилизировать; 4-5 кл. / Т. Н. Кострюкова. – 2011. – № 9. – С. 93-95.
Некрасов, И. Б. Как сварить обед в походе [Текст]: практ. материал и викторина к уроку ОБЖ о правилах выживания в лесу; 5-9 кл. / И. Б. Некрасов. – 2010. – № 7. – С. 84-89.
Некрасов, И. Б. Отправляемся в поход [Текст]: турист. игра; 5-7 кл. / И. Б. Некрасов. – 2010. – № 4. – С. 108-110.
Пешкун, Л. Г. Жалобы природы [Текст]: театрализ. представление об охране Земли; 4-5 кл. / Л. Г. Пешкун. – 2012. – № 10. – С. 88-91.
Стрелкова. М. А. «Есть в осени первоначальной…» [Текст]: литерат.-муз. вечер, посв. теме осени в стихотворениях русских поэтов; 5-7 кл. / М. А. Стрелкова. – 2010. – № 7. – С. 90-93.
Тебенькова, О. В. Мы – за чистый город! [Текст]: урок, посв. загрязнению природы; 7-8 кл. / О. В. Тебенькова. – 2007. – № 9. –С. 93-94.
Фаттахова, А.Г. Путешествие по Красной книге [Текст]: материал по охране природы; 5-6 кл. / А.Г. Фаттахова. – 2009. – № 11. – С. 65-67.
Экология:
Барабанова, Г.В. Страницы родной природы [Текст]: сценарий Дня экологии с элементами викторины; 5-8 кл. / Г.В. Барабанова. – 2009. – № 11. – С. 68-71.
Волкова, А. Б. Белоснежные ромашки [Текст]: экологический праздник; 5-6 кл. / А. Б. Волкова. – 2008. – № 4. – С. 100.
Горячева, Е. А. Не только в гости ждет тебя природа: КВН по экологии; 6-8 кл. / Е. А. Горячева. – 2008. – № 3. – С. 91.
Евдокимова, И. А. Подружись с природой [Текст]: познават. игра, посв. экологии; 6-7 кл. / И. А. Евдокимова. – 2007. – № 11. – С. 88-91.
Кучина, В. В. Что ждет нашу планету [Текст]: эколог. игра; 7-9 кл. / В. В. Кучина. – 2007. – № 11. – С. 92-97.
Лекомцев, Д. Г. Земля – наш общий дом [Текст]: викторина к уроку географии или классному часу на тему экологии (22 апреля – Международный день Земли); 9-10 кл. / Д. Г. Лекомцев. – 2010. – № 1. – С. 108-112.
Парамонова, В. Н. Кладовые природы [Текст]: сценарий мероприятия по экологии; 3-6 кл. / В. Н. Парамонова. – 2008. – № 12. – С. 91.
Худякова, Н. К. Чистый родник в твоем доме [Текст]: эколог. вечер; 5-8 кл. / Н. К. Худякова. – 2008. – № 12. – С. 96.
Вода:
Авдохина, И. С., Рудых, Т. И. Чудо-озеро Байкал [Текст]: сценарий театрал. занятия из цикла «Край, в котором ты живешь» / И. С. Авдохина, Т. И. Рудых. – 2007. – № 1. – С. 99-107.
Горбунова, Л. П. Любовь моя, Байкал! [Текст]: экологический вечер; 7-11 кл. / Л. П. Горбунова. – 2008. – № 3.– С. 103-107.
Давыдова, М. А. Источник жизни [Текст]: сценарий познават. мероприятия о воде и правилах гигиены; 4-6 кл. (22.03 – Всем. день воды) / М. А. Давыдова. – 2011. – № 1. – С. 102-104.
Давыдова, Г. Е. Что на промысле у нас? [Текст]: игровое мероприятие об обитателях северных морей / Г. Е. Давыдова. – 2012. – № 10. – С. 84-87.
Данилина, А. К. Спасите родничок! [Текст]: эколог. сказка по мотивам сказки Л. Московенко «Родниковая фея»; 5-6 кл. / А. К. Данилина. – 2009. – № 7. – С. 98-99.
Евдокимова, И. А. В пучине волн [Текст]: урок экологии к Всемирному дню моря (24 сентября); 7-8 кл. / И. А. Евдокимова. – 2009. – № 6. – С. 97-103.
Кирасирова, Л. Н. Без воды нет жизни [Текст]: познават. игра, посв. охране водных ресурсов; 5-7 кл. / Л. Н. Кирасирова. – 2012. – № 10. – С. 78-83.
Набиуллина, Р. М. H2O – живительная влага [Текст]: конкурсная программа; 10-11 кл. (22.03 – Всемирный день водных ресурсов) / Р. М. Набиуллина. – 2007. – № 12. – С. 100-104.
Полковая, Н. В. Обитатели подводного царства [Текст]: викторина к уроку биологии об обитателях подводного мира; 5-6 кл. / Н. В. Полковая. – 2011. – № 5. – С. 109-110.
Трубаева, Т. В. Загадочная стихия [Текст]: праздник, посв. воде; 7 кл. / Т. В. Трубаева. – 2007. – № 1. – С. 96-98.
Растения:
Бабкина. Н. В. Красавица калина [Текст]: экскурсия-рассказ о калине; 7-11 кл. / Н. В. Бабкина. – 2008. – № 7.– С. 102.
Керимова, В. В. Золотая осень [Текст]: праздник осени / В. В. Керимова. – 2008. – № 6.– С. 106.
Савинкова, Л. А. «Они цветут, сердца отогревая…» [Текст]: вечер, посв. цветам; 5-6 кл. / Л. А. Савинкова. – 2008. – № 4. – С. 95.
Стаценко, Т. Н. Осенний листопад [Текст]: час поэзии; 5-7 кл. / Т. Н. Стаценко. – 2008. – № 7.– С. 99.
Птицы:
Бударина, В. А. Крылатый почтальон и пернатый чемпион [Текст]: викторина, посв. птицам (1.04 – Международный день птиц) / В. А. Бударина. – 2007. – № 2. – С. 94-99.
Вечкитова, Е. Д. Лебединая верность [Текст]: праздник, посв. птицам – лебедям; 5-6 кл. / Е. Д. Вечкитова. – 2007. – № 4. – С. 100-104.
Горячева, Е. А. Соловьиный праздник [Текст]: сценарий внеклассного игрового мероприятия о соловьях; 4-6 кл. (1.04 – Международный день птиц) / Е. А. Горячева. – 2012. – № 1. – С. 74-78.
Каркачева, Н. А. Для скворца и для синицы дом построим мы отличный! [Текст]: эколог. школьный праздник; 5-6 кл. / Н. А. Каркачева. – 2009. – № 1. – С. 87-91.
Каркачева, Н. А. Путешествие в Птицеград [Текст]: познавательно-развлекательная викторина (1 апреля – Международный день птиц); 5-6 кл. / Н. А. Каркачева. – 2010. – № 1. – С. 100-103.
Кубарева, А. В. Пернатые соседи [Текст]: орнитологическая игра; 5-6 кл. / А. В. Кубарева. – 2010. – № 1. – С. 104-107.
Кудряшева, Л. А. Вестники радости и весны [Текст]: праздник птиц. / Л. А. Кудряшева. – 2008. – № 1. – С. 89.
Кудряшева, Л. А. Турнир орнитологов[Текст]: экологическая игра; 6-11 кл. / Л. А. Кудряшева. – 2009. – № 1. – С. 92-95.
Животные:
Бударина. В. А. «И кузнечик запиликает на скрипке…» [Текст]: зоомузыкальная викторина; 6-9 кл. / В. А. Бударина. – 2007. – № 7. – С. 99-105.
Владимирова, Л. А. Порхающие цветы [Текст]: мероприятие о бабочках, с элементами викторины; 5 кл. / Л. А. Владимирова. – 2011. – № 5. – С. 98-102.
Гуринова, М. М. Я иду по лесу… [Текст]: конкурсно-игровая программа, посв. животному и растительному миру; 7-9 кл. / М. М. Гуринова. – 2007. – № 10. – С. 95-105.
Желтоножко, Е. А. Здравствуй, Белка [Текст]: урок биологии о языке животных и птиц; 4-6 кл. / Е. А. Желтоножко. – 2012. – № 1. – С. 79-83.
Зуева, А. А. Тигр в шаге от легенды [Текст]: мероприятие, посв. защите амурского тигра в Приморье; 5-11 кл. / А. А. Зуева. – 2011. – № 9. – С. 90-92.
Каркачева, Н. А. Сохраним родную природу! [Текст]: материал, посв. редким видам животных; 6-7 кл. (11.01 – День заповедников и национальных парков) / Н. А. Каркачева. – 2007. – № 10. – С. 90-94.
Косарева, Т. В., Ткаченко, Л. В. Зачарованный мир бабочек [Текст]: эколог. урок; 5-6 кл. / Т. В. Косарева, Л. В. Ткаченко. – 2010. – № 4. – С. 98-101.
Лобанова, С. В. Четвероногим – за верность и преданность [Текст]: час интересной информации; 5-7 кл. (4.10 – Международный день защиты животных) / С. В. Лобанова. – 2007. – № 7. – С. 94-98.
Неволина, Г. А. Как звери лес спасали [Текст]: мюзикл о правилах поведения в лесу и противопожар. безопасности; 5-7 кл. / Г. А. Неволина. – 2010. – № 4. – С. 102-107.
Опоцкая. О. В. Мордочка, хвост и четыре ноги [Текст]: сценарий мероприятия, посв. собакам; 5-9 кл. / О. В. Опоцкая. – 2009. – № 7. – С. 90-97.
Подгорнова, Г. А. Живая планета [Текст]: сценарий эколог. вечера, посв. сохранению и защите жаб и лягушек; 4-6 кл. / Г. А. Подгорнова. – 2012. – № 1. – С. 86-89.
Человек:
Остапчук, Т. Н. Как питаешься, так и улыбаешься [Текст]: развлекательно-познават. игра ко Всемирному дню здоровья. / Т. Н. Остапчук. – 2008. – № 1. – С. 97.
Библиотека (2008-2012 гг.)
Анишина, О. Учим беречь природу [Текст]: опыт работы по реализации цел. программы «Защитим природу – защитим себя!» (г. Могилев) / О. Анишина // Библиотека – 2009 – № 1– С. 58-60.
Бажутина, Г. «Наш город – наш дом» [Текст]: опыт природоохранной работы (г. Ижевск) / Г. Бажутина // Библиотека – 2009 – № 5– С. 83-86.
Ближенская, А. «Лесной домишко» из любимой книжки [Текст]: уроки доброты В. Бианки / А. Ближенская // Библиотека – 2011 – № 10 – С. 56-57.
Боброва, Е. Уроки «Живой планеты» [Текст]: реализация программы, направленной на повышения уровня экокультуры учащихся (г. Владивосток) / Е. Боброва // Библиотека – 2008 – № 4– С. 57-59.
Буканова, М. Город, который мы… любим?! [Текст]: фотоэкспозиция «Я люблю свой город»: проблемы загрязненности, общественный резонанс (г. Новокуйбышевск) / М. Буканова // Библиотека – 2008 – № 7– С. 70-72.
Крикун, Т. Начать с «Зеленого листа» газетного формата [Текст]: издательский проект – опыт работы (г. Мончегорск) / Т. Крикун // Библиотека – 2008 – № 6– С. 73-74.
Линков. М. Экокраеведение – особое направление деятельности [Текст]: исследование по эколог. просвещению / М. Линков // Библиотека – 2011 – № 5 – С. 56-60.
Матюхина, И. Протяни руку дружбы природе [Текст]: познават.-игровые приемы привлечения детей к чтению / И. Матюхина // Библиотека – 2012 – № 12 – С. 66-68.
Ракитянская, Н., Наволокина, Н. Здесь воздух чист, и солнце светит [Текст]: мы и окружающая среда / Н. Ракитянская, Н. Наволокина // Библиотека – 2012 – № 7 – С. 71-74.
Рыщанова, У. Земля – наш общий дом [Текст]: проблемы экологического воспитания / У. Рыщанова // Библиотека – 2010 – № 1 – С. 58-59.
Сибирцева, Н., Сибирцева, Е. Учиться никогда не поздно [Текст]: опыт работы по эколог. просвещению (г. Томск) / Н. Сибирцева, Е. Сибирцева // Библиотека – 2010 – № 5 – С. 70-72.
Соловьева, Е. Книгу природы пишем сами [Текст]: формирование у юных читателей экологического мировоззрения (опыт работы; г. Сафоново) / Е. Соловей // Библиотека – 2008 – № 10 – С. 63-67.
Усенко, Н. Вас встречает Югра [Текст]: опыт работы по экологическому просвещению (г. Советский) / Н. Усенко // Библиотека – 2008 – № 1– С. 55-57.
Чемоданова, Е. Мир человека – мир животных: на бумаге и в компьютере [Текст]: об изданиях по экологии Центра эколог. информации и культуры УОНБ им. А. И. Герцена (г. Киров) / Е. Чемоданова // Библиотека – 2009 – № 11– С. 64-67.
Источники:
Информационно-библиотечная экология [Текст]: учебно-методическое пособие / С. Е. Демидова, М. В. Носырева, М. Ф. Кряжева, Е. В. Фоменко, Е. В. Маклакова, Т. В. Кузьмина, Т. Б. Сабинина; под общю ред. С. Е. Демидовой. – М.: Литера, 2010 – 120 с. – (Современная библиотека. Вып. 74).
Сухотина, Е. А. Библиотеки и экологическое просвещение в интересах устойчивого развития [Текст]: учебно-практическое пособие / Е. А. Сухотина. – М.: Литера, 2010 – 240 с. – (Современная библиотека. Вып. 67).
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки [Текст]: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек; введение и науч. ред. В. М. Константинова – М.: Либерея-Бибинформ, 2007 – 80 с. – (библиотекарь и время. XXI век. Вып. 75).
Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2010 году» / Администрация Ростов. обл., Комитет по охране окруж. среды и природ. ресурсов; [под. общ. ред. Назарова С. М. и др.]. – Ростов-на-Дону: [Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области], 2011 – 357 с.: ил., табл.; 29 см. + CD-ROM/ – 3500 экз.: 100-00.
Модельный стандарт обеспечения доступа населения к экологической информации общедоступными библиотеками и иными информационными центрами [электронный ресурс] // МОО «Информация для всех»: [сайт]. – 2012. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/pcpi/docs/pcpi0004.pdf
Вверх страницы