Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ЗАНЯТИЕ 4

  «ШКОЛА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИИ»
Занятие 4:

Массовая и выставочная работа

1. Значение и особенности массовой работы;
2. Условия действенности массового мероприятия.
3. Формы мероприятий, методика подготовки
4. Наглядная форма массовой работы. Организация книжных выставок.

Значение и особенности массовой работы

     Массовая работа библиотеки предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Это одно из действенных средств  влияния на формирование интересов и пользователей, и социума в целом.
    Основными видами массовой работы являются: наглядная пропаганда (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность); устная пропаганда (обзоры, тематические вечера, диспуты и т.д.).
    Методика массовой работы по сути своей разнообразна. Это может быть и организация досуга, и помощь образовательному процессу и т.д. Массовые формы используются в самой библиотеке, по месту работы или учебы и  рассчитаны как на небольшую группу, так и на широкие круги пользователей.
    Подготовка массового мероприятия требует творческого подхода, гибкого мышления библиотекаря, постоянного поиска нестандартных решений.
    Прежде всего, следует отметить основное требование в деятельности библиотек в современных условиях, а именно – демократизацию. Это означает проявление большего внимания к интересам пользователей; создание условий, когда их мнения, представления о библиотеке определяют характер и содержание работы.
    Актуальность массовой работы в современном понимании – это возможность донести до широкого круга информацию, соответствующую их ожиданиям. С требованием актуальности тесно связана оперативность массовой работы. Она означает не только своевременную постановку актуальных задач, отклик на значимые события, но и использование мобильных средств, в первую очередь – средства массовой коммуникации (например, использование сведений, сообщаемых по телевидению как основу для выставки «По следам телепередачи…» и т.д.). Следует отметить также комплексный подход в массовой работе, который реализуется через ряд аспектов: широкое, многомерное раскрытие темы; сочетание устной и наглядной деятельности (пригл. билеты, афиши, рекомендат. списки и т.д.); сочетание устной познавательной формы с театрализованным представлением и т.д. С комплексным связан дифференцированный подход в массовой работе, т.е. библиотекарю для успеха мероприятия важно точное знание аудитории, на которую он собирается воздействовать (например, «Дни специалиста», помощь общеобразовательному процессу, организация досуга – выявление общности интересов у различных категорий пользователей).

Условия действенности массового мероприятия

1. Целевое  и читательское назначение.
    Целевое назначение – постановка конкретных задач, уточняющих цели работы с определенной читательской категорией, условия, содержательное направление мероприятий.
    Читательское назначение – учет ожиданий аудитории, уровень комфортности мероприятия, вовлечение присутствующих в его проведение, общение участников и т.д.
    В принципе, целевое назначение взаимосвязано с читательским, в известной степени подчинено ему. Например, в мероприятия, адресованные молодежи, можно включить элементы игры, соревнования (конкурсы, викторины).
2. Выбор названия.
    Выбор названия мероприятия, определение его формы играют значительную роль: дают читателям первоначальные представления о теме, ее содержании, включает элементы рекламы (привлекает к участию в мероприятии), сообщает о методических особенностях. При выборе названия используют цитаты, крылатые выражения, общеязыковые метафоры  и т.д.
3. Место, время и продолжительность.
    Конечно, идеальным является вариант, когда в библиотеке есть специально отведенное место для мероприятий и можно соответственно мероприятию оформить его. В тех случаях, когда такой возможности нет, не должны быть ущемлены интересы посетителей библиотеки. Поэтому мероприятия лучше проводить в выходной день библиотеки. По возможности время мероприятия согласовывают с соорганизаторами и участниками вечера, обзора, обсуждения.  Продолжительность устного мероприятия зависит от возрастных, профессиональных и других особенностей читательской аудитории, формы мероприятия, характера сообщаемых сведений. Например, лекция для взрослых не должна превышать 1 час. 20 мин. – 1 час. 30 мин., беседа – 20-30 мин. В подростковой или юношеской аудитории предельная продолжительность лекции – 45-50 мин. При условии сменяемых отдельных сюжетов – «страниц» устного журнала или динамического построения тематического вечера, устное мероприятие может длиться 1,5-2 часа.  
    Оптимальная продолжительность книжно-иллюстративных выставок – 2-3 недели. При увеличении срока экспонирования проводится частичная замена выставленных изданий, меняются элементы оформления.
    Ведущих мероприятий, лекторов, приглашенных гостей, а также самих слушателей следует поставить в известность о планируемом регламенте и помочь в его соблюдении.
4. Состав организаторов, исполнителей.
    Основными организаторами и исполнителями массовой работы традиционно выступают отделы обслуживания ЦБ, в библиотеках-филиалах – библиотекари.  Ими осуществляется непосредственная подготовка и проведение мероприятий, организуется изучение читательских интересов. Конечно, в условиях централизации за действенность массовой работы несут ответственность и другие подразделения ЦБС. Например, организация крупных выставок, Дней специалиста, тематических вечеров и т.д. требует привлечения ресурсов всей ЦБС, консультативной помощи методиста, библиографа, каталогизаторов и др. специалистов. Распределение обязанностей между организаторами мероприятий желательно осуществлять еще на стадии планирования. В сельских библиотеках особенно оптимальны соединения библиотечных форм работы с формами работы клубных учреждений. Это – художественная самодеятельность, музейные экспозиции, кинопросмотры.
5. Предварительная реклама.
    Успех мероприятия невозможен без предварительной работы. Один из ее элементов – реклама: объявление, пригласительные билеты, афиши, сообщения по местному радио, в газете. Сообщения, объявления должны быть лаконичны и одновременно достаточно информативны, доступны, выразительны. Также, они должны содержать приемы, способствующие воспитанию культуры чтения. Это списки рекомендуемой литературы в пригласительных билетах, сведения о творчестве писателя, которому посвящено мероприятие, отсылки к разделам фонда и каталогов, где представлена литература по соответствующему вопросу. При подготовке мероприятия из цикла сообщают  о его связи с предыдущими частями.
6. Формирование читательской аудитории.
    Массовая работа нередко объединяет читателей с различными интересами, уровнем подготовки, степенью активности. В последнее время растет значение мероприятий, ориентированных на неформальное общение, повышается роль читателя в его подготовке и проведении – необходимо учитывать личностные особенности потенциальных посетителей, степень общительности, владение культурой речи, художественным вкусом.

Формы мероприятий, методика подготовки

    Библиографический обзор. Понятие чаще всего трактуется как «краткое изложение каких-либо документов, расположенных в логической последовательности». Различают виды по типам документов: обзор книг, обзор периодических изданий, обзор АВД и т. д.  Отдельным видом являются информационные обзоры, обзоры новых поступлений, которые могут быть универсальными и тематическими.
    Рассмотрим один из видов профессионального обзора, например, обзор «толстого» журнала. Во вводной части необходимо дать краткую характеристику истории журнала, его учредителей, состава редакционной коллегии, где много имен известных писателей, поэтов, литературоведов, на которых обязательно стоит обратить внимание читателей. Необходимо дать информацию о главном редакторе журнала, его вкладе в культуру, в развитие журнала. Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала – проза, поэзия, публицистика, литературная критика, библиография, письма читателей. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике характеризуются в процессе обзора.
    Обзор библиотечной выставки. В данном случае, обзор – средство пропаганды выставки, своеобразной ее рекламы. Этапы такого обзора: обоснование темы выставки, ее значимости, актуальности, определение читательского назначения и раскрытие структуры. Характеристика документов, экспонируемых на выставке, дается по разделам. В каждом из них читателю предлагаются наиболее важные, интересные. Применяется метод групповой характеристики документов. Обязательно обращают внимание на иллюстрации, цитаты, другие интересные стороны выставки. В конце необходимо указать на перспективу изучения данной проблемы – отослать к соответствующим разделам каталога, библиографическим указателям.
    Обзор библиографических пособий. Он может посвящаться одному пособию, быть тематическим и т. д. 
    Перечисленные библиографические обзоры являются устными. В отличие от них дайджест – письменный библиографический обзор. Это относительно новый вид предоставления информации. В чем его особенности? Выделяют насколько типов дайджестов, сложившихся в научной среде: извлечения, рефераты, аннотации (или резюме). Появляются новые формы: «журнал-дайджест», «дайджест-конспект», «Дайджест-библиотека». Дайджест  включает обзор публикаций по теме, каждый документ в нем сопровождается кратким рефератом этого источника. Выпуски должны быть ориентированы на потребности аудитории, т. е. должны включать фактографические данные, наиболее значимые фрагменты статей. 
    Тематические обзоры – аналогичны по своему разнообразию тематическим выставкам.
    Этапы подготовки и проведения библиографического обзора:

— выбор темы, определение целевого и читательского назначения, особенно последнее определяет подготовку обзора – с конкретной аудиторией необходимо разговаривать понятным ей языком;
— знакомство с темой, подбор и отбор источников, документов. Отбор имеет большое значение, т. к. обзор, как правило, включает 6-8 источников, важно выбрать лучшую, новейшую литературу. Далее необходимо хорошо познакомиться с материалом, чтобы можно было ответить на вопросы аудитории;
— подбор иллюстративного материала, который полностью зависит от содержания и основных задач. При современных технических возможностях можно подбирать и использовать практически любые иллюстративные материалы;
— изучение эффективности – можно использовать метод наблюдения, учет спроса на документы.

    Структура обзора:

-   вводная часть,
— текст обзора, порядок расположения материала, характеристика источников,
— заключение – дать возможность читателю развить  интерес: каталог, указатели, периодические издания и др.

    Читательские конференции – активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного. 
    Виды читательских конференций:

1. По произведениям художественной литературы: по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов.
2. Конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллективах).
3. Конференции с привлечением автора – форма встречи с писателем.
4. «Литературные суды» – рекомендуется проводить среди молодежной аудитории в форме ролевой игры. Мероприятие должно быть построено на стимулировании познавательной читательской деятельности участников.
5. Читательско-зрительские конференции – обсуждение произведения связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библиотекаря, в данном случае. требуется и знание специфики кино.
4. Заочные читательские конференции – через средства массовой информации В данном случае, шире охват аудитории, больше возможности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное время и т. д. 
    Этапы подготовки и проведения читательских конференций:

— выбор книги – учитывается проблемность произведения, неоднозначная оценка критиков и читателей, актуальность; позиция библиотекаря – пропаганда лучшей литературы. Удачный выбор произведения определяет успех конференции;
— определение читательского назначения, выбор аудитории  – желательно, чтобы она была однородная: участники чувствуют себя более раскованно, охотнее высказывают свое мнение;
«паблик рилейшнз» — привлечение определенных лиц к участию: литературоведов,. преподавателей, представителей СМИ. Организуется комиссия по подготовке мероприятия с дальнейшей рекламой его;
— пропаганда произведения, литературы о нем и о творчестве автора: подбирается материал с целью ознакомления читателей. Также оформляются книжные выставки;
— разработка вопросов к конференции – один из наиболее сложных интеллектуальных этапов подготовки, требующий специальных знаний, творческого подхода. Эффективный метод – постановка вопроса, проблемы; акцентировать позицию автора; освещение художественных особенностей произведения;
— подготовка аудитории к мероприятию – важно создать атмосферу непринужденного общения, где нет конкретно ведущего и отвечающего, а есть диалог, общение на равных.

    Большое значение имеет оформление мероприятия: книжные выставки, иллюстрации, фотографии, музыка и др. 
    - фиксация читательской конференции – в современных условиях ведут аудио- или видеозапись мероприятия, что позволяет лучше проанализировать его, сохранить историю библиотеки.
    Несмотря на спад интереса к читательским конференциям, все же библиотеки должны осваивать и развивать данную форму деятельности, т  к. это один их основных методов пропаганды книги.

    Литературный вечер – одна из самых распространенных форм библиотечных мероприятий  Часто  — это литературно-музыкальный вечер. Это достаточно мобильное мероприятие – можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. В основе литературного вечера лежит сценарий.
    Основные этапы подготовки и проведения традиционны: выбор темы, определение целей и задач, читательского назначения, написание сценария, выбор иллюстративного материала, приглашение гостей-участников, определение ведущего и т. д.
    При написании сценария важно помнить, что зона интереса находится на грани известного и неизвестного (психологическое исследование). Читателям неинтересно, если им будут говорить об общеизвестных фактах – важно дать малоизвестные или неизвестные сведения из жизни и по творчеству автора, которому посвящен вечер. 
    Литературные вечера могут быть тематическими, мемориальными, жанровыми 
    Подготовка вечера – творческая работа, требующая обращения к разнообразным приемам раскрытия темы: поэтическим, музыкальным, изобразительным, исполнительским и. т. д. Для активизации аудитории можно использовать элементы конкурса, поощряя участников на верные ответы.
    Хорошо себя зарекомендовали циклы литературных и литературно-музыкальных вечеров. Например, «Пушкинские чтения», «Вечера русского романса» и т. д.

    Клубы по интересам. – одна из оптимальных моделей формы массовой работы. В данном случае, библиотекарь поддерживает инициативу «снизу» (пользователей), и читатели принимают самое активное участие в планировании работы клуба, в подготовке и проведении мероприятий. 
    Можно выделить клубы по возрасту участников, с учетом его специфики. Для детей младшего школьного возраста клуб может существовать  в форме театра сказок, кружка по определенной проблематике.
    Весьма разнообразен опыт юношеских клубов. И, прежде всего, это дискуссионные клубы. Клубы конкурсного характера для интеллектуальной молодежи – «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».
    Возможность продемонстрировать творческие способности позволяют клубы самодеятельного творчества, поэтические клубы и т. д.  
    По этому же принципу можно выделить клубы для читателей пенсионного возраста. Это та категория читателей, которая охотно помогает в работе библиотекарю, опираясь на свой достаточно большой, но нереализованный потенциал.
    Каковы функции клуба по интересам?

— самообразовательная;
— рекреационная – своеобразный отдых, способ проведения свободного времени;
— коммуникативная – межличностное общение. С точки зрения психологов клуб по интересам – неформальная малая группа, членов которой объединяет не только увлеченность проблематикой клуба, но и желание общаться с людьми со схожими интересами.

    Этапы создания клубов по интересам:

1. Принятие решения о создании клуба – многое зависит от творческого потенциала библиотекаря, т. к. только человек увлеченный может заинтересовать, организовать и вести регулярную работу.
2. Организация творческих контактов, установление связей с учреждениями.
3. Выявление и привлечение читателей к деятельности клуба (изучение интересов и потребностей читателей, время заседаний клуба, формы мероприятий и т. д.).
4. Разработка символики и атрибутики: эмблема, девиз, устав, членский билет, значок, и даже гимн. Можно даже объявить конкурс на лучший проект. Все это выступает как часть рекламы клуба.
5. Выбор органов управления: председателя, членов совета, актива.
6. Планирование работы клуба. План составляется на основе результатов исследования, могут быть долгосрочными (год, перспектива) и оперативными (месяц, квартал).
7. Разработка основных форм заседаний клуба. Они должны быть разнообразными, включать все формы массовой библиотечной деятельности.
8. Пропаганда литературы, стимулирование читательской и познавательной деятельности. Это обязательное условие функционирования библиотечных клубов по интересам.
9. Распределение обязанностей между отделами библиотеки.

    Очень актуальными и популярными в деятельности библиотек стали дискуссии, диспуты. Эти формы способствуют приобретению навыков межличностного общения, воспитывают умение слушать, принимать чужое мнение и формулировать собственное, учат культуре полемики. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.
    Реализовать цели мероприятия, определить содержание, логику дискуссии помогает вопросник, предварительно составленный библиотекарем. Его вывешивают рядом с объявлением о конференции, диспуте, публикуют в пригласительном билете и он выполняет функцию своеобразной программы мероприятия. Вопросы не должны допускать однозначные ответы (подробнее см. метод. рекомендации «Массовая работа с читателями в ЦБС»).

    Устный журнал – традиционный метод деятельности. Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность.
    Этапы подготовки:

— Выбор названия: определяется целевым и читательским назначением и служит визитной карточкой, или – брендом журнала.
— Определение состава редакционной коллегии. Кроме библиотекаря обычно туда входят специалисты в различных областях, авторитетные лица, краеведы, представители СМИ – все, кто могут содействовать работе.
-Разработка основных рубрик. Аналогично периодическим изданиям должны быть рубрики, разделы: «Проза», «Поэзия», «Встречи с интересными людьми» и т. д.
— Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рубрик, иллюстративный материал, разнообразные символы и атрибуты – составляющие успеха журнала.
— Подготовка конкретного номера. Включает написание сценария, подбор иллюстративного материала, приглашение гостей: рекомендуется проведение небольшого конкурса, викторины.           

     «День информации» – это комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новой литературе, поступившей в библиотеку за определенный период. Включает выставки, тематические подборки литературы, беседы или обзоры о литературе, консультации.

1. Определить тему.
2. Составить план проведения.
3. Выявить и доставить документы из соответствующих разделов библиотеки.
4. Просмотреть и отобрать документы.
5. Подготовить обзор или пригласить специалистов-консультантов.
6. Подготовить  и оформить выставку литературы; написать краткие аннотации.
7. Оповестить заинтересованные организации, читателей (афиша, объявление).
8. Организовать сбор заявок на документы, их выдачу.
9. Провести анализ мероприятия.

     «День специалиста» – это комплексное мероприятие для широкого информирования пользователей о документах по конкретной специальности (медицинских работников, экономистов, учителей и др.) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий. Включает выставки, открытые просмотры литературы; библиографические обзоры; консультации со специалистами конкретных профессий; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; экскурсии; показы кинофильмов.

1. Определить тему «Дня специалиста» с заинтересованными организациями, форму проведения (стационарная, выездная), ответственного за мероприятие в целом.
2. Составить план мероприятий, программу поиска и отбора информационных материалов.
3. Подготовить открытые просмотры и тематические выставки литературы по специальности.
4. Составить библиографические обзоры.
5. Заказать лекции и консультации специалистов, кинофильм и др.
6. Оповестить заинтересованные организации.
7. Оформить выставки.
8. Организовать дежурство консультантов-специалистов.
9. Обеспечить выдачу изданий или их копий во время мероприятия или непосредственно после него.
10. Проанализировать результаты «Дня  специалиста» (при хорошем результате можно дать информацию в местной печати).

Наглядная форма массовой работы
Организация книжных выставок

    Определимся с понятием «библиотечная выставка». Являясь результатом библиотечной деятельности, средством удовлетворения потребительского спроса, библиотечная выставка – форма библиотечного обслуживания, обеспечивающая путем наглядной демонстрации документов, других экспонатов информирование об изданиях, событиях, проблемах.
    Книжная выставка – широко распространенная в библиотеке оперативная форма массовой работы. Выставки бывают: тематические, жанровые, посвященные определенному виду литературы, творчеству одного писателя, выставки новых поступлений. Выбор литературы для них определяется задачами, которые решает библиотека в информационном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании читателей в помощь самообразовательному процессу. Это форма наглядной пропаганды литературы – книга приближена к читателю, повернута к нему «лицом». 
    Выставка экспонируется в течение определенного времени. Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание. По времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические. Постоянные выставки посвящаются наиболее крупным событиям, происходящим в стране и мире. К постоянным относятся и выставки новых поступлений. Наиболее распространены в библиотеках эпизодические выставки, срок действия которых не превышает 15-20 дней. 
    По месту использования различают выставки внутрибиблиотечные и внебиблиотечные (выездные в организациях). 
    Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность.
    Комфортность предполагает удобное расположение книг на выставке, дополнительное освещение (при необходимости), место отдыха для читателя, удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами в спокойной атмосфере, т. е., выставка должна функционировать гармоничной библиотечной среде. 
    Наглядность необходимо отметить как наиболее действенный способ реализации выставки. Различают три вида наглядности:

— документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа;
— образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы;
— библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.

    Конечная цель принципа наглядности – показать пользователю наличие документа в фонде и убедить в его доступности. 
    Доступность заключается в предоставлении читателям возможности изучения содержания демонстрируемых документов. Кроме того, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом способы группировки литературы на тематических, проблемного характера выставках. Доступность библиотечных выставок считается выражением уважения, доверия к читателям.
    Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как оперативность отражения нового документа, актуальной темы, проблемы. Во-вторых, возможность ознакомления одновременно и с книгой, и ее библиографическими данными. 
    Комплексное выполнение этих требований обеспечивает создание уникальной библиотечной среды.
    Библиотечные выставки ориентированы на удовлетворение определенных потребностей: образовательных, культурных, информационных, развлекательных. Цели библиотечных выставок библиотековеды определяют по-разному. Это и «повышение стандарта чтения, увеличение обращаемости, обеспечение эффективности использования каждой книги (С. Боргвардт), и, главное, раскрытие фондов. Задачами, решаемыми библиотекой посредством библиотечных выставок, являются привлечение внимания к чтению, облегчение поиска необходимых изданий. Классификационные признаки библиотечных выставок можно объединить следующим образом:

— хронологический  (новых поступлений, ретро),
— содержательный  (универсальные, отраслевые),
— количественный,
— адресный  (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые), 
— временной  (регулярные, разовые),
— жанровый  (смешанные, жанровые, серийные, кино-фото, фото-документальные),
— конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины),
— организационный  (самостоятельные, являющиеся составной частью комплексных мероприятий),
— функциональный.

    Для публичных библиотек главным аспектом классификации является функциональный, из которого вытекают задачи раскрытия фонда библиотеки в целом, представления фонда конкретного подразделения, а также презентации отдельных произведений печати.
    Тематическое разнообразие выставок может быть представлено в виде следующего комплекса:

— по актуальным проблемам современности, представляющим интерес для большинства читателей,
— по темам, ориентированным на целевую читательскую группу,
— в целях популяризации отдельных изданий, видов или жанров литературы.

Пример:
Книжная выставка «Правда истории: события, судьбы»
(ко дню памяти жертв политических репрессий – 30.10.).

    Читательское назначение: для всех групп читателей.
    Целевое назначение: познакомить читателей библиотеки с изданиями, которыми располагает Сафьяновская библиотека, а также ЦБ, рассказывающими о трудном периоде в истории страны, представляющем интерес для большинства читателей. 
    Проблема выставки: политические репрессии в СССР, судьбы людей.
    Месторасположение выставки: библиотека-филиал №   11.
    Цитаты:

1. Наш век пройдет, откроются архивы
И все, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.
Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда.
И то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

(Н. Тихонов).

2. Прошедшее нужно знать не потому, что оно ушло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать последствий. 

(В. Ключевский).

    Необходимые оформительские средства: книга (21 экз.), журнал (1 экз.), иллюстрации из периодики, заголовок, цитаты.
    Средства рекламы выставки: информация во время семинарского занятия библиотечных работников района; заметка в местной газете «Заря».
    Оценка эффективности: выставка демонстрировалась 15 дней; заинтересовала все категории читателей, библиотекарей; 9 читателей взяли для чтения книги с выставки.

    Литература:

1. Бакатин, В. Избавление от КГБ [Текст] / В. Бакатин. – М.: 1992.
2. Бурлацкий, Ф. Вожди и советники [Текст] / Ф. Бурлацкий. – М.: Политиздат, 1990.
3. Возвращенные имена [Текст]: сб. публ. статей  в 2-х кн. / Сост. А. Проскурин. –  М.: Изд-во АПН, 1989.
4. Гинзбург, Е. Крутой маршрут: хроника времен культа личности [Текст] / Е. Гинзбург. – Рига, 1989.
5. Гордон, Л. Б., Клопов, Э. В. Что это было?: размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е годы [Текст] / Л. Б. Гордон, Э. В. Клопов – М.: Политиздат, 1989.
6. Иного не дано: судьба перестройки; вглядываясь в прошлое; возвращение  к будущему [Текст] / Под общ. ред. Ю. Н. Афанасьева. – М.: Прогресс, 1988.
7. Караулов, А. Вокруг Кремля [Текст]: кн. полит. диалогов. /  А. Караулов. – М.: Новости, 1990.
8. Кривицкий, В. «Я был агентом Сталина» [Текст]: записки советского разведчика. / А. Кривицкий. – М.: Терра, 1991.
9. Макаренко, В. Бюрократия и сталинизм  [Текст] / В. Макаренко. – Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1989.
10. Мунчаев, Ш. М., Устинов, В. М. Политическая история России [Текст]: от становления самодержавия до падения советской власти. / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
11. Память [Текст]: посвящается всем жертвам войны и репрессий. – Чалтырь, 1992.
12. Рапопорт, Я. Л. На рубеже двух эпох [Текст]: дело врачей 1953 г. \ Я. Л. Рапопорт. – М.: Книга, 1988.
13. Русская военная эмиграция 20-30-х годов [Текст]: документы и материалы. Т. 1., кн. 2. – М.: Гея, 1998.
14. Самсонов, А. М. Знать и помнить [Текст]: диалог историка с читателем. / А. М. Самсонов. – М.: Политиздат, 1988.
15. Солженицын, А. Малое собрание сочинений [Текст]: Т.1. В круге первом: роман. / А.Солженицын. – М.: ИНКОМ НВ, 1991.
16. Солженицын, А. Малое собрание сочинений [Текст]: Т.7. Архипелаг ГУЛАГ / А. Солженицын. – М.: ИНКОМ НВ, 1991.
17. Трагедия казачества [Текст]. – М.: Мол. гвардия; АО «Деловой центр», 1994.
18. Трагедия советской деревни: коллективизация и раскулачивание [Текст]: документы и материалы в 5-ти т., т. 1.: 1927-1939. – М.: РОССПЭН, 1999.
19. Уроки горькие, но необходимые [Текст]. – М.: Мысль, 1988.
20. Усердное ничтожество…[Текст] // Родина. – 1999. – №   1. –  С. 34.
21. Фефанов, Ю. Бремя власти [Текст] / Ю. Феофанов. – М.: Политиздат, 1990.
22. Хлевнюк, О. В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество [Текст] / О. В. Хлевнюк. – М.: Республика, 1992.

*    *    *

    Познакомить обучающихся с папками «Книжные выставки» отдела обслуживания ЦБ, описанием кн. выставок.

    Домашнее задание:

– описать книжную выставку (по годовому плану на выбор),
– подготовить информационную справку с описанием проведенных мероприятий (2017 г.)
– предлагается провести анкетирование читателей о массовых мероприятиях (прилагается)

Определения форм массового обслуживания

форма определение
Библиотечная
экскурсия
Ознакомление пользователей с библиотекой,
ее ресурсами и услугами
Библиографический
обзор
Информирование читателей о литературе,
предназначенной для повышения их квалификации,
образовательного и общекультурного уровня.
Различаются: обзор новых поступлений (книги и
журналы, поступившие в библиотеку);
тематический обзор, посвященный какой-нибудь
теме, проблеме. Это связное повествование с
краткими характеристиками содержания документов.
Публичное сообщение, построенное на основе
анализа и характеристики  документов,
сопровождаемое библиографическими справками.
Библиотечный
плакат
Форма пропаганды книги средствами
изобразительного искусства. Цель – привлечь
внимание к конкретным изданиям, Крупное,
яркое изображение (макет, рисунок обложки),
сопровождаемое кратким текстом.
Библиотечный
урок
Форма библиотечного обслуживания,
используемая для обучения учащихся основам
библиотечно-информационных знаний в целях
формирования соответствующих умений и навыков.
Буклет Издание особой формы, отпечатанное на одном
листе, сложенное в тетрадь ширмообразно или
иным способом; в форме буклета печатаются
краткие путеводители, виды городов,
рекламные издания и т. п.
Бюллетень новых
поступлений
Текущее библиографическое пособие,
систематически информирующее о новых
поступлениях в библиотеку.
Вечер
Библиотечный
вечер
Мероприятие, включающее доклад на
литературную тему и художественную часть
(выступления профессиональных самодеятельных
артистов, демонстрация кинофильма и т. д.)
Вечер вопросов
и ответов
Способ вовлечения читателей библиотеки в
познавательную деятельность и активизации
чтения отраслевой и художественной литературы.
Важный источник информации читателей по
интересующим их проблемам.
Вечер-диалог Одна из форм проведения дискуссий в библиотеке,
когда у ее участников имеется аргументированная
точка зрения, мнение; предполагает не спор,
а обсуждение того или иного вопроса.
Вечер книги Посвящается фактам и событиям, изложенным в
произведениях печати, а также жизни и
деятельности авторов. Аналогичны:
вечер художественной литературы,
литературно-музыкальный вечер,
краеведческий вечер,
вечер художественного чтения, вечер встреч и др.
Литературный вечер Мероприятие, включающее доклад на литературную
тему и художественную часть.
Тематический вечер Форма рекомендации книг, ознакомление читателей с
социально значимыми примерами, выводами, фактами,
событиями, изложенными в книгах, с жизнью и
деятельностью их авторов.
Вечер науки и техники,
Пресс-конференция,
«Круглый стол»,
Литературно-музыкальный вечер
Викторина
(литературная)
Форма библиотечного обслуживания с игровыми
элементами, стимулирующая обращение к
библиотечным ресурсам, развитие культуры
чтения  и межличностного общения.
Выставка
Библиотечная
выставка
Основная форма наглядного информирования о
литературе. Представляет собой комплекс
специально отобранных и систематизированных
произведений печати, предлагаемых читателям
для обозрения и ознакомления с ними.
Выставка одной книги,
Выставка одной статьи,
«Книжные развалы»,
Выставка новых поступлений,
Открытый просмотр,
Тематическая выставка
Выставка новых
поступлений
Регулярная, оперативная форма наглядной
информации и пропаганды материалов,
поступивших в фонд библиотеки за
определенный период.
Открытый
просмотр
Выставка с открытым доступом к литературе,
включающая значитель-ное число изданий всех
видов по одной или нескольким отраслям знаний,
проблемам, темам.
Тематическая
выставка
Библиотечная выставка, включающая документы и
материалы по определенной теме, проблеме.
Дайджест Фрагменты текстов многих документов
(цитаты, выдержки, рефераты), подобранные по
определенной теме и сгруппированные таким
образом, чтобы облегчить восприятие материала.
День информации Комплексное мероприятие, предусматривающее
информацию о новой литературе, поступившей в
библиотеку за определенный период.
Включает библиотечную выставку,
библиографический обзор, консультации и т. п.
День специалиста Комплексное мероприятие для широкой информации
читателей о литературе и документации по
конкретной специальности или по межотраслевой
тематике, представ-ляющей интерес для
специалистов нескольких профессий.
Сопровождается обзорами, лекциями, экскурсиями
по библиотеке, демонстрацией научных фильмов,
образцов выпускаемых изделий. В зависимости
от продолжительности носит разные названия:
декада специалиста, неделя специалиста
Игра
Игра-путешествие
по родному краю
Один из способов соединения интереса к
краю и литературой о нем.
Информина Библиотечная игра-соревнование, посвященная
конкретной теме, выявляющая уровень
информационной культуры участников, их знания,
умения  и навыки пользоваться СБА, справочной
литературой, компьютерной техникой для
нахождения необходимых изданий и сведений и т. д.
Конкурс Игровая форма пропаганды литературы
Литературная
игра
Форма мероприятия, сочетающая
познавательные элементы, межличностное
общение участников, художественное
(литературное, изобразительное,
музыкальное) оформление. Основной вид
литературной игры – викторина.
Литературный
суд
Вид литературной игры – обсуждение
остроконфликтных произведений художественной
литературы, организованное в форме
театрализованного представления.
Клуб по
интересам
Действующее при библиотеке объединение
пользователей на основе общности интересов.
Рассчитано на выработку навыков и привычки
работать с книгой и другими документальными
источниками, на активизацию использования
фонда библиотеки.
Лекция Устное изложение материала по определенной
тематике. В библиотеке лекция обычно
включается в программу тематического вечера
или устного журнала.
Обсуждение
книг
Анализ и оценка (высказывание мнений)
произведений художествен-ной и отраслевой
литературы группой читателей совместно с
библиотекарями, авторами, критиками,
представителями редакций, издательств. Формы:
читательская конференция, диспут, дискуссия,
литературный суд, «Круглый стол».
Диспут Обсуждение не книги, а актуальных научных,
морально-этических вопросов. Цель – выяснение
различных подходов, утверждение наиболее
обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо
проблеме, чаще всего связанной
с нравственным выбором.
Премьера книги
(журнала, газеты)
Способ информирования пользователей библиотеки
о выходе нового издания, показа его достоинств.
Путеводитель по
библиотеке
Справочник для читателей, содержащий подробные
сведения о библиотеке: истории, фондах,
структуре, порядке обслуживания читателей.
Устный журнал Массовое мероприятие, содержание которого и
структура напоминают периодическое издание.
Информация о новинках, о готовящихся к
печати материалах.
Читательская
конференция
Ведущая форма устной пропаганды литературы в
библиотеке – обсуждение книг широкой
читательской аудиторией. Предусматривает обмен
мнениями, содействует развитию критического
мышления, аналитическому осмыслению материала,
общению читателей.
Читательская
зрительская
конференция
Обсуждение литературных произведений и
созданных на их основе произведений
искусства (кино, музыка, живопись и др.)
Чтения
Громкие чтения Форма устной пропаганды литературы –
чтение вслух произведения с последующими
комментариями чтеца и обсуждением прочитанного.
Чтения Цикл вечеров о жизни и деятельности одного
выдающегося человека, циклы вечеров книги
проблемного характера.
Общественно-
политические
чтения
Цикл различных массовых мероприятий,
в определенной системе знакомящих читателей с
литературой по актуальной общественно-политической
проблеме, вопросу или теме и периодически
проводимых в течение заранее установленного
отрезка времени (от трех месяцев до года).

     С целью изучения востребованности массовых мероприятий, эффективности их проведения предлагается Анкета для пользователей.

А Н К Е Т А

1. Библиотека для Вас:

— информационное учреждение
— культурно-просветительное учреждение
— место общения и проведения досуга
— Ваше мнение __________________________________

2. Что побуждает Вас обращаться в библиотеку?

— выполнение учебных занятий
— производственная деятельность
— необходимость получить нужную информацию
— почитать для души
— провести досуг
— пообщаться
— Ваш вариант ответа ____________________________

3. Удовлетворить Ваши запросы могли бы:

— предоставление литературы в пользование
— каталоги, карточки
— информационные пакеты, дайджесты
— информационные списки литературы
— индивидуальное или групповое информирование
— выставки литературы
— обзоры литературы
— Дни информации
— массовые мероприятия с приглашением специалистов
— Ваш вариант ответа _____________________________

4. Что Вы делаете в свободное время чаще всего?

— общаюсь с друзьями
— смотрю телевизор
— сижу за компьютером
— посещаю театр, клуб, библиотеку (подчеркнуть)
— слушаю музыку
— читаю
— занимаюсь спортом и активным отдыхом
— занимаюсь любимым делом, хобби
— провожу время с семьей
— свободного времени практически нет
— Ваш вариант ответа _____________________________

5. Если Вам придется выбирать, в каком учреждении культуры и отдыха провести свободное время, Вы выберете:

— кинотеатр
— театр
— музей
— библиотека
— спортивные соревнования
— дискотека
— эстрадное представление
— клубы
— Ваш вариант ответа _____________________________

6. Нужны ли Вам массовые мероприятия в библиотеке?

— да
— нет
— не знаю
— Ваш вариант ответа _____________________________

7. Если нет, то почему?

— нет времени
— не устраивает время проведения
— неинтересно
— Ваш вариант ответа _____________________________

8. Если бы вас лично пригласили на библиотечное мероприятие, то Вы бы приняли приглашение?

— вероятнее всего
— не знаю
— нет
— Ваш вариант ответа _____________________________

9. При выборе библиотечного мероприятия Вы обратите внимание на…

 - тему мероприятия
— форму подачи информации (выставка, лекция,
игровое мероприятие и т. д.)
— и на то, и на другое
— не знаю
— Ваш вариант ответа _____________________________

10. Какие библиотечные мероприятия наиболее предпочтительнее для Вас:

— выставки новой литературы
— выставки литературы по интересующей Вас теме
— встречи с интересными людьми
— литературные вечера
— лекции
- дискуссионные мероприятия (читательские конференции, диспуты, обсуждение книг)
- информационные мероприятия (обзоры, День информации, День специалиста, презентации)
— просмотры видеофильмов
— кинолектории
— клубы по интересам
- мероприятия развлекательного характера (игры, конкурсы, викторины)
— Ваш вариант ответа _____________________________

11. Какие темы для выставок, массовых мероприятий были бы интересны вам и Вашим друзьям?

_______________________________________________

_______________________________________________

12. На Ваш взгляд, чтобы мероприятие прошло интересно, библиотекарям надо…

— уметь располагать к себе аудиторию
— владеть культурой речи
— проявлять личную заинтересованность
— суметь заинтересовать аудиторию
— учитывать психологические особенности участников мероприятия
— использовать нетрадиционные, оригинальные способы раскрытия темы мероприятия
— умение органично включать технические средства, иллюстративные материалы и др.
— привлекать к участию специалистов по теме мероприятия, творческие коллективы
— использовать игровые развлекательные элементы
— Ваш вариант ответа _____________________________

13. На Ваш взгляд, использование компьютерных технологий в массовых мероприятиях – это…

— требование времени
— дань моде
— возможность усиления информативности, эмоциональности мероприятия
— возможно. Если не мешает восприятию информации
— не нужно
— Ваш вариант ответа _____________________________

14. Посещение библиотечных мероприятий, на Ваш взгляд, может помочь…

— Пополнить профессиональные знания
— в самообразовании
— в учебе
— в эмоциональной разрядке, отдыхе
— познакомиться с новой литературой
— удовлетворить потребности в общении
— Ваш вариант ответа _____________________________

15. Из каких источников вы получаете информацию о проводимых в библиотеке мероприятиях?

— библиотекарь
— реклама в самой библиотеке
— друзья
— реклама вне стен библиотеки
— средства массовой информации
— никогда не видел и не слышал такой информации
— Ваш вариант ответа _____________________________

16. Были ли вы когда-нибудь   участником библиотечных мероприятий?

Да                    Нет     (подчеркнуть)

17. Какие впечатления у Вас остались от мероприятий?

— получил нужную информацию
— интересно провел время
— познакомился с новыми людьми
— мероприятие не запомнилось
— Ваш вариант ответа _____________________________

18. На Ваш взгляд, сегодня проведение массовых мероприятий в библиотеке – это…

— обязанность библиотеки
— способ удовлетворения потребностей пользователей библиотек
— реклама библиотеки, привлечение внимания к библиотеке
— возможность самовыражения библиотекарей
— не нужны
— не знаю
— Ваш вариант ответа _____________________________

19. Являетесь ли Вы читателем какой-либо библиотеки? Какой?

Да                  Нет     (подчеркнуть)

 

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

Пол:  женский     мужской
Возраст _____________
Образование _________________
Место учебы_________________________________________
Место работы _______________________________________

Рекомендательный список литературы
по теме занятия:  

    Борисова, О. О. Рекламные и выставочные технологии в библиотечно-информационной деятельности [Текст]: науч.-практ. пособие – 2-изд., перераб. и доп. / О. О. Борисова. – М.: Литера, 2010. – 153 с. – (Современная библиотека. Вып. №   70).

    Бородина, В. А., Библиотечное обслуживание [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. А. Бородина – М.: Либерея, 2004 – 168 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. №   7).

    Выставка: какой ей быть? Многообразие тем, разнообразие форм [Текст]: науч.-практ. пособие / Т. Е. наместникова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2011. – 160 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. №   134).

    Домаренко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки [Текст]: науч.-практ. пособие / Е. В. Домаренко – М.: Либерея-Бибинформ, 2006. – 80 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. №   44).

    Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. Д. Жарков. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 240 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. №   82).

    Збаровская, Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек [Текст] / Н. В. Збаровская. – СПб.: Профессия, 2004. – (Библиотека).

    Кашкаров, А. П. Приобщение к чтению: инновации для родителей, инструментарий библиотекаря [Текст]: практ. пособие / А. П. Кашкаров. – М.: Либерея-Бибинформ, 2012. – 96 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. №   138).
Кондрашкина, Е. В. Массовое библиотечное обслуживание [Текст]: учебно-прак. пособие / Е. В. Кондрашкина. – М.: Литера, 2012. – 176 с. – (Современная библиотека. Вып. №   99).

    Ловкова, Т. Б. Библиотека как центр досуга [Текст]: учебно-метод. пособие /Т. Б. Ловкова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. №   102).

    Массовая работа с читателями в ЦБС [Текст]: метод. рек. / Гос. б-ка им. В.И. Ленина; сост. С. Г. Матлина. – М.: 1988 – 72 с.

    Мелентьева Ю. П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села [Текст]: науч.-практ. пособие. / Ю. П. Мелентьева – М.: Литера, 2009.  – 144 с. – (Современная библиотека. Вып. №   63).

    Мурашко, О. Ю. Социальное партнерство как фактор успешной деятельности библиотек [Текст]: науч.-практ. пособие./ О. Ю. Мурашко. – М.: Литера, 2008.  – 144 с. – (Современная библиотека. Вып. №   40).

    Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г. К. Олзоева – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006 – 120 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. №   43).

    Опарина, Н. П. Литературные игры в Детской библиотеке [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. П. Опарина. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007 – 96 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. №   67).

    Пантюхова, Т. В. Недели детско-юношеской книги: марафон методик и жанров [Текст]: варианты готовых сценариев / Т. В. Пантюхова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2012 – 112 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. №   139).

    Плугина, Н. А., Головина, Г. В. Культурно-досуговое пространство библиотеки как средство формирования ценностно-смысловых ориентаций подростков с девиантным поведением [Текст]: учеб.-метод. пособие. / Н. А. Плугина, Г. В. Головина. – М.: Литера, 2011.  – 128 с. – (Современная библиотека. Вып. №   94).

Статьи из профессиональной периодики:

Массовые мероприятия:

    Бухаркина, Е. Отдых должен быть познавательным [Текст]: организация досуга; опыт работы сельской библиотеки / Е. Бухаркина. // Библиотека. – 2009. – №   12. – С. 58-62.

    Вострикова, Т. Инновации для самых юных [Текст]: внедрение новых форм и технологий в работу / Т. Вострикова. // Библиотека. – 2013. – №   12. – С. 38-41.

    Ганзикова, Г. Сотрудничество плюс сотворчество [Текст]: часть 2: о конкурсах, проводимых детскими и юношескими библиотеками Приморья (Особенности детских конкурсов в Приморье; Творческие состязания в Карелии. Приложение:  Положение о конкурсе)  / Г. Ганзикова.  // Библиотека. –  2012. –  №   2.– С. 13-15.

    Говера, Ю. Через образы – к эмоциям [Текст]: сотрудничество с папами и мамами юных пользователей / Ю. Говера. // Библиотека. – 2013. – №   11. – С. 23-26.
 
    Дунаева, Л. Родники духовности: традиции и современность [Текст]: культурно-досуг. деят-ть; выставки. / Л. Дунаева. // Библиотека. – 2009. – №   2. – С. 20-23.
  
    Дятлова, Г. Музей в отдельной комнате [Текст]: уроки для руководителей культурно-досуговых центров / Г. Дятлова. // Библиотека. –  2012. –  №   2. – С. 47-49.

    Зуева, Л. День специалиста: подготовка и проведение [Текст]: опыт работы / Л. Зуева. // Библиотека. –  2013. –  №   8. – С. 40-41.

    Инькова, Л. Творческая лаборатория: стоит обратить внимание [Текст]: инновационная форма общения: опыт работы  / Л. Инькова // Библиотека. – 2009. – №   7. – С. 62-63.

    Кротова, Н. Себя, как в зеркале, я вижу [Текст]: формы и методы воздействия на социальную активность молодежи / Н. Кротова. // Библиотека. –  2012. –  №   1. – С. 43-45.

    Лазукина, Л. Отблески «Серебряного ковша» [Текст]: опыт работы по привлечению к чтению / Л. Лазукина. // Библиотека. – 2011.– №   9. – С. 70-72.

    Легченкова, О. Зерна добра дадут добрые всходы [Текст]: о формировании нравственных позиций у подростков / О. Легченкова. // Библиотека. –  2012. –  №   2. – С. 38-40.

    Линков, М. Калейдоскоп мероприятий [Текст]: экокраеведение – о разнообразии форм мероприятий / М. Линков. // Библиотека. – 2011. – №   6. – С. 61-63.

    Псарук, А. «Готовы выходить в народ» [Текст]: «книги идут к читателю» – лето на Елагином острове (опыт работы) / А. Псарук. // Библиотека. – 2016. – №   8. – С. 47-49.

    Седова, С. «Трудный» – не значит «безнадежный» [Текст]: рекреационная (восстанавливающая) роль библиотеки; организация работы с детьми из «группы риска» / С. Седова. // Библиотека. – 2009. – №   12. – С. 23-28.

    Телятникова, Е. Если мечтаешь найти чудеса [Текст]: опыт работы по организации новых эффективных форм работы с детьми / Е. Телятникова. // Библиотека. – 2011. – №   3. – С. 52-54.

Книжные выставки:

    Баркова, И. «Шкаф поколения NEXT» [Текст]: секреты виртуальных экспозиций / И. Баркова. // Библиотека. – 2015. – №   8. – С. 41-44.

    Горбунова, С. Галерея hand made, или авторский эксклюзив» [Текст]: о галерее рукоделий в библиотеке / С. Горбунова. // Библиотека. – 2016. – №   1. – С. 45-47.

    Дятлова, Г. Музей в отдельной комнате [Текст]: музейные функции библиотек – уроки для руководителей (опыт работы) / Г. Дятлова. // Библиотека. – 2012. – №   2. – С. 47-49.

    Зарубина, Е., Голубева, Е. Многообразие тем, разнообразие форм [Текст]: организация книжных выставок о чтении / Е. Зарубина. Е. Голубева. // Библиотека. – 2011. – №   2. – С. 67-74.

    Коваленко, В. Планшеты графические [Текст]: технические особенности и способы использования (выставки новой формы) / В. Коваленко. // Библиотека. – 2011. – №   3. – С. 63-65.

    Кулахмедова, Л.Г. Сначала книгу надо увидеть [Текст]:   организация книжных выставок: опыт работы / Л.Г. Кулахмедова.  // Библиотека. –  2003. –  №   1.–  С.34.    

    Крякова, С. «Цепляет» глаз, «цепляет» душу [Текст]: опыт работы по организации книжных выставок / С. Крякова. // Библиотека. – 2011. – №   8. – С. 58-61.

    Макарова, О. Во имя павших и живых [Текст]: опыт организации выставок ко Дню Победы (г. Муром Владимирской области, бибка-фил. №   4) / О. Макарова. // Библиотека. – 2011. – №   6. – С. 34-35.

    Матлина, С. Эта обычная и необычная выставка [Текст] / С. Матлина. // Библиотековедение. – 2002. –  №   1.– С. 94-95

    Огрина, Л. «С нами не соскучишься» [Текст]: творчество: современный формат / Л. Огрина. // Библиотека. – 2015. – №   9. – С. 49-51.

    Синкевич, Т. Открой «окно в историю» [Текст]: экспозиция видовых открыток / Т. Синкевич. // Библиотека. – 2016. – №   9. – С. 28-32.

    Тимофеева С. Мы все спешим за чудесами [Текст]:   оригинальные варианты книжных выставок  / С. Тимофеева. // Читаем, учимся, играем. – 2004. –  №   2. – С. 68-73.

    Харченко, С. Грани арт-пространства [Текст]: придумываем тематические экспозиции / С. Харченко. Библиотека. – 2012. – №   11. – С. 69-72.
 
    Царегородцева, Н. Какого цвета радуга? [Текст]: восприятие искусства через библиотечные выставки: опыт работы / Н. Царегородцева.  // Библиотека. –  2012.–  №   1. – С. 68-69.

    Щелкова, И. Тематика одна – выставки разные [Текст]: организация книжных выставок – опыт работы ГЦБ г. Йошкар-Ола / И. Щелкова. // Библиотека. – 2011. – №   5. – С. 17-23.

    Щербакова, Г. Бывает интересно все то, что неизвестно [Текст]: у каждой экспозиции своя загадка / Г. Щербакова. // Библиотека. – 2016. – №   3. – С. 43-46.

    Школа обучения основам библиотечной профессии: Занятие 4: Массовая и выставочная работа [Текст]: учеб.-метод. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / МБУК МР «МЦБ»; сост. А. О. Кешешян, отв. за выпуск К. С. Секизян. – Чалтырь, 2017. – 40 с. – 10 экз.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL