ВЫПУСК 1

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ В РФ
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам для ознакомления разработку, включающую основные аспекты Национальной программы поддержки и развития чтения в Российской Федерации, а также опыты разработок проектов по внедрению Национальной программы (информационный список).
Данный выпуск подготовлен в помощь организации работы по реализации Национальной программы в библиотеках района.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ
24 сентября 2006 г. на Санкт-Петербургском книжном салоне Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский и Президент Российского книжного союза С. В. Степашин подписали текст Национальной программы поддержки и развития чтения (далее – Программа).
Разработка Программы велась на протяжении всего 2006 г., и в этот процесс были вовлечены многие ведущие российские эксперты из сферы культуры, образования, науки, экономики, книгоиздания и книжной торговли.
Принятие и реализация Программы диктуется острой жизненной необходимостью, поскольку современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры.
Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, и многие страны, реализуя собственные стратегии и программы, ищут эффективные способы противодействия ей, т. к. чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.
В настоящее время в России издается колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, но этот потенциально огромный эффект во многом не оправдывается и от неразвитости инфраструктуры книжной торговли, и от бедности населения и наших библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать, и от недооценки роли библиотек, и от потери интереса к чтению у большинства населения и т.д.
Поэтому в России должны быть созданы такой общественный климат и такие условия, которые бы одновременно и побуждали всех людей читать, и обеспечивали им доступ любых современных изданий. И во многом для решения данной проблемы должны приложить усилия библиотеки.
Программа представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, согласованно реализуемых заинтересованными субъектами на каждом из этапов ее воплощения в жизнь на территории страны.
Цель разработки и реализации Национальной программы заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет повышения уровня:
— читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях;
— читательской активности (охвата и интенсивности) граждан-субъектов чтения до соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
— Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения – библиотек и других культурно-просветительских учреждений, системы образования, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента (информационного наполнения) на различных носителях (газеты, журналы, документы и т. п.). Упорядочение систем: популяризации чтения, подготовки кадров для инфраструктуры чтения и последующего методического сопровождения.
— Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры, а также между институтами и системой управления, обеспечивающей упорядочение социокультурного пространства чтения.
— Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т. е. эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов, формирующих и реализующих политику поддержки и развития чтения.
Для реализации целей и задач Программы используется следующая совокупность универсальных и специальных методов и средств:
Универсальные:
— диагностика состояния инфраструктуры чтения, под которой понимается: совокупность существующих институциональных структур и предлагаемых ими сервисов; наличная информация, которой могут располагать читатели (предложение); группы читателей и их дифференциальные интересы (спрос). Диагноз осуществляется как соотнесение спроса и предложения и выявление причин расхождения между ними;
— пилотные проекты (социальный эксперимент), предполагающие целенаправленные контролируемые изменения работы соответствующих институтов, отобранных так, чтобы наиболее полно представлять каждое из ранее выделенных дифференциальных направлений;
— мониторинг результатов эксперимента и последующей расширенной реализации Программы;
— оценка социальной и экономической эффективности реализации Программы;
— укрепление институтов инфраструктуры чтения и обеспечение их соответствия современной социальной необходимости в российском обществе.
Специальные:
1. В отношении читателей:
— изучение читательских интересов, запросов и уровня читательской компетентности различных социокультурных групп и слоев;
— типичные виды работы с адресными группами читателей на базе образовательных учреждений, библиотек, литературных музеев, книжных магазинов, клубов и др. при поддержке СМИ.
2. В отношении институтов инфраструктуры чтения:
— разработка рекомендаций по кругу чтения для разных социокультурных групп читателей;
— изменение учебных программ и развитие новых методик обучения в школах и вузах с акцентом на активизацию чтения, на повышение уровня читательской активности (школ, колледжей, библиотек, литературных музеев и т. д.);
— выявление успешных образцов работы с читателями в библиотеках и других типах просветительских учреждений и возможностей их распространения;
— организация государственных заказов на издание специальной, художественной, популярной литературы;
— создание, поддержка и продвижение массовых периодических изданий (типа «круг чтения», «литературные новинки» и т. п.);
— создание на радио, телевидении и в печатных СМИ постоянно действующих рубрик, посвященных проблемам чтения;
— использование возможностей Интернета для популяризации чтения.
3. В отношении разработки и корректировки Национальной Программы:
— конкурсы на самые эффективные образцы реализации Национальной программы;
— мониторинг, выявление и распространение эталонных образцов решения программных задач по каждому из выделенных направлений;
— поощрение лучших исполнителей программ.
4. В отношении тех, кто должен нести ответственность за активизацию чтения:
— переподготовка и совершенствование системы повышения квалификации воспитателей детских учреждений, преподавателей общеобразовательных школ, работников библиотек;
— подготовка и повышение квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин не только в гуманитарных и социальных, но и в технических и естественнонаучных вузах и на соответствующих факультетах;
— организация специальных образовательных и просветительских курсов для родителей;
— работа с региональными и муниципальными администрациями, в первую очередь с органами образования и культуры, направленная на расширение и повышение качества образовательных и культурно-просветительских программ, связанных с чтением.
5. В отношении направлений и форм популяризации чтения:
— повышение престижа чтения с использованием СМИ (TV, радио, печатная пресса, Интернет, реклама);
— наружная (растяжки, билборды, плакаты) и наглядная (внутри учреждений) агитация (плакаты, листовки, закладки, посвященные чтению и книгам);
— широкая презентация в СМИ и Интернете книг и литературных событий;
— создание механизмов оперативного реагирования на изменение ситуации в области чтения;
— проведение специальных мероприятий (фестивали книги и чтения, литературные праздники и т. д.).
Ожидаемые результаты реализации
Национальной программы
поддержки и развития чтения:
— повышение культурной компетентности населения России до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами;
— повышение читательской компетентности населения до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами;
— рост читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа (доля читающего населения, доля активно читающего населения);
— увеличение доли населения, вовлеченного в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенного результатами обучения;
— увеличение доли населения, вовлеченного в эффективные мероприятия популяризации чтения;
— увеличение доли населения, а также институциональных потребителей контента (информационного наполнения), удовлетворенных качеством и разнообразием используемого контента;
— увеличение доли населения, а также институциональных потребностей контента, удовлетворенных его доступностью.
Для реализации Национальной программы сотрудники библиотек должны для себя уяснить, что чтение является важнейшим способом освоения базовой социально значимой зафиксированной информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, — составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка.
Наиболее интересные и значимые проекты по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения можно высылать на сайт Межрегионального центра библиотечного сотрудничества и получить материальную помощь для реализации своих проектов.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СПИСОК
ПО ВОПРОСАМ ВНЕДРЕНЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
1. V съезд Российской книжного союза. Национальная программа поддержки и развития чтения в Российской Федерации: [дискуссия о проекте] [Текст] / публикацию подгот. И. В. Самыкина. // Библиотековедение. – 2006. – № 6. – С. 8-17.
2. Асканова, В. Я. Проект «Читающий Урал — настоящая Россия» [Текст] / В. Я. Асканова. // Школьная библиотека. – 2006. – № 8. – С. 14-17.
3. Борисова, Н.В. Система непрерывного образования библиотекаря как составляющая реализации «Национальной программы поддержки и развития чтения» [Текст] / Н.В. Борисова. // Школьная библиотека. – 2007. – № 3. – С. 27-32.
4. Бородина, В. Национальная программа чтения и библиотечное обслуживание [Текст] / В. Бородина. // Библиотечное дело. – 2006. – № 12. – С. 37.
5. Власова, Н. И. Воспитание культуры чтенмя учащихся. Литературный клуб «Парус»: [об опыте работы г. Владимира по реализации Программы по культуре чтения] [Текст] / Н. И. Власова // Школьная библиотека. – 2006. — № 9-10. – С. 131-134.
6. Галактионова, Т. Г. «Открытое чтение»: [педагогический замысел надпредметной программы] [Текст] / Т. Г. Галактионова. // Библиотечное дело. – 2007. – № 2. – С. 37-40.
7. Галактионова, Т. Г. «Школа культуры чтения»: [опыт организации] [Текст] / Т. Г. Галактионова. // Библиотековедение. – 2006. – № 6. – С. 62-66.
8. Гокова, Е. И. Новаторские подходы в практике работы Липецкой областной юношеской библиотеки: новые идеи и методики в организации работы по развитию читательской и информационной культуры [Текст] / Е. И. Гокова // Школьная библиотека. – 2006. – № 8. – С. 17-21.
9. Михайлова, Н. И. «Молодая Россия читает» — одна из флагманских программ Российского книжного союза: [презентация проекта] [Текст] / Н. И. Михайлова // Школьная библиотека. – 2006. – № 6. – С. 41-44.
10. Национальную программу – развивать и поддерживать: [всероссийская конференция о Национальной программе поддержки и развития чтения] [Текст] / Библиотека. – 2007. – № 1. – С. 32-33.
11. Стахеева, В. А. Приближение к душе: [программа чтения для детей] [Текст] / В. А. Стахеева. // Школьная библиотека. – 2006. – № 5. – С. 4-5.
12. Тихомирова, И. И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повышения грамотности? [Текст] / И. И. Тихомирова // Библиотечное дело. – 2006. – № 10. – С. 11-20.
13. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз. Национальная программа поддержки и развития чтения [Текст] // Библиотека. – 2007. – № 1. – С. 10-28; Школьная библиотека. – 2007. – № 1. – С. 6-25.
14. Худокормова, О. «Друзья нашего дома»: [проект в поддержку чтения детей] [Текст] / О. Худокормова. // Библиополе. – 2006. – № 10. – С. 8.10.
15. Черкасова, Е. Чему Ваня не научился: [о программе «Школа маленького читателя»] [Текст] / Е. Черкасова // Библиополе. – 2007. – № 5. – С. 24-25.
В копилку специалиста: вып. 1. Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ: (основные аспекты Программы и информационно-библиографический список) [текст] / МУК МЦБ; ЦБ; МБО; сост. Кешешян, А. О.; отв. за вып. Кешешян А. О. – Чалтырь, 2007.
Вверх страницы