ВЫПУСК 1 (11)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК МЯСНИКОВСКОГО РАЙОНА в 2009 году
План учебных мероприятий в системе повышения квалификации специалистов муниципальных библиотек Мясниковского района в 2009 г.
С учетом подготовленности кадров планируется их непрерывное обучение в системе повышения квалификации. Содержание обучающих мероприятий определяется актуальностью вопросов. Например, это – совершенствование нормативно-правовой базы библиотек, развитие библиотек в новых условиях, развитие информационно-библиотечных центров, информационно-библиографическое обслуживание, комплектование и сохранность фондов, внедрение новых информационных технологий, краеведческая деятельность и т. д.
Наиболее приемлемыми формами обучающих мероприятий являются семинарские занятия (и постоянно действующие, и универсальные, и проблемные), стажировки, практикумы на базе ЦБ, обмен опытом по наиболее востребованным вопросам профессиональной деятельности. Ежегодно библиотекари района обязательно проходят обучение на региональном уровне (на базе НМЦ) согласно учебно-тематическому плану областных курсов повышения квалификации работников культуры и искусства.
В целом, задачи в обучении кадров остаются прежние, а именно – развитие персонала, подготовка руководителей МУК поселений, поддержка творческого потенциала библиотекарей, создание наиболее эффективного образа библиотек среди населения, улучшение качества обслуживания населения, внедрение информационных технологий.
Запланированы следующие темы семинарских занятий:
• 1. Издательская деятельность ИБЦ: составление, издание, распространение библиографической продукции:
— Опыт ИБЦ МЦБ — метод. рекомендации, практикум
2. Комфортная библиотечная среда и привлекательный образ библиотеки:
— пути создания благополучного имиджа библиотеки (“круглый стол» по итогам выездов)
— сентябрь
• 1. Общедоступная (публичная) муниципальная библиотека – организатор информационного пространства для местного сообщества.
— Обмен опытом библиотек-ИБЦ.
2. Подготовка информац. планов на 2010 г.
— октябрь
Зональный семинар:
• Позицирование современной библиотеки в местном сообществе путем создания библиотечно-информационных центров.
— обмен опытом
— октябрь
• (к 230-летию переселения армян с Крыма на Дон)
1. Краеведческая деятельность библиотек:
— сбор, хранение и предоставление в общественное пользование краеведческих документов, а также информация о них (консультация);
— современное состояние библиотечного краеведения
(по материалам профессиональной периодики);
— примерное Положение о краеведческой деятельности муниципальной библиотеки;
— обмен опытом по работе к 230-летию образования армянских поселений на Дону
2. Подготовка информацион. отчетов за 2009 г.
— ноябрь
• Итоги деятельности муниципальных библиотек Мясниковского района за 2008 год:
— Анализ годовых информационных планов и отчетов, выводы.
— Анализ изучения и использования библ. фонда за 2007 год.
— Анализ справ.-библиографической деятельности библиотек.
— Анализ деятельности информационно-библиотечных центров.
— Итоги профессионально-творческой деятельности библиотек.
— Итоги конкурса по издательской деятельности, награждение победителей
— февраль
• Безопасность библиотечных фондов: проблемы и перспективы:
— государственная политика в области защиты библиотечных фондов;
— Национальная программа сохранения библиотечных фондов РФ;
— охрана фонда физическими лицами: внутрибиблиотечные возможности;
— учет и проверка библиотечного фонда;
— анализы состояния фондов – опыт работы библиотек.
— март
• Роль библиотек в правовом просвещении избирателей.
— Роль муниципальных библиотек в повышении гражданско-правовой культуры избирателей. Работа с молодыми избирателями (консультация).
— Встреча с Председателем территориальной избирательной комиссии;
— Обобщение опыта работы библиотек по повышению правовой культуры избирателей
• Учет, отчетность и планирование справочно-библиографической и информационной деятельности в муниципальных библиотеках: Презентация; практикум
— апрель
• 1. Библиотека и читатель: перспективы развития взаимоотношений:
— основные аспекты Программы поддержки и развития чтения;
— семейное чтение в библиотеке: (опыт Детской библиотеки МЦБ)
«круглый стол»
2. Современные тенденции и особенности развития СБА муниципальных библиотек:
— опыт работы Большесальской, Крымской, Недвиговской библиотек.
— май
• Анализ – путь выявления резервов совершенствования деятельности библиотеки.
Анализы деятельности муниципальных библиотек района в различных направлениях
— июнь
Темы практических занятий,
стажировок на базе МЦБ
для специалистов муниципальных библиотек:
1. Дни руководителя:
— вопросы управления,
— финансовая деятельность библиотек,
— нормативно-правовая база деятельности библиотек.
• Предназначены для директоров библиотек поселений, периодичность – по мере необходимости в течение года.
2. Школа молодого специалиста:
1. Гайбарян А. М., (все – ИБЦ)
2. Аванесян О. А.,
3. Князева З. М.,
4. Хошафян О. В.,
5. Чернышкова И. Б.,
6. Ивасюк Е. П.,
7. Чубарян С.Т.
Темы:
1. Учетные формы работы,
2. Автоматизация библиотечно-библиографических процессов,
3. Регламентирующая документация,
4. Организация работы с пользователями. Дифференцированный подход в обслуживании,
5. Организация массовой работы. Выставочная деятельность,
6. Справочно-библиографическая и информационная работа библиотеки,
7. Библиотечные фонды,
8. Издательская деятельность,
9. Технология выполнения поиска информации информационных ресурсов определенной тематики – тренинг.
• Занятия «Школы…» возобновлены в связи с необходимостью ознакомить начинающих библиотекарей и сотрудников без специального образования с основами библиотечного дела на практике, освоить новые формы и методы работы и т. д. Занятия проводятся группами или индивидуально, планируются в дни семинарских занятий, сопровождаются лекциями-консультациями, письменными или устными. Обязательны практические занятия по обучающим темам.
3. Освоение технологий:
(для сотрудников МЦБ: ответственная – Гайбарян А.М.):
1. Барашян А.А., 6. Кароткиян К.К.,
2. Аванесян О.А, 7. Андонян Е.Л.,
3. Шакирова О.В., 8. Рыкова Т.А.,
4. Шагинян А.Е., 9. Закарян С.А.
5. Арзуманян М.С.,
Темы:
1. Навыки работы с ПК,
2. Знакомство с Windows (работа в Word),
3. Сохранение информации на различные виды носителей,
4. Работа в Интернете (электронная почта: создание и эксплуатация; поиск информации).
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУК
Мясниковского района «МЦБ» К. С. Секизян 10 февраля 2009 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о профессионально-творческом конкурсе
среди муниципальных библиотек Мясниковского района
«Край, в котором ты живешь…»
Согласно перспективному плану приоритетного направления деятельности муниципальных библиотек района – краеведению, конкурс приурочен к 230-летию переселения армян с Крыма на Дон и образованию армянских поселений на Дону.
Цели и задачи конкурса:
- выявление лучшего опыта работы библиотек в библиотечном краеведении,
— исследование и пропаганда краеведческих знаний среди населения;
— воспитание патриотизма и любви к малой Родине через наглядную демонстрацию исторических и литературных традиций родного края;
— освоение и применение библиотекарями информационных технологий в работе по предоставлению пользователям краеведческой информации;
— анализ деятельности муниципальных библиотек района в краеведческой деятельности.
Конкурс проводится с 1.03.2009 г. по 1.11.2009 г.
Организация конкурса:
1. К конкурсу принимаются материалы, характеризующие деятельность муниципальных библиотек по краеведению;
2. Материалы представить методисту в МУК Мясниковского района «МЦБ» не позднее 15.11.2009 г.;
3. Итоги конкурса подводит жюри: анализирует представленные конкурсные материалы, оценивает работу библиотек, определяет лучших, организует награждение победителей;
4. Работы, представленные на конкурс, не возвращаются; пополняют фонд творческих работ МУК «МЦБ» (для библиотек – дублировать).
Условия конкурса:
На конкурс представляются работы, отражающие исследовательскую деятельность библиотек по одному из предложенных направлений:
• «Знаменитые люди моего села» – справка-информация о земляках, внесших значительный вклад в развитие села, хозяйства; заслуживших уважение своих земляков; участниках Великой Отечественной войны.
• «Здесь все мне знакомо…» – историческая справка-информация о хозяйствах, учреждениях, зданиях, улицах, родниках и т. д., находящихся в поселении, являющихся местной достопримечательностью;
Требования к оформлению конкурсных работ:
1. Обязательное условие для всех участников конкурса: представить текущий план работы, охватывающий комплекс мероприятий по краеведению; расписать подробно, с какой целью запланированы мероприятия, осветить издательскую деятельность в этом направлении;
2. Работы должны быть представлены в виде информационных справок, приложений. Объем неограничен, но не менее 5 страниц печатного текста;
3. Приложения обязательно должны включать фотографии, наглядные материалы, сценарии, продукцию издательской деятельности и т. д.;
4. Работы представляются в печатном и электронном виде;
5. На титульном листе указываются: название библиотеки, муниципального учреждения, тема работы, Ф.И.О. и должность библиотекаря, подготовившего работу, дата.
Оргкомитет конкурса:
Председатель –
Чубарян М. О., начальник МУ «Отдел культуры Мясниковского района»;
Члены оргкомитета –
Херхерян Л. Н., директор МУК «РДК и К»,
Секизян К. С., директор МУК Мясниковского района «МЦБ»,
Кешешян А. О., ведущий методист МУК Мясниковского района «МЦБ»,
Явруян М. А., ведущий библиограф МУК Мясниковского района «МЦБ»,
По необходимости, в период подготовки конкурсной раьоты можно консультироваться в МО МЦБ, получить информацию, дополнительные материалы.
Схема годового информационного отчета за 2009 год:
1. Основные сведения:
- полный адрес библиотеки,
— режим работы,
— население села (хутора),
— наличие при библиотеке клубов по интересам, любительских объединений,
- информация о повышении квалификации работников на областном уровне (курсы в НМЦ, обучающие мероприятия в ДГПБ и т. д.),
- материально-техническое оснащение: приобретения техники, мебели в 2009г.
2. Управление библиотекой:
— взаимодействие с органами местной власти, другими учреждениями (характеристика, примеры);
— указать наиболее эффективные формы методической помощи библиотеке-филиалу (включить предложения);
— анализ рекламной деятельности, отразить результат исследования (обязательно);
— деятельность по созданию комфортной библиотечной среды (по возможности приложить фотографии).
3. Фонды. Комплектование, организация, сохранность:
3.1. Работа по изучению использования документного фонда:
— характеристика документного фонда библиотеки: его состав, структура, способы расстановки.
— оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления,
— используемые методы изучения фонда, периодичность изучения,
— основные выводы по результатам последнего изучения фонда,
— основные проблемы, возникшие при формировании, учету фонда,
— формы и методы работы с задолжниками.
3.2. Анализ работы с отказами
— форма учета отказов,
— тематика отказов,
— мероприятия по ликвидации отказов.
4. Обслуживание пользователей:
— статистические данные, их характеристика:
|
Польз. всего
|
Посещения
|
Книговыдача
|
2008 |
|
|
|
2009 |
|
|
|
— анализ чтения, запросов пользователей,
— анализ эффективности массовых мероприятий
(отразить крупные массовые мероприятия, указать цели и методы исследования, сроки проведения, основные выводы по результатам исследования. Приложить работы, анкеты и т. д.);
4.1. Организация массовой работы:
количество массовых мероприятий
всего _____,
в том числе:
• литературные вечера, музык. вечера ____,
• читательские конференции ____,
• обзоры ____,
• беседы по книгам ____,
• массовые праздники ____,
• библиотечные уроки ____;
• уроки по направлениям библ. деят-ти ____;
• Дни информации ____;
• информационные часы ____;
• диспуты, дискуссии ____;
• утренники ____;
• книжные выставки ____;
• просмотры, стенды ____;
• количество клубов по интересам ____.
4.2. Мероприятия по основным тематическим направлениям (дать таблицей):
например: Патриотическое воспитание:
Название и тема мероприятия
|
форма
|
«Рассказывают ветераны»
(встреча с ветеранами ВОВ)
|
урок мужества
|
Основные тематические направления:
— Краеведение,
— Правовое просвещение населения, работа в период избирательных кампаний,
— Помощь в профориентации,
— Нравственное, эстетическое воспитание,
— Экологическое просвещение,
— Пропаганда здорового образа жизни.
4.3. Работа с различными категориями пользователей
4.3.1. Работа с детьми:
Всего польз-лей
до 14 лет
|
Число
посещений
|
Выдано
экземпл-в
|
Читае-мость
|
Посещае-мость
|
|
|
|
|
|
(раскрыть основные формы работы: методы, направления, лучшие мероприятия и т. д. – развернуто);
4.3.2. Работа с юношеством:
Всего польз-лей
14-25 лет
|
Число
посещений
|
Выдано
экземпл-в
|
Читае-мость
|
Посещае-мость
|
|
|
|
|
|
(раскрыть основные формы работы: методы, направления, лучшие мероприятия и т. д. – развернуто);
4.3.3. Работа с пользователями пожилого возраста
(без статистики):
(основные формы, методы, направления, лучшие мероприятия и т. д. – развернуто);
5. Информационно-библиографическое обслуживание:
5.1. Основные направления информационно-библиографической деятельности.
5.2. Анализ деятельности ИБЦ.
- наличие регламентирующей документации,
— наличие учетной документации,
— количество пользователей ИБЦ,
— фонд электронных ресурсов,
— собственных баз данных,
— задействованные ресурсы Интернета,
— электронная доставка документов,
— обеспечение самостоятельного доступа пользователям к ресурсам Интернета.
Подписка по __________ на I-е полугодие 2009 года составила ** названий на сумму ** р. ** к., на II-е ** наименований на сумму ** р. ** к. (всего за год ** наименований на сумму ** р. ** к.).
В 2009 году количество пользователей в БИЦ – **, СПС «КонсультантПлюс» – ** пользователей, компьютером (самостоятельно или с помощью консультанта) – около ** пользователей.
Работа с краеведческими каталогами и картотеками:
— отметить новые разделы актуальной тематики и персоналий, особенно к юбилейным и памятным датам.
Работа с СКС (систематическая картотека статей), ТКС (тематическая картотека статей), картотеками персоналий, названий художественных произведений, как в книгах, так и в периодических изданиях.
Собрание АВД насчитывает ** экземпляров,
электронных изданий – ** экз. (если есть)
Зарегистрирован и функционирует электронный почтовый ящик:____
Участвовали в стажировке «_______» с ** по ** (дата).
5.3. Библиографические пособия
В 2009 году библиотекой разработаны и изданы следующие библиографические пособия (количество, наименование, тираж);
Сотрудничество с местным органом печати, газетой «Заря».
5.4. Основные тенденции в обслуживании коллективных и индивидуальных абонентов информирования:
В 2009 году в библиотеке поставлены на учет ** абонентов (** индивидуальных и ** коллективных), что на * абонентов больше, чем в прошлом году.
— Основные категории пользователей,
— Тематика информирования,
— Формы предоставления информации.
5.5. Библиотечные уроки как основная форма комплексной пропаганды библиотечно-библиографических знаний:
— содержание и методика проведения уроков.
5.6. Услуги МБА:
6. Заключение:
— выводы и предложения по совершенствованию библиотечного обслуживания (в своей библиотеке).
Схема годового информационного плана на 2010 год:
1. Основные цели и задачи библиотеки на планируемый период:
цель – желаемый результат деятельности за определенный период времени,
задачи – желаемый результат деятельности за намеченный период времени с конкретизацией характеристик этого результата.
2. Основные показатели деятельности:
(указать в таблице планируемые показатели за два года)
|
Польз. всего
|
Посещения
|
Книговыдача
|
2009
|
|
|
|
2010
|
|
|
|
— анализ итоговых статистических показателей за 2009 год, их оценка,
— обосновать планируемые цифры на 2010 год.
3. Содержание и организация работы с пользователями:
— характеристика основных групп пользователей;
— основные направления массовой работы, дать содержание массовой работы в таблице:
например: Краеведение:
Название и тема мероприятия
|
Форма
меропр-я
|
Срок
провед-я
|
«Где цветут моих предков поля»
(ко Дню работника сельского хозяйства)
|
откр. просмотр
|
октябрь
|
— Патриотическое воспитание,
— Правовое просвещение населения, работа в период избирательных кампаний,
— Помощь в профориентации,
— Нравственное, эстетическое воспитание,
— Экологическое просвещение,
— Пропаганда здорового образа жизни.
3.1. Работа с основной категорией пользователей библиотеки:
— это может быть отдельный план, план работы клуба по интересам (если есть), исследовательская деятельность в определенной группе и т. д.
4. Справочно-библиографическая и информационная деятельность:
— работа планируется по пунктам бланка «Отчет СБО» с учетом итогов предыдущего года, сведения излагать подробно: абоненты, темы информирования, названия мероприятий и т. д.;
— деятельность ИБЦ: осветить основные этапы развития на планируемый период.
Схемы составлены по образцам, материалам, предложенным НМО ДГПБ (2004 г., 2007 г., 2008.г)
В копилку специалиста: вып. 1 (11). Профессиональное развитие персонала муниципальных библиотек Мясниковского района [Текст] / МУК МЦБ; МБО; сост. А. О. Кешешян; отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2009. – 25 экз.
Вверх страницы