Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ВЫПУСК 1 (20)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

ст. 42  Конституции РФ.


2013 год — год экологической культуры
и охраны окружающей среды в странах СНГ

     Членами Совета глав правительств СНГ утвержден План основных мероприятий Года, который состоит из четырех разделов: организационно-правовые мероприятия, проведение совместных организационно-практических мероприятий, проведение информационных мероприятий и механизм контроля.
     Свои предложения в документ представили Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Украина и Исполком СНГ. Среди них – принятие концепции сотрудничества в сфере использования возобновляемых источников энергии, разработка предложений об экологической политике стран Содружества в области использования атомной энергии в мирных целях.
     В План предложено включить проведение VI Невского международного экологического конгресса и XI Международного форума по промышленной безопасности в Санкт-Петербурге, молодежной научной конференции «Проблемы окружающей среды и выделение групп риска среди населения» в Ереване, Международной научной конференции «Сахаровские чтения 2013 года: экологические проблемы XXI века» и Международной студенческой олимпиады государств-участников Содружества «Экологическая безопасность» в Минске, Экокультурного фестиваля в рамках СНГ «Молодежь по Великому Шелковому пути» и Международного форума по сохранению снежного барса в Бишкеке, V Международной научной конференции «Экологические особенности биоразнобразия» в городе Худжанд в Таджикистане, Международного экологического форума «Окружающая среда для Украины», а также ряда других мероприятий, посвященных Году.
     Межгосударственное сотрудничество стран СНГ в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляется на основе Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, которое было принято в 1992 году.

     Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

— уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
— в значительной мере истреблен лесной покров;
— стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
— мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
— атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
— частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
— загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

     Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.
     Проблемы экологии, экологического воспитания, экологической культуры становятся сегодня особенно злободневными.
     Еще в середине XX века термин «экология» был известен лишь немногим специалистам, сегодня же трудно найти другое понятие и его производные, которые столь часто употреблялись бы в самых широких научных (и ненаучных) кругах.
     Взаимоотношения человечества с окружающей средой в планетарном масштабе рассматривает глобальная экология – комплексная научная дисциплина, изучающая основные закономерности развития биосферы в целом, а также возможные ее изменения под влиянием деятельности человека.
     С принятием Закона РФ «Об охране Окружающей среды» появились предпосылки для формирования правовой базы системы экологического просвещения населения. Важная роль в осуществлении эколого-природоохранного образования принадлежит и массовой библиотеке, в деятельности которой экологическое просвещение населения является одним из приоритетных направлений.
     Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
     Статья 74. Экологическое просвещение
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.


Модельный стандарт
обеспечения доступа  населения к  экологической информации общедоступными библиотеками
и иными  информационными  центрами

     Модельный стандарт разработан коллективом ведущих специалистов государственных библиотек, учреждений Федерального агентства по культуре и кинематографии, экспертами государственных и неправительственных экологических организаций, учеными и практиками.
     Отдельный стандарт содержит основные положения о деятельности общедоступных библиотек по экологическому образованию и просвещению населения, об организации их работы по предоставлению населению экологической информации.
     Данный модельный стандарт развивает основные положения «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», принятого РБА, «Приоритетов развития РБА на 2005-2010 гг.» применительно к библиотечной деятельности в сфере экологического просвещения населения.
     Настоящий модельный стандарт рекомендуется общедоступным библиотекам и может быть использован ими в качестве основы для разработки аналогичных документов в конкретных библиотеках с учетом их традиций, возможностей, решаемых ими задач.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Основные положения
2. Фонд документов по экологии
3. Справочно-библиографический аппарат библиотек
4. Библиотечно-библиографическое обслуживание
5. Маркетинг экологической библиотечной деятельности
6. Методическое обеспечение экологической деятельности библиотек. Повышение квалификации библиотекарей.

1.  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Законодательное обеспечение деятельности общедоступных библиотек по охране окружающей среды

1.1.1 В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
1.1.2 В Федеральном Законе от 10 января 2002 года №  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).
1.1.3 В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. №  5485 – 1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.
1.1.4 Общедоступные библиотеки (далее – библиотеки), в соответствии с положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 71, ст. 74), в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды:
— осуществляют экологическое просвещение населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности;
— распространяют экологические знания в рамках системы всеобщего и комплексного экологического образования.

1.2  Основные принципы деятельности библиотек в области
экологического образования и просвещения населения

1.2.1 Деятельность библиотек в области экологического образования и просвещения населения (далее – экологическая деятельность библиотек), как часть их профессиональной деятельности, осуществляется на основе следующих принципов:
— соблюдение права гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также на участие в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду в соответствии с законодательством;
— содействие в деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
— активизация участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
— создание федеральной библиотечной системы экологического образования и просвещения населения.
1.2.2 Экологическая библиотечная деятельность осуществляется во взаимодействии с другими учреждениями, ведущими профессиональную деятельность в области охраны окружающей среды, научными и образовательными учреждениями, учреждениями культуры, СМИ, участниками общественного экологического движения.
1.2.3 В соответствии с решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации №  2 от 11 февраля 2002 г. формирование федеральной библиотечной системы экологического образования и просвещения населения осуществляет Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры (ВЦЭК), действующий на базе Российской государственной юношеской библиотеки.

2. ФОНДЫ ДОКУМЕНТОВ ПО ЭКОЛОГИИ

2.1 Общие положения

2.1.1 Основу деятельности библиотек по экологическому образованию и просвещению населения составляют фонды документов по экологии. Они формируются в расчете на их активном использовании, с учетом потребностей основных категорий пользователей.
В библиотеках субъектов Российской Федерации фонды должны отражать региональные особенности и условия.
Потребности особых групп пользователей в документах по экологии должны быть обеспечены.
2.1.2 В комплектовании фондов документов по экологии библиотекам могут оказывать финансовую и материальную поддержку органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, российские неправительственные экологические организации.
2.1.3 Формирование библиотечной системы доступа к экологической информации подразумевает:

— выявление всех потенциально значимых традиционных и электронных экологических ресурсов, включая локальные базы данных, ведущиеся в профильных учреждениях и организациях, а также аналогичные базы данных, доступ к которым осуществляется через Интернет;
— выявление наиболее полезных информационных ресурсов по экологии, создание механизма распределенного доступа к ним на основе разработанного и согласованного пакета документов, определяющего взаимные права и обязанности участвующих в создании систем сторон (включая финансовые моменты);
— определение общедоступных библиотек, обладающих информационными ресурсами по экологии, которые могли бы стать центрами экологической информации в регионе.

2.2  Экологическая информация

2.2.1 Можно выделить следующие тематические блоки экологической информации:

— экология как раздел биологии, рассматривающий основные закономерности функционирования природных систем различного ранга (от биосферы до элементарных экосистем и популяций);
— социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы;
— прикладная экология, рассматривающая вопросы природоохранной деятельности, рационального природопользования, экологической безопасности;
— экологическое право, рассматривающее законодательство по вопросам экологии и охраны окружающей среды (международное, федеральное и региональное).

2.2.2 Источниками экологической информации являются:

— документы, содержащие философско-теоретическое и научное осмысление концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблем;
— научные и учебные материалы по экологии, социальной экологии, охране окружающей среды, рациональному природопользованию, экологической безопасности;
— научно-методические разработки по организации и осуществлению экологического образования и просвещения населения, по формированию экологической культуры;
— документы о состоянии окружающей среды и мерах по её охране;
— документы о различных экологических объектах (естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, объекты включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания и пр.);
— документы, отражающие традиционные знания о природе и природопользовании коренных малочисленных народов Российской Федерации;
— нормативно-правовые акты, полностью или частично посвященные вопросам экологии;
— документы о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим экологические права граждан;
— документы по контролю за соблюдением нормативов, стандартов, а также по лицензированию и сертификации товаров, работ и услуг;
— документы о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, также террористических актах, повлекших изменение нормального состояния окружающей среды;
— документы об экологических правонарушениях, преступлениях и мерах по их пресечению и расследованию;
— документы с прогнозами возникновения либо дальнейшего развития экологических ситуаций;
— кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления;
— данные экологического мониторинга;
— материалы государственного статистического учёта и учёта природных ресурсов (экологического учёта);
— регистры и реестры веществ, объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость;
— экологические стандарты для предприятий.

     В связи с динамичным развитием общественных отношений и ростом спроса на информационные услуги в области экологии, охраны окружающей среды, рационального природопользования данный перечень остается открытым.

2.3  Документы по экологии на традиционных носителях

2.3.1 Печатные издания: книги, брошюры, периодические издания, издания шрифтом Брайля; аудиовизуальные материалы по экологии и охране окружающей среды, справочно-библиографический фонд: справочные и библиографические издания, реферативные издания, экспресс-информация, неопубликованные библиографические пособия и т.д.
     В настоящее время более 100 учреждений и организаций выпускают книги, монографии, периодические издания по экологической тематике. По данным РКП, в стране ежегодно издается более 300 наименований книг и брошюр, посвященных вопросам экологии, экологического мониторинга и рационального природопользования, экологического образования. Общий тираж таких изданий превышает 600 тыс. экз.
     В помощь экологическому образованию выходят более 40 наименований периодических изданий. Данные ресурсы, представленные в традиционной форме, поступают в розничную продажу, их комплектуют, либо получают библиотеки бесплатно на основе действующих в субъектах Российской Федерации законов «Об обязательном экземпляре документов».
     Информация о вновь издаваемых документах доступна через каталоги издательств, книжные выставки-ярмарки, сайты издающих организаций и подписных агентств.
     Практически любая библиотека имеет возможность формировать коллекции экологических документов в соответствии с существующими профилями комплектования библиотек и с учетом информационных потребностей своих пользователей.

2.4  Электронные информационные ресурсы библиотек по экологии

2.4.1 Библиотеки обеспечивают доступ пользователей к информационным ресурсам по экологии и охране окружающей среды:

— собственной генерации;
— своих партнеров по региональным библиотечным консорциумам;
— БД международных информационных центров на CD-ROM и DVD (AGRICOLA, EBSCO и т.п.).

     В качестве самостоятельного сегмента информационного экологического пространства может быть рассмотрена совокупность сетевых ресурсов, представленных в Интернет, как на бесплатной, так и на платной основе.
     На территории РФ сформировано и учтено более 1000 фактографических массивов данных по природным ресурсам и экологии. Процесс наращивания количества и объема подобных ресурсов идет весьма динамично. В стране насчитывается более 100 учреждений, имеющих копии или выборки данных о состоянии природной среды, и десятки учреждений целенаправленно занимаются подготовкой данных на электронных носителях. Помимо баз данных получают распространение и автоматизированные справочные системы, особенностью которых является узкая тематическая специализация.
2.4.2 В справочно-правовых системах информация по экологическому праву (международному, федеральному и частично по региональному) составляет неотъемлемую и довольно значительную часть (БД: «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Референт», «Гарант», «Свод законов российской империи», профессиональная специализированная справочная система «Эксперт: Экология»).
2.4.3 Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации:
— формируют и организуют региональные информационные ресурсы по охране окружающей среды;
— принимают участие в разработке и реализации проекта создания национальной электронной библиотеки по экологии и устойчивому развитию, который может быть осуществлен в форме консорциума ведущих библиотек страны.

3.   СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕК

3.1 Документы по экологии в библиотеках отражаются в каталогах (алфавитный каталог, систематический каталог, краеведческий каталог), систематической картотеке статей (СКС), базах данных (БД), тематических картотеках. Каталоги и картотеки организуются как в традиционной, так и электронной формах. Систематический каталог, картотеки, БД организуются на основе специализированных рубрикаторов по экологии и охране окружающей среды. Справочно-библиографический фонд, как составляющая часть СБА, включает официальные, нормативные, справочные и библиографические издания по экологии в традиционной печатной и электронной формах. Связи между каталогами и картотеками (базами данных) формируются в момент их создания. Единство этих частей СБА обеспечивают:

— единые информационно-поисковые языки и стандартизированные формы библиографической записи;
— перекрестные ссылки;
— единый АПУ.

     Если каталог включает сведения о фондах документов по экологии других библиотек, то он называется сводным экологическим разделом СК.
     Ретроспективная библиография по экологии представлена в настоящее время двумя изданиями, которые должны быть в составе СБФ:

— библиографический указатель «Экология и устойчивое развитие» (более 1700 записей), изданный РГБ в 2005 г. и включающий литературу с 1990 по 2002 г., отражающую философско-теоретические, методические и практические стороны экологической проблематики и устойчивого развития. Каждый его раздел может явиться предметом для подготовки новых региональных ретроспективных указателей;
— изданный ГПНТБ СО РАН в 2002 г. библиографический указатель «Устойчивое развитие природы и общества Сибири и Дальнего Востока».

3.2 Основные информационные ресурсы по экологии и охране окружающей среды региона, представленные в электронной форме, включают:

— доступ к БД по экологии;
— экологический раздел в электронном каталоге;
— другие библиографические и полнотекстовые БД экологического профиля;
— календарь знаменательных дат по экологии;
— рекомендательный список основной литературы по экологии;
— список периодических изданий по экологии, выписываемых в регионе;
— указатель местных непериодических экологических изданий;
— указатель текущих документов по экологии;
— электронные версии или оригинал-макеты изданий, подготовленных библиотекой;
— электронные версии печатных экологических документов и местных изданий.

3.3  На сайтах библиотек могут быть размещены следующие сведения:

— об информационных ресурсах по экологии данной библиотеки (фондах документов, пр.);
— об экологической деятельности данной библиотеки (услугах, правилах и условиях обслуживания, изданиях и пр.);
— об экологической деятельности других библиотек и учреждений региона, располагающих информационными ресурсами по экологии.

3.4 Ссылки на информационные ресурсы по экологии за пределами библиотеки даются:

— на наиболее крупные и стабильные Интернет-ресурсы, посвященные экологической проблематике;
— на сайты библиотек и других учреждений (административных и природоохранных органов, архивов, научных учреждений и учебных заведений) региона, на которых представлены информационные ресурсы по экологии, состоянию окружающей среды в регионе.

     Эти сведения должны образовывать систему и быть связаны взаимными ссылками.

4.  БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

4.1 Библиотеки представляют пользователям широкую номенклатуру информационных продуктов и услуг, предоставляемых пользователям, в следующих ассортиментных группах информационных продуктов и услуг, являющихся результатами проведения:

— выдачи документов;
— документного обслуживания;
— библиографического обслуживания;
— фактографического обслуживания;
— комплексных информационных мероприятий;
— консультационных услуг;
— сервисных услуг.

4.2  Библиотеки сами создают информационные продукты по экологии и охране окружающей среды:

— тематические подборки (пресс-клиппинг) материалов, выявленных из периодических изданий по экологии, охране окружающей среды;
— экологические дайджесты – фрагменты текстов многих экологических документов, подобранные по определенным природоохранным темам и актуальным экологическим проблемам региона, не обеспеченным обобщающими публикациями, в логике и сфере интересов реальных или потенциальных пользователей. При их подготовке важно соблюдать Федеральный Закон «Об авторском и смежных правах»;
— специализированные справочники-путеводители, в которых отражаются адреса доступных в сети экологических словарей, энциклопедий, справочников;
— фактографические базы данных по долгосрочным природоохранным программам (проектам), в которых участвует данный регион, ведут картотеки организаций, учреждений, общественных организаций природоохранного профиля.
— комплексные информационные мероприятия по экологии и охране окружающей среды: выставки, презентации, Дни информации, семинары, конференции, круглые столы, заседания клуба и другие мероприятия;
— сводные характеристики (аналитические обзоры) по конкретному вопросу или ряду вопросов по экологии и охране окружающей среды, основанные на использовании информации, извлеченной из отобранных для этой цели экологических документов за определенное время;
— отчеты о результатах библиографических исследований библиографических описаний, аннотаций, рефератов экологических документов;
— отчеты о патентных исследованиях в области ресурсосберегающих и природоохранных технологий;
— отчеты о маркетинговых исследованиях;
— тексты выступлений и доклады для руководителей по вопросам ЭБД (спичрайтерство);
— обзоры ресурсов Рунета по экологии и охране окружающей среды;
— отчеты по результатам коммуникативного аудита ЭБД библиотеки;
— консультации по поиску экологической информации.

5.  МАРКЕТИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.1 В работе библиотек по формированию в общественном сознании образа библиотеки как центра доступа к экологической информации может быть задействован целый комплекс средств:

— активное содействие деятельности по охране окружающей среды органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, общественным и иным некоммерческим объединениям, юридическим и физическим лицам;
— работа со средствами массовой информации;
— информационное сотрудничество с МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», с региональными отделениями крупных общественным экологическим организаций, местными экологическими организациями;
— изготовление печатно-рекламной продукции;
— организация творческих конкурсов для детей и подростков, сопровождающихся предоставлением возможности получения призов, что является дополнительным стимулом для участников;
— организация и проведение на своей базе научно-практических, тематических и юбилейных конференций, презентаций, круглых столов по вопросам охраны природы и актуальным экологическим проблемам;
— размещение информационных материалов в Интернете;
— участие в конкретных акциях по охране природы, сообщения о которых широко публикуются.

5.2 Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации заключают договора с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, реализуют на их основе проекты в области экологического просвещения населения, которые позволяют им получать дополнительное государственное финансирование: комплектования фондов экологических документов в библиотеках региона, разработки и выпуска собственных информационных продуктов, организации и проведения различных комплексных информационных мероприятий, повышения квалификации библиотекарей.

6.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

6.1 Методическое обеспечение экологической деятельности библиотек основывается на принципах научности, активности, рекомендательности, оперативности, дифференцированного подхода.
6.2 Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры на базе Российской государственной юношеской библиотеки:

— осуществляет активную консультационную и практическую помощь библиотекарям;
— развивает и поддерживает инновационную деятельность библиотек;
— на основе мониторинга изменений в экологической деятельности библиотек Российской Федерации (через Всероссийские смотры-конкурсы работы библиотек по экологическому просвещению населения) анализирует уровень их работы и принимает на этой основе методические решения, направленные на ее совершенствование;
— способствует созданию центров экологической информации в общедоступных библиотеках и формирует федеральную библиотечную эколого-просветительскую систему;
— совместно с Академией переподготовки кадров работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) способствует повышению квалификации библиотекарей, через школы-семинары и творческие лаборатории;
— организует и проводит семинары и круглые столы по актуальным вопросам экологической библиотечной деятельности, участвует в научных конференциях;
— тесно взаимодействует с РБА, ее секциями и участвует в организуемых ею мероприятиях;
— проводит изучение и обобщение практики экологической библиотечной деятельности, определяет ее перспективы, используя потенциал Научного совета ВЦЭК.

6.3  Центральные библиотеки субъектов РФ:

— изучают состояние экологической библиотечной деятельности в системе муниципальных публичных библиотек региона по всем направлениям (в том числе, через проведение региональных смотров работы библиотек);
— публикуют методические материалы в помощь экологической библиотечной деятельности, обзоры опыта и новаций, аналитические отчеты и справки;
— оказывают консультационную и практическую помощь библиотекам по конкретным вопросам экологической библиотечной деятельности;
— помогают адаптировать новшества в экологической деятельности библиотек к условиям деятельности конкретной библиотеки.

6.4 АПРИКТ, Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры на базе Российской государственной юношеской библиотеки разрабатывают учебные планы и программы по повышению квалификации библиотекарей в области экологической библиотечной деятельности и приглашают преподавателей для чтения лекций по специальным дисциплинам.
     Коллективные формы повышения квалификации и переподготовки библиотекарей:

— творческие лаборатории библиотекарей по экологии и устойчивому развитию, проводимые на базе центральных библиотек субъектов Российской Федерации;
— ежегодная межгосударственная библиотечная школа-семинар «Экологическая информация и культура в интересах устойчивого развития».

6.5 АПРИКТ, ВЦЭК разрабатывают программу и проводят обучение библиотекарей по специальности «библиотекарь – эколог».
6.6  Среди индивидуальных форм повышения квалификации – практикумы и стажировки, которые проводятся на базе ВЦЭК, лучших библиотек.
     Перечисленные формы должны подкрепляться профессиональным самообразованием библиотекарей в области экологической библиотечной деятельности.

     Экологическое просвещение – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. В настоящее время библиотеки как никто имеют хорошую материальную базу, которая позволяет успешно реализовывать задачи по экологическому просвещению.
     Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.  
     Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
     Природная среда (природа) – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
     Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (также – природоохранная деятельность).

 
ПОЛОЖЕНИЕ
о районном профессионально-творческом конкурсе
«В судьбе природы – наша судьба»

     В рамках проведения в 2013 г. года экологической культуры и охраны окружающей среды и в соответствии с годовым планом деятельности среди муниципальных библиотек района объявляется профессионально-творческий конкурс «В судьбе природы – наша судьба».

Цели и задачи конкурса:

— развитие системы экологического просвещения и формирование экологической культуры населения;
— распространение знаний об экологических проблемах в мире, стране, области; продвижение чтения;
— систематизация  опыта работы  библиотек  для  дальнейшего  распространения  и привлечения читателей;

Учредители:

МУ «Отдел культуры и молодежной политики Администрации Мясниковского района»,
МБУК Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека».

Порядок проведения конкурса:

— Конкурс проводится с 1марта по 15 сентября  2013 г.
— В конкурсе принимают участие все муниципальные библиотеки района.
— Организацию конкурса осуществляет Оргкомитет в составе:

Секизян К. С. – директор МБУК МР «МЦБ»,
Кешешян А. О. – вед. методист МБУК МР «МЦБ»,
Явруян А. М. – вед. библиограф МБУК МР «МЦБ».

— Оргкомитет решает следующие задачи:

— разработка регламентирующих документов,
— разработка конкурсных заданий,
— контроль соблюдения порядка проведения конкурса,
— анализ конкурсных материалов
— определение победителей,
— награждение победителей.

Условия конкурса:

     Участники должны представить комплексный отчет о работе библиотеки по  экологическому просвещению населения, среди различных групп пользователей: просветительскую, исследовательскую, справочно-библиографическую, образовательную и досуговую  сферы деятельности.
     Комплексный отчет представить в виде аналитической справки, включающей развернутое описание опыта работы библиотеки за последние 2 года по следующим направлениям:

— организация работы библиотеки по экологическому просвещению и формированию экологической культуры с различными категориями населения (наличие определенного плана работы);
— сотрудничество с другими учреждениями и организациями, распространяющими экологические знания, участие в акциях;
— формирование фонда экологической направленности;
— формирование справочно-библиографического аппарата по фонду экологической направленности;
— продвижение книг экологической направленности;
— осуществление библиотекой информационной деятельности по экологической направленности (книжные выставки, библиографические списки литературы, аналитические обзоры, досье документов и публикаций и т.д.);
— разработки по экологическому просвещению читателей (приложить);
— формы и методы массовой работы по экологическому просвещению – описание мероприятий;
— наличие издательской продукции библиотеки по экологии;
— освещение библиотечной работы по экологическому просвещению в СМИ.

Требования к оформлению работ:

     Титульный лист должен содержать название конкурса, сведения об участнике: ФИО, должность, место работы,.
     Во вступлении указать  цель участия в конкурсе.
     Работы обязательно должны включать приложения:

— творческие работы, разработки сценариев, бесед, других мероприятий, макеты книжных выставок, электронные презентации;
— видео- и фотоматериалы о проведённых библиотечных мероприятиях;
— публикации в СМИ;
— другие творческие материалы: альбомы, издательскую продукцию библиотеки и т. д.

Итоги конкурса:
Итоги конкурса подводит жюри в составе:

Кешишян Н. С. – заместитель главы Администрации Мясниковского района – председатель,
Чубарян М. О. – начальник МУ «Отдел культуры и молодежной политики»,
Секизян К. С. – директор МБУК МР «МЦБ»,
Явруян А. К. – зав. метод. отделом МБУК МР «РДК»,
Кешешян А. О. – вед. методист МБУК МР «МЦБ»,
Явруян М. А. – вед. библиограф МБУК МР «МЦБ».

Критерии оценки работ:

— активное внедрение новых форм и методов обслуживания пользователей;
— профессиональное представление материала, соответствие теме;
— уровень эффективности представленных форм и методов работы;
— творческий подход к постановке и исполнению работы;
— свой стиль.

     По итогам конкурса определяется победитель.
     Жюри конкурса имеет право ввести номинации для награждения участников конкурса. Лучшие работы будут отмечены призами.


Материалы в помощь организации и ведению работы
по экологическому просвещению пользователей:

     www.chaltlib.ru Сайт Межпоселенческой центральной библиотеки Мясниковского района предлагает вниманию посетителей р. «Экологическая страничка», включающий разделы: 

• экологическое просвещение – задачи и возможности библиотек в информационном обеспечении экологического просвещения населения;
• законодательные материалы – законодательные акты, регламентирующие деятельность в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Ростовской области;
• виртуальная выставка «Дыхание жизни»;
• экологический календарь – располагают все библиотеки, основа планирования работы в данном направлении;
• библиографический список – литература по экологии, видеотека, медиатека
• экологический дайджест «Проблемы окружающей среды.
Глобальное потепление»
• экологические сайты – полезные ссылки в поиске необходимых материалов.

Анкеты:

«МЫ И ПРИРОДА»  (анкета)

     Уважаемый Читатель! Просим  Вас  ответить на вопросы анкеты:

— Удовлетворяет ли Вас объем и качество подбора литературы по экологической тематике?
— Удовлетворяет ли Вас подписка библиотеки на периодические издания по природоведению и экологии?
— Каким из предложенных библиотекой журналов по данной теме Вы отдаете предпочтение и почему?
— Какие периодические издания, по Вашему мнению, следует еще приобрести в библиотеку по теме экология и  охрана природы?
— Какие художественные произведения на экологическую тематику произвели на Вас наибольшее впечатление?
— Какую книгу Вы хотели бы прочитать на тему экологии, но не смогли получить ее в нашей библиотеке? 
— Какие дополнительные знания необходимы Вам в  вопросах экологии?
-  Как Вы думаете, должны ли библиотеки заниматься проблемами экологии, или же это дело специальных организаций?
— Если у Вас есть какие-либо пожелания в адрес библиотеки в работе по экологическому просвещению и образованию, поделитесь, пожалуйста, с нами?

«ЭКОЛОГИЯ И МЫ» (анкета)

— Как Вы считаете, насколько необходимо знание экологической ситуации в мире?
-Что Вы знаете об экологических проблемах? Что это за проблемы?
— Знаете ли Вы что-нибудь  об экологической ситуации в нашем регионе, области, районе?
— Как Вы думаете, кто должен заниматься проблемами экологии? Это дело специальных организаций или всех нас?
— Какие художественные произведения на экологическую тематику произвели на Вас 
наибольшее впечатление?
— Что бы Вы хотели прочитать еще, какие книги и журналы? Обращались ли Вы в библиотеку с запросом по данной тематике?
— Как Вы думаете, что может сделать человечество для оздоровления окружающей среды, сохранения жизни на Земле?

Анкета по выявлению уровня экологической культуры

— Что такое экология?
— Что значит охранять природу? Как это можно сделать?
— Какие законы по экологии тебе известны?
— Назови глобальные экологические проблемы мира.
— Как должен строить свои отношения с природой человек?
— Что ты знаешь об окружающей среде своего края?
— Что надо делать, чтобы твой край процветал?
— В каких экологических мероприятиях тебе приходилось участвовать?
— Твое отношение к природе
— Нужна ли экологическая культура?

     Для успешной работы предлагаются названия, выражения, афоризмы по теме «экология»: краткие меткие выражения часто лучше воспринимаются, хорошо запоминаются. Их употребление желательнее в беседах на эколого-природоохранные темы, особенно адресованным детям и подросткам.

Названия:

С любовью к природе
Сохраним мир вокруг себя
Протяни природе руку
Охрана природы – наш долг!
Человек! Оглянись, остановись, подумай!
Природа просит защиты
Природа – наш общий дом
В здоровом мире – здоровый дух!
Земле поклонись, человек
От нас природа тайн своих не прячет,
но учит быть внимательнее к ней
Лабиринты живой природы
Войди в природу другом
Всегда и везде – вечная слава воде!
На суше, в воде, в воздухе, в лесу…
Эта Земля твоя и моя
Чудесный мир – природа!
Сбережем природу родного края!
Красота спасет мир
Экология и мы
Экология. Человек. Общество 
Живи, Земля!
Чистота планеты – чистота души
Землянам чистую планету!
Матери-природе – заботу и внимание
Природы дивные приметы
Прекрасен мир живой природы
Охрана природы – дело каждого
Экология и современность
Мир вокруг нас
Как чудесен этот мир  и др.

Афоризмы:

Природа не знает никаких прав, ей известны только законы.

Адамс Джеймс Траслоу, американский критик и историк


Природа ничего не делает бесцельно.

Аристотель, древнегреческий мыслитель


Нет, одиноким быть не может тот,
Чей дух с природою один язык найдет.

Байрон Джордж, английский поэт.


Природа равно мстит как тем своим чадам, которые пренебрегают ее законами, так и тем, которые следуя им, нарушают меру.

Бальзак  Оноре-де, французский писатель


Окружающая среда – это то место, где все мы живем, а развитие – то, чем все мы занимаемся, стремясь улучшить нашу жизнь в этом обиталище. Одно неотделимо от другого.

Брундтланд Гро Харлем, норвежский политический и государственный деятель


В природе должен черпать человек правила для своего поведения, если желает быть вполне счастлив.

Буаст Пьер, французский филолог


Мы не можем управлять природой иначе, чем подчиняясь ей.

Бэкон Френсис, английский философ, ученый-гуманист


Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы все равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?

Веневитинов Д. В., русский поэт


Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с его законами.

Вернадский В. И., русский ученый


О человек!
Природа-мать ни рек
и ни морей от глаз твоих не прячет.
Ни росных трав,
Ни голубых небес…
Цени ее доверие, Природы!
Не обмани его!
И в темный лес
Входи, как в храм под мраморные своды.

Викулов С. В., российский поэт


Лет 20 надо, чтобы человек проявил себя.
30 веков потребовалось, чтобы узнать его строение.
Вечность нужна для познания его души.
Но одной минуты достаточно, чтобы его уничтожить.

Вольтер, французский писатель, философ-просветитель


Неужели жизни не жалея,
Мир мы отдадим, и предадим,
И погубим леностью своею,
И навеки канем вместе с ним? 

Гамзатов Р. Г. «Помогите», аварский поэт


Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

Гвездослав Павол, словацкий поэт


Природа не признает шуток: она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Гете И. В., немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель


Я верю, что разум погибнуть не даст
И что помраченье отступит,
Природа ж спасенная тем и воздаст,
Что жизнь ради жизни наступит.

Гирусов Э. В., российский философ, эколог


Культура не может произрастать без экологической культуры, а экологическая культура вовсе не может состояться в условиях бескультурья.

Данилов-Данильян В. И., российский экономист, эколог, государственный деятель


Как прекрасна
Земля
И на ней человек.

Есенин С. А., русский поэт


… Сохраните природу навечно
Да живёт и хранится природа:
Не дарите внукам печали,
Подарите потомкам ЗЕМЛЮ,
Непорочную, как в начале…

из эпоса народа ханты


Когда поймешь ты наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О, человек, венец природы,
Что без природы – твой венец?

Кирсанов, С. И., русский поэт


Человек, который понимает и любит природу, не сделает дурного поступка – он прошел «душевный университет».

Леонов Л. М., российский писатель


Экология не должна быть просто «пожарной помощью» или «скорой помощью», она должна быть наукой, изучающей мир как органическое, разумное целое.

Лихачев Д. С., русский литературовед, историк, публицист


И твердит природы голос:
«В вашей власти, в вашей власти.
Чтобы все не раскололось
На бессмысленные части».

Мартынов Л. Н., русский поэт


Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения.

Маршак С. Я., русский поэт


Мир – это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы  только и можем жить!

Природа без человека жила миллиарды лет и сможет жить без человека, но человек вне полноценной биосферы существовать не может. Современная экология – это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нем было жить лучше и удобней, чем нам.

Моисеев Н. Н., российский ученый, математик, механик


Природа всегда рождает законы гораздо более справедливые, чем те, которые придумываем мы.

Монтень, французский писатель и философ


Природу не уродуй,
Природу не обидь. –
Родился человеком,
Так надо им и быть!

Мошковская Э. Э., русская детская писательница


Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять. Ошибочное понимание приносит большой вред.

Налбандян М. Л., армянский писатель и философ


Пойми живой язык природы –
И скажешь ты: «Прекрасен мир!»

Никитин И. С., русский поэт


Вода – больший дефицит, чем энергия. У нас есть альтернативные источники энергии, но альтернативы воды нет.

Одум Юджин, американский эколог, зоолог

 
Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного –
Чтоб люди были к ней добры.

Огнецвет (Коган Эдзи), белорусская поэтесса


Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Учит по календарю –
По живому букварю…

Орлов В. В., российский писатель и поэт


Человек – это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая.

Паскаль Блёз, французский естествоиспытатель и философ


Леса не только приносят великую пользу человеку, но и украшают и оздоровляют Землю, поддерживают саму жизнь на Земле.

Паустовский К. Г., русский писатель


Нет правды без любви к природе,
Любви к природе нет без чувства красоты.

Полонский Я. П., русский поэт


Лес в своем понятии содержит столько поэзии… До того красиво, что жить хочется. Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.

Пришвин М. М., русский писатель


Три опасности уничтожения человечества существуют сегодня в мире – ядерная, экологическая и опасность, связанная с разрушением культуры… В известном смысле можно предположить: его третья опасность, то есть нарушение духовно-поведенческого аппарата, привела к появлению и первых двух.

Экология стала самым громким словом на Земле, громче войны и стихии. Она характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством.

Распутин В. Г., российский писатель


Любая наука – дитя нужды, экология тоже, но она прежде всего – наука о проблемах [человечества].
Любопытно, что человечество как система может погибнуть не только от ядерной войны, но и от благополучия тоже.

Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить.

Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в её жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее – деталь. Она для него – все. А потому: не вреди!

Реймерс Н. Ф., российский зоолог, эколог.


К сожалению, соображения бережного отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи не заметным, но непременным стимулом созидателя.

Рерих Н. К., русский художник, мыслитель, путешественник


Природа никогда не обманывает нас; это мы сами постоянно обманываемся.

Руссо Жан-Жак, французский писатель, философ, просветитель


Как мне жалко людей, про которых
Говорят, что угрюмый их глаз
Видит лишь водоемы в озерах,
А в лесу древесины запас.

Рыленков Н. Н., русский поэт


Человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке  и природного в природе.

Сахаров А. Д., российский физик-теоретик, общественный деятель


Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь.

Сент-Экзюпери Антуан-де, французский летчик, писатель


Кто утомлен, тому природа –
Великий друг, по сердцу брат.
В ней что-нибудь  всегда найдется
Душе звучащее на лад.

Случевский К. К., русский поэт

  

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще – природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входя сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Смирнов С. В., российский поэт


Человеческая мысль – не «роскошь» природы, а способ ее самопознания, отражения и развития, попытка природы осознать самое себя.

Толстой Л. Н., русский писатель


Все тесно связано вокруг
(примеры мы не будем множить).
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.

Томсон Дж. Дж., английский физик


Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Тургенев И. С., русский писатель


Всякая вещь в природе является либо причиной, направленной на нас, либо следствием, идущим от нас.

Фичино Марсилио, итальянский философ-гуманист


Мы научились плавать в воде, как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на земле, как люди.

Шоу Б., английский писатель, драматург и публицист


Нравственное воздействие природы на любого человека измеряется правдой, которую она ему открыла.

Эмерсон Р. У., американский писатель, эссеист


Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след,
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Нет фальши в песнях облаков и вод,
Деревьев, трав и каждой твари божьей,
Все в мире голосом своим поет,
На голоса другие не похожим.

«Почему серебряная птица
К нашим не спускается ногам,
Нас она не любит иль боится?» –
«Может, любит, но не верит нам!»

«Почему всегда и всюду звери
Норовят исчезнуть с наших глаз,
Нас не любят или же не верят?» –
«Может, любят, но боятся нас!»

«Скажи, зачем с горами и лесами
Ты говоришь, о странный человек?» –
«Полезны всем беседы с мудрецами,
Все повидавшими за долгий век!»

Гамзатов Р. Г., аварский поэт


Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю!
Берегите…
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все вычерпать до дна.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то земли не будет
И каждого из нас.

Дудин М. А., русский поэт


Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

И тоскуют о Человеке
Лес редеющий,
черный снег,
дождь отравленный,
мертвые реки,
да и сам человек…

Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!

Евтушенко Е. А., российский поэт


Крепнет сила людская,
Растет год от года.
Что ни день –
Умножается знаний запас.
И не мы теперь
Милостей ждем от природы,
А давно уже 
Ждет их природа от нас.
Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ и благородство, и природа.
Прости, Земля!
Пьянея от побед,
Мы мало ценим твой высокий свет
Без нас жила ты миллионы лет –
Мы без тебя не проживем и года.

Киселев И. М., русский поэт


Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.

Тютчев Ф. И., русский поэт


Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!

Посмотрите с чувством люди,
Что с планетой нашей будет?
Об асфальт, сжигая шины
Газом кашляют машины,
Сколько гари, сколько дыма
Просто невообразимо.
Печи, фабрики, заводы,
Катера и теплоходы,
«Выдыхают» серный газ
Подсчитайте, сколько в час?
Экология в упадке,
Слой озонный слишком шаткий,
Ну, когда же мы поймём?
Это дом, мы в нём живём!
Землю мы считаем раем,
Сами же и отравляем!
Мусора завалы, груды,
Впрочем, урны есть повсюду,
На лицо накинув тень,
В урну бросить мусор лень
И использованный товар
Бросим здесь, на тротуар.
В парках, скверах, и аллеях
Кучи мусора белеют.
И признаться, стыдно даже
Словно свалка наши пляжи!
В космос сорок лет летаем
И его мы засоряем,
Ну, когда придёт сознание
В уважении мироздания?
Двадцать первый ныне век
Будь умнее ЧЕЛОВЕК!

Читаем, учимся, играем (2007-2012 гг.):

Окружающая среда:

Бекетова, Л. В. Одумайся, человек! [Текст]: театрал. мероприятие об охране окружающей среды; 5-8 кл. / Л. В. Бекетова. – 2012. –  №  1. – С. 84-85.

Борсук, А. И. Заповеди природы [Текст]: мероприятие по географии и биологии, направл. на воспитание бережного отношения к природным ресурсам; 5-7 кл. / А. И. Борсук. – 2011. –  №  5.  – С. 103-108.

Бударина. В. А. Я дышу, а значит, я живу [Текст]: эколог. вечер, посв. проблеме загрязнения атмосферы; 7-11 кл. / В. А. Бударина. – 2007. –  №  6.  – С. 97-103.

Варакина А. С. И превратился в пепел город [Текст]: сценарий урока памяти о ядерной трагедии японских городов (6 и 9 августа – День памяти жертв Хиросимы и Нагасаки); 5-8 кл. / А. С. Варакина. – 2010. –  №  6. – С. 98-110.

Вираховская, Т. И. А ты знаешь, кто имеет 28 тысяч глаз? [Текст]: экологический брейн-ринг; 7-9 кл. (5.06 – Все6мирный день охраны окружающей среды) / Т. И. Вираховская. – 2007. –  №  4. – С. 97-99.

Голунова. Е. Н. «Очей очарованье!..» [Текст]: литерат.-худож. композиция, посв. теме осени в произв. рус. писателей и поэтов / Е. Н. Голунова. – 2009. –  №  6. – С. 105-109.

Горячева, Л. А. Земля – планета людей [Текст]: материал для урока; 7-8 кл. / Л. А. Горячева. – 2007. –  №  8. – С. 105-109.

Дементьева, Т. В. Загадки мудрого филина: познавательная игра (по типу «Кто хочет стать миллионером?»); 5-7 кл. / Т. В. Дементьева. – 2008. –  №  3. – С. 95.

Клемина, Л. М. Чернобыль – наша боль [Текст]: мероприятие, посв. 25-й годовщине со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС; 5-11 кл. (26.04 – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах) / Л. М. Клемина. – 2011. –  №  1.  – С. 105-108.

Кострюкова, Т. Н. Мусорознайка[Текст]: игровое мероприятие, рассказывающее о том, откуда берется мусор и как его правильно утилизировать; 4-5 кл. / Т. Н. Кострюкова. – 2011. –  №  9. – С. 93-95.

Некрасов, И. Б. Как сварить обед в походе [Текст]: практ. материал и викторина к уроку ОБЖ о правилах выживания в лесу; 5-9 кл. / И. Б. Некрасов. – 2010. –  №  7.  – С. 84-89.

Некрасов, И. Б. Отправляемся в поход [Текст]: турист. игра; 5-7 кл. / И. Б. Некрасов. – 2010. –  №  4. – С. 108-110.

Пешкун, Л. Г. Жалобы природы [Текст]: театрализ. представление об охране Земли; 4-5 кл. / Л. Г. Пешкун. – 2012. –  №  10.  – С. 88-91.

Стрелкова. М. А. «Есть в осени первоначальной…» [Текст]: литерат.-муз. вечер, посв. теме осени в стихотворениях русских поэтов; 5-7 кл. / М. А. Стрелкова. – 2010. –  №  7.  – С. 90-93.

Тебенькова, О. В. Мы – за чистый город! [Текст]: урок, посв. загрязнению природы; 7-8 кл. / О. В. Тебенькова. – 2007. –  №  9. –С. 93-94.

Фаттахова, А.Г. Путешествие по Красной книге [Текст]: материал по охране природы; 5-6 кл. / А.Г. Фаттахова. – 2009. –  №  11.  – С. 65-67.

Экология:

Барабанова, Г.В. Страницы родной природы [Текст]: сценарий Дня экологии с элементами викторины; 5-8 кл. / Г.В. Барабанова. – 2009. –  №  11.  – С. 68-71.

Волкова, А. Б. Белоснежные ромашки [Текст]: экологический праздник; 5-6 кл. / А. Б. Волкова. – 2008. –  №  4. – С. 100.

Горячева, Е. А. Не только в гости ждет тебя природа: КВН по экологии; 6-8 кл. / Е. А. Горячева. – 2008. –  №  3. – С. 91.

Евдокимова, И. А. Подружись с природой [Текст]: познават. игра, посв. экологии; 6-7 кл. / И. А. Евдокимова. – 2007. –  №  11. – С. 88-91.

Кучина, В. В. Что ждет нашу планету [Текст]: эколог. игра; 7-9 кл. / В. В. Кучина. – 2007. –  №  11. – С. 92-97.

Лекомцев, Д. Г. Земля – наш общий дом [Текст]: викторина к уроку географии или классному часу на тему экологии (22 апреля – Международный день Земли); 9-10 кл. / Д. Г. Лекомцев. – 2010. –  №  1.  – С. 108-112.

Парамонова, В. Н. Кладовые природы [Текст]: сценарий мероприятия по экологии; 3-6 кл. / В. Н. Парамонова. – 2008. –  №  12. – С. 91.

Худякова, Н. К. Чистый родник в твоем доме [Текст]: эколог. вечер; 5-8 кл. / Н. К. Худякова. – 2008. –  №  12. – С. 96.

Вода:

Авдохина, И. С., Рудых, Т. И. Чудо-озеро Байкал [Текст]: сценарий театрал. занятия из цикла «Край, в котором ты живешь» / И. С. Авдохина, Т. И. Рудых. – 2007. –  №  1. – С. 99-107.

Горбунова, Л. П. Любовь моя, Байкал! [Текст]: экологический вечер; 7-11 кл. / Л. П. Горбунова. – 2008. –  №  3.– С. 103-107.

Давыдова, М. А. Источник жизни [Текст]: сценарий познават. мероприятия о воде и правилах гигиены; 4-6 кл. (22.03 – Всем. день воды) / М. А. Давыдова. – 2011. –  №  1. – С. 102-104.

Давыдова, Г. Е. Что на промысле у нас? [Текст]: игровое мероприятие об обитателях северных морей / Г. Е. Давыдова. – 2012. –  №  10.  – С. 84-87.

Данилина, А. К. Спасите родничок! [Текст]: эколог. сказка по мотивам сказки Л. Московенко «Родниковая фея»; 5-6 кл. / А. К. Данилина. – 2009. –  №  7. – С. 98-99.

Евдокимова, И. А. В пучине волн [Текст]: урок экологии к Всемирному дню моря (24 сентября); 7-8 кл. / И. А. Евдокимова. – 2009. –  №  6. – С. 97-103.

Кирасирова, Л. Н. Без воды нет жизни [Текст]: познават. игра, посв. охране водных ресурсов; 5-7 кл. / Л. Н. Кирасирова. – 2012. –  №  10.  – С. 78-83.

Набиуллина, Р. М. H2O – живительная влага [Текст]: конкурсная программа; 10-11 кл. (22.03 – Всемирный день водных ресурсов) / Р. М. Набиуллина. – 2007. –  №  12. – С. 100-104.

Полковая, Н. В. Обитатели подводного царства [Текст]: викторина к уроку биологии об обитателях подводного мира; 5-6 кл. / Н. В. Полковая. – 2011. –  №  5.  – С. 109-110.

Трубаева, Т. В. Загадочная стихия [Текст]: праздник, посв. воде; 7 кл. / Т. В. Трубаева. – 2007. –  №  1. – С. 96-98.

Растения:

Бабкина. Н. В. Красавица калина [Текст]: экскурсия-рассказ о калине; 7-11 кл. / Н. В. Бабкина. – 2008. –  №  7.– С. 102.

Керимова, В. В. Золотая осень [Текст]: праздник осени / В. В. Керимова. – 2008. –  №  6.– С. 106.

Савинкова, Л. А. «Они цветут, сердца отогревая…» [Текст]: вечер, посв. цветам; 5-6 кл. / Л. А. Савинкова. – 2008. –  №  4. – С. 95.

Стаценко, Т. Н. Осенний листопад [Текст]: час поэзии; 5-7 кл. / Т. Н. Стаценко. – 2008. –  №  7.– С. 99.

Птицы:

Бударина, В. А. Крылатый почтальон и пернатый чемпион [Текст]: викторина, посв. птицам (1.04 – Международный день птиц) / В. А. Бударина. – 2007. –  №  2. – С. 94-99.

Вечкитова, Е. Д. Лебединая верность [Текст]: праздник, посв. птицам – лебедям; 5-6 кл. / Е. Д. Вечкитова. – 2007. –  №  4. – С. 100-104.

Горячева, Е. А. Соловьиный праздник [Текст]: сценарий внеклассного игрового мероприятия о соловьях; 4-6 кл. (1.04 – Международный день птиц) / Е. А. Горячева. – 2012. –  №  1.  – С. 74-78.

Каркачева, Н. А. Для скворца и для синицы дом построим мы отличный! [Текст]: эколог. школьный праздник; 5-6 кл. / Н. А. Каркачева. – 2009. –  №  1.  – С. 87-91.

Каркачева, Н. А. Путешествие в Птицеград [Текст]: познавательно-развлекательная викторина (1 апреля – Международный день птиц); 5-6 кл. / Н. А. Каркачева. – 2010. –  №  1. – С. 100-103.

Кубарева, А. В. Пернатые соседи [Текст]: орнитологическая игра; 5-6 кл. / А. В. Кубарева. – 2010. –  №  1.  – С. 104-107.

Кудряшева, Л. А. Вестники радости и весны [Текст]: праздник птиц. / Л. А. Кудряшева. – 2008. –  №  1. – С. 89.

Кудряшева, Л. А. Турнир орнитологов[Текст]:   экологическая игра; 6-11 кл. / Л. А. Кудряшева. – 2009. –  №  1. – С. 92-95.

Животные:

Бударина. В. А. «И кузнечик запиликает на скрипке…» [Текст]: зоомузыкальная викторина; 6-9 кл. / В. А. Бударина. – 2007. –  №  7. – С. 99-105.

Владимирова, Л. А. Порхающие цветы [Текст]: мероприятие о бабочках, с элементами викторины; 5 кл. / Л. А. Владимирова. – 2011. –  №  5.  – С. 98-102.

Гуринова, М. М. Я иду по лесу… [Текст]: конкурсно-игровая программа, посв. животному и растительному миру; 7-9 кл. / М. М. Гуринова. – 2007. –  №  10. – С. 95-105.

Желтоножко, Е. А. Здравствуй, Белка [Текст]: урок биологии о языке животных и птиц; 4-6 кл. / Е. А. Желтоножко. – 2012. –  №  1.  – С. 79-83.

Зуева, А. А. Тигр в шаге от легенды [Текст]: мероприятие, посв. защите амурского тигра в Приморье; 5-11 кл. / А. А. Зуева. – 2011. –  №  9. – С. 90-92.

Каркачева, Н. А. Сохраним родную природу! [Текст]: материал, посв. редким видам животных; 6-7 кл. (11.01 – День заповедников и национальных парков) / Н. А. Каркачева. – 2007. –  №  10. – С. 90-94.

Косарева, Т. В., Ткаченко, Л. В. Зачарованный мир бабочек [Текст]: эколог. урок; 5-6 кл. / Т. В. Косарева, Л. В. Ткаченко. – 2010. –  №  4. – С. 98-101.

Лобанова, С. В. Четвероногим – за верность и преданность [Текст]: час интересной информации; 5-7 кл. (4.10 – Международный день защиты животных) / С. В. Лобанова. – 2007. –  №  7. – С. 94-98.

Неволина, Г. А. Как звери лес спасали [Текст]: мюзикл о правилах поведения в лесу и противопожар. безопасности; 5-7 кл. / Г. А. Неволина. – 2010. –  №  4. – С. 102-107.

Опоцкая. О. В. Мордочка, хвост и четыре ноги [Текст]: сценарий мероприятия, посв. собакам; 5-9 кл. / О. В. Опоцкая. – 2009. –  №  7.  – С. 90-97.

Подгорнова, Г. А. Живая планета [Текст]: сценарий эколог. вечера, посв. сохранению и защите жаб и лягушек; 4-6 кл. / Г. А. Подгорнова. – 2012. –  №  1.  – С. 86-89.

Человек:

Остапчук, Т. Н. Как питаешься, так и улыбаешься [Текст]: развлекательно-познават. игра ко Всемирному дню здоровья. / Т. Н. Остапчук. – 2008. –  №  1. – С. 97.

Библиотека  (2008-2012 гг.)

Анишина, О. Учим беречь природу [Текст]: опыт работы по реализации цел. программы «Защитим природу – защитим себя!»  (г. Могилев) / О. Анишина //  Библиотека – 2009 – №  1– С. 58-60.

Бажутина, Г. «Наш город – наш дом» [Текст]: опыт природоохранной работы (г. Ижевск) / Г. Бажутина // Библиотека – 2009 – №  5– С. 83-86.

Ближенская, А. «Лесной домишко» из любимой книжки [Текст]: уроки доброты В. Бианки / А. Ближенская // Библиотека – 2011 – №  10 – С. 56-57.

Боброва, Е. Уроки «Живой планеты» [Текст]: реализация программы, направленной на повышения уровня экокультуры учащихся (г. Владивосток) / Е. Боброва // Библиотека – 2008 – №  4– С. 57-59.

Буканова, М. Город, который мы… любим?! [Текст]: фотоэкспозиция «Я люблю свой город»: проблемы загрязненности, общественный резонанс (г. Новокуйбышевск) / М. Буканова // Библиотека – 2008 – №  7– С. 70-72.

Крикун, Т. Начать с «Зеленого листа» газетного формата [Текст]: издательский проект – опыт работы (г. Мончегорск) / Т. Крикун // Библиотека – 2008 – №  6– С. 73-74.

Линков. М. Экокраеведение – особое направление деятельности [Текст]: исследование по эколог. просвещению / М. Линков // Библиотека – 2011 – №  5 – С. 56-60.  

Матюхина, И. Протяни руку дружбы природе [Текст]: познават.-игровые приемы привлечения детей к чтению / И. Матюхина // Библиотека –  2012 –  №  12 – С. 66-68.

Ракитянская, Н., Наволокина, Н. Здесь воздух чист, и солнце светит [Текст]: мы и окружающая среда / Н. Ракитянская, Н. Наволокина // Библиотека –  2012 –  №  7 – С. 71-74.

Рыщанова, У. Земля – наш общий дом [Текст]: проблемы экологического воспитания / У. Рыщанова // Библиотека – 2010 – №  1 – С. 58-59.

Сибирцева, Н., Сибирцева, Е. Учиться никогда не поздно [Текст]: опыт работы по эколог. просвещению (г. Томск) / Н. Сибирцева, Е. Сибирцева // Библиотека – 2010 – №  5 – С. 70-72. 

Соловьева, Е. Книгу природы пишем сами [Текст]: формирование у юных читателей экологического мировоззрения (опыт работы; г. Сафоново) / Е. Соловей // Библиотека – 2008 – №  10 – С. 63-67.

Усенко, Н. Вас встречает Югра [Текст]: опыт работы по экологическому просвещению (г. Советский) / Н. Усенко // Библиотека – 2008 – №  1– С. 55-57.

Чемоданова, Е. Мир человека – мир животных: на бумаге и в компьютере [Текст]: об изданиях по экологии Центра эколог. информации и культуры УОНБ им. А. И. Герцена (г. Киров) / Е. Чемоданова  // Библиотека – 2009 – №  11– С. 64-67.

Источники:

Информационно-библиотечная экология [Текст]: учебно-методическое пособие / С. Е. Демидова, М. В. Носырева, М. Ф. Кряжева, Е. В. Фоменко, Е. В. Маклакова, Т. В. Кузьмина, Т. Б. Сабинина; под общю ред. С. Е. Демидовой. – М.: Литера, 2010 – 120 с. – (Современная библиотека. Вып. 74).

Сухотина, Е. А. Библиотеки и экологическое просвещение в интересах устойчивого развития [Текст]: учебно-практическое пособие / Е. А. Сухотина. – М.: Литера, 2010 – 240 с. – (Современная библиотека. Вып. 67).

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки [Текст]: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек; введение и науч. ред. В. М. Константинова – М.: Либерея-Бибинформ, 2007 – 80 с. – (библиотекарь и время. XXI век. Вып. 75).

Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2010 году» / Администрация Ростов. обл., Комитет по охране окруж. среды и природ. ресурсов; [под. общ. ред. Назарова С. М. и др.]. – Ростов-на-Дону: [Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области], 2011 – 357 с.: ил., табл.; 29 см. + CD-ROM/ – 3500 экз.: 100-00.

Модельный стандарт обеспечения доступа  населения к  экологической информации общедоступными библиотеками и  иными  информационными  центрами [электронный ресурс] // МОО «Информация для всех»: [сайт]. – 2012. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/pcpi/docs/pcpi0004.pdf

     В копилку специалиста. Вып. 1 (20): Формирование экологической культуры. Методические рекомендации по освоению и применению библиотеками современных методов в информировании населения о состоянии окружающей среды, охране природы и экологической безопасности [Текст]:: метод. пособие для специалистов мун. библиотек / МБУК  МР «МЦБ»; отв. за вып. К. С. Секизян, сост.  А. О. Кешешян – Чалтырь, 2013. – 44 с. – 30 экз.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL