ВЫПУСК 2 (6)

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК
Разработка включает в себя основные аспекты инновационной деятельности библиотек, является дополнением к лекции-консультации по теме «Инновационная деятельность библиотек», рассчитана для самостоятельного изучения.
Инновационная деятельность библиотек
Классификация библиотечных инноваций:
По признаку содержания:
Продуктивные нововведения – создание новых услуг, библиотечно-библиографической продукции или совершенствование существующих. Ориентированы на пользователей, общество и сотрудников, внедряющих новшество.
Технологические нововведения – создание новых технологий, совершенствование технологических процессов, использование новых технических средств. Ориентированы на сотрудников библиотек, внедряющих новшество.
Управленческие нововведения – направлены на реорганизацию структуры библиотеки, изменение методов руководства. Ориентированы на сотрудников библиотеки, профессиональное сообщество.
По признаку новизны:
Радикальные –
— внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих выполнение отдельных или всех библиотечных процессов;
— использование в автоматизированных системах новых технологий;
— изменения в законодательстве, которые могут повлиять на деятельность библиотек;
— социальные перемены (например, изменения численности, состава и размещения населения);
— внедрение новых видов услуг (выдача на дом программных продуктов, сервисное обслуживание определенных групп населения);
— изменения в финансировании;
— реорганизация;
— переезд на новое место;
— строительство нового здания.
Модифицирующие –
— изменение формы или размера печатной продукции библиотеки;
— расширение какого-либо вида услуг.
Три условия успешной инновационной деятельности:
1. Инновационная деятельность – это труд, требующий обширных знаний, изобретательности, предрас-положенности. Исполнители должны быть усердными, настойчивыми, целеустремленными. Без этих качеств невозможно введение инноваций.
2. Чтобы преуспеть, новаторы должны исходить из своих сил и способностей. Ответственность принимаемых решений требует учета и оценки собственных сил.
3. Нововведения воздействуют на общество, оказывая воздействие на процесс деятельности людей.
Осуществление инновационной деятельности предполагает:
— разработку планов и программ инновационной деятельности;
— наблюдение за ходом разработки новаций и их внедрением;
— проведение единой инновационной политики, координация деятельности в этой области в структурных подразделениях библиотеки;
— обеспечение финансовыми и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
— создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем – от идеи до ее внедрения;
— обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом.
Основные этапы инновационного процесса:
1. Анализ потребностей библиотечной практики:
— сбор информации об изменениях в деятельности библиотек – пожелания, требования;
— сбор информации о потенциальных возможностях библиотеки в отношении разработки и освоения новаций, определение степени и размера риска.
2. Отбор выявленных идей и определение целей и задач инновации:
— определение возможности и практической реализации;
— выяснение степени технологической общности;
— соответствие имиджу библиотеки и стратегии ее развития.
3. Анализ влияния внутриорганизационных факторов и субъективного отношения участников инновации на ее потенциал.
4. Анализ экономической эффективности:
— техническая разработка новшества, создание конкретного проекта;
— оценка потенциального спроса;
— определение расходов на создание и освоение инновации;
— наличие необходимых ресурсов для внедрения: кадрового потенциала, финансовых, технологических, технического оснащения, фондовых;
— сроки освоения новшества и использование его в деятельности.
5. Принятие решения о внедрении инновации.
6. Апробирование инновации.
7. Оценка эффективности инновации:
— определение ее положительных и отрицательных сторон.
8. Распространение инновации среди библиотек с учетом специфики деятельности каждой.
9. Адаптация инновации в библиотечной практике.
10. Рутинизация инновации, превращение ее в привычный элемент библиотечной деятельности.
Важнейшие факторы, способствующие успешному внедрению инноваций:
— поддержка высшего руководства библиотеки;
— удачная организационная структура: исследовательский потенциал и широкие возможности;
— ориентация разработчиков новаций на потребности сотрудников и пользователей как высшего критерия успеха;
— поведение участников процесса, а также наличие сильного организатора;
— уникальность новой продукции.
Глоссарий:
Опыт – совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умения.
Передовой библиотечный опыт – совокупность вновь найденных или усовершенствованных в процессе практической деятельности форм и методов работы, способствующих повышению эффективности и качества библиотечного обслуживания и облегчению труда библиотекарей.
Инновация – обновление продукции и услуг, осуществляемых библиотекой, ее технологий, форм и методов управления, обеспечивающее поддержание и совершенствование современного имиджа, качества обслуживания, конкурентоспособности среди других библиотек.
Новшество – новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление или обычай.
Нововведение (инновация) – процесс использования новшества. Новшество приобретает новое качество, становясь нововведением с момента принятия решения до его распространения.
Жизненный цикл инновации – период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования.
Инновационный процесс – последовательно проведенные работы в период от зарождения идеи и до использования новшества.
По материалам:
Ломановская, Е. Д. Инновационная деятельность библиотек [Текст]: лекция-консультация. / Е. Д. Ломановская. // Шпаргалки для обучающих. – Вып. № 2 – Ростов н/Д, ДГПБ – 2001. – С. 3-17.
Список использованной литературы:
1. Береснева, А. М. Отчет – дело творческое [Текст]: отчет деятельности библиотеки в новом изложении. / А. М. Береснева. // Библиотека. – 2005. – № 7 – С. 27-30.
2. Библиотечное дело [Текст]: терминологический словарь / РГБ. – М., 1997. – С. 45, 87.
3. Борисова, Т. Традиции старые, подходы новые. [Текст]: опыт работы / Т. Борисова. // Библиотека. – 2007. – № 3. – С. 66-69.
4. Ершов, А. Межгосударственная библиотечная школа-семинар «Экологическая информация и просвещение в интересах устойчивого развития» [Текст]: информация о мероприятии. / А. Ершов. // Библиотека. – 2005 – № 11 – С. 23. •
5. Железнякова, Н. Инновации – не самоцель. [Текст]: интегрирование различных новаций – опыт работы. / Н. Железнякова. // Библиотека. – 2006. – № 8. – С. 38-39.
6. Захарова, Е. Реальны ли равные возможности? [Текст]: новое в специальной библиотеке – опыт работы. / Е. Захарова. // Библиотека. – 2006. – № 2. – С. 52-53.
7. Игнатова, Л. Информационные технологии книге не враги [Текст]: «книжная пропаганда» современными возможностями. – опыт работы / Л. Игнатова. // Библиотека. – 2005. – № 12 – С. 42-43.
8. Карташов, Н. Инновационные процессы [Текст]: общее и частное / Н. Карташова // Библиотека. – 1998. – № 3 – С. 39-42.
9. Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках. [Текст]: прак. пособие. / Е. Ю. Качанова. – СПб.: Профессия, 2003. – 318 с. – (серия «Библиотека»).
10. Качанова, Е. Стратегия роста [Текст]: достижения ОУНБ г. Смоленска: информация к размышлению. / Е. Качанова. // Библиотека. – 2006. – № 8 – С. 15-19.
11. Ловкова, Т. Традиция и «творческий прорыв». [Текст]: Будущее библиотек – за всемерным развитием инновационных начал в их деятельности (о социальной роли публичных библиотек сегодня) / Т. Ловкова. // Библиотека. – 2007. – № 6. – С. 40-42.
12. Матлина, С. П. Взаимосвязь библиотечных традиций и инноваций [Текст] / С. П. Матлина // Библиотековедение – 1993. – № 4. – С. 18-32. • (нет в ЦБ)
13. Матлина, С., Козин, А. Лучше один раз увидеть… [Текст]: взгляд на современную культурологию. / С. Матлина, А. Козин. // Библиотека. – 2005. – № 8 – С. 44-46.
14. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) [Текст] / А. И. Пригожин. – М.: Политиздат, 1989. – 217 с.
15. Редькина, Н. Нужны ли инновации? [Текст]: Модернмзация библиотечных технологий, качество предлагаемых информ. продуктов и услуг – опыт работы. / Н. Редькина. // Библиотека. – 2007. – № 10. – С. 69-72.
16. Серейчик, С. С. Управление изменениями в библиотеках: опыт и возможности реализации [Текст] / С. С. Серейчик // Библиотековедение – 1997. – № 4. – С. 64-80. • (нет в ЦБ)
17. Симонова, Г. Студия – место и время «подтянуться». [Текст]: Библиотека – центр педагогического просвещения; школа инновационного творчества. / Г. Симонова. // Библиотека. – 2007. – № 4. – С. 77-78.
18. Суслова, И. М. Методическая работа в поисках будущего [Текст] / И. М. Суслова // Библиотека. – 1998. – № 1. – С. 36-38.
19. Суслова, И. М. Методическая работа библиотек: перспективы, концепции [Текст]: учеб пособие. – М.: МГУК, 1995. – С. 11-18.
20. Суслова, И. М. основы библиотечного менеджмента [Текст]. / И. М. Суслова. – М.: Либерея, 2000.- С. 148-155.
21. Счастливцева, Т. Мальчик-книголюб – символ удачи [Текст]: реклама и менеджмент – опыт работы. / Т. Счастливцева. // Библиотека. – 2005 – № 10. – С. 54-55.
22. Шурупова, Л. Новаторство по комплексной программе. [Текст]: совершенствование проф. навыков в современных условиях – опыт работы. / Л. Шурупова. // Библиотека. – 2005. – № 12 – С. 56-57.
В копилку специалиста: Вып. 2 (6). Инновационная деятельность библиотек: основные аспекты, глоссарий, информационно-библиографический список. [Текст] / МУК Мясниковского района «МЦБ»: МБО; сост. Кешешян. А. О.: отв. за вып. Кешешян А. О. — Чалтырь. 2008.
Вверх страницы