ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).
В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.
Муниципальные общедоступные библиотеки, в соответствии с положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 71, ст. 74), в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды:
— осуществляют информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности;
— распространяют экологические знания в рамках системы всеобщего и комплексного экологического образования, что включает:
• разработку и проведение образовательных программ и циклов по экологии;
• организацию и проведение экологических и природоохранных акций;
• воспитание экологической культуры;
• эколого-краеведческая работу;
• формирование экологической культуры
• методическую поддержку работы библиотек по экологическому просвещению.
В своей деятельности мы пытаемся помочь нашим пользователям в решении следующих вопросов:
• Как защитить свои экологические права?
• Что такое экологические права?
• Право на участие в принятии решений по охране окружающей среды.
• Международные соглашения (сохранение природных ресурсов).
• Право на доступ к экологической информации, включающее в себя:
* понятие экологической информации;
* классификация экологической информации;
* источники и носители экологической информации;
* ресурсы экологической информации, доступные населению через библиотеки;
* книги, периодические издания на традиционных носителях;
* издания на нетрадиционных носителях;
* информационные ресурсы Интернет;
* неопубликованные документы.
Можно выделить следующие тематические блоки экологической информации:
— экология как раздел биологии, рассматривающий основные закономерности функционирования природных систем различного ранга (от биосферы до элементарных экосистем и популяций);
— социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы;
— прикладная экология, рассматривающая вопросы природоохранной деятельности, рационального природопользования, экологической безопасности;
— экологическое право, рассматривающее законодательство по вопросам экологии и охраны окружающей среды (международное, федеральное и региональное).
Источниками экологической информации являются:
— документы, содержащие философско-теоретическое и научное осмысление концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблем;
— научные и учебные материалы по экологии, социальной экологии, охране окружающей среды, рациональному природопользованию, экологической безопасности;
— научно-методические разработки по организации и осуществлению экологического образования и просвещения населения, по формированию экологической культуры;
— документы о состоянии окружающей среды и мерах по её охране;
— документы о различных экологических объектах (естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания и пр.);
— документы, отражающие традиционные знания о природе и природопользовании коренных малочисленных народов Российской Федерации;
— нормативно-правовые акты, полностью или частично посвященные вопросам экологии;
— документы о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим экологические права граждан;
— документы по контролю за соблюдением нормативов, стандартов, а также по лицензированию и сертификации товаров, работ и услуг;
— документы о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, также террористических актах, повлекших изменение нормального состояния окружающей среды;
— документы об экологических правонарушениях, преступлениях и мерах по их пресечению и расследованию;
— документы с прогнозами возникновения либо дальнейшего развития экологических ситуаций;
— кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления;
— данные экологического мониторинга;
— материалы государственного статистического учёта и учёта природных ресурсов (экологического учёта);
— регистры и реестры веществ, объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость;
— экологические стандарты для предприятий.
В связи с динамичным развитием общественных отношений и ростом спроса на информационные услуги в области экологии, охраны окружающей среды, рационального природопользования данный перечень остается открытым.
Документы по экологии на традиционных носителях:
Печатные издания: книги, брошюры, периодические издания; аудиовизуальные материалы по экологии и охране окружающей среды, справочно-библиографический фонд: справочные и библиографические издания, экспресс-информация, неопубликованные библиографические пособия и т. д.
В настоящее время более 100 учреждений и организаций РФ выпускают книги, монографии, периодические издания по экологической тематике. По данным РКП (Российской книжной палаты), в стране ежегодно издается более 300 наименований книг и брошюр, посвященных вопросам экологии, экологического мониторинга и рационального природопользования, экологического образования. Общий тираж таких изданий превышает 600 тыс. экз.
В помощь экологическому образованию выходят более 40 наименований периодических изданий. Данные ресурсы, представленные в традиционной форме, поступают в розничную продажу, их комплектуют, либо получают библиотеки.
Информация о вновь издаваемых документах доступна через каталоги издательств, книжные выставки-ярмарки, сайты издающих организаций и подписных агентств.
Практически любая библиотека имеет возможность формировать коллекции экологических документов в соответствии с существующими профилями комплектования библиотек и с учетом информационных потребностей своих пользователей.
Электронные информационные ресурсы библиотек по экологии:
Библиотеки обеспечивают доступ пользователей к информационным ресурсам по экологии и охране окружающей среды:
— собственной генерации;
— своих партнеров по региональным библиотечным консорциумам;
— БД международных информационных центров на CD и DVD (AGRICOLA, EBSCO и т. п.).
В качестве самостоятельного сегмента информационного экологического пространства может быть рассмотрена совокупность сетевых ресурсов, представленных в Интернет, как на бесплатной, так и на платной основе.
На территории РФ сформировано и учтено более 1000 фактографических массивов данных по природным ресурсам и экологии. Процесс наращивания количества и объема подобных ресурсов идет весьма динамично. В стране насчитывается более 100 учреждений, имеющих копии или выборки данных о состоянии природной среды, и десятки учреждений целенаправленно занимаются подготовкой данных на электронных носителях. Помимо баз данных получают распространение и автоматизированные справочные системы, особенностью которых является узкая тематическая специализация.
В справочно-правовых системах информация по экологическому праву (международному, федеральному и частично по региональному) составляет неотъемлемую и довольно значительную часть (БД: «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Референт», «Гарант», «Свод законов российской империи», профессиональная специализированная справочная система «Эксперт: Экология»).
На сайтах библиотек размещаются следующие сведения:
— об информационных ресурсах по экологии данной библиотеки (фондах документов, пр.);
— об экологической деятельности данной библиотеки (услугах, правилах и условиях обслуживания, изданиях и пр.);
— об экологической деятельности других библиотек и учреждений региона, располагающих информационными ресурсами по экологии.
Ссылки на информационные ресурсы по экологии за пределами библиотеки даются:
— на наиболее крупные и стабильные Интернет-ресурсы, посвященные экологической проблематике;
— на сайты библиотек и других учреждений (административных и природоохранных органов, архивов, научных учреждений и учебных заведений) региона, на которых представлены информационные ресурсы по экологии, состоянию окружающей среды в регионе.
Методическое обеспечение экологической деятельности библиотек основывается на принципах научности, активности, рекомендательности, оперативности, дифференцированного подхода, включая:
— осуществление активной консультационной и практической помощи библиотекарям;
— развитие и поддержку инновационной деятельности библиотек;
— способствование созданию центров экологической информации в общедоступных библиотеках и формированию библиотечной эколого-просветительской системы;
— организацию и проведение семинаров и круглых столов по актуальным вопросам экологической библиотечной деятельности, участие в научных конференциях и т. д.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК МЯСНИКОВСКОГО РАЙОНА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
Экологическое направление в деятельности муниципальных общедоступных библиотек Мясниковского района уже много лет является одним из приоритетных.
В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания библиотек. Не стал исключением и прошедший 2009 год. В своей работе муниципальные библиотеки района стараются привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам региона, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимают активное участие в формировании экологической культуры, разрабатывают программы по экологическому просвещению, проводят экологические акции и другие значимые мероприятия. Библиотеки, органы местного самоуправления и общественные организации стараются объединить свои усилия по созданию экологических информационных ресурсов, распространению экологических знаний, вместе участвовать в решении острых экологических проблем.
Экологическое воспитание и образование детей стало приоритетным направлением и в деятельности Детской библиотеки. «В читальном зале создан живой уголок с комнатными растениями, аквариумными рыбками. Поначалу они знакомятся с ними, а затем становятся полноправными хозяевами: девочки с удовольствием ухаживают за комнатными цветами, а ребята ухаживают и разводят аквариумных рыбок. В этом им помогают знания, приобретенные при беседах: „День цветов“, «Живой уголок в семье», «Мы – друзья природы», «Твой комнатный аквариум», «О животных с любовью». А также журналы, которые получает библиотека по подписке, содержащие материалы о природе. Это: «Филя», «Тошка и компания», «Юный эрудит», «Юный натуралист», свободный доступ к которым обеспечен.
Это делается не просто так, а для того, чтобы прививать визуально с малолетства ребятам любовь к родной природе, к окружающему миру, чтобы в душу и сердце ребенка проникла красота природы и поселилась там навеки.
Ежегодно в библиотеке оформляются тематические полки, КЗД (календарь знаменательных дат) в нем отмечаются такие даты, как День Земли, День птиц, День воды, День здоровья, Всемирный день окружающей среды.
Интересными и запоминающими являются мероприятия экологического направления. В этом большую пользу оказывают книги наших писателей-натуралистов: Бианки, Дмитриева, Дуровой, Сахарнова, Скребицкого, Сладкова, Снегирева, Паустовского, Пришвина, Чаплиной, Чарушина и др.
Отметим наиболее интересные мероприятия:
Конкурс юных экологов «Как прекрасен этот мир!» Были приглашены дети из профильного экологического летнего оздоровительного лагеря «Юный эколог» МУ СОШ № 9 х. Калинин во главе с педагогом Гагалаян М. А. С легенды о создании Земли начала беседу ведущий библиотекарь ДБ М. Н. Хачкинаян. А продолжением стала конкурсная программа, в которую входили викторины: «Догадайся, что за знак?», «Назови сказки о животных?», «Биологическая викторина», «Кузовок загадок», «Вспомни живую природу», «Отгадай загадки о растениях», «Веселая викторина», «Конкурс кроссвордов».
Было весело и задорно. Дети с азартом отвечали на вопросы, почерпнув
Игра «Экологическое ассорти». В красочно оформленный разными высказываниями о природе зал Детской библиотеки пришли дети из профильного экологического летнего оздоровительного лагеря «Юный эколог» МОУ СОШ № 2 с воспитателями З. Д. Батыгян, А. В. Берекчиян, Е. С. Шакировой. Для ребят была проведена игра «Экологическое ассорти», в которой выяснилось, насколько хорошо ребята знают родную природу, ведь она, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе, любви. Участники игры своими руками подготовили эмблемы в виде цветка, на котором сидит божья коровка. Они показали заинтересованность темой, активно отвечали на вопросы.
В течение нескольких лет работает экологический клуб «Аревик», в рамках работы которого интересно и оживленно прошли такие мероприятия, как:
• КВН: «Птичьи разговоры» (ко Дню птиц);
• КВН: «Кто лучше всех выводит трели?..»;
• Познавательное путешествие: «Наш зеленый друг, волшебник и чародей по имени Лес» (ко Дню работников леса);
• Прогулка по парку: «Звери рады – без народа им веселье и свобода» (к международному Дню животных);
• Экскурсия-обзор по родникам родного края: «Родники, вы мои родники…»;
• Устный журнал: «Из истории Красной книги» (к всемирному Дню окружающей среды);
• Устный журнал: «Родил двенадцать деток год».
• Устный экологический журнал: «По примеру маленького принца приведем планету в порядок»;
• Экологический ринг: «Твои соседи по планете»;
• Викторина: «Мой ласковый и нежный зверь»;
• Игротека: «Полна загадок чудесная природа»;
• Беседа: «Дед Мороз в гостях у читателей библиотеки»;
• Цветочная мозаика: «По именам здесь знаю все цветы я…»;
• Экскурсия к домашним растениям: «Живая природа в твоем доме!».
Это не просто развлекательные игры, беседы, но и возможность пополнить знания наших пользователей о живой природе, познакомить их с занимательной и познавательной литературой по этой теме. В наших силах – формирование экологической культуры наших читателей. Если каждый ребенок осознает, что будущее планеты зависит от него лично, на Земле никогда не исчезнут животные, растения и чистый воздух.
Цель нашей работы – умножить добро в окружающем нас мире, сделать хотя бы один шаг к приближению гармонии всего живого на Земле.