МЕРОПРИЯТИЯ
ЧЕРЕЗ БИБЛИОТЕКИ – В МИР ПРИРОДЫ
(Из опыта работы библиотек МБУК Мясниковского района «МЦБ»
по экологическому просвещению населения в 2017 г.)
Экологическое просвещение является одним из приоритетных направлений деятельности и не теряет своей значимости и актуальности на протяжении последних десятилетий. Возможности библиотек обширны: доступность, бесплатность пользования информацией; наиболее полное удовлетворение запросов, предоставление документов разного формата; доступ к локальным и сетевым электронным ресурсам; организация и проведение разнообразных по содержанию и форме мероприятий для всех категорий пользователей.
В 2017 году муниципальные библиотеки нашего района успешно реализовали экологические проекты, различные мероприятия с применением активных форм.
Проект Межпоселенческой центральной библиотеки – библиотечный круиз «На всех парусах в океане книг», автор – специалист МЦБ Бзезян А. К.
Формой реализации проекта выбран необычное путешествие, в своей основе рассчитанное на самый перспективный контингент – подрастающее поколение, молодежь, где каждое мероприятие – отдельная остановка – «остров в океане», где путешественников встречали «коренные жители» – сотрудники всех структурных подразделений библиотеки. В конце каждого путешествия, выполнив все задания, команда получала определенную часть финального зашифрованного послания.
По условиям проекта каждая остановка раскрывается в новой, интерактивной форме. Поиск информации участниками осуществляется самостоятельно с использованием информационно-цифровых технологий библиотеки. В разработке проекта автор исходила из того, что «открытие нового в известном – самое увлекательное занятие».
В качестве партнеров и участников проекта привлекались образовательные учреждения села Чалтырь и села Крым (5-11 классы).
Экологическая игра – это познавательное и интересное приключение, выполняя задания, получая полезную информацию, набирая баллы, участники получали заслуженные награды. Мы надеемся, что участие в игре поможет подросткам лучше понять свою роль в экологии и не оставит их равнодушными к проблемам окружающей среды, сформирует у них правильное поведение в окружающем мире.
Проект Краснокрымской библиотеки «Наш общий друг – природа» адресован детской м подростковой аудитории и направлен на формирование у них экологического мировоззрения и экологической культуры поведения взамен господствующего в настоящее время потребительского мировоззрения. Интересны и применяемые формы работы:
- Познавательные часы «Сохраним планету Земля», «Наша матушка Земля». Эти мероприятия несут познавательную функцию, как правило, включают несколько активных форм: мастер-классы, викторины, просмотры презентаций, видеороликов. Отметим их «изюминку» – красочно оформленный макет «Дерево экологических желаний» с зелеными листочками пожеланий о природе и с рубрикой «А знаете ли Вы?..». По бокам макета для посетителей собраны интересные факты: откуда появилась традиция отмечать день Земли, самые горячие и холодное места на Земле, из чего состоит наша планета и сколько ей лет и др. Юным читателям предлагается ознакомиться с небольшой, но познавательной подборкой изданий о загадках и законах природы. Смысл в том, чтобы дети самостоятельно сделали соответствующие выводы о бережном отношении к окружающей среде. Ребята получали зеленые «листочки» с пожеланиями, цитатами и афоризмами писателей, стихотворениями детей о защите природы, которые они прикрепляли на наше дерево. В итоге березка зазеленела!
- Квест-игра «Экологический калейдоскоп».
Цель игры – создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации подростков, формирования экологической культуры у подрастающего поколения через игру.
В ходе игры участники разгадывают ребусы, загадки о животных, составляют пазлы, участвуют в викторине о лекарственных растениях и их целебных свойствах, отвечают на вопросы о растительном и животном мире. «Зоотеатр» – самый веселый этап в игре. Ребятам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.
Очень популярны стали в Краснокрымской библиотеке также различные мастер-классы. Это современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью расширения кругозора участников. Библиотекарь придерживается принципа «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать». Для дошкольников проведены Утренник «Экологическое путешествие», Познавательный час «Где живет божья коровка» и мастер-класс «Божья коровка».
Традиционным стало проведение Библиопикников. Мероприятие проводится на свежем воздухе в красивом и уютном парке перед ДК. В этом году участниками стали дети, отдыхающие в пришкольном летнем лагере «Солнышко» СОШ № 12. Ребята узнали много интересных фактов из жизни животных и растений и высказали свое собственное мнение, что нужно сделать, чтобы сохранить родную природу. Свои знания и эрудицию показали ребята, выполняя различные задания: отгадать загадки о животных и растениях, о природных явлениях и народных приметах, вспомнить пословицы и поговорки, решить кроссворд и другие…
Жаркое солнце, теплый ветерок, прекрасное настроение, содержательный и интеллектуальный библиопикник не оставил никого равнодушным. Никто не хотел расставаться и уходить домой, многие просили и в дальнейшем устраивать такие интересные, нетрадиционные мероприятия.
Завершилось мероприятие пожеланием ребятам дружить с книгой, чтобы лето у них прошло увлекательно, интересно и познавательно.
Важным моментом является то, что в небольших селах и хуторах такого рода мероприятия очень востребованы. Как правило, их организаторами являются библиотекари, привлекая преподавателей школ, воспитателей детских садов, работников ДК. Мероприятия вне стен библиотеки привлекают и зрителей всех возрастов из местного населения и надолго запоминаются как яркое зрелище, особенно сопровождаемые музыкальными номерами.
Еще одной интересной формой организации полезного досуга детей стало «Путешествие в мир природы» Александровской библиотеки. Традиционно, проведение экскурсий включено в план летней работы библиотеки. Эта форма позволяет детям быть активными участниками мероприятия, надолго остается в памяти, несет познавательный характер. В данном случае, дети с библиотекарем и преподавателем школы посетили Лого-парк в Каменск-Шахтинском районе, где их ждали и развлечения: катание на трамвайчике, красочные водоемы с рыбками, и беседы с работниками заведения о жизни зверей и птиц – обитателей парка.
Интересно прошли в Большесальской библиотеке Конкурсы к Году экологии – «Экологическая сказка» и «Природа и фантазия».
С февраля по май библиотека объявила Конкурс юных писателей и Конкурс юных художников, посвящённые Году экологии, и призваны они были раскрыть умение видеть красоту окружающего мира в его многообразии.
Участниками стали учащиеся 5-6 классов. Цель конкурсов: формировать у детей интерес к природе и окружающей среде, общественной активности, разумной и полезной организации досуга; экологическое и эстетическое воспитание.
По условиям первого конкурса «Экологическая сказка» для юных писателей ребятам нужно было написать сочинение со сказочным сюжетом, в котором действующими лицами должны были быть природные образы, а основной темой – отношение человека к природе. Творческое и содержательное сочинение написала учащаяся 5 «а» класса Данишурка София, получившая диплом за первое место, а работа Тышлангяна Георгия, учащегося 6 «а» класса, заслужила диплом за второе место.
Участники второго конкурса «Природа и фантазия» для юных художников должны были проиллюстрировать своё любимое произведение или книгу о природе. Творческие работы, своеобразие рисунков выразили собственное отношение каждого участника к природе. Необычность композиции рисунка, оригинальность замысла у Хараян Галины, учащейся 5 «а» класса, позволили ей победить в конкурсе – диплом за первое место. Дипломы победителей также вручены: Мамаджанян Лусине, учащейся 6 «а» класса, – за второе место; Арзуманян Эмме, учащейся 5 «а» класса, – за третье место. Оригинальные работы Налбандян Софии, учащейся 5 «а» класса и Баронян Азадик, уч-ся 6 «а» класса, были отмечены Грамотами.
Воспитанникам летнего пришкольного лагеря запомнилась игровая программа Веселовской библиотеки «Знай и люби родную природу». Дети совершили на необычном поезде путешествие в лес «Сюрпризы лесной тропинки». Как и в любой поездке, поезд останавливался на станциях «Цветочная», где надо было назвать лекарственные растения и их применения; «Клюквенная» – необходимо было добраться по кочкам к клюкве и собрать её; «Волшебное лукошко» – дети в обруч собирали членов своей команды; «Литературная» и др. Ребята отгадывали загадки про цветы, животных, по описанию узнавали дерево, собирали клюкву и грибы, учились не обижать лесных обитателей.
Библиотекарь исполняла роль ведущего и лесничего. Игра предполагала поездку по станциям: «Заморочки из бочки», «Верю-не верю», «Золотые ворота».
Во время мероприятия ребята читали стихи о природе. Они с большой охотой отвечали на вопросы и демонстрировали свои знания по данной теме, а также узнали много нового и ещё раз убедились, что должны беречь богатство и красоту природы. Победители и все участники игры были награждены призами и подарками.
Значительная работа в рамках Года экологии проведена в Недвиговской библиотеке. Продолжены ведение и актуализация эколого-краеведческого исследования «Памятники природы на территории и окрестностях хутора Недвиговка».
В библиотеке юные читатели знакомятся с многообразием окружающей среды, прививается бережное отношение к родной природе, оказывается помощь в осознании, как прекрасна земля тихого Дона и что нужно сделать для того, чтобы сберечь ее земные щедроты и красоту.
Совместно со школой проведены декады и месячники экологических знаний, в ходе которых проходят Дни и Часы информации, Дни экологической пропаганды. Проводятся выставки и обзоры книг, детских рисунков, викторины, просмотры видеороликов, конкурсы и игры.
Час экологических знаний «Природе гимн пою» был проведен для ребят из школьного лагеря «Искорка». Дети прослушали эколого-поэтическую композицию «Жить в гармонии с природой», приняли участие в экологических викторинах «Будь природе другом», «Явления природы в загадках», разгадали кроссворд «Веселый зоопарк». Школьники познакомились с материалами, представленными на книжно-иллюстративной выставке «С любовью к природе», просмотрели видеоролики «2017 – год экологии в России», «Экология глазами детей». Дети узнали много нового и интересного о природе и экологии, о заповедниках Ростовской области, о флоре и фауне Дона. Они совершили эколого-краеведческое путешествие по природным памятникам х. Недвиговка, просмотрев электронную презентацию «Памятники природы на территории и окрестностях хутора Недвиговка». Дети пришли к выводу о необходимости понимания каждым гражданином нашей страны простой истины: сохранение здоровой окружающей среды – дело каждого человека.
Экологический праздник «Ее величество – вода» был проведен в МБОУ СОШ № 16 для учащихся 3-4 кл.
Началось мероприятие рассказом библиотекаря и показом видеороликов о Годе экологии, о проводимых мероприятиях в нашей стране и в области.
Затем дети отправились в познавательное путешествие и узнали много интересного о воде, раскрыли тайны подводного мира. Ребята с удовольствием отвечали на вопросы викторин «Реки, озера, моря и океаны» и «Знаете ли вы?», отгадывали загадки о воде, вспоминали русские сказки и песни, в которых упоминается вода, познакомились с пословицами, поговорками, народными приметами и фразеологизмами. За правильные ответы дети получали жетоны — капельки. Понравилась детям физкультминутка, подвижная игра «Вода-не-вода».
Вторая часть праздника была посвящена защите природы и водных ресурсов. Дети просмотрели видеоролик «Экологические проблемы». После его просмотра школьники размышляли о путях решения экологических проблем, о том, как беречь самое большое богатство на земле – воду!
Завершился экологический праздник Посвящением воде. Привлекла внимание детей книжная выставка «Вода – это жизнь!».
В Петровской библиотеке для юных любителей природы 24 марта ко Дню Земли проведена познавательная шоу-программа «Мы в ответе за тех, кого приручили». Присутствовало 17 детей 2-4 классов.
Цель: формировать чувство ответственности за свою деятельность в живой и неживой природе, гуманное отношение к окружающим.
Задачи:
— расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных;
— выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;
— вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы;
-воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным;
-учить ответственному отношению к домашним животным.
Оборудование: пазлы, маркеры, бумага для рисунков, костюмы для детей, закладки в виде медалек для поощрения участников конкурса, призы за участия в литературном конкурсе «Мой домашний питомец».
К мероприятию была приготовлена тематическая выставка «Вместе с книжкой и игрушкой». Книжная выставка дополнена игрушками и фигурками животных из керамики, глины, стекла и соленого теста.
Дети подготовили инсценировку из «Бременских музыкантов“.
Ход мероприятия:
“Я бездомный пес…» – так началась инсценировка из сказки «Бременские музыканты» в постановке детей. Вели программу два ведущих. Дети сначала разгадывали загадки о животных, а ведущие рассказывали об отгаданных животных.
Затем все разбились на две команды, и началась конкурсная часть программы. Дети собирали пазлы с животными (кто быстрее?); участвовали в литературном конкурсах на отгадывание загадок-обманок, знание поговорок и пословиц о животных; учились произносить скороговорки. Следующий конкурс: команды должны нарисовать своих любимых животных на бумаге поочередно. Рисунки рисуются коллективно. Затем ведущие рассказывали о породах собак, собаках-профессионалах; вспомнили о литературных героях-собаках.
Провели беседу о бездомных животных, дети назвали причины появления бездомных животных. В конце сделали вывод: «Мы в ответе за тех. кого приручили!»
В конце подвели итоги конкурсов и активности участия детей в программе. В литературном конкурсе победили Дерягин А., Порокшеев А., Заря М., и были награждены Грамотами и призами. Все остальные участники мероприятия получили закладки-медальки для книжек.
Также, из ряда мероприятий выделим следующие:
Межпоселенческая центральная библиотека:
Экологический серпантин «Зачарованный мир природы»,
Экологическая мозаика «И хоть они огромные, но в море очень скромные»,
Экологическое путешествие «Великое чудо природы»;
Детская библиотека:
Обзор с элементами викторины «Земля – наш Дом, но не одни мы в нём живем»,
Квест-игра «Экоэрудит»;
Александровская библиотека № 1:
Экологическая викторина «Экологический светофор»;
Калининская библиотека:
Экологический пикник;
Ленинаванская библиотека:
Экологический праздник «Путешествие в волшебный лес»,
«Виртуальный зоопарк», виртуальная экскурсия;
Ленинаканская библиотека:
«Праздник Матери-Земли», экологический час;
Петровская библиотека № 10:
Информационный стенд к Году экологии «Эта земля и твоя и моя» и др.
В течение всего года в библиотеках экспонировались книжные и книжно-предметные выставки и просмотры литературы к Году экологии, раскрывающие фонды, предлагающие вниманию посетителей интересные подборки по разнообразным темам-рубрикам.
Теме года посвящены и издания библиотекарей. Например, в МЦБ увидели свет библиографические издания «Вода, удивительная и удивляющая», «Загадочная планета» (серия «Удивительное рядом»), в Краснокрымской библиотеке — «Экология и мы», информационно-библиографическое издание, в Ленинаванской — «Донской заповедник», краеведческий очерк, в Веселовской — «Сквозь шелест страниц мы видим природу», аннотированный список литературы и т. д. Их назначение: адресованы широкому кругу пользователей для чтения, раскрывают фонды библиотек, активно применяются при проведении массовых мероприятий.
Создание системы экологического просвещения в библиотеках – один из способов формирования соответствующей культуры, вовлечения населения в дело улучшения ситуации в регионе, городе, районе, селе.
Немаловажный факт: библиотека – серьёзный партнёр образовательных учреждений, общественных комитетов и организаций по охране природы, ей по силам оптимизировать процессы внутри общества, направленные на привитие экологических знаний, экологического мировоззрения.
Эта тема никогда не исчерпает себя, близка и понятна и детям, и взрослым. В целом, задачи, поставленные самими библиотекарями в экологическом просвещении населения, успешно выполнены. А именно:
— повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
— привлечение внимания населения к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.
— раскрытие фондов библиотек и др.
Составитель: А О. Кешешян,
вед. методист МБУК Мясниковского района «МЦБ»