ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС «245 ЛЕТ НА ДОНСКОЙ ЗЕМЛЕ»
Дорогие друзья!
245 лет назад среди живописных просторов Донской земли появились армянские поселения — событие, ставшее значимой вехой в истории нашего многонационального региона. Эти общины не только обогатили местную культуру, но и превратились в символ единства и человеческого духа, стремящегося к миру и согласию.
Под покровительством великой России армяне нашли здесь надежный причал, где смогли создать новую жизнь и развивать свои традиции. Они не просто стали частью местного общества, их активные усилия по развитию региона сыграли весомую роль в укреплении связи с другими народами. И в этом процессе они проявили уважение и открытость, наладили дружеские отношения и культурный обмен с соседями. Это единство культур стало прочным основанием для межнационального согласия.
Армянские семьи, сохраняя вековые обычаи и традиции, создавали атмосферу, способствующую дружбе между различными этническими группами. Они делились щедростью своей кухни, радостью музыки и теплотой гостеприимства. Как яркие нити в ковре, представители армянской общины вплели свои традиции и обычаи в общий культурный контекст нашего региона. Это создало уникальное сплетение, которое отражает разнообразие и богатство нашего Донского края, укрепляя нити взаимопонимания и дружбы.
Празднуя 245-летие основания армянских поселений, мы не только чтим историю, но и признаем важность культурного обмена, который продолжается и сегодня. В этом многообразии культур мы находим силу и красоту, подтверждающую, что мирное сосуществование возможно, когда люди открыты для общения и дружбы.
Глава Мясниковского района (2021-202?)
Андрей Мартиросович Торпуджиян
Здание Администрации Мясниковского района
История возникновения армянских поселений на донской земле полна драматических событий и имеет своеобразную историю, уходящую в далекое прошлое…
Являясь выходцами из города Ани – богатой и цветущей столицы средневековой Армении, которая была разорена турками-сельджуками в XII-XIII веках, предки донских армян, испытав на себе все тяготы иноземных завоеваний, вынуждены были постоянно искать пристанище в чужих краях, в том числе и Крыму.
Ани — средневековая армянская столица. «Город тысячи храмов»
Оборонительная стена Ани, построенная при царе Смбате Багратиде в X веке
Кафедральный собор Ани, архитектор Трдат
Апсида Кафедрального собора
Армянская колония Крыма, прожив несколько столетий в окружении иноверного, иноязычного населения Крымского полуострова, благодаря своему главному оружию – письменности, сохранила свое духовное богатство – христианскую веру, свою древнюю национальную культуру и свой язык.
Армянский мужской монастырь Сурб-Хач
В итоге русско-турецкой войны 1768-1774 годов, крымское ханство было объявлено независимым. С целью окончательного его ослабления и дальнейшего присоединения к России правительством Екатерины II было принято решение о переселении в российские земли христианских народов, деятельность которых являлась основным источником доходов татарских ханов.
«БОЖИЕЮ ПОСПЕШЕСТВУЮЩЕЮ МИЛОСТЬЮ МЫ ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ, ИМПЕРАТРИЦА И САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ:
Московская, Киевская, Владимирская, Новгородская, Царица Казанская, Царица Астраханская, Царица Сибирская, Государыня Псковская и Великая Княгиня Смоленская, Княгиня Эстляндская, Лифляндская, Карельская, Тверская, Югорская, Пермская, Вятская, Болгарская, и иных Государыня и Великая Княгиня Ново-Города Низовской земли, Черниговская, Рязанская, Ростовская, Ярославская, Белозерская, Удорская, Обдорская, Кондийская и всея Северной страны Повелительница и Государыня Иверской земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинской земли, Черкасских и Горских Князей и иных Наследная Государыня и Обладательница.
Вернейшему Нашему Архимандриту Петру Маркосову и всему обществу Крымских Христиан Армянского закона всякого звания всем вообще и каждому особо НАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ милостивое слово».
«…Благонамеренное всеобщее предприятие ваше да благословит десница Вышнего. Соизволяем пользоваться вам в Государстве НАШЕМ не токмо всеми теми правами и преимуществами, каковыми все подданные НАШЕ от НАС и Предков НАШИХ издревле наслаждаются, но сверх того указали МЫ:
Первое. При настоящем переселении вашем в Азовскую Губернию перевесть из Крыма на иждивении НАШЕМ всё то имущество ваше, которое только перевезено быть может, что из определенной от НАС суммы уже и исполнено.
Второе. Для удобнейшего поселения вашего отвесть Азовской Губернии особенную от прочих селений округу крепости Святого Дмитрия Ростовского как границы оной с Донским войском утверждены, оставляя из неё на крепостной выгон земли три тысячи десятин, да для рыбной ловли тамошним обитателям четвертую часть реки Дона из того, сколько одной реки в даче той округи состоит в верх от устья реки Темерника, а в случае недостатка для селений ваших там земли и в Округе крепости Азовской, где против тех дач ваших рыбные ловли, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ жалуем в вечно в пользу и выгоду всего общества без всяких в казну НАШУ податей.
Третье. По разделении на классы Государственных жителей ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ увольняем всех от Государственных податей и служб, какого бы звания оные ни были, на десять лет; а по прошествии оного времени имеют платить в казну НАШУ ежегодно купечество, с капиталов с рубля по одному проценту, цеховые, а также и мещанство, со двора по два рубля, а уездные поселяне, и именно земледельцы, коим полагается для каждого до тридцати десятин, будут вносить с каждой десятины в год по пяти копеек; неимущие же снабжены будут из казны НАШЕЙ не только продовольствием на первый год, но и посев земли всякого звания хлебными семенами, скотом и всем к заведению домоводственному принадлежащим, с возвратом за все оное в казну через десять лет; а на построения им домов, леса и прочие припасы отпустятся из казны безденежно; имущественные же на отведенных им землях имеют строить дома, лавки, амбары, фабрики и все, что сами пожелают, из собственного своего иждивения, пользуясь всеобще на всегда от всяких постоев свободою, кроме тех случаев, когда воинские команды мимо селений ваших проходить должны: от отдачи же на войска рекрут увольняетесь в вечно, разве кто сам в службу НАШУ пожелает.
Четвертое. Архимандриту Петру Маркосову по смерти его ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ препоручаем паству всех сих вышедших с ним из Крыма Армян и позволяем им строить церкви и колокольни с вольным от правления в оных по законам их всех церковных чиноположений, и состоять Архимандриту и Армянским Священникам в единственной власти Армянского Патриарха, Находящегося в Араратском Патриаршем монастыре.
Пятое. По заселении вами особого города при урочище Полуденки с названием Нахичевана и с дачею на выгон оного двенадцати тысяч десятин повелеваем учредить Магистрат и в нем производить суд и расправу по вашим правам и обыкновением выбираемыми из вас же по жребию начальниками, коим и пользоваться чинами и жалованием по штату Азовской Губернии и быть под аппеляцией Наместнического Правления; в городе же и в деревнях для защиты во всех нужных случаях определяются особые начальники из России, коим в судопроизводство сих поселян не мешаясь, быть токмо охранителями и их заступать.
Впрочем, по вступлении каждого в избираемый им род Государственных жителей, позволяю пользоваться вечно и потомственно всем тем, чем по общим НАШИМ указаниям каждый род Государственных жителей пользуется,
Все сеи преимущества жалуем МЫ торжественно и потомственно всему обществу на вечные времена, для вящшей силы своеручно подписали, и Государственною НАШЕЮ печатью укрепить повелели. Дана в Престольном НАШЕМ граде Санктпетербурге лета от Рождества Христова 1779 ноября 14 дня, Государствования НАШЕГО осьмого на десять года.
Указ Екатерины II о переселении крымских армян
Таким образом, в низовьях Дона, рядом с крепостью Дмитрия Ростовского, была образована армянская колония с центром в г. Нор Нахичеван. Сельское же население выходцев из Крыма обосновалось в окрестностях города, образовав пять селений: Чалтырь, Крым (Топти), Большие Салы (Мец Сала), Султан Салы и Несветай. После трудного, полного лишений переселения 12598 армян (количество вышедших с крымского полуострова) на Дон, им предстояло выдержать нелегкое испытание – встать на ноги на новой земле, обжить и обустроить её.
Карта переселения армян с Крыма на Дон
Нахичеванская армянская колония внесла существенный вклад в экономическое и сельскохозяйственное развитие Приазовья и Дона, принимала самое активное участие в общественно-политической жизни России.
245 лет насчитывает история армянских поселений на Дону. В настоящее время сёла Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан Салы и Несветай входят в состав Мясниковского района – одного из муниципальных образований Ростовской области.
Как самостоятельная административно-территориальная единица Мясниковский район основан в 1926 году решением Большого Президиума Донисполкома, который постановил: «…образовать Армянский национальный район путем выделения из Аксайского района армянских населенных пунктов, — как отвечающее непосредственному желанию самого армянского населения Донского округа в соответствии с условиями быта и языка этого населения». Район назван Мясниковским в честь А. Ф. Мясникяна – крупного политического и государственного деятеля, уроженца города Нор Нахичеван.
Сегодня Мясниковский район – один из стабильных на Дону — дальнейшее развитие получила сельскохозяйственная и промышленная составляющая экономики района, значительно выросла роль частного предпринимательства.
Карта Мясниковского района
Всё это обусловило улучшение социальной инфраструктуры населенных пунктов, которые благодаря жителям, имеют современный облик. Район богат памятниками архитектуры и историческими местами, представляющими большой интерес для любителей истории Донского края.
Село Чалтырь
Чалтырь был основан в 1779 году переселенцами из Крымского села Орталан. Выбор места определялся не только близостью к крепости Дмитрия Ростовского, но и тем, что здесь пролегал большой Бахмутский торговый путь из Приднестровья к устью Дона, имелись родники питьевой воды и залежи камня.
Въездной знак в село Чалтырь
Из года в год, с момента основания села, Чалтырь рос и развивался. Сейчас Чалтырь является административным центром Мясниковского района и Чалтырского сельского поселения с населением более 18 тыс. человек. Село по уровню благоустройства мало чем отличается от небольшого города. Спланированные на городской манер улицы выглядят уютно и ухоженно.
Центральная площадь села Чалтырь
В селе успешно работают десятки производств, крестьянско-фермерских хозяйств, развита предпринимательская деятельность, а также система объектов социальной значимости. Но главная ценность села – это его жители, благодаря которым развивается и благоустраивается родное село.
Настоящее сердце села Чалтырь, символ преемственности времен — родник Мец-Чорвах (Большой родник). Это место остановки первых армян-переселенцев и основания села Чалтырь.
Родник Мец Чорвах
Как известно, особое значение в выборе места для будущего селения имели источники, родники и реки. По преданию, в 1779 году караваны подвод, запряженных быками, двигались из Крыма, а впереди на лошадях мчались разведчики в поисках воды. Они находили источник и предупреждали едущих за ними. Возле родника переселенцы обосновались и начали строить свои жилища.
Культ воды у армянского народа — многовековая традиция. Два с лишним столетия звучит для чалтырцев звонкое журчание родниковой воды.
Радуга над селом Чалтырь
… В придонской степи ты возник,
Вспоённый ключом, разрастался.
Все бьёт неоскудный родник,
Он сердцем селенья остался…
К. Хартавакян
Церковь Сурб Амбарцум
Одним из самых ценных архитектурных памятников Чалтыря является церковь Сурб Амбарцум. Она построена талантливым зодчим в середине XIX века (1860-1867 годах) и воплощает в себе синтез средневекового армянского зодчества и русской архитектуры эпохи классицизма.
Церковь Сурб Амбарцум – это центр духовного возрождения села, залог сохранения обрядов и традиций армян. В храме открыта воскресная школа для детей, где преподается закон Божий, родной язык, живопись и т.д.
Хачкар с. Чалтырь
Искусные каменотесы и резчики, армяне сотворили поразительную летопись своего народа в камнях-памятниках с орнаментами и текстами о важнейших событиях истории.
Хачкар ( «крест-камень») — это святыня. Когда из древней столицы Ани армяне уходили в Крым, то, оставляя зачастую самое необходимое, укладывали в повозки хачкары. В дальнейшем часть их отправилась с переселенцами из Крыма в Россию.
Традиция устанавливать хачкары в память о главном сохранилась и по сей день. Перед церковью Сурб Амбарцум 24 апреля 1990 года в память о геноциде армян 1915 года установлен хачкар «Хачелутюн», выполненный в Армении из красного туфа, копия хачкара XIII века, оригинал которого хранится в Эчмиадзине, в Армении.
Мельница
Ветряные мельницы просуществовали до тридцатых годов XIX столетия, но уже в начале XX в. была построена каменная мельница, где использовалась передовая технология своего времени.
Мельница Калуста Дзреяна, построенная в Чалтыре в 1908 году (на снимке), долгие годы работала на пару, а потом, конечно, на электричестве.
Пшеница Чалтырка
Пшеницу и муку из донских армянских сел вывозили на российские и зарубежные рынки. Пшеница «Чалтырка» в 1913 году на Парижской сельскохозяйственной выставке получила золотую медаль.
«Чалтырские и крымские армяне известны как хорошие земледельцы. Их пшеница по своему качеству известна даже парижским хлеботорговцам. Свои пароходы они направляли в Таганрог для закупа армянской пшеницы» — М. Сарьян.
Несмотря на то, что появилось много других сортов зерновых культур, эта знаменитая пшеница, благодаря поисковой деятельности директора библиотеки Секизян К. С. и сотрудникам отдела сельского хозяйства Администрации Мясниковского района, была возвращена на родину в 2006 и сейчас выращивается в районе.
Зеленский Г. В. вручает семена «Чалтырки» представителям
Мясниковского района
Долгие годы чалтырские краеведы собирали экспонаты для историко-этнографического музея. Он открылся в 1992 году. Но даже сейчас его фонд постоянно пополняется.
Сегодня коллекция музея насчитывает сотни экспонатов, рассказывающие об истории и культуре анийской ветви армянства, о двух с лишним веках жизни на Дону. Особый интерес представляют обширные коллекции старинных предметов обихода, привезенных из Крыма.
Историко-этнографический музей
Музей располагает богатым фондом фото-материалов, в его запасниках хранятся документы и рукописи, представляющие историческую ценность.
Особенно красива национальная женская одежда и все ее элементы: шапочка, которую носили девочки и девушки до замужества, поши — головной убор замужней женщины; жемчужный пояс, непременный аксессуар нарядного костюма; передник с вышивкой бисером.
К 240-летию образования армянских поселений на Дону издан «Толковый словарь новонахичеванского диалекта армянского языка»
Пур — армянская печь. В Чалтыре рядом с историко-этнографическим музеем сложен пур участниками фольклорной группы «Цахкепунч» ( «Букет цветов»). Во время фольклорных праздников в нем пекут хлебобулочные изделия армянской национальной кухни. Это пури самса, лапатаёв бида (пирожки с лебедой), хашах берек (пельмени) и другие.
Карбад (каменная стена) рядом с национальной печкой пур во дворе историко-этнографического музея придает особенный национальный колорит его подворью.
«Дари», что означает «год», является подлинным знамением Нового года – это большой круглый хлеб, испеченный так, что на нем ясно видно несколько частей. Этих частей бывает столько же, сколько членов семьи. В одну из частей кладется монета. Кому попадается монета из «дари» за новогодним столом, тот считается властелином года, самым счастливым в семье.
Мемориал воинам, павшим при освобождении с. Чалтырь и барельеф Героя России С. А. Тащияна
Воздвигнутый в центре Чалтыря мемориал был заложен к 40-летию Победы, открыт в мае 1986 года. Он увековечил память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны земляках и о воинах, павших в боях за освобождение села от оккупантов. Скорбные списки на плитах мемориала стараниями краеведов, разыскивающих сведения о погибших, пополняются до сих пор.
Одним из самых известных уроженцев Чалтыря, проявивших особый героизм в годы Великой Отечественной войны, является летчик – истребитель морской авиации Черноморского флота Сурен Амбарцумович Тащиян.
На фронтах Великой Отечественной войны С. А. Тащиян совершил более 400 боевых вылетов, провел 187 воздушных боев, лично сбил 11 вражеских самолетов. Погиб в воздушном бою 25 сентября 1943 года.
Звание Героя Российской Федерации С. А. Тащияну присвоено 16 февраля 1995 года посмертно.
Детская школа искусств им. М. С. Сарьяна
Земля донских армян дала миру многих известных представителей всех творческих профессий.
Одним из самых ярких талантов нашего района является великий художник, живописец-пейзажист Мартирос Сарьян, чьим именем названа детская школа искусств Мясниковского района, которая находится в селе Чалтырь. Это монументальное здание является современным развитым музыкально-эстетическим центром, где шлифуются новые таланты.
Любовь армян к искусству всегда действенна. Перед первой мировой войной силами общины было построено здание для театра, в котором учителя поставили спектакль на армянском языке, имеющий огромный успех.
Народный театр в Чалтыре работает уже более 110 лет. Каждая театральная постановка, как и много лет назад, собирает полные залы восторженных зрителей.
Музыкальная культура донских армян
Любовь к родине передается из поколения в поколение, передается в словах родного языка, в музыке, песнях и танцах.
Национальная музыка неотъемлемая часть нашего культурного наследия.
В районе много творческих коллективов и ансамблей. Муниципальные коллективы «Ани», «Зангер», «Даул-зурна», «Цахкепунч», «Цицернак», муниципальный духовой оркестр, театр песни и танца «Звезда надежды» и многие другие коллективы с любовью исполняют произведения народного творчества.
Благоустройству села уделяется особое внимание. Чалтырь является одним из самых озелененных райцентров Дона.
Центральная площадь села Чалтырь является ее сердцем, местом проведения многих памятных и торжественных событий. Благоустройство центральной площади села Чалтырь осуществлено в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда» на территории Ростовской области. Итогом реализации проекта стало новое современное пространство для людей старшего поколения, родителей с детьми, молодежи.
Село Крым
После мучительного и продолжительного перехода караван из полуострова Крым, наконец, достиг берегов Дона. Выходцы из Старого Крыма и Топлу облюбовали себе место около родника, у подножия каменистого холма. Возможно, рельеф им
Во второй половине XIX века в Топти была заложена церковь Аменапркич. Она сохранилась до сих пор. И сегодня этот красивый архитектурный и исторический памятник – свидетельство прочности, основательности поселения армян на донской земле.
Церковь Сурб Аменапркич
Гордость села – прекрасный Дворец культуры со зрительным залом 440 посадочных мест, светлым, просторным фойе, библиотекой, комнатами кружковой работы и народным музеем села Крым.
Крымский сельский Дом культуры
В селе Крым находится один из наиболее оригинальных мемориалов павшим воинам – Пантеон Славы. Здесь на плитах мемориального комплекса высечены имена всех односельчан и воинов-освободителей. А в специально построенном музее Славы, облицованным розовым туфом из Армении, представлены сотни фотографий не вернувшихся с войны жителей села.
Пантеон Славы в с. Крым
Далеко за пределами района и области известны имена спортсменов-крымчан. В селе продолжаются традиции армянской народной борьбы – гураш. Все условия для занятий созданы в крымском филиале районной СДЮШОР имени Заслуженного мастера спорта, 14-кратного чемпиона СССР, Заслуженного тренера СССР А. В. Ялтыряна, уроженца села Крым.
Арменак Вартересович Ялтырян (1914 — 1999) — уроженец с. Крым, 14-кратный чемпион СССР по вольной и классической борьбе, Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер СССР.
Село Большие Салы
В 1779 году в верховьях речки Темерник начало застраиваться новое село – Мец Сала (Больше Салы). Именно здесь решили обосноваться переселенцы из нескольких крымских деревень.
С 1767 году завершилось строительство церкви Сурб Аствацацин, и по сей день это – главное архитектурное украшение села, потому что церковь – единственная в своем роде. На юге России это самый высокий храм армянской апостольской церкви. Приемы оформления алтарной части, оконных наличников считаются неповторимыми в практике строительства культовых зданий не только в армянских общинах, но и на территории Армении.
Церквь Сурб Аствацацин с. Больше Салы
Сотни жителей села, окрестных сёл, Ростова-на-Дону и других городов приходят на главный праздник Успения Пресвятой Богородицы в эту церковь.
С каждым годом село становится краше, застраивается добротными домами, хозяйственными постройками.
Павел Луспекаев – советский актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР. Родители актёра были коренными большесальцами. Главной работой Луспекаева стала роль таможенника Павла Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни». За эту роль он стал Лауреатом Государственной премии России (посмертно).
Лазарь Чапчахов – участник Великой Отечественной войны, военный комиссар эскадрильи 38-го истребительного авиационного полка, батальонный комиссар. Герой Советского Союза. Первый армянин, удостоившийся звания Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны (посмертно).
Мемориальный комплекс батареи Сергея Оганяна на кургане Бербер-Оба в селе Большие Салы
Памятник установлен на кургане, где совершили свой бессмертный подвиг в 1941 году артиллеристы батареи С. Оганяна. Храбрые бойцы батареи героически погибли, но с честью выполнили боевой приказ командования.
Мужественные батарейцы посмертно были награждены орденами и медалями. А командир батареи Сергей Оганян и политрук Сергей Вавилов посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза.
Село Несветай
На северо-восточной окраине нашего района расположено небольшое село Несветай. Первоначально армяне построили свои жилища у речки Тузлов, в низине. Но неоднократные наводнения, весенние паводки вынудили их подняться на возвышенность.
Церковь Сурб Карапет в селе Несветай
На северной окраине во второй половине XIX века поселенцы воздвигли церковь неповторимой красоты. Назвали ее именем Сурб Карапета. Церковь сильно пострадала в период Великой Отечественной войны.
5 сентября 2018 г. в селе Несветай состоялось захоронение останков нашего земляка Маргоса Мануковича Тумасова — летчика, геройски погибшего в годы ВОВ в районе Тверской области.
Несветайцы – народ особенный. Кто еще в районе умеет так тонко и беззлобно пошутить, придумать меткие прозвища. Нет такого несветайца, который не знал бы остроумных анекдотов на местную тему, не умел бы их рассказать собеседнику живо и ярко. Несветайцы – отменные музыканты, прекрасно играют на армянских национальных инструментах, красиво поют.
Село Султан Салы
Село Султан Салы, как и Большие Салы, основали переселенцы из крымских деревень Сала, Камышлик, Мелек, Джуровсу, Бурунчук.
Знаковым местом для жителей и гостей села является церковь Сурб Геворк, построенная в 60-х годах 19-го столетия по проекту известного архитектора Муратова и при его непосредственном участии. Сейчас стены храма «изранены» следами пулемётных и снарядных попаданий времён Великой Отечественной войны.
Церковь Сурб Геворг (1867) в с. Султан Салы
Армяне не употребляют по отношению к церкви слово «разрушенная». Они говорят: «наклоненная». Может быть,
Под небом России выросло и трудилось не одно поколение.
Удивительной особенностью современного развития района является взаимосвязь и своеобразный синтез различных национальных культур, сохранение традиций бережного отношения к земле, уважения к труду, преемственность поколений, сохранение богатой многовековой национальной культуры.
Слава и гордость района – его люди. Как не иссякает живительная влага наших родников, так не иссякает трудолюбие народа. На протяжении 245-летней истории жители района сделали очень многое для того, чтобы внести свой достойный вклад в развитие и процветание своей малой родины. Это хлеборобы, земледельцы, врачи, учителя, работники культуры – люди самых разных профессий, влюбленные в свою землю. И, конечно же, – это молодежь, воспитывающаяся на традициях любви и уважения к своей истории и родному краю, стремящаяся быть достойной памяти предшествующих поколений.
И сегодня каждый, кто посетит район, надолго сохранит в памяти впечатления о красивом и благоустроенном уголке Донского края, гостеприимстве его жителей, их интересных традициях и культуре.
Ереванский востоковед Грант Арутюнов о донских армянах:
«Поразительно, но факт: потомки жителей древней столицы Армении сберегли свой, очень своеобразный диалект армянского языка, обычаи, обряды, черты народного быта. Такой компактно сохранившейся группы потомков армян из одного района исторической Армении (а тем более из ее древней столицы) нет, пожалуй, нигде на земле – ни в самой республике, ни