Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ПЕРЕСЕЛЕНИЕ АРМЯН С КРЫМА НА ДОН

ЛИСТАЯ ПРОШЛОГО СТРАНИЦЫ

     На юге России на донской земле есть уголок, где компактно проживают потомки анийских армян. Это Мясниковский район Ростовской области. Прожив шесть столетий в Крыму и более двух столетий – в России, потомки жителей древней столицы Армении сберегли свой диалект армянского языка, обычаи, обряды, особенности народного быта.
     Армянская колония Дона была образована в 1779 г. переселенцами — армянами из Крыма и имеет весьма своеобразную историю, уходящую корнями в далекое прошлое…
     История Армении и армянского народа полна драматических событий, приводивших нередко к полному разорению и опустошению страны и истреблению значительной части ее населения. Вслед за византийцами, в 1065 году Армению наводнили турки-сельджуки, нанесшие окончательный удар окровавленной стране. Богатая и цветущая столица средневековой Армении – Ани была разорена. Население этой части Армении и, в частности, жители Ани в XII–XIII столетиях стали покидать свою Родину и искать пристанище в чужих краях, в т.ч. и в Крыму.

Городские стены Ани

Собор в Ани

     О времени образования армянской колонии в Крыму высказаны разные мнения. Обычно полагают, что татары, завоевав Армению в 1236 г., перевели часть жителей в Россию, в Казанскую и Астраханскую губернии, откуда они перешли в Крым и поселились, с согласия генуэзцев, в 1330 году в Кафе, Старом Крыму и близ Судака. Но это был не единственный путь, по которому армяне переселялись в Крым. Еще задолго до этого Крым был населен армянами, переселявшимися время от времени из Великой Армении, Малой Азии и Болгарии. Мраморная плита, вделанная в стену армянской церкви св. Саркиса в Феодосии гласит: «Сея святой крест есть предстатель мальчика Манука, который утонул в море в начале 496 (1047)», т. е. надпись говорит об армянской семье, жившей в середине XI века в Крыму.
     Какое же место занимали армяне в экономической и культурной жизни Крыма?
     Среди всех их занятий преобладающее место занимала торговля. В Крым ввозились ткани, меха, ковры, шелк, вино, фрукты, предметы роскоши. Они ввозились не только для сбыта в Крыму, но и для отправки в другие страны. Из Крыма вывозилась рыба и икра, хлеб, соль, мыло, сахар, воск и т. д. Широкое развитие получило ремесленное производство, в частности, обработка кожи и мехов. Видное место принадлежит гончарному делу. Большое значение придавали крымские армяне и сельскому хозяйству: возделыванию зерновых культур, овощеводству, садоводству, виноградарству.
     Культура крымских армян во всех своих проявлениях (архитектура, школа, миниатюрная живопись, литература, художественные ремесла, рукописное дело и др.) продолжала и развивала лучшие традиции многовековой культуры армянского народа. Она сумела пройти сквозь столетия и сохранить свой национальный облик, несмотря на  то, что в Крыму претерпела неизбежные изменения. Прожив более четырех столетий в окружении иноверного, иноязычного населения Крыма, армяне, благодаря своему главному оружию — письменности, сохранили свое духовное богатство — христианскую веру, свою древнюю национальную культуру и свой язык.
     С вторжением турок в 1475 году начинается последний период средневековой истории Крыма, период турецко-татарского владычества, продолжавшегося более трех столетий. Крымское ханство стало вассалом Оттоманской империи. Христианское население, в том числе и армяне, облагалось налогами и пошлинами в больших размерах, чем татары. Наряду с налогами, податями и различными пошлинами, армянское население Крыма подвергалось усиленному национальному и религиозному преследованию. В результате русско-турецкой войны 1768-1774 годов, согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Крым был, наконец, объявлен независимым, а Россия получила в свое владение Керчь с крепостью Ени-Кале.
     Оттоманская Турция признала независимость Крыма, хотя он еще не был присоединен к России. Присоединение Крыма давало возможность России выйти к Черному морю, означало приобретение новых богатых земель и позволило бы прочно укрепиться от берегов Днепра до Кубани. Для достижения этой цели правительству России необходимо было предпринять новые шаги. И таким шагом явилось переселение христианского населения Крыма в Россию.
     Правительство в этом случае преследовало две цели: во-первых, экономически ослабить крымское ханство и поставить его в полную зависимость от России, лишив его основного источника доходов от податей, которые платило христианское население полуострова; во-вторых, создавалась возможность заселения плодородных земель юга России людьми, имеющими большой опыт в торговле, ремеслах, возделывании земель. Армяне, основавшиеся на Дону, принесли с собой два важных фактора развития производства и торговли: развитое ремесленное мастерство и торговый капитал. Истоки этих факторов восходят к средним векам, когда предки донских армян вынуждены были оставлять свои родные места и искать спасения на чужбине.
     Развитие ремесленного производства в Армении было обусловлено с древнейших времен ее природными ресурсами. В ее недрах имелись богатые залежи металлов — меди, свинца, железа, золота, серебра, а также битум, бура, соль и т.д. Вместе с ростом объема ремесленного производства происходил также процесс дробления и узкой специализации ремесла и усовершенствование его техники. В одном только городе Ани по тогдашним документам насчитывалось 38 основных видов ремесел, общее их количество было более чем вдвое больше. Мастера-ремесленники работали уже не для выполнения отдельных заказов, а производили товары для рынка, и не только внутреннего, но и внешнего.
     Раскопки, произведенные в начале XX века профессором Н. Я Марром и его учеником И. А. Орбели в городище Ани (ныне на территории Турции), показали лицо крупного средневекового ремесленно — торгового города Армении.
     В записках выпускника Нахичеванской армянской семинарии, посетившего Ани летом 1912 года в составе ученической экскурсии, Г. Джалашяна читаем: «Ведя нас по городищу и объясняя результаты своих раскопок, профессор Марр в одном месте поднял дощатую крышку люка и, показав нам водопровод, сказал: „Городской водопровод так хорошо сохранился, что если сделать небольшой ремонт, он вновь будет действовать. При этом примечательно то, что, наряду с гончарными, здесь уложены также стальные трубы. Применение стальных водопроводных труб в те времена в Европе известно науке только в одном случае. Это показывает, какого высокого уровня развития достигло в Ани ремесленное производство металлических изделий и его техника“.
     Являясь прямыми потомками анийцев, армяне, хотя и оторванные от родной среды в течение пятисот лет, в основном сохранили свои ремесленно-производственные традиции и мастерство, ремесленники умели производить хорошие товары, а торговцы — вывозить их в другие страны. В этом и заключалось их предполагаемое назначение для развития экономики и внешней торговли этой области юга России.
     9 марта 1778 года Екатерина II издала Указ на имя Г. А. Потемкина, назначенного в 1775 – году правителем Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний.  В Указе говорилось, что генерал–фельдмаршалу графу Румянцеву-Задунайскому повелевается переселить живущих в Крыму греков, грузин и армян, которые добровольно на это согласятся, в Новороссийскую и Азовскую губернии, «…стараться всеми образами склонять и уговаривать, чтобы добровольно перейти согласились, а особливо убедить к тому тамошнего греческого митрополита». Далее в Указе отмечалось, чтобы переселенцы не имели ни в чем недостатка: «снабжены были  как достаточным числом земли, так и нужными к заведению домостроительства их пособиями из казны нашей. Впрочем, не оставим мы снабдить их нужными привилегиями, смотря по числу и состоянию оных, а до того времени состоять им в собственной опеке тамошних губернаторов…».

Императрица Екатерина II (1729 -1796)

Указ Екатерины II о переселении крымских армян

     Исполнение переселения было возложено на: командующего крымской армией А. А. Прозоровского. Но ему не суждено было осуществить этот Указ. Ссылаясь на плохое здоровье, он просит о двухгодичном отпуске. На его место назначается молодой генерал А. В. Суворов.   Не теряя времени, А. Суворов приступил к выполнению Указа по переселению христианского населения Крыма в Азовскую губернию, хотя хорошо представлял всю сложность задачи.
     Центром внимания был греческий митрополит Игнатий, который уже задолго до встречи с Суворовым, после тайных переговоров с Г. Потемкиным, был настроен в пользу переселения. Глава армянского духовенства, архимандрит Петрос был против переселения, поэтому Суворов не вел с ним переговоров. Для склонения армян в пользу переселения Суворов через своих агентов завербовал молодых, грамотных людей, возвел их в степень русского дворянства, всем присвоил звания поручика русской армии и пустил их в народ.
     Ханское правительство Крыма не могло не понимать, что с переселением армян и греков оно теряет солидную часть своих доходов и лишается лучших торговцев, ремесленников и садоводов, хотя русская сторона обещала хану компенсировать потери. Крымские старшины -17 июля 1778 года подали прошение на имя хана о немедленном расследовании слухов о выводе христиан в Россию и о принятии решительных мер к предотвращению этой эмиграции, грозившей причинить большие материальные потери татарскому населению. Но сопротивление татарского хана Шагин-Гирея продолжалось недолго. После того, как он получил 50000 рублей и ценные вещи, хан перестал противиться переселению христиан. Такие же «подарки» получили и многие мурзы и беи.
     Армянское и греческое население не желало этой эмиграции, несмотря на то, что оно имело русскую ориентацию. Христианскому населению, имевшему дома и хозяйства, издавна обосновавшемуся на крымской земле, было чрезвычайно трудно оставить обжитые места, заново обзаводиться на новом месте хозяйством. Эти трудности особенно предвидели трудовые слои. Весной и летом 1778 года они еще не давали согласия на переселение, хотя и были запуганы обещаниями о том, что сопротивляющиеся переселению будут жестоко наказаны.
     В армянской колонии Крыма была очень своеобразная картина. Сохранялся свой язык, свои национальные особенности, свои школы при монастырях и церквах, были свои поэты, писатели: Мартирос Хримеци, Вартан Кафаеци, художники Тепегенджи и Миганджи. У крымских армян было большое количество рукописных книг на пергаменте и бумаге, написанных в Крыму.
     В этой связи армяне просили Суворова посетить их города и села и увидеть, что они должны оставить в случае переселения. Суворов согласился, посетил Каффу (Феодосию). Армяне показали город, построенный ими водопровод, бассейны и фонтаны, показали самую старую из церквей — св. Саркиса, древнюю церковную утварь, золотые и серебряные кресты, осыпанные драгоценными камнями, церковные двери, вывезенные еще из Армении. Купцы и кустари показали шелкопрядильные фабрики, кожевенные заводы, мельницы и прочее. Суворов все охотно посмотрел, познакомился с содержанием некоторых хачкаров (каменных плит с историческими надписями прошлых веков). Суворов посетил селения Топлу, Орталанк и несколько садов и виноградников. Увидев правильно спланированные деревни, благоустроенные усадьбы, каменные дома с черепичными крышами, амбары и прочие хозяйственные постройки, хорошо организованное водоснабжение, чудесные сады и виноградники, Суворов сказал, что он не знал о таком богатстве здесь и обещал оплатить стоимость всего. В своем рапорте графу Румянцеву от 30 июля 1778 года он снова с большим сочувствием говорит о требованиях и нуждах переселяемого населения. «Высшее желание всех христиан, чтобы поселяемы были вместе и на выгодных местах, плод сего усмотрен будет в потомстве. Печально им оставлять их недвижимого родового, за что принужден был я им обещать здесь на месте удовлетворение из казны, яко иначе они и согласны не были».
     Подготовительная работа Суворова по переселению окончилась в июле 1778 г.

Карта переселения армян с Крыма на Дон

     Переселение приняло массовый характер в августе и сентябре, в основном закончилось в середине сентября 1779 года.
     По данным ведомостей Суворова, за август-сентябрь1778 года выехало из Крыма 31386 человек, из них: греков — 18407 душ, армян — 12598,  грузин — 219, валахов — 162. Из городов — Каффа (Феодосия), Бахчисарай, Карасубазар, Козлов (Евпатория), Акмечеть (Симферополь), Сур Хат (Старый Крым), а также крестьяне из ряда деревень: Татлы или Топлу, Мелик, Камышлак, Сала, Чуруксу, Султан-Салы, Орталанк  или    Урталак, Топчак и др.
     Тремя караванами переселенцы направили свой путь в Россию. Помимо имущества, они везли с собой драгоценные   книги, древние пергаментные рукописи, церковную утварь, хачкары.

Караваны переселенцев

     Переселенцы, как в пути переезда, так и на новых местах, предназначенных для них, претерпели много страданий, лишений и бедствий. Если принять во внимание тогдашнее положение нового края, — отсутствие дорог, пустынность территории, крайний недостаток в продовольствии и топливе, — то нетрудно представить себе их положение. Каждый третий погиб, могилы родных и близких были оставлены армянами на всем пути от Крыма до Дона.

Караваны переселенцев

     Дойдя в таких условиях до Екатеринослава и Самары, переселенцы вынуждены были остановиться. Здесь под открытым небом им пришлось впервые познакомиться с ужасами неведомой им дотоле зимы. Голод, холод и различные заболевания унесли много жизней, преимущественно детей и стариков. Кроме того, они страдали и от произвола царских чиновников и губернаторов, по территориям которых они скитались. Обещанные им земли частично уже были заняты, не выделялось достаточно жилья. Армянские семьи нередко были вынуждены ютиться в землянках и палатках.
     В создавшихся условиях переселенцы неоднократно обращались к А. В. Суворову, отправили депутатов во главе с Иосифом Аргутинским (Овсеп Аргутян), архиепископом, возглавляющим астраханскую епархию, в Петербург. В конце концов, их прошения увенчались успехом и удовлетворена была их просьба об отводе им земли для поселения в устье Дона близ крепости Димитрия Ростовского.
     Это было удобное место. Дон с его притоками связывал южные моря с внутренними губерниями, а также с Уралом, Астраханью, Сибирью, благодаря близости Волги. Наконец, 14 ноября 1779 г. была обнародована пожалованная Екатериной армянам-переселенцам, давно ожидаемая грамота следующего содержания. «Для удобнейшего поселения вашего отвесть в Азовской губернии особенную от прочих селений округу крепости Святого Димитрия Ростовского». Они получили 12 тысяч десятин земли окрест крепости. Далее в грамоте говорилось, что переселенцы-армяне освобождаются от уплаты государственных податей и повинностей сроком на 10 лет, получают право свободно торговать внутри и вне государства, основывать фабрики, заводы и заниматься всякого рода промыслами. Переселенцы освобождались от воинского постоя, от рекрутства, но не запрещалось добровольное вступление в армию. Кроме того, им предоставлялась полная свобода вероисповедания: разрешалось строить церкви и колокольни, совершать все церковные обряды, подчиняться только эчмиадзинскому католикосу – верховному патриарху всех армян. Далее было установлено: «…повелеваем учредить магистрат и в нем производить суд и расправу по вашим правам и обыкновению…».
     Льготы эти были заново подтверждены Павлом I в 1779 году и Александром I в 1802 году. Но в дальнейшем они потеряли свое значение и были постепенно ликвидированы.
     9 декабря 1779 года переселенцы собрались на отведенной им земле к востоку от крепости Дм. Ростовского, рядом с Полуденным станом, и им была зачитана высочайшая грамота.
     Новый город получил название «Нахичеван», где обосновались городские жители Крыма, а сельское население — в окрестностях города, в селах Чалтырь, Топти (Крым), Мец Сала (Большие Салы), Султан Сала и Несвита (Несветай).

г. Нахичевань-на-Дону

     Итак, 1779 год. В тяжелых условиях поселенцы провели зиму 1779-1780 гг. на новом месте. Зажиточная часть переселенцев оказалась в лучших условиях: одни купили себе дома в Полуденке, другие поселились в городах Черкасске, Азове и Таганроге. Большая же часть неимущих армян; вынуждена была ютиться в эту зиму в построенных на скорую руку жалких хижинах, землянках или шатрах. Строительство Нахичевана началось в 1780 году. Он строился по единому плану и очень быстро стал одним из экономических и культурных центров юга России. По проекту тогда еще малоизвестного зодчего Ивана Егоровича Старова, прибывшего из северной столицы, Нахичеван надлежало строить в строгом соответствии с классическими геометрическими пропорциями. За основу был взят Васильевский остров Санкт-Петербурга: улицы — параллельно реке, «линии» — перпендикулярно. Еще раньше эту задумку привез из Амстердама Петр I для своего любимого детища. Таким образом, Нахичеван стал третьим городом, перенявшим «линейную» систему.
     Широкая автономия, предоставленная царским правительством армянам, позволила им жить сообразно с их национальными устоями, обычаями, привычками, сохранять и развивать национальные традиции. Основой самостоятельности Нахичевана был образованный в 1780 году магистрат, который объединил судебную, полицейскую и исполнительную власть города и сел.
     Нахичеванский магистрат состоял из председателя и четырех заседателей, которые избирались сроком на 3 года и вели все дела армянской общины. Делами селений заведовал совет старейшин выборного «одамата» и 2-4 старейшины. Распоряжения сельских старейшин утверждались нахичеванским магистратом.
     Полицейские обязанности несли выборные лица, в селениях полицейские функции выполнялись сельскими  старшинами. Позднее полицейская служба была расширена и включала уже и рядовых стражей порядка. Судопроизводство велось по собственным законам, которые были собраны в т. н. «Армянском судебнике», который основывался на нормах национальной жизни армян, в т.ч. на тех, что отражены в известном «Судебнике» ученого–монаха Мхитара Гоша (ХП–ХШ вв.), с другой стороны на нормах, обычного права.
     В Нахичеване была учреждена должность городского головы, который вскоре стал центральной фигурой и фактически забрал в свои руки все самоуправление города. В1795 году организуется городская дума, состоящая из 24 человек. В 1811 году был утвержден указом Александра I герб города Нахичевана. Герб изображал щит, разделенный на две половины наискось. В верхней половине в серебряном поле изображены пчелы (символ трудолюбия), а в нижней – в зеленом поле – золотой улей: «…сие должно изображать водворение в том краю нового армянского народа».
     Памятью веков для армянского народа являются родники и храмы. В Нахичеване и окрестных селах к середине XIX века было 12 церквей (7 – в городе и 5 – в селах). Город быстро благоустраивался. Энергичные и предприимчивые потомки анийцев, которых не баловала судьба, очень быстро сделали свой город процветающим. В Нахичеване существовало более 40 видов ремесел. Армяне Дона занимались изготовлением изделий из серебра, резьбой по камню, сапожным делом, скорнячеством, кожевничеством, шорничеством, кузнечным делом, обработкой меди, изготовлением глиняных труб и т. д.
     В городе процветали различные отрасли промышленности — кожевенное производство, изготовление кирпича, черепицы, извести, кафеля, производство вина и водки и др.
     Особое место занимала торговля. Умело используя благоприятные местные условия, нахичеванские купцы завязали оживленные торговые связи со многими городами и губерниями России вплоть до Сибири. Одной из важных статей внутренней торговли был вывоз свежей, засоленной и вяленой рыбы. В то время как рыба продавалась внутри страны, икра вывозилась на экспорт.
     Важным предметом внешней торговли была пшеница. Армянские купцы не ограничивались вывозом зерна из армянских сел, которые продавали обычно 75-80% своего урожая. Купцы-армяне покупали зерно в хлебных губерниях России — в Саратове, Орле, Воронеже, Екатеринославе и др. и вывозили его в европейские страны. Братья Айрапетяны и другие купцы имели свои склады для зерна в таганрогском порту. Корабли купца Погоса Катраноглу посещали не только порты Азовского и Черного морей, но вели торговлю и с Италией и Францией. «Из глубины этой пустыни, почти никем не посещаемой, они (армяне) содержат постоянные сношения со своими соотечественниками, живущими в Астрахани, Лейпциге, Малой Азии… Они овладели почти всею торговлею Донского бассейна» – писал в своей книге Анатолий Демидов.
     Благополучно жили и армянские села. Об этом свидетельствует возрастающая численность их населения: 1793 год- 1541 чел., 1850 г. — 5399 чел., 1900 г. — 13106 чел. В сельском хозяйстве основной отраслью было производство зерновых культур. Плодородные земли придонья давали широкую возможность для развития хлебопашества. Армянские земледельцы получали высокий урожай зерна, небольшую часть которого потребляли на месте; все остальное реализовывали вне пределов колонии. Как отмечал в своих годовых отчетах таганрогский градоначальник, при вывозе хлеба из черноморских портов за границу предпочтение отдавалось высококачественному нахичеванскому  зерну. Нередко парижские хлеботорговцы посылали свои суда в Таганрог за «армянской пшеницей». Это объясняется тем, что в конце XIX века крестьяне села Чалтырь вывели народным способом, из года в год вручную отбирая качественные зерна, новый сорт сильной, яровой пшеницы «чалтырка», последние упоминания о которой относятся к 1944 году. После войны этот сорт уникальной пшеницы считался окончательно исчезнувшим.
     Кроме обработки зерновых культур, в армянской колонии занимались также садоводством и овцеводством. Армяне одними из первых в бассейне  Дона начали заниматься виноградарством и разведением шелковицы. Низовья Дона, покрытые сочной травой, были хорошей кормовой базой для развития скотоводства продукция, которого не только в избытке обеспечивала население этого района мясом и молоком, но и вывозилась в большом количестве в другие города страны и за границу. Рогатый скот использовался не только для получения мяса, но и шерсти, кожи и сала. Воспользовавшись тем, что правительство стало поощрять развитие тонкорунного овцеводства, армянские помещики начали разводить испанские породы тонкорунных овец.
     Императрица Екатерина II, первой из русских государей, обратила внимание на Приазовье и Дон и стала посылать ученых исследовать этот край. Первым ученым, посетившим низовья Дона, был академик Гильденштедт (1773г.). Затем академик Паллас — в 1793 г. Из данных исследований Палласа можно узнать много интересного из жизни колонии. Об армянских поселянах Паллас отзывался как о трезвых и трудолюбивых людях, которые живут «с большею порядочностью и опрятностью… Армяне возделывают пшеницу; так как они не понимают по-русски, то могут продавать свои произведения только в Нахичевани, откуда их соотечественники пересылают хлеб дальше водою через Таганрогский порт и даже за границу».
     Восторженно высказывались об образе жизни и предприимчивости колонистов и многие другие; ученые и путешественники, посетившие в разное время Нахичеван и армянские поселения: граф А. А. Безбородко — 1812г., генерал Н. Н. Раевский вместе с А. С. Пушкиным -1820 г., академик А. Демидов — 1837 г.
     Даже в официальных документах сквозит удивление по поводу достижений Нахичевана. Например, отчет Таганрогского градоначальства за 1859 год: «Нахичеван-на-Дону – один из лучших городов Новороссийского края. Ведет значительную внутреннюю торговлю, имеет, в частности, несколько доходных кожевенных заводов и фабрик. Крестьяне Нахичеванского округа отличаются трудолюбием, по отношению к остальному населению характеризуются не только богатством, но и своеобразным благосостоянием».
     Характерно, что в жизни армянской колонии Дона отражались, взаимоотношения армянского и русского народа. Тот факт, что и сегодня армяне с редким единодушием выступают за самые тесные дружественные отношения с представителями других национальностей, есть прямое следствие изначальной покровительственной политики России в армянском вопросе.
     С самого своего образования армянская колония Нахичевана принимала активное участие в общественно-политической жизни России. Население проявляло высокие патриотические чувства и настоящий гражданский долг в период Отечественной войны 1812 года. Для «отражения нашествия врага» был создан отряд армянских добровольцев из городского населения и поселян, обучение которых было поручено майору Никите Абрамову. Магистрат города издал указ, строго воспрещающий кутежи и увеселения, ибо «ныне не есть дни радости».
     Большая помощь была оказана Российской армии в период Крымской кампании 1853-1856 гг. В помощь снабжения армии в Нахичеване была создана комиссия во главе с городским головой. Отдельные граждане приносили в дар армии многочисленные пожертвования. В зимних условиях армяне-крестьяне на своих более чем 400 повозках из Ростова и Таганрога в Керчь, Перекоп и Еникале перевозили для действующей армии продовольствие, обмундирование, помогали продвижению войск. Армянская община выделила до конца войны для бездомных семейств военных пятнадцать квартир и обязалась за свой счет обеспечить их продовольствием. Здание Нахичеванского училища по решению общественности было превращено в военный госпиталь. За все их «усердие» император Александр II объявил им благодарность, а город Нахичеван был награжден Владимирской лентой и золотой медалью.
     Несмотря на то, что привилегии, данные армянам, освобождали их от обязательной воинской службы, армяне формировали добровольческие отряды для участия в военных действиях в период Первой мировой войны 1914-1917 годов. Плечом к плечу с русскими воинами против кайзеровской Германии сражались сотни донских армян, такие, как Срапионян Егия, награжденный Георгиевским крестом, Мартирос Бугаян, Арутюн Алавердян, Саркис Назаретян, Лусеген Арабаджиян, Мкртич Джлаухян, Егия Сарабашян, награжденный двумя Георгиевскими крестами, а участник русско-японской войны 1905 года Теватос Овакемович Бабалыхян является полным кавалером Георгиевских крестов.
     На Кавказском фронте в боях против турецких войск участвовали представители армян: Манук.Секизян, Давид Секизян, Дзерон Ходжабиев, Луспарон Додохян, Хазарос Хачкинаян, Мартирос Харагезян и многие другие.
     Армянская колония на Дону в немалой степени способствовала развитию армянской культуры в России. Классик армянской литературы Рапаэл Патканян, писатель и публицист Микаэл Налбандян, множество ученых, государственных и общественных деятелей, музыкантов, художников, врачей, учителей внесли свой вклад в общую культуру и развитие страны.
     Армяне, проживающие на Донской земле, связаны с русским народом вековыми прочными узами взаимного уважения, доверия и труда. Они присягнули на верность вновь обретенной родине двумя столетиями созидательного труда на этой земле и кровью, пролитой при ее защите.

АРМЯНСКИЕ СЕЛА НА ДОНУ

Село Чалтырь

     Переселенцы из крымского села Орталан основали село Чалтырь. Выбор места для его строительства определялся не только близостью к крепости Димитрия Ростовского, но и тем, что здесь пролегал большой Бахмутский торговый путь из Приднепровья к устью Дона, имелись родники питьевой воды и залежи камня у берегов речки Чалтырь.
     Существующая планировка Чалтыря в основном прямоугольная и в определенной степени является подобием нахичеванской. Только, в отличие от городских, в Чалтыре линиями названы не продольные, а поперечные улицы. Подробное описание Чалтыря оставил посетивший его в 1793 году Петр Симон Паллас, естествоиспытатель, географ и путешественник, член Петербургской Академии наук: «Эта слобода есть одна из пяти армянских колоний, основанных одновременно с Нахичеванью земледельцами, вышедшими из Крыма. Она состоит из 90 домов, большая часть которых построена из тесаного камня и глины; все они построены по тому образцу, как строят в Крыму, а именно: прихожая с очагом, затем две чистенькие комнатки с низенькой лежанкой, на дворе расположены различные службы, как-то  кухни, погреба и прочее. Церковь построена из камня и колокольни не имеет».
     Крестьяне занимались в основном скотоводством и земледелием, в чем значительно преуспевали. Выращиваемое ими зерно вывозилось как на российские, так и на зарубежные рынки. В Париже, например, пользовался большим спросом особый сорт пшеницы – «чалтырка». Для изготовления муки устанавливались деревянные ветряные мельницы, которые просуществовали до тридцатых годов двадцатого столетия.
     Самым ценным архитектурным памятником Чалтыря является церковь Сурб Амбарцум, одна из лучших по сохранности среди памятников культовой архитектуры района, спроектированная, несомненно, талантливым зодчим.
     Церковь выделяется своими стройными пропорциями и наличием характерных для культовых зданий Нахичевани архитектурных элементов, придающих ей индивидуальный характер. Она принадлежит к типу четко выраженных снаружи и внутри крестово-купольных сооружений. Это проявлено отсутствием приделов по сторонам выступающей на восточном фасаде алтарной апсиды, имеющей одинаковую с основным объемом церкви высоту. Фасад также прорезан высокими парными окнами, которые разделены между собой, расположенными на гранях барабана колоннами. Несколько укороченные поперечные ветви креста с входными порталами имеют четырехколонные, стройных пропорций портики с большими фронтонами.
     Свои отличительные черты имеет и высокая четырехъярусная колокольня, относящаяся по постройке к этому времени. Боковые помещения по сторонам ведущего в молитвенный зал коридора не прямоугольные, а выполнены в виде небольших комнат с экседрами на коротких сторонах, что определило винтовую форму ведущей на ярус звона лестницы. Верхние два яруса колокольни по своим деталям очень близки аналогичным частям колокольни соборного храма в Нахичевани, однако переход от прямоугольного плана нижнего этажа к кругу верхних ярусов осуществлен не непосредственно, а через восьмигранник второго яруса, который придает внешнему облику сооружения большую стройность.
     Другим почитаемым местом села является родник Мец Чорвах (Большой родник), который определил местонахождение будущего села. Именно этот край, богатый источниками вкусной, мягкой воды, стал родиной донских армян. Культ воды у армян – многовековая традиция. В армянском фольклоре истоки рек стерегут вишапы – драконы, а особо почитаемая языческая богиня Нар – хранительница воды.
     Кажется, за двести лет главный родник села Чалтырь не стал менее полноводным. Вкусная, чистая родниковая вода давала людям живительную силу. Родник обложили камнем, сделали колодец. Воду доставали ведром с помощью верёвки. В 1936 году ниже колодца-родника построили крытый бассейн, куда вода текла по трубам. С фасадной стороны сделали краны, из которых люди берут воду при помощи раздвижных приспособлений. С другой стороны бассейна лишняя вода вытекает в Чарки-озан (речка Чарки). Этот источник является началом образования села Чалтырь. Он неиссякаем и питает людей более двухсот лет. Поэтому Мец Чорвах оставил след в местном фольклоре и в стихах мясниковских поэтов.
Тяжелое горе принесла война в Чалтырь, многие жители ушли на фронт защищать Родину, половина из них погибла смертью храбрых. Но, наши люди не забывают их, они помнят и чтут память как не вернувшихся с фронтов войны, так и погибших в тылу. Об этом говорят памятники.
     К 30-летию Победы в 1975 г. на западной окраине села установлен памятник безвинно погибшим 10 землякам, убитых немцами. А история такова: в один из июльских дней 1942 г. немецкий солдат не вернулся в свою часть. Оккупанты посчитали, что его убили местные жители. У фашистов был не писанный страшный закон – за одного своего убитого солдата расстреливать 10 мирных граждан. Это и послужило поводом для расправы над безвинными людьми. На второй день немцы организовали облаву, задержали невинных людей и расстреляли их. Через пару дней «исчезнувший» немецкий солдат-гуляка благополучно вернулся в свою часть, но люди уже были расстреляны. Автор памятника наш земляк, ростовский скульптор А. Х. Джелаухян изваял скульптурный барельеф. На нем изображены падающий на землю парень и прошедший горнило империалистической войны ветеран, мужественно принимающий смерть. Рядом, держа друг друга за руки, такие беззащитные, стоят братья-близнецы. Люди сжимают кулаки от испытываемой к фашистам ненависти, они в отчаянии, но не чувствуют за собой никакой вины.
     В центре Чалтыря, в парке воздвигнут мемориал славы в честь погибших в годы Великой Отечественной войны земляков и воинов, павших при освобождении села. Автор – местный архитектор Дзреян В. Е., скульптор – Лебеденко А. А., инженер – Даглдиян Б. М. Проект памятника был подготовлен к 40-летию Победы в 1985 г. По Генеральному плану он должен был находиться на Золотой горе. Но мемориал по эскизам получился объемным, решено было сделать его парковым сооружением. Строительство было начато в 1986 г., в мае 1987 г. состоялось открытие памятника. Проект индивидуальный, аналогов нет. Материал – туф из Армении и мангышлакский камень из Новочеркасска. Деньги на строительство были собраны с предприятий, организаций, населения района.
     В канун 50-летия Победы (1995 г.) в жизни района произошло знаменательное событие. Указом Президента России высокое звание Героя России (посмертно) было присвоено Сурену Амбарцумовичу Тащияну. Спустя пятьдесят два года была восстановлена историческая справедливость и воздано по заслугам погибшему в 1943 году в воздушном бою летчику-истребителю морской авиации Черноморского флота. Сегодня все в районе знают о подвиге летчика Тащияна. На его счету было 400 боевых вылетов, 187 воздушных боев, 11 сбитых вражеских самолетов. В центральном парке села Чалтырь на мемориале Славы был установлен барельеф и мемориальная доска С. А. Тащияну.
     Другая достопримечательность села Чалтырь – историко-этнографический музей. В музейной экспозиции отражена история и культура анийской ветви армянства, представителями которой являются армяне Дона, а также история многонационального Мясниковского района. Представлен интересный и уникальный материал по этнографии: старинная домашняя утварь, сельскохозяйственные орудия труда, изделия декоративно-прикладного искусства конца XVIII — начала XX веков. Особый интерес представляют бытовые предметы, привезенные армянами из Крыма. Музей располагает богатым фотоматериалом, в его фондах хранятся документы и рукописи, представляющие историческую ценность.
     До сегодняшнего дня жители села берегут и сохраняют обычаи предков. Далеко за его пределами известно самобытное творчество армянских фольклорных коллективов.

Село Крым

     Караваны переселенцев из Каффы и окрестных городов и сел Крыма шли на юго-восток, в низовья Дона, где по высочайшему повелению императрицы им отводились 86 тысяч десятин земли для заселения. Шли со слезами на глазах, проклиная судьбу и тех, кто заставил их в очередной раз оставить обжитые места. Были среди них и 160 жителей города Старый Крым и 212 человек из селения Топлы – те, кто впоследствии основали на донской земле село Крым (Топти).
     После мучительного и продолжительного перехода караван, наконец, достиг берегов Дона.
     Выходцы из Старого Крыма и Топлы облюбовали себе место около родника, у подножия каменистого холма. Возможно, рельеф им чем-то  напоминал покинутую родину, а может, их поразила вода изумительной чистоты и вкуса, — но решили они остановиться именно здесь.
     В конце XIX века в Топти была заложена церковь Аменапркич. Она сохранилась до сих пор. Церковь построена на средства и с участием жителей села. По архитектурному стилю это интересный памятник конца XIX века. Обилие окон делало здание светлым и нарядным внутри. Своеобразие сооружения – арочные проемы, колонки наличников, круглые окна, рельефные кресты фасадов колокольни, напоминающие древние хачкары, сложный орнамент кованых оконных решеток. Фон красных кирпичных стен усиливал их декоративность. И сегодня этот красивый архитектурный и исторический памятник – свидетельство прочности, основательности поселения армян на донской земле.
     Крымчане помнят и другую церковь – Сурб Саркис, заложенную при основании села, славившуюся своим великолепием и богатым убранством. К сожалению,  она была разрушена в 60-е годы XX века.
     Гордость села – Дворец культуры со зрительным залом на 600 посадочных мест, светлым просторным фойе, библиотекой, кабинетами для кружковой работы, народным музеем села Крым. В фонде музея – более 1340 наименований предметов, вещей, книг, документов. Материалы расположены в хронологическом порядке с начала основания села, с 1779 года  до наших дней. В 1987 г. Приказом Министерства культуры СССР музею села Крым присвоено почетное звание «Народный музей».
     В селе Крым находится один из наиболее впечатляющих мемориалов павшим воинам – Пантеон Славы. Монумент воздвигнут на средства колхоза им. Лукашина, строился с 1965 г. Торжественно открыт 9 мая 1970 г. Инициаторами увековечения памяти односельчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, выступили коллективы учащихся и учителей местной школы. Проделана была огромная поисковая работа. Здесь на плитах мемориального комплекса высечены имена всех односельчан и воинов-освободителей. А в специально построенном здании, облицованном розовым туфом из Армении, представлены сотни фотографий, не вернувшихся с войны жителей села.
     Монумент состоит из скульптурной группы и полукруглого здания пантеона из розового туфа. В горе склонила голову пожилая труженица. Левой рукой она поддерживает внука, правой – невестку. Самых близких людей – сына, мужа, отца – унесла война. Автор проекта скульптор А. Х. Джлаухян, Ю. В. Шубин, архитекторы Г. Г. Галяпин и Л. В. Кузнецов. В 1972 г. перед памятником установлен вечный огонь.
     Далеко за пределами района и области известны имена спортсменов-крымчан. В селе продолжаются традиции армянской народной борьбы «гураш». Все условия для занятий созданы в крымском филиале районной СДЮШОР имени заслуженного мастера спорта, 14-кратного чемпиона СССР по вольной борьбе, заслуженного тренера СССР А. В. Ялтыряна, уроженца села Крым.

Село Большие Салы

     В 1779 году в верховьях речки Темерник начало застраиваться новое село – Мец-Сала (Большие Салы). Именно здесь решили обосноваться переселенцы из нескольких крымских деревень.
     Первое время жили в наспех построенных землянках. Перебивались как могли. А с приходом весны большесальцы начали строить жилье.
     Свой храм – церковь Сурб-Аствацацин – большесальцы построили в центре села. И по сей день, он является главным архитектурным украшением села, потому что церковь – единственная в своем роде. К примеру, приемы оформления алтарной части, оконных наличников считаются неповторимыми в практике строительства культовых зданий не только в армянских общинах, но и на территории Армении. В настоящее время завершена реставрация церкви Сурб Аствацацин.
     Интересен тот факт, что село Большие Салы освящено памятью А. П. Чехова. Его рассказ «Красавицы» — воспоминание о том, как по пути из Больших Крепок в Ростов-на-Дону гимназист Антоша Чехонте с дедушкой остановились у знакомого богатого армянина в Б. Салах покормить лошадей, и о впечатлении, которое на него произвела красавица – дочь хозяина. Прототипом чеховской красавицы стала Марта Кундупян.
     В период Великой Отечественной войны в районе Больших Салов шли ожесточенные бои. Ценою жизни батарея С. Оганяна сокрушила гитлеровские танки и сдержала их натиск. В 1959 году, в честь шестнадцати героев-артиллеристов, отдавших свои  жизни за Родину, на центральной площади села открыли двенадцатиметровый величественный монумент, взметнувший вверх свой остроконечный шпиль.
     На кургане Бербер-оба, где совершили свой бессмертный подвиг артиллеристы, сооружен мемориальный комплекс. На железобетонном постаменте установлена 76-мм противотанковая пушка. Перед памятником – четыре пилона, на которых перечислены воинские соединения и части, участвовавшие в боях за Ростов. Авторы памятника – архитектор Эдуард Калайджан и скульптор – Аркадий Мартиросов. Памятник открыт к 30-летию Победы в 1975 году.
     Жители с. Большие Салы чтут память своего прославленного земляка Лазаря Сергеевича Чапчахова Батальонный комиссар, летчик-истребитель, Герой Советского Союза, награжденный орденами Ленина и Красного Знамени совершил 268 боевых вылетов, героически погиб в 1942 г. в бою с немецкими захватчиками. В его честь в селе установлена мемориальная доска.

Село Султан-Салы

     Султан-Салы, как и Большие Салы, основали переселенцы из крымских деревень Сала, Камышлик, Мелек, Джуровсу, Бурунчук. Поначалу село было не таким уж маленьким. По переписи 1793 года в нем проживали 248 человек (для сравнения, в том же году в Чалтыре – 405, в Крыму – 372, в Больших Салах – 262, в Несветае – 254 человека). Но затем население Чалтыря и Крыма увеличилось довольно сильно, а в селе Султан-Салы, находящемся вдали от транзитных дорог — не очень.
     На окраине села стоит церковь Сурб Геворк, построенная в 60-х годах XIX века по проекту архитектора Муратова и при его непосредственном участии. Это самое старое сооружение здесь, им определяется и силуэтное своеобразие села. Здание отличается богатством объемов: самый крупный квадратный в плане зал перекрыт низким куполом, увенчан небольшим световым барабаном; шатровая колокольня со звонницей, прямоугольный низкий притвор, крупное полукружие апсиды. Церковь Геворка – интересный памятник архитектуры и истории. Поверхность здания испещрена следами пулеметных и снарядных попаданий времен Великой Отечественной войны.
     Рядом с храмом стоит здание бывшей приходской школы, построенное сразу же после окончания строительства храма.
     На местном кладбище похоронен Герой Советского Союза Кузьма Егорович Селиверстов, героически сражавшийся в небе донской земли. Селиверстов К. Е. родился в Тульской области в 1913 г., окончил Оренбургскую военную школу пилотов. Командир звена 55 истребительного авиационного полка. Совершил 132 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 5, и в группе 2 самолета противника. Погиб в воздушном бою в 1941 г. в районе С-Салов. В 1942 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Село Несветай

     На северо-восточной окраине нашего района расположено небольшое село Несветай. Первоначально армяне построили свои жилища у речки Тузлов, в низине. Но неоднократные наводнения, весенние паводки вынудили их подняться на возвышенность.
     На северной окраине во второй половине XIX века поселенцы воздвигли церковь неповторимой красоты. Назвали ее Сурб Карапет. Она по типу повторяет церковь монастыря Сурб Хач.
     У здания много утрат – исчезли завершения куполов, сохранились лишь отдельные базы колонн от трехпролетных портиков северного и южного входов. По фрагментам живописи можно догадываться о существовавших художественных росписях интерьера. По остаткам решеток кузнечной работы – о металлических кружевах окон. Но, несмотря на утраты, здание по-прежнему производит впечатление высочайшей техникой и инженерным расчетом.
     Несветайцы – народ особенный. Кто еще в районе умеет так тонко и беззлобно пошутить, придумать меткие прозвища? Нет такого несветайца, который не знал бы остроумных анекдотов на местную тему, не умел бы их рассказать собеседнику живо и ярко. Несветайцы – отменные музыканты, прекрасно играют на армянских национальных инструментах, красиво поют.

СЛАВА И ГОРДОСТЬ РАЙОНА — ЕГО ЛЮДИ

     Далеко за пределами Ростовской области известны имена его уроженцев, видных государственных и политических деятелей. За более чем два столетия, что армяне находятся на Дону, сделано очень много. Донские армяне подарили миру гениального художника Мартироса Сарьяна, классика армянской литературы, поэта, прозаика Рафаэла Патканяна, революционера–демократа, писателя, публициста, соратника Герцена, Огарева, Чернышевского, Бакунина – Микаэла Налбандяна, выдающегося педагога–просветителя, ученого, поэта, драматурга, врача, общественного деятеля Арутюна Аламдаряна, патриарха, католикоса всех армян Геворга VI Чорекчяна, заслуженного архитектора, лауреата Государственной премии СССР Марка Григоряна, лауреата Государственной премии СССР, доктора архитектуры Оганеса Халпахчяна, писательницу Мариэтту Шагинян, заслуженного деятеля науки, профессора Амбарцума Кечека, видных государственных деятелей СССР: Александра Федоровича Мясникяна и Саркиса Лукашина (Срабионяна), премьер-министра Первой Республики Армения Симона Врацяна, видного ученого, доктора биологических наук Т. Г. Катаряна, члена президиума Госплана СССР И. X. Айдиняна. В списке славных имён нельзя не назвать доктора наук, профессора Н. Х. Айдинян, доктора экономических наук Г. М. Харахашяна, заслуженного деятеля науки Армении Г. А. Чубаряна, заслуженного врача России М. М. Харагезова, актера, заслуженного артиста РСФСР П. Луспекаева, заслуженной артистки Армении Магды Гюрджян, видных военачальников: генерал-лейтенанта Галаджева (Геладжян), генерал-лейтенанта Владимира Тамручи, генерала-майора, профессора военных наук Христофора Михайловича Джелаухяна, героя гражданской войны, комбрига Михаила Назаретянца, полковника Амаяка Деремяна, капитана II ранга Срабиона Чибичяна, члена краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия» Майю Пегливанову, известного художника Григория Ивановича Шилтяна, художника, наставника и друга М. Сарьяна Амаяка Арцатбаняиа, талантливого скрипача, народного артиста Армянской ССР, лауреата Государственной премии СССР и Армянской ССР Аветика Карповича Габриэляна, композитора, музыковеда, профессора, заслуженного деятеля искусств Армянской ССР Гаянэ Моисеевну Чеботарян, известного дирижера, профессора, заслуженного артиста Армянской ССР Аристакеса Григорьевича Каспарова, одного из основателей армянского театра оперетты, народного артиста Армянской ССР Гайка Христофоровича Данзаса (Бионяна), известного литературоведа, члена-корреспондента Академии наук Армянской ССР Алексея Карповича Дживелегова, председателя общества любителей драматического профессионального театра в Нахичеване Григория Чубарова, народного художника Армянской ССР Гукаса Чубара, поэта, писателя, педагога, музыканта Федора Сергеевича Готьяна, известного художника Акима Карповича Ованесова, талантливого актера Московского театра сатиры Георгия Бароновича Тусузова, известного народного скрипача Мирона Георгиевича Хачумова, поэтов Людвига Дуряна, Ашота Гарнакерьяна, Леонида Григорьяна, Аршака Тер–Маркаряна и многих, многих других видных и знаменитых людей: актеров, писателей, ученых, врачей, поэтов и т. д.

Мясниковский район [Текст] / сост. Л. С. Секизян. — Ростов н/Д: МП Книга, 1999. — 240 с.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL