Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Экологическая страница
Полезные ссылки







Заявка на комплектование библиотечного фонда






       


Карта сайта




200 ЛЕТ Ф. М. ДОСТОЕВСКОМУ

Это, помимо великого писателя,
был глубоко русский человек,
пламенно чтивший свое отечество,
несмотря на все его язвы.
Это был не только апостол …
это был пророк, это был всему
доброму учитель, эта была наша
общественная совесть.

 

П. М. Третьяков,
русский предприниматель,
меценат, коллекционер

 

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
МЕРОПРИЯТИЯ
ДОСТОЕВСКИЙ.NET

 

 

     Федор Михайлович Достоевский занимает уникальное место в мировой культуре как писатель-философ, в творчестве которого раскрылись фундаментальные проблемы и основополагающие противоречия человеческого бытия.
     Ещё в 1846 году В. Г. Белинский, хотя и не оценивший в полной мере глубокое новаторство «Двойника», пророчески писал, что Достоевскому суждено сыграть в отечественной словесности уникальную роль. С течением времени эта роль постоянно возрастала не только в «нашей литературе», и многие выдающиеся писатели в России и на Западе с большим или меньшим основанием причисляли себя к его ученикам.
     После кончины писателя наметилось стремление к адекватному и систематическому изложению основ его мировоззрения и творчества, прежде всего в «Трех речах в память Достоевского» (1883) В. С. Соловьева. В конце XIX и начале ХХ вв. философская, историософская и нравственная проблематика его романов привлекла к себе пристальный интерес крупных русских мыслителей: В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, Вяч. И. Иванова, Н. А. Бердяева, Л. С. Шестова и других, для многих из которых творчество Достоевского стало важной вехой на пути «от марксизма к идеализму» и создавало методологическую основу для собственных построений.
     Влияние Достоевского на литературу колоссально и по следствиям своим бесконечно многообразно. Именно его творчество стало одним из важнейших факторов продвижения не только в литературу, но и в самое философию экзистенциальной проблематики – особенно с начала XX столетия. Для многих писателей с принятием такой мировоззренческой ориентации был связан повышенный интерес к психологически сложным типам личности, к катастрофическому сюжетному развитию, к трагическим коллизиям в жизни.
Ещё одну сторону художественных открытий писателя подчеркнул М. М. Бахтин: «Достоевский сделал дух, то есть последнюю смысловую позицию личности, предметом эстетического созерцания… Он продвинул эстетическое видение вглубь, в новые глубинные пласты, но не в глубь бессознательного, а в глубь – высоту сознания». Причем сама методология его мышления, тесно связанная с проницающим и конкретным исследованием основных начал человеческой природы и их неоднозначным преломлением в тех или иных тенденциях, явлениях, поступках, общественном новаторстве, давала ему возможность не только предсказывать трагические катаклизмы будущего с его войнами, революциями и, говоря словами А. И. Герцена, «Чингисханами с телеграфами», но и сегодня служить своеобразным пробным камнем для проверки всяких модных рассудочных утопий и односторонний идеологий. Способность раскрыть подлинную иерархию действительно главных и второстепенных для личности проблем и разглядеть сокровенную связь тайных движений души и корневых побуждений воли человека с результатами его внешней деятельности, умение распознать иллюзии относительности ценностей и социальных условностей, миражи всевозможных репутаций и лукавой пропаганды, границы и тупики сциентизма, тонкий яд рационализма и нигилизм здравого смысла позволяют писателю и впредь оставаться авторитетнейшим участником в диалоге идей современного мира.
     Достоевский оказал значительное влияние на становление и проблематику русского религиозно-философского ренессанса, и почти все крупнейшие русские мыслители считали своим долгом писать книги о нём. Популярные европейские и англо-американские философские и эстетические течения стремились представить Достоевского как своего предтечу или единомышленника, несмотря на то, что его творчество на самом деле шире и глубже их мировоззренческих установок и идейных предпосылок. Он обладал непревзойденной способностью через изображение конкретных единичных событий обыденной жизни «перерыть» в своих романах весь сложный комплекс идеологических, социальных и нравственных вопросов текущего времени и одновременно увидеть в них вечное содержание, сфокусировать прошлое, настоящее и будущее человечества.

Памятник Достоевскому
г. Москва

     Достоевский нередко провозглашался предшественником модернизма, глашатаем своеволия и бунта, апологетом индивидуализма и сильной личности. Экзистенциалисты считали его, наряду с Кьеркегором и Ницше, своим родоначальником, а фрейдисты и структуралисты подвергали его творчество произвольным и усеченным интерпретациям, обусловленным своеобразием их методологии.
     В русской литературе заметное воздействие Достоевского испытали писатели, связанные с модернистскими течениями. Это Ф. Сологуб, воспроизведший новый вариант русского «подполья» и неизлечимо изломанную психику, придавленного жизнью человека. В значительной степени – Л. Андреев, в большинстве героев которого внутренняя жизнь протекает на грани обыденного и сверхъестественного, нормального и патологического. Усвоен им и мрачный колорит многих произведений Достоевского, но, в отличие от «Братьев Карамазовых», в тьму жизни, в душевный сумрак героев не врывается свет духовных озарений, высоких человеческих идеалов.
Драматическое мироощущение, предчувствие невиданных перемен и неслыханных мятежей, тревога и темные пророчества рядом с верой в спасительную силу красоты, боль и надежда, связанные с судьбами России, – эти черты роднят с Достоевским А. Блока.
     Близок к Достоевскому оказывается подчас и В. Маяковский крупными трагическими характерами в своих дореволюционных вещах и в поэме «Про это», грандиозностью нравственных запросов человека, ищущего в хаосе мирожелания духовных опор и жаждущего, в сущности, того всечеловеческого любовного единения, о котором страстно мечтали герои Достоевского.
     Влиянием Достоевского отмечено творчество ряда советских писателей: Л. Леонова, М. Булгакова. Некоторые мотивы и реминисценции из романа «Бесы» ощутимы и художественно весомы в «Белой гвардии». Нравственно-философская проблематика «Мастера и Маргариты» явно соотносится с той стороной мысли и творчества Достоевского, которая сохранила следы общения с немецким романтизмом и с готическим стилем.
     Для зарубежных писателей Достоевский явился, во-первых, величайшим авторитетом в области художественного исследования психической жизни, особенно подсознания. Во-вторых, от него были восприняты новые мотивировки литературного героя: его судьба и характер определялись не столько обстоятельствами действия или эстетической традицией, сколько тем, как решаются в произведении коренные вопросы бытия и какое участие в их решении данный герой принимает. И в-третьих, под его влиянием претерпели решительные изменения техника эпического повествования и жанровая форма романа. Всё это сказалось особенно отчетливо на творчестве немецких прозаиков нашего века. В первую очередь должен быть назван Т. Манн, многому просто учившийся у Достоевского. Сильное воздействие испытали С. Цвейг и Ф. Кафка, однако у последнего, при близости некоторых образных мотивов и стилевых приемов, мировоззренческие основы и идейные итоги творчества очень далеко отстоят от Достоевского. Опыт русского классика был использован немецкими экспрессионистами – Верфелем, Газенклевером, Кайзером. Немало значил он и для творчества А. Жида и А. Камю, Т. Драйзера и У. Фолкнера, С. Пшибышевского и других, творивших в идейно-эстетической атмосфере, пронизанной влиянием гениального художника.
     Менялись времена, изменялись интонации и подходы к Достоевскому, утончалась казуистическая диалектика «с одной стороны… с другой стороны». С одной стороны, гениальный писатель, с другой – слабый мыслитель. Однако даже с точки зрения простой логики и здравого смысла достаточно ясно, что ложные идеи и беспомощное мировоззрение никаким чудом не могут породить из себя бессмертные художественные творения, коими и стали произведения Фёдора Михайловича Достоевского.

 

 

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
SSL