200 ЛЕТ Ф. М. ДОСТОЕВСКОМУ
Это, помимо великого писателя,
П. М. Третьяков, |
• ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
• ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
• МЕРОПРИЯТИЯ
• ДОСТОЕВСКИЙ.NET
Федор Михайлович Достоевский занимает уникальное место в мировой культуре как писатель-философ, в творчестве которого раскрылись фундаментальные проблемы и основополагающие противоречия человеческого бытия.
Ещё в 1846 году В. Г. Белинский, хотя и не оценивший в полной мере глубокое новаторство «Двойника», пророчески писал, что Достоевскому суждено сыграть в отечественной словесности уникальную роль. С течением времени эта роль постоянно возрастала не только в «нашей литературе», и многие выдающиеся писатели в России и на Западе с большим или меньшим основанием причисляли себя к его ученикам.
После кончины писателя наметилось стремление к адекватному и систематическому изложению основ его мировоззрения и творчества, прежде всего в «Трех речах в память Достоевского» (1883) В. С. Соловьева. В конце XIX и начале ХХ вв. философская, историософская и нравственная проблематика его романов привлекла к себе пристальный интерес крупных русских мыслителей: В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка, Вяч. И. Иванова, Н. А. Бердяева, Л. С. Шестова и других, для многих из которых творчество Достоевского стало важной вехой на пути «от марксизма к идеализму» и создавало методологическую основу для собственных построений.
Влияние Достоевского на литературу колоссально и по следствиям своим бесконечно многообразно. Именно его творчество стало одним из важнейших факторов продвижения не только в литературу, но и в самое философию экзистенциальной проблематики – особенно с начала XX столетия. Для многих писателей с принятием такой мировоззренческой ориентации был связан повышенный интерес к психологически сложным типам личности, к катастрофическому сюжетному развитию, к трагическим коллизиям в жизни.
Ещё одну сторону художественных открытий писателя подчеркнул М. М. Бахтин: «Достоевский сделал дух, то есть последнюю смысловую позицию личности, предметом эстетического созерцания… Он продвинул эстетическое видение вглубь, в новые глубинные пласты, но не в глубь бессознательного, а в глубь – высоту сознания». Причем сама методология его мышления, тесно связанная с проницающим и конкретным исследованием основных начал человеческой природы и их неоднозначным преломлением в тех или иных тенденциях, явлениях, поступках, общественном новаторстве, давала ему возможность не только предсказывать трагические катаклизмы будущего с его войнами, революциями и, говоря словами А. И. Герцена, «Чингисханами с телеграфами», но и сегодня служить своеобразным пробным камнем для проверки всяких модных рассудочных утопий и односторонний идеологий. Способность раскрыть подлинную иерархию действительно главных и второстепенных для личности проблем и разглядеть сокровенную связь тайных движений души и корневых побуждений воли человека с результатами его внешней деятельности, умение распознать иллюзии относительности ценностей и социальных условностей, миражи всевозможных репутаций и лукавой пропаганды, границы и тупики сциентизма, тонкий яд рационализма и нигилизм здравого смысла позволяют писателю и впредь оставаться авторитетнейшим участником в диалоге идей современного мира.
Достоевский оказал значительное влияние на становление и проблематику русского религиозно-философского ренессанса, и почти все крупнейшие русские мыслители считали своим долгом писать книги о нём. Популярные европейские и англо-американские философские и эстетические течения стремились представить Достоевского как своего предтечу или единомышленника, несмотря на то, что его творчество на самом деле шире и глубже их мировоззренческих установок и идейных предпосылок. Он обладал непревзойденной способностью через изображение конкретных единичных событий обыденной жизни «перерыть» в своих романах весь сложный комплекс идеологических, социальных и нравственных вопросов текущего времени и одновременно увидеть в них вечное содержание, сфокусировать прошлое, настоящее и будущее человечества.
Памятник Достоевскому
г. Москва
Достоевский нередко провозглашался предшественником модернизма, глашатаем своеволия и бунта, апологетом индивидуализма и сильной личности. Экзистенциалисты считали его, наряду с Кьеркегором и Ницше, своим родоначальником, а фрейдисты и структуралисты подвергали его творчество произвольным и усеченным интерпретациям, обусловленным своеобразием их методологии.
В русской литературе заметное воздействие Достоевского испытали писатели, связанные с модернистскими течениями. Это Ф. Сологуб, воспроизведший новый вариант русского «подполья» и неизлечимо изломанную психику, придавленного жизнью человека. В значительной степени – Л. Андреев, в большинстве героев которого внутренняя жизнь протекает на грани обыденного и сверхъестественного, нормального и патологического. Усвоен им и мрачный колорит многих произведений Достоевского, но, в отличие от «Братьев Карамазовых», в тьму жизни, в душевный сумрак героев не врывается свет духовных озарений, высоких человеческих идеалов.
Драматическое мироощущение, предчувствие невиданных перемен и неслыханных мятежей, тревога и темные пророчества рядом с верой в спасительную силу красоты, боль и надежда, связанные с судьбами России, – эти черты роднят с Достоевским А. Блока.
Близок к Достоевскому оказывается подчас и В. Маяковский крупными трагическими характерами в своих дореволюционных вещах и в поэме «Про это», грандиозностью нравственных запросов человека, ищущего в хаосе мирожелания духовных опор и жаждущего, в сущности, того всечеловеческого любовного единения, о котором страстно мечтали герои Достоевского.
Влиянием Достоевского отмечено творчество ряда советских писателей: Л. Леонова, М. Булгакова. Некоторые мотивы и реминисценции из романа «Бесы» ощутимы и художественно весомы в «Белой гвардии». Нравственно-философская проблематика «Мастера и Маргариты» явно соотносится с той стороной мысли и творчества Достоевского, которая сохранила следы общения с немецким романтизмом и с готическим стилем.
Для зарубежных писателей Достоевский явился, во-первых, величайшим авторитетом в области художественного исследования психической жизни, особенно подсознания. Во-вторых, от него были восприняты новые мотивировки литературного героя: его судьба и характер определялись не столько обстоятельствами действия или эстетической традицией, сколько тем, как решаются в произведении коренные вопросы бытия и какое участие в их решении данный герой принимает. И в-третьих, под его влиянием претерпели решительные изменения техника эпического повествования и жанровая форма романа. Всё это сказалось особенно отчетливо на творчестве немецких прозаиков нашего века. В первую очередь должен быть назван Т. Манн, многому просто учившийся у Достоевского. Сильное воздействие испытали С. Цвейг и Ф. Кафка, однако у последнего, при близости некоторых образных мотивов и стилевых приемов, мировоззренческие основы и идейные итоги творчества очень далеко отстоят от Достоевского. Опыт русского классика был использован немецкими экспрессионистами – Верфелем, Газенклевером, Кайзером. Немало значил он и для творчества А. Жида и А. Камю, Т. Драйзера и У. Фолкнера, С. Пшибышевского и других, творивших в идейно-эстетической атмосфере, пронизанной влиянием гениального художника.
Менялись времена, изменялись интонации и подходы к Достоевскому, утончалась казуистическая диалектика «с одной стороны… с другой стороны». С одной стороны, гениальный писатель, с другой – слабый мыслитель. Однако даже с точки зрения простой логики и здравого смысла достаточно ясно, что ложные идеи и беспомощное мировоззрение никаким чудом не могут породить из себя бессмертные художественные творения, коими и стали произведения Фёдора Михайловича Достоевского.
Вверх страницы