Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

 “Что в имени тебе моем?»
Бояр старинных я потомок

А. С. Пушкин

     Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве – 29 января (10 февраля) 1837 года в Санкт-Петербурге. Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

 

 Мемориальная доска, посвящённая крещению А. С. Пушкина
Скульптор Н. М. Аввакумов

    В метрической книге церкви Богоявления в Елохове (сейчас на её месте находится Богоявленский собор в Елохове) на дату 8 июня 1799 г., в числе прочих, приходится такая запись:
    »Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина».

Ксавье-де Местр. Пушкин-ребёнок, 1800-1802

    Пушкин происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Ратше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери – африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.

Отец. Сергей Львович Пушкин (1767-1848)
Г. Кампельон. 1824.

Мать Пушкина – Надежда Осиповна (1775-1836)
Миниатюра Ксавье-де Местра. 1800-е гг.

Бабушка по матери — Ганнибал
Мария Алексеевна (1745-1818)

Знаменитая няня — Яковлева Арина Родионовна
Я. П. Серяков.
Работа по кости 1840-е гг.

    Дед по отцу Лев Александрович – артиллерии полковник, гвардии капитан. Отец – Сергей Львович Пушкин (1767-1848), светский острослов и поэт-любитель. Мать Пушкина – Надежда Осиповна (1775-1836), внучка Ганнибала. Дядя по отцу, Василий Львович (1766-1830), был известным поэтом круга Карамзина. Из детей Сергея Львовича и Надежды Осиповны, кроме Александра, выжили дочь Ольга (в замужестве Павлищева, 1797-1868) и сын Лев (1805-1852).

Дом на Немецкой улице в Москве, где родился А. С. Пушкин
С фотографии конца XIX века

Старшая сестра А. С. Пушкина — Ольга Сергеевна Павлищева.
Е. А. Плюшар. Середина 1830-х гг.

Младший брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852).
А. О. Орловский.
Первая половина 1820-х гг.

    Летние месяцы 1805-1810 будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал (1745-1818, урождённой Пушкиной, из другой ветви рода), в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже: «Монах» (1813), «Бова» (1814), в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину» (1815), «Сон“ (1816). Бабушка писала о своём внуке следующее:
    “Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем все это кончится…».

Юность

Акварель С. Г. Чирикова. Пушкин, 1810
Центральный музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

    Как писал его дядя Л. С. Пушкин: «Страсть к поэзии появилась в нём рано, на 8-м году возраста, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей… Он проводил бессонные ночи, пробирался тайком в кабинет отца и там читал одну книгу за другой. Он был одарен памятью невероятной и на 11-м году уже знал наизусть всю французскую литературу».

Царское Село. Лицей.
А. А. Тон. 1822.

    Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.

И. Репин. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе, 1911

    В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII-XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, признанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава отечественного романтизма. Пушкинская лирика периода 1813-1815 годов пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. С 1816 года, вслед за Жуковским, он обращается к элегиям, где развивает характерные для этого жанра мотивы: неразделённой любви, ухода молодости, угасания души. Лирика Пушкина ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь. Не замыкаясь на поэзии камерной, Пушкин обращался к темам более сложным, общественно-значимым. «Воспоминания в Царском Селе» (1814), заслужившие одобрение Державина, – в начале 1815 года Пушкин читал стихотворение в его присутствии, посвящено событиям Отечественной войны 1812 года. Стихотворение было опубликовано в 1815 году в журнале «Российский музеум» за полной подписью автора. В своём послании «Лицинию» сатирически изображена современная жизнь России, а в образе «любимца деспота» выведен Аракчеев.
    В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение «К другу-стихотворцу», подписанное псевдонимом Александр Н.к.ш.п.
    Ещё будучи воспитанником Лицея, Пушкин вошёл в литературное общество «Арзамас», выступавшее против рутины и архаики в литературном деле, и принял действенное участие в полемике с объединением «Беседа любителей русского слова», отстаивавшим каноны классицизма прошлого века. Привлечённый творчеством наиболее ярких представителей нового литературного направления, Пушкин испытывал в то время сильное влияние поэзии Батюшкова, Жуковского, Давыдова. Последний поначалу импонировал Пушкину темой бравого вояки, а после тем, что сам поэт называл «кручением стиха» – резкими сменами настроения, экспрессией, неожиданным соединением образов. Позднее Пушкин говорил, что, подражая в молодости Давыдову, «усвоил себе его манеру навсегда».

Молодость

    Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря (10-го класса, по табели о рангах) и определён в Коллегию иностранных дел. Он становится постоянным посетителем театра, принимает участие в заседаниях «Арзамаса», в 1819 году вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия». Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи «К Чаадаеву» ( «Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Вольность» (1818), «Н. Я. Плюсковой» (1818), «Деревня» (1819), распространявшиеся в списках. В эти годы он занят работой над поэмой «Руслан и Людмила», начатой в Лицее и отвечавшей программным установкам литературного общества «Арзамас» о необходимости создания национальной богатырской поэмы. Поэма закончена в мае 1820 года и после публикации вызвала ожесточённые отклики критиков, возмущённых снижением высокого канона. Смешение в «Руслане и Людмиле» русско-французских приёмов словесного выражения с просторечием и фольклорной стилистикой вызвало упрёки и со стороны защитников демократической народности в литературе. Такие нарекания содержало письмо Д. Зыкова, литературного последователя Катенина, опубликованное в «Сыне Отечества».

На юге (1820-1824)

И. Айвазовский. Пушкин на берегу моря, 1887
Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина

    Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений (в том числе эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.
    По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением лёгких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного поэта с собой на Кавказ и в Крым. По дороге семья Раевских и А. С. Пушкин останавливаются в г. Таганроге, в бывшем доме градоначальника П. А. Папкова (ул. Греческая, 40).

Пушкин в Крыму

    16 августа 1820 года Пушкин прибыл в Феодосию. Он написал своему брату Льву: «Из Керчи приехали мы в Кафу, остановились у Броневского, человека почтенного по непорочной службе и по бедности. Теперь он под судом – и, подобно старику Вергилия, разводит сад на берегу моря, недалеко от города. Виноград и миндаль составляют его доход. Он не умный человек, но имеет большие сведения об Крыме. Стороне важной и запущенной. Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле написал я элегию, которую тебе присылаю».
    Через два дня Пушкин вместе с Раевскими отбыл морем в Гурзуф, где провёл в Гурзуфе несколько недель летом и осенью 1820 года. Вместе с Раевскими он остановился в доме герцога Ришелье; поэту в нём был предоставлен мезонин, выходивший на запад. Живя в Гурзуфе, поэт совершил множество прогулок вдоль побережья и в горы, среди которых были поездка верхом к вершине Аю-Дага и лодочная прогулка к мысу Суук-Су.
    В Гурзуфе Пушкин продолжил работу над поэмой «Кавказский пленник», написал несколько лирических стихотворений; некоторые из них посвящены дочерям Н. Н. Раевского – Елене и Марии. Здесь возник у поэта замысел поэмы «Бахчисарайский фонтан» и романа «Евгений Онегин». В конце жизни он вспоминал о Крыме: «Там колыбель моего Онегина».
    В сентябре 1820 года по пути в Симферополь побывал в Бахчисарае. Из письма Дельвигу: «Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавленной железной трубки по каплям падала вода. Я обошёл дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат».
    Прогуливаясь по внутренним дворикам дворца, поэт сорвал две розы и положил их к подножию «Фонтана слёз», которому позже посвятил стихи и поэму «Бахчисарайский фонтан».
    В середине сентября Пушкин около недели провёл в Симферополе, предположительно, в доме таврического губернатора Баранова Александра Николаевича, старого знакомого поэта по Петербургу.
    Свои впечатления от посещения Крыма Пушкин использовал и в описании «Путешествия Онегина», которое сначала входило в состав поэмы «Евгений Онегин» в качестве приложения.

В Кишинёве

Стамати и Пушкин в Кишинёве
Почтовая марка Молдовы, 1999 год

    Лишь в сентябре он прибывает в Кишинёв. Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей в Каменке (зима 1820-1821), выезжать в Киев, путешествовать с И. П. Липранди по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821). В Кишинёве Пушкин вступает в масонскую ложу «Овидий», о чём сам пишет в своём дневнике. Если поэма «Руслан и Людмила» была итогом школы у лучших русских поэтов, то первая же «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» (1822) поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта, неизменно ему сопутствующую до конца 1820-х гг. Позднее, в 1830-е гг. получил эпитет «Русский Байрон».
    Позже выходит другая «южная поэма» «Бахчисарайский фонтан» (1824). Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть, возбуждающую в читательском восприятии сильное эмоциональное поле. П. А. Вяземский писал из Москвы по этому поводу:
    Появление «Бахчисарайского фонтана» достойно внимания не одних любителей поэзии, но и наблюдателей успехов наших в умственной промышленности, которая также, не во гнев будь сказано, содействует, как и другая, благосостоянию государства. Рукопись маленькой поэмы Пушкина была оплачена в три тысячи рублей; в ней нет шести сот стихов; итак, стих (и ещё какой же? заметим для биржевых оценщиков – мелкий четырестопный стих) обошёлся в пять рублей с излишком. Стих Бейрона, Казимира Лавиня, строчка Вальтера Скотта приносит процент ещё значительнейший, это правда! Но вспомним и то, что иноземные капиталисты взыскивают проценты со всех образованных потребителей на земном шаре, а наши капиталы обращаются в тесном и домашнем кругу. Как бы то ни было, за стихи «Бакчисарайского фонтана» заплачено столько, сколько ещё ни за какие русские стихи заплачено не было.
    Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим» (последний замысел принял и драматургическую форму), создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада» (1821), поэму «Братья-разбойники» (1822; отдельное издание в 1827). Со временем в Пушкине созрело убеждение (поначалу безысходно трагическое), что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. В таком ключе был начат в мае 1823 года в Кишинёве роман в стихах «Евгений Онегин»; финал первой главы романа предполагал историю путешествия героя за пределами родины по образцу поэмы Байрона «Дон Жуан».

    Пока же в июле 1823 года Пушкин добивается перевода по службе в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Именно в это время он сознаёт себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. Интрижка с женой начальника и неспособность к государственной службе приводит к тому, что поэт подаёт прошение об отставке. В результате в июле 1824 года отстранён от службы и направлен в псковское имение Михайловское под надзор родителей.
    Четырёхлетнее пребывание Пушкина на юге – новый романтический этап развития его как поэта. В это время Пушкин, познакомившийся с творчеством Байрона, увлечённый его личностью, по собственному признанию «сходил с ума» от него. Первым стихотворением, созданным им в ссылке стала элегия «Погасло дневное светило…», в подзаголовке которого Пушкин отметил: «Подражание Байрону». Стержнем, основной задачей его произведений стало отражение эмоционального состояния человека, раскрытие его внутренней жизни. Художественную форму стиха Пушкин разрабатывал, обращаясь к древнегреческой поэзии, изучая её в переводах. Переосмыслив образное мышление античных поэтов в романтическом ключе, взяв лучшее из творчества своих предшественников, преодолев штампы элегического стиля, он создал свой собственный поэтический язык. Основным свойством пушкинской поэзии стала её выразительная сила и в то же время необыкновенная сжатость, лаконизм. Сформировавшийся в 1818-1820 годах под влиянием французских элегий и лирики Жуковского условно-меланхолический стиль претерпел серьёзную трансформацию и слился с новым «байроническим» стилем. Сочетание старых, усложнённых и условных форм с романтическими красками и напряжённостью ярко проявились в «Кавказском пленнике».

Михайловское

    Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года, и был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и прочим».
    Через два года, после тяжёлой болезни он вновь провёл здесь лето. В это время были написаны стихотворения «Деревня» и «Домовому»:

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель…

    В 1824 году, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключён со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери. Здесь Пушкин провёл 2 года (до сентября 1826 г.) – это самое продолжительное пребывание Пушкина в Михайловском.
    Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта. Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», где формулирует своё профессиональное кредо, «К морю» – лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью, поэму «Цыганы» (1827), продолжает писать роман в стихах. Осенью 1824 г. он возобновляет работу над автобиографическими записками, брошенную в самом начале в кишинёвскую пору, и обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов» (окончена 7 (19) ноября 1825 (отдельное издание в 1831)), пишет шуточную поэму «Граф Нулин». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений.

    В 1825 году встречает в соседнем имении Тригорском Анну Керн, которой посвящает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». В конце 1825 – начале 1826 года завершает пятую и шестую главы романа «Евгений Онегин», которые в то время ему представляются как окончание первой части произведения. В последние дни Михайловской ссылки поэт пишет стихотворение «Пророк».

Пушкин в селе Михайловском
(Пущин у Пушкина). Н.Н. Ге. 1875 г.

    Через месяц после окончания ссылки он вернулся «вольным в покинутую тюрьму» и провёл в Михайловском около месяца.
    Последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе. Например, здесь в 1827 году Пушкин начал писать роман «Арап Петра Великого».

После ссылки

    В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б. А. Адеркаса: Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где в то время находился Николай I, коронованный 22 августа (ст. ст.).
    8 сентября, сразу же после прибытия, Пушкин доставлен к царю для личной аудиенции. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры.
    Именно в эти годы возникает в творчестве Пушкина интерес к личности Петра I, царя-преобразователя. Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале, и новой поэмы «Полтава». В рамках одного поэтического произведения ( «Полтава») поэт объединил несколько серьёзных тем: взаимоотношений России и Европы, объединения народов, счастья и драмы частного человека на фоне исторических событий. По собственному признанию Пушкина его привлекли «сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы». Опубликованная в 1829 году, поэма не нашла понимания ни у читателей, ни у критиков. В черновой рукописи статьи «Возражения критикам „Полтавы“» Пушкин писал:
    Самая зрелая изо всех моих стихотворных повестей, та, в которой всё почти оригинально (а мы из этого только и бьёмся, хоть это ещё и не главное), – «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал, «Полтава» не имела успеха.
    К этому времени в творчестве поэта обозначился новый поворот. Трезвый исторический и социальный анализ действительности сочетается с осознанием сложности часто ускользавшего от рационального объяснения окружающего мира, что наполняет его творчество ощущением тревожного предчувствия, ведёт к широкому вторжению фантастики, рождает горестные, подчас болезненные воспоминания, напряжённый интерес к смерти.
    В декабре 1828 года Александр Сергеевич читал здесь свою поэму «Полтава» (Москва, ул. Поварская, 27).
    В то же время после его поэмы «Полтава» отношение к нему в критике и среди части читательской публики стало более холодным или критичным.
    В 1827 году началось расследование по поводу стихотворения «Андрей Шенье» (написанного ещё в Михайловском в 1825 году), в котором был усмотрен отклик на события 14 декабря 1825 года, а в 1828 году правительству стала известна кишинёвская поэма «Гавриилиада». Дела эти были по высочайшему повелению прекращены после объяснений Пушкина, но за поэтом был учреждён негласный полицейский надзор.
    В декабре 1828 года Пушкин знакомится с московской красавицей Натальей Гончаровой. По собственному признанию, он полюбил её с первой встречи. В конце апреля 1829 года через Фёдора Толстого-Американца Пушкин сделал предложение Гончаровой. Неопределённый ответ матери девушки (причиной была названа молодость Натальи), по словам Пушкина «свёл его с ума». Он уехал в армию Паскевича, на Кавказ, где в то время шла война с Турцией. Свою поездку он описал в «Путешествии в Арзрум». По настоянию Паскевича, не желавшего брать на себя ответственность за жизнь Пушкина, оставил действующую армию, жил некоторое время в Тифлисе. Возвратившись в Москву, он встретил у Гончаровых холодный приём. Возможно, мать Натальи боялась репутации вольнодумца, закрепившейся за Пушкиным, и его бедности.

Болдино

Александр Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной, 1831-1832 гг.

    Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой, было принято, и осенью он отправляется в нижегородское имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней Кистенёво, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Опыт драматических изучений» ( «Маленькие трагедии»), последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.
    Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический. Это два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830.
    Стихотворные произведения этого периода представляют все разнообразие жанров и охватывают широкий круг тем. Одно из них – «Румяный критик мой…» перекликается с «Историей села Горюхина» и настолько далеко от идеализации деревенской действительности, что было впервые опубликовано лишь в посмертном собрании сочинений под изменённым названием «Каприз“.
    “Повести Белкина» явились первым из дошедших до нас завершённым произведением пушкинской прозы, опыты к созданию которой предпринимались им неоднократно. В 1821 году он сформулировал основной закон своего прозаического повествования: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Эти повести – также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. «Повести…» знаменовали собой завершение начавшегося в 1827 году с «Арапа Петра Великого» становления Пушкина как прозаика. Цикл определил, как дальнейшее направление творчества Пушкина: последние шесть лет его жизни он обращался преимущественно к прозе, так и всего, до сих пор не развитого русского художественного прозаического слова.

Петербург 1831-1833


 
Уменьшенное факсимиле рукописи Пушкина (проза)

    В это же время Пушкин принимал активное участие в издании «Литературной газеты» (выходила с 1 января 1830 по 30 июня 1831) своего друга издателя А. А. Дельвига. Дельвиг, подготовив первые два номера, временно выехал из Петербурга и поручил газету Пушкину, который и стал фактическим редактором первых 13 номеров. Конфликт «Литературной газеты» с редактором полуофициозной газеты «Северная пчела» Ф. В. Булгариным, агентом Третьего отделения, привёл, после публикации газетой четверостишия Казимира Делавиня о жертвах Июльской революции, к закрытию издания.
    18 февраля (2 марта) 1831 года он венчается с Натальей Гончаровой в московской церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. При обмене колец кольцо Пушкина упало на пол. Потом у него погасла свеча. Он побледнел и сказал: «Всё – плохие предзнаменования!».
    Сразу после свадьбы семья Пушкиных ненадолго поселилась в Москве на Арбате, дом 53 (по современной нумерации; сейчас музей). Там Пушкины прожили до середины мая 1831 года, когда не дождавшись срока окончания аренды, уехали в столицу.
    На лето Пушкин снял дачу в Царском Селе. Здесь он пишет «Письмо Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах, который был его «спутником верным» на протяжении восьми лет жизни.
    Новое восприятие действительности, наметившееся в его творчестве в конце 1820-х годов, требовало углублённых занятий историей: в ней следовало найти истоки коренных вопросов современности. В 1831 году ему разрешено работать в архивах. Пушкин снова поступил на службу в качестве «историографа», получив высочайшее задание написать «Историю Петра». Холерные бунты, ужасные по своей жестокости, и польские события, поставившие Россию на грань войны с Европой, представляются поэту угрозой российской государственности. Сильная власть в этих условиях кажется ему залогом спасения России – этой идеей вдохновлены его стихотворения «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина». Последние два, написанные по случаю взятия Варшавы, вместе со стихотворением В. А. Жуковского «Старая песня на новый лад» были напечатаны специальной брошюрой «На взятие Варшавы» и вызвали неоднозначную реакцию. Пушкин, никогда не бывший врагом какого-либо народа, друживший с Мицкевичем, тем не менее не мог смириться с претензиями восставших на присоединение к Польше литовских, украинских и белорусских земель. По-разному отнеслись к отклику Пушкина на польские события его друзья: отрицательно Вяземский и А. И. Тургенев. 22 сентября 1831 года в своём дневнике Вяземский писал:
    Пушкин в стихах своих: Клеветникам России кажет им шиш из кармана. Он знает, что они не прочтут стихов его, следовательно, и отвечать не будут на вопросы, на которые отвечать было бы очень легко даже самому Пушкину. <…> И что опять за святотатство сочетать Бородино с Варшавою? Россия вопиет против этого беззакония.
    Чаадаев же направил после публикации стихов их автору восторженное письмо, его позицию разделяли и ссыльные декабристы. Вместе с тем Ф. В. Булгарин, обвинял поэта в приверженности либеральным идеям.
    С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами. «Повести Белкина» (изданы в 1831 г.) успеха не имели. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно, роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и начинается работа над романом «Дубровский» (1832-33), герой его, мстя за отца, у которого несправедливо отняли родовое имение, становится разбойником. Благородный разбойник Дубровский изображён в романтическом ключе, остальные действующие лица показаны с величайшим реализмом. Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман всё больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной в общем-то для русской действительности коллизией. Возможно, предвидя к тому же непреодолимые цензурные затруднения с публикацией романа, Пушкин оставил работу над ним, хотя роман был и близок к завершению. Замысел произведения о пугачёвском бунте вновь привлекает его, и, верный исторической точности, он прерывает на время занятия по изучению Петровской эпохи, штудирует печатные источники о Пугачёве, добивается ознакомления с документами о подавлении крестьянского восстания (само «Дело Пугачёва», строго засекреченное, оказывается недоступным), а в 1833 году предпринимает поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачёвщине. Пушкин едет через Нижний Новгород, Казань и Симбирск на Оренбург, а оттуда на Уральск, вдоль древней реки Яик, переименованной после крестьянского восстания в Урал.
    7 января 1833 года Пушкин был избран членом Российской академии одновременно с П. А. Катениным, М. Н. Загоскиным, Д. И. Языковым и А. И. Маловым.
    Осенью 1833 года он возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».

Петербург 1833-1835

    “В творчестве Пушкина чувствуется нечто вулканическое, чудесное сочетание страстности и мудрости, чарующей любви к жизни и резкого осуждения её пошлости, его трогательная нежность не боялась сатирической улыбки, и весь он – чудо».
М. Горький из предисловия к изданию сочинений А. С. Пушкина на английском языке, 1925

    В ноябре 1833 года Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора.

Подлинный прибор Пушкина из музея на Мойке, 12, Санкт-Петербург

    Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. По словам друзей Пушкина, он был в ярости: это звание давалось обыкновенно молодым людям. В дневнике 1 января 1834 года Пушкин сделал запись:
    Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но Двору хотелось, чтобы N. N. [Наталья Николаевна] танцовала в Аничкове.
    Тогда же была запрещена публикация «Медного всадника». В начале 1834 года Пушкин дописал другую, прозаическую петербургскую повесть, «Пиковую даму» и поместил её в журнале «Библиотека для чтения», который платил Пушкину незамедлительно и по высшим ставкам. Она была начата в Болдине и предназначалась тогда, по-видимому, для совместного с В. Ф. Одоевским и Н. В. Гоголем альманаха «Тройчатка».
25 июня 1834 года Пушкин подаёт в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для исполнения «Истории Петра». Мотивом были указаны семейные дела и невозможность постоянного присутствия в столице. Прошение было принято с отказом пользоваться архивами, таким образом, Пушкин лишался возможности продолжать работу. Следуя совету Жуковского, Пушкин отозвал прошение. Позднее Пушкин просил отпуск на 3-4 года: летом 1835 года он писал тёще, что собирается со всей семьёй ехать в деревню на несколько лет. Однако в отпуске ему было отказано, взамен Николай I предложил полугодовой отпуск и 10000 рублей, как было сказано, «на вспоможение». Пушкин их не принял и попросил 30000 рублей с условием удержания из своего жалования, отпуск ему был предоставлен на четыре месяца. Так на несколько лет вперёд Пушкин был связан службой в Петербурге. Эта сумма не покрывала и половины долгов Пушкина, с прекращением выплаты жалованья приходилось надеяться только на литературные доходы, зависевшие от читательского спроса. В конце 1834 – начале 1835 года вышло несколько итоговых изданий произведений Пушкина: полный текст «Евгения Онегина» (в 1825-1832 роман печатался отдельными главами), собрания стихотворений, повестей, поэм, однако все они расходились с трудом. Критика уже в полный голос говорила об измельчании таланта Пушкина, о конце его эпохи в русской литературе. Две осени – 1834 года (в Болдине) и 1835 года (в Михайловском) были менее плодотворны. В третий раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 года по запутанным делам имения и прожил там месяц, написав лишь «Сказку о золотом петушке». В Михайловском Пушкин продолжал работать над «Сценами из рыцарских времён», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».
    Широкой публике, сокрушающейся о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения не были пропущены в печать, что в те годы шёл постоянный, напряжённый труд над обширными замыслами: «Историей Петра», романом о пугачёвщине. В творчестве поэта назрели коренные изменения. Пушкин-лирик в эти годы становится преимущественно «поэтом для себя». Он настойчиво экспериментирует теперь с прозаическими жанрами, которые не удовлетворяют его вполне, остаются в замыслах, набросках, черновиках, ищет новые формы литературы.

«Современник»

    По словам С. А. Соболевского: «Мысль о большом повременном издании, которое касалось бы по возможности всех главнейших сторон русской жизни, желание непосредственно служить отечеству пером своим, занимали Пушкина почти непрерывно в последние десять лет его кратковременного поприща… Обстоятельства мешали ему, и только в 1836 году он успел выхлопотать себе право на издание «Современника“, но уже в размерах весьма ограниченных и тесных».
    Со времени закрытия «Литературной газеты» он добивался права на собственное периодическое издание. Не были осуществлены замыслы газеты ( «Дневник»), различных альманахов и сборников, «Северного зрителя», редактировать который должен был В. Ф. Одоевский. Вместе с ним же Пушкин в 1835 году намеревался выпускать «Современный летописец политики, наук и литературы». В 1836 году он получил разрешение на год на издание альманаха. Пушкин рассчитывал также на доход, который помог бы ему расплатиться с самыми неотложными долгами. Основанный в 1836 году журнал получил название «Современник». В нём печатались произведения самого Пушкина, а также Н. В. Гоголя, А. И. Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского.
    Тем не менее читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. В четвёртом томе «Современника» был, наконец, напечатан роман «Капитанская дочка». Пушкин мог был выпустить его отдельной книгой, тогда роман мог принести доход, так необходимый ему. Однако он всё-таки принял решение опубликовать «Капитанскую дочку» в журнале и не мог уже рассчитывать на одновременный выход отдельной книгой, в те времена это было невозможно. Вероятно, роман был помещён в «Современник» под влиянием Краевского и издателя журнала, опасавшихся его краха. «Капитанская дочка» была благосклонно принята читателями, но отзывов восторженных критиков о своём последнем романе в печати Пушкин не успел увидеть. Несмотря на финансовую неудачу, Пушкин до последнего дня был занят издательскими делами, «рассчитывая, наперекор судьбе, найти и воспитать своего читателя».

1836-1837 годы

«Пушкина не обоймешь словами. Так многопланово, разнообразно и безгранично его творчество, что человечество ещё века будет разбираться в оставленном им наследстве»

Н. Асеев из статьи «Мысли о Пушкине». 25 января 1962

    Весной 1836 года умерла Надежда Осиповна. Пушкин, сблизившийся с матерью в последние дни её жизни, тяжело переносил эту утрату. Обстоятельства сложились так, что он, единственный из всей семьи, сопровождал тело Надежды Осиповны к месту погребения в Святые горы. Это был его последний визит в Михайловское. В начале мая по издательским делам и для работы в архивах Пушкин приехал в Москву. Он надеялся на сотрудничество в «Современнике» авторов «Московского наблюдателя». Однако Баратынский, Погодин, Хомяков, Шевырёв не торопились с ответом, прямо не отказывая. К тому же Пушкин рассчитывал, что для журнала будет писать Белинский, находившийся в конфликте с Погодиным. Посетив архивы Коллегии иностранных дел, он убедился, что работа с документами петровской эпохи займёт несколько месяцев. По настоянию жены, ожидавшей со дня на день родов, Пушкин в конце мая возвращается в Петербург.
    По воспоминаниям французского издателя и дипломата Лёве-Веймара, побывавшего летом 1836 года в гостях у Пушкина, тот был увлечён «Историей Петра», делился с гостем результатами своих архивных поисков и опасениями, как воспримут читатели книгу, где царь будет показан «таким, каким он был в первые годы своего царствования, когда он с яростью приносил всё в жертву своей цели». Узнав, что Лёве-Веймар интересуется русскими народными песнями, Пушкин сделал для него переводы одиннадцати на французский. По мнению специалистов, изучавших эту работу Пушкина, она была выполнена безукоризненно.
    Летом 1836 года Пушкин создаёт свой последний поэтический цикл, названный по месту написания (дача на Каменном острове) «каменноостровским». Точный состав цикла стихотворений неизвестен. Возможно они предназначались для публикации в «Современнике», но Пушкин отказался от неё, предвидя проблемы с цензурой. Три произведения, несомненно принадлежащие циклу, связаны евангельской темой. Сквозной сюжет стихотворений «Отцы пустынники и жены непорочны», «Как с древа сорвался…» и «Мирской власти» – Страстная неделя Великого поста. Ещё одно стихотворение цикла – «Из Пидемонти» лишено христианской символики, однако продолжает размышления поэта об обязанностях живущего в мире с собой и окружающими человека, о предательстве, о праве на физическую и духовную свободу. По мнению В. П. Старка: «В этом стихотворении сформулировано идеальное поэтическое и человеческое кредо Пушкина, выстраданное всей жизнью.
    В цикл, вероятно, входили также „Когда за городом задумчив я брожу“, четверостишие «Напрасно я бегу к Сионским воротам» и, наконец, (некоторыми исследователями оспаривается) «Памятник» ( «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…“) – в качестве зачина или, по другим версиям, финала, – поэтическое завещание Пушкина».

Гибель

    Бесконечные переговоры с зятем о разделе имения после смерти матери, заботы по издательским делам, долги, и, главное, ставшее нарочито явным ухаживание кавалергарда Дантеса за его женой, повлекшее за собой пересуды в светском обществе, были причиной угнетённого состояния Пушкина осенью 1836 года. 3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками на связь Натальи Николаевны с Николаем I. Пушкин, узнавший о подметных письмах на следующий день был уверен, что они – дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу. Геккерн, после двух встреч с Пушкиным добился отсрочки дуэли на две недели. Усилиями друзей поэта, и, прежде всего, В. Жуковского и Е. Загряжской дуэль удалось предотвратить. 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны Екатерине Гончаровой. В тот же день Пушкин послал своему секунданту В. А. Соллогубу письмо с отказом от дуэли. Брак не разрешил конфликта. Дантес, встречаясь с Натальей Николаевной в свете, преследовал её. Распускались слухи о том, что Дантес женился на сестре Пушкиной, чтобы спасти репутацию Натальи Николаевны. По свидетельству К. К. Данзаса, жена предлагала Пушкину оставить на время Петербург, но тот, «потеряв всякое терпение, решил кончить иначе». Пушкин послал 26 января 1837 года Луи Геккерну «в высшей степени оскорбительное письмо». Единственным ответом на него мог быть только вызов на дуэль, и Пушкин это знал. Формальный вызов на дуэль от Геккерна, одобренный Дантесом, был получен Пушкиным в тот же день через атташе французского посольства виконта д`Аршиака. Так как Геккерн был послом иностранного государства, он не мог драться на дуэли – это означало бы немедленный крах его карьеры.

Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг.

    Дуэль с Дантесом состоялась 27 января на Чёрной речке. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Пушкин узнал об этом от лейб-медика Арендта, который, уступая его настояниям, не скрывал истинного положения дел.

Дуэль с Дантесом состоялась 27 января 1837 года на Черной речке у Комендантской дачи.

    Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два человека:

• В. А. Жуковский – поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II;
• Н. Ф. Арендт – лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина.

    Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли: «…жду царского слова, чтобы умереть спокойно…».
    Государь: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».
(Считается, что эту записку передал Жуковский).
    Николай видел в Пушкине опасного «вождя вольнодумцев» (в этой связи были ограничены народные выступления в его память) и впоследствии уверял, что он «насилу довёл Пушкина до кончины христианской», что не соответствовало действительности: ещё до получения царской записки поэт, узнав от врачей, что его рана смертельна, послал за священником, чтобы причаститься. 29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита. Николай I выполнил обещания, данные поэту.

Распоряжение Государя:

1. Заплатить долги.
2. Заложенное имение отца очистить от долга.
3. Вдове пенсион и дочери по замужество.
4. Сыновей в пажи и по 1 500 рублей на воспитание каждого по вступление на службу.
5. Сочинения издать на казённый счёт в пользу вдовы и детей.
6. Единовременно 10 000 рублей.

    По желанию жены, Пушкина положили в гроб не в камер-юнкерском мундире, а во фраке. Отпевание, назначенное в Исаакиевском соборе, было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом стечении народа, в церковь пускали по пригласительным билетам.
    Тут же, по обыкновению, были и нелепейшие распоряжения. Народ обманули: сказали, что Пушкина будут отпевать в Исаакиевском соборе, – так было означено и на билетах, а между тем тело было из квартиры вынесено ночью, тайком, и поставлено в Конюшенной церкви. В университете получено строгое предписание, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях. Я не удержался и выразил попечителю своё прискорбие по этому поводу. Русские не могут оплакивать своего согражданина, сделавшего им честь своим существованием! Из дневника А. В. Никитенко.
    После гроб спустили в подвал, где он находился до 3 февраля, до отправления во Псков. Сопровождал тело Пушкина А. И. Тургенев. В письме к губернатору Пскова Пещурову А. Н. Мордвинов по поручению Бенкендорфа и императора указывал на необходимость запретить «всякое особенное изъявление, всякую встречу, одним словом всякую церемонию, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется при погребении тела дворянина».

Могила А. С. Пушкина

    Александр Пушкин похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии. В августе 1841 года по распоряжению Н. Н. Пушкиной на могиле было установлено надгробие работы Пермагорова.

Потомки Пушкина

    Из детей Пушкина только двое оставили потомство – Александр и Наталья. Потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в США, Англии, Германии, Бельгии. Около пятидесяти из них проживают в России, в том числе Татьяна Ивановна Лукаш, прабабушка которой (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Гоголя. Сейчас Татьяна живёт в Клину.

Литературная репутация и культурная роль Пушкина

«Цветок на поле русской словесности».

Д. Веневитинов

    Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта, в частности, так его именует Энциклопедия «Кругосвет», «Русский биографический словарь» и «Литературная энциклопедия». В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка (см. например, работы В. В. Виноградова), а «Краткая литературная энциклопедия» (автор статьи С. С. Аверинцев) говорит об эталонности его сочинений, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии. Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии».
    Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно. Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» (не только среди современников, но и русских поэтов всех времён), а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ. С другой стороны, в 1830-е (после его поэмы «Полтава») имело место и определённое охлаждение части читающей публики к Пушкину.
    И как говорил В. Г. Белинский: «…Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, новые идеи; пусть растет русское общество и обгоняет „Онегина“: как бы далеко оно не ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…», «Пушкин был выражением современного ему мира, представителем современного ему человечества; но мира русского, но человечества русского».
    Пушкин был широко образованным человеком своего времени. Он глубоко изучил историю и культуру как своего народа, так и культуру других государств. Поэт ценил и любил творчество писателей Запада и Востока.
    В статье «Несколько слов о Пушкине» (1830-е), Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет». Критик и философ-западник В. Г. Белинский назвал его «первым поэтом-художником России». Ф. М. Достоевский отмечал, что «в „Онегине“, в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто» и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения».
    Обстоятельное исследование М. П. Алексеева «Пушкин и наука» заключается утверждением, что поэт «зорко разглядел русский технический прогресс как сумму завоеваний цивилизации, которые неизбежно послужат ко благу родной страны и народа». В библиотеке Пушкина сохранились книги по самым различным отраслям знаний – не только по общественным наукам, но и по естественным, по астрономии, даже по математике. Здесь – широкое поле и перспектива изучения интересов поэта специалистами самых разных научных областей.
    И можно с уверенностью сказать, что, Пушкин основал школу самобытного искусства, которую развивали, предлагая новые и новые пути, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Чехов, Горький, Маяковский, Пастернак, Твардовский и многие другие писатели. Пушкинская широта в познании и изображении действительности, философская глубина его творчества, историзм, и вместе с тем острое чувство современности – все оказало могучее воздействие на художников различных поколений, обогатила самые разные области искусства. Не только переводя сюжеты и мо"тивы Пушкина на язык музыки, но стремясь следовать самому духу его творчества, разножанровые музыкальные произведения создавали Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глазунов, Рахманинов, Прокофьев, Астафьев, Шостакович и Свиридов. С именем поэта связали свое творчество Кипренский, Тропинин, Айвазовский, Репин, Серов, Нестеров, Перов, Суриков, Бенца, Фаворский.
    Значение Пушкина для нашей современности трудно переоценить. Пушкин основал реалистический метод в литературе, явился создателем русского литературного языка. Гуманизм Пушкина, его вера в светлое будущее человечества остаются непреходящими духовными ценностями. Пушкин всегда подчеркивал в человеке доброе начало, его неувядаемость, несмотря на жестокие противоречия современной ему действительности. Вечная смена поколений ведет, по мысли Пушкина, к духовному возрождению человека. Он завещал будущим писателям идти путем реальной жизни, находить в ней красоту. Пушкин был убежденным сторонником идейного, граждански страстного искусства.

Изучение Пушкина

    Осмысление Пушкина в русской культуре делится на два направления – художественно-философское, эссеистическое, основателями которого были Николай Гоголь и Аполлон Григорьев (в этом ряду – многие русские писатели, включая Фёдора Достоевского, Марину Цветаеву и Андрея Синявского, и философы), и научное историко-биографическое, заложенное Павлом Анненковым и Петром Бартеневым. Расцвет научной пушкинистики в России начала XX века связан с созданием Пушкинского дома в 1905 года, Пушкинского семинария в 1908 году, появлением серийных публикаций о Пушкине. В советское время, в условиях ограничений изучения идеологии Пушкина, большое развитие получила пушкинская текстология и исследования его стиля. Ряд важных достижений связан с пушкинистикой за рубежом (Польша, Франция, США и др.), в том числе в русской эмиграции.

Отрицание творчества Пушкина и критика его культа

    Публицист-“шестидесятник» и литературный критик Дмитрий Писарев отрицал значение творчества Пушкина для современности: «Пушкин пользуется своею художественною виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия». На той же позиции стояли и многие нигилисты 1860-х годов, такие, как Максим Антонович и Варфоломей Зайцев.
    В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Кручёных, Б. Лившиц призывали «бросить Пушкина [вместе с рядом других классиков] с парохода современности» в манифесте футуристов 1912 года «Пощёчина общественному вкусу». Далее в манифесте говорилось: «Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней» (парафраз слов Тютчева на смерть Пушкина: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет»).
    По мнению ряда исследователей, с 1937 года в СССР официальная идеология насажадала «культ Пушкина»; «культ Пушкина становится частью культа Сталина». Существует также мнение, что «чисто коммунистический культ Пушкина возводился по точно такой же модели, как культы Ленина и Сталина».

Произведения

Поэмы

• Руслан и Людмила (1817-1820)
• Кавказский пленник (1820-1821)
• Гавриилиада (1821)
• Вадим (1821—1822)
• Братья разбойники (1821-1822)
• Бахчисарайский фонтан (1821-1823)
• Цыганы (1824)
• Граф Нулин (1825)
• Полтава (1828-1829)
• Тазит (1829-1830)
• Домик в Коломне (1830)
• Езерский (1832)
• Анджело (1833)
• Медный всадник (1833)

Роман в стихах

• Евгений Онегин (1823-1832)

Драматические произведения

• Борис Годунов (1825)
• Скупой рыцарь (1830)
• Моцарт и Сальери (1830)
• Каменный гость (1830)
• Пир во время чумы (1830)
• Русалка (1829-1832)

Стихотворения

• 1813-1825
• 1826-1836

Проза

• Арап Петра Великого (1827)
• Роман в письмах (1829)
• Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
— Выстрел
— Метель
— Гробовщик
— Станционный смотритель
— Барышня-крестьянка
• История села Горюхина (1830)
• Рославлев (1831)
• Дубровский (1833)
• Пиковая дама (1834)
• История Пугачёва (1834)
• Египетские ночи (1835)
• Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (1835)
• Капитанская дочка (1836)

Сказки

• Жених (1825)
• Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
• Сказка о медведихе (1830-1831)
• Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
• Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
• Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
• Сказка о золотом петушке (1834)

Пушкин в культуре

Произведения Пушкина в других видах искусства
К стихам Пушкина писали музыку многие композиторы:

• А. А. Александров: романсы на стихи Пушкина
• А. А. Алябьев, автор романсов на стихи: «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Черкесская песня», «Зимняя дорога» и др.
• А. С. Даргомыжский: романсы на стихи Пушкина
• Ц. А. Кюи: романсы на стихи Пушкина
• П. П. Подковыров: романсы
• Г. В. Свиридов, автор 6 романсов на слова А.Пушкина (1935); Музыкальных иллюстраций к экранизации повести «Метель» (1964), куда входит цикл песен на слова Пушкина; Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-1955, не окончена)

Экранизации

• 1909/1910 – Бахчисарайский фонтан
• 1910 – Пиковая дама
• 1911 – Евгений Онегин
• 1916 – Пиковая дама
• 1930 – Сказка о попе и работнике его Балде (анимационный, не закончен), режиссёр Михаил Цехановский
• 1936 – Дубровский
• 1943 – Сказка о царе Салтане
• 1950 – Сказка о рыбаке и рыбке
• 1951 – Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
• 1953 – Алеко
• 1958 – Евгений Онегин
• 1959 – Капитанская дочка
• 1964 – Метель
• 1966 – Сказка о царе Салтане
• 1966 – Выстрел
• 1972 – Руслан и Людмила
• 1972 – Станционный смотритель
• 1973 – Сказка о попе и о работнике его Балде — мультипликационный фильм Инессы Ковалевской
• 1979 – Бал
• 1979 – Маленькие трагедии
• 1979 – Осенние колокола
• 1982 – Пиковая дама
• 1984 – Сказка о царе Салтане
• 1986 – Борис Годунов
• 1989 – Благородный разбойник Владимир Дубровский
• 1995 – Барышня-крестьянка
• 1999 – Русский бунт
• 1999-2000 – Онегин

Музыкальный театр

• 1821 – Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника (балет), композитор Ф. Е. Шольц. Постановка: Театр на Моховой (Москва), 1821
• 1823 – Кавказский пленник, или Тень невесты (балет), композитор К. Кавос
• 1825 – «Финн». Волшебная комедия в стихах в 3 частях с прологом А. А. Шаховского, по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (постановка: 23 апреля 1825 года в Большом театре в бенефис А. Т. Сабуровой и А. М. Сабурова).
• 1831 – Чёрная шаль, или Наказанная неверность (одноактный балет на сборную музыку различных композиторов (по стихотворению А. С. Пушкина «Чёрная шаль»). Сценарист, балетмейстер, автор музыкальной обработки А. П. Глушковский. Постановка: 11 декабря 1831 года в Большом театре (Москва), художник И. Браун, дирижёр Д. П. Карасёв; исполнители: Муруз – Н. А. Пешков, Олимпия – Т. И. Глушковская, Аспазия – Ф. Гюллень-Сор, Зеида – Е. И. Лобанова, Вахан – Ж. Ришар
• 1842 – Руслан и Людмила (опера), композитор М. Глинка
• 1850 – Пиковая дама (фр. La Dame de Pique) (опера по мотивам повести), композитор Фроманталь Галеви
• 1856 – Русалка, композитор А. Даргомыжский
• 1858 – Кавказский пленник (опера), композитор Ц. Кюи
• 1867 – «Золотая рыбка» (балет), композитор Л. Минкус
• 1868 – Каменный гость (опера), композитор А. Даргомыжский
• 1869 – Борис Годунов (опера), композитор М. Мусоргский
• 1878 – Евгений Онегин (опера), композитор П. Чайковский
• 1883 – Мазепа (опера), композитор П. Чайковский
• 1891 – Пиковая дама (опера), композитор П. Чайковский
• 1892 – Алеко (опера), композитор С. Рахманинов
• 1896 – Дубровский (опера), композитор Э. Направник
• 1897 – Моцарт и Сальери (опера), композитор Н. Римский-Корсаков
• 1900 – Египетские ночи (балет), композитор А. Аренский
• 1900 – Сказка о царе Салтане (опера), композитор Н. Римский-Корсаков
• 1900 – Пир во время чумы (опера), композитор Ц. Кюи
• 1903 – Скупой рыцарь (опера), композитор С. Рахманинов
• 1908 – Золотой петушок (опера), композитор Н. Римский-Корсаков
• 1909 – Капитанская дочка (опера), композитор Ц. Кюи
• 1934 – Бахчисарайский фонтан (балет), композитор Б. Асафьев
• 1937 – Золотой петушок (балет на музыку оперы), композитор Н. Римский-Корсаков
• 1937 – в Нью-Йорке в труппе Мордкин балле – балет на сюиту Н. Н. Черепнина «Золотая рыбка», балетмейстер Мордкин
• 1938 – Кавказский пленник (балет), композитор Б. Асафьев
• 1940 – Сказка о попе и о работнике его Балде (балет), композитор М. Чулаки
• 1940 – Граф Нулин (балет), композитор Б. Асафьев
• 1943 – Гробовщик (балет), композитор Б. Асафьев
• 1946 – Каменный гость (балет), композитор Б. Асафьев
• 1946 – Барышня-крестьянка (балет), композитор Б. Асафьев
• 1949 – Медный всадник (балет), композитор Р. Глиэр
• 1949 – Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (балет), композитор А. Лядов
• 1971 – Скупой барон (опера), композитор Я. Наполи
• 1982 – Пир во время чумы (опера), композитор А. Николаев
• 1983 – Граф Нулин (опера), композитор А. Николаев
• 1984 – Дубровский (опера), композитор В. Кикта
• 1997 – «Царь Никита и его сорок дочерей» (камерная опера), композитор А. В. Чайковский

Образ Пушкина и влияние на творчество других авторов

В литературе

    А. С. Пушкин стал персонажем многочисленных художественных произведений, некоторые с большей или меньшей точностью отражают его биографию (например, роман «Пушкин» Ю. Тынянова), другие не ставят перед собой биографические цели.
    М. Ю. Лермонтов отозвался на гибель Пушкина стихотворением «На смерть поэта». Личному восприятию образа и творчества Пушкина посвящён очерк Марины Цветаевой «Мой Пушкин».
    В гротескном преломлении образ Пушкина представлен в произведениях Даниила Хармса. Многочисленные отсылки к творчеству Пушкина содержатся в произведениях постмодернизма, в частности, в ряде стихотворений Иосифа Бродского и Тимура Кибирова.
    Трагической судьбе поэта посвящена пьеса Михаила Булгакова «Александр Пушкин».

В кинематографе

О жизни Пушкина создан ряд фильмов:
• 1910 – Жизнь и смерть Пушкина
• 1927 – Поэт и царь
• 1937 – Юность поэта
• 1950 – Александр Пушкин
• 1981 – И с вами снова я
• 1986 – Последняя дорога
• 1999 – Живой Пушкин
• 2002 – Александр Пушкин
• 2006 – Пушкин. Последняя дуэль
• 2007 — 18-14

В кино образ поэта в разное время воплотили актёры:

• Евгений Червяков ( «Поэт и царь», 1927)
• Валентин Литовский ( «Юность поэта», 1937)
• Пётр Алейников ( «Глинка»)
• Сергей Шакуров ( «Наследница по прямой»)
• Юрий Веркун ( «Грибоедовский вальс», 1995)
• Евгений Стычкин ( «День полнолуния», 1998)
• Сергей Безруков ( «Пушкин. Последняя дуэль», 2006)
• Станислав Белозёров ( «18-14», 2007)

В массовой культуре

    Популярность Пушкина привела к появлению посвящённых ему анекдотов, в том числе специфических. Так, некий «похабный» анекдот о Пушкине пытается рассказать персонаж пьесы Н. Эрдмана «Самоубийца» (1931).
    Иногда отмечают распространение шаблонности и стереотипности восприятия Пушкина как великого поэта без проникновения в суть его творчества.
Владимир Набоков писал:
    Не знаю, есть ли во Франции такие календари, как наши, когда на обратной стороне каждого листка даётся текст для пятнадцатиминутного чтения, – словно, предлагая вам прочитать эти несколько назидательных и занятных строк, неизвестные составители хотели возместить вам потерю ещё одного дня, страничку с числом которого вы собираетесь оторвать. Обычно сверху вниз следовали: дата какой-нибудь битвы, поэтическая строфа, идиотская пословица и обеденное меню. Часто там фигурировали стихи Пушкина; именно здесь читатель совершенствовал своё литературное образование. Эти несколько жалких строф, плохо понятых, прореженных как гребень, огрубевших от постоянного повторения кощунственными губами, возможно, составили бы всё, что русский мещанин знал о Пушкине, если бы не несколько популярных опер, которые якобы заимствованы из его творчества. …Наконец, к календарю и опере у неискушённого читателя присоединяются воспоминания начальной школы, сочинения — всё время одни и те же – о героях Пушкина. Не забудем ещё несколько скабрёзных каламбуров, которые любят ему приписывать, и тогда у нас сложится достаточно правдивая картина состояния пушкинского духа у громадного большинства русских.
    Кроме того, в 2008 году на Пушкинском празднике во Пскове был организован флеш-моб, участники которого заявили, что «имя Пушкина настолько заездили и опошлили, что школьники просто уже не могут его слышать, а Пушкин тоже человек – пусть и у него будет нормальный день рождения, а не шоу для туристов».
    В фильме «Бакенбарды“ Юрия Мамина образ Пушкина используется героями фильма как основа для создания политического культа. В нём также пародируется использование образа поэта в бытовых предметах – изображения А. С. Пушкина помещаются на матрёшки, нижнее бельё и т. д.
    “Пинежский Пушкин» – мультипликационный фильм. По мотивам одноимённого произведения Бориса Шергина.

Память о Пушкине

Памятник А. С. Пушкину
(Санкт-Петербург, площадь Искусств)

Памятники и музеи

     В разных городах мира установлены Памятники Пушкину. Наибольшее количество скульптур находится в городах России и странах бывшего СССР (Москва и Санкт-Петербург – по нескольку памятников в каждом, Минск, Киев, Львов, Одесса, Нарва, Ростов-на-Дону, Петрозаводск, Ереван, Гюмри, Кишинёв, Ашхабад, Тбилиси, Тирасполь, Бендеры, Баку, Харьков и другие), однако памятники поэту есть также в Риме, Мадриде, Вашингтоне, Квебеке, Вене, Париже, Мехико, Белграде, немецком Хеммере, бюст в финском Куопио и других городах.
     В 2007 году Международная Федерация русскоязычных писателей объявила о программе «Всемирное культурное наследие, фундаментальные ценности и русский язык», в рамках которой по всему миру к 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина планируется устанавливать памятники поэту. В рамках этой программы в венгерском Дёндёше, Панаме, македонском Скопье установлены бюсты Пушкина высотой 1,1 м.
     Музеи, посвящённые жизни А. С. Пушкина, имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Кишинёве, в Гурзуфе и других городах.

Топонимика

• Город Пушкин Пушкинского района Санкт-Петербурга – до 1918 года Царское Село, до 1937 Детское Село. Город получил своё название в 1937 году, к 100-летию со дня смерти поэта.
• Пушкино – город областного подчинения, районный центр Пушкинского района Московской области. У города есть железнодорожная станция с таким же названием.
• Пушкин – хутор в Красносулинском районе Ростовской области. Входит в состав Пролетарского сельского поселения.
• Пушкин – военный аэродром вблизи города Пушкин.
• Именем Пушкина названы улицы (Санкт-Петербург, Харьков, Одесса, Симферополь, Ростов-на-Дону, Ереван, Рига и ещё ряд менее населённых городов России и стран бывшего СССР, а также в сербском Нови-Саде и македонском Скопье), площади (Москва), парки (Скопье).
• Наиболее часто упоминаемый в связи с именем А. С. Пушкина объект – Пушкинская площадь в Москве получила своё название после переноса сюда в 1950 году первого памятника Пушкину работы Опекушина (первоначально установлен на Тверском бульваре в 1880 году).
• В ряде городов память А. С. Пушкина увековечена в станциях метрополитена. В Санкт-Петербурге это две станции – «Пушкинская» и «Чёрная речка»). «Пушкинская» находится рядом с Витебским вокзалом, откуда ведёт прямая железнодорожная ветка до Царского села. В подземном вестибюле станции на фоне вида царскосельского сада установлена скульптура сидящего на скамье поэта. Станция московского метро «Пушкинская» также оформлена как мемориальная. Её название связано с Пушкинской площадью, на которую имеется выход.
• Пушкин-Тау – гора, расположена в республике Дагестан, в окрестностях города Избербаш.
• Именем Пушкина названы также такие объекты, как малая планета 2208 Pushkin и кратер на Меркурии.

Учреждения и организации

     Имя Пушкина носят общественные и культурные учреждения и организации:
• Пушкинский дом (Институт русской литературы РАН).
• Пушкинский музей в Москве.
• Драматические театры в Москве, Пскове, Красноярске, Магнитогорске, Харькове, театр оперы и балета в Нижнем Новгороде и ряд других театров.
• Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина в Москве.
• Межпоселенческая центральная районная библиотека в Гатчине (с 2004 года)
• Общество русской культуры им. А.С. Пушкина в Америке.
• Немецкое Пушкинское общество (Deutsche Puschkin-Gesellschaft e.V.).
• Имя Пушкина также носил Училищный дом, основанный в 1907 году в Санкт-Петербурге на Ружейной улице (ныне – Мира). В советское время он стал школой (сейчас средняя школа № 80). Было ещё несколько таких училищных домов, расположенных в разных городах России и постсоветского пространства, часть из которых уже закрыты или готовятся к закрытию.
• Совместная туркмено-российская школа имени А. С. Пушкина в Туркменистане.

Другое

• С 1977 года «Медаль А. С. Пушкина» является наивысшей почётной наградой в сфере международного исследования русского языка, учреждённой Министерством образования СССР. Ежегодно эта награда вручается не более 10 лицам, которые внесли выдающийся вклад в область исследования и распространения русского языка, русской культуры, включая русскую литературу, искусство и смежные с искусством сферы. Награждение производится через национальные организации МАПРЯЛ.
• С 1995 года премия имени А.С. Пушкина в области русского языка и литературы. Присуждается Российской академией наук.
• Медаль Пушкина утверждена указом Президента Российской Федерации от 9 мая 1999 года № 574.
• 6 июня 2009, 2019 годов поисковые системы Яндекс и Google почтили память поэта оригинальным способом, внеся в свой логотип элементы рисунков Пушкина.

В филателии и бонистике

• Серия почтовых марок к 100-летию со дня смерти Пушкина
• Марки СССР, 1937 год
• Почтовые марки, конверты и монеты
• Почтовый блок СССР – 175 лет Пушкину
• Почтовый блок России – 200 лет Пушкину
• Рисунки Пушкина. Малый лист с серией марок России К 200-летию со дня рождения, 1998 год
• Почтовый блок Киргизии – 200 лет Пушкину
• Почтовая марка Украины, выпущенная к 200-летию со дня рождения Пушкина
• Почтовая марка СССР, 1956 год
• Почтовая марка СССР, 1959 год: памятник Пушкину в Ленинграде
• Почтовая марка СССР, 1963 год: памятник Пушкину в Киеве
• Почтовая марка СССР, 1962 год
• Почтовая марка СССР, 1987 год
• Почтовая марка России, 1999 год
• Почтовый конверт СССР, 1974 год
• Почтовый конверт СССР, 1990 год
• Почтовый конверт России, 2004 год
• Юбилейная монета 1 рубль России с профилем Пушкина (1999 год)

    Мировая культура складывается из культур национальных. Чем полнее и правдивее писатель отражает в своем творчестве жизнь своего народа, тем значительнее его вклад в мировую литературу и – шире – культуру. Пушкин потому и стал всемирно признанным, что в своем творчестве раскрыл лучшие качества русского характера, нарисовал реалистические картины жизни своего народа. Пушкин стал родоначальником русского реализма и одним из первых реалистов среди европейских писателей. С реалистическим методом связаны впоследствии главные достижения мировой художественной культуры. Поэтому Пушкин не национально ограниченный, а принадлежащий всему человечеству гений.
    Значение Пушкина для нашей современности отчетливо выступает в таких всенародных праздниках в пушкинских местах (Михайловском, Болдине и других), которые стали традиционными. Народ и литература чтят своего гения, и это еще одно свидетельство всенародной памяти и любви.
    Слава Пушкина будет расти и впредь, потому что «Пушкин, – по словам Белинского, – принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся явлениям, не останавливающиеся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное».
    Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а интерес к творчеству А. С. Пушкина не слабеет. Это происходит потому, что в своем творчестве Пушкин не только продолжал и развивал поэтические традиции своих предшественников, но и отметил своим появлением эпоху в истории русской поэзии. Сам себя А. С. Пушкин определял предельно просто: «Просто – поэт». Еще сравнивал с эхом. И действительно, на все благородное он дал благородный отзвук. Этим он и дорог нам как поэт. И мы должны гордиться тем, что на нашей русской земле родился и жил гений слова и, действительно, человек с большой буквы!

Использованные источники:

1. А. С. Пушкин в воспоминаниях современников [Текст]: в 2-х томах. Т. 1. / под общ. ред. В. В. Григоренко и др. – М.: Художественная литература, 1974. –
2. Анненков, П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина [Текст] / П. В. Анненков. – М.: Современник, 1984. – 475, [4] с. – (Б-ка «Любителям российской словесности»; «Из литературного наследия»).
3. Бессонова, А. М. Родословная потомков А. П. Ганнибала – прадеда А. С. Пушкина [Текст] / А. М. Бессонова. – [2-е изд., испр. и доп.]. – СПб.: Бельведер, 2001. – 172 с.
4. Бонди, С. М. О Пушкине [Текст]: статьи и исследования / С. М. Бонди. – 2-е изд. – М.: Художественная литература, 1983. – 476, [3] с.
5. Вересаев, В. В. Пушкин в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников [Текст] / В. В. Вересаев. – М.: Московский рабочий, 1984. – 701 с.: [2] ил.
6. Кулешов, В. И. Жизнь и творчество А. С. Пушкина [Текст] / В. И. Кулешов. – М.: Художественная литература, 1987. – 413, [3] с.: ил.
7. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя [Текст]: пособие для школьников / Ю. М. Лотман. – Л.: Просвещение, 1981. – 250, [5] с.: ил. – (Биография писателя).
8. Лотман, Ю. М. Пушкин. Биография писателя. Статьи и заметки 1960-1990. «Евгений Онегин». Комментарий [Текст] / Ю. М. Лотман; вступ. статья Б. Ф. Егорова; худ. Д. М. Плаксин. – СПб.: Искусство-СПб, 1999. – 845, [3] с.
9. Мейлах, Б. С. Талисман. Книга о Пушкине [Текст] / Б. С. Мейлах. – 2-е изд. – М.: Современник, 1984. – 317 с.
10. [Михайлова, Н. И.] Пушкин. Русский гений [Текст] / [Н. И. Михайлова, А. В. Добрынин]. – М.: [АСТ-ПРЕСС КНИГА], [2011]. – 32, [1] с.: ил. – (Путеводитель по истории России; Большой исторический словарь).
11. Модзалевский, Б. Л. Пушкин. Воспоминания. Письма. Дневники [Текст] / Б. А. Модзалевский. – М.: Аграф, 1999. – 348, [2] с. – (Литературная мастерская).
12. Пушкин в воспоминаниях современников [Текст] / под общей ред. Н. Л. Бродского, Ф. В. Гладкова, Ф. М. Головенченко, Н. К. Гудзия. – М.: Художественная литература, 1950. – 600 с. – (Литературные мемуары).
13. Пушкин, Александр Сергеевич – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/. – (дата обращения 6 июня 2019 г.).
14. Пушкин, А. С. Pro et contra. Личность и творчество Александра Пушкина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология Т. 1 [Текст] / сост. В. М. Маркович, комм. Г. Е. Потаповой. – СПб.: РХГИ, 2000. – 712 с. – (Русский путь).
15. Пущин, И. И. Записки о Пушкине. Письма [Текст] / И. И. Пущин; сост., вступ. ст. и комм. М. П. Мироненко и С. В. Мироненко. – М.: Правда, 1989. – 576 с.: ил.
16. Скатов, Н. Н. Пушкин: очерки жизни и творчества [Текст] / Н. Н. Скатов. – Л.: Детская литература, 1991. – 237, [3] с.: ил.
17. Скатов, Н. Н. Русский гений [Текст] / Н. Н. Скатов. – М.: Современник, 1987. – 350, [2] c. – (Б-ка «Любителям российской словесности»).
18. 100 человек, которые изменили ход истории. № 50 Александр Пушкин [Текст]. – М.: Де Агостини, 2008. – 31 с.: ил.
19. [Сурат, И. З.] А. С. Пушкин. Имя России. Исторический выбор 2008 [Текст] / [И. З. Сурат, С. Г. Бочаров]. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 252, [3] с.: 16л. ил.
20. Томашевский, Б. В. Пушкин Т. 1. Лицей, Петербург [Текст] / Б. В. Томашевский. – 2-е изд. – М.: Художественная литература, 1990. – 367 с.
21. Цветаева, М. И. Мой Пушкин [Текст] / М. И. Цветаева. – 3-е изд., доп. – М.: Советский писатель, 1981. – 221, [3] c.
22. Черейский, Л. А. Пушкин и его окружение [Текст] / Л. А. Черейский. – 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Наука, 1988. – 544 с.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL