Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




130 ЛЕТ К. Г. ПАУСТОВСКОМУ

«Сила таланта Паустовского
в неизменном ощущении
молодой открытости и
чистоты его героев,
и я беру на себя
смелость сказать,
что для него критерий
морали – красота мира
и красота духовная.
Нет сомнения, что в
этом неотразимость
прозы Паустовского
и этим объясняется
его неугасающая
популярность. Он никогда
не был «моден» или
«немоден» – его
читали всегда»

Юрий Бондарев

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

     Константин Георгиевич Паустовский – русский советский прозаик и драматург. Он родился 31 мая 1892 года в Москве, в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского (1854-1912) и Марии Григорьевны (1869-1934). Семья имела украинско-польско-турецкие корни. Дед писателя был казаком с украинским происхождением, мама была турчанкой, бабушка писателя по матери – полькой. У Константина было двое старших братьев – Борис и Вадим, сестра Галина. Отца часто переводили по службе, семья много переезжала, в конце концов в 1898 году семья осела в Киеве, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Любимым предметом во время обучения в гимназии была география. Осенью 1908 года, когда он перешел в шестой класс, отец ушел из семьи. После этого он несколько месяцев жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске и учился в брянской гимназии.
     Осенью 1909 года он возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь. Чтобы оплачивать учебу, будущему писателю пришлось подрабатывать репетитором.
     В юности Константин Паустовский увлекался творчеством Александра Грина. В воспоминаниях он писал: «Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе».
     Через некоторое время К. Паустовский поселился у своей бабушки с материнской стороны, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс. Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Первый рассказ Паустовского «На воде» вышел в альманахе «Огни» (1912).

     Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский университет Св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года. В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе.
     С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву, здесь жили его мать, сестра и один из братьев, и перевёлся в Московский университет на юридический факультет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал вагоновожатым трамвая, потом санитаром на одном из поездов. Поезд развозил раненых по тыловым городам.
     «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры», – вспоминал Константин Паустовский.
     После гибели братьев Константин вернулся в Москву, но ненадолго. Он ездил из города в город, работая на заводах. В Таганроге Паустовский стал рыбаком в одной из артелей. Впоследствии он говорил, что писателем его сделало море. Здесь же Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики».
     Во время своих поездок писатель познакомился с Екатериной Загорской (1889-1969). Когда она жила в Крыму, жительницы татарской деревушки прозвали её Хатидже, так же называл её и Паустовский: «Её люблю больше мамы, больше себя… Хатидже – это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения…». В 1916 году пара обвенчалась.
     Чем бы писатель ни занимался, куда бы ни ехал, с кем бы ни знакомился – все события его жизни рано или поздно становились темами его литературных произведений.
     Во время Октябрьского переворота Константин Паустовский находился в Москве. Некоторое время он проработал здесь журналистом, но вскоре вновь отправился за матерью и сестрой – на этот раз в Киев. Пережив здесь несколько переворотов Гражданской войны. В декабре 1918 года он был призван в украинскую армию гетмана Скоропадского, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию – в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира и полк был расформирован.
     Паустовский переехал в Одессу, где жил два года и работая в газете «Моряк»: «В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников „Моряка“ были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель (о котором позже оставил подробные воспоминания), Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря и много писал, но ещё не печатался, считая, что ещё не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела «муза дальних странствий“. Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе (Северная Персия), пока, наконец, не вернулся в Москву».
     В 1923 году писатель вернулся в Москву и стал редактором в Российском телеграфном агентстве (РОСТА), где и начал печататься.
     Первый сын Паустовского – Вадим – родился в 1925 году (умер в 2000 г.).
     В эти годы Паустовский много писал, его рассказы и очерки активно печатались. Первый сборник рассказов автора «Встречные корабли» вышел в 1928 году, тогда же был написан роман «Блистающие облака». Константин Паустовский в эти годы сотрудничает со многими периодическими изданиями: работает в газете «Правда» и нескольких журналах. О своем журналистском опыте писатель отзывался так: «Профессия: всё знать».
     В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в художественных произведениях и очерках. В 1930 году в журнале «30 дней» впервые были опубликованы очерки: «Разговор о рыбе» (№   6), «Погоня за растениями» (№   7), «Зона голубого огня» (№   12).
     Вот как говорил сам К. Г. Паустовский: «Сознание ответственности за миллионы слов, стремительный темп работы, необходимость точно и безошибочно регулировать поток телеграмм, отобрать из десятка фактов один и переключить его на все города – все это создает ту нервную и неспокойную психическую организацию, которая называется „темпераментом журналиста“.
     С 1930 года и до начала 1950-х годов Паустовский проводит много времени в селе Солотча под Рязанью в мещёрских лесах. В начале 1931 года по заданию РОСТА он едет в Березники на строительство Березниковского химкомбината, где продолжает начатую в Москве работу над повестью «Кара-Бугаз». Очерки о Березниковском строительстве вышли небольшой книгой «Великан на Каме». Повесть «Кара-Бугаз» была дописана в Ливнах летом 1931 года, и стала для К. Паустовского ключевой – после выхода повести он оставил службу и перешёл на творческую работу, став профессиональным писателем, посвятив всё свое время литературе, как называл её сам – «Повесть о жизни».
     В следующие годы он путешествовал по стране, написал много художественных произведений и очерков.
     В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске, работая над историей Онежского завода (тема была подсказана М. Горьким). Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля» и «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск».
     По материалам поездки по Волге и Каспию был написан очерк «Подводные ветры», напечатанный впервые в журнале «Красная новь» №   4 за 1932 год.
     В 1936 году Паустовский развелся. Второй женой писателя стала Валерия Валишевская-Навашина (1896-1975), с которой он познакомился ещё до развода (приёмный сын Сергей Навашин).
     В 1938 году в газете «Правда» вышел очерк «Новые тропики», написанный по впечатлениям нескольких поездок в Мингрелию.
     Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское, Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№   7, 1938 г.).
     В это время писатель открыл для себя под самой Москвой неведомую и заповедную землю – Мещёру. В десятках своих восхитительных рассказов он воспел эту рязанскую сторону. О любимой им Мещёре Паустовский писал: «Мещёре я обязан многими своими рассказами, „Летними днями“ и маленькой повестью «Мещёрская сторона». Валерия, его вторая жена становится вдохновительницей многих произведений – например, «Мещёрская сторона», «Бросок на юг» (здесь Валишевская явилась прообразом Марии).
     С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.

     В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАСС. Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату, где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов. Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова, эвакуированный в Барнаул. В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 и ранняя весна 1943 гг.) провёл в Барнауле и Белокурихе. Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы». Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года.
     Третьей женой Константина Паустовского стала актриса Театра имени Мейерхольда Татьяна Евтеева-Арбузова (1903-1978). Они встретились, когда она уже пять лет была вдовой с дочерью Галиной Арбузовой (ныне – хранитель Дома-музея К. Г. Паустовского в Тарусе), Константин Георгиевич оставил вою супругу, чтобы создать новую семью. Паустовский писал своей Татьяне, что «такой любви не было ещё на свете». Они поженились в 1950 году, и в тот же год, в селе Солотча Рязанской области, у них родился сын Алексей (1950-1976).

     В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времён оттепели «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). Более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф, Владимир Тендряков, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Борис Балтер, Иван Пантелеев.
     В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм. Путешествуя, он писал путевые очерки и рассказы: «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша». Книга «Золотая роза», посвященная литературному творчеству, вышла в 1955 году. В ней автор пытается осмыслить «удивительную и прекрасную область человеческой деятельности». По приглашению болгарских писателей в 1959 году К. Паустовский посетил Болгарию. В середине 1960-х Паустовский закончил автобиографическую «Повесть о жизни», в которой рассказывает в том числе о своем творческом пути. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри.
     В том же 1965 году Константина Паустовского номинировали на Нобелевскую премию в области литературы, которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову. В книге «Лексикон русской литературы ХХ века», написанной известным немецким славистом Вольфгангом Казаком, по этому поводу сказано: «Внутреннее решение о присуждении ему Нобелевской премии не воплотилось в жизнь по политическим причинам». Ещё трижды он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе: 1966, 1967, 1968.
     В 1965 году Паустовский подписал письмо с ходатайством о предоставлении А. И. Солженицыну квартиры в Москве, а в 1967 году поддержал А. Солженицына, написавшего письмо IV Съезду советских писателей с требованием отменить цензуру литературных произведений.
     В 1966 году Паустовский подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина.
     Во время судебного процесса над писателями А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем К. Г. Паустовский вместе с К. И. Чуковским открыто выступил в их поддержку, предоставив суду положительные отзывы об их творчестве.
     Долгое время Константин Паустовский болел астмой, перенёс несколько инфарктов. Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провёл в Тарусе, маленьком городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, и 30 мая 1967 года стал первым «почетным гражданином» города. Здесь им были написаны повести «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», главы из «Золотой розы», множество новелл и статей: «Наедине с осенью», «Уснувший мальчик», «Лавровый венок», «Избушка в лесу», «Городок на реке».
     Уже незадолго до смерти тяжело больной писатель направил письмо А. Н. Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссёра Театра на Таганке Ю. П. Любимова. За письмом последовал телефонный разговор с Косыгиным, в котором Константин Георгиевич сказал: «С вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадётся театр, погибнет большое дело». В результате приказ об увольнении подписан не был.

     Писатель скончался 14 июля 1968 года в Москве, прожив долгую творческую жизнь. Согласно завещанию, Константина Георгиевича Паустовского похоронили на городском кладбище Тарусы.

Могила К. Г. Паустовского

     Журналист Валерий Дружбинский, работавший у К. Паустовского литературным секретарём в 1965-1968 годах, в своих воспоминаниях «Паустовский, каким я его помню» написал: «Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой».

Памятник Константину Паустовскому в Тарусе

 

Творчество

     Как говорил сам Константин Паустовский о своём творчестве: «Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и окончится.
     Поэзия странствий, слившись с неприкрашенной реальностью, образовала наилучший сплав для создания книг.

     …Писательство сделалось для меня не только занятием, не только работой, а состоянием собственной жизни, внутренним моим состоянием. Я часто ловил себя на том, что живу как бы внутри романа или рассказа».
     Первые произведения, «На воде» и «Четверо» (в примечаниях к первому тому шеститомного собрания сочинений К. Г. Паустовского, 1958 года издания, повесть названа «Трое»), были написаны им ещё во время учёбы в последнем классе киевской гимназии. Рассказ «На воде» был напечатан в 1912 году в киевском альманахе «Огни», №   32 и был подписан псевдонимом «К. Балагин» (единственный рассказ, напечатанный Паустовским под псевдонимом). Повесть «Четверо» вышла в журнале для молодёжи «Рыцарь» (№   10-12, октябрь-декабрь, 1913 год).
     В 1915 году в газете «Вятская речь» – первый очерк Паустовского «Письма с войны».
     В 1916 году, работая на котельном заводе «Альберт Невъ, Вильде и Ко» в Таганроге, К. Паустовский начинает писать свой первый роман «Романтики», работа над которым продолжалась семь лет и была закончена в 1923 году в Одессе.
     «Мне кажется, что одной из характерных черт моей прозы является её романтическая настроенность…
     Романтическая настроенность не противоречит интересу к “грубой“ жизни и любви к ней. Во всех областях действительности, за редкими исключениями, заложены зёрна романтики.
     Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека».
     В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». «Первой моей „настоящей“ книгой был сборник рассказов «Встречные корабли“», хотя отдельные очерки и рассказы печатались и до этого. В короткий срок (зима 1928 года) был написан роман «Блистающие облака», в котором детективно-авантюрная интрига, переданная великолепным образным языком, сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу в 1925-1927 годах. Роман был издан харьковским издательством «Пролетарий» в 1929 году.
     Известность принесла повесть «Кара-Бугаз». Написанная на основе подлинных фактов и вышедшая в 1932 году в московском издательстве «Молодая гвардия», по мнению критиков, повесть сразу выдвинула Паустовского в первые ряды советских писателей того времени. Повесть многократно издавалась на разных языках народов СССР и за рубежом. Снятый в 1935 году режиссёром Александром Разумным фильм «Кара-Бугаз» по политическим мотивам не был допущен в прокат.
     В 1935 году в Москве издательством «Художественная литература» впервые был напечатан роман «Романтики», вошедший в одноимённый сборник.
     В 1930-е годы были созданы разнообразные по тематике повести:
     «Судьба Шарля Лонсевиля» – написана летом 1933 года в Солотче. Впервые вышла отдельным изданием в московском издательстве «Молодая гвардия». Переиздавалась несколько раз. Была переведена на многие языки народов СССР.
     «Колхида» – написана осенью 1933 года, впервые была напечатана в альманахе «Год 17-й» в 1934 году. Созданию повести предшествовала поездка Паустовского в Мегрелию. В 1934 году «Колхида» была издана отдельной книгой (Москва, «Детиздат»), неоднократно переиздавалась, была переведена на многие иностранные языки и языки народов СССР.
     «Чёрное море» – написана зимой 1935-1936 годов в Севастополе, где Паустовский поселился специально, чтобы иметь возможность пользоваться материалами Севастопольской морской библиотеки. Впервые повесть была опубликована в альманахе «Год XIX», в №   9 за 1936 год.
     «Созвездие гончих псов» – написана в 1936 году в Ялте. Впервые была напечатана в журнале «Знамя» 1937 год №   6. В том же году повесть вышла отдельным изданием в «Детиздате». Пьеса, написанная Паустовским по этой повести, шла во многих театрах страны в течение многих лет.
     «Северная повесть» – была написана в 1937 году, писалась в Москве и Солотче. Впервые была напечатана под названием «Северные рассказы» в журнале «Знамя» (№   1, 2, 3 за 1938 год). В 1939 году повесть вышла отдельной книгой в Детиздате. Отдельными изданиями печаталась в Берлине и Варшаве.
     «Исаак Левитан» (1937),
     «Орест Кипренский» (1937),
     «Тарас Шевченко» (1939).
     Особое место в творчестве Паустовского занимает Мещёрский край. О любимой им Мещёре Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей».
     Повесть «Золотая роза» (1955) посвящена сущности писательского труда.
     Помочь понять истоки и становление творчества К. Г. Паустовского может одно из его главных произведений, написанное в 1945-1963 годах – его автобиографическая «Повесть о жизни» в двух томах, в 6 книгах, впервые полностью опубликованая Гослитиздатом в 1962 году. Различные части книги публиковались в журнальных вариантах по мере написания.
     «Вся моя жизнь с раннего детства до 1921 года описана в трёх книгах – «Далёкие годы», «Беспокойная юность» и «Начало неведомого века». Все эти книги составляют части моей автобиографической «Повести о жизни“».
     Детству писателя там посвящена первая книга «Далёкие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959-1960), «Книга скитаний» (1963).
     В его творчестве есть и фантастическое, это рассказ «Доблесть», в котором действует установка под названием «экран тишины», заглушающая любые звуки, а также сказки «Артельные мужички», «Тёплый хлеб» и рассказ «Старая рукопись».
     Немецкий славист и литературный критик В. Казак писал: Вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского – аддитивная, «в подбор», когда эпизод следует за эпизодом; преобладает форма повествования от первого лица, от лица рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с подчинением нескольких линий действия чужды прозе Паустовского.
     В 1958 году Государственное издательство художественной литературы выпустило в свет шеститомное собрание сочинений писателя тиражом в 225 тыс. экземпляров.

По сценариям К. Г. Паустовского были поставлены кинофильмы:

1935 – «Кара-Бугаз»
1943 – «Лермонтов»
1957 – «Телеграмма» (короткометражный фильм)
1960 – «Северная повесть»
1965 – «Обещание счастья» (фильм-спектакль)
1967 – «Растрёпанный воробей» (мультфильм)
1967 – «Начало неведомого века» киноальманах, в котором третья часть «Повести о жизни», озаглавив весь сборник, выступила под названием «Мотря»
1971 – «Стальное колечко» (короткометражный фильм)
1973 – «Тёплый хлеб» (мультфильм)
1979 – «Стальное колечко» (мультфильм)
1979 – «Квакша» (мультфильм)
1987 – «Тёплый хлеб» (короткометражный фильм)
1988 – «Жильцы старого дома» (мультфильм)
1983 – «Солдатская сказка» (мультфильм)
1989 – «Корзина с еловыми шишками» (мультипликационный фильм с использованием музыки Э. Грига)
2003 – «Остров без любви» (телесериал; 4-я серия «Вас буду ждать я…» по рассказу «Снег»)

 

Награды и премии

31 января 1939 – орден Трудового Красного Знамени
1959 – Польская национальная премия за литературные труды, содействующие укреплению дружбы между народами СССР и Польши.
30 мая 1962 – орден Трудового Красного Знамени
16 июня 1967 – орден Ленина
1967 – Премия имени Влодзимежа Петшака (Польша)
1995 – Медаль «За оборону Одессы» (посмертно)
1997 – Медаль «За отвагу» (посмертно)
2010 – Юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (посмертно)

 

Память

     Первым увековечиванием памяти К. Г. Паустовского в СССР стало присвоение его имени одесской массовой библиотеке №   2 – одной из старейших библиотек города. Имя писателя библиотеке присвоено решением Совета Министров УССР №   134 от 20 февраля 1969 года.
     Малая планета, открытая Н. С. Черных 8 сентября 1978 года в Крымской Астрофизической Обсерватории и зарегистрированная под номером 5269, названа в честь К. Г. Паустовского – (5269) Paustovskij (укр.) рус. = 1978 SL6.
     В 1981 году в СССР был выпущен почтовый конверт, художник Г. Кравчук.
     Первый памятник К. Г. Паустовскому был открыт 1 апреля 2010 года также в Одессе, на территории Сада скульптур Одесского литературного музея. Киевский скульптор Олег Черноиванов увековечил великого писателя в образе загадочного сфинкса.
     24 августа 2012 года был торжественно открыт памятник Константину Паустовскому на берегу Оки в Тарусе, созданный скульптором Вадимом Церковниковым по фотографиям Константина Георгиевича, на которых писатель изображён со своей собакой Грозным.
     29 мая 2012 года, к 120-летию Паустовского, ему был установлен памятник в Санжейке, где писатель жил и работал в августе 1960 года.
     Именем писателя названы: улица Паустовского в Москве, улицы в Петрозаводске, Одессе, Киеве, Днепре, Тарусе, Таганроге, Ростове-на-Дону, Горловке, Библиотека №   5 в Севастополе, теплоход проекта 1430 в Крыму, сухогруз «Константин Паустовский» проекта (СФРЮ).
     К 125-летию со дня рождения писателя был создан организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий в честь знаменательной даты под председательством Михаила Сеславинского, в состав которого вошли директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор Института русской литературы Всеволод Багно, директор Российского государственного архива литературы и искусства Татьяна Горяева, директор Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского Анжелика Дормидонтова, хранитель Дома-музея К. Г. Паустовского в Тарусе Галина Арбузова, заведующая Домом-музеем К. Г. Паустовского в Старом Крыму Ирина Котюк и другие.
     В день рождения Паустовского в 2017 году главные торжества прошли в Доме-музее писателя в Тарусе. Всего в юбилейный год состоялось около 100 праздничных мероприятий. Среди них «Ночь в архиве» в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), где гостям представили подлинные рукописи автора. В Москве прошла международная конференция, посвященная литературному наследию Константина Паустовского.
     В Доме-музее писателя в Тарусе работала выставка «Неизвестный Паустовский». В национальном парке «Мещёрский» открылся маршрут «Тропа Паустовского» (Там же планируется создать музей по мотивам его произведения «Кордон 273»). Всероссийский молодежный литературно-музыкальный фестиваль «Тарусские грозы» собрал в Тарусе маститых и начинающих поэтов из многих регионов России.
     К юбилею писателя «Почта России» выпустила конверт с оригинальной маркой.
     Уникальные предметы, в числе которых рукописи, открытки, письма, автографы, показали 1 ноября на выставке «Россия глазами Паустовского», которая открылась на Арбате. Также 1 ноября была открыта выставка «Паустовский и кино» в галерее «Беляево». С 14 декабря 2017 по 4 февраля 2018 в Государственном музее имени Пушкина проходила выставка «Константин Паустовский. Без купюр», приуроченная к 125-летию писателя и выступила основным выставочным проектом юбилейного года, организованным Московским литературным музеем-центром К. Г. Паустовского совместно с партнёрами. Среди приобретённых документов особую ценность представляет открытка, отправленная писателем Иваном Буниным Паустовскому 15 сентября 1947 года. В ней содержится отзыв на рассказ Паустовского «Корчма на Брагинке».

 

Музеи

     Музей К. Г. Паустовского, расположен на территории усадьбы Кузьминки в Москве. С 1992 по 2017 год музеем издавался специализированный культурно-просветительский журнал «Мир Паустовского» (всего вышел 31 номер).
     В 2005 году в г. Старый Крым открылся дом-музей Паустовского.
     Есть музей Паустовского и в селе Пилипча Киевской области.
     Дом-музей Паустовского в Тарусе. Открытие состоялось 31 мая 2012 года, в день 120-летия со дня рождения К. Паустовского.
     Мемориальный музей К. Г. Паустовского в Одессе на ул. Черноморской, 6. Литературное товарищество «Мир Паустовского».
     Киевский музей К. Г. Паустовского в школе №   135, улица Михаила Коцюбинского, 12 Б. Открытие состоялось 30 ноября 2013 года.
     «Тропа К. Паустовского», входящая в экскурсионные маршруты, начинается у Дома-музея И. П. Пожалостина, расположенного в посёлке Солотча Рязанской области.

Использованные источники:

1. Константин Георгиевич Паустовский. – Текст электронный. – URL: http://paustovskiy-lit.ru/ (дата обращения 3.02.2022).
2. Константин Георгиевич Паустовский – Википедия. – Текст электронный. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Константин_Георгиевич_Паустовский (дата обращения 3.02.2022).
3. Константин Паустовский – Лаборатория фантастики. – Текст электронный. – URL: https://fantlab.ru/autor2811/ (дата обращения 3.02.2022).
4. Паустовский Константин Георгиевич – Культура.РФ. – Текст электронный. – URL: https://www.culture.ru/persons/8968/konstantin-paustovskii (дата обращения 3.02.2022).

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL