Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




310 ЛЕТ КУНСТКАМЕРЕ

      

Есть вещи,
которые нужно увидеть,
чтобы знать,
что их не стоит смотреть.

Рышард Подлевский

     В конце XII – начале XVIII вв. начинается новая эпоха в истории и культуре России. Московское государство превращается в могущественную Российскую империю. Этот период условно называют «петровским барокко», однако русские зодчие этого времени обращались не только к барокко, но и к наследию ренессанса, и к формам классицизма, уже появившегося в это время во Франции.
     Огромную роль в становлении и развитии архитектуры XVIII века сыграло основание Петербурга, как города нового типа.
     В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер «кунсткамерой», то есть «кабинетом редкостей», открытие же произошло в 1719 году.
     Сегодня Кунсткамера является старейшим государственным музеем России, созданным по указу императора Петра I, послужившем фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем – Российской) Академии Наук, ряда ее научных и музейных учреждений. До настоящего времени силуэт Кунсткамеры является логотипом Российской Академии Наук (РАН).
     На набережной Невы до сих пор стоит здание, это – «библиотека и Кунсткамера», как её называли в старину. За своё двухвековое существование она лишилась при различных ремонтах и переделках тех пышных форм, которые делали её едва ли не самым нарядным и затейливым зданием Петербурга в последние годы жизни Петра Великого.
     Первоначальный вид Кунсткамеры сохранился в точных чертежах, гравированных на меди и изданных при Академии наук в 1741 году. Башня её в общих чертах очень напоминает «Мюнцтурм» немецкого зодчего Андреаса Шлютера, а боковые выступы, заканчивающие оба крыла, снабжены типичными для архитектуры северо-восточной Германии разорванными с барочными завитками – волютами.
     Кунсткамеру строил немецкий архитектор Георг Иоганн Матарнови, которого в деловой переписке Канцелярии строений обыкновенно именовали Иваном Степановичем Матерновием (на русской службе с 1714 года). В Петербурге он появился в год смерти Шлютера, от которого принял все его модели и чертежи. Последних, судя по запискам Петра Брюса, должно было остаться после покойного мастера множество. Брюс прямо говорит, что Шлютер «строил дворцы, дома, академии, заводы, типографии и пр.». Весьма возможно, что Пётр I уже тогда думал об основании академии или, по крайней мере, о постройке здания для библиотеки и Кунсткамеры, тем более что с 1714 года он усердно собирает книги и раритеты.
     На гравюрной панораме Алексея Зубова на месте поздней Кунсткамеры уже стоит какое-то большое трёхэтажное, не считая подвалов, здание с богато отделанными фронтонами на концах и высоким фронтоном-башней в средней части. Внутреннюю отделку производил уже Киавери, а докончил её Шумахер. Наиболее подлинной, петровской частью теперешней Кунсткамеры является прихотливо изогнутый выступ её средней части, в котором, за исключением статуй в нишах, да длинного и узкого среднего окна, заменённого укороченными и уширёнными, вплоть до дробной рустовки стен.
     Георгу Матарнови, умершему 12 ноября 1719 года, не удалось окончить ни одной из своих построек, которые пришлось достраивать, как и Кунсткамеру, Николаю Гербелю.
     В здании Кунсткамеры были размещены первые в России научные: музей и библиотека, имевшие не только научное, но и просветительское назначение; посещение музея было бесплатным, а первая библиотека общественного пользования была открыта для посетителей сначала два раза в неделю по два часа, а затем продолжительность её работы увеличилась. Собрания музея и книжные фонды непрерывно пополнялись, например, материалами крупнейшей экспедиции на Камчатку в первой половине 18 века.
     На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано несколько академических музеев (зоологический, ботанический и др.). В 1878 году образовался также Музей антропологии и этнографии, которому в 1902 году присвоили имя Петра Великого. Его коллекции включают образцы одежды, утвари, оружия, предметов религиозного культа, художественных изделий, характеризующие быт и культуру народов разных регионов земного шара.
     В 1949 г. в здании Кунсткамеры открылся Музей М. В. Ломоносова – великого русского учёного, просветителя, поэта и художника. В экспозиции демонстрируются личные вещи, научные приборы, сочинения М. В. Ломоносова, а также созданные под его руководством образцы цветной стекловидной массы – смальты, применявшейся для создания мозаичных картин. В экспозиции воспроизведена обстановка конференц-зала Академии наук. В одном из залов посетители музея могут видеть Большой академический глобус, на внешней поверхности  которого изображены материки и океаны, а на внутренней – карта звёздного неба.
     Все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени, несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции. Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасли коллекции мирового значения.
     К середине XX века библиотека имела многочисленные русские рукописные книги, атласы, рисунки.
     C 1992 года Музей вновь стал самостоятельным музеем и научно-исследовательским институтом в составе Отделения истории Российской Академии Наук, сохранив свое старое название «КУНСТКАМЕРА» и носит присвоенное ему в 1903 году имя Петра I. Полное и официальное название сегодня – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН.
     Сегодня Кунсткамера состоит из трёх связанных между собой объёмов: два симметричных трёхэтажных крыла соединены башней, композиция которой отличается напряжённой динамикой. Уменьшающиеся кверху ярусы создают иллюзию взлета архитектурных форм, а сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей стен усиливает «подвижность» объёмов.
     Грандиозны масштабы собраний. Коллекции не просто бесценны, но многие из них уникальны. Их можно увидеть, посетив музей на Васильевском острове, или побродить по виртуальному музейному сайту и увидеть эти коллекции, где бы ты ни находился: в Санкт-Петербурге или в любой точке мира.
     Современный Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – наследник первого русского музея Кунсткамеры.

 

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL