Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




985 ЛЕТ ПЕРВОЙ БИБЛИОТЕКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

«Добро есть, братие, почитание
книжное… Красота воину оружие,
кораблю – ветрила, так и
праведнику почитание книжное».

«Слово о почитании книжном»,
Изборник 1076 года

     Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это «великое чудо из всех чудес». И похвала ей проходит через века, тысячелетия, в том числе и нашей страны.
    Книга – это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, неизвестный древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, «напояющими Вселенную», то с солнечным светом. «Красота воину оружие, и кораблю – ветрило, так и праведнику – почитание книжное, – наставляет некий монах читателей в “Слове о чтении книг», которое открывает «Изборник» 1076 года.
     В сборнике «Пчела» (древнерусский сборник изречений) отмечалось: «Ум без книг, как птица спешена. Якож она взлететь не может, так и ум не домыслится совершена разума без книг. Свет дневной есть слово книжное». В «Поучении соловецкой библиотеки» книги сравниваются с глубинами морей, откуда читатель «выносит жемчуг драгий». После такого сравнения автор с удовлетворением добавляет: «Добро есть, братие, почитание книжное».
     Трудами многих мастеров книжного дела накапливались в библиотеках бесценные сокровища. Сколько книг бытовало в эпоху до татаро-монгольского разорения?
     Подсчитано: до нас дошло не больше тысячи средневековых русских рукописей XI – XIII веков. Лишь малая часть от былого богатства! Исследования показали, что в домонгольской Руси бытовало около 200 тысяч книг. Им знали цену, дорожили, бережно хранили.
     С увеличением числа книг появились и первые библиотеки, тогда их называли книгохранительницами или книжными палатами. Как правило, их основателями становились великие князья, митрополиты, игумены монастырей.
     Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие, условия, в которых формировались различные типы библиотек.
     В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки? Несомненно, что общество ощутило потребность в обобщении полученных ими знаний, но этот фактор вовсе не является главным.
     Появление библиотек на Руси связывают с возникновением древнерусского государства – Киевская Русь.
     Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к XIX-XX векам. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: евангелие и псалтырь, написанными «роусьными письмены». Все рукописные книги, а их называли еще «источниками мудрости», «реками, наполняющими вселенную», «утешением в печали», ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента.
     Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце X – начале XI веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей «учите книгами». Книги и другие памятники письменности в X – XI веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.
     Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце XV века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом». Второй раз термин встречается в начале XVII века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».
     Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления Владимира Святославича и его сына Ярослава, прозванного Мудрым. При князе Владимире на Руси было введено христианство, что имело огромное значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, подъема культуры, расширения политических и культурных связей Руси с европейскими странами. Владимир широко отворил Киевской Руси двери для всех достояний мировой культуры.
     Дело Владимира продолжил Ярослав Мудрый. Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета – ведь нередко тут были самые знающие соотечественники.

Ярослав Мудрый, худ. Н. К. Рерих

     В период правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могущественную феодальную державу, еще больше возросло величие Киева; здесь расцветают ремесла, торговля, появляются художественные школы.

Ярослав Мудрый на памятнике «Тысячелетию России» в Великом Новгороде

     Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии – самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов. Она не уступает ни одному из самых выдающихся архитектурных памятников мира, возведенных в тот период. Напомним, что «София» в переводе означает «мудрость».

София Киевская – главный храм Киевской Руси

     Знаменитая София Киевская – главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.
     Храм Софии – символ могущества и силы первого древнерусского государства.
     Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Здесь Иларион – один из первых русских писателей – произнес свое знаменитое «Слово о законе и благодати». (Предполагают, что именно Иларион вместе с Ярославом стал инициатором сооружения Киевской Софии.)
     Храм и был рассчитан на то, чтобы поразить воображение современников, внушить народу веру в незыблемость княжеской власти и религии. Вместе с тем, он – показатель уровня мудрости и мастерства. В его создании участвовали самые разные художники: зодчие организовали архитектурную форму; живописцы расписали стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел готовили церковную утварь; художники написали иконы; вышивальщицы украшали ткани; писцы и миниатюристы готовили необходимые книги.
     На территории Софийского заповедника у входа в собор в 1967 году установлен мемориальный знак, на нем – портрет Ярослава Мудрого с книгой в руке и текст из летописи «Повесть временных лет».

     Он гласит: «В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у этого же града Златые ворота. Заложил и церковь святой Софии… И к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди… Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам».
     В историю культуры нашей страны этот просвещенный правитель вошел, прежде всего, как создатель и организатор первой на Руси государственной библиотеки.
     C его именем связаны и многие другие «книжные» начинания.
     Жизнь и деятельность Ярослава Мудрого издавна привлекала внимание, о нем рассказывали летописи, зарубежные хроники, в наше время написаны научные исследования, популярные работы, созданы художественные произведения и кинофильмы.
     Летописные известия о Ярославе начинаются с 1014 года – последнего года княжения Владимира. До этого времени – лишь предположения, догадки, косвенные свидетельства. Родился он около 978 года с врожденной хромотой, что не могло не отразиться на его характере, на его воспитании. Он рано начал читать и на всю жизнь полюбил книги.
     Ценя знание, понимая, что для управления княжеством нужны грамотные, образованные люди, молодой князь организовал в Новгороде школу для детей, приказав «учить книгам их». Он не был в этом первопроходцем: заботясь о распространении просвещения Владимир распорядился «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», создавать государственные школы.
     Вдумаемся в строку: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Совершенно очевидно, что в конце X – начале XI века на Руси уже были книги – привезенные из Византии, из Болгарии или переписанные в Киеве, Новгороде, в других крупных городах. И великий князь – суровый военачальник, крупный государственный деятель, дипломат и градостроитель был, говоря современным языком, страстным книголюбом.
     Пристрастие к книгам возникло у него в раннем детстве. Ведь и отец Ярослава Владимир «любил словеса книжные», владел библиотекой, эту любовь он передал и сыну, который в связи с хромотой не мог предаваться детским забавам. Его мать – гордая полоцкая княжна Рогнеда с четырех лет приставила к сыну учителей греческих, болгарских, варяжских и даже латинских. Ярослав все больше и больше привязывался к чтению, овладевал «книжной премудростью», читал о великомучениках, о подвигах и страданиях, о великих страстях. Приходил к убеждению – это можно предположить с большой долей вероятности, – что в знании заключена большая сила. Так, в книге Иоанна Дамаскина он мог прочитать: «Нет ничего выше разума, ибо разум – свет души, а неразум – тьма. Как лишение света творит тьму, так и лишение разума затемняет смысл. Бессмысленность присуща тварям, человек же без разума – немыслим. Но разум не развивается сам собою, а требует наставника… Приблизившись же к дверям мудрости, не удовольствуемся этим, но с надеждой на успех будем толкаться в нее».
     Сам Ярослав не удовольствовался тем, что уже в ранней юности приблизился к дверям мудрости, а пошел дальше. Всей душой отдавался он любимому делу, эту черту его и выделил летописец, когда не без уважения отметил: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Любовь к книгам он привил и своим детям. Можно лишь предположительно судить о круге чтения Ярослава Мудрого на протяжении его продолжительной жизни. В него входили библейские книги и примыкавшие к ним апокрифические сказания, труды «отцов церкви», сочинения по вопросам миротворения и устройства вселенной, исторические и юридические труды.
     В летописной статье 1037 года говорится далее, что Ярослав собрал много писцов, которые переводили с греческого на славянский язык.
     Удивительно, но современные ученые знают о том времени больше летописца. Оказывается, не только переводили, но и копировали, просто переписывали болгарские книги, а переводили не только с греческого, но и с других языков. Более того, из разных зарубежных книг брали отдельные отрывки и составляли «изборники». И уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.

Книгописная мастерская Ярослава Мудрого
(миниатюра из Радзивиловской летописи)

     Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

Великий князь Ярослав Мудрый (худ. И. Я. Билибин, 1926)

     В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках». Историк русской церкви Ф. А. Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но, несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.
     Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные «Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера – «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи», в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии. «Изборники» Святослава. 1073 и 1076 г.г. – сборники Киевской Руси. В него входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни). «Физиолог» – сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. «Шестидневы» – сборник правил для соблюдения их на каждый день в течении недели.
     О читателях этой библиотеки мы ничего не знаем. Ее богатствами пользовался по всей вероятности, составитель «Изборника» по имени Иоанн. В конце своего труда он сам написал: «Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна…». Дан здесь один из древнейших советов, как читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те».
     Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки.
     У специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что ее книги разошлись по другим библиотекам храмов и монастырей. Другие предполагают, что книги спрятаны в тайных подземельях города, называют и конкретные места – лабиринты Софийского собора, Киево-Печерской лавры и Выдубецкого монастыря. В самые последние годы особенно популярной стала гипотеза о том, что бесценные рукописи сокровищницы Ярослава Мудрого хранятся бывшем Спасо-Преображенском монастыре, что в двадцати километрах от Киева – в урочище Межегорье.
     Хочется верить, что она будет найдена…
     Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве.
Обширное собрание книг – не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставленамастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на «палатях» – хорах этой церкви. Помимо этого, к XII веку книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах. Чуть позже возникла библиотека Киево-Печерского монастыря, формировались библиотеки в Новгороде, Ростове, Владимире, Смоленске, Пскове, Полоцке. Личные собрания рукописей имелись у князей и представителей высшего духовенства.
     Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и «книгохранилищами» огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они в то же время были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.

Источники:

1. Глухов, А. Мудрые книжники Древней Руси: От Яросла Мудрого до Ивана Фёдорова [Текст]: [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. – М.: Экслибрис-Пресс, 1992. – 255 с.: ил.
2. Глухов, А. Судьбы древних библиотек [Текст]: [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов. – М.: Экслибрис-Пресс, 1992. – 160 с.: ил.
3. Мальгин, А. С. Гимн книге [Текст]: энциклопедия для юношества / А. С. Мальгин. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 536 с.
4. Электронная библиотека Библиотекарь.Ру – книги, учебники, альбомы по истории, искусству, культуре, медицине, религии [Электронный ресурс]. – [М.], 2006-2017. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/ (дата обращения 21.04.2017 г.).
5. Ярослав Мудрый. К 975-летию (1037) основания первой библиотеки Древней Руси. Централизованная библиотечная система города Пскова [Электронный ресурс]. – Псков: Централизованная библиотечная система, 2004-2017. – Режим доступа: http://bibliopskov.ru/mudryi.htm (дата обращения 21.04.2017 г.).

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL