Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




КОСМИЧЕСКИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ «БОР»

     В ходе разработки «Бурана» для подтверждения аэродинамических расчетов и проверки работоспособности теплозащитных конструкций были произведены суборбитальные и орбитальные запуски летательных аппаратов «Бор-4» и «Бор-5».  

Подготовка космического аппарата,
с ракетой-носителем и запуск

     Аппарат «Бор-4» представляет собой копию орбитального самолета системы «Спираль», выполненную в масштабе 1:2. Так же, как и «Спираль», он снабжен отклоняющимся крылом. «Бор-4» не запускался при работе над «Спиралью», но его решили применить для испытаний теплозащитного покрытия «Бурана». На нем были установлены реальные элементы конструкции — гибкая теплозащита, плитки из кварцевого волокна и обтекатель носка фюзеляжа, выполненный из материала «углерод-углерод». Аппарат «Бор-4» массой около 1,5 т выводился на орбиту высотой 225 км баллистической ракетой 65М-РБ5 и, совершив один виток вокруг Земли, снижался по траектории, близкой к траектории «Бурана».

 

Космический летательный аппарат «БОР-4»

     В период с 1982-84 годов было произведено 6 запусков аппаратов «БОР-4» с помощью легкой двухступенчатой РН «Космос-3М» (К65М-РБ5) с космодрома Капустин Яр на различные траектории. Аппараты, выводившиеся на орбиты ИСЗ высотой около 225 км, получали наименования спутников серии «Космос»:
     1 — 05.12.1980. Первое испытание «БОРа-4» (получившего обозначение «БОР-4С») в суборбитальном полете.
     2 — 03.06.1982. «Космос-1374», приводнение в Индийском океане в 560 км южнее Кокосовых островов после одновиткового полета на орбите ИСЗ. Американскими разведывательными самолетами были получены детальные снимки космического аппарата и операций по его эвакуации.
     3 — 15-16.03.1983. «Космос-1445», приводнение в Индийском океане в 556 км южнее Кокосовых островов после одновиткового полета на орбите ИСЗ, эвакуация под наблюдением австралийских разведывательных самолетов.
     4 — 27.12.1983. «Космос-1517», в отличие от предыдущих полетов, во избежание наблюдения со стороны западных разведок, изменилось место посадки. Им удалось установить только факт передачи кораблями слежения сообщения о выдаче над северной Атлантикой тормозного импульса. После этого аппарат совершил приводнение в Черном море. 
     5 — 04.07.1984. По данным зарубежных источников, полет по суборбитальной траектории с максимальной высотой 130 км; отечественные источники вообще не подтверждают факт этого полета. 
     6 — 19.12.1984. «Космос-1614», приводнение в Черном море после выполнения одного витка. Аппарат потерян поисковой службой.
     7 — 20.10.1987. По данным зарубежных источников, полет по суборбитальной траектории с максимальной высотой 130 км; отечественные источники вообще не подтверждают факт этого полета.

Космический летательный аппарат «БОР-4»

1 — носовой теплозащитный обтекатель из жаропрочного «углерод-углеродного» композитного материала «Гравимол»; 2 — электрохимический источник тока (аккумулятор);
3 — топливный бак для газореактивных ЖРД с компонентами топлива азотный тетраксид + несимметричный диметилгидразин; 4 — парашютная система спасения; 5 — блоки автономной бортовой системы управления навигации); 6 — блоки радиотелеметрической системы; 7 — научная аппаратура; 8 — силовой привод поворотных консолей крыла; 9 — поворотные (складывающиеся) консоли крыла; 10 — хвостовой стабилизатор (киль); 11 — два блока (по два ЖРД) двигателей газореактивной системы для управления по крену; 12 — центральный блок из четырех газореактивных ЖРД для управления по тангажу и рысканью; 13 — хвостовой силовой шпангоут, по которому аппарат крепится к последней ступени ракеты-носителя.

     По программе орбитального полета ориентация в пространстве поддерживалась газореактивной системой (8 сопел) по программе автономной бортовой системы управления режиме инерциальной навигации). Топливом для двигателей газореактивной системы служили компоненты АТ+НДМГ. В начале второго витка с помощью сбрасываемого порохового двигателя, установленного «на спине» «БОРа-4», выдавался тормозной импульс — и аппарат входил в атмосферу.
     Во время снижения поворотное крыло обеспечивало требуемую статическую устойчивость по курсу, при переходе на малые углы атаки консоли разворачивались в горизонтальное положение для повышения аэродинамического качества. Балансировка обеспечивалась с высоты 70…60 км при угле атаки 570° в первом полете и 52…540° в последующих полетах. Раздельное (дифференцированное) отклонение консолей крыла от балансировочного положения использовалось для управления по крену с проведением контролируемых поворотов для прогнозирования попадания на заданную дальность с непревышением расчетных тепловых потоков и перегрузок на всех этапах спуска.
     После торможения и планирующего полета в верхних слоях атмосферы, пройдя участок плазмообразования, «БОР-4» на высоте около 30 км вводился системой управления в крутую спираль для уменьшения скорости полета, и на высоте около 7500 м выпускался парашют, обеспечивающий приводнение с вертикальной скоростью 7…8 м/с. В верхней части «БОРа-4» после приводнения надувался конический баллон-пеленг с мигающим фонарем. Он увеличивал плавучесть аппарата и выводил наружу антенны поисковой системы.
     Для связи с «БОРом-4» в первом зачетном пуске были привлечены корабли слежения: «Космонавт Пацаев» и «Космонавт Добровольский». После того, как «БОР-4» выполнил 1,25 витка по орбите, вошел в атмосферу с боковым маневром на дальность 600 км южнее траектории орбитального полета и приводнился в 560 км от архипелага Кокосовых островов в Индийском океане, его подобрали дежурившие там корабли Военно-морского флота СССР.
     История поиска первых двух «БОРов-4», приводнившихся в Индийском океане, наглядно демонстрирует накаленность международных отношений в годы «холодной войны».
     Корабли слежения: «Космонавт Пацаев», «Космонавт Добровольский» и «Петропавловск» заранее выдвинулись из бухты Петропавловска-Камчатского в район ожидаемого приводнения аппарата к берегам Австралии. Туда же пришли военные корабли Черноморского флота СССР. Присутствие флотилии из семи советских военных кораблей, рассредоточенных в радиусе нескольких сотен километров, привлекло самое пристальное внимание военно-морского флота Австралии. Разведывательно-патрульные самолеты Р-3С «Орион», базировавшиеся на авиабазе Вильямс Королевских ВВС Австралии (Royal Australian Air Force (RAAF) Base Williams), кружили над нашими кораблями непрерывно день и ночь, сменяя друг друга.
     Наступило 3 июня 1982 года. «Космос-1374», он же «БОР-4», спланировав в огненной плазме до высоты 4 км, выпустил парашют и плавно лег на волны. Конус навигационного маяка на спине аппарата радировал в эфир о своем местоположении, доставив неприятный сюрприз поисковикам — промах с расчетным местом приводнения составил почти 200 км! К «БОРу-4» устремились все поисковые корабли, как наши, так и австралийские.
     После суточного перехода первым к месту приводнения подошел наш поисковый корабль, с которого был спущен катер с гражданскими специалистами, основной задачей которых было ввести в бортовую систему плавающего аппарата специальный секретный код, блокирующий систему самоликвидации. До введения этого кода, система самоликвидации препятствовала любым попыткам поднятия или транспортировки — аппарат, по сути, представлял собой свободно плавающую морскую мину. И только после обезвреживания к «БОРу» подошел наш поисковый корабль и под пристальным наблюдением австралийских ВМС поднял его на свою палубу. Четыре других советских военных корабля «прикрывали» эту операцию. И было от чего! К моменту вылавливания «БОРа» в районе приводнения находились уже не только военные корабли и самолеты-разведчики, но и палубные вертолёты ВМС Австралии.

Эвакуация космического аппарата «БОР-4»

     Тем не менее австралийцам удалось с воздуха детально отснять весь процесс вылавливания и подъёма ракетоплана на палубу судна «Петропавловск».
     Советские участники спасательных операций вспоминали, что австралийский «Орион» так низко ходил над палубой «Петропавловска», что вихри, срывающиеся с его крыльев, чуть не сбивали людей с ног. Поэтому неудивительно, что снимки, сделанные с «Ориона», оказались настолько подробными.
     Степень противодействия иностранного флота была настолько высока, что после окончания поисковой операции Г. С. Титов обратился напрямую в ВПК: «Считаю, что велика вероятность перехвата американцами… предлагаю перенести место посадки в Черное море».
     Но второй запуск «БОРа-4» (Космоса-1445) был также произведен с посадкой в районе Кокосовых островов. В проведении этого полета помогали корабли сопровождения Академии наук СССР: «Космонавт Волков», «Космонавт Беляев» и научный корабль тихоокеанской геодезической экспедиции «Чумикан». Помимо тихоокеанской эскадры в район Кокосовых островов пришли корабли из Черного моря. Все корабли рассредоточились в радиусе нескольких сот километров, чтобы максимально быстро найти космический аппарат и поднять его на борт. Члены экипажа «Чумикана» позднее вспоминали о степени секретности работ — были наглухо задраены все иллюминаторы, чтобы ни один матрос не мог увидеть происходящих событий. Ближе всего к месту посадки оказался именно «Чумикан», с которого и был спущен катер с инженером на борту для обезвреживания системы самоликвидации приводнившегося космического аппарата. Операция эвакуации «Космоса-1445» закончилась благополучно благодаря большим затратам на организацию поисковых мероприятий, и не смотря на отчаянное противодействие иностранных судов, пытавшихся самостоятельно обнаружить и поднять на борт советский аппарат.

Космический аппарат «БОР-4» на ракете-носителе «Космос-3M»

     Австралийские военные корабли подходили настолько близко, что наши моряки могли беспрепятственно рассматривать в бинокли не только самих матросов, но даже смотреть по вечерам… зарубежные фильмы, которые транслировались на экранах, развернутых на верхних палубах иностранных судов!
     Ко второму запуску «БОРа-4», в марте 1983 года, австралийские ВВС подготовились еще лучше — они уже знали, что им придется искать, поэтому и сделанные ими фотографии хода эвакуации «Космоса-1445» оказались более детальными по сравнению с «Космосом-1374».
     Появление уверенности в надежности системы управления ракетоплана после двух запусков позволило перенести зону приводнения из Индийского океана в район Черного моря. К сожалению, один из двух аппаратов, приводнившийся западнее Севастополя, найти не удалось.
     Интересно, что трасса атмосферного участка спуска аппаратов «БОР-4» при приводнении в советских территориальных водах Черного моря проходила на высоте 60-80 км через воздушное пространство стран-членов НАТО — Великобритании и западной Германии (ФРГ), что юридически соответствии с нормами космического права граница суверенного воздушного пространства и «ничейного» космоса расположена на высоте 100 км) являлось нарушением их государственных границ, поэтому каждый полет «БОРа-4» с приводнением у наших берегов имел соответствующий политический и дипломатический резонанс.

Сброс головного обтекателя на участке
3-ей ступени РН «Космос-3M»

     В результате натурных исследований, проведенных на летающих моделях «БОР-4», была окончательно решена проблема теплозащиты «Бурана».
     Впервые в отечественной практике экспериментально были определены:
— распределение температур по поверхности и толщине многоразовой неуносимой теплозащиты радиационного типа, получены значения температур на наиболее теплонапряженных элементах конструкции орбитального корабля — носовом обтекателе и прилегающем к нему участке нижней поверхности фюзеляжа;
— распределение температур и давлений в районе балансировочного щитка;
— конвективные, радиационные и поглощенные тепловые потоки;
— влияние межплиточных зазоров и уступов на характер обтекания и характеристики теплозащиты.
     Анализ результатов измерений, полученных в условиях реальных физико-химических процессов и каталитичности поверхности вдоль всей траектории спуска ОК на высотах от 100 до 30 км при скоростях М=25…3 при одновременном воздействии аэродинамических, тепловых, акустических и вибрационных нагрузок, позволил:
— обосновать оптимальные значения зазоров и уступов между плитками теплозащиты;
— отработать математическую модель пространственного теплообмена с учетом неравновесных физико-химических свойств воздуха;
— определить каталитическую активность покрытия в условиях натурной плазмы;
— оценить степень опасности потери одной или нескольких теплозащитных плиток;
— уточнить температурную схему и наметить мероприятия по уменьшению массы теплозащиты «Бурана».
     Материалы полетов «БОРа-4» легли в основу технических заключений головных институтов к первому и единственному полету «Бурана», выполненному 15 ноября 1988 года. Результатами работ можно назвать и то, что, в отличие от американцев, мы практически обошлись без потерь теплозащиты: если «Колумбия» в своем первом полете 12 апреля 1981 года потеряла около 30 плиток, то «Буран» — десять (включая два мата гибкой теплозащиты на верхней поверхности левой консоли крыла).

     Кроме отработки теплозащиты в процессе создания «Бурана», уже после определения его облика, возникла необходимость проверки в натурных условиях выбранной аэродинамической компоновки орбитального корабля. По отработанной на аппарате «БОР-4» методике с космодрома «Капустин Яр» в сторону полигона в Сары-Шаган (Казахстан) было проведено 6 суборбитальных запусков 1983-88 годах) аппаратов «БОР-5», представлявших собой геометрически подобную копию «Бурана» в масштабе 1:8. Наверху задней части летательных аппаратов «БОР-5» NN501-504 были установлены макеты вспомогательных воздушно-реактивных двигателей (ВРД), что соответствовало первоначальному варианту конструкции «Бурана». На летательном аппарате N505 ВРД уже не было, и он соответствовал летной схеме «Бурана».

     Было произведено 5 запусков летающей модели:
«Модель 501»  — 6 июля 1984 г.
«Модель 502»  — 17 апреля 1985 г.
«Модель 503»  — 27 декабря 1986 г.
«Модель 504»  — 27 августа 1987 г.
«Модель 505»  — 27 июля 1988 г. 

     Основной целью испытаний были исследования аэродинамических характеристик и условий входа ОК в атмосферу с подтверждением расчетных аэродинамических характеристик «Бурана» и экспериментов в аэродинамических трубах. В частности, целью полетов аппаратов «БОР-5» было:
— определение аэродинамических коэффициентов, качества и балансировочных характеристик орбитального корабля, продольной, боковой и поперечной устойчивости в условиях реального полета;
— исследование распределения давления по поверхности аппарата;
— определение тепловых и акустических нагрузок;
— проверка достоверности методов аэродинамического расчета.

     Для этих целей, а также для исследования проблем теплопередачи летающие модели оснащались соответствующими средствами измерений и измерительной аппаратурой. Термопары на внутренней поверхности горячей конструкции, выполненной из молибденового сплава (как и передняя кромка крыла), крепились механическим способом. Для измерения температуры поверхности плиток теплозащиты «платина/платина-родиевые» термопары устанавливались во внешнем покрытии из боросиликатного стекла толщиной 0,3 мм. В других местах термопары устанавливались по обычной технологии. Термокраски и термоиндикаторы плавления накладывались, в основном, в виде полосок на боковой и верхней поверхностях моделей. Кристаллические индикаторы максимальных температур с размерами 0,3-0,4 мм, не требовавшие электрических проводов или электроники и применявшиеся для измерения температур до 20000°С с точностью около плюс/минус 100-150°С, устанавливались практически во всех местах теплозащиты и горячей конструкции на клеях различного типа в специальных контейнерах и самостоятельно.
     Теплозащита на «БОРе-5» принципиально отличалась от теплозащиты «БОРа-4». Из-за того, что «БОР-5» имел размеры в 8 раз меньшие, чем «Буран», для сохранения аэродинамического подобия с орбитальным кораблем (аэродинамического требования идентичности числа Рейнольдса при соотношении базовых линейных размеров — длин фюзеляжа — 3,856 м для «БОРа-5» и 30,85 м для «Бурана») пришлось снизить высоты полета модели на 15-20 км по сравнению с высотами полета «Бурана» при тех же скоростях.
     Носовое покрытие и передние кромки крыла «Бурана» работали на пределе для композиционных материалов «углерод-углерод»: в этих местах превышали  температуру 12000°С. Габариты «Бурана» позволяли выполнить эти зоны со сравнительно большими радиусами закруглений. Другое дело масштабная модель — при переходе к масштабу «БОРа-5» кромки соответственно заостряются, их температуры повышаются. Таким образом, законы подобия привели к значительному возрастанию внешних тепловых потоков, и как следствие, к необходимости использования теплозащитных материалов с предельными температурами до 20000°С. Поэтому, с одной стороны, для «БОРа-5» было принято решение ограничить полетной число Маха (до М=15), а с другой — использовать для защиты большей части поверхности абляционное теплозащитное покрытие из материала МСП-К (рабочая температура до 17000-18000°С) на основе кварцевого волокна и хром-алюминий-фосфатного связующего (минерального стеклопластика). Также на аппарате испытывалась радиопрозрачная теплозащита — стеклопластик с кремнеземным наполнителем.
     Ракета (К65М-РБ5, зарубежное обозначение SL-8) с аппаратом массой 1450 кг достигала максимальной высоты около 210 км, после чего верхняя ступень РН дополнительным импульсом ориентировала и ускоряла «БОР-5» для обеспечения требуемых условий входа в атмосферу (скорость входа в атмосферу на высоте 100 км от 7300 до 4000 м/с), затем происходило разделение, и «БОР-5» продолжал полет по баллистической кривой. В атмосфере, с высоты около 50 км, полет проходил с программным изменением углов крена и атаки по штатной траектории ОК «Буран», при этом идикаторная скорость была на 30-65% выше предельной для орбитального корабля на этом участке. Как и для «БОРа-4», управление «БОРом-5» вне атмосферы осуществлялось газореактивными соплами, а в атмосфере — рулевыми поверхностями самолетного типа, которые впервые в нашей стране были применены на таких больших скоростях.
     Дальность полета «БОРа-5» от точки старта до приземления составляла около 2000 км; с высоты 7-8 км он тормозился по крутой спирали, и на высоте 3 км выпускался парашют, на котором аппарат приземлялся с вертикальной скоростью 7-8 м/с.
     С 1984 г. было проведено пять запусков «БОРа-5», причем первые два — по программе ЛКИ доработанной РН. В первом пуске, 6 июля 1984 г., из-за электрического дефекта аппарат и ракета не разделились и упали на землю вместе; последующие полеты прошли нормально.
     Первые два полета (модели NN501-502) показали, что в большинстве термически нагруженных зон (носовой кок и передняя кромка крыла) имело место повреждение поверхности с существенным изменением аэродинамики аппаратов. Для исключения влияний этих повреждений на аэродинамические характеристики на последних трех аппаратах NN503-505 носовой кок и передняя кромка крыла были выполнены из тугоплавкого молибденового сплава с дополнительной защитой поверхности специальным покрытием от окисления. После этих мероприятий повреждений не наблюдалось, и аэродинамические характеристики существенно улучшились.

Аппарат «БОР-5» после полета

     Использование аппаратов «БОР-5» позволило уточнить характеристики продольной устойчивости и управляемости, а также шарнирные моменты и эффективность органов управления при скоростях М=17,5…1,5, числах Рейнольдса Re=1,05…2,1, и углах атаки a=400-160, определить основные аэродинамические характеристики (при этом фактическое аэродинамическое качество оказалось несколько выше расчетного), а также исследовать распределение воздушного давления на поверхности фюзеляжа и крыла, и характеристики теплообмена.
     «БОР-5» изготавливался на ЭМЗ им. Мясищева при участии специалистов ЛИИ и НПО «Молния». Испытания обоих вариантов моделей ( «БОР-4» и «БОР-5») проводились представителями ЛИИ с участием специалистов военного испытательного института, НПО «Молния» и других организаций под руководством Госкомиссии, возглавляемой первым заместителем начальника Главного управления космических средств (ГУКОС) генерал-лейтенантом авиации Г. С. Титовым.
     Постепенное свертывание, а затем и полное закрытие программы «Буран» не позволили провести интересные эксперименты по радиосвязи на плазменном участке спуска в атмосфере, для чего на базе «БОРа-4» был изготовлен «БОР-6» со специальными охлаждаемыми антеннами, вынесенными в набегающий поток.
     После выполнения космических и суборбитальных полетов аппараты, находившиеся на балансе НПО «Молния», несколько лет подряд выставлялись в качестве экспонатов на различных выставках, включая международные, и некоторые их них постепенно «перекочевали» в экспозиции зарубежных музеев и в частные коллекции.

     Полеты аналога «Спирали» и летательных аппаратов «Бор-4» и «Бор-5» позволили не только ускорить разработку «Бурана», но и обосновать выбор аэродинамической схемы орбитальной ступени перспективной Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС).

Источники:
http://ru.wikipedia.org
http://www.buran.ru
http://www.space.hobby.ru

Использованы трехмерные анимационные компьютерные модели с сайта http://www.buran.ru

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL