ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКИПАЖА
35 лет назад, 2 марта 1978 года к орбитальной станции «Салют-6» стартовал международный экипаж в составе Алексея Губарева и Владимира Ремека.
Началась эпоха международных пилотируемых программ на советских орбитальных станциях «Салют-6», «Салют-7» и «Мир», которая получила дальнейшее развитие в программе Международной космической станции (МКС).
Станция «Салют-6» была значительно доработана по сравнению со своими предшественницами. Она имела два стыковочных узла, а также больший внутренний полезный объем. Это дало возможность доставлять на станцию одновременно двумя кораблями экипажи и грузы, для чего наряду с пилотируемыми кораблями «Союз» впервые применялись грузовые космические корабли «Прогресс».
“Салют-6»
Новые возможности позволили осуществлять смену экипажей в космосе, что обеспечивало непрерывный пилотируемый режим станции и организацию экспедиций посещения небольшой длительности. В эти экспедиции и включались иностранные космонавты.
Для подготовки к совместным полетам в декабре 1976 года в Центр подготовки космонавтов прибыли кандидаты на космический полет из Чехословакии, Польши и ГДР (по два представителя из каждой страны). С марта 1978 года к ним присоединились их коллеги из Болгарии, Венгрии, Кубы, Монголии, Румынии, а в апреле 1979 года — из Вьетнама. Всего по программе «Интеркосмос» было осуществлено 9 пилотируемых полетов.
В дальнейшем международные полеты осуществлялись на основе двухсторонних соглашений. На орбитальной станции «Салют-7» выполнено два подобных полета. Первый — советско-французский — в 1982 году и второй — советско-индийский — в 1984 году.
Качественно новый этап международного сотрудничества в области пилотируемых полетов связан с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Мир».
Пилотируемая орбитальная станция «Мир» — это многоцелевой международный центр, который более 15 лет являлся единственной в мире космической лабораторией для проверки и отработки основных направлений целевого использования будущих пилотируемых станций, обеспечивающих доступ человечеству к изучению Вселенной.
На станции с 1987 года реализовывались международные программы исследований (всего 27). Проведено 7600 сеансов экспериментов в области медицины, биологии, технологии, техники, биотехнологии. В выполнении этих программ непосредственно на борту станции приняли участие астронавты из 12 стран.
Транспортные грузовые космические корабли «Прогресс»
«ПРОГРЕСС» — серия советских транспортных грузовых космических кораблей (ГТК), созданных на базе космических кораблей «Союз». ГТК «Прогресс» предназначены для выполнения транспортных операций по обеспечению длительного функционирования орбитальных станций (восполнение запасов системы жизнеобеспечения; поддержание требуемых параметров орбиты станции и восполнение запасов топлива ее объединенной двигательной установки; доставка оборудования для проведения ремонтных и монтажных работ; удаление отходов с последующим их затоплением). На Землю не возвращаются.
За основу конструкции ГТК приняли конструкцию пилотируемого космического корабля «Союз», что позволило использовать его приборы и агрегаты, а также использовать для его запуска ту же ракету-носитель «Союз». Масса полностью заправленного и укомплектованного ГТК «Прогресс» около 7 т, масса оборудования и расходуемых веществ, доставляемых на орбитальную станцию 2,3 т.
«Прогресс» состоит из 3-х отсеков: грузового (предназначен для размещения сухих грузов и воды); отсека компонентов дозаправки (для доставки компонентов топлива для объединенной двигательной установки станции); приборно-агрегатного отсека. После освобождения грузового отсека космонавты заполняют его использованным оборудованием, различными отходами и т.п. (при сходе с орбиты они сгорают вместе с кораблем).
С 1978 по 1990 гг. запущено 42 ГТК «Прогресс» (12 из них обеспечили грузопоток на орбитальные станции «Салют-6», 12 — на «Салют-7», 18 — на орбитальный комплекс «Мир» на первом этапе его функционирования). С 1989 года использовались для этих же целей модифицированные ГТК «Прогресс М».
Помимо основного назначения ГТК «Прогресс» были использованы для проведения экспериментов и исследований. Так, на корабле «Прогресс-11» (1980 г.), «Прогресс-14» (1982 г.), «Прогресс-18» (1983 г.) и «Прогресс-28» (1987 г.) после расстыковки с орбитальным комплексом «Мир» было выполнено 4 эксперимента «Модель», целью которых являлось подтверждение возможности создания космической системы связи в сверхнизкочастотном диапазоне радиоволн.
На ГТК «Прогресс-17» (1983 г.) и «Прогресс-22» (1984 г.) проводился эксперимент «Кант» по раскрытию антенны радиолокатора, целью которого было получение данных по характеристикам радиолокационной системы «Кант-Сириус» в режиме наблюдения за надводными и подводными целями.
На ГТК «Прогресс-30», пристыкованном к ОК «Мир» (1987 г.), был проведен эксперимент «Свет», целью которого было получение опытных данных для подтверждения технической возможности и оценки целесообразности создания космической линии связи в оптическом диапазоне волн (сигнал, переданный с борта корабля, впервые был зарегистрирован погружаемым приемным устройством на глубине около 50 метров под водой).
На ГТК «Прогресс-40» (1989 г.) был проведен эксперимент «Краб» по исследованию раскрытия, формообразования, жесткостных и динамических характеристик кольцевых рамочных крупногабаритных конструкций диаметром 20 м каждая, в которых для раскрытия использовались приводы из сплава, обладающего эффектом памяти формы.
К чему мы пришли: ГРУЗОВЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРАБЛИ «ПРОГРЕСС М»
Космический грузовик «Прогресс М-15М»
Серия советских (российских) ГТК. Созданы в 1986 году в результате проведения работ по модернизации ГТК «Прогресс», в ходе которой основные бортовые системы, включая и солнечные батареи, были заимствованы у действовавшего уже в это время модернизированного космического корабля «Союз ТМ». Назначение, габариты, весовые характеристики и ракета-носитель для выведения ГТК «Прогресс М» на орбиту аналогичны ГТК «Прогресс».
На 01.01.1999 года было запущено 40 кораблей «Прогресс М» для обеспечения грузопотока на орбитальный комплекс «Мир», а также для выполнения экспериментов и исследований. При решении частной задачи — доставки на комплекс «Мир» выносной двигательной установки — в результате доработки базового ГТК была создана новая модификация корабля «Прогресс М-14» (август 1991 г.), обеспечивающего транспортировку крупногабаритных конструкций и оборудования, размещаемых затем на внешней поверхности станции.
На ГТК «Прогресс М-15» (1992 г.) был выполнен эксперимент «Знамя-2» по раскрытию крупногабаритного тонкопленочного отражателя.
При стыковке «Прогресс М-24» (1994 г.) впервые был успешно использован режим телеоператорного режима управления, с помощью которого космонавты, находящиеся в орбитальном комплексе, провели стыковку вручную (аппаратура телеоператорной системы управления устанавливался на ГТК, начиная с «Прогресс М-15»).
Девять кораблей «Прогресс М» были оснащены баллистической возвращаемой капсулой.
Использованные источники:
1. 35 лет международным пилотируемым полетам к орбитальным космическим станциям [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://gagarin.energia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=110:35-&catid=5:2011-10-25-09-30-46&Itemid=&lang=ru
2. Транспортные грузовые космические корабли «Прогресс» [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.sovkos.ru/cosmicheskie-apparaty/kosmicheskie-korabli-progress.html
3. Прогресс (космический корабль) Материал из Википедии [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org