ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ЧЕЛОМЕЙ
Челомей Владимир Николаевич – Генеральный конструктор ракетно-космической техники, академик АН СССР.
Родился 30 июня 1914 года в городке Седлец Привисленского края (ныне территория Польши) в 70 километрах от Варшавы в семье учителей. Вскоре семья переехала в город Полтаву (Украина), подальше от района боевых действий в начавшейся Первой мировой войне.
В 1926 году семья переехала в Киев, где В. Н. Челомей продолжил учебу в семилетней трудовой школе. В 1929 году после окончания школы поступил в Киевский автомобильный техникум; в 1932 году, закончив техникум, поступил на авиационный факультет Киевского политехнического института (в 1933 году на базе этого факультета был создан Киевский авиационный институт).
В 1932 г. Владимир поступает на авиационный факультет Киевского политехнического института. С первого курса он совмещает учебу с работой техником-конструктором в филиале НИИ Гражданского воздушного флота, кроме того, посещает лекции по математике в Киевском государственном университете. В Академии наук УССР прослушал курс лекций по механике и математике итальянского ученого Т. Леви-Чевита. Любимой дисциплиной юноши становится механика, особенно ее раздел «Теория колебаний», которой он занимался всю свою жизнь. В студенческие годы Владимир Николаевич общался с выдающимися учеными: академиком Д. А. Граве, известным своими трудами по алгебре, прикладной математике и механике; крупным специалистом по нелинейной механике и численным методам академиком Н. М. Крыловым. В 1936 г. В. Н. Челомей, еще студент, опубликовал свою первую работу — «Векторное исчисление» — краткий курс векторного анализа, содержащий интересные приложения для решения задач механики. Институт откомандировал выдающегося студента для чтения лекций. В частности, осенью того же года Владимир Николаевич прочитал курс лекций по вопросам динамики конструкций для инженеров завода им. П. И. Баранова (г. Запорожье). По его рекомендациям устранены вибрации в узлах двигателей, которые выпускал этот завод.
Проходя практику на Запорожском моторостроительном заводе, он «…выполнил большую расчетно-исследовательскую работу по крутильным колебаниям авиамоторов» и «…проявил особо высокую теоретическую и инженерную подготовку» (справка Запорожского завода). Эта и другие работы Челомея позволяли выяснять причины отказов авиадвигателей. Уже тогда у него возник замысел пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, и он, получив разрешение, проводил на оборудовании завода опыты в интересах его разработки и создания.
На заводе он прочел большой 70-часовой курс лекций по теории колебаний инженерам завода. По отзыву академика Л. И. Седова, многие теоретические результаты, изложенные в этих лекциях, для того времени были новыми и в дальнейшем вошли в учебники и специальные справочники.
В 1937 году В. Н. Челомей на год раньше с отличием окончил Киевский авиационный институт. Дипломная работа на тему «Колебания в авиационных двигателях» была защищена блестяще и признана Ученым советом выдающейся, на уровне кандидатской диссертации.
После окончания института работал в Институте математики АН УССР и учился в аспирантуре. В 1939 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций».
Научные интересы В. Н. Челомея сосредоточились на исследовании динамической устойчивости упругих систем. В ходе этих исследований он получил важные теоретические результаты, нашедшие применение в практике, – предложенный им метод определения продольных, поперечных и крутильных колебаний упругих систем. Этот метод позволяет создать универсальную вычислительную программу для ЭВМ и широко применяется и сейчас.
В 1940 г. в числе 50 лучших молодых ученых СССР его принимают в специальную докторантуру при АН СССР. Тема диссертации: «Динамическая устойчивость и прочность упругой цепи авиационного двигателя», но война перечеркнула все.
С первых дней войны В. Н. Челомей работает в Центральном институте авиационного моторостроения им. П. И. Баранова. Владимира Николаевича назначают начальником отдела, занимающегося разработкой пульсирующих воздушно-реактивных двигателей (машина периодического действия, работающая без компрессора при повышенном давлении воздушного потока). Отдел организован по его инициативе.
Приказ Наркомата авиационной промышленности от 19 сентября 1944 года о назначении В. Н. Челомея Главным конструктором и директором опытного авиационного завода № 51 положил начало созданию новой организации, со своей тематикой, своими задачами, принципами и методами работы, которые привил коллективу его главный конструктор.
К началу 1945 года в КБ ученым был создан самолет-снаряд 10Х. В 1948 году закончились его испытания, но на вооружение он не был принят из-за неудовлетворительных тактико-технических характеристик. В. Н. Челомей на некоторое время отошел от практической конструкторской работы, занимался наукой и преподаванием, однако тематику крылатых ракет (так стали называть самолеты-снаряды) не оставил.
Разработками В. Н. Челомея заинтересовалось командование ВМФ, и в июне 1954 года в подмосковном Тушино на моторном заводе № 500 была создана специальная конструкторская группа по проектированию крылатой ракеты второго поколения. В этой ракете реализовывались новые идеи ученого: во-первых, ракета помещалась в транспортно-пусковом контейнере, закрытом герметичной крышкой; во-вторых, крылья ракеты в контейнере находились в сложенном положении и раскрывались после старта; в-третьих, применялся пороховой ускоритель для вывода ракеты из контейнера. Реализация этих идей позволила опередить США в вопросе вооружения подводных лодок.
В 1955 году В. Н. Челомею был передан механический завод в городе Реутове под Москвой, где было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности. Челомей сумел создать на предприятии сплоченный и эффективно работающий творческий коллектив, что было важным достижением, обеспечившим дальнейшие успехи. За короткое время под его руководством КБ выросло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию.
В 1956 г. он указал на практическую возможность повышения устойчивости упругих и жидкостных систем с помощью высокочастотных вибраций. Это исследование получило позже обширное теоретическое развитие и практические применения; в 1958 г. разработал нелинейную теорию статической и динамической устойчивости гидравлических и пневматических золотниковых сервомеханизмов. Эту теорию В. Н. Челомей подтвердил специальными экспериментами.
В 1958 г. В. Н. Челомея избрали членом-корреспондентом АН СССР, а в 1962 г. — действительным членом АН СССР по специальности «механика». Как отмечает в своих воспоминаниях академик А. А. Дородницын, «теоретический багаж у В. Н. Челомея был выше, чем у остальных конструкторов… он был большим авторитетом и в академической среде. Он решал не только технические задачи, но и научные проблемы. В. Н. Челомей был ближе к аэродинамике. Его работы отличались лучшими аэродинамическими свойствами. Он также первый преодолел страх перед автоматикой. У него автоматически раскрывались крылья еще на крылатой ракете. Он не боялся практически применять те возможности автоматики, которые пока были известны лишь теоретически. У него чутье на все новое».
В 1963 г. по представлению академика М. В. Келдыша В. Н. Челомей избирается членом Президиума АН СССР. Академик Л. И. Седов, представляя В. Н. Челомея в академики, в своем отзыве отмечал, что научные и конструкторские работы В. Н. Челомея представляют…начало целой серии новых изысканий в области упругих систем, имеющих крупнейшее прикладное значение… В. Н. Челомей впервые создал теорию расчета винтовых пружин различной формы на устойчивость и колебания… его работы получили дальнейшее развитие и крупное прикладное значение в области автоматического управления. Он — автор разнообразных типов конструкций, многих принципиально новых изобретений в мировой технике, имеющих важное значение для обороны страны. В. Н. Челомею принадлежит создание первого ракетного старта крылатых беспилотных объектов. Такой старт теперь является общепринятым в мировой ракетной технике.
Челомей и Келдыш
19 июля 1963 г. Президиум АН СССР в Постановлении за подписью президента АН СССР постановил, что «академики С. П. Королев и В. Н. Челомей осуществляют общее руководство разработкой научных проблем по новой технике». В начале 1958 г., как пишет в своей книге С. Н. Хрущев, его учитель по МВТУ профессор Л. И. Ткачев, зная увлечение С. Н. Хрущева флотом, повез его к В. Н. Челомею — главному конструктору ракетного вооружения подводных лодок. Вначале конструкторское бюро Челомея выглядело весьма скромно, «небольшой трехэтажный цех с пристроенным к одной стене так называемыми бытовками, рядом помещение, похожее на сарай. Там размещался сборочный цех — святая святых конструкторского бюро. Территорию окружал деревянный забор… в ворота пропускали беспрепятственно, без пропусков. Кабинет В. Н. Челомея невелик, на счету каждый сантиметр, на стенах красочные плакаты — невиданные подводные лодки с какими-то трубами, из труб вылетают ракеты с маленькими, сильно скошенными назад крылышками».
Далее В. Н. Челомей продемонстрировал плексигласовый цилиндр на невысокой подставке и ракету с плотно прижатыми к туловищу крылышками и подчеркнул преимущество крылатых ракет, которые тогда называли самолеты-снаряды. За счет подъемной силы крыльев они способны при значительно меньшем весе нести более тяжелый груз. Рассказал о ФАУ-1, американских «Матадорах», «Регулусах». Изобретения В. Н. Челомея в то время поддерживали моряки.
На этом этапе к 1965 г. реализованы основные проекты ракетных комплексов, а П-6, П-35, «Аметист», «Малахит», П-7, «Базальт» и ряд других сдаются на вооружение или находятся в стадии летных испытаний. За эти работы, имеющие характер национальных программ, в 1959 г. и 1963 г. предприятие награждается орденами Ленина и Трудового Красного Знамени;
— создание систем управляемых КА, начало разработки пилотируемых кораблей и станций;
— создание баллистических ракет и ракет-носителей. В короткие сроки путь от проектов до летных испытаний проходят ампулизированная баллистическая ракета УР-100 (SS-11), поставляемая с завода в контейнере, и универсальные ракеты УР-200 и УР-500, которые могли использоваться и как боевые, и как ракеты-носители.
Обсуждение новых проектов ракетного оружия. В нижнем ряду — генеральный конструктор В. Н. Челомей, министр общего машиностроения С. А. Афанасьев и главнокомандующий ВМФ С. Г. Горшков
Сейчас кажется невероятным, но от аванпроекта в 1961 г. до запуска первого в мире маневрирующего спутника «Полет» (прототип истребителя спутников, ИС), с совершенно новой системой управления академика А. Расплетина и главного конструктора А. Савина и новыми двигательными установками ОКБ-52 и КБ Туманского, в ноябре 1963 г. прошло чуть больше двух лет! А в 1965 г. — запуск первого в мире тяжелого ИСЗ «Протон» ракетой нового класса УР-500.
Этап 1966–1978 гг. связан с реализацией проектов ракетно-космических систем и баллистических ракет стратегического назначения. Именно в эти годы получила путевку в жизнь тяжелая РН УР-500К, которая вывела 16 ноября 1968 г. автоматическую научную станцию «Протон-4» массой 17 т. Названная именем этого спутника, ракета «Протон» и сегодня надежно служит делу освоения космического пространства.
Разработкой ракетно-космического комплекса «Алмаз», начатой в 1965 г., была заложена основа семейства орбитальных пилотируемых станций (ОПС). В 1973 г. была запущена станция «Алмаз» (ОПС-1) под названием «Салют-2», в 1974 г. – ОПС-2 «Салют-3», на которой нес вахту экипаж Павла Поповича и Юрия Артюхина. В 1976 г. была запущена ОПС-3 «Салют-5», на которой 49 суток проработали космонавты Борис Волынов и Виталий Жолобов, а затем, в 1977 г. – Виктор Горбатко и Юрий Глазков. По оценке В. Н. Челомея, комплекс задач в этом полете был наиболее сложным, а уровень работы именно последнего экипажа стал эталонным для тех, кто в дальнейшем готовился к полетам.
Ракетные академики Макеев и Челомей
С 1978 г. предприятие вытесняется руководством ВПК из пилотируемой программы Советского Союза. Но богатое наследство комплекса «Алмаз» продолжало жить в пилотируемых и беспилотных станциях, кто бы их ни строил. Известно, что все станции «Салют» и «Мир» ведут свое начало от ОПС «Алмаз», тяжелый транспортный корабль ТКС с возвращаемым аппаратом, разработанные для комплекса «Алмаз», летали в составе станций «Салют-6», -7, а модули комплекса «Мир» также созданы на базе ТКС. Задел комплекса «Алмаз» служит и в проекте Международной космической станции.
В 1983 году принимается на вооружение противокорабельная крылатая ракета П-700 «Гранит». Комплекс «Гранит» обладал рядом качественно новых свойств. Впервые была создана ракета большой дальности стрельбы с автономной системой управления. Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяло успешно разбираться в сложной помехой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. В ракете воплотился богатый опыт НПО по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета — один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Система управления ракетами выполняла функции распределения и классификации целей по важности, выбора тактики атаки и плана её проведения. Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной группировки.
Челомей, министр общемаша Афанасьев и Главком ВМФ Горшков с группой офицеров обсуждают вопросы ракетного вооружения флота
Ни в одной из предыдущих крылатых ракет, созданных в НПО машиностроения, не было сконцентрировано и успешно реализовано столь много новых сложнейших задач, как в ракете «Гранит». Ракеты нового универсального ракетного комплекса третьего поколения «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 километров, обычную или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука.
8 декабря 1984 г. В. Н. Челомея не стало. Он ушел из жизни полный идей и творческих планов.
Семейный склеп Челомеев на Новодевичьем кладбище
Его именем названы улицы в городе Москве и в городе Реутов (Московская область), а также малая планета солнечной системы, зарегистрированная в международном каталоге под номером 8608 и названная «Челомей».
Бюст Челомея во дворе школы на Байконуре
Бюсты академика В. Н. Челомея установлены в Москве возле МГТУ имени Н. Э. Баумана и в Байконуре, а также в городе Байконур в честь академика назван Международный Космический лицей «им. В. Н. Челомея». Установлены мемориальные доски в Киеве на доме, где он жил и на здании Киевского института инженеров гражданской авиации (ныне Национальный авиационный университет), в Полтаве на здании школы № 10, в которой он учился. На территории НПО машиностроения создан мемориальный кабинет Героя. В Полтавском музее авиации и космонавтики открыт мемориальный зал В. Н. Челомея. Учреждена медаль имени Челомея, которой отмечаются деятели науки техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники. В 2000 году создан союз ученых и инженеров имени академика Владимира Николаевича Челомея.
Награды:
— Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963).
— Лауреат Ленинской премии (1959) и трёх Государственных премий (1967, 1974, 1982).
Источники:
1. http://epizodsspace.airbase.ru
2. http://loveoda.narod.ru
3. http://www.famhist.ru
4. http://www.warheroes.ru
5. http://www.marsiada.ru
6. http://revolution.allbest.ru