Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ЧЕЛОМЕЙ

     Челомей Владимир Николаевич – Генеральный конструктор ракетно-космической техники, академик АН СССР.
     Родился 30 июня 1914 года в городке Седлец Привисленского края (ныне территория Польши) в 70 километрах от Варшавы в семье учителей. Вскоре семья переехала в город Полтаву (Украина), подальше от района боевых действий в начавшейся Первой мировой войне.
     В 1926 году семья переехала в Киев, где В. Н. Челомей продолжил учебу в семилетней трудовой школе. В 1929 году после окончания школы поступил в Киевский автомобильный техникум; в 1932 году, закончив техникум, поступил на авиационный факультет Киевского политехнического института (в 1933 году на базе этого факультета был создан Киевский авиационный институт).
     В 1932 г. Владимир поступает на авиационный факультет Киевского политехнического института. С первого курса он совмещает учебу с работой техником-конструктором в филиале НИИ Гражданского воздушного флота, кроме того, посещает лекции по математике в Киевском государственном университете. В Академии наук УССР прослушал курс лекций по механике и математике итальянского ученого Т. Леви-Чевита. Любимой дисциплиной юноши становится механика, особенно ее раздел «Теория колебаний», которой он занимался всю свою жизнь. В студенческие годы Владимир Николаевич общался с выдающимися учеными: академиком Д. А. Граве, известным своими трудами по алгебре, прикладной математике и механике; крупным специалистом по нелинейной механике и численным методам академиком Н. М. Крыловым. В 1936 г. В. Н. Челомей, еще студент, опубликовал свою первую работу — «Векторное исчисление» — краткий курс векторного анализа, содержащий интересные приложения для решения задач механики. Институт откомандировал выдающегося студента для чтения лекций. В частности, осенью того же года Владимир Николаевич прочитал курс лекций по вопросам динамики конструкций для инженеров завода им. П. И. Баранова (г. Запорожье). По его рекомендациям устранены вибрации в узлах двигателей, которые выпускал этот завод.
     Проходя практику на Запорожском моторостроительном заводе, он «…выполнил большую расчетно-исследовательскую работу по крутильным колебаниям авиамоторов» и «…проявил особо высокую теоретическую и инженерную подготовку» (справка Запорожского завода). Эта и другие работы Челомея позволяли выяснять причины отказов авиадвигателей. Уже тогда у него возник замысел пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, и он, получив разрешение, проводил на оборудовании завода опыты в интересах его разработки и создания.

     На заводе он прочел большой 70-часовой курс лекций по теории колебаний инженерам завода. По отзыву академика Л. И. Седова, многие теоретические результаты, изложенные в этих лекциях, для того времени были новыми и в дальнейшем вошли в учебники и специальные справочники.
     В 1937 году В. Н. Челомей на год раньше с отличием окончил Киевский авиационный институт. Дипломная работа на тему «Колебания в авиационных двигателях» была защищена блестяще и признана Ученым советом выдающейся, на уровне кандидатской диссертации.
     После окончания института работал в Институте математики АН УССР и учился в аспирантуре. В 1939 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций».
     Научные интересы В. Н. Челомея сосредоточились на исследовании динамической устойчивости упругих систем. В ходе этих исследований он получил важные теоретические результаты, нашедшие применение в практике, – предложенный им метод определения продольных, поперечных и крутильных колебаний упругих систем. Этот метод позволяет создать универсальную вычислительную программу для ЭВМ и широко применяется и сейчас.
     В 1940 г. в числе 50 лучших молодых ученых СССР его принимают в специальную докторантуру при АН СССР. Тема диссертации: «Динамическая устойчивость и прочность упругой цепи авиационного двигателя», но война перечеркнула все.
     С первых дней войны В. Н. Челомей работает в Центральном институте авиационного моторостроения им. П. И. Баранова. Владимира Николаевича назначают начальником отдела, занимающегося разработкой пульсирующих воздушно-реактивных двигателей (машина периодического действия, работающая без компрессора при повышенном давлении воздушного потока). Отдел организован по его инициативе.
     Приказ Наркомата авиационной промышленности от 19 сентября 1944 года о назначении В. Н. Челомея Главным конструктором и директором опытного авиационного завода № 51 положил начало созданию новой организации, со своей тематикой, своими задачами, принципами и методами работы, которые привил коллективу его главный конструктор.
     К началу 1945 года в КБ ученым был создан самолет-снаряд 10Х. В 1948 году закончились его испытания, но на вооружение он не был принят из-за неудовлетворительных тактико-технических характеристик. В. Н. Челомей на некоторое время отошел от практической конструкторской работы, занимался наукой и преподаванием, однако тематику крылатых ракет (так стали называть самолеты-снаряды) не оставил.
     Разработками В. Н. Челомея заинтересовалось командование ВМФ, и в июне 1954 года в подмосковном Тушино на моторном заводе № 500 была создана специальная конструкторская группа по проектированию крылатой ракеты второго поколения. В этой ракете реализовывались новые идеи ученого: во-первых, ракета помещалась в транспортно-пусковом контейнере, закрытом герметичной крышкой; во-вторых, крылья ракеты в контейнере находились в сложенном положении и раскрывались после старта; в-третьих, применялся пороховой ускоритель для вывода ракеты из контейнера. Реализация этих идей позволила опередить США в вопросе вооружения подводных лодок.
     В 1955 году В. Н. Челомею был передан механический завод в городе Реутове под Москвой, где было создано ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности. Челомей сумел создать на предприятии сплоченный и эффективно работающий творческий коллектив, что было важным достижением, обеспечившим дальнейшие успехи. За короткое время под его руководством КБ выросло и превратилось в мощную научно-конструкторскую организацию.
     В 1956 г. он указал на практическую возможность повышения устойчивости упругих и жидкостных систем с помощью высокочастотных вибраций. Это исследование получило позже обширное теоретическое развитие и практические применения; в 1958 г. разработал нелинейную теорию статической и динамической устойчивости гидравлических и пневматических золотниковых сервомеханизмов. Эту теорию В. Н. Челомей подтвердил специальными экспериментами.
     В 1958 г. В. Н. Челомея избрали членом-корреспондентом АН СССР, а в 1962 г. — действительным членом АН СССР по специальности «механика». Как отмечает в своих воспоминаниях академик А. А. Дородницын, «теоретический багаж у В. Н. Челомея был выше, чем у остальных конструкторов… он был большим авторитетом и в академической среде. Он решал не только технические задачи, но и научные проблемы. В. Н. Челомей был ближе к аэродинамике. Его работы отличались лучшими аэродинамическими свойствами. Он также первый преодолел страх перед автоматикой. У него автоматически раскрывались крылья еще на крылатой ракете. Он не боялся практически применять те возможности автоматики, которые пока были известны лишь теоретически. У него чутье на все новое».
     В 1963 г. по представлению академика М. В. Келдыша В. Н. Челомей избирается членом Президиума АН СССР. Академик Л. И. Седов, представляя В. Н. Челомея в академики, в своем отзыве отмечал, что научные и конструкторские работы В. Н. Челомея представляют…начало целой серии новых изысканий в области упругих систем, имеющих крупнейшее прикладное значение… В. Н. Челомей впервые создал теорию расчета винтовых пружин различной формы на устойчивость и колебания… его работы получили дальнейшее развитие и крупное прикладное значение в области автоматического управления. Он — автор разнообразных типов конструкций, многих принципиально новых изобретений в мировой технике, имеющих важное значение для обороны страны. В. Н. Челомею принадлежит создание первого ракетного старта крылатых беспилотных объектов. Такой старт теперь является общепринятым в мировой ракетной технике.

Челомей и Келдыш

     19 июля 1963 г. Президиум АН СССР в Постановлении за подписью президента АН СССР постановил, что «академики С. П. Королев и В. Н. Челомей осуществляют общее руководство разработкой научных проблем по новой технике». В начале 1958 г., как пишет в своей книге С. Н. Хрущев, его учитель по МВТУ профессор Л. И. Ткачев, зная увлечение С. Н. Хрущева флотом, повез его к В. Н. Челомею — главному конструктору ракетного вооружения подводных лодок. Вначале конструкторское бюро Челомея выглядело весьма скромно, «небольшой трехэтажный цех с пристроенным к одной стене так называемыми бытовками, рядом помещение, похожее на сарай. Там размещался сборочный цех — святая святых конструкторского бюро. Территорию окружал деревянный забор… в ворота пропускали беспрепятственно, без пропусков. Кабинет В. Н. Челомея невелик, на счету каждый сантиметр, на стенах красочные плакаты — невиданные подводные лодки с какими-то трубами, из труб вылетают ракеты с маленькими, сильно скошенными назад крылышками».
     Далее В. Н. Челомей продемонстрировал плексигласовый цилиндр на невысокой подставке и ракету с плотно прижатыми к туловищу крылышками и подчеркнул преимущество крылатых ракет, которые тогда называли самолеты-снаряды. За счет подъемной силы крыльев они способны при значительно меньшем весе нести более тяжелый груз. Рассказал о ФАУ-1, американских «Матадорах», «Регулусах». Изобретения В. Н. Челомея в то время поддерживали моряки.
     На этом этапе к 1965 г. реализованы основные проекты ракетных комплексов, а П-6, П-35, «Аметист», «Малахит», П-7, «Базальт» и ряд других сдаются на вооружение или находятся в стадии летных испытаний. За эти работы, имеющие характер национальных программ, в 1959 г. и 1963 г. предприятие награждается орденами Ленина и Трудового Красного Знамени;
  — создание систем управляемых КА, начало разработки пилотируемых кораблей и станций;
  — создание баллистических ракет и ракет-носителей. В короткие сроки путь от проектов до летных испытаний проходят ампулизированная баллистическая ракета УР-100 (SS-11), поставляемая с завода в контейнере, и универсальные ракеты УР-200 и УР-500, которые могли использоваться и как боевые, и как ракеты-носители.
     Обсуждение новых проектов ракетного оружия. В нижнем ряду — генеральный конструктор В. Н. Челомей, министр общего машиностроения С. А. Афанасьев и главнокомандующий ВМФ С. Г. Горшков
     Сейчас кажется невероятным, но от аванпроекта в 1961 г. до запуска первого в мире маневрирующего спутника «Полет» (прототип истребителя спутников, ИС), с совершенно новой системой управления академика А. Расплетина и главного конструктора А. Савина и новыми двигательными установками ОКБ-52 и КБ Туманского, в ноябре 1963 г. прошло чуть больше двух лет! А в 1965 г. — запуск первого в мире тяжелого ИСЗ «Протон» ракетой нового класса УР-500.
     Этап 1966–1978 гг. связан с реализацией проектов ракетно-космических систем и баллистических ракет стратегического назначения. Именно в эти годы получила путевку в жизнь тяжелая РН УР-500К, которая вывела 16 ноября 1968 г. автоматическую научную станцию «Протон-4» массой 17 т. Названная именем этого спутника, ракета «Протон» и сегодня надежно служит делу освоения космического пространства.
     Разработкой ракетно-космического комплекса «Алмаз», начатой в 1965 г., была заложена основа семейства орбитальных пилотируемых станций (ОПС). В 1973 г. была запущена станция «Алмаз» (ОПС-1) под названием «Салют-2», в 1974 г. – ОПС-2 «Салют-3», на которой нес вахту экипаж Павла Поповича и Юрия Артюхина. В 1976 г. была запущена ОПС-3 «Салют-5», на которой 49 суток проработали космонавты Борис Волынов и Виталий Жолобов, а затем, в 1977 г. – Виктор Горбатко и Юрий Глазков. По оценке В. Н. Челомея, комплекс задач в этом полете был наиболее сложным, а уровень работы именно последнего экипажа стал эталонным для тех, кто в дальнейшем готовился к полетам.

Ракетные академики Макеев и Челомей

     С 1978 г. предприятие вытесняется руководством ВПК из пилотируемой программы Советского Союза. Но богатое наследство комплекса «Алмаз» продолжало жить в пилотируемых и беспилотных станциях, кто бы их ни строил. Известно, что все станции «Салют» и «Мир» ведут свое начало от ОПС «Алмаз», тяжелый транспортный корабль ТКС с возвращаемым аппаратом, разработанные для комплекса «Алмаз», летали в составе станций «Салют-6», -7, а модули комплекса «Мир» также созданы на базе ТКС. Задел комплекса «Алмаз» служит и в проекте Международной космической станции.
     В 1983 году принимается на вооружение противокорабельная крылатая ракета П-700 «Гранит». Комплекс «Гранит» обладал рядом качественно новых свойств. Впервые была создана ракета большой дальности стрельбы с автономной системой управления. Бортовая система управления строилась на основе мощной трехпроцессорной вычислительной машины с использованием нескольких информационных каналов, что позволяло успешно разбираться в сложной помехой обстановке и выделять истинные цели на фоне любых помех. В ракете воплотился богатый опыт НПО по созданию электронных систем искусственного интеллекта, позволяющий действовать против одиночного корабля по принципу «одна ракета — один корабль» или «стаей» против ордера кораблей. Система управления ракетами выполняла функции распределения и классификации целей по важности, выбора тактики атаки и плана её проведения. Возможность маневрирования ракет позволила реализовать рациональный боевой порядок их в залпе с наиболее эффективной формой траектории. Это обеспечило успешное преодоление огневого противодействия сильной корабельной группировки.

Челомей, министр общемаша Афанасьев и Главком ВМФ Горшков с группой офицеров обсуждают вопросы ракетного вооружения флота

     Ни в одной из предыдущих крылатых ракет, созданных в НПО машиностроения, не было сконцентрировано и успешно реализовано столь много новых сложнейших задач, как в ракете «Гранит». Ракеты нового универсального ракетного комплекса третьего поколения «Гранит» имели как подводный, так и надводный старт, дальность стрельбы 550 километров, обычную или ядерную боевую часть, несколько гибких адаптивных траекторий (в зависимости от оперативной и тактической обстановки в морском и воздушном пространстве района операции), скорость полета в 2,5 раза больше скорости звука.
     8 декабря 1984 г. В. Н. Челомея не стало. Он ушел из жизни полный идей и творческих планов.

Семейный склеп Челомеев на Новодевичьем кладбище

     Его именем названы улицы в городе Москве и в городе Реутов (Московская область), а также малая планета солнечной системы, зарегистрированная в международном каталоге под номером 8608 и названная «Челомей».

Бюст Челомея во дворе школы на Байконуре

     Бюсты академика В. Н. Челомея установлены в Москве возле МГТУ имени Н. Э. Баумана и в Байконуре, а также в городе Байконур в честь академика назван Международный Космический лицей «им. В. Н. Челомея». Установлены мемориальные доски в Киеве на доме, где он жил и на здании Киевского института инженеров гражданской авиации (ныне Национальный авиационный университет), в Полтаве на здании школы № 10, в которой он учился. На территории НПО машиностроения создан мемориальный кабинет Героя. В Полтавском музее авиации и космонавтики открыт мемориальный зал В. Н. Челомея. Учреждена медаль имени Челомея, которой отмечаются деятели науки техники за выдающиеся работы в области ракетно-космической техники. В 2000 году создан союз ученых и инженеров имени академика Владимира Николаевича Челомея.

Награды:

— Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963).
— Лауреат Ленинской премии (1959) и трёх Государственных премий (1967, 1974, 1982).

Источники:

1. http://epizodsspace.airbase.ru
2. http://loveoda.narod.ru
3. http://www.famhist.ru
4. http://www.warheroes.ru
5. http://www.marsiada.ru
6. http://revolution.allbest.ru

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL