Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ С. ЧАЛТЫРЬ

ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ УЛИЦЫ С. ЧАЛТЫРЬ

     Исследовательская работа: в рамках профессионально- творческого конкурса среди муниципальных библиотек Мясниковского района «Край, в котором ты живёшь…» 230-летию переселения армян с Крыма на Дон и образованию армянских поселений на Дону).

Содержание

Введение
1. «Дней прошлых гордые следы» (из истории переселения армян на Дон)
2. Из истории с. Чалтырь
3. Планировка и создание улиц
4. Их именами названы улицы
4.1. Мясникяна, улица
4.2. Лукашина, улица
4.3. Налбандяна, улица
4.4. Сарьяна, улица
4.5.  Патканяна, улица
4.6. Шагиняна, улица
4.7. Тащияна, улица
4.8. Гайламазяна, улица
4.9. Кристостуряна, улица
4.10. Хояняна, улица 
Список литературы

5. Материал из архивного сектора Администрации Мясниковского р-на Ростовской области (приложения).
6. Краеведческая работа МЦБ:
a. план работы на 2009 г.
b. книжные выставки
c. уроки краеведения (фото, сценарии)
d. издательская деятельность

Введение

     Любовь к своей Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, селу, улице, переулку, дому.
     Человеку, прожившему на одном месте, одной улице, от рождения до седых волос, от первых своих шагов до первого шага своих детей, до боли родны и знакомы трещины ее тротуаров или камни ее мостовой. Дорога, по которой ступали ноги предков, и которой сам прошел, падал, расшибаясь в детстве, укрепляет поступь в юности и придает в зрелые годы уверенность – это правильная дорога. Дорога детства, дорога в отчий дом.
     Как из маленьких ручейков начинается большая полноводная река, так и Чалтырь складывался из улиц, на которых живут из поколения в поколение наши односельчане.
     Многие улицы Чалтыря названы именами людей, оставивших след в истории села, района. Кто эти люди? Как эти улицы создавались? Как изменилось и выросло вместе с ними наше село?

Дней прошлых гордые следы

В российской ковыльной степи
Нашли мои предки пристанище,
Царицын указ закрепил
За ними и земли и пастбища.

. Наирьян)

     История возникновения армянских поселений на донской земле полна драматических  событий и уходит в далекое прошлое…
     Являясь выходцами из города Ани – богатой и цветущей столицы средневековой Армении, предки донских армян, испытав на себе все тяготы иноземных завоеваний, вынуждены были постоянно искать пристанище в чужих краях. Прожив более четырех столетий в окружении иноязычного населения Крымского полуострова, армяне сохранили свой язык и свою культуру.

     230 лет насчитывает история армянских поселений на Дону. Переселенные по Указу Екатерины II в 1779 году армяне с Крыма на Дон, образовали рядом с крепостью Дмитрия Ростовского армянскую колонию с центром город Нор-Нахичевань. Сельское население выходцев из Крыма обосновалось в окрестностях города, образовав, пять селений: Чалтырь, Крым (Топти), Большие Салы (Мец-Сала), Султан Салы и Несветай.  После трудного, полного лишений переселения 12598 армян на Дон, им предстояло выдержать нелегкое испытание – встать на ноги на Новой земле, обжить и обустроить ее.
     Планировка Нахичевани, построенной армянами в кратчайший срок, — пример градостроительства конца ХУ111 века, на юге России, заслуживающий особого внимания. В отличие от других поселений Новороссийского края, город в результате энергичной деятельности местного самоуправления и активности армян- переселенцев впервые же годы своего существования приобрел благоустроенный вид, что отмечалось в русской и зарубежной печати конца XVIII – середины XIX веков. Вплоть до начала XX века планировка, застройка и благоустройство Нахичевани непрерывно улучшались.

 

     Планировка армянских селений, расположенных в благоприятных природных условиях, была выполнена столь же рационально, как и в Нахичевани.
     Застройка армянских селений началась с весны 1780 года, сразу после прибытия  армянских переселенцев с Крымского полуострова на отведенные им места поселения. Армянские селения строились одновременно. Судя по тому, что существующая их планировка в определенной степени является подобием прямоугольной планировки города, они  застраивались не стихийно, а по заранее начертанным эскизным проектам, выполненным предположительно помощниками И. Е. Старова. Кварталы делились на относительно прямоугольные участки, размеры которых не были строго регламентированы и определялись в зависимости от состава семьи и ее материальных возможностей.

Чалтырь

На свете я не знаю краше сел,
Меня всегда родимое влекло.
Ты –  словно улей, полный дружных пчел,
Мой Чалтырь – благодатное село

. Наирьян)

     Переселенцы их Крымского села Орталанк основали село Чалтырь. Выбор места для его строительства определился не только близостью к крепости Дмитрия Ростовского,  но и тем, что здесь пролегал большой Бахмутский торговый путь из Приднестровья к устью Дона. Особое значение в выборе места для будущего селения имел и родник. Он сохранился, и, кажется, за двести с лишним лет не стал менее полноводным. Называется он Мец – Чорвах, то есть, Большой родник. У берегов речки Чалтырь имелись  залежи камня. Есть камни, глина, вода. Что еще надо?  И армяне, потомственные строители, начали возводить дома.

     Документальных письменных сведений и изображений жилых домов первых лет основания армянских селений на Дону не имеется, видимо потому, что они, как правило, возводились хозяевами без предварительного начертанного проекта.

     Судя по тому, что в 1780–1782 гг.  ростовский купец-подрядчик строил не только для городских, но и для сельских жителей деревянные дома и землянки, надо полагать, что они в большинстве своем были типовыми. Несомненно, сельские жилые дома были более простыми, чем городские. Главным сооружением усадьбы был, как и в городе, жилой дом, вокруг или в удалении  — подсобные и хозяйственные строения. Учитывалось занятие крестьян хлебопашеством или скотоводством, требовавших на усадьбе гумна или просторного хлева. С распадом большой патриархальной семьи и выделением молодоженов, крупные участки делились на более мелкие, что придавало им форму вытянутых в глубину кварталов, прямоугольников. Типовой планировки сельской усадьбы не существовало, и каждый хозяин располагал строения по своему усмотрению. Обязательными были жилой дом, общий или  раздельный для лошадей и коров хлев – «аран»,  сарай для половы и сена, курятник  — «комес», навес для  орудий производства, площадка для молотьбы зерна – собственное небольшое гумно, и зернохранилище в виде обмазанной глиной ямы глубиной 3–4 м., при диаметре 2-2,5м. Многие  хозяйства имели подвалы  для хранения овощей на зиму, а у хозяйки  своя печь – «пур» во дворе для выпечки хлеба.

     В некоторых сельских усадьбах имелись кузницы. Крупных сельских площадей административного и торгового назначения не существовало. В случае необходимости население собиралось зазывалами на сходку в центре села, возле церквей, на специальное место, называемое «сборни», реже на улице или во дворе сельского старосты. В каждом селе были частные небольшие магазины с мелкими товарами. Имелись врачебные пункты с одним лекарем, занимавшие небольшие здания, располагавшиеся примерно в середине села, а также местные учреждения культуры. Кладбища помещались на окраинах села, на непригодных для использования под сельскохозяйственные культуры местах.
     Благоустройство армянских селений вплоть до 1920 годов находилось на низком уровне. Основой водоснабжения служили местные источники. В селах Крым и Чалтырь питьевую воду брали из вытекающих вблизи речек Озан и Мокрый Чалтырь, действующих и поныне родников, называемых населением «Мец Чорвах». По мере улучшения материального благосостояния, сельчане выкапывали на своих участках вблизи улиц колодцы глубиной от 13 до 23 м. По домам воду разносили женщины в ведре с коромыслом. Для обеспечения водой полевых станов копались так называемые степные колодцы-ямы – «апаны». На сельских окраинах устанавливались деревянные ветряные мельницы, просуществовавшие до 1930-х гг. Предусматривались также места для свалок – «чоплуг», куда свозили мусор и печную золу. Из перепрелого навоза домашнего скота женщины весной «резали» по форме больших кирпичей кизяк, который после сушки на воздухе складывали в кучи для использования зимой как топливо.

     О Чалтыре более подробно, чем о других поселениях, повествуют самые ранние документы.  Описание Чалтыря оставил посетивший его в 1793 году  естествоиспытатель, географ и путешественник, член Петербургской Академии наук  П. С. Паллас:
     «От Темерника по плоскогорью, приближаясь к Дону, мы приехали в Мокрый Чалтырь, около которого находится приходская армянская церковь: до этого места 25 верст. Эта слобода есть одна из пяти армянских колоний, основанных одновременно с Нахичеванью земледельцами, выселившимися из Крыма; она состоит из 90 домов, большая часть  которых построена из тесаного камня и глины; все они построены по тому же образцу, как строят в Крыму, а именно: прихожая с очагом, затем две очень чистеньких комнаты с низенькою лежанкою; на дворе расположены различные службы, как-то: кухни, погреба и прочее»
     Спустя 100 лет, через Чалтырь проезжал уже другой знаменитый человек – тогда еще юный Мартирос Сарьян. Художник в своих  воспоминаниях пишет:
     «Мы уже спускались к Чалтырю, который раскинулся на пологих берегах реки. Показались дома, окруженные  просторными дворами, гумна со скирдами пшеницы. Дома были обмазаны желтой глиной, а крыши покрыты черепицей или стриженым камышом».

Планировка и создание улиц с. Чалтырь

И строились церкви, дома
За улицей тесною – улица

     Улицам Чалтыря более двухсот лет. Как и другие армянские селения, Чалтырь строился по единому плану. Геометрическая сетка пересекающихся под прямыми углами улиц и переулков повторяла архитектурно-планировочную структуру города Нахичевани. Только, в отличие от городских, в Чалтыре линиями названы не продольные, а поперечные улицы.
     Все села были расположены на относительно ровных местах, имеющих небольшой уклон в сторону ближайших водных источников. Направление основных продольных улиц следует горизонталям рельефа местности. Исключение составляет планировка восточной стороны приречной части Чалтыря, где улицы, в зависимости от крутизны склона, имеют изломанную конфигурацию, характерную для горных селений, в частности, и Армении.
     Судя по выполненным в Советское время съемкам генеральных планов армянских селений, застройка улиц выполнялась недостаточно точно и, видимо, без архитектурного надзора. В подавляющем большинстве не выдержана ширина даже коротких улиц. В зависимости от численности жителей в начале ХХ века в Чалтыре было более 120 кварталов.
     Уличного освещения и канализации не существовало. В темные, особенно ненастные ночи сельские жители пользовались такими же, как и в городе, фонарями со свечой. Ливневые потоки стекали поверх улиц без всяких устройств по их уклону в речки. Улицы и сельские усадьбы не были озеленены. Садов и огородов почти не было. Приусадебный садик с маленьким огородом имели привилегированные сельчане: священники, учителя, хозяева мелких магазинов. Сельские улицы были лишены не только тротуаров, но и обычного твёрдого покрытия, которого не было даже на площадях вокруг церквей, не говоря уже о крестьянских дворах. В весеннюю и осеннюю непогоду по улицам сёл трудно было и проехать, и пройти, что нарушало нормальную повседневную жизнь сельчан.
     Сельские улицы наименований  не имели, и территория сел разделялась на районы – «таг», «магал». В Чалтыре и Крыму было 8-10 подобных районов. По мнению  Г. А. Поповяна, местного краеведа, жители называли некоторые улицы по определенному признаку, например, месту расположения, близости к балке, окраине, холму, источнику воды, церкви или по фамилии, а чаще, прозвищу, проживающего на ней известного человека. В селах, как и в городе, необходимость  в четкой системе нумерации домов не существовало, поскольку почтой пользовались считанные, хорошо известные населению лица – священники, учителя, старосты. Поэтому даже в начале ХХ века корреспонденция доходила по адресу с указанием селения и адресата. Только в 20 годы улицы получили наименования, а дома – нумерацию. Вот что вспоминает об этом учитель-пенсионер Г. Атоян:
     «Когда сейчас проходишь по широким, асфальтированным улицам села Чалтырь и видишь на каждом доме табличку с  номером и названием улицы, кажется, что так было всегда. Действительно, жители села уже сжились с названием улиц; молодому поколению, изучающему историю родного края, о многом говорят имена Мясникяна, Шаумяна, Лукашина, и подростки считают вполне естественным, что имена этих замечательных людей встречают их на каждом шагу.
     Лишь немногие старожилы района помнят о том, с каким трудом пробивал себе дорогу этот порядок; каких больших усилий он требовал, какие замечательные энтузиасты отдавали ему свою энергию и свое время.
     …Осенью 1922 года на улицах Чалтыря можно было частенько повстречать молодого мужчину, окруженного детьми. В руках у ребят были рулетки, один из них то и дело поглядывал на компас, другой держал длинную мерную линейку. Никто не обращал на них внимания: в годы послевоенной разрухи были дела у сельчан важнее, чем интересоваться странной группой и ее таинственными делами.
     Тогда в Чалтыре была лишь одна начальная школа. В ней учительствовал Татевос Галустович Шагинян, который был одним из первых секретарей сельской комсомольской ячейки. Это он вместе со своими учениками после уроков совершал планомерные обходы Чалтыря.
     …В это время село было разбито на восемь районов, которые служили единственным ориентиром: не было ни названий улиц, ни номеров на домах. Для того, чтобы почтальон мог доста¬вить письмо или газету адресату, он должен был знать лично всех, живущих в его районе.
     Если кто-то из сельчан замышлял строить дом, он ставил его, где придется, нимало не заботясь о планировке улицы.
     Т. Г. Шагинян решил создать план села, а затем дать названия улицам и пронумеровать дома. Учитель привлёк к осуществлению своей идеи школьников. Работа оказалась далеко не простой, потребовала много сил.
     Когда план был готов, Татевос Галустович попросил меня помочь в определении названий улиц. Прежде всего, на плане села появились улицы К. Маркса, Ленина, видных революционеров Мясникяна, Шаумяна, Лукашина, героя-милиционера Дабахяна, передовых армянских писателей: Абовяна, Налбандяна,  Туманяна.
     Улицу, по которой возили с полей зерно, назвали Урожайной. Там, где в 1920 году был собран особенно хороший урожай, пролегла Хлеборобная улица, по пути вступления Красной Армий в Чалтырь протянулась Красноармейская, улицу, на которой впервые возникла кооперативная лавка и на которой находились контора и магазин, мы назвали Кооперативной. Небольшая улица напротив тогдашнего сельсовета получила название Советской, другим улицам были даны названия Дачная, Скалистая. Луговая. Не забыли и улочку, на которой бил источник водой, считавшейся целебной. Её нарекли Салых-Су. Улица, ведущая в Ростов, должна была называться Ростовской. Карликовые улочки с несколькими домами на них окрестили тупиками. Их насчитали восемь.
     Только после этой предварительной работы энтузиасты, побывали в сельсовете. Председатель Совета Карапет Симонович Хейгетян поддержал общественников и вынес их предложения на очередную сессию сельсовета. Члены Совета сделали только одну поправку к проекту: улицы, имеющие направления с Востока на Запад, во избежание путаницы решили именовать линиями.
     На следующий день все жители Чалтыря уже знали названия
своих улиц.
     Начав важное дело, Татевос Галустович Шагинян продолжал его. Он руководил изготовлением жестяных табличек, которые были прикреплены на каждом доме…
     У этого человека было горячее сердце и неистребимое желание облегчить жизнь — односельчан, сделать для них что-нибудь хорошее и полезное.
Т. Г. Шагинян погиб  во время Великой. Отечественной войны, освобождая нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков. В числе патриотов  нашего села, не жалевших инициативы, энергии и труда для его процветания, имя этого человека пусть останется в памяти  молодежи».

Схема плана с. Чалтырь 

Их именами названы улицы Чалтыря

В семье донских армян, гордящейся родством,
Есть землепашцы, и строители, и зодчий,
Есть живописец, мир пленивший мастерством,
И стихотворцы,  край прославившие отчий.    

. С. Хартавакян)

     Благодаря трудолюбию людей, щедрости донской земли, села крепли и развивались. Армянские поселения интенсивно растут. Районный центр застроен многоэтажными домами, благоустроенны улицы. Неузнаваемо преображается наше село. Село Чалтырь по уровню благоустройства ничем не отличается от небольшого города, четко спланированные улицы выглядят уютно и ухожено. Все улицы села заасфальтированы или имеют твердое покрытие. На центральных улицах села есть тротуары.  Растет население Чалтыря. Село постепенно расширяется, появляются новые кварталы. На северо-восточной и юго-западной окраинах под жилищное строительство выделены сотни  земельных участков. Появились новые дома, а значит, и новые улицы.
     Как и в любом городе или селе, у нас  есть такие улицы, как улица Ленина, Карла Маркса, Октябрьская, Пролетарская, Советская и т.д.
     Община донских армян по праву может гордиться тем, что из ее среды вышло много талантливых и ярких личностей, блестяще проявивших себя в науке, искусстве, экономике, государственной и общественной деятельности, словом, во всех сферах человеческой деятельности.
     На карте Чалтыря навсегда запечатлены славные имена наших земляков.
     Кто же они, те, чьи имена присвоены улицам нашего села?

Улица имени А. Ф. Мясникяна

     Одна из центральных улиц села Чалтырь, как  и наш район, носит имя А. Ф. Мясникяна. В 20- е годы  улица названа именем Александра Федоровича Мясникова (Мясникяна) – видного деятеля Коммунистической партии и Советского государства.
     Александр Федорович Мясникян родился 9 февраля 1896 года в Нахичевани-на-Дону. Детские и юношеские годы А. Мясникяна прошли в Нахичевани. Способный мальчик тянулся к знаниям.  В 1904 году сбылась его мечта, он поступает в Лазаревский институт восточных языков в Москве. Студенческие годы стали для Александра школой политического воспитания, он изучал марксистскую литературу, проникался революционными идеями.
     В 1906 году А. Ф. Мясникян вступает в ряды РСДРП. Участие в рабочих кружках, редактирование подпольной большевистской газеты на армянском языке, пропагандистская деятельность сделали его имя широко известным и популярным в рабочей среде. Великая Октябрьская революция застала Мясникяна на фронте. Второй фронтовой съезд армии  Западного фронта избрал его главнокомандующим Западным фронтом.
     В 1919-20 годах А. Ф. Мясникян работает в Москве в различных военных и партийных организациях. В начале 1921 года с образованием Армянской ССР Мясникян был откомандирован на Кавказ. На посту председателя Совнаркома Армянской ССР и секретаря Закавказского Краевого Комитета РКП ) он много сделал для организации и упрочения советской власти в Закавказье, для ликвидации хозяйственной разрухи. Наряду с этим большое внимание уделял он и духовному, культурному развитию народов Кавказа.
     А. Ф. Мясникян трагически погиб 22 марта 1925 года в авиационной катастрофе.
     В 1926 году Большой Президиум Донисполкома постановил выделить из состава Аксайского района Армянский район. Это решение отвечало непосредственному желанию армянского населения Донского округа. Район был назван Мясниковским в честь А. Ф. Мясникова (Мясникяна). День образования района считается 10 мая 1926 года. Сегодня Мясниковский район – один из наиболее экономически крепких районов на Дону.
     Улица им. А. Мясникяна находится в центре села Чалтырь. Берет она начало с северной окраины села и доходит до трассы Ростов – Таганрог. На улице расположены здание сельской Администрации, редакция районной газеты «Заря» и типография, контора колхоза, им. А.  Мясникяна, детский сад и Дом быта.
     С каждым годом она приобретает новый облик. На улице, утопающей в зелени, строятся новые, красивые дома, магазины.

Здание сельской Администрации

Пересечение улиц Мясникяна и 3-я линия

Здание редакции районной газеты. Типография

Контора колхоза им. Мясникяна

Улица имени С. Лукашина

     В центре села Чалтырь параллельно улице им. Мясникяна, пролегла улица им. Лукашина, названная в честь профессионального революционера, общественного и политического деятеля С. Лукашина.
     Сергей Лукашин (Саркис Лусегенович Срабионян)  родился 12 января 1885 года в селе Крым Донского округа. Получив начальное образование в сельской школе, Саркис поступает в Нахичеванскую духовную семинарию. А в 1902 году по окончании семинарии он уезжает в Баку, чтобы продолжить учебу в гимназии. В богатом революционными традициями городе формируется убежденный большевик. Летом 1905 года Саркис приезжает на каникулы в Ростов и вступает в ряды РСДРП. Отец Саркиса, Лусеген, в селе был известен как Лукаш. Вот почему в последствии сын принял псевдоним «Лукашин».  Февральская революция 1917 года застала Лукашина в армии. В гарнизоне войск Петрограда он проводит большую общественную работу. Летом 1917 года он приезжает на Дон, но, из-за вспыхнувшего мятежа Каледина, он не может вернуться в Петроград. На Дону Лукашин занимается партийной работой. В 1918 году на съезде был избран ЦИК и Совет народных комиссаров Донской Республики. Наркомом юстиции стал С. Лукашин. А в марте 1921 г. он избран секретарем Донского Комитета партии. В декабре того же года Лукашин направлен в Армению, где он занимает ряд ответственных постов. Лишь 1928 году Лукашин возвращается в Москву. Деятельность С. Лукашина была высоко оценена партией и правительством – в 1936 году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
     Жизнь С. Лукашина оборвалась внезапно, совершенно неожиданно в декабре 1937 года. Имя Лукашина не забыто ни в Армении, ни на Дону. На его родине, в селе Крым, его имя присвоено улице, на которой он родился, сельской школе и местному колхозу. Носит имя С. Лукашина и одна из улиц села Чалтырь. Это небольшая, тихая улочка в центре села.

Улица Лукашина

Улица имени М. Л. Налбандяна

     В восточной части села Чалтырь есть возвышенность, названная «Золотой горой». На горе пролегла улица им. Налбандяна. Названа она в честь армянского писателя, философа, революционера-демократа Микаэла Налбандяна.
     Микаэл Лазаревич Налбандян родился 1829 году в городе Нор-Нахичеван. Налбандян прожил тяжелую жизнь, полную забот и лишений. Начальное образование М. Налбандян получил в школе Габриела Патканяна. Учитель привил Микаэлу вкус к литературе, оценил его  литературные способности. Однако всеми своими знаниями Налбандян был обязан, прежде всего, своей любознательности, самоотверженному и упорному труду. Учеба в школе Патканяна обогатила его знания армянского, русского, французского языков, армянской, русской и западноевропейской истории и литературы. Окончив нахичеванскую школу Патканяна,  Налбандян учился в Московском университете на медицинском факультете, экстерном сдал экзамены при восточном факультете Петербургского университета. Как активный деятель революционно-демократического движения, Микаэл общался с  А. Герценом, Н. Огаревым, М. Бакуниным. За революционную пропаганду Налбандян почти три года находился в заточении в Петропавловской крепости.
     Микаэл Налбандян занимался журналистикой, писал стихи, критические статьи, экономические труды. Огромной популярностью пользовалась гражданская лирика Налбандяна. Его стихотворение «Свобода», распевалась как гимн революционной армянской молодежи. Налбандян активно занимался общественной деятельностью. Он добился возвращения родному городу наследства, завещанного богатым соотечественником.
     Последние годы жизни провел в ссылке в городе Камышин, где и умер в 1866 году. Похоронен М. Налбандян на родине, у стен армянского  монастыря Сурб-Хач.
     М. Шолохов в статье «Наш Налбандян» писал: «Русский народ глубоко чтит память Микаэла Налбандяна – выдающегося просветителя армянского народа… Армянин по национальности, он был моим земляком…, и я склоняю голову над прахом великого сына армянского народа…»
     В 1954 году в связи с 125-летием со дня рождения Микаэла Налбандяна, районной библиотеке было присвоено его имя. Носит имя выдающегося земляка и одна из улиц села Чалтырь. Уютно расположились на этой улице колхозный садик и магазины. Застроена улица добротными домами.

Здание торгового центра «Арго» на ул. Налбандяна

Улица имени М. С. Сарьяна

     Создавая новую семью, донские армяне не уезжают далеко от родительского дома, а строятся рядом с отцовским. Так, между двумя улицами – Октябрьская и Первомайская  – появилась новая улица. Назвали ее в честь народного художника, действительного члена Академии художеств, Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской и Государственной премий СССР М. С. Сарьяна.
     Мартирос Сергеевич Сарьян родился 1880 году в Нахичевани. Детство будущего художника прошло на берегу речки Самбек, где отец Сарьяна построил  свой дом (хутор Чкалова Мясниковского района). После окончания Нахичеванского городского училища Сарьян поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были В. Серов и К. Коровин.
Неизгладимое впечатление на Сарьяна произвела Армения, куда он поехал в 1900 году. Он осуществил свою давнюю мечту – посетил древний город Ани. Большую роль в формировании живописного языка Сарьяна сыграло его путешествие в Египет, Иран, Турцию. Его работы были представлены на крупнейших выставках того времени, приобретены Третьяковской галереей.
     Женившись, Сарьян приехал на родину, где и родились его сыновья Саркис и Хазарос. В эти годы Сарьян занимается с Е. Шахазизом  организацией армянского Краеведческого музея и Общества художников. Он становится первым директором музея, где были собраны уникальные экспонаты. В 1921 году по приглашению председателя Совета Народных  Комиссаров Армении А. Ф. Мясникова, Сарьян с семьей переезжает в город Ереван, где он активно участвует в работе Общества художников и охраны памятников старины, становится директором Государственного музея Армении.
     Тридцатые годы – расцвет творчества М. Сарьяна. Создана огромная серия пейзажей, портретов, натюрмортов. Произведения художника экспонируются на выставках в Москве, Ленинграде, Ереване, а также, за рубежом – в Венеции, Цюрихе, Копенгагене, Нью-Йорке и т.д. Большую работу ведет Сарьян и в области театрального искусства: создает эскизы, декорации и костюмы для постановок.  За оформление оперы «Алмаст» Спендиарова М. Сарьян был удостоен Государственной премии. Мартирос Сергеевич много работал и в книжной графике, создавая обложки и иллюстрации к изданиям книг Саят-Нова, А. Исаакяна. О. Туманяна.
     В 1947 году он становится действительным членом Академии художеств СССР и Академии художеств Армянской СССР. М. С. Сарьяну было присвоено звание Народного художника СССР, а чуть позже, в связи с 85-летием, «мастер кисти» получил еще одну награду – звание Героя Социалистического Труда.
     Вторую половину жизни Сарьян провел в Армении, однако никогда не терял связи со своей малой родиной, с ее жителями, друзьями. В 1958 году М. Сарьян приезжает в Ростов. Посещает село Чалтырь и хутор Чкалова. Встречается со своими родными, друзьями, пробует воду из колодца, который вырыл его отец. Дом в хуторе восстановлен и сохранен как дом-музей М. С. Сарьяна. Сарьян прожил долгую и плодотворную жизнь и умер 1972 году. В память о художнике 2-я Инженерная улица в Ростове была переименована в улицу Сарьяна. Теперь его имя присвоено и одной из улиц нашего села.

Улица имени Р. Г. Патканяна

     В 1974 году на карте с. Чалтырь появилась новая улица. Было решено назвать ее им. Патканяна.
     Рафаел Патканян – известный писатель, педагог, общественный деятель, родился 20 ноября 1830 года в городе Нор-Нахичеван в семье выдающегося педагога Габриела Патканяна. В 1836 году маленький Рафаел стал одним из первых воспитанников, созданной его отцом двуязычной школы, где его одноклассником был М. Налбандян. С 1842 года Р. Патканян продолжает учебу в Лазаревской семинарии в Москве. После окончания семинарии Патканян едет в Тифлис (Тбилиси), где печатает свои первые стихи. По возвращении в Москву, Патканян поступает на медицинский факультет университета, где организует литературное товарищество «Гамар-Катипа». В Петербурге, куда Патканян переезжает и где учится на факультете востоковедения Петербургского университета, товарищество издает «Тетради Гамар-Катипа». Окончив университет, Патканян возвращается в родной город и, наряду с энергичной творческой деятельностью, до конца жизни занимается учительством. В  армянских школах он преподает родной язык и литературу, русский язык, географию, арифметику, составляет учебники армянского языка.
     С помощью своей супруги открывает первый детский сад в городе Нахичевань. Пишет стихи для детей. Большой заслугой Патканяна было открытие в родном городе ремесленной школы, куда были вовлечены дети неимущих слоев населения. В этой школе вместе с начальными знаниями обучали также разным ремеслам: сапожному, плотническому, кузнецкому. Самые бедные ученики получали бесплатное питание, одежду учебные принадлежности.
     Многочисленны и разнообразны литературные произведения Р. Патканяна. Гражданская лирика, поэмы, сатирические стихи и басни, повести и рассказы, многие из которых написаны на нахичеванском наречии и посвящены жизни и быту земляков автора. Переводы на армянский язык произведений русской  литературы и иностранных писателей, публикации, очерки на иностранные темы, учебники для школ. Таков диапазон литературной деятельности Р. Патканяна, длившейся свыше сорока лет. Многие его стихи переложены на музыку и являются жемчужиной вокального искусства.
     Умер Рафаел Патканян 1892 году и похоронен у стен монастыря Сурб-Хач.
     Улица имени Р. Патканяна расположена на юго-западной окраине села. Это молодая улица застраивается новыми домами.

Улица имени Ш. М. Шагиняна

     В новом микрорайоне села Чалтырь, параллельно улице им. Патканяна, в 1992 году появились две новые улицы. Одна из улиц названа именем Ш. Шагиняна – журналиста, этнографа, фольклориста, редактора районной газеты «Заря».
     Шаген Месропович Шагинян родился в селе Чалтырь 16 марта 1922 года. Учился Шаген Месропович в средней школе № 1. Творческие способности у Шагена выявились рано: в 1934 году он принес в районную газету первые свои стихотворения. А в 1938 году, во время каникул, по заданию преподавателя родного языка А. Ш. Килафяна вместе со сверстниками начал собирать произведения устного народного творчества донских армян. С этого времени это стало для Шагена делом всей его жизни. Он не только записывал песни, загадки, пословицы и поговорки, причитания и заговоры, но и пропагандировал лучшие образцы местного армянского фольклора. Им собрано более 30 сказок, песен, 3000 пословиц и поговорок, 40 басен, тостов. Ш. М. Шагинян, человек, который родился через тридцать лет после смерти Р. Патканяна и в 16-летнем возрасте продолжил его дело, спас жемчужины народного творчества армян Дона от забвения. В 1942 году он стал литсотрудником Мясниковской районной газеты «Коммунар». Вскоре юношу призвали в трудовую армию – он работал навалоотбойщиком на шахте «Нежная». А в  феврале 1943 его мобилизовали в ряды вооруженных сил – он воевал на Северном Кавказе, на юге Украины, в Крыму. Демобилизовался он из-за ранения, домой вернулся инвалидом второй группы. Шаген Месропович работал директором районного Дома культуры.     Только в 1952 году он вернулся в редакцию, работал и корректором, и заведующим разных отделов, и ответственным секретарем, и заместителем редактора. В течение 15 лет Шаген Месропович возглавлял редакцию районной газеты. И пенсионером не порывал с газетой, работал литературным сотрудником. Он получил филологическое и специальное журналистское образование. С 1958 года он член Союза журналистов СССР.
     Немало сил Шаген  Месропович отдал переводам с армянского на русский и с русского на армянский языки. В 1973 году был издан сборник пословиц и поговорок «Дерево сильно корнями», в 1979 – «Доброе слово — что весенний день», в 1988 г. – «Вековые корни». А в 1986 году он сделал полный перевод с армянского на русский исторических работ Е. Шахазиза «Новый Нахичеван и новонахичеванцы» и «Монастырь Сурб-Хач», которые увидели свет благодаря  О. М. Шагинян, супруге, только после его смерти. Умер Шаген Месропович после продолжительной болезни 16 марта 1988 года. К счастью, сделанное переживает людей, подтверждение тому – сборники «Меч Авлуна» и «Арзу и Хамбер», изданные в 1994 году.
     С 1965 года он бессменно избирался депутатом районного Совета. Награжден Шаген Месропович орденом «Отечественной войны 1 степени» и медалями:  «За отвагу», «За трудовую доблесть», «За оборону Севастополя», «За доблестный труд».
     Народ высоко оценил его труды, одна из улиц села Чалтырь названа его именем. В школах района по  его книгам изучают фольклор родного края.

Улица имени С. А. Тащияна

     Вторая улица – имени С. Тащияна, названа в честь летчика-истребителя, геройски погибшего в годы войны.
     Сурен Амбарцумович Тащиян родился в селе Чалтырь в 1919 году, где и получил начальное образование. Затем продолжил учебу в армянской средней школе им. С. Шаумяна в городе Нахичевани. С 1938 по 1939 гг., учась в РЗУ (ремесленно-заводское училище), одновременно проходил обучение в Ростовском аэроклубе.
     18 октября 1939 года Сурен осуществил свою давнюю мечту и поступил в Военно-Морское авиационное училище в городе Ейске, которое окончил в июне 1941 года. С первых дней войны он сражался с фашистами, защищал небо Родины. Летчик-истребитель за свою короткую, но славную боевую жизнь провел более 400 боевых вылетов, участвовал в 187 воздушных боях. Он лично сбил 11 самолетов противника, в том числе семь бомбардировщиков и четыре истребителя, в числе которых был и самолет командующего Крымской группой авиации немцев генерала фон Руппе. Тогда, в 1943 году, командование полка возбудило ходатайство перед командованием ВВС Черноморского флота о присвоении  С. А. Тащияну звания Героя Советского Союза, но вопреки ожиданиям авиаторов, командующий ВВС ограничился награждением Тащияна вторым орденом Красного Знамени. За мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками летчик Сурен Амбарцумович Тащиян был награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды.
     …В тот роковой день осенью 1943 года в неравном бою над Керченским проливом Сурен Тащиян одержал свою одиннадцатую победу. Но на этот раз не уберегла его судьба  от смерти, заслоняя собой своего лучшего друга и ведущего Дмитрия Старикова и спасая ему жизнь, сам он погиб. Волны Черного моря стали могилой бесстрашного летчика. За доблесть и героизм, проявленные в боях с фашистскими  захватчиками, командование представило Сурена Тащияна к присвоению звания Героя Советского Союза уже посмертно. Но после его гибели все как-то затихло, и боевая слава незаслуженно померкла. Восстановить ее – дело чести и справедливости. Немало сил, энергии, времени потратили для восстановления справедливости его боевые друзья, родные, односельчане, Совет ветеранов и администрация района.
     Спустя 52 года Звезда нашла своего Героя. Указом Президента России Б. Ельцина от 16 февраля 1995 года С. А. Тащияну присвоено высокое звание Героя России (посмертно).
     Мясниковцы по праву гордятся своим земляком, бесстрашным и мужественным защитником Отечества. В Центральном парке села Чалтырь на мемориале Славы установлен барельеф и мемориальная доска С. А. Тащияна.
     Его именем названа новая улица в селе Чалтырь.

Улица имени В. К. Гайламазяна

     В 1998 году улица Полевая в селе по многочисленному ходатайству тружеников колхоза им. С. Шаумяна была переименована в улицу имени В. Гайламазяна.
     Владимир Карапетович Гайламазян родился 2 января 1942 года в селе Чалтырь. В тяжелые военные, голодные послевоенные годы прошло детство Владимира. Наверное, поэтому, когда вырос, сразу пошел работать на земле, выращивать хлеб. Учился он хорошо, а во время летних каникул, когда организовывали ученические бригады, он обязательно был членом этих бригад. Окончив 10 классов средней школы № 1, Владимир не продолжил учебу, пошел работать в колхоз «Комсомолец». С 1961 по 1964 гг.,  отслужив в рядах Советской Армии, вернулся в родной колхоз. Сначала он работал прицепщиком, потом он сел на трактор и стал звеньевым кукурузоводческого звена. Два года работал помощником комбайнера, в последствии и комбайнером. Он добивался высоких урожаев в выращивании пропашных культур и подсолнечника.
     Вся его  трудовая  деятельность неразрывно была связана с жизнью родного колхоза имени С. Шаумяна. Проникнутый высокой  ответственностью за судьбу принятых  обязательств, В.К. Гайламазян всегда добросовестно относился к порученному делу и личным примером увлекал за собой членов трудового коллектива. В. Гайламазян неоднократно был участником ВДНХ, награжден «золотой», «серебряной» и несколькими «бронзовыми» медалями ВДНХ. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Владимир Карапетович был избран членом райкома партии, депутатом Мясниковского райсовета и областного Совета народных депутатов, делегатом Всесоюзного комсомольского съезда и делегатом XIX Всесоюзной Коммунистической конференции. Был членом обкома партии. Неоднократно заносился на районную Доску почета.
     После окончания Новочеркасской школы руководящих кадров сельского хозяйства работал бригадиром  бригады № 2 колхоза им. С. Шаумяна. Все свои знания и силы отдавал сельскому хозяйству. Осваивал новые  агротехнологические приемы. Накопленным опытом и знаниями охотно делился с теми, кто только начинал свою трудовую жизнь. Но не суждено было все планы и замыслы воплотить в жизнь и увидеть результаты своего труда и знаний.
     29 сентября 1996 года трагически оборвалась его жизнь от руки своего же сослуживца. Коварный выстрел очень рано прервал его жизнь.
     Люди помнят Владимира, гордятся им. Потому было справедливо назвать одну из улиц Чалтыря в честь погибшего хлебороба. Чтобы имя его навсегда осталось в истории района, светило не только нам, но и будущим поколениям.

Улица имени Х. О. Кристостуряна

     В 2000 году на северной окраине села улица Заводская была переименована в улицу имени Кристостуряна – в честь учителя, краеведа, поэта, основателя литературной студии им. Р. Патканяна.
     Хевонд Огасапович Кристостурян родился 20 января 1935 года в селе Чалтырь. Со школьных лет начал писать стихи и заметки в районную газету. После окончания  в 1954 году средней школы № 1, был призван в ряды Военно-Морского Флота. С 1958 по 1963 годы учился в Шахтинском государственном пединституте на историко-филологическом факультете, а затем три года работал учителем в селениях Улус-Керт и Итум-Кале Чечено-Ингушской АССР, преподавал русский язык и литературу.
     Вернувшись в 1967 году в родное село, начал преподавать в школах Чалтыря армянский язык и литературу. Более 20 лет Хевонд Огасапович прививал своим ученикам любовь ко всему родному, развивая их творческие способности, выявляя поэтические дарования.  В средней школе № 1 основал литературно-творческий кружок им. Е. Чаренца. В 1969 году вместе с кружковцами выпустил машинописный альманах «Чалтырь» с предисловием видного донского писателя М. Андирасова.
     Уже в те годы Хевонд Огасапович стал активно сотрудничать с районной газетой «Заря коммунизма», с которой был неразлучен более 40 лет.
     Человек широкой эрудиции, Хевонд Кристостурян находился в постоянном поиске, собрал обширный материал для своих 2 очерков по истории донских армян, запечатлел жизнь многих замечательных земляков в статьях и стихах.
     Созданная им в 1990 году литературная студия им. Р. Патканяна объединила местных журналистов, фольклористов, поэтов, установила тесные творческие контакты с донскими писателями.
     Кристостурян Х. О. был пламенным патриотом донской земли, пропагандистом русско-армянской дружбы. По его инициативе проведено много вечеров, посвященных  классикам, поэтам, фольклористам, встреч с донскими писателями. Ни одно сколько-нибудь значимое культурное мероприятие в селе, в районе, не проходило без его участия. А впечатлениями о них он делился с читателями «Зари» в своих зарисовках, очерках, статьях.
     Хевонд Огасапович – наш современник, жил, работал, творил среди нас, но безвременно ушел из жизни в 1997 году. В 1998 году усилиями многих людей, богатое, поэтическое наследие Х.О. Кристостуряна увидело свет в сборнике его стихов «Зурна».
     Все, кто его знал, единодушны в одном – это человек, оставивший яркий след в истории и культуре донских армян.

 Улица имени Г. О. Хояняна

 

     Разрастается село, все новые земельные участки выделяются под индивидуальное жилищное строительство. На восточной окраине села в 2002 году образовались новые улицы. Одной из них присвоено имя Г. О. Хояняна – одного из руководителей района.
     Григорий Овакимович Хоянян родился  18 мая 1911 года. В родном селе он окончил четыре класса  начальной школы. И, если бы не поддержка Мясниковского райисполкома в 1926 году, он вряд ли смог бы продолжить свое образование. Но работники райисполкома, заметив одаренность юноши и его тягу к знаниям, приняли решение о назначении ему и его сверстнику В. Мошияну стипендии по 9 рублей. Эта поддержка позволила ребятам продолжить учебу в школе им. С. Шаумяна в городе Нахичевани. Учение давалось Григорию легко. Завершив учебу в школе, Хоянян стал студентом автодорожного техникума в Майкопе. Получив диплом в 1933, он вернулся в родное село. Работал сначала мастером-дорожником, а потом – заведующим дорожным отделом исполкома. При его участии были построены дороги Крым – Чалтырь –  Хапры, протяженностью 9 километров, а также, Ростов – Хапры.
     В 1939 году по стране развернулось движение сооружения дорог методом народных строек. Зачинщиком этого дела в Ростовской области был именно наш район. Началась Великая Отечественная война, и Григорий Овакимович получил повестку в первый же день войны и провоевал все долгие военные годы. После демобилизации в 1946 году офицер Г. О. Хоянян  возвращается в родное село. Практически сразу фронтовик был избран секретарем Мясниковского райкома партии. В этой должности он проработал десять лет. В 1951 году он закончил заочное отделение исторического факультета Ростовского педагогического института и областную партийную школу. С марта 1955 года Г. О. Хоянян был избран председателем райисполкома. Он  проработал на этой должности до выхода на пенсию, до 1973 года. Г. О. Хоянян внес большой вклад в экономическое, социальное, культурное развитие нашего района. В 1957 году Григорий Овакимович поехал в Москву, добился выделения средств для восстановления районного Дома культуры и разрешения открыть в селе Чалтырь детскую музыкальную школу. Григорий Овакимович возглавлял район в самое трудное время. Под его руководством строились мосты, дороги с твердым покрытием и даже асфальтированные. Наш район в числе первых в области покончил с бездорожьем. Он уделял пристальное внимание развитию животноводческой отрасли. Григорий Овакимович добился решения вопроса по электрификации района и подключения к Ростовской областной электросети. В 1959 году он начал ходатайство о газификации наших сел и хуторов. Район получил газ. В 1966 году Хоянян  добивается разрешения о сооружении нового здания районного узла связи. Самое пристальное внимание Хоянян уделял проблемам образования. За широкое школьное строительство, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений он в 1971 году был награжден знаком отличника народного просвещения РФ. С 1975 года Г. О. Хоянян – ответственный секретарь районной организации общества охраны памятников истории и культуры.
     Правительство высоко оценило самоотверженный труд Григория Овакимовича. Он  был награжден двумя орденами Красного знамени, орденом Знак почета, малой «золотой» медалью ВДНХ и многими другими медалями. Он неоднократно избирался депутатом областного Совета народных  депутатов. Г. О.  Хоянян ушел из жизни в  начале октября 1979 года.
     Он вошел в историю нашего района как сильный, умелый организатор и руководитель.

Дома современной архитектуры на ул. Хояняна

Список литературы:

1. Аведян, Е. Наши односельчане [Текст] : с вечера-чествования, посвященного 223-й годовщине основания Чалтыря / Е. Аведян, С. Шагинян // Заря. — 2000. — № 130-131. — 28 сент. — С. 3.
2. Алексеев, В. Улица имени В. К. Гайламазяна [Текст] / В. Алексеев // Заря. — 1998. — № 156. — 30 дек. — С. 1.
3. Арзу и Хамбер. (Браслет) [Текст] : Из устного народного творчества армян Дона / сост. Ш. М. Шагинян; предисловие О. М. Шагинян. – Ростов н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995. – 200 с.
4. Атоян, Г. Как это было… [Текст] : страницы истории села / Г. Атоян // Заря комм. – 1967. — № 82. -  8 июля. – С. 4.
5. Багдыков, М. Г. Нахичеванские портреты [Текст] / М. Г. Багдыков. – Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1991. – 96 с.
6. Бархударьян, В. Б. История армянской колонии новая Нахичевань (1779 – 1917) [Текст] / В. Б. Бархударьян. – Ер.: Айастан, 1996. – 528 с.
7. Барашян, А. «Души высокая свобода» [Текст] : к 170-летию со дня рождения М. Налбандяна / А. Барашян // Заря. – 1999. — № 138. – 17 ноября. – С. 3.
8. Гадзиян, М. Улица имени Гагарина [Текст] / М. Гадзиян // Коммунар. – 1961. – № 47. – 19 апр. – С. 1.
9. Гайбарян, А. Был умелым руководителем, незаурядной личностью [Текст] / А. Гайбарян, Х. Хатламаджиян // Заря. – 2008. — № 9. – 23 янв. – С. 2.
10. Гайбарян, А. М. Гроза немецких асов [Текст] / А. М. Гайбарян // Приазовские степи. – 1999. — № 72.
11. Гайламазян, К. К. Слово о брате [Текст] / К. К. Гайламазян // Заря. – 2006. – 11 сент.
12. Григорян, А. Во главе района [Текст] / А. Григорян // Заря. – 1999. — № 57. – 19 мая. – С. 3.
13. Карапетян, А. Саркис Лукашин (Срабионян) [Текст] / А. Карапетян. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1986. – 96 с.
14. Килафян, А. Рафаэл Патканян [Текст] : к 140-летию со дня рождения (1830- 1892) / А. Килафян // Заря коммунизма. – 1970.
15. Кристостурян, Х. О. Жизнь короткая, но яркая [Текст] / Х. О. Кристостурян // Заря. – 1995 – 28 февр.
16. Мошиян, А. Мастер кисти [Текст] : к 140-летию со дня рождения М. С. Сарьяна / А. Мошиян  // Заря. – 2000. — № 25-26. – 26 февр. – С. 3.
17. Мясников, А. Ф. (Мясникян) Избранные произведения [Текст] / А. Ф. Мясников. – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.
18. Наирьян, Х. Зурна [Текст] : Лирика / Х. Наирьян. – Ростов н/Д: МП КНИГА, 1998. – 247 с.
19. Саргсян, О. День улицы Мец Чорвах [Текст] / О. Саргсян. — Заря. — 1996. — № 120. — 8 окт. — С. 1.
20. Симонян, К. А. Микаэл Налбандян [Текст] / К. А. Симонян. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 366 с. — (Жизнь замечательных людей).
21. Талант яркий, самобытный [Текст] : к 115-й годовщине со дня рождения А. Ф. Мясникяна // Заря. — 2001. — № 16. — 7 февр. — С. 4.
22. Терещенко, А. Г. Их  именами названы улицы Ростова [Текст] / А. Г. Терещенко. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1969. — 133 с.
23. Халпахчьян, О. Х. Архитектура Нахичевани-на-Дону [Текст] / О. Х. Халпахчьян. — Ереван: Айастан, 1988. — 168 с.
24. Хартавакян, К. С. Мы из древнего града Ани [Текст] : стихи / К. С. Хартавакян. — Ростов н/Д: Приазовский край, 1999. — 208 с.
25. Хутлубян, Х. Улица его имени [Текст] / Х. Хутлубян // Заря. — 2003. — № 31-32.
26. Чеснок, В. О памятниках истории и культуры. Чалтырь [Текст] / В. Чеснок // Заря. — ****. — № *. — С. *.

Зав. отделом обслуживания Барашян А. А.
Комп. набор: библиотекарь Хаспекян К. В.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL