ВЕНОК ДРУЖБЫ
ВЕНОК ДРУЖБЫ
Герб Мясниковского района
Флаг Мясниковского района
Древу дружбы – цвесть и расти века!
Наш народ един, как одна семья.
Кто бы ни пришел к нам издалека, –
Дружбой мы сильны, нас разъять нельзя.
Х. Наирьян
Исполняется 230 лет с того времени, когда богатые и плодородные земли Тихого Дона стали Родиной для наших предков.
Небольшая анийская ветвь армян, столетия назад оторванная от своих корней, обживала, волею судьбы, не только Крымский полуостров, но и пустующие земли низовий Дона. Здесь она начала новый отсчет своей исторической судьбы, вместе с народами России переживая все повороты времени и событий и свято сохраняя национальную самобытность – культуру, язык, традиции, обряды.
В 14 веке Армения лишилась своей национальной государственности. Многовековая тирания чужеземцев привела народ на грань уничтожения… Спасаясь от массовых погромов и от угрозы полного истребления, большие массы народа вынуждены были оставить Родину, искать себе убежище в чужих краях и странах. На землях исторической Армении сегодня еще сохранились сотни развалин культурных центров и некогда цветущих городов. И среди них самым крупным и значительным был город
Ани – столица царства Багратидов (с 961г.) со 100 – тысячным населением.
В этом городе и окрестных селах жили далекие предки донских армян.
…Караваны беженцев дошли до Грузии, Закавказья, юга России, Галиции, Польши и других стран. Часть беженцев из Ани и окрестных сел в середине 13 века обосновалась в татарском городе Аксарай (севернее г. Астрахани). В 1330 году не сладив с татарскими вельможами, армяне переехали на Крымский полуостров. Спустя еще полвека, другая большая группа беженцев из Ани, которая жила до этого в Кликии, переселилась в Крым. Так росла и формировалась армянская община на Крымском полуострове по соседству с генуэзскими купцами, греками, татарами. Большая часть Крыма находилась в руках татар (с 1239 г.), которые были вассалами Турции…
Поворотным пунктом в судьбе армянской (и греческой) колонии Крыма стала Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг.
Война окончилась победой русских войск. В результате Кучук-Кайнарджийского договора Крымское ханство перестало быть вассалом Турции; к России отошли Керчь, Азов, земли северочерноморья от Днепра до Буга. Но Крым не был присоединен к России. Для достижения этой цели необходимо было предпринять новые шаги. И таким шагом явилось переселение христианского населения Крыма в Россию.
Выход христиан нанес бы большой материальный ущерб татарскому ханству, лишил бы его основных источников дохода и поставил бы в полную зависимость от России. Тем самым одновременно создалась бы возможность заселить безлюдные причерноморские степи людьми, имеющими большой опыт в торговле, ремеслах, возделывания земель. Это дело принимает размах, когда на посту командирующего войсками в Крыму князя Прозоровского (несогласного с политикой переселения, как и фельдмаршал Румянцев) заменил в апреле 1778 года решительный и энергичный генерал Суворов А. В.
Суворову было приказано ускорить дело… и уже начатое в первых числах августа переселение в основном было закончено в середине сентября 1778 года. Из Крыма выехало 31 386 человек, их них: греков — 18 407, армян – 12 598, грузин – 219, валахов – 162.
Для трудовых людей города и села было тяжкое испытание. Покидая землю древней Таврии, переселенцы шли со слезами на глазах, проклиная судьбу, виновников несчастья. Армяне очередной раз взялись за посох странника, оставляли свои гнезда и каждый из них нес за пазухой горсть крымской земли..
Переселение десятков тысяч мирного населения, так не кстати проведенное накануне присоединения Крыма к России, принесло людям неисчислимые страдания, лишения, голод, болезни, смерть, детей, стариков… Оно длилось 18 месяцев.
Караваны двинулись на север к месту предполагаемого заселения – Екатеринославу (ныне Днепропетровск). Бездорожье, рано наступившие осенние заморозки, непогода. Кончились продукты, приближалась зима, которую люди проведут в землянках, под открытым небом.
С наступлением весны 1779 года переселенцы двинулись на юго-восток, в низовья Дона. «Не выдержав сурового непривычного климата, трудностей длительного путешествия, лишенные теплой одежды, питательной пищи, люди умирали сотнями. Но нельзя сказать, что организаторы переселения оставались глухими к нуждам людей. В результате трогательной заботы А. В. Суворова, который неоднократно обращался к Г. А. Потемкину по поводу бедственного положения переселенцев, им оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, выделялись транспорт, деньги. Однако явно в недостаточном количестве.
К концу 1779 года переселенцы дошли до низовий Дона. Подоспела Грамота (Указ) императрицы Екатерины 2 от 14/25 ноября 1779 года. Царица отводила 86 тысяч десятин земли рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, разрешила основать город (Нахичеван) и 5 селений (Чалтырь, Крым, Б-Салы, Несветай). Так завершилось полуторагодичное переселение 12 598 армян, 1/3 из которых из которых не дошла до места.
Царская грамота ныне хранится в Историческом музее Армении. Она состоит из пяти пунктов, написана на русском и армянском языках. Согласно этому документу переселенцам предоставлялись определенные льготы и привилегии. В их числе – освобождение переселенцев от государственных податей и служб на десять лет, от воинской повинности на сто лет. Разрешалось строительство церквей с проведением в них церковных обрядов по своим законам и обычаям; разрешалась свободная торговля и внутри и вне государства, а также армяне получали право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие и мореходные суда.
Жизнь на новом месте налаживалась медленно, данными царицей привилегиями смогли пользоваться в основном имущие слои населения: торговцы, промышленники, духовенство, арендаторы свободных земель.
Со стороны государства оказывалась денежная и продовольственная помощь армянскому населению.
Всеми делами колонии управлял магистрат, избранный в 1780 году сроком на три года. В магистрате была должность городского головы. Очень скоро вся полнота власти в колонии оказалась в руках градоначальника. В селах власть принадлежала духовенству и выборным старостам, которые подчинялись магистрату.
Нахичеванская-на-Дону община, сохранив исторические традиции прошлого, создала на новом месте свою самобытную культуру. Вместе с тем, новая среда постепенно стала оказывать свое влияние на общественно и культурную жизнь населения. Сохранились образцы устного народного творчества армян. Значительная часть фольклора привезена населением из Ани и Крыма, другая создана народом на Тихом Дону. Это сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки.
В результате неутомимого труда местных собирателей фольклора Хачереса Поркшеяна, Мкртича Люледжияна, Шагена Шагиняна и других издано за последние годы несколько сборников в Ростове-на-Дону и в Армении.
В течении веков, живя вдали от своей исторической родины, разбросанные более чем в 60-ти странах мира, армянские общины никогда не теряли связей с Арменией. И история Армении и армянского народа не будет полной без истории этих отдельных колоний.
В своей национально-освободительной борьбе армянский народ неизменно обращал полные надежд взоры к великому русскому народу, видел в нем силу, способную избавить его от чужеземного персидско-османского ига. Так было во времена Давида Бека и Мхитара Спарапета, так было в годы первой мировой войны и чудовищного геноцида в Османской империи. В годы тяжелых испытаний, выпавших на долю России, армяне были вместе с русскими. Свидетельство тому – бесчисленные примеры со времен Петра 1, периода Великого Октября, гражданской войны.
В период Великой Отечественной войны 4500 человек ушли из нашего района на фронт защищать Родину. Их них пали смертью храбрых 1950 воинов. Боевыми орденами и медалями награждены 3500 солдат и офицеров – уроженцев Мясниковского района.
Возникшая в низовьях Дона по воле императрицы Екатерины 2 армянская колония сыграла важную роль в деле экономического и культурного развития края, дальнейшего укрепления нерушимой дружбы и братства армян и русских всех народов нашей страны.
Город Нахичеван слился с соседним Ростовом в 1929 году и ныне образует его Пролетарский район. Как и прежде, во всех областях народного хозяйства, культуры, просвещения, здравоохранения плечом к плечу с другими народами трудятся сегодня потомки анийцев-переселенцев, сохраняя свой язык, национальные обычаи и традиции.
В 1922-1925 гг. образовались новые поселения. Сначала несколько семейств из села Крым на расстоянии 10-12 км восточнее основали коммуну «Труд» (ныне с. Ленинакан). Чуть позже возникли селения Красный Крым и Ленинаван. В дальнейшем в состав Мясниковского района были включены Хаперский, Калининский, Петровский сельские Советы.
Ныне все наши села – цветущие населенные пункты, где живут люди 39 национальностей и народностей, образовав единую семью, сильную дружбой и сплоченностью.
230 – летняя дружба и взаимопонимание связывают донских армян с русским и всеми другими народами, населяющими донскую землю, воплощая в себе лучшие традиции культуры и быта. И сегодня можно сказать, что богатая история и самобытная национальная культура армян, проживающих на Дону, стали неотъемлемой частью истории и культуры Донского края и всей многонациональной России.
Источники:
1. 225 лет образования армянских поселений на Дону [Текст]: буклет/ Чалтыръ.- 2004.-15 с. ил.
2. Мясниковскому району 75 лет [Текст]: буклет/Чалтыръ.-2001.-8с.-ил.
3. Мясниковский район [Текст]: Листая прошлого страницы/ Ростов-на-Дону:. МПКнига. — 1999. — 240 с. — 41 ил.
4. В семье единой 210 [Текст]:/Ф-ка цв. Печати им. Ильича УПР — издата. — Ростов-на-Дону. — 1989. — ил.
5. Хартавакян К. Мы из древнего города Ани [Текст]: стихи/Кнарик Хартавакян//Приазовский край. — Ростов-на-Дону. — 1999. — 208 с.
Ждем вас по адресу:
х. Веселый ул. Ленина 6.
Режим работы: с 13-00 до 19-00
суббота с 12-00 до 16-00
Выходной день: воскресенье
«Венок дружбы» [Текст]: Памятка / МУ «Библиотека Недвиговского сельского поселения» Веселовская библиотека-филиал № 3; сост. А. И. Бородина, И. Б. Чернышкова. – Веселый: МУ «Библиотека Недвиговского сельского поселения» Веселовская библиотека-филиал № 3, 2009. – 3 с. – (15 экз.).
Вверх страницы