Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ВЕНОК ДРУЖБЫ

ВЕНОК ДРУЖБЫ

Герб Мясниковского района

Флаг Мясниковского района

Древу дружбы – цвесть и расти века!
Наш народ един, как одна семья.
Кто бы ни пришел к нам издалека, – 
Дружбой мы сильны, нас разъять нельзя.
  

Х. Наирьян

     Исполняется 230 лет с того времени, когда богатые и плодородные земли Тихого Дона стали Родиной для наших предков.
     Небольшая анийская ветвь армян, столетия назад оторванная от своих корней, обживала, волею судьбы, не только Крымский полуостров, но и пустующие земли низовий Дона. Здесь она начала новый отсчет своей исторической судьбы, вместе с народами России переживая все повороты времени и событий и свято сохраняя национальную самобытность – культуру, язык, традиции, обряды.
     В 14 веке Армения лишилась своей национальной государственности. Многовековая тирания чужеземцев привела народ на грань уничтожения…  Спасаясь от массовых погромов и от угрозы полного истребления, большие массы народа вынуждены были оставить Родину, искать себе убежище в чужих краях и странах. На землях исторической Армении сегодня еще сохранились сотни развалин культурных центров и некогда цветущих городов. И среди них самым крупным и значительным был город
Ани – столица царства Багратидов 961г.) со 100 – тысячным населением.
     В этом городе и окрестных селах жили далекие предки донских армян.
     …Караваны беженцев дошли до Грузии, Закавказья, юга России, Галиции, Польши и других стран. Часть беженцев из Ани и окрестных сел в середине 13 века обосновалась в татарском городе Аксарай (севернее г. Астрахани). В 1330 году не сладив с татарскими вельможами, армяне переехали на Крымский полуостров. Спустя еще полвека, другая большая группа беженцев  из Ани, которая жила до этого в Кликии, переселилась в Крым. Так росла и формировалась армянская община на Крымском полуострове по соседству с генуэзскими купцами, греками, татарами. Большая часть Крыма находилась в руках татар 1239 г.), которые были вассалами Турции…
     Поворотным пунктом в судьбе армянской греческой) колонии Крыма стала Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг.
     Война окончилась победой русских войск. В результате Кучук-Кайнарджийского договора Крымское ханство  перестало быть вассалом Турции; к России отошли Керчь, Азов, земли северочерноморья от Днепра до Буга. Но Крым не был присоединен к России. Для достижения этой цели необходимо было предпринять новые шаги. И таким шагом явилось переселение христианского населения Крыма в Россию.
     Выход христиан нанес бы большой материальный ущерб татарскому ханству, лишил бы его основных источников дохода и поставил бы в полную зависимость от России. Тем самым одновременно создалась бы возможность заселить безлюдные причерноморские степи людьми, имеющими большой опыт в торговле, ремеслах, возделывания земель. Это дело принимает размах, когда на посту командирующего войсками в Крыму князя Прозоровского (несогласного с политикой переселения, как и фельдмаршал Румянцев) заменил в апреле 1778 года решительный и энергичный генерал Суворов А. В.
     Суворову было приказано ускорить дело… и уже начатое в первых числах августа переселение в основном было закончено в середине сентября 1778 года. Из Крыма выехало 31 386 человек, их них: греков — 18 407, армян – 12 598, грузин – 219, валахов – 162.
     Для трудовых людей города и села было тяжкое испытание. Покидая землю древней Таврии, переселенцы шли со слезами на глазах, проклиная судьбу, виновников несчастья. Армяне очередной раз взялись за посох странника, оставляли свои гнезда и каждый из них нес за пазухой горсть крымской земли..
     Переселение десятков тысяч мирного населения, так не кстати проведенное накануне присоединения Крыма к России, принесло людям неисчислимые страдания, лишения, голод, болезни, смерть, детей, стариков… Оно длилось 18 месяцев.
     Караваны двинулись на север к месту предполагаемого заселения – Екатеринославу (ныне Днепропетровск). Бездорожье, рано наступившие осенние заморозки, непогода. Кончились продукты, приближалась зима, которую люди проведут в землянках, под открытым небом.
     С наступлением весны 1779 года переселенцы двинулись на юго-восток, в низовья Дона. «Не выдержав сурового непривычного климата, трудностей длительного путешествия, лишенные теплой одежды, питательной пищи, люди умирали сотнями. Но нельзя сказать, что организаторы переселения оставались глухими к нуждам людей. В результате трогательной заботы А. В. Суворова, который неоднократно обращался к Г. А. Потемкину по поводу бедственного положения переселенцев, им оказывалась помощь: выдавались продукты, одежда, выделялись транспорт, деньги. Однако явно в недостаточном количестве.
     К концу 1779 года переселенцы дошли до низовий Дона. Подоспела Грамота (Указ) императрицы Екатерины 2 от 14/25 ноября 1779 года. Царица отводила 86 тысяч десятин земли рядом с крепостью Святого Дмитрия Ростовского, разрешила основать город (Нахичеван) и 5 селений (Чалтырь, Крым, Б-Салы, Несветай). Так завершилось полуторагодичное переселение 12 598 армян, 1/3 из которых из которых не дошла до места.
     Царская грамота ныне хранится в Историческом музее Армении. Она состоит из пяти пунктов, написана на русском и армянском языках. Согласно этому документу переселенцам предоставлялись определенные льготы и привилегии. В их числе – освобождение переселенцев от государственных податей и служб на десять лет, от воинской повинности на сто лет. Разрешалось строительство церквей с проведением в них церковных обрядов по своим законам и обычаям; разрешалась свободная торговля и внутри и вне государства, а также армяне получали право строить своими силами фабрики, заводы, купеческие и мореходные суда.
     Жизнь на новом месте налаживалась медленно, данными царицей привилегиями смогли пользоваться в основном имущие слои населения: торговцы, промышленники, духовенство, арендаторы свободных земель.
     Со стороны государства оказывалась денежная и продовольственная помощь армянскому населению.
     Всеми делами колонии управлял магистрат, избранный в 1780 году сроком на три года. В магистрате была должность городского головы. Очень скоро вся полнота власти в колонии оказалась в руках градоначальника. В селах власть принадлежала духовенству и выборным старостам, которые подчинялись магистрату.
     Нахичеванская-на-Дону община, сохранив исторические традиции прошлого, создала на новом месте свою самобытную культуру. Вместе с тем, новая среда постепенно стала оказывать свое влияние на общественно и культурную жизнь населения. Сохранились образцы устного народного творчества армян. Значительная часть фольклора привезена населением из Ани и Крыма, другая создана народом на Тихом Дону. Это сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки.
     В результате неутомимого труда местных собирателей фольклора Хачереса Поркшеяна, Мкртича Люледжияна, Шагена Шагиняна и других издано за последние годы несколько сборников в Ростове-на-Дону и в Армении.
     В течении веков, живя вдали от своей исторической родины, разбросанные более чем в 60-ти странах мира, армянские общины никогда не теряли связей с Арменией. И история Армении и армянского народа не будет полной без истории этих отдельных колоний.
     В своей национально-освободительной борьбе армянский народ неизменно обращал полные надежд взоры к великому русскому народу, видел в нем силу, способную избавить его от чужеземного персидско-османского ига. Так было во времена Давида Бека и Мхитара Спарапета, так было в годы первой мировой войны и чудовищного геноцида в Османской империи. В годы тяжелых испытаний, выпавших на долю России, армяне были вместе с русскими. Свидетельство тому – бесчисленные примеры со времен Петра 1, периода Великого Октября, гражданской войны.
     В период Великой Отечественной войны 4500 человек ушли из нашего района на фронт защищать Родину. Их них пали смертью храбрых 1950 воинов. Боевыми орденами и медалями награждены 3500 солдат и офицеров – уроженцев Мясниковского района.
     Возникшая в низовьях Дона по воле императрицы Екатерины 2 армянская колония сыграла важную роль в деле экономического и культурного развития края, дальнейшего укрепления нерушимой дружбы и братства армян и русских всех народов нашей страны.
     Город Нахичеван слился с соседним Ростовом в 1929 году и ныне образует его Пролетарский район. Как и прежде, во всех областях народного хозяйства, культуры, просвещения, здравоохранения плечом к плечу с другими народами трудятся сегодня потомки анийцев-переселенцев, сохраняя свой язык, национальные обычаи и традиции.
     В 1922-1925 гг. образовались новые поселения. Сначала несколько семейств из села Крым на расстоянии 10-12 км восточнее основали коммуну «Труд» (ныне с. Ленинакан). Чуть позже возникли селения Красный Крым и Ленинаван. В дальнейшем в состав Мясниковского района были включены Хаперский, Калининский, Петровский сельские Советы.
     Ныне все наши села – цветущие населенные пункты, где живут люди 39 национальностей и народностей, образовав единую семью, сильную дружбой и сплоченностью.
     230 – летняя дружба и взаимопонимание связывают донских армян с русским и всеми другими народами, населяющими донскую землю, воплощая в себе лучшие традиции культуры и быта. И сегодня можно сказать, что богатая история и самобытная национальная культура армян, проживающих на Дону, стали неотъемлемой частью истории и культуры Донского края и всей многонациональной России.

Источники:

1. 225 лет образования армянских поселений на Дону [Текст]: буклет/ Чалтыръ.- 2004.-15 с. ил.
2. Мясниковскому району 75 лет [Текст]: буклет/Чалтыръ.-2001.-8с.-ил.
3. Мясниковский район [Текст]: Листая прошлого страницы/ Ростов-на-Дону:. МПКнига. — 1999. — 240 с. — 41 ил.
4. В семье единой 210 [Текст]:/Ф-ка цв. Печати им. Ильича УПР — издата. — Ростов-на-Дону. — 1989. — ил.
5. Хартавакян К. Мы из древнего города Ани [Текст]: стихи/Кнарик Хартавакян//Приазовский край. — Ростов-на-Дону. — 1999. — 208 с.

Ждем вас по адресу:
х. Веселый ул. Ленина 6.
Режим работы: с 13-00 до 19-00
суббота с 12-00 до 16-00
Выходной день: воскресенье

     «Венок дружбы» [Текст]: Памятка / МУ «Библиотека Недвиговского сельского поселения» Веселовская библиотека-филиал № 3; сост. А. И. Бородина, И. Б. Чернышкова. – Веселый: МУ «Библиотека Недвиговского сельского поселения» Веселовская библиотека-филиал № 3, 2009. – 3 с. – (15 экз.).

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL