Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА РОДНИКОВ

ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА РОДНИКОВ

Родник Мец-Чорвах в Чалтыре.
Место, откуда начал засеяться Чалтырь

Утолите мою жажду, родники села родного,
Мне воды святой подайте, чалтырские родники,
Для продленья дней на свете нет источника иного,
Вы живительны, как струи с гор несущейся реки.

Ваша влага — слезы предков, песни, сказки вековые,
Достояние потомков, украшение села…
Утолите мою жажду, родники мои родные,-
И душа моя навеки вами будет спасена.

X. Наирьян . О. Кристостурян) Пер. Н. Скрёбова


Вода… тебя невозможно описать.
Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
Ты – сама жизнь…

Антуан де Сент-Экзюпери.

     Издавна люди берегли воду – этот ценнейший дар природы, обожествляя и поклоняясь ему.
     …Без малых рек нет больших, а малые и большие реки питают родники. Родник – это источник подземных вод, текущий из глубины земли, ключ. Наш Дон-батюшка начинается истоком у Иван-озера, и Волга – своим первым ручьем Персянкой начинается родниками.
Родник, Родина, родной, родственник, род – все эти слова от одного корня.
     Знаете ли вы, что у каждого народа есть свой покровитель воды? В армянском фольклоре истоки рек стерегут вишапы – каменные драконы, а хранительница воды – особо почитаемая богиня Нар.
     На Руси поклонение священным источникам и колодцам соединялось с культом святой Параскевы Пятницы, которая считалась покровительницей водной стихии. Иконы Параскевы устанавливали возле колодцев и родников, на них вешали приношения: полотенца, рубахи, мотки пряжи. Водой из таких колодцев лечили, её пили, умывались, употребляли в быту, совершали омовение воинов, идущих на защиту Родины.
     Земля нашего края (Чалтыря, Мясниковского района) очень богата водными ресурсами, что уникально для донской земли.
Предки наши, переселяясь из Крыма в донские степи, искали место, где бы было много родников. Именно этот край, богатый источниками вкусной, мягкой воды, стал их и нашей родиной-колыбелью.

Источник чист, словно предков слеза.
Далеких строителей вижу глаза,
Их голос ко мне долетает:
– Пей! Эта вода – святая.

     В 60-е годы XIX века в местном фольклоре появилась песня о Чалтыре, в которой с любовью упоминается главный родник нашего народа – Мец Чорвах:

Я люблю тебя, мой Чалтырь,
Очень я люблю,
И поэтому сегодня про тебя пою.
Про тебя пою, мой Чалтырь,
Родину свою.
С Мец Чорваха воду снова
Я с охотой пью.

     Родник Мец-Чорвах (Большая криница/родник) – сегодня один из достопримечательностей Чалтыря, один из крупнейших источников, наша история.
     По преданию, в 1779 году к этому роднику подъехало пять подвод с семьями братьев Хатламаджиянов. Здесь они обосновались и начали строить свои жилища.
Вкусная, чистая родниковая вода давала людям живительную силу. Родник обложили камнем, сделали колодец. Воду доставали ведром с помощью верёвки. В 1936 году ниже колодца построили крытый бассейн, куда вода текла по трубам. С фасадной стороны поставили краны, из которых люди берут воду при помощи раздвижных приспособлений. С боковой стороны бассейна лишняя вода вытекает в Чарки-озан (речка Чарки). Именно этот источник является началом образования села Чалтырь. Он неиссякаем и питает людей более двухсот лет.

Бессмертье дарует вода Мец Чорваха,
И пращура голос доносит она;
Спасая от бед, от унынья и страха,
Она нескудеющей силы полна.
Как сердце селенья, бьется родник –
Без устали, неумолкающе, вечно…
И с песней зурны в мою душу проник
Плеск струй родниковых в ручье быстротечном.
Вода Мец Чорваха – святая вода!
Ты – слезы скитальцев в кипенье потока,
Ты – память веков, что хранить нам всегда
Завещано вместе  с зеницею ока!

— так писал краевед, поэт и педагог Хевонд Наирьян в стихотворении, включенном  в сборник лирики «Зурна» (пер. с арм. К. Хартавакян)

Родник Салых — Су

     Среди молодёжи немногие знают, что в западной стороне села, в балке под «Золотой горой», есть родник Салых-Су переводе с татарского – «холодная вода»). Он вытекал из-под склона небольшой горки, образуя речушку. С этим ключом очень тесно связано событие переселения армян на Дон.

По преданию, караваны подвод, запряжённые быками, двигались из Крыма, а впереди на лошадях мчались разведчики в поисках воды. Они находили источник и предупреждали едущих за ними. Когда в балке они увидели маленькую речку, попробовали воду на вкус и бросились сообщить утомленным в пути людям о находке. Подвод с людьми было много, поэтому одни остались, а другие поехали дальше искать источники с питьевой водой.
Оставшиеся люди обживались. Чтобы родник не засорился,  обложили  камнями,  а  потом  вырыли  колодец и по желобу пустили в него воду. На поверхности земли сделали отверстие, и лишняя вода вытекала, образуя ручеек.
     Старожилы помнят: в Чалтыре была Часовня с маленьким колоколом. Она была построена над колодцем-родником Салых-Су. История часовни такова: один верующий человек ночью молился и из окна своего дома увидел неподалёку от источника светящийся столб. Наутро он пошёл к местному священнику и рассказал об этом. Поп выслушал его и сообщил в г. Эчмиадзин. Из Армении приехала группа специалистов с архитектором. Предполагали, что это было какое-то знамение. Сделали проект и построили небольшую часовню (её макет стоит в музее). Колодец остался внутри церквушки.
Вода в роднике была не просто вкусной, но и очень холодной, она имела целебные свойства. К роднику приходили и приезжали люди, чтобы лечиться от малярии, совершали паломничества. Здесь устраивали праздники, играли в игры, занимались борьбой.
     К сожалению, время неумолимо – часовня была разрушена, родник заглох. Только колодец, выложенный внутри камнем, остался памятником благодатному роднику.
     Изредка приходят сюда старожилы, чтобы вспомнить историю переселения армян, своих предков:

Была часовня здесь когда-то
Над родником, над Салых–Су.
Церковных празднеств помня даты,
спешил паломник в Салых–Су.
Из дальних хуторов, селений
Сюда сходились стар и млад.
Молились, вставши на колени,
Как требовал того адет …

…Здесь по старинному адету
Святую славили красу.
Армян-паломников когда-то
Вели дороги в Салых–Су…

Сразу прочь отступает беда,
И поет вдалеке соловей.
Это родины чудо-вода
Чистотою спасает людей.

Родник  Мамаин деран

     Много веков назад наши земли населяли кочевые племена: хазары, половцы, печенеги. Вспомним величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Ведь князь Игорь пошёл на Дон, чтобы сразиться с половецкими ханами. А в начале XIII века через наши степи проходило монголо-татарское иго, направляясь на русские города.
     Из уст в уста передаётся версия, будто хан Мамай встретил здесь сопротивление кочевых племён. Произошла битва в балке, где татары остановились у источника очень вкусной, мягкой, студёной воды, расположенного в южной стороне Чалтыря.
     Говорят, что во время боя хан Мамай потерял свою тюбетейку. С тех пор эта балка называется Мамаин деран (Мамаева балка).
     А ключ животрепещущей воды журчит, живёт и здравствует до сих пор вот уже несколько десятков столетий.
     В наши дни благоустроили родник и люди едут к нему за водой, чтобы пить чистый дар природы.

Ты душою к земле прикоснись
И воды родниковой испей.
Сразу станет прекраснее жизнь,
Сразу вспомнишь ты верных друзей.

Родник Мамаин деран

Источник Хазах–Чорвах
(Русский/Казачья   родник/криница)

     По преданию, много лет назад в юго-восточной стороне села текла быстрая речка. Мимо проходила дорога на русские сёла. Один купец (фамилия не сохранилась) решил на речке построить водяную мельницу. К этому времени в Чалтыре было несколько ветряных мельниц. Образовалась конкуренция. Хозяева ветряных мельниц собрались, привезли на подводах камни и заглушили источник, сказав, что вода может затопить всё село.
Сила природы мощнее человеческой настолько, что вместо речки из-под земли забили многочисленные ключи вкусной воды.
И в наше время мы едем за водой, пьём и пользуемся ею. Сказка это или быль, но рассказал её бывший директор музея – Люледжиян Кеворк Рубенович.
Родник работает и поныне, люди пользуются этой чудесной водой.

     О роднике Хазах-Чорвах бытует и другая версия. На месте, где стоят сейчас колхозные сараи, жил якобы болгарин. Он приехал на эти земли, построил дом, хотел провести воду ключа в свой огород, чтобы выращивать овощи: перец, баклажаны. Но сельчане, узнав об этом, решили не отдавать воду болгарину и заглушили источник. Об этом рассказала Роза Мартыновна Пудеян, ветеран педагогического труда. Вполне возможно, что эти две версии исторически последовательны, события вокруг родника происходили в разное время. Главное, родник работает и ныне, люди пользуются этой чудесной водой.

Налетели на Чалтырь суховеи,
Чтобы сжечь все живое дотла.
Но они одолеть не сумели
Силу ту, что криница дала.

Без воды колоску не родиться,
И не смогут цветы зацвести.
Кто забудет родную криницу,
Тот ослепнет, собьется с пути.

Родник Хазах Чорвах

     Действительно, это уникально, что так много родников в селе и его окрестностях, выбрасывающих на землю студёную, чистую, мягкую воду!
     Такой же силой обладает источник Хошаф-Чорвах, находящийся в балке в северной стороне Чалтыря по дороге на асфальтовый завод, на дачи. Переселенцы из Крыма клана Хошафянов отделились и ушли подальше на северо-восток. Остановившись у родника, попробовали воду: хорошая, чистая, вкусная. Остановились, обустроились и соорудили жилища. А ключ, робко журчащий из-под земли, обложили камнем, углубив; сделали колодец. Три брата Хошафянов: Крикор, Никохос и Говсеп, выложили колодец-родник, сделали сруб и питались этой водой, доставая её ведром с помощью верёвки. Ключ почувствовал свободу и забил сильнее. Затем накрыли досками и чистой, как слезинка, водой пользовались все от мала до велика.
Когда образовались колхозы, невдалеке были построены сараи для скота. Запах навоза просочился в колодец, и вода утратила прежний вкус. Сейчас стоит он у самой дороги, заколоченный досками. Люди воду из него не пьют, а молодёжь вряд ли знает, что этому колодцу-роднику более двухсот лет. Но потомки Хошафянов помнят, что их прадеды в своё время оживили этот источник и называют их именем через столетия.

Как сердце селения бьется родник –
Без устали, несмолкающе, вечно…
И с песней зурны в мою душу проник
Блеск струй родниковых в ручье быстротечном.

     Прошли годы …Чалтырь разросся, увеличилось население, воды стало не хватать. Вот уже несколько десятков лет как в селе проведен трубопровод, и в каждом доме теперь есть вода. Но тянутся люди к родникам, к их живительной влаге,  чтобы лишний раз прикоснуться к величайшему дару природы – богатству

Публикации:

1. Гадзиян, А. Еще раз о роднике [Текст] / А.Гадзиян // Заря.- 1997.- 20 августа.- С.3.

2. Живая вода родников [Текст] // Заря.-1998.- 6 июня. – С. 1.

3. Килафян, А. Главный родник [Текст] / А. Килафян // Заря. 1996. 25 мая.- С. 2.

4. Чувараян, Х. О родниках [Текст] / Х. Чувараян // Заря.- 1998.- 14 фев.- С. 3.

5. Шагинян, Д. Светящийся столб: Из истории родника Салых-Су [Текст] / Д. Шагинян // Заря комм.- 1987.- 19 сент.- С. 4.

6. Родники: О родниках района [Текст] // Заря комм.- 1989.- 3 июня.- С.3.

7. О роднике Мец-Чорвах [Текст] // Заря.- 1999.- 6 ноября.- С. 8.

8. Люледжиян, Г. Берегите родники: Хазах Чорвах – родник на северо-восточной окраине с. Чалтырь/ Г. Люледжиян // Заря.- 2003.- № 46- 47.- 19 апр.- С. 3.

9. Килафян, А. Беречь наши родники: О роднике Мец-Чорвах [Текст] / А. Килафян // Заря.- 1995.- 28 ноября.- С. 3.

10. Ионова, Л. Живая и мертвая вода Чалтыря: О родниках села Чалтырь [Текст] / Л. Ионова // Наше время.- 1995.- 27 июля.- С. 2.

11. Гагалаян, В. Живительная сила родников: О роднике Хазах Чорвах [Текст] / В. Гагалаян // Заря.- 1990.- 23 окт.- С. 3.

12.  Хараманян, М. О роднике «Салых-Су» и разрушенной часовне [Текст] / М. Хараманян // Заря.- 1996.- 17 августа.- С.2.

13.  Харахашян, А Родник Мец-Чорвах [Текст] / А. Харахашян.// Заря.- 1996.- 2 марта.- С. 2.

14.  Шагинян, Т. Быль или небылица?: О роднике Салых-Су и его целебных свойствах [Текст] / Т. Шагинян. // Заря коммунизма.- 1987.- 21 марта.- С. 4.

15. Чибичян, С. Наши топонимии: О названиях родников [Текст] / С, Чибичян // Заря.- 1996.- 20 апреля.- С. 2.

16. Наирьян, Х. (Кристостурян, Х. О.) Зурна: лирика / пер. с арм.; Сост. К. Хартавакян – Ростов н/Д.: МП КНИГА, 1998.

17. Тер-Акопян, А. Водные ресурсы Мясниковского района: презентация.

Ждём Вас по адресу:
346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район,
с. Чалтырь, 6 линия, 6.
Тел./факс: 2-34-58

&
www.chaltlib.ru

     Живительная сила родников: о родниках с. Чалтырь [Текст]: информационно-библиографический альманах / МУК МР «МЦБ»; текст Т. И. Хошафян; отв. за вып. А. А. Барашян; ком. набор К. В. Хаспекян; ред. А. О. Кешешян -Чалтырь: МУК МР «МЦБ», 2009. — 12 с. — (20 экз).

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL