Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Экологическая страница
Полезные ссылки







Заявка на комплектование библиотечного фонда






       


Карта сайта




АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

АНТОН  ПАВЛОВИЧ  ЧЕХОВ
150-летию со дня рождения 1860-1904)

«У нас много замечательных и любимых не только нами, но и всем миром, писателей. Чехов занимает одно из первых мест среди них».

К. А. Тренев

Биография:

     А. П. Чехов родился в г. Таганроге 17 (29) января 1860 г., умер 2 (15) июля 1904 г. в г. Баденвейлер (Южная Германия). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья Чеховых. Слева направо: стоят — Иван, Антон, Николай,
Александр и Митрофан Егорович; сидят — Михаил, Мария, Павел
Егорович, Евгения Яковлевна, Людмила Павловна и ее сын Георгий.
(1874)

     Братья и сестры:
Александр — литератор, лингвист (1855-1913);
Николай — художник (1858-1889);
Михаил — писатель, юрист (1868-1936);
Иван — учитель (известный московский педагог) (1861-1922);
Мария — художница-пейзажистка (1863-1957).
     Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми.
     Отец – Павел Егорович Чехов (1825-1898), был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно-патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно, в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.
     Мать – Евгения Яковлевна (урождённая Морозова; 1835-1919), прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но при этом страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».

     В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов.
     В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров – Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.
     В 1880 г. в № 9-10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Чехова. Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом – Антоша Чехонте или Человек без селезенки. В 1884 г. вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены».
     После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (Истра), в больнице известного врача П.А. Архангельского. Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена».
     С весны 1885 г. семья Чеховых приезжает в усадьбу Бабкино, неподалеку от Воскресенска (Чеховская Истра), к своим хорошим знакомым и надолго остается там. Это наилучшим образом отразилось на творчестве Антона Павловича. Прекрасная природа, разговоры о музыке, искусстве, литературе, дружба с художником Левитаном. Чехов много и плодотворно трудится.
     По возвращении в Москву в 1886 г., Чехов получает ободряющее письмо от писателя Д. В. Григоровича, едет в Петербург, где неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А. С. Суворина в газете «Новое время».
     Сборники произведений этого времени – «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» (1887). С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем.
     В 1887 г. ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Впервые она была поставлена в Москве в театре Корша, очень популярного у московской публики. Ф. А. Корш – страстный любитель театра, сочинитель и переводчик пьес, весьма предприимчивый человек, выстроил в 1882 году театр в Богословском переулке за очень короткий срок. За десятилетнюю деятельность театра, в котором играли знаменитые В. Н. Давыдов, Глама-Мещерская, Рыбчинская, Мартынова, Кошева, Красовская, составлявшие редкий актерский ансамбль, спектакли посмотрело более полутора миллиона зрителей, а пьес было поставлено более пятисот. Главная заслуга Корша состояла в том, что он ввел утренние общедоступные спектакли из классического репертуара, которые охотно посещала молодежь.
     19 ноября состоялась премьера пьесы Чехова «Иванов». Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех, хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя.
     В Петербурге «Иванов» шёл в несколько исправленном виде.
     В 1888 г. семья Чеховых поселяется на Луке, близ Сум, Харьковской губернии, на даче помещиков Линтваревых, чтобы провести там весну и лето. Чехов нуждался в новых местах и новых сюжетах для своих произведений, и, к тому же, кашель все чаще стал мучить писателя. Антон Павлович принимает на даче своих друзей литераторов: Плещеева, Баранцевича, книгоиздателя Суворина. С Сувориным у Чехова завязывается настоящая дружба, длившаяся много лет. Чеховы проводят на Луке еще одно лето 1889 г., но оно омрачается смертью брата писателя – Николая. Это событие сильно подействовало на Чехова, он, вскоре после похорон, уезжает из Луки, начинает собираться за границу, но оказывается в Одессе. Здесь гастролировал Малый театр, и Чехов знакомится с молодой артисткой Пановой, за которую впоследствии, уже в Москве, его пытаются безуспешно сватать. После Одессы Чехов едет в Ялту, им овладевает депрессия. В Ялте происходит знакомство с сестрами Шавровыми, с одной из которых, Еленой Михайловной, писательницей, Чехов впоследствии переписывается, хлопочет об издании ее произведений, дает профессиональные советы. Вернувшись в Москву, на Садово-Кудринскую, Чехов активно принимается за литературную работу. Вскоре из-под пера Антона Павловича выходят «Скучная история» и пьеса «Леший».
     Пьеса «Леший» была неудачно поставлена, Чехов снял её с репертуара, и, несколько лет спустя, переделал, дав новое название – «Дядя Ваня».
     В доме на Садово-Кудринской написаны также: повесть «Степь», водевили «Медведь», «Лебединая песня», более ста рассказов.
     И это притом, что в доме почти постоянно были гости. На втором этаже толклась молодежь, звучало фортепьяно, шли разговоры, а в это время на первом этаже Чехов сидел за столом и писал. В этом доме Чехов знакомится с Л. С. Мизиновой, «прекрасной Ликой», как он потом её называл. Очень красивая, веселая, умная, Лика стала любимицей семьи Чеховых. В чеховском доме бывали Чайковский, Григорович, известные в то время артисты А. П. Ленский и В. Н. Давыдов, издатель Лейкин, писатель Н. С. Лесков. Четвертый сборник рассказов «Хмурые люди» Чехов посвятил Чайковскому. В 1888 г. по решению Академии наук писатель получает половинную Пушкинскую премию за третий сборник рассказов «В сумерках». Несмотря на всё возрастающую известность и огромные литературные успехи, Чехов недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности.
     В 1890 г. Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин – место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».
     Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал с множеством людей. После возвращения с Сахалина, Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н. С. Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».
     Маршрут Сахалинского путешествия таков: из Ярославля по Волге до Казани, затем по Каме до Перми, оттуда по железной дороге до Тюмени, а затем через всю Сибирь на тарантасе и по рекам. На Сахалине Чехов пробыл более трех месяцев, затем через Индийский океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, прибыв в порт Одессы, он на поезде возвращается в Москву.
     Через некоторое время появляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин», а также такие произведения, как «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство».
     Жизнь в Москве после такого путешествия кажется Чехову неинтересной, и он отправляется в Петербург, чтобы встретится с Сувориным. Они решают вместе ехать в Западную Европу и посещают Вену, Болонью, Венецию, от которой Чехов приходит в восторг, а также Флоренцию, Рим, Неаполь, где писатель совершил восхождение на Везувий. Из Ниццы Антон Павлович отправляется в Монте-Карло, где проигрывает в рулетку 900 франков, затем в Париж.
     По возвращении Чехов едет в Алексин, где младший брат Михаил снял дачу на берегу Оки. Но вскоре Чеховы меняют место, переезжая в усадьбу Богимово, принадлежащую местному помещику Е. Д. Былим-Колосовскому. Усадьба была великолепна, с громадными комнатами, прекрасным садом, липовыми аллеями, прудами. Писатель был в восторге. Каждое утро он вставал в четыре часа, пил кофе и садился работать, причем не за письменным столом, а за подоконником. Здесь была написана «Дуэль», систематизированы сахалинские заметки. Чехов работал до одиннадцати часов, потом шел в лес за грибами или на рыбалку. В час дня семья обедала, а в три Чехов снова принимался за работу до самого вечера. По вечерам часто приходил в гости один из местных дачников – зоолог Вагнер, впоследствии ставший известным профессором. С ним начинались дебаты на темы вырождения, права сильного и т.д., и именно Вагнер стал прототипом фон Корена в «Дуэли».
     В 1891-92 гг. часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжает туда. Чехов возмущен тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах, что корреспонденты знают деревню «только по Глебу Успенскому». В это время Чехов пишет рассказ «Жена».
     В 1892 г. Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба находилась в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии, была в запущенном состоянии, но обошлась Чехову относительно недорого. Так, в марте месяце семья, состоящая из отца, матери, сестры Марии и самого Антона Павловича переехали в Мелихово. Первое время с ними живет младший брат Михаил. Сразу начались работы по обустройству дома, территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его. В чеховском доме у каждого была своя хозяйственная роль: Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель, теперь полностью признавал главенство Антона Павловича. В его задачи входил уход за садом. Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову. Павел Егорович начинает вести свой дневник – лаконичную летопись мелиховской жизни, отражающей состояние природы, хозяйства, визиты многочисленных гостей, приезды и отъезды родных.
     Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, но и колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда, и добивается открытия там же почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.
     В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.
     Несмотря на трудную дорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховым беспрестанно наезжали гости. Часто бывал художник Левитан, черпая вдохновение в скромных мелиховских пейзажах, гостили многие писатели, артисты, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Приезжали актрисы: О. Л. Книппер, Т. Л. Щепкина-Куперник, Д. М. Мусина-Пушкина. Часто наведывались подруги Марии Павловны, художницы Хотяинцева и Дроздова, и, конечно, Лика Мизинова.
     Чехов не ведет жизнь деревенского затворника. Он часто ездит в Москву и Петербург, где встречается с писателями, художниками, артистами, посещает театры, концерты, бывает в редакциях журналов и газет, принимает участие в литературных вечерах, юбилеях, официальных обедах и т. п. Вообще, появление Чехова вызывает большой резонанс в творческих кругах. В 1895 г. Чехов посещал Ясную Поляну, чтобы познакомится с Л. Н. Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто встречаются в Крыму.
     В Мелихово Чехов постоянно пишет. В 1894 г. он выстроил небольшой деревянный флигель, о котором сам писал в одном из писем: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен». Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначался для гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя. Когда Чехов был дома, над флигелем поднимался флаг. Именно здесь была написана «Чайка». В 1896 г. на сцене петербургского Александрийского театра состоялась премьера пьесы, но спектакль не имел успеха. Чехов очень тяжело переживал неудачную постановку. В 1898 г. «Чайка» была поставлена на сцене Московского Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом.
     Вообще же, в мелиховский период (1992-1998) созданы: «Палата № б», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений, такие как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня». Именно в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам.
     В 1897 г. у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897/98 гг. писатель живет в Ницце, потом в Париже, где знакомится с известным скульптором М. М. Антокольским. Чехов убеждает Антокольского создать для Таганрога памятник основателю города Петру Первому. Переговоры проходят удачно, Чехов организовывает бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельский порт в Таганрог.
     В мае 1898 г. Чехов возвращается на родину и едет в Мелихово. Здесь он живет до сентября, пока не началась осенняя сырость, а затем едет в Ялту. Там Чехов приобретает участок земли в двух километрах от набережной в деревне Аутка. В октябре Чехов узнаёт о смерти отца. Он пишет сестре: «…Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко. Жаль отца, жаль всех вас… Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то жильё, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни». В Ялте Чехов начинает строительство дома. Деньги на постройку появились от продажи сочинений известному книгоиздателю Марксу. Вскоре по проекту архитектора Шаповалова была построена прекрасная дача. (Чеховский сад) Чехов с упоением занимался благоустройством участка, сажал деревья. Зима 1899 г. в Крыму была чрезвычайно суровой, со снегом, морскими бурями. Писатель затосковал о Москве, где в это время с успехом шли его пьесы, кипела творческая жизнь. Весной он едет в Москву, затем в Мелихово. Но в конце августа вновь оказывается в Крыму. Имение в Мелихове продано, и Чехов с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство в Ялту. Здесь он начинает активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, заботится в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об А. П. Чехове, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для людей еврейской национальности.
     В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров и, как следствие, общественно-политический резонанс. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Он пишет: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это – жизненное и писательское кредо Чехова. В 1900 году Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 г. Чехов выходит из её рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении М. Горького по причине его политической неблагонадежности. По этому поводу к Чехову в Ялту приезжает В. Г. Короленко, с которым его связывали давние дружеские отношения.
     Весной 1900 г. в Крым приезжает на гастроли Московский Художественный театр. Чехов отправляется в Севастополь, где специально для него дают «Дядю Ваню». Позже театр переезжает в Ялту, и в доме на Аутке начинают собираться интереснейшие люди: Бунин, Горький, Куприн; каждый день у Чеховых – вся театральная труппа. Вскоре театр возвращается в Москву. Но уже в июле Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году и впоследствии активно переписывался, снова едет в Ялту гостить у писателя. Они проводят вместе весь июль, определяется их дальнейшая совместная жизнь.
     Зиму 1900-1901 гг. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту. 25 мая А. П. Чехов и О.  Л. Книппер венчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс – считалось, что он помогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но, несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений», – сказал он как-то о самом себе. Написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901). Чехов в основном живет в Ялте, хотя осень и ветреная сырая зима, проводимые в плохо отапливаемом доме, не добавляют Антону Павловичу здоровья. В ноябре 1901 г. он пишет жене: «У меня в кабинете обыкновенная температура +12 и редко бывает +13. Камина топить нельзя, потому что у меня от камина глаза болят. А при 12 градусах работать трудно». Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с Книппер – это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского Художественного театра, где Чехов – его главный автор, а Книппер – исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Герои писем – Горький, Бунин, Толстой, Станиславский, Немирович-Данченко, Шаляпин, Комиссаржевская, Мейерхольд и другие известные личности. Иногда Чехов наведывался в Москву
     В 1904 г. ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы. «Вишневый сад» – это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 г. Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания.
     15 июля (1-го по ст. стилю) во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь, осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.

Краткая хроника жизни:

1860,  17 (29) января -  В Таганроге родился Антон Павлович Чехов.
1869-1879 — Учеба в гимназии.
1877 -   Первое посещение Москвы.
1877-1878  — «Пьеса без названия» ( «Безотцовщина»)
1879 -   Поступил на медицинский факультет Московского университета.
1880, 9 марта — Первая публикация Чехова «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху» (еженедельник «Стрекоза»).
1884. июнь  -  Окончание медицинского факультета Московского университета. Выход в свет сборника «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте».
1885, декабрь -  Первая поездка в Петербург. Знакомство с А. С. Сувориным (издателем газеты «Новое время»).
1886, 15 февраля -  Напечатан первый рассказ Чехова в газете «Новое время» — «Панихида».
1886. -  Вышла книга «Пестрые рассказы».
1886, 27 августа -  Переезд в дом на Садово-Кудринской улице.
1887, август-сент. Вышли книги «В сумерках. Очерки и рассказы», «Невинные речи».
1887, 19 ноября — Премьера комедии «Иванов» в московском театре Ф. А. Корша.
1888, март -  В журнале «Северный вестник» опубликована повесть «Степь».
1888, май — июнь. Вышла книга «Рассказы».
1888, 7 октября — Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках».
1889, 31 января — Первое представление пьесы «Иванов» на сцене Александринского театра.
1889, 2 июля -  После смерти брата Николая (17 июня) уехал в Одессу, затем в   Ялту.
1890, конец марта -  Вышел сборник «Хмурые люди».
1890, 21 апреля -  Отъезд на Сахалин.
1890, 11 июля-13 сент. Пребывание на Сахалине.
1890, 16 окт.-1 дек. Возвращение морем — из Владивостока, через Гонконг,  Сингапур, Коломбо, Индийский океан, Суэцкий пролив, Константинополь в Одессу.
1891, март — апрель. Поездка в Европу (посещение Вены, Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя, Помпеи, Ниццы, Монте-Карло, Парижа).
1891, дек.-1892, февр. Помощь голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний.
1892, 4 марта -  Переезд в Мелихово.
1892, лето — Лечение больных во время эпидемии холеры в Тульской губернии.
1893, июнь–июль -  Закончена книга «Остров Сахалин».
1894, 14 сентября — Поездка в Европу (Вена, Триест, Венеция, Милан, Генуя,  Ницца, Париж).
1895,  8-9 августа — Чехов в Ясной Поляне. Чтение Л.Н. Толстым вслух глав романа «Воскресение».
1895, октябрь-ноябрь. Работа над пьесой «Чайка».
1895, 14 декабря -  Знакомство с И.А. Буниным.
1896, июнь -  Чехов начал постройку колокольни в Мелихове.
1896, 17 октября -  Первое представление «Чайки» в Александринском театре.
1897, янв.-начало февр. Участие в переписи населения Бавыкинской волости
Серпуховского уезда.
1897, февраль–июль -  Строительство школы в Новоселках.
1897, 22 марта-10 апр -  Сильное легочное кровотечение.
1897, 6 мая — Чехову пожалована бронзовая медаль за труды по переписи населения.
1897, 1 сентября — Поездка в Европу (Париж, Биарицц).
1897, 31 октября — Чехов избран членом Союза взаимопомощи русских
писателей и ученых.
1898, лето.-  Работа над трилогией – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О
Любви».
1898, июль – август -  Постройка в Мелихове земской школы.
1898, сентябрь -  Знакомство с О. Л. Книппер.
1898, 12 октября -   В Москве после операции умер Павел Егорович Чехов, отец писателя.
1898, октября -  Покупка земельного участка в Аутке (пригород Ялты) для   постройки дачи.
1898, ноябрь–декабрь — Сбор пожертвований для голодающих детей  Самарской губернии.
1898, 17 декабря -  Премьера «Чайки» в Московском Художественном театре.
1899, 17 января — Заключение договора с книгоиздательством А. Ф. Маркса об издании собрания сочинений А.П. Чехова
1899, 19 марта -  Знакомство с М. Горьким.
1899, ноябрь-декабрь -  Помощь в постройке Мухалатской школы и сбор средств на постройку санатория для туберкулезных больных.
1899, 6 декабря -  Пожалован орденом св. Станислава третьей степени «За отличное усердие в делах народного просвещения».
1899, декабрь -  Вышел первый том собрания сочинений Чехова в издательстве А.Ф. Маркса.
1900, 8 января — Чехов избран почетным академиком по разряду изящной словесности.
1900, 11 декабря -  Поездка в Европу (Ницца, Пиза, Флоренция, Рим).
1901, 31 января -  Премьера пьесы «Три сестры» в Художественном театре.
1901, 25 мая -  Венчание в Москве с О. Л. Книппер.
1902, 25 августа — Послал в Академию наук письмо с отказом от звания почетного академика.
1903, начало декабря -  Публикация последнего рассказа «Невеста».
1904, 17 января — Премьера «Вишневого сада» в Художественном театре.
1904, май — Последняя прижизненная публикация Чехова – пьеса «Вишневый  сад».
1904, 3 июня -  Чехов с женой уехал в Баденвейлер.
1904, 2 (15) июля — В три часа ночи Чехов скончался.

«В эпоху спутников Земли следует поговорить о спутнике человеческого сердца. Кажется, не было в мировой литературе ни одного писателя честнее, совестливее, правдивее Чехова, и в этом объяснение неослабевающей любви к нему читателей».

И. Эренбург

О Чехове:

«…Чехов не мог не родиться в этом городе грустной тишины, тоскливой безнадежности, он не был бы Чеховым, может быть, если бы не родился в Таганроге».

В. Ленский

«Славу Чехова создал его лиризм. Но будущий читатель, пройдя мимо лирики чеховских персонажей, совлекая с них эту условную, временную примету, будет читать иное: не лирику, но то, что лежит под нею, глубже нее. И тогда он увидит, что серые, бездеятельные персонажи Чехова заряжены той же взрывчатой энергией жизни, как и подлинные герои; окажется, что их столкновения, сведенные Чеховым к простейшим сюжетным постройкам, открывают гораздо более значительные и трагические перспективы, нежели «тоска», которую в них вычитывал прежний читатель».

В. Ф. Ходасевич

«Он обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость — искусством, которое доступно только человеку высоких требований к жизни, которое создается лишь горячим желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными. Пошлость всегда находила в нем жестокого и острого судью».

М. Горький

«Его можно было назвать скорее красивым. Хороший рост, приятно вьющиеся, заброшенные назад каштановые волосы, небольшая бородка и усы. Держался он скромно, но без излишней застенчивости; жест сдержанный. Низкий бас с густым металлом; дикция настоящая русская, с оттенком чисто великорусского наречия; интонации гибкие, даже переливающиеся в какой-то легкий распев, однако без малейшей сентиментальности и, уж конечно, без тени искусственности».

В. И. Немирович-Данченко

«Чехов, Левитан и Чайковский — эти три имени связаны одной нитью, и, правда, они были певцами прекрасной русской лирики, они были выразителями целой полосы русской жизни».

«Именно Чехов в своих произведениях дал право на жизнь простому, внешне незаметному человеку с его страданиями и радостями, с его неудовлетворенностью и мечтой о будущем, об иной, «невообразимо прекрасной» жизни».

«И в жизни Чехов относился с необыкновенной любовью и вниманием к каждому так называемому незаметному человеку и находил в нем душевную красоту. Люди любили его нежно и шли к нему, не зная его, чтобы повидать, послушать; а он утомлялся, иногда мучился этими посещениями и не знал, что сказать, когда ему задавали вопрос: как надо жить? Учить он не умел и не любил… Я спрашивала этих людей, почему они ходят к Антону Павловичу, ведь он не проповедник, говорить не умеет, а они отвечали с кроткой и нежной улыбкой, что когда посидишь только около Чехова, хоть молча, и то уйдешь обновленным человеком…»

О. Л. Книппер-Чехова

Афоризмы А. П. Чехова:

     О красноречии:
     Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом.

     В обществе, где презирается истинное красноречие, царит риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры.

     Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.

     О равнодушии:
     Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть.

     О знании:
     Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.

     Все знают и все понимают только дураки да шарлатаны.

     О прогрессе и науке:
     Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека.

     Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения.

     О гипотезах и дерзании:
     Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину.

     О книге:
     Все бледнеет перед книгами.

     О принципах морали:
     Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.

     Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья.

     Чтобы умно поступать, одного ума мало.

     Льстят тем, кого боятся.

     О культуре личных отношений:
     В каждом из нас слишком много винтов. Колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам.

     Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.

     О гуманности:
     Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.

     О труде:
     Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

     Дела управляются целями; то дело называется великим, у которого велика цель.

     О жизни:
     Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

     Надо быть ясным умственно, чистым нравственно, опрятным физически.

     В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

     Человечество понимало историю как ряд битв, потому что до сих пор борьбу оно считало главным в жизни.

     За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье.

     О любви:
     Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

     О гениальности и таланте:
     Говорить о недостатках таланта – это все равно, что говорить о недостатках большого дерева, которое растет в саду; тут ведь главным образом дело не в самом дереве, а во вкусах того, кто смотрит на дерево. Не так ли?

     Об искусстве:
     Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя лгать…

     …В искусстве, как и в жизни, ничего случайного не бывает.

     Художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. Только то прекрасно, что серьезно.

     О литературе:
     Писатель – это человек обязанный, законтрактованный сознанием долга и совести.

     Краткость – сестра таланта.

Все  произведения  А. П.  Чехова:

* Агафья
* Актерская гибель
* Альбом
* Анна на шее
* Антрепренер под диваном (Закулисная история)
* Анюта
* Аптекарша
* Ариадна
* Архиерей
* Аттестат
* Ах, зубы!

* Бабы
* Бабье царство
* Баран и барышня
* Барыня
* Барон
* Басня
* Беглец
* Беда (1886)
* Беда (1887)
* Без заглавия
* Без места
* Беззаконие
* Беззащитное существо
* Безнадежный (Эскиз)
* Безотцовщина (Пьеса в 4-х действиях)
* Белолобый
* Бенефис соловья: (Рецензия)
* Беседа пьяного с трезвым чертом
* Беспокойный гость
* Библиография
* Битва
* Благодарный
* Блины
* Брак по расчёту (Роман в 2-х частях)
* Братец
* Брожение умов (Из летописи одного города)
* Бумажник

* В аптеке
* В бане
* В вагоне
* В гостиной
* В ландо
* В Москве на Трубной площади
* В море (Рассказ матроса)
* В номерах
* В овраге
* В пансионе
* В Париж!
* В потемках
* В почтовом отделении
* В приюте для неизлечимо больных и престарелых
* В родном углу
* В рождественскую ночь
* В сарае
* В ссылке
* В суде
* В цирюльне цирульне)
* В усадьбе
* Ванька
* Вверх по лестнице
* Ведьма
* Верба
* Верочка
* Весной
* Весь в дедушку
* Визитные карточки
* Винт
* Вишневый сад
* Водевиль
* Волк
* Володя
* Володя большой и Володя маленький
* Вопросы и ответы
* Вор
* Ворона
* Воры
* Восклицательный знак (Святочный рассказ)
* Врачебные советы
* Враги
* Встреча
* Встреча весны (Рассуждение)
* Вывеска
* Выигрышный билет
* Вынужденное заявление

* Гадальщики и гадальщицы: (Подновогодние картинки)
* Герой-барыня
* Глупый француз
* Говорить или молчать
* Гордый человек (Рассказ)
* Горе
* Господа обыватели (Пьеса в двух действиях)
* Гость (Сценка)
* Грач
* Гречневая каша сама себя хвалит (неоконченное)
* Грешник из Толедо (Перевод с испанского)
* Гриша
* Гусев
* Гусиный разговор
 
* Дама с собачкой
* Дамы Дама с собачкой
* Дамы
* Дачники Дама с собачкой
* Дамы
* Дачники
* Дачница
* Дачное удовольствие
* Дачные правила
* Два газетчика (Неправдоподобный рассказ)
* Два письма
* Два романа
* Два скандала
* Двадцать девятое июня (Рассказ охотника, никогда в цель не попадающего)
* Двадцать шесть (Выписки из дневника)
* Двое в одном
* Делец
* Дело о 1884 годе (От нашего корреспондента)
* День за городом
* Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало
* Детвора
* Дипломат (Сценка)
* Длинный язык
* Добродетельный кабатчик (Плач оскудевшего)
* Добрый знакомый
* Добрый немец
* Доктор
* Дом с мезонином (Рассказ художника)
* Дома
* Домашние средства
* Донесение
* Дополнительные вопросы к личным картам статистической переписи, предлагаемые Антошей Чехонте
* Дорогая собака
* Дорогие уроки
* Дочь Альбиона
* Дочь Коммерции советника (Роман)
* Драма (1886)
* Драма (1887)
* Драма на охоте (Истинное происшествие)
* Драматург
* Дура, или Капитан в отставке (Сценка из несуществующего водевиля)
* Дурак (Рассказ холостяка)
* Душечка
* Дуэль
* Дядя Ваня (Сцены из деревенской жизни в четырех действиях)
* Дополнительные вопросы к личным картам статистической переписи, предлагаемые Антошей Чехонте
* Дорогая собака
* Дорогие уроки
* Дочь Альбиона
* Дочь Коммерции советника (Роман)
* Драма (1886)
* Драма (1887)
* Драма на охоте (Истинное происшествие)
* Драматург
* Дура, или Капитан в отставке (Сценка из несуществующего водевиля)
* Дурак (Рассказ холостяка)
* Душечка
* Дуэль
* Дядя Ваня (Сцены из деревенской жизни в четырех действиях)

* Егерь
* Единственное средство
* Елка
  
* Жалобная книга
* Жена
* Жених
* Жених и папенька (Нечто современное)
* Женщина без предрассудков (Роман)
* Жены артистов (Перевод… с португальского)
* Женское счастье
* Живая хронология
* Живой товар
* Жизнеописания достопримечательных современников
* Жизнь в вопросах и восклицаниях
* Жизнь прекрасна! (Покушающимся на самоубийство)
* Жилец
* Житейская мелочь
* Житейские невзгоды
  
* За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
* За яблочки
* Заблудшие
* Забыл!!
* Завещание старого, 1883-го года
* Загадочная натура
* Задача
* Задачи сумасшедшего математика
* Заказ
* Закуска
* Записка
* Затмение Луны (Из провинциальной жизни)
* Зеленая коса (Маленький роман)
* Зеркало
* Зиночка
* Злодеи и г. Егоров
* Злой мальчик
* Злоумышленник
* Злоумышленники: (Рассказ очевидцев)
* Знакомый мужчина
* Знамение времени

* И прекрасное должно иметь пределы
* И то и сё (Письма и телеграммы)
* И то и сё (Поэзия и проза)
* Иван Матвеич
* Иванов (Драма в четырёх действиях)
* Идеальный экзамен (краткий ответ на все длинные вопросы)
* Идиллия
* Идиллия — увы и ах!
* Из воспоминаний идеалиста
* Из дневника одной девицы
* Из дневника помощника бухгалтера
* Из записной книжки старого педагога
* Из записок вспыльчивого человека
* Из огня да в полымя
* Именины
* Индейский петух (Маленькое недоразумение)
* Интеллигентное бревно (Сценка)
* Интриги
* Ионыч
* Исповедь
* Исповедь, или Оля, Женя, Зоя (Письмо)
* История одного торгового предприятия

* К свадебному Сезону (Из записной книжки комиссионера)
* К сведению мужей (Научная статья)
* К характеристике народов (Из записок одного наивного члена Русского географического общества)
* «Кавардак в Риме»: (Комическая странность в 3-х действиях, 5-ти картинах с прологом и двумя провалами)
* Казак
* Калека (Неоконченное произведение)
* Календарь «Будильника» на 1882 год. Март — апрель
* Калхас (Лебединая песня)
* Каникулярные работы институтки Наденьки N 
* Канитель
* Картинки из недавнего прошлого
* Картофель и тенор
* Каштанка
* Киргизы
* Клевета
* Княгиня
* Кое-что об А. С. Даргомыжском
* Козел или негодяй?
* Коллекция
* Комик
* Комические рекламы и объявления (Сообщил Антоша Чехонте)
* Конкурс
* Контора объявлений Антоши Ч.
* Контрабас и флейта
* Контракт 1884 года с человечеством
* Конь и трепетная лань
* Корреспондент
* Кот 
* Который из трех? (Старая, но вечно новая история)
* Кошмар
* Красавицы
* Красавицы (Из записок врача) (Неоконченное произведение)
* Красная горка
* Краткая анатомия человека
* Крест
* Кривое зеркало: (Святочный рассказ)
* Критик
* Крыжовник
* Кто виноват?
* Кулачье гнездо
* Кухарка женится

* Лебединая песня (Калхас)
* Лев и Солнце
* Летающие острова (Соч. Жюля Верна)
* Леший (Комедия в 4-х действиях)
* Либерал (Новогодний рассказ)
* Либеральный душка
* Лист (Кое-что пасхальное)
* Литературная табель о рангах
* Лишние люди
* Лошадиная фамилия
* Любовь
* Любовь без зыби

* Майонез
* Мальчики
* Марья Ивановна
* Маска
* Масленичные правила дисциплины
* Медведь (Шутка в одном действии)
* Медицинское свидетельство
* Мелюзга
* Мертвое тело
* Месть
* Месть женщины
* Мечты
* Много бумаги (Архивное изыскание)
* Мои жены: (Письмо в редакцию — Рауля Синей Бороды)
* Мои остроты и изречения
* Мои чины и титулы
* Мой юбилей
* Молодой человек
* Мороз
* Мошенники поневоле: (Новогодняя побрехушка)
* Мой Домострой
* Мой разговор с почтмейстером
* Моя беседа с Эдисоном (От нашего собственного корреспондента)
* Моя жизнь (Рассказ провинциала)
* Моя Нана
* Моя «она»
* Мститель
* Муж 
* Мужики
* Мужики (X и XI глава, неоконченные)
* Мысли читателя газет и журналов
* Мыслитель
 
* На большой дороге (Драматический этюд в одном действии)
* На волчьей садке
* На гвозде
* На гулянье в Сокольниках
* На даче
* На кладбище
* На магнетическом сеансе
* На мельнице
* На охоте
* На подводе
* На пути
* На реке (Весенние картинки)
* На святках
* На страстной неделе
* На чужбине
* Надлежащие меры
* Надул (Очень древний анекдот)
* Наивный леший (Сказка)
* Накануне поста
* Налим
* Нарвался
* Нахлебники
* Находчивость г. Родона
* Начальник станции
* Не в духе
* Не судьба!
* Не тлетворные мысли
* Невеста
* Невидимые миру слезы
* Недобрая ночь (Наброски)
* Недоброе дело
* Ненастье
* Ненужная победа (Рассказ)
* Необходимое предисловие
* Необыкновенный
* Неосторожность
* Неприятная история
* Неприятность
* Нервы
* Несколько мыслей о душе
* Несообразные мысли
* Несчастье
* Неудача
* Неудачный визит
* Нечистые трагики и прокаженные драматурги
* Нечто серьезное
* Ниночка (Роман)
* Нищий
* Новая болезнь и старое средство
* Новая дача
* Новейший письмовник
* Новогодние великомученики
* Новогодняя пытка
* Новые открытия в области человеческой мысли
* Ночь на кладбище (Святочный рассказ)
* Ночь перед судом
* Ну, публика!
* Нытье (Письмо издалека)
 
* О бренности (Масленичная тема для проповеди)
* О вреде табака (Сцена-монолог в одном действии)
* О драме (Сценка)
* О женщинах
* О женщины, женщины!..
* О любви
* О марте. Об апреле. О мае. Об июне и июле. Об августе. (Филологические заметки)
* О правах и обязанностях помощника инспектора
* О том, как я в законный брак вступил: (Рассказец)
* О том, о сем 
* Оба лучше
* Обер-верхи
* Общее образование: (Последние выводы зубоврачебной науки)
* Обыватели
* Огни
* Один из многих
* Он и она 
* Он понял!
* Опекун
* Оратор
* Орден
* Осенью
* От нечего делать
* Отвергнутая любовь
* Отец
* Отец семейства
* Открытие
* Отрава
* Отрывок
* Отставной раб
 
* Палата №6
* Панихида
* Папаша
* Пари
* Пассажир 1-го класса
* Патриот своего отечества
* Певчие
* Первый дебют (Рассказ)
* Первый любовник
* Перед затмением
* Перед свадьбой
* Перекати-поле
* Пересолил
* Пережитое (Психологический этюд)
* Переполох
* Перепутанные объявления
* Персона
* Петров день
* Печенег
* Писатель
* Письма
* Письмо
* Письмо в редакцию (неопубликованное)
* Письмо к репортёру
* Письмо к ученому соседу
* Плоды долгих размышлений
* По делам службы
* По-американски
* Подобрать название
* Полинька
* Попрыгунья
* После театра
* После бенефиса (Сценка)
* Последняя могиканша
* Поцелуй
* Почта
* Правила для начинающих авторов (Юбилейный подарок — вместо почтового ящика)
* Праздничная повинность
* Праздничные (Из записок провинциального хапуги)
* Предложение (Шутка в одном действии)
* Предписание
* Приданое
* Признательный немец
* Припадок
* Произведение искусства
* Происшествие
* Пропащее дело (Водевильное происшествие)
* Протекция
* Прощение
* Психопаты
* Пустой случай
* Пьяные
 
* Радость
* Раз в год 
* Разговор
* Разговор человека с собакой
* Размазня
* Рано!
* Рассказ без конца
* Рассказ госпожи NN 
* Рассказ неизвестного человека
* Рассказ старшего садовника
* Рассказ художника
* Рассказ, которому трудно подобрать название
* Расстройство компенсации (Неоконченное произведение)
* Ревнитель
* Реклама
* Рекламы и объявления (неопубликованное)
* Репетитор
* Репка
* Речь и ремешок
* Рецензия
* Розовый чулок
* Роман (неоконченное)
* Роман адвоката (Протокол)
* Роман с контрабасом
* Руководство для желающих жениться (Секретно)
* Русский уголь (Правдивая история)
* Рыбье дело (Густой трактат по жидкому вопросу)
* Рыбья любовь
* Рыцари без страха и упрека
* Ряженные

* С женой поссорился
* Салон де варьете
* Самый большой город
* Самообольщение (Сказка)
* Сапоги
* Сапоги в смятку
* Сапожник и нечистая сила
* Сборник для детей
* Свадьба
* Свадьба (Сцена в одном действии)
* Свадьба с генералом (Рассказ)
* Светлая личность (Рассказ «идеалиста»)
* «Свидание хотя и состоялось, но…»
* Свирель
* Свистуны
* Святая простота (Рассказ)
* Святою ночью
* Сельские эскулапы
* Серьезный шаг 
* Сильные ощущения
* Симулянты
* Сирена
* Сказка
* Скверная история (Нечто романообразное)
* Скорая помощь
* Скрипка Ротшильда
* Скука жизни
* Скучная история (из записок старого человека)
* Следователь
* Слова, слова и слова
* Словотолкователь для «барышень»
* Служебные пометки
* Случаи mania grandiosa
* Случай из практики
* Случай из судебной практики
* Случай с классиком
* Смерть чиновника
* Событие
* Совет
* Современные молитвы
* Сон (Святочный рассказ)
* Сон репортера
* Сонная одурь
* Соседи
* Спать хочется
* Список лиц, имеющих право на бесплатный проезд по русским железным дорогам
* Список экспонентов, удостоенных чугунных медалей по русскому отделу на выставке в Амстердаме
* Справка
* Средство от запоя
* Староста (Сценка)
* Старость
* Старый дом 
* Статистика
* Степь
* Стена
* Страдальцы
* Стража под стражей (Сценка)
* Страх (Рассказ моего приятеля)
* Страхи
* Страшная ночь
* Студент
* Суд 
* Супруга
* Сущая правда
* Счастливчик
* Счастье
* Съезд естествоиспытателей в Филадельфии (Статья научного содержания)

* Тайна
* Тайны ста сорока четырех катастроф, или Русский Рокамболь (неоконченное)
* Тайный советник
* Талант
* Тапер
* Татьяна Репина (Драма в 1 действии)
* Темнота
* Темною ночью
* Темпераменты
* Теща-адвокат
* Тина
* Тиф 
* То была она!
* Толстый и тонкий
* Тоска
* Тост прозаиков
* Трагик
* Трагик поневоле (шутка в одном действии)
* Три года
* Три сестры (Драма в четырех действиях)
* Трифон
* Тряпка (Сценка)
* Тссс!
* Ты и вы (Сценка)
* Тысяча одна страсть, или Страшная ночь: (Роман в одной части с эпилогом)
* Тяжелые люди
 
* У Зелененых (Неопубликованное произведение)
* У знакомых (Рассказ)
* У постели больного
* У предводительши
* У телефона
* Убийство
* Угроза
* Удав и кролик
* Умный дворник
* Унтер Пришибеев
* Упразднили!
* Устрицы
* Утопленник (Сценка)
* Учитель
* Учитель словесности
* Ушла
* Филантроп
* Философские определения жизни
* Финтифлюшки
* Хамелеон
* Хирургия
* Хитрец
* Холодная кровь
* Хористка
* Хорошие люди
* Хороший конец
* Художество
* Цветы запоздалые
* Циник
 
* Чайка (Комедия в четырех действиях)
* Человек (Немножко философии)
* Человек в футляре
* Черный монах
* <Четверостишия>
* Чтение
* Что лучше?
* Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.
* Чужая беда
 
* Шампанское
* Шведская спичка
* Шило в мешке
* Шульц (Неоконченное)
* Шуточка
* Экзамен (Из беседы двух очень умных людей)
* Экзамен на чин 
* Элегия

* Юбилей (Шутка в одном действии)
* Юристка
 
* Ядовитый случай
* Язык до Киева доведет
* Ярмарка
* Ярмарочное «итого»

* 3000 иностранных слов, вошедших в употребление русского языка
* 75 000
* Mari d'Elle
* Perpetuum mobile
* Rara avis

А. П Чехов в своем кабинете в Ялте, фотография Л. В. Седина (1901 г.)

Музеи А. П. Чехова:

•  Музейный комплекс Чехова в Таганроге

     В комплекс входят дома М. Е. Чехова, Попкова, Кобылина, где жил и служил П. Е. Чехов, отец писателя, домик Чехова на бывшей полицейской улице (теперь это улица Чехова), дом Моисеева (лавка Чеховых), дом М. Е. и П. Е. Чеховых, где прошли детство и юность писателя, греческая школа, гимназия, где он учился, театр, дома Дросси, Дьяконова, Шедеви, Лободы, памятник Чехову. Гимназия была преобразована в 1935 г. в литературно-мемориальный музей им. А. П. Чехова.

• Таганрог.  Родина Чехова. Домик Чехова

• Музей «Лавка Чеховых»  (Таганрог)

• Дом-музей А. П. Чехова в Москве

     Литературный филиал Гослитмузея. Открыт 14 июля 1954 г. в доме 6 по Садово-Кудринской улице. Писатель жил здесь в 1886-90 гг. Здесь созданы: «Степь», «Скучная история», водевили «Медведь», «Лебединая песня», более ста рассказов. В этом доме его навещали П. Чайковский, И. Левитан, В. Немирович-Данченко, В. Гиляровский и др.  В музее проводятся экскурсии, лекции. Литературные и музыкальные вечера.

● Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова (Мелихово)

     Усадьбу в Мелихово Чехов купил в 1892 г. и в марте переехал туда с семьей. Мелиховский период в творчестве и жизни писателя – это не только вдохновенный литературный труд, но и огромная общественная деятельность. Здесь Чеховым написано более 40 произведений, среди них: «Дом с мезонином», «Палата № 6», «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», принесшие писателю мировую славу. Музей основан в 1940 г. при активном участии сестры Чехова, Марии Павловны, и его племянника, Сергея Михайловича. По инициативе музея проводятся театральные фестивали «Мелиховская весна», в которых участвуют театры России и других стран мира. Мелихово находится около бывшего крупного села «Лопасня». Сейчас это город Чехов, названный в честь писателя в 1954 г.

• Александровский историко-литературный музей «А. П. Чехов и Сахалин»

     Первый музей на Сахалине был открыт 6.12.1896 г. силами каторжных и администрацией каторги. Нынешний продолжает его традиции. Большое внимание музей уделяет этнологии народностей, проживающих на Сахалине (эвенки, нивхи, ульта и др.). В собраниях музея отражена история, жизнь и быт каторги. Большой интерес вызывает посещение Сахалина летом 1890 г. А. П. Чеховым, его работа здесь, перепись всего сахалинского населения и написание книги «Остров Сахалин». В 1990 г. к столетию поездки писателя открыт Музей книги А.  П. Чехова.

• Музей Чехова в г. Сумы (Украина)

     Открыт 29 января 1960 г. в бывшей усадьбе Линтваревых, где семья Чеховых проводила летние месяцы в 1888-1889 гг. Сюда приезжали друзья Чехова – литераторы Плещеев. Баранцевич, книгоиздатель Суворин. Здесь в 1889 г. умер и похоронен старший брат писателя, Николай Чехов.

• Дом-музей Чехова в Ялте (Белая дача)

     В Ялту Чехов переехал по совету врачей в 1898 г. Писатель купил участок земли и организовал постройку двухэтажного дома с мезонином, прозванный современниками «Белой дачей». Здесь Чеховым были написаны пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», рассказы «Дама с собачкой», повесть «В овраге» и др., подготовлено к изданию собрание собственных сочинений. В Ялте у Чехова бывали Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин, Рахманинов. Музей основан в 1921 г. сестрой писателя М. П. Чеховой. Ныне дом-музей известен как инициатор и организатор Международных научных конференций «Чеховские чтения в Ялте».

• Дача Чехова в Гурзуфе.

Отдел дома-музея А. П. Чехова в Ялте. В 1900 г. Чехов купил этот дом для отдыха и уединения, так как Ялта писателю казалась очень шумной. Прожил Чехов здесь недолго: близость моря, влажный воздух от прибоя сказались на здоровье писателя. В августе 1900 г. Чехов начал работать над пьесой «Три сестры». Позже писатель подарил дачу своей жене О. Л. Книппер, которая приезжала сюда до 1953 г.

• Чеховские места в Крыму

     Кроме Ялты с Гурзуфом Чехов объехал почти весь Крым, он посетил Алупку, Алушту, Севастополь, Бахчисарай, Феодосию, Форос, Гаспру, Мисхор, Ливадию, Мухалатку, Олеиз, Ореанду, Массандру, Дерекой, Исар, Кучук-Кой водопад Учан-Су, гору Ай-Петри, маяк Ай-Тодор.

• Чехов в усадьбе Бабкино, неподалеку от Воскресенска

     После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (Истра), в больнице известного врача П. А. Архангельского. Появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена».
     С весны 1885 г. семья Чеховых приезжает в усадьбу Бабкино, неподалеку от Воскресенска (Чеховская Истра), к своим хорошим знакомым и надолго остается там. Это наилучшим образом отразилось на творчестве Антона Павловича. Прекрасная природа, разговоры о музыке, искусстве, литературе, дружба с художником Левитаном. Чехов много и плодотворно трудится.

• Музей Чехова в г. Баденвейлер (Германия)

     В Баденвейлере Чехов провел последний месяц жизни и скончался 15 июля 1904 г. В августе 1998 г. открыт единственный в западном мире музей А. П. Чехова. Музей получил название «Чеховский салон». Здесь ежегодно проводятся авторские чтения, дискуссии, творческие встречи литераторов разных стран, театральные представления.

• Чехов на острове Цейлон в г. Коломбо (Шри Ланка)

     На Цейлоне Чехов побывал на обратной дороге из Сахалина. Антон Павлович писал «Цейлон – место, где был рай. Здесь, в раю, я сделал больше ста верст по железной дороге и по самое горло насытился пальмовыми лесами и бронзовыми женщинами»
     К 95-летию со дня кончины писателя сотрудниками Гослитмузея (Москва) в гостинице «Гранд ориенталь отель» была открыта мемориальная комната Чехова.

Список произведений о творчестве А.П. Чехова:

1. Бердников, Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания [Текст] / Г. П. Бердников – Изд. 3-е, перераб. – М.: Художественная литература, 1984 – 511 с.
2. Громов, М. П. Книга о Чехове [Текст] / М. П. Громов – М.: Современник, 1989. – 384 с. – -ка «Любителям российской словесности»).
3. Динерштейн, Е. А. А. П. Чехов и его издатели [Текст] / Е. А. Динерштейн – М.: Книга, 1990 – 222 с.
4. Ермилов, В. Антон Павлович Чехов (1860-1904) [Текст] / В. Ермилов. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Молодая гвардия, 1949 – 439 с.
5. Иванов, Г. В. Сто великих писателей [Текст] / Г. В. Иванов, Л. С. Калюжная – М.: Вече, 2005 – (100 великих) – С. 363-368.
6. История русской драматургии. Вторая половина XIX — начало XX века, до 1917 г. [Текст] / отв. ред. Л. М. Лотман; Академия наук СССР, Ин-т рус. литературы (Пушкинский дом) – Л.: Наука, 1987 – С. 441-480.
7. История русской литературы в 4-х т.; Т.4. Литература конца XIX — начала XX века (1881-1917) [Текст] / ред. тома К. Д. Муратова – Л.: Наука, 1983 – С.177-232.
8. Книги, которые должен знать современный человек [Текст] / автор-сост. Е. Е. Трибис – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003 – (Популярная библиотека знаний) – С. 207-208.
9. Кони, А. Ф. Воспоминания о писателях [Текст] / А. Ф. Кони; сост., вступ. ст. и комм. Г. М. Миронова и Л. Г. Миронова – М.: Правда, 1989 – С. 458-474.
10. Кузичева, А. П. Чеховы. Биография семьи [Текст] / А. П. Кузичева – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. – 470 с., ил.
11. Лакшин, В. Я. Пять великих имен [Текст] : статьи, исследования, эссе / В. Я. Лакшин – М.: Современник, 1988 – С. 368-451.
12. Левидов, А. М. Автор – образ – читатель [Текст] / А. М. Левидов; 2-е изд., допол. – Л.: Издательство ленинградского университета, 1983. – 349 с.
13. Лотман, Ю. М. О русской литературе [Текст]: статьи и исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы / Ю. М. Лотман – СПб.: Искусство-СПБ – 945 с.
14. Малюгин, Л. А. Чехов [Текст]: повесть-хроника / Л.А. Малюгин, И.П. Гитович – М.: Советский писатель, 1983. – 575 с.
15. Основин, В. В. Русская драматургия второй половины XIX века [Текст] : пособие для учителя / В. В. Основин – М.: Просвещение, 1980. — С.131-183.
16. Розанов, В. В. О писательстве и писателях [Текст] : собрание сочинений / В. В. Розанов; под. общ. ред. А. Н. Ноколюкина — М.: Республика, 1995 – 734 с.
17. Роскин, А. Антоша Чехонте [Текст] : посвящается 150-летию со дня рождения А. П. Чехова / А. Роскин – Ростов н/Д.: Мин. Культуры Ростовской обл.; ООО «Омега-Принт», 2007. – 107 с., ил.; 5 л. ил.
18. Русские писатели [Текст] : библиографический словарь в 2-х ч.; Ч. 2. М-Я. / под ред. П. А. Николаева – М.: Просвещение, 1990. – 448 с., ил.
19. Русские писатели [Текст] / Н. М. Войнова, А. И. Журавлева, Д. П. Ивинский, А. Б. Криницын, А. М. Ранчин, М. В. Строганов, Е. Н. Строганова, А. П. Чудаков – М.: ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2003 – 352 с. — (Великие русские).
20. Чехов, М. П. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления. Е. М. Чехова. Воспоминания [Текст] / М. П. Чехов, Е. М. Чехова – М.: Художественная литература, 1981 – 355 с. – (Литературные мемуары).
21. Шер, Н. С. Рассказы о русских писателях [Текст] / Н. С. Шер; оформ. Н. Мунц; подбор иллюстр. материала Л. Плотникова – М.: Дет. лит., 1982. – (Школьная библиотека для нерусских школ) – С. 415-448.

В помощь библиотекарю, преподавателю:

 

     Основные темы творчества А. П. Чехова – идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других. В ряде его рассказов показана дикость и жестокость деревенской жизни. В своем творчестве он достиг большой силы социального и художественного обобщения. Создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова – рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Чехов вошел в русскую литературу как тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.

     К юбилейной дате великого классика русской литературы библиотекарям следует запланировать комплекс мероприятий, пропагандирующих произведения писателя и материалы о нем.
     Обязательны наглядные формы работы: книжные выставки, выставки-просмотры, издание библиотечной продукции о жизни и творчестве классика.
     Для различных групп читателей интересны будут разнообразные мероприятия: обзоры, беседы, тематические литературные вечера, викторины по творчеству писателя.

Материалы в помощь организации мероприятий:

1. А. П. Чехов и наш край [Текст] : реком. список лит-ры к 120-летию со дня рождения / Ростов. обл. науч. б-ка им. К. Маркса; кр. отдел. – Ростов н/Д., 1980.
2. Великий гуманист [Текст] : метод. пособие к 125-летию со дня рождения. А. П. Чехова / Ростов. обл. науч. б-ка им. К. Маркса; НМО. – Ростов н/Д., 1984.
3. Любя Россию, ей не льстил [Текст]: сценарий вечера воспоминаний, посв. 120-летию со дня рождения А. П. Чехова / Науч.-метод. центр народ. тв-ва и культ.- просвет. работы; Обл. управление культуры. – Ростов н/Д, 1979.
4. Родной и близкий [Текст] : обзор литературы к 130-летию со дня рождения А. П. Чехова / Ростов. обл. науч. б-ка им. К. Маркса; ИБО. – Ростов н/Д., 1990.

Читаем, учимся, играем:
1999, № 6:

5. Землянухина, С.  Я. Наследие его жизни [Текст] : встреча в литерат. салоне / С.  Я. Землянухина // ЧУИ. – 1999 – № 6 – С. 68-71.
6. Петрова, Е. А. Прекрасный мир удивительного человека [Текст] : литерат. час для старшеклассников / Е. А. Петрова // ЧУИ. – 1999 – № 6 – С. 72-76.
7. Рудишина, Т. В. «Пути, мною проложенные…» [Текст] : встреча в литерат. гостиной / Т. В. Рудишина, Л. Н. Муравьева // ЧУИ. – 1999 – № 6 – С. 53-64.
8. Стоволосова, М. А. Чеховская «дуэль» [Текст] : литерат. игра «Умники и умницы» по произв. А. П. Чехова / М. А. Стоволосова // ЧУИ. – 1999 – № 6 – С. 77-80.
9. Токарева, О. Б. Суаре у Ольги Ивановны [Текст] : литерат. вечер для уч-ся 8-9 кл. / О. Б. Токарева // ЧУИ. – 1999 – № 6 – С. 72-76.
10. Черникова, Т. В. Предпраздничные страсти, или с Новым годом [Текст] : инсценировка по рассказам А. П. Чехова / Т. В. Черникова // ЧУИ. – 1999 – № 6 – С. 46-52.

2004, № 10:

11. Бычков, Ю. А. Квартет знаменитых [Текст] : драматический этюд о взаимоотношениях О. Л. Книппер и А. П. Чехова / Ю. А. Бычков // ЧУИ. – 2004 – № 10 – С. 22-31.
12. Маркина, Ю. Г. О героях рассказов [Текст] : композиция по тв-ву А. П. Чехова / Ю. Г. Маркина // ЧУИ. – 2004 – № 10 – С. 32-33.
13. Рыбалка, С. В. На родине писателя [Текст] : литерат. вечер / С. В. Рыбалка // ЧУИ. – 2004 – № 10 – С. 34-38.

2009, № 10:

14. Барчева, Т. Ф. Счастливое Мелихово [Текст] : сценарий литер. вечера, посв. А. П. Чехову 150-летию со д. р.) / Т. Ф. Барчева // ЧУИ – 2009 – № 10 – С. 44-51.

2009, № 11:

15. Макарова, Б. А. Великий насмешник [Текст] : литературный сценарий, посв. юбилею А. П. Чехова / Б. А. Макарова // ЧУИ – 2009 – № 11 – С. 23-29.

Викторина по творчеству А. П. Чехова

1. В каком городе родился, провёл детство и юность А. П. Чехов?
• Таллинн
• Таганрог
• Москва

2. А. П. Чехов по образованию был:
• Адвокат
• преподаватель истории
• врач

3. Отец  Чехова  был:
• очень богатым человеком
• крупным коммерсантом
• мелким торговцем

4. В семье Чеховых было:
• было двое детей
• было много детей
• Антон был единственным ребенком

5. Чехов написал следующие рассказы
«Смерть чиновника»
«Кавказский пленник»
«Капитанская дочка»
«Хамелеон»
«Толстый и тонкий»

6. Антон Павлович Чехов это его:
• настоящее имя
• имя его брата
• псевдоним

7. Как назывался Санкт-Петербургский еженедельный художественно-юмористический журнал, в котором в 1878 г. впервые опубликовался А. П. Чехов?
«Бабочка»
«Крокодил»
«Стрекоза»

8. Как А. П. Чехов назвал краткость, и это выражение используют сейчас?
• Мать порядка
• Сестра таланта
• Мать учения

9. Как называется рассказ А. П.Чехова, в котором главный персонаж собака?
• Белый пудель
• Белый Бим Чёрное Ухо
• Каштанка

10. Кем по профессии был хозяин собаки, главной героини из рассказа А. П. Чехова?
•  Кузнецом
•  Дрессировщиком
•  Столяром

11. В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена?
«Мальчики»
«Каштанка»
«Ванька»

12. Как назвал собаку новый хозяин?
• Тютька
• Талант
• Тётка

13. Что спрятала собака за шкафом?
• Куриную лапку
• Куриное крылышко
• Гусиную лапку

14. Куда писал письмо главный герой рассказа «Ванька»?
• В Лапландию, Деду Морозу
• На деревню, дедушке
• В другой город, бабушке

15. Герои какого рассказа А. П. Чехова решили сбежать в Калифорнию добывать золото?
«Каштанка»
«Мальчики»
«Ванька»

16. На чём приехали мальчики домой?
• На машине
• На велосипедах
• На розвальнях

17. Назовите кличку собаки из этого рассказа.
• Лорд
• Граф
• Милорд

18. Как подписывался герой рассказа Чехова «Мальчики»?
• Граф Монте-Кристо
• Монтигомо Ястребиный Коготь
• Володин друг

     Сост.: отд. обслуживания Межпоселенческой центральной библиотеки.

Источники:

1. А. П. Чехов: Рождение классика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.chehovodstvo.ru/
2. Биографии и судьбы / о людях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aboutpeople.ru/
3. Чехов Антон Павлович [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.antonchehov.ru/
4. Чехов Антон Павлович. Биография [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.antonchehov.ru/chbiography/
5. Чехов Антон Павлович. Музей [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.antonchehov.ru/chmuseum/
6. Чехов: рассказы, пьесы, рефераты, биография. Все произведения А. П. Чехова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.my-chekhov.ru/chekhov_v.shtml
7. Чехов: рассказы, пьесы, рефераты, биография Краткая хроника жизни [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.my-chekhov.ru/biografiya.shtml
8. Чехов: рассказы, пьесы, рефераты, биография Фотоальбом А. П. Чехова [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.my-chekhov.ru/foto.shtml
9. Мудрость России: афоризмы / Авт.- сост. А. Ю. Кожевников, Т. Б. Линдберг – СПб: Издательский Дом «Нева», 2005 – 544 с.
10. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. : В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров – М.: Политиздат, 1989 – 805 с.

 

     Антон Павлович Чехов [Текст]: биобиблиографический альманах к 150-летию со д. р. А. П. Чехова / МУК  МЦБ;  МБО; Сост. и отв. за вып. А. О. Кешешян. – Чалтырь, 2010. – 10 экз.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика
SSL