Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА РОДНИКОВ

ЖИВИТЕЛЬНАЯ СИЛА РОДНИКОВ
(о родниках Мясниковского района)

Утолите мою жажду, родники села родного,
Мне воды святой подайте, чалтырские родники,
Для продленья дней на свете нет источника иного,
Вы живительны, как струи с гор несущейся реки.

Ваша влага – слезы предков, песни, сказки вековые,
Достояние потомков, украшение села…
Утолите мою жажду, родники мои родные, –
И душа моя навеки вами будет спасена.

Х. Наирьян (пер. Н. Скрёбова)

Родники села Чалтырь

     Издавна люди берегли воду – этот ценнейший дар природы, обожествляя и поклоняясь ему.
     …Без малых рек нет больших, а малые и большие реки питают родники. Родник – это источник подземных вод, текущий из глубины земли, ключ. Наш Дон-батюшка начинается истоком у Иван-озера, и Волга – своим первым ручьем Персянкой начинается родниками.
     Родник, Родина, родной, родственник, род – все эти слова от одного корня.
     Знаете ли вы, что у каждого народа есть свой покровитель воды? В армянском фольклоре истоки рек стерегут вишапы – каменные драконы, а хранительница воды – особо почитаемая богиня Нар.
     На Руси поклонение священным источникам и колодцам соединялось с культом святой Параскевы Пятницы, которая считалась покровительницей водной стихии. Иконы Параскевы устанавливали возле колодцев и родников, на них вешали приношения: полотенца, рубахи, мотки пряжи. Водой из таких колодцев лечили, её пили, умывались, употребляли в быту, совершали омовение воинов, идущих на защиту Родины.
     Земля нашего края (Чалтыря, Мясниковского района) очень богата водными ресурсами. Что уникально для донской земли.
     Предки наши, переселяясь из Крыма в донские степи, искали место, где бы было много родников. Именно этот край, богатый источниками вкусной, мягкой воды, стал их и нашей родиной – колыбелью.

Источник чист, словно предков слеза.
Далеких строителей вижу глаза,
Их голос ко мне долетает:
– Пей! Эта вода – святая.

     В 60-е годы 19 века в местном фольклоре появилась песня о Чалтыре, в которой с любовью упоминается главный родник нашего народа – Мец-Чорвах:

Я люблю тебя, мой Чалтырь,
Очень я люблю,
И поэтому сегодня про тебя пою.
Про тебя пою, мой Чалтырь,
Родину свою.
С МецЧорваха воду снова
Я с охотой пью.

Родник Мец-Чорвах

     Родник Мец-Чорвах (Большая криница/родник) – сегодня один из достопримечательностей Чалтыря, один из крупнейших источников, наша история.
     По преданию, в 1779 году к этому роднику подъехало пять подвод с семьями братьев Хатламаджиянов. Здесь они обосновались и начали строить свои жилища.

     Вкусная, чистая родниковая вода давала людям живительную силу. Родник обложили камнем, сделали колодец. Воду доставали ведром с помощью верёвки. В 1936 году ниже колодца построили крытый бассейн, куда вода текла по трубам. С фасадной стороны поставили краны, из которых люди берут воду при помощи раздвижных приспособлений. С боковой стороны бассейна лишняя вода вытекает в Чарки-озан (речка Чарки). Именно этот источник является началом образования села Чалтырь. Он неиссякаем и питает людей более двухсот лет.

Бессмертье дарует вода Мец-Чорваха,
И пращура голос доносит она;
Спасая от бед, от унынья и страха,
Она нескудеющей силы полна.
Как сердце селенья, бьется родник –
Без устали, неумолкающе, вечно…
И с песней зурны в мою душу проник
Плеск струй родниковых в ручье быстротечном.
Вода МецЧорваха – святая вода!
Ты – слезы скитальцев в кипенье потока,
Ты – память веков, что хранить нам всегда
Завещано вместе с зеницею ока!

— так писал краевед, поэт и педагог Хевонд Наирьян в стихотворении, включенном  в сборник лирики «Зурна».

Родник Салых-Су

     Среди молодёжи немногие знают, что в западной стороне села, в балке под «Золотой горой», есть родник Салых-Су (в переводе с татарского – холодная вода). Он вытекал из-под склона небольшой горки, образуя речушку. С этим ключом очень тесно связано событие переселения армян на Дон.
     По преданию, караваны подвод, запряжённые быками, двигались из Крыма, а впереди на лошадях мчались разведчики в поисках воды. Они находили источник и предупреждали едущих за ними. Когда в балке они увидели маленькую речку, попробовали воду на вкус и бросились сообщить утомленным в пути людям о находке. Подвод с людьми было много, поэтому одни остались, а другие поехали дальше искать источники с питьевой водой.

     Оставшиеся люди обживались. Чтобы родник не засорился, обложили камнями, а потом вырыли колодец и по желобу пустили в него воду. На поверхности земли сделали отверстие, и лишняя вода вытекала, образуя ручеек.
     Старожилы помнят: в Чалтыре была Часовня с маленьким колоколом. Она была построена над колодцем-родником Салых-Су. История часовни такова: один верующий человек ночью молился и из окна своего дома увидел неподалёку от источника светящийся столб. Наутро он пошёл к местному священнику и рассказал об этом. Поп выслушал его и сообщил в г. Эчмиадзин. Из Армении приехала группа специалистов с архитектором. Предполагали, что это было какое-то знамение. Сделали проект и построили небольшую часовню, (её макет стоит в музее).
     Колодец остался внутри церквушки.
Вода в роднике была не просто вкусной, но и очень холодной, она имела целебные свойства. К роднику приходили и приезжали люди, чтобы лечиться от малярии, совершали паломничества. Здесь устраивали праздники, играли в игры, занимались борьбой.
     К сожалению, время неумолимо – часовня была разрушена, родник заглох. Только колодец, выложен-ный внутри камнем, остался памятником благодатному роднику.

     Изредка приходят сюда старожилы, чтобы вспомнить историю переселения армян, своих предков:

Была часовня здесь когда-то 
Над родником, над Салых–Су.
Церковных празднеств помня даты,
спешил паломник в Салых–Су.
Из дальних хуторов, селений
Сюда сходились стар и млад.

Молились, вставши на колени,
Как требовал того адет…

…Здесь по старинномуадету
Святую славили красу.
Армян-паломников когда-то 
Вели дороги в Салых-Су…

Сразу прочь отступает беда,
И поет вдалеке соловей.
Это родины чудо-вода
Чистотою спасает людей.

Родник Мамаин-деран

     Много веков назад наши земли населяли кочевые племена: хазары, половцы, печенеги. Вспомним величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Ведь князь Игорь пошёл на Дон, чтобы сразиться с половецкими ханами. А в начале XIII века через наши степи проходило монголо-татарское иго, направляясь на русские города.
     Из уст в уста передаётся легенда, будто хан Мамай встретил здесь сопротивление кочевых племён. Произошла битва в балке, где татары остановились у источника очень вкусной, мягкой, студёной воды, расположенного в южной стороне Чалтыря.

     Говорят, что во время боя хан Мамай потерял свою тюбетейку. С тех пор эта балка называется Мамаин-деран (Мамаева балка).

     А ключ животрепещущей воды журчит, живёт и здравствует до сих пор вот уже несколько десятков столетий.В наши дни благоустроили родник и люди едут к нему за водой, чтобы пить чистый дар природы.

Источник Хазах–Чорвах
(Русский/Казачий родник/криница)

     По преданию, много лет назад в юго-восточной стороне села текла быстрая речка. Мимо проходила дорога на русские сёла. Один купец (фамилия не сохранилась) решил на речке построить водяную мельницу. К этому времени в Чалтыре было несколько ветряных мельниц. Образовалась конкуренция. Хозяева ветряных мельниц собрались, привезли на подводах камни и заглушили источник, сказав, что вода может затопить всё село.
     Сила природы мощнее человеческой настолько, что вместо речки из-под земли забили многочисленные ключи вкусной воды.И в наше время мы едем за водой, пьём и пользуемся ею. Сказка это или быль, но рассказал её бывший директор музея – Люледжиян Кеворк Рубенович.
     Родник работает и поныне, люди пользуются этой чудесной водой.
     О роднике Хазах-Чорвах бытует и другая легенда. На месте, где стоят сейчас колхозные сараи, жил якобы болгарин. Он приехал на эти земли, построил дом, хотел провести воду ключа в свой огород, чтобы выращивать овощи: перец, баклажаны. Но сельчане, узнав об этом, решили не отдавать воду болгарину и заглушили источник. Об этом рассказала Роза Мартыновна Пудеян, ветеран педагогического труда.
     Вполне возможно, что эти две версии исторически последовательны, события вокруг родника происходили в разное время.

Налетели на Чалтырь суховеи,
Чтобы сжечь все живое дотла.
Но они одолеть не сумели
Силу ту, что криница дала.

Без воды колоску не родиться,
И не смогут цветы зацвести.
Кто забудет родную криницу,
Тот ослепнет, собьется с пути.

     На сегодняшний день родник в его первоначальном виде не действует, да и башни уже нет. Но природа берет свое: вода пробилась  чуть ниже прежнего места и течет родниковая вода под горой.

     Действительно, это уникально, что так много родников в селе и его окрестностях, выбрасывающих на землю студёную, чистую, мягкую воду!
     Такой же силой обладает источник Хошаф-Чорвах, находящийся в балке в северной стороне Чалтыря по дороге на асфальтовый завод, на дачи.
     Переселенцы из Крыма клана Хошафянов отделились и ушли подальше на северо-восток.
     Остановившись у родника, попробовали воду: хорошая, чистая, вкусная. Остановились, обустроились и соорудили жилища.
     Три брата Хошафянов: Крикор, Никохос и Говсеп, выложили колодец-родник, сделали сруб и питались этой водой, доставая её ведром с помощью верёвки. А ключ, робко журчащий из-под земли, обложили камнем, углубив; сделали колодец.
     Ключ почувствовал свободу и забил сильнее. Затем накрыли досками и чистой, как слезинка, водой пользовались все от мала до велика.
     Когда образовались колхозы, невдалеке были построены сараи для скота. Запах навоза просочился в колодец, и вода утратила прежний вкус. Сейчас стоит он у самой дороги, заколоченный досками.

     Люди воду из него не пьют, а молодёжь вряд ли знает, что этому колодцу-роднику более двухсот лет. Но потомки Хошафянов помнят, что их прадеды в своё время оживили этот источник и называют их именем через столетия.

Как сердце селения бьется родник –
Без устали, несмолкающе, вечно…
И с песней зурны в мою душу проник
Блеск струй родниковых в ручье быстротечном.

     Не далеко от родника Хошаф-Чорвах на северной окраине села Чалтырь у асфальтового завода ДРСУ есть еще один источник  под так называемой Белой горой.

     Вода здесь очень вкусная, многие  жители Чалтыря и Крыма берут ее для питья и приготовления пищи. Говорили, что вода здесь  не просто вкусная, а целебная, типа минеральная. Из районного центраГоссанэпиднадзора брали образцы на анализ. Но предположения не подтвердились. Вода не минеральная и лечебными свойствами не обладает. Но вода действительно очень чистая и   «мягкая».
     Прошли годы … Чалтырь разросся, увеличилось население, воды стало не хватать. Вот уже несколько десятков лет как в селе проведен трубопровод, и в каждом доме теперь есть вода. Но тянутся люди к родникам, к их живительной влаге,  чтобы лишний раз прикоснуться к величайшему дару природы – богатству нашей земли.

Родники села Крым

     Есть родники и в других населенных пунктах Мясниковского района.
     Не далеко от Чалтыря находится еще одно армянское село Крым (Топти). Вода, как говорится, основа жизни, и потому люди испокон веков основывали свои поселения близ источников, родников, речек и рек.
     Следуя этим традициям, после переселения армян с Крымского полуострова на Дон предки крымчан облюбовали источники в балках, у подножья каменистого холма.
     Возможно, рельеф им чем-то напоминал покинутую родину, а, может, их поразила вода изумительной чистоты и вкуса, но решили они остановиться именно здесь, вокруг которых и начали строить свои дома.

Родник Мец-Чорвах села Крым

     Возле родника «Мец-Чорвах» появились первые дома переселенцев. Так было положено начало селу Крым. Родник «Мец-Чорвах» одна из достопримечательностей села. Раньше «МецЧорвах» представлял собой построенный из старых кирпичей длинный туннель, уходящий в глубоко в землю.
     В туннель стекались ручьи двух разных  ключевых вод, соединяясь, они по трубе вытекали в наружу. Воду из родника утоляла жажду не только жителей села, сюда на водопой приводили колхозный скот.
     Бережно с уважением  относятся жители села к своим родникам, содержали их в чистоте и аккуратности, ибо вода даровала долголетие не одному поколению крымчан.
     В 2011 году произвели капитальный ремонт Мец-Чорваха и преобразился  родник.

Баин-Чорвах

     Есть на территории села и другой живительный источник “ Баин-Чорвах».  Родник находится  по пути к церкви «Сурб Саркис». К сожалению, церковь не сохранилась. Родник называется «БаинЧорвах»  потому что, вода  с родника стекает в сторону улицы, где проживают Баяны. Возможно, один из Баянов и построил этот родник. В 2001 был произведен капитальный ремонт родника, его обложили плоскими камнями и он обрел новый вид.

«Джл-Джл» Чорвах

     Третий родник на территории села Крым. Он был назван «Джл-Джл», таккак был значительно меньше остальных родников, и вода из родника текла очень медленно. Родник был обложен кирпичом и находился  на правом берегу речки Озан на конце огорода  дедушки НанавянМикиша. Поэтому родник иногда называли «Чорвах-Нанавянов». К сожалению, родник ныне не существует. Когда вырыли на речке Озан пруд, то засыпали и родник. После того как пруд убрали, открылся и родник. Но, к сожалению, родник до сих пор не восстановлен. Осталась лишь картина А. Л. Пегливаняна напоминающая о роднике «Джл-Джл».

Источник Святого великомученика и целителя Пантелеимона в хуторе Калинин

     Церковь хутора Беляевопостроили на самом высоком месте Церковь имела колокольню, на ее месте сейчас находится домовладение Григорьевой Пелагеи Федоровны. Дом священника Смирнова (имени никто не помнит) стоял рядом с единственным источником, сейчас там проживает Романова Валентина Даниловна.
     Ни в одном источнике, ни в Госархиве, ни в архиве Ростовской епархии нет упоминания о том, что приход носил имя Святого целителя Пантелеимона, но с тех давних пор 9 августа считается Престольным днем хутора.
     Праздник отмечали очень торжественно, с размахом. Утром проходила церковная служба, на которую съезжались гости из близлежащих хуторов: Недвиговки, Сафьяново, Хапры, Семерники (Каратаево), станицы Гниловской, городов Таганрога, Ростова-на-Дону. После торжественной службы накрывались праздничные столы на берегу Мертвого Донца, приглашались музыканты, весь день звучали песни, танцевала молодежь, хозяйки встречали родственников и гостей.
     В 1923 году хутор Беляево был переименован в хутор имени Калинина (Газета «Советский пахарь» № 39 от 14 ноября 1924 года.)
     Каждый год, чтя традиции предков, жители хутора отмечали свой Престольный праздник. Все эти годы витала идея восстановить церковь, но в советские времена это было не реально.
     И вот в 2005 году, 31 марта собралась инициативная группа граждан, на встречу был приглашен Благочинный Матвеево-Курганского округа отец Николай (Чернявский), было принято решение об образовании приходского совета и о восстановлении церкви и освящении родника.

Строительство купели

Работа завершена. Вот он – источник
Святого великомученика и целителя Пантелеимона.

     На День Святой Пасхи, 1 мая 2005 года, был освящен источник и стал носить имя Святого великомученика и целителя Пантелеимона. Силами верующих и просто жителей хутора был отреставрирован родник, была построена купальня. К источнику потянулись люди, даже местные жители заметили целебные свойства родника. Люди с заболеваниями суставов и страдающие от повышенного давления, регулярно принимая ванны, чувствуют заметное улучшение здоровья. Летом, в жаркую погоду местная детвора целыми днями купается в чистейшей воде источника, несмотря на то, что температура воды в любое время года всего 10 градусов.

Крестный ход к святому источнику

     С первого дня освящения источника к роднику потянулись многочисленные паломники со всех уголков Ростовской области. Они приезжают целыми семьями, проводят у источника целый день, отдыхают, купаются, набирают с собой целебной воды.
     Не имея собственного помещения, церковь проводит торжественные богослужения у святого источника на такие праздники, как: Рождество Христово, Крещение, Пасха, День святого великомученика и целителя Пантелеимона. Особенно торжественно проходит обряд водосвятия на праздник Крещения: рано утром возле источника разводятся костры, отец Георгий (Майоров) проводит ритуал освящения источника, читает торжественную молитву, затем все желающие могут троекратно погрузиться в «иордань», после чего купальщики отогреваются у разведенного костра.

     Святой источник стал не только местом отдыха для местных жителей и гостей нашего хутора, но и символом единения и гордости поколений, вернул утраченные когда-то традиции, объединил людей разных национальностей и вероисповедания, став местом их общих встреч, как в праздники, так и в будни.

О чем поет родник?
Иди, узнай, спроси!
— Скажи, где ты возник?
— Во глубине Руси…
Чисты его глаза,
Звонка родная речь,
Их замутить нельзя,
Их надо нам сберечь!
Я подойду – напьюсь
Из родника воды
И силы наберусь,
Чтоб взяться за труды.

Виктор Боков

Родники хутора Недвиговка

     Недвиговка – место уникальное. Достопримеча-тельностей в хуторе много, они практически на каждом шагу!
     К природным памятникам местного значения относятся родники «Безымянный» и «Центральный».

Родник «Центральный»

     В центре хутора Недвиговка, в 100 метрах от здания Администрации Недвиговского сельского поселения находится родник «Центральный».
     Водный памятник природы. Родник с очень вкусной питьевой водой. Стекает в реку Мертвый Донец. Разрешены посещения экскурсий, забор воды. Запрещены земляные и строительные работы в радиусе 5 метров.

Родник «Безымянный»

     Родник «Безымянный» находится в 300 метрах от биостанции ЮФУ, южнее музея «Танаис». Охранная зона  памятника природы — 20 метров.
     Родник расположен на степном склоне, окруженном садами учебно-опытного хозяйства университета. Запрещены земляные работы в радиусе 20 метров.

Живоносный источник в селе Петровка

     Долгое время Криничка была единственным местом на Дону, куда стекались пешие паломники не только нашего края и Северного Кавказа, но и с Украины и из Центральной России.
     Историческая справка:
     Поблизости Почтовой балки, выше по течению Тузлова, в устье балки Желобок (позже Грушина балка), из-под скалы на лужайку пробивался ручеек. По весне юные пастухи раскапывали Криничку и обкладывали ее камнями. Отчего и прозвали в народе Молодецким Колодезем. Донские епархиальные ведомости в апрельском  выпуске 1914 года рассказывали знаменитое  местное предание: «В 1841 году невдалеке отсюда, на горе остались под 28 августа несколько крестьян поселка Бабинского на своих токах; между ними были и братья Запорожцевы. На другой день, рано утром, младший из них направился к кринице за водой и здесь увидел икону Божией Матери с предвечным младенцем на правой руке. При этом святая икона не плавала, а как бы кем поддерживаемая, стояла прямо, касаясь своим основанием небольшого камня, лежащего на дне неглубокого колодца. Крестьянин, поспешно вернувшись, рассказал о виденном братьям и другим людям, бывшим поблизости. Все вместе отправились к кринице и, увидев тоже самое, усердно помолились пред явленной иконою, а потом сейчас же дали известие о случившемся управляющему Бабинским поселком. Тот немедленно прибыл к месту происшествия; помолившись, приложился к иконе и, между прочим, запретил кому-либо трогать ее.
     Слава об источнике, который вскоре стали называть Бабинским или Криничкой, разнеслась повсюду после того, как на глазах у толпы верующих исцелилась сорокалетняя казачка из Новочеркасска Матрена Андреевна Зотова, в течение восемнадцати лет страдавшая припадками падучей: ее приложили к иконе, напоили и облили из родника, и она успокоилась. Криничку освятил священник их соседней Большой Крепкой слободы Андрей Китайский (произошло это спустя три дня после обретения иконы, но самой иконы батюшка уже не увидел). От этого стечение к ней народа продолжало все увеличиваться и по временам возрастало до чрезвычайного количества: иногда к вечеру собирались тысячные толпы.
     А Матрона Зотова поселилась при источнике и прожила здесь до самой смерти. Она принимала в своем доме паломников и кормила их; «Ведомости» рассказывают, что ей самые щедрые благотворители жертвовали на прием страждущих странников. Больных не отпускала от себя до тех пор, пока они не выздоравливали. А кому из пришельцев выпадал жребий от Бога здесь же  умирать, она погребала таковых за свой счет. При этом нашла еще возможность собрать на построение храма при Источнике около 5000 рублей. Она же насадила среди лесных пород деревьев плодовые деревья. Есть и легенда: однажды у Криничка побывал полк казаков, вернувшийся с тяжелых сражений, — они все восстановили здоровье.
     В 1948 году, когда у источника уже стояла  часовня, войсковое начальство назначило П. Иловайского и есаула И. Каршина попечителями будущей церкви во имя Живоносного Источника Божьей Матери.
     Летом следующего года, в августе, заложили каменный храм, проект которого составил архитектор Иван Вальпреде – в древнемосковском духе, с крупными створчатыми наличниками, с круглыми апсидами. Строить его решили не у родника, а выше, на террасе горы, чтобы своей тяжестью храм не наседал на водоносный грунт. Основные средства выделил Войсковой  Наказной атаман Михаил Григорьевич Хомутов, он же с супругой пожертвовал храму, оконченному через восемь лет и освященному в честь Живоносного источника (а старую церковь переименовали во Владимирскую), дорогую старинную икону.
     Храм и сооруженная впоследствии восьмиугольная деревянная часовня были увешаны иконами – приношениями богомольцев.
     Документально известно, что в 1899 году попечителями церкви являлись отставной хорунжий Иван Павлович Краснощеков и коллежский  секретарь Марк Александрович Лакиер.
     Из «Ведомостей» мы узнаем также, что Бабинский источник «представляет собой неглубокий колодезь, обложенный камнем на цементе, по внешней форме все сооружение напоминает несколько подобие лампадного стаканчика с ножкой».
     В 1911 году был освящен южный предел в честь Иоанна Богослова.
     После революции церковь не уничтожили, а устроили склад, а после войны – ремонтную мастерскую. Когда образовалась Петровская птицефабрика, мастерские забрали на ее территорию. А церковь так и стояла прокопченная  замусоренная и заброшенная.
     О восстановлении храма первая стала хлопотать Зоя Ивановна Королькова. Воодушевление передалось и другим местным жителям. С помощью рабочих фабрики и жителей сел, они вынесли из помещения храма мусор и металлолом, откопали источник и поставили сруб, провели косметический ремонт. В храм пришел служить священник Павел, затем — священник Игорь.
     Отец Евгений — четырнадцатый по счету батюшка храма. Храм почти восстановлен. В нем просто и уютно. Отремонтированы ступеньки, ведущие из храма к источнику.

     Вот как теперь выглядит часовня.  Чуть ниже часовни в роще стоит благоустроенная купальня на два отделения.

Публикации:

1. Атаманян, С. Из нашей жизни [Текст] кн. 2. – [на арм. яз] / С. С. Атаманян. – Ростов н/Д: Книга, 2012. – 304 с.: ил. – С. 51-59.
2. Гагалаян, В. Живительная сила родников: о роднике Хазах-Чорвах [Текст] / В. Гагалаян // Заря. — 1990. — 23 окт. — С. 3.
3. Гадзиян, А. Еще раз о роднике [Текст]: [на северной стороне асфальтного завода ДРСУ Мясниковского района] / А. Гадзиян // Заря. — 1997. — 20 августа. — С. 3.
4. Живая вода родников [Текст] // Заря. — 1998. — 6 июня. – С. 1.
5. Ионова, Л. Живая и мертвая вода Чалтыря: о родниках села Чалтырь [Текст] / Л. Ионова // Наше время. — 1995. — 27 июля. — С. 2.
6. Килафян, А. Беречь наши родники: о роднике Мец-Чорвах [Текст] / А. Килафян // Заря.- 1995. — 28 ноября. — С. 3.
7. Килафян, А. Главный родник [Текст] / А. Килафян // Заря. — 1996. — 25 мая. — С. 2.
8. Лазарев, А. Православное зодчество донского края [Текст] / А. Г.Лазарев, А. А. Кирилов, Э. А. Сокольский. – Ростов на/Д: Терра, 2005. – 200 с.: ил. – С. 136-139.
9. Люледжиян, Г. Берегите родники [Текст]: [Хазах-Чорвах – родник на северо-восточной окраине села Чалтырь] / Г. Люледжиян // Заря. — 2003. — № 46- 47. — 19 апр. — С. 3.
10. О роднике Мец-Чорвах [Текст] // Заря. — 1999. — 6 ноября. — С. 8.
11. Памятники донской природы: Местонахождение, характеристика и режимы охраны [Текст] / [ред. Н. А. Шнейдерман]. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1982. – 128 с.: ил. – (Потомкам -  цветущую землю). — С. 109.
12. Родники [Текст]: [об их роли, и о родниках хутора Недвиговка Мясниковского района] // Заря комм. — 1989. — 3 июня. — С. 3.
13. Хараманян, М. Крымский родник «Джил-Джил» [Текст] / М. Хараманян // Заря. – 1996. – 24 февраля. – С. 2.
14. Хараманян, М. О роднике «Салых–Су» и разрушенной часовне [Текст] / М. Хараманян // Заря. — 1996. — 17 августа. — С. 2.
15. Харахашян, А. Родник Мец-Чорвах [Текст] / А. Харахашян // Заря. — 1996. — 2 марта. — С. 2.
16. Хошафян, Т. И. Живительная сила родников: о родниках села Чалтырь [Текст]: информационный альманах / МУК МР «МЦБ»; текст Т. И. Хошафян; отв. за вып. А. А. Барашян; комп. набор К. В. Хаспекян. – Чалтырь: МУК МР «МЦБ», 2009.- 12 с.: ил.
17. Чибичян, С. Наши топонимы: о названиях родников [Текст] / С. Чибичян // Заря. — 1996. — 20 апреля. — С. 2.
18. Чувараян, Х. О родниках [Текст] / Х. Чувараян // Заря. — 1998. — 14 фев. — С. 3.
19. Шагинян, Д. Светящийся столб: из истории родника Салых-Су [Текст] / Д. Шагинян // Заря комм. — 1987.- 19 сент. — С. 4.
20. Шагинян, Т. Быль или небылица?: о роднике Салых-Су и его целебных свойствах [Текст] / Т. Шагинян // Заря коммунизма. — 1987. — 21 марта. — С. 4.

     Живительная сила родников: о родниках Мясниковского района [Текст]: краеведческое информационное издание для широкого круга пользователей / МБУК МР «МЦБ» Информационно-библиотечный центр; отв. за изд. К. С. Секизян; сост. А. А. Барашян;  комп. верстка К. В. Хаспекян. – Чалтырь: ИБЦ МБУК МР «МЦБ», 2013.- 30 с.: ил.

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL