«ТАЙНЫ ДРЕВНЕГО ПИСЬМА»

«ТАЙНЫ ДРЕВНЕГО ПИСЬМА»
(познавательно-игровая программа)
1 апреля 2022 года в Межпоселенческой центральной библиотеке Мясниковского района стартовал ежегодный библиотечный проект по продвижению библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры «От глиняной таблички до Интернет-странички». Участниками проекта в этом году стали восьмиклассники Чалтырской СОШ № 1 (классный руководитель – Савеленко Татьяна Ивановна).
Первое занятие «Тайны древнего письма» представляло собой познавательно-игровую программу об истории появления древней письменности. Учащиеся узнали, что становление письменности – очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. И во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок — пиктограмма — иероглиф — алфавит. Были подробно рассмотрены шумерская, древнеегипетская и китайская письменности, выявлены сходства и некоторые различия между ними.
Ребята сами попытались расшифровать некоторые предложенные пиктограммы – особые знаки, рисунки, которые отображают узнаваемые черты объекта или понятия, явления либо предмета, на которые они указывают. В связи с тем, что толкование пиктографической записи у автора и читателя достаточно сильно отличаются, было очень интересно и весело слушать разные предположения расшифровки одной и той же пиктограммы.
Большой интерес вызвал видеоролик об истории возникновения письменности в Шумерской цивилизации. Ребята перенеслись в Южную Месопотамию и познакомились с древними находками – глиняными табличками, на которых шумеры клинописью выводили важную для них информацию.
Особое оживление появилось среди учащихся, когда было предложено им самим создать пиктографическую запись. Разделившись на команды, участники начали выводить пиктограммы. Главный секрет состоял в том, что задания для команд были одинаковы, но были предложены своеобразные и оригинальные версии. Интересно было слушать разные варианты расшифровки записи.
Оказывается, пиктография используется и в современном мире. Ярким примером пиктографии в современной жизни стали знаки, регулирующие дорожное движение. С помощью условных рисунков – пиктограмм – людям, едущим по дороге, рассказывают о том, что есть опасный поворот, с какой скоростью надо в него въезжать, чтобы не вылететь с трассы. Можно увидеть знаки, сообщающие о том, что рядом есть пункт оказания медицинской помощи, место отдыха, пункт приема пищи. Эти дорожные знаки-пиктограммы ведут оживленный диалог со всеми участниками дорожного движения.
В ходе мероприятия ребята поняли, что значение изобретения письма нельзя переоценить: это этап человеческой эволюции, шаг от первобытности к цивилизации. И как сказал однажды знаменитый чикагский историк и востоковед Джеймс Г. Брестед: «Невозможно даже представить себе, каким путем могло пойти развитие цивилизации, если бы на определенном этапе своего развития люди не научились фиксировать с помощью определенных символов нужную им информацию и таким образом передавать и сохранять ее. Очевидно, что человеческое общество в таком виде, в каком оно существует сегодня, просто не могло бы появиться».