ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАРАФОН
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАРАФОН»
проект МЦБ по организации передвижных выставок
Итоги реализации
Выступление на зональном семинаре
«Особенности формирования фондов библиотек:
традиционные и электронные ресурсы»
(Чалтырь, 15.11.2016 г.)
Касаясь темы раскрытия и использования фондов библиотек, хотим представить вашему вниманию еще одну форму – организация передвижных выставок.
Не секрет, что организация и проведение книжных выставок в библиотеках является одной из самых традиционных и распространённых форм раскрытия библиотечных фондов, пропаганды лучших документов и информирования пользователей о новых поступлениях.
Что такое книжная выставка в библиотеке, если вдуматься в её смысл? Основа всякой библиотеки – книжный фонд, который существует для того, чтобы им пользовались читатели. Между фондом и читателями существует посредник – библиотекарь, который помогает читателю встретиться с нужной книгой, с нужной информацией. Это, так сказать, «прямой» посредник. Но есть и другой, «косвенный» способ знакомства с библиотекой – книжная выставка.
Создание книжной экспозиции – это творческий полет для библиотекаря, который дарит читателям удивительный мир, наполненный увлекательными событиями и открытиями.
Выставки по форме бывают достаточно многообразны. В последние годы активизировался творческий потенциал библиотечных работников, и появились новые виды и формы библиотечных выставок. Представим лишь некоторые формы (Презентация, фото):
— «Выставки-Сюрпризы», предметные выставки «Праздник ремесел», «Фантазия и ваших рук творенья». Эта выставка стала наглядным фоном для мастер-классов, организованных в библиотеке совместно со студией «Вoom идей“ для детей и взрослых, которые все лето обучались различным техникам прикладного искусства (работа с соленным тестом, декупаж, батик, акварельное рисование).
— Интерактивные выставки:
»Письма с фронта“, где можно было не только познакомиться с письмами наших земляков, но и самим написать своим дедушкам и бабушкам, просто благодарственные письма фронтовикам.
“PROчтение» — выставка для молодежи, где можно найти интересные книги по различным жанрам и темам, но и порекомендовать своим сверстникам интересные издания. Выставка помогает узнать предпочтения молодежи.
Наша библиотека стала своеобразным «Литературным кафе», в интерьер вошли предметные выставки «Литературный бизнес-ланч» и «Фуршет библиогурмана». В нашем кафе можно было заказать и продегустировать блюда с выставки «Библио-меню». А в «Литературной гостиной» проходили встречи с интересными людьми (например, с писателями Д. Корецким и Л. Соболевой, презентовали здесь свои книги спортивный журналист А. Митропольский и краевед Л. Степаненко, выступала заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Лариса Соковец).
Были организованы и целые композиции с фото-студией – «Экологический уголок», «Военный блиндаж», «Киностудия» (фото)
Имея такие возможности, в 2016 году в МЦБ возникла идея подготовить Проект передвижных выставок «Литературный марафон» (фото)
Идея может возникнуть неожиданно, но всегда имеет основание.
В данном случае – недостаточное финансирование комплектования фондов поселенческих библиотек района приводит к росту неудовлетворённого читательского спроса, на фоне постоянно увеличивающегося информационного потока.
Проект предусматривал организованную работу с целью приближения информации к пользователю, обеспечения равных возможностей доступа к актуальной и социально значимой информации для широких групп пользователей, привлечения к чтению, руководства им, раскрытия и увеличения эффективности использования библиотечных фондов, расширения читательской аудитории.
Своими идеями мы поделились с коллегами из поселенческих библиотек. Провели исследования: анкетирование, опрос на актуальность тематики, спрос, востребованность. Получив от них конкретные запросы, определились с темами, а темы были разнообразны:
— Год российского кино, объявленный в 2016 году Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина,
— 90-летие со дня образования Мясниковского района,
— 55 лет первого полёта человека в космос,
— книги популярных авторов, лауреатов различных литературных премий и др. Специалисты МЦБ приступили к реализации Проекта.
Во-первых, был составлен план организации передвижных выставок со сроками и ответственными (фото). Каждый специалист МЦБ по конкретной теме разработал свою выставку с подбором литературы. Вся фишка проекта состояла в том, что МЦБ организовала книжные выставки по востребованным темам, передавая во временное пользование тематические комплекты книг с оформленными заголовками, рубриками, цитатами, иллюстрациями, издательской продукцией муниципальным библиотекам сельских поселений района.
В соответствии с планом реализации проекта нами были организованы 6 передвижных выставок: «Дорога в космос» (50книг), «Литературное наследие Дона“ (70),“Волшебный мир кино», «Край, в котором мы живем», «Во саду ли, в огороде», «Планета литературных сокровищ» (более 100 худ. книг разных жанров). (Фото)
Количество книг на каждой выставке был различный.
Всего в «Марафоне» участвовало более 340 лучших изданий.
Выставки были подготовлены в общей сложности в течение месяца.
Следующий шаг – составление графика маршрута следования «Литературного марафона» с соблюдением сроков экспонирования, с учетом количества запрошенных выставок (фото). Одни библиотеки заказали всего 1 выставку, другие все 5,
Итак, наши выставки отправились в путешествие.
Благодаря проекту «Литературный марафон» жители района получили возможность пользоваться изданиями из фондов Центральной библиотеки. Яркие, красочные, с замечательными иллюстрациями книги не оставили равнодушным никого: и дети, и молодежь, и взрослые – все нашли для себя
На сегодняшний день «Литературный марафон» побывал уже во всех библиотеках района.
Странствующая выставка – не только культурное событие для населения территории, но и профессиональное событие для библиотечных специалистов.
Реализация проекта предоставила библиотекарям возможность проявить свои творческие способности, внедрить в практику работы инновационные формы и методы: организации вокруг выставки различных культурных действий: как массовых (праздник, акций, флешмобов), так и групповых (игры, конкурсы, обсуждения), и индивидуальных (опросы, индивидуальные рекомендательные беседы, обзоры). Осуществить рекламную и издательскую деятельность (фото).
Регулярно проводимые опросы, анализы действия проекта подтверждают определенный рост показателей деятельности.
Надеемся, что проект решил поставленные задачи по раскрытию книжного фонда, проблеме повышения престижа книги и чтения, уменьшения отказов, увеличения числа пользователей.
Предстоит еще работа по подведению итогов проекта. Мы будем анализировать свою деятельность, учтем все минусы и плюсы.
Посмотрим, какие отзывы получим от библиотекарей, читателей и от этого будет зависеть, будет Проект действовать дальше, или закончится этим годом.
Хочется закончить свое выступление такой мыслью «Идеальный проект – тот, польза от которого не заканчивается вместе с ним, результаты устойчивы, а успешный опыт используется другими.
Барашян А. А.,
зав. отделом обслуживания МЦБ.