ВЫПУСК 2 (19)
БИБЛИОТЕКА КАК РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Руководство для публичных библиотек России
по обслуживанию молодежи
(проект)
С 13 по 18 мая 2012 г. в Перми проведет свою работу Всероссийский библиотечный конгресс: XVII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации.
Немного информации из истории конгресса:
Ежегодная Конференция РБА, имеющая с 2007 г. статус Всероссийского библиотечного конгресса, – самый крупный форум российских библиотечных специалистов, как по числу участников, так и по широкому спектру обсуждаемых проблем библиотечного дела современности. Именно поэтому с 2000 года принимающий её город провозглашается «Библиотечной столицей года». В 2012 году «Библиотечной столицей России» объявлена Пермь.
В работе форум будут участвовать специалисты библиотек, информационных центров, издательств, книготорговых и книго-распространительских организаций, архивов, музеев, учреждений науки, культуры и образования, права, компьютерных и других компаний, производящих оборудование, товары и услуги для библиотек, общественных организаций, представителей государственных структур.
Тема Конгресса–2012: «Библиотеки и инновационное развитие общества».
Библиотечному сообществу предложены следующие вопросы для обсуждения:
• Общероссийские проекты интеграции информационно-библиотечных ресурсов;
• Инновационные технологии и качество библиотечных услуг;
• Работа библиотек с социально значимой информацией;
• Библиотеки в новом правовом статусе;
• Гуманистическая этика в информационном обществе;
• Библиотеки и социально-экономическое развитие регионов;
• Поддержка библиотек в новом Федеральном Законе «О культуре…»;
• Методические центры – модернизации библиотек;
• Молодежь в приоритетах обслуживания публичных библиотек;
• Приоритеты РБА в работе секций.
Теме «Молодежь в приоритетах обслуживания публичных библиотек» посвящен проект Секции РБА по библиотечному обслуживанию молодежи «Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи».
Окончательный вариант документа должен включать основные положения, позволяющие публичным библиотекам полнее и квалифицированнее удовлетворить разносторонние потребности (образовательные, информационные, культурные, досуговые). Функции библиотек в этом вопросе заключаются в изменении и возвышении этих потребностей, в утверждении позитивных жизненных установок молодежи средствами и методами библиотечной работы.
Что выделено в «Руководстве…» как основные составляющие полноценного обслуживания данной группы читателей? Это:
• Миссия и цели библиотечного обслуживания молодежи,
• Ресурсное обеспечение,
• Услуги,
• Значимость специализированного библиотечного обслуживания молодежи,
• Участие молодежи в деятельности библиотек,
• Сотрудничество с другими учреждениями,
• Штат,
• Планирование деятельности,
• Продвижение услуг,
• Показатели качества обслуживания,
• Базисные условия развития библиотечного обслуживания молодежи,
• Механизмы реализации «Руководства…».
Миссия и цели библиотечного обслуживания молодежи
Прежде всего, цели и задачи публичных библиотек в обслуживании юных читателей сформулированы в основополагающих правовых и организационных документах. Это и Руководство ИФЛА, и ФЗ «О библиотечном деле», библиотеки также активно включены в реализацию Стратегии государственной молодежной политики РФ.
Исходя из основных положений руководящих документов, в тесном сотрудничестве с учреждениями и общественными организациями библиотечное обслуживание данной категории базируется на следующих позициях:
— широкий, постоянно обновляемый спектр материалов, представляющих интерес для подрастающего поколения, стимулирующих мотивацию чтения, формирование читательской и информационной культуры, личностное развитие;
— обеспечение открытого доступа к библиотечным и информационным ресурсам;
— учет специалистами библиотек психолого-возрастных особенностей разных групп молодежи и предоставление отвечающих их потребностям услуг (включая и пользователей с ограниченными физическими возможностями, со специальными запросами);
— помощь данной группе читателей в овладении навыками эффективного использования всех библиотечных ресурсов в целях повышения уровня информационной и компьютерной грамотности;
— создание в библиотеке специального пространства, привлекательного для молодежи и соответствующего их стилю жизни;
— стимулирование участия молодежи в программной и проектной деятельности библиотеки, их вовлечение в повседневную библиотечную жизнь;
— обратная связь с читателями как основа улучшения их обслуживания;
— взаимодействие с другими организациями в целях социализации молодежи и усвоения ею системы ценностей, их социально-психологической поддержки.
Ресурсное обеспечение
В формировании ресурса библиотеки, адресованного данной группе пользователей, необходимо учитывать динамичность их потребностей, эмоциональность и категоричность. В вопросе формирования фондов необходимо учитывать так называемые «неопределенные» потребности: комиксы, рисованные истории, постеры, графику, издания на иностранных языках; жанры изданий самые разнообразные, научная фантастика, Фэнтези, поэзия, любовные романы и т. д. Фонды также должны располагать аудикнигами, мультимедиа, видеокассеты, DVD, электронные сетевые продукты и ресурсные базы – это рекомендации разработчиков «Руководства…».
Услуги
В данном случае ключевое слово «изменения». Т. е., запросы молодежи носят развивающийся характер, они все время меняются, совершенствуются, соответственно видоизменяются и услуги в зависимости от развития информационных технологий и издательского дела. И в проект включен обязательный минимум услуг:
— предоставление информации по вопросам, волнующим молодежь, в целях личного развития;
— обеспечение свободного доступа в Интернет;
— предоставление максимально широких виртуальных возможностей: сайты, блоги, рассылки;
— предоставление автоматизированных рабочих мест для самостоятельной работы;
— обеспечение доступа к электронным и локальным базам данных;
— выполнение консультаций, индивидуальных и групповых;
— помощь в выборе и поиске источников информации;
— выполнение запросов: уточняющих, адресных, тематических, фактографических;
— проведение практикумов, учебных курсов по информационной культуре и навыкам поиска информации с использованием печатных и информационных ресурсов;
— организация экскурсий по библиотеке в целях самостоятельного и комфортного пользования библиотекой;
— организация услуг для инвалидов, для родителей, для тех, кто не в состоянии посещать библиотеку;
— осуществление копировально-множительных работ по запросам пользователей;
— предоставление юношеству возможности участвовать в работе клубов, лекториев и т. д., организуемых в библиотеке;
— сотрудничество с другими государственными и общественными организациями, профессионально занимающимися молодежными проблемами;
— организация мониторинга мнения читателей библиотеки о качестве обслуживания; обеспечение обратной связи.
Значимость специализированного библиотечного обслуживания молодежи
Это специализированные юношеские, детско-юношеские библиотеки, отделы, филиалы и др. Интегрированный опыт работы с конкретной аудиторией, подготовленные кадры позволяют данным библиотекам не только полноценно выполнять запросы, но и предоставлять пространство для общения. Именно специализированные библиотеки предлагают инновационные образцы эффективной работы и обеспечивают методическую поддержку всем библиотекам в работе с молодежью.
Участие молодежи в деятельности библиотек
Акцентируется внимание специалистов на том, что молодежь целесообразно привлекать к активному участию в деятельности библиотеки: она способна обоснованно предложить конструктивные решения, активисты становятся волонтерами, успешно представляя библиотечные программы.
Наиболее эффективные формы, применяемые в работе с молодежью:
— беседы о книгах, обзоры и презентации изданий, премьеры и обсуждения книг;
— информационные часы по актуальным темам;
— встречи с интересными людьми;
— дискуссионные объединения и клубы по интересам;
— театрализованные представления и шоу, уличные шествия;
— творческие мастер-классы;
— экспонирование произведений самих молодых людей (рисунки, поделки, публикации, ТВ, видео).
Штат
Основные навыки библиотекаря, работающего с данной категорией:
— уважение к личности, общение на равных;
— понимание непрерывно развивающихся потребностей молодежи;
— способность улавливать существенное в изменениях потребностей и интересах молодежи и соответственно менять свою профессиональную деятельность;
— знание молодежной культуры и интересов данной возрастной группы;
— умение работать в партнерстве с молодежью;
— знание всех видов медиа, включая книг и ресурсы всех форматов;
— умение наладить партнерство с другими возрастными группами библиотеки;
— умение защищать интересы молодежи как в библиотеке, так и за ее стенами;
— владение культурой партнерских отношений с другими организациями, работающими с молодежью, со СМИ;
— умение критически осмысливать собственные достижения, непрерывно профессионально развиваться.
Сотрудничество с другими учреждениями
Целесообразность партнерских отношений для эффективной работы библиотеки, особенно с молодежью, – факт общеизвестный и не вызывающий сомнения. Взаимодействие позволяет своевременно улавливать новые общественные явления, актуализировать свою деятельность. Совместное планирование крупных акций, например, школьной и публичной библиотеками может улучшить организацию обслуживания учащейся молодежи (основа – соглашение). Тесный контакт с учреждениями культуры предполагает успешное проведение литературных, музыкальных или театрализованных праздников, красочных акций и др.
Планирование деятельности
Эффективное планирование предполагает наличие необходимой информации и четкое определение целей. Для принятия обоснованных решений по формированию программ и услуг для молодежи необходимы следующие сведения:
— население региона в цифрах;
— количество школ и учащихся;
— экономические и социальные сведения.
Цели формулируются на основе знания потребностей пользователей. При этом библиотека должна искать подходы к тем, кто не пользуется библиотекой.
Продвижение услуг
В библиотечной практике утвердились следующие формы продвижения услуг, предлагаемых молодежи:
— организация коммуникативного пространства библиотеки. отвечающего интересам молодежи;
— применение таких форм продвижения услуг, в которых молодежь может наилучшим образом показать свои знания и способности;
— организация рекламы в местах, наиболее посещаемых молодежью: кинотеатрах, кафе, школах и др.;
— приглашение молодых людей к сотрудничеству: оформлению рекламы и других продвигающих материалов и использование их предложений;
— отражение в библиотечной рекламе понимания библиотекой интересов молодежи по самой разнообразной тематике;
— размещение услуг для молодежи на сайте библиотеки.
Показатели качества обслуживания
Успешное обслуживание определяется следующими количественными и качественными показателями:
— динамика числа зарегистрированных пользователей, количества посещений, обращений в библиотеку удаленных пользователей, числа посетителей мероприятий;
— процент выполнения информационных запросов;
— объем электронного каталога и других баз данных, создаваемых библиотекой;
— анализ оценок пользователей о библиотечных услугах.
Качество обслуживания определяют и дополнительные показатели:
— соотношение количества зарегистрированных молодых читателей к числу населения;
— учет национальных интересов пользователей;
— оказание помощи молодежным группам риска;
— количество библиотечных экскурсий для молодежи и число участников;
— количество выступлений библиотекаря вне помещения библиотеки;
— вовлечение пользователей в процесс развития библиотеки.
Базисные условия развития библиотечного обслуживания молодежи
Основные инструменты развития:
— компьютеризация всех информационных и библиотечно-библиографических процессов;
— программы модернизации библиотек, обслуживающих молодежь;
— наращивание технического обеспечения;
— совершенствование структуры библиотеки;
— выделение специальных зон для свободного общения молодых пользователей;
— максимально возможный набор регулярно обновляемых современных источников информации.
Ресурсы:
— социальное партнерство;
— освоение накопленных инновационных решений;
— целесообразное заимствование зарубежного опыта;
— укрепление методических звеньев;
— система PR-акций с целью привлечения читательского и общественного интереса к библиотеке, повышение ее престижа.
Механизмы реализации «Руководства…»
— разработка нормативно-правовых документов в области библиотечного дела в части, касающейся обслуживания молодых пользователей;
— участие в федеральных, межрегиональных, муниципальных программах, способствующих модернизации и развитию информационно-библиотечного обслуживания молодежи;
— обсуждение принципиальных проблем обслуживания молодежи в секциях РБА;
— предложения по рассмотрению проблем информационно-библиотечного обслуживания молодежи на заседаниях Министерства культуры, Общественного комитета содействия развитию библиотечного дела России, Государственной Думы и областных Дум;
— совершенствование системы повышения квалификации специалистов библиотек, обслуживающих молодежь, в рамках непрерывного библиотечного образования, на основе исследований кадрового потенциала и самообразования персонала;
— отчеты руководителей библиотек перед населением, на совещаниях в Управлениях культуры, у губернаторов;
— организация методического мониторинга библиотек, обслуживающих молодежь, выявление и поддержка инновационных форм деятельности;
— отражение проблем информационно-библиотечного обслуживания молодежи России не только в профессиональной печати, но и в других средствах массовой информации.
Работа муниципальных библиотек района
по продвижению чтения среди детей и юношества
Приобщение к чтению, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование интереса к мировому литературному наследию является основной задачей библиотек. Именно на ее выполнение направлены усилия библиотекарей путем обеспечения доступа ко всем видам информации, предоставления разнообразных услуг, создания максимально комфортных условий пользователям для наиболее полного удовлетворения их запросов.
В развитии библиотек района определены следующие цели:
— совершенствование библиотечного обслуживания с учетом интересов и потребностей граждан, местных традиций;
— создание единого информационного пространства;
— обеспечение свободного доступа граждан к информации, знаниям, культуре;
— организация библиотечной деятельности на основе использования новейших информационных технологий, предоставления пользователям доступа в корпоративные и глобальные информационные сети.
— развитие Модельной библиотеки (МЦБ), располагающей оптимальным стандартным набором материальных и информационных ресурсов с целью эффективного и качественного обслуживания населения.
Большое значение имеет целенаправленное проведение модернизации библиотечных процессов согласно плану технического оснащения библиотек района. Новые возможности приводят к применению новых форм в обслуживании пользователей: предоставление компьютера для самостоятельной работы, ЭДД, в «МЦБ» наблюдается значительный интерес к сайту библиотеки.
Как и ранее, в библиотеках поселений основную часть пользователей составляют дети до 15 лет. Соответственно и значительная часть посещений и выдачи тоже приходится на данную категорию (посещаемость – 12, читаемость – 30). Несколько снизилась численность юношеской аудитории, относительные показатели составляют: посещаемость – 7,3; читаемость – 13,2. Все больше становится в библиотеках читателей пожилого возраста, у которых свои предпочтения, увлечения. Эта группа посещает библиотеки для общения, охотно контактирует с детьми, молодежью, участвует в мероприятиях, встречах.
Анализ запросов, проводимый библиотекарями, выявил приоритеты среди различных групп пользователей и особых изменений в предпочтениях не наблюдается.
Детская аудитория
Так, самые маленькие читатели предпочитают сказки, произведения современных детских писателей, познавательную литературу. Высок интерес к специальным периодическим изданиям. Самые популярные издания – произведения сестер Воробей, книги из серии «Романы для девочек», «Детский детектив», научно-фантастические романы, журналы «Штучка», АИФ «Детская энциклопедия», «Мне 15», «Вокруг света» и т. д., высок процент выдачи изданий детских стихов. Подростки предпочитают приключения, справочные издания: иллюстрированные энциклопедии, справочники. Библиотекари подчеркивают значительный интерес читателей-детей к детским журналам, содержащим материалы по творчеству (А.Н. Черешнева, Л.П. Чернова).
У детей дошкольного и младшего школьного возраста современные требования к книгам и книжным героям, навеянные СМИ и Интернетом. Этих героев они желают видеть и на страницах библиотечных книг (А.И. Бородина).
Дети любят читать сказки, стихи, книги о животных, о природе, приключенческую лите-ратуру. Конечно, предпочтения отдаются ярким, качественно иллюстрированным изданиям (А.Г. Белогорцева).
Интересы ребят весьма разнообразны, это сказывается и на чтении. Библиотека много времени отдаёт индивидуальному руководству чтением, изучает интересы и запросы читателей» (Л.Н. Агабабян).
Лида Никохосовна конкретизирует работу с детьми:
— библиотекарь, комплектуя фонд, отбирает для детей лучшие издания,
— приобщает детей к систематическому чтению,
— знакомит со справочным аппаратом библиотеки, чтобы ребенок мог ориентироваться в книжном мире,
— организует массовые мероприятия, привлекающие детей в библиотеку,
— большое значение придается индивидуальной работе с каждым ребенком.
— важно понимать, что библиотека – лучший стимулятор самообразования и воспитатель культуры чтения детей.
Библиотека в селе – место досуга детей, их общения по самым разнообразным вопросам, некоторые даже школьные задания предпочитают выполнять в библиотеке. Статистика в целом не удручает – показатели посещаемости и читаемости свидетельствуют о востребованности библиотек.
Важнее проанализировать работу и дать качественную ее оценку.
Целью работы с детьми библиотекари муниципальных библиотек района определили максимально полное удовлетворение потребностей детского населения и руководителей детского чтения в детской книге и библиотечно-библиогра-фических знаниях.
Основные тенденции в работе:
— культурно-просветительская деятельность, развивая различные формы общения и объединения по интересам;
— обеспечение высокой культуры обслуживания, помощь в выборе произведений и иных материалов путём устных консультаций;
— забота о комфортности библиотечной среды, развитии материально-технической базы, техническом оснащении, обеспечивающем необходимый уровень обслуживания;
Основная задача библиотекаря – приобщение ребенка к систематическому чтению. А применяемые способы работы весьма разнообразны. Как правило, все начинается с индивидуальной беседы с целью выявления интересов ребенка, определения руководства чтением. Особенно библиотекари приветствуют посещения детей вместе с родителями, старшими сестрами, братьями – от того, как в семье относятся к чтению, зависит, каким читателем станет ребенок.
Большое значение придается комплектованию фондов библиотек детскими изданиями. Целенаправленному комплектованию способствуют ежегодные анализы состава и использования фондов библиотек, работе по устранению отказов читателям. Даже при недостаточном финансировании, каждый библиотекарь заинтересован в приобретениях, прежде всего, для этой категории читателей. При этом книги должны быть красочно иллюстрированы, хорошего качества.
Много внимания уделяется подписке детской периодики, которая активно используется не только как источник информации – эти издания предоставляют детям массу возможностей для творчества. Почти в каждой библиотеке организованы детские уголки, экспонирующие поделки юных читателей из детских журналов.
Библиотекари считают важным обучение читателей-детей пользованию справочным аппаратом библиотеки, чтобы ребенок мог ориентироваться в книжном мире. Библиотечные уроки, адресованные детям, носят ознакомительный и обучающий характер: «Волшебное путешествие в Книгоград» для первоклассников (Веселовская библио-тека); «Здравствуй, библиотека!» для воспитанников летнего школьного лагеря (Калининская библиотека); «Книжкин дом» для воспитанников МДОУ «Колобок» (Султансальская библиотека) и др.
Интересно прошел библиотечный урок под названием «В царстве книг» в Чалтырской библиотеке (Е.Л. Андонян).
Цель урока: знакомство с библиотекой, привитие любви к книге, чтению.
Участниками урока стали подготовительная и старшая группы детского сада «Малыш» – 19 детей и 3 воспитателя. Библиотекарь провела экскурсию по библиотеке, викторину «Сказочная мозаика». А дальше дети сами рассказали о своих любимых писателях, читали стихи и отгадывали загадки. Дети записались в библиотеку, познакомившись со своими правами и обязанностями.
Следует отметить, что дети – самые активные участники мероприятий библиотек. Учитывая их стремление к самовыражению, библиотекари включают в мероприятия разнообразные формы работы: викторины, конкурсы, игры, чтение стихов, исполнение песен, танцев. Все это привлекает детей в библиотеки. Весьма широк спектр тем мероприятий – работа ведется практически по всем направлениям библиотечной деятельности. Но, понимая, что библиотека – лучший стимулятор самообразования и воспитатель культуры чтения детей, библиотекари ведут огромную работу по пропаганде чтения, продвижению книги.
Краснокрымская библиотека МКУК «Библиотека Краснокрымского сельского поселения» (О.В. Хошафян)
«Основной категорией пользователей библиотеки являются, конечно же, дети. Это самый благодарный контингент читателей. Мне с ними очень легко работать, находить общий язык и общие темы для беседы. Для работы с этой категорией пользователей стараюсь выбрать такие темы, которые сейчас их интересуют и волнуют. Очень важно не только привлечь ребенка как посетителя библиотеки, но и сохранить его как постоянного читателя, которому всегда все интересно и нужно в его детском мире. Иногда дети заходят не только для того, чтобы сдать или взять книги, а поздороваться и пообщаться. И это меня очень радует, потому что им со мной интересно.
Любят готовить поделки своими руками из журнала „Мурзилка“. И я стараюсь в это время так, невзначай, рассказать про писателей или о книгах-юбилярах, вспомнить или даже вместе с ними прочитать сказку, иногда даже по ролям. Мне очень хочется, чтобы, зайдя в библиотеку, они обязательно узнали для себя
Хочется отметить, что у нас есть небольшая группа детей (это мои палочки-выручалочки), которая всегда и во всем принимает участие и помогает мне при проведении мероприятий. И комплектуя книжный фонд, всегда отбираю для моих маленьких читателей самые лучшие и красиво оформленные книги, чтобы они всегда оставались довольными и приходили вновь и вновь за книгами.
Из мероприятий отмечу библиотечный урок «Мир сказок и приключений». Этот урок для старшей группы МДОУ № 12 «Красная шапочка».
Открыв двери библиотеки, дети сразу же оказались в сказочной стране (были выставлены все издания сказок на 2-х выставочных столах и на стенде). Они с таким восхищением их все рассматривали! Но они еще больше были удивлены, когда к ним вышли два сказочных персонажа из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино“, лиса Алиса и кот Базилио. Мы все вместе вспоминали эту сказку, всех героев и, листая эту книгу, рассматривали все рисунки. И в конечном итоге, когда я спросила, что искали Буратино, Алиса и Базилио, я была удивлена, что одна девочка знает ответ на этот вопрос. Также, были представлены другие знакомые и малознакомые сказки. В конце библиотечного урока, я пригласила детей в библиотеку с родителями, записаться и стать активными читателями интересных и поучительных книг».
МКУК «Библиотека Калининского сельского поселения» (А.Ф. Ляшкова):
«Работа с детьми велась по всем направлениям, но особенно хочется отметить совместную работу библиотеки и пришкольного летнего лагеря, с МУ СОШ № 9 заключен Договор о сотрудничестве, все мероприятия согласовываются, планируются с педагогами. Интересно прошел „Праздник Книги“, включающий просмотры справочных изданий, энциклопедий для детей; обзор «Для любознательных ребят», в котором были представлены популярные серии «Я познаю мир», «Все обо всем», «Что есть что», «Что такое, кто такой». Вниманию детей были представлены новинки из серий «Хрестоматия школьника», «Хрестоматия школьника для внеклассного чтения», «Край родной в художественной литературе», Хрестоматия для внеклассного чтения по курсу «Человек и мир“ и др. такая тема праздника была выбрана не случайно: большую часть информационных запросов, выполненных ИБЦ, составляют потребности именно учащихся средних классов школы.
Праздник завершился рисунками на асфальте на вольную тему».
Юношество
Взаимоотношения молодежи и библиотек несколько усложнились, впрочем, как и везде. И это неудивительно: сегодня книга уступает лидирующее место более современным, не печатным источникам информации. Предпочтения отданы информационным технологиям, Интернету. «В МЦБ появилась новая категория – удаленные пользователи. Все успешнее развивается и становится актуальной система виртуального обслуживания пользователей. Это наиболее активные потребители услуг библиотеки. Одно из важных направлений в работе официального библиотечного сайта МЦБ – продвижение информационных ресурсов в заинтересованную среду. Для того чтобы сайт стал популярным, постоянно повышается качество информации, то есть он регулярно наполняется интересными материалами, вовремя обновляются новости. Сегодня сайт Мясниковской МЦБ отмечен как один из лучших в области.
Половину пользователей библиотеки составляет молодежь: учащиеся местных школ, студенты специальных и высших учебных заведений. Среди этой категории пользователей востребована учебная литература, энциклопедии и справочники по различным отраслям знаний: экономика и право, педагогика, история, естествознание, техника. Процент обращения к художественной литературе значительно ниже. Но все же, есть молодые читатели, которые обращаются и к классике, и к современной литературе, интересуются авторами – лауреатам различных литературных премий.
Основные направления работы с данной категорией читателей – помощь в получении образования, выборе профессии, патриотическое и эстетическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, повышение экологической грамотности, досуговая деятельность. Студенты и школьники рассматривают библиотеку не только как источник получения информации, необходимой в процессе образования и получения профессии, но и как место комфортного общения со сверстниками.
Учащиеся школ – основная аудитория и на наших массовых мероприятиях. С этой категорией читателей целесообразнее проводить мероприятия, где сами учащиеся принимают активное участие: диспуты, викторины, круглые столы (А.А. Барашян).
Запросы молодежи, в основном, в помощь учебному процессу: классика, учебники, справочные издания. «Для души» предпочитают современные произведения в жанре «фэнтези», детективы, мелодрамы. К сожалению, не проявляют интереса к более глубокому системному чтению.
Для того чтобы привлечь молодого пользователя к чтению книг, фонд библиотеки необходимо регулярно обновлять современной популярной у молодежи литературой (А.И. Бородина).
Молодежь, как особая социальная группа, требует повышенного внимания общества в целом, а библиотеки, являясь многофункциональными учреждениями, работу с этой категорией своих пользователей определяют основополагающей.
В настоящее время в работе с юношеством главным является свободный доступ к информации, наиболее полное ее предоставление с учетом их потребностей, и. прежде всего, в учебном процессе.
Немаловажное значение в отношениях «библиотека – пользователь» имеет процесс обучения правилам пользования библиотеками, умение грамотно и самостоятельно ориентироваться в фондах. Обязательными стали для молодежи «Дни открытых дверей», и не только в ЦБ. Чем больше юные пользователи будут знать о библиотеке, о специфике ее деятельности, о структуре и предоставляемых услугах, тем доверительнее будет их отношение к ней.
В работе с юношеством библиотекари определяют для себя главным возрождение духовности, нравственности и гуманизма, военно-патриотическое воспитание, пропаганду историко-краеведческих знаний, воспитание активной жизненной позиции. Также, прежде всего на молодежную аудиторию ориентированы мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, работа в период избирательных компаний.
«Межпоселенческая центральная библиотека»:
«Координация деятельности библиотеки с педагогами, организациями и учреждениями занимающимися проблемами молодежи, позволяет консолидировать усилия по оптимизации таких потребностей, оказывать влияние читательских запросов юношества, повышать их информационную грамотность, участвовать в духовно-нравственном воспитании молодых. В работе с юношеством библиотека решает следующие задачи:
— стимулирование интереса к чтению и книге, содействие повышению интеллектуального и культурного уровня молодежи;
— осуществление правовой информированности, развитие правовой культуры;
— оказание юношеству помощи в поиске необходимой литературы, повышение их библиографической грамотности;
— содействие эстетическому воспитанию;
— краеведческое информирование.
Библиотекой накоплен значительный опыт работы с подрастающим поколением. Учащиеся школ самые активные участники мероприятий организованных библиотекой. Среди молодежной аудитории востребованы уроки краеведения, часы мужества, литературные вечера, диспуты, викторины, круглые столы. Обычно мероприятия с молодежью включает несколько форм массовой работы. Это беседы и сообщения по определенной теме, выставки и обзоры, викторины и конкурсы. Мероприятие получается более интересным, если сами ребята принимают в нем активное участие. Готовят небольшое выступление, читают стихи, представляю свою эрудицию в конкурсах и викторинах. Все это способствует их интеллектуальному и духовному развитию. Для организации и проведения мероприятий, активно используются технические возможности: компьютерные слайд-презентации, фильмы. Такое сочетание традиционных форм и инновационных элементов позволяет интересно и ярко провести мероприятие, а главное – оправдывает ожидание молодежи».
Усилия библиотек в продвижении книги и чтения среди молодежи направлены:
— на поддержание образовательного процесса,
— комплектование фондов необходимыми изданиями по всем отраслям знаний, художественной литературой,
— оснащение современными техническими средствами.
— развитие библиотеки как центра чтения, популяризующего все многообразие мирового литературного наследия.
Что делать, чтобы ситуация менялась к лучшему? В первую очередь создать такую атмосферу в обществе, чтобы престижно было читать. Вести рекламу возможностей библиотеки в предоставлении информации.
Роль библиотеки в продвижении книги, чтения может возрасти при условии нормального комплектования фонда библиотеки в соответствии с изменяющимися потребностями и интересами современных читателей, а также за счет расширения функций, не только как книжных хранилищ, но и как конкурентоспособных информационных центров.
Организация массовой работы
(из опыта работы муниципальных библиотек района)
Массовая работа библиотеки – это одно из действенных методов влияния на формирование интересов пользователей Она предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей.
Библиотекари исходят из того, что подготовка массового мероприятия требует творческого подхода, гибкого мышления, постоянного поиска нестандартных решений. Главное, чтобы мероприятие было надолго запоминающимся, полезным, зрелищным. Успех массового мероприятия зависит от ее рекламы. Основные требования к массовой работе: актуальность, оперативность, дифференцированный подход (для успеха мероприятия важно знать, для какой аудитории она предназначена).
«Массовая форма работы может быть представлена в различных формах – устных, наглядных, комплексных. Это может быть и организация досуга, и помощь образовательному процессу. Цель массовой работы наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей. Стимулирование читательской и познавательной деятельности пользователей. Задачи массовой работы библиотеки вытекают из основных функций, а именно: информационной, образовательной и культурной.
Все больше в проведении мероприятий библиотека использует АВД, электронные издания, презентации, что способствует восприятию предлагаемой темы. Это видно из последующих за просмотром обсуждений, чем обычно завершается мероприятие. Немаловажное значение имеет и то, что библиотека, активизируя издательскую деятельность, стремится дополнить мероприятие печатной продукцией: буклетами, рекомендательными списками, памятками» (А.А. Барашян).
Межпоселенческая центральная библиотека:
Мир знаний открывает книга
23 апреля – Всемирный день книги и авторского права. Цель празднования этого дня – привлечение внимания широкой публики к книгам, как к источникам получения знания, несмотря на быстрое развитие более сложных источников информации. Традиционно в этот день организовываются книжные ярмарки и выставки.
В МЦБ в этот день прошел День информации «Мир знаний открывает книга». Был подготовлен открытый просмотр литературы «В мире новинок» и выставки поступлений. Представлены художественная и отраслевая литературы. Читатели библиотеки имели возможность познакомиться с выставками «Самая — самая…», «На добрую и долгую память», послушать обзоры, посмотреть медиапрезентации. На мероприятие были приглашены учащиеся 9 класса СОШ № 1 (кл. рук. К.А. Смоляниченко). И говорили, конечно, в этот день о книге, о чтении, о ее значении в жизни человека.
Чтобы выявить, что такое книга в жизни ребят, какое значение имеют книги и чтение в их жизни, учащимся была предложена анкета «С книгой по жизни». На вопрос «Как вы относитесь к чтению?» ребята ответили следующее:
«Очень люблю читать и считаю это необходимостью так, как читая книги можно узнать много нового, полезного, интересного или просто приятно провести досуг. Книга – это друг, который будет всегда с тобой».
«Чтение необходимо, потому что с чтением каждой книги ты познаешь
«Читать необходимо. Читать нужно для души».
«Чтение, безусловно, необходимо, чтобы идти в ногу со временем».
«Хорошо отношусь, но читаю не очень много из-за недостатка времени».
Но были и такие ответы как: «Никак», «Нейтрально».
На вопрос: «О чем любите читать?», предпочтение отдали фантастике, приключениям, детективам, ужастикам, романам. Наиболее понравившиеся книги: М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; С. Майер «Сумерки», книги серии «Сталкер»; О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»; Ш. Бронте «Джейн Эйр»; произведения А. Дюма, стихи А. Пушкина, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг. С большим интересом ребята послушали обзоры выставок: «На добрую и долгую память» и «Самая-самая…».
Подводя итог мероприятия, ребята сделали вывод, что книги с самого раннего детства сопровождают нас всю жизнь, заставляя непрерывно совершенствоваться.
23 апреля, по традиции созданной ЮНЕСКО программы «Подари книгу, подари розу», ребята получили в подарок о встрече информационную памятку «С книгой по жизни» с краткой историей книги, с высказываниями известных людей, пословицами и поговорками о книге.
Веселовская библиотека МКУК «Библиотека Недвиговского сельского поселения»:
«Библиотека стала незаменимым участником мероприятий для всего населения хутора: Дни села, праздничные мероприятия к знаменательным датам, чествования земляков и др. Библиотека – инициатор организации досуга ветеранов труда и войны, проведения мероприятий в дни школьных каникул, летнего школьного лагеря. В каждой возрастной группе есть свои „любимые“ формы работы, которые все время совершенствуются. В этом году были подготовлены презентации, которые вносят дополнительный эффект.
Например, в октябре 2011 г. по просьбе преподавателей СОШ № 17 было проведено комплексное мероприятие с учащимися 9-11 классов по краеведению под названием «Люблю я хутор наш Весёлый. Люблю его за то, что он родной!“. Бородина А. И. подготовила и провела беседу об истории хутора Веселый, Чернышкова И. Б. составила и продемонстрировала презентацию к беседе. Ребята из презентации узнали много нового: как выглядел хутор Веселый в начале своего образования, какими были первые поселенцы хутора, как благоустраивался хутор, какие они были – солдаты ВОВ и труженики тыла» (А.И. Бородина, И.Б. Чернышкова).
Недвиговская библиотека МКУК «Библиотека Недвиговского сельского поселения»:
В течение всего года библиотека проводила молодежную акцию в поддержку чтения «Молодая Россия читает», в которой приняло участие более 100 человек. При подготовке мероприятий акции широко использовались иллюстративные материалы проектов издательства АСТ «Читайте книги!» и издательства «Эксмо» «Читать не вредно, вредно не читать!».
Популярными формами в последние годы стали молодёжные флешмобы. Мы заинтересовались этой формой и решили провести в школе флешмоб «Минута для чтения». Суть его в том, что на большой перемене старшеклассники 11 класса вышли в школьные коридоры с бейджиками «Мы — за читающую Россию!». В определённое время прозвучал сигнал, ребята одновременно раскрыли свои любимые книги и в течение минуты читали их вслух, своим примером показывая младшим, что читать модно, интересно, очень современно и престижно. Учащиеся и учителя школы не остались равнодушными к еще необычной форме привлечения внимания к книге и сами стали активными участниками флешмоба.
Ленинаванская библиотека МКУК «Библиотека Краснокрымского сельского поселения» (2010 г.):
Уже выросло не одно поколение, не знающее ужасов той страшной войны, тем не менее, повествования о героизме защитников Отчества, всего народа не оставляют равнодушными и современного читателя. Пример тому – читательская конференция «Гуманистическая сущность подвига» по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», участниками которой стали старшеклассники СОШ № 13. Это волнующее произведение дало повод для глубоких размышлений о патриотизме, о подвиге, самопожертвовании во имя подвига.
Учащиеся подготовили выступления по вопросам:
• В чем своеобразие характера каждой из пяти девушек-зенитчиц? Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?
• Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек? Какое представление о героизме и подвиге в ВОВ дается в повести?
• Как изменяется на протяжении повести характер старшины Васкова? Как раскрывается в повести проблема «человек и обстоятельства»?
• В чем своеобразие голоса автора в повести? Когда и с какой целью Б. Васильев использует авторскую характеристику Васкова, отступления в его прошлое?
• Как Вы понимаете название повести? Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж?
• Кому адресована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»?
Усилил эмоциональную отдачу и побудил к дальнейшим размышлениям и просмотр одноименного художественного фильма, снятого по повести.
Остановимся на отзывах участников конференции.
Е. Майкоглуян: «Тема великой Отечественной войны всегда волнует нас. Но эта повесть привлекает нас еще и тем, что ее герои – девушки, наши ровесницы, только что вступившие в жизнь»,
А. Тазаян: «Образ Васкова объединяет в себе лучшие черты русского характера, а именно, душевную отзывчивость, гуманность. В начале повести несколько черствый мужик в конце раскрывается самыми лучшими мужскими качествами».
Э. Торосян: «…Каждая из девушек могла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Но никому из них не суждено осуществить свои мечты. Почему это произведение так потрясло меня? Наверное, потому, что Б. Васильев, а вслед за ним и С. Ростоцкий сумели повернуть тему войны такой стороной, которая впечатляет. Ведь обычно – война и мужчины, а здесь – война и девушки. Невольно примеряешь к себе…»
К. Назаренко: «Создателям фильма, используя средства киноискусства, удалось углубить контраст между мирной, счастливой жизнью и войной, смертью, лежащей в основе повести. В итоге, тема памяти становится значительней».
Но самым волнующим, глубоким по смыслу было выступление от имени ветеранов Х.Т. Хбликяна: «…Такие произведения нужны, надо, чтобы все помнили, какою ценой завоеваны мирное золотистое поле, голубое небо и эта прекрасная жизнь!».
В копилку специалиста. Вып. 2 (19): Библиотека как развивающая среда нового поколения: Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодежи (проект); Организация библиотечного обслуживания подрастающего поколения: опыт работы муниципальных библиотек района [Текст]:: метод. пособие для специалистов мун. библиотек / МБУК МР «МЦБ»; отв. за вып. К.С. Секизян, сост. А.О. Кешешян – Чалтырь, 2012. – 28 с.
Вверх страницы