ЕРОХИНА О. В.
«ДОЛГОЕ ЭХО ПОБЕДЫ:
ГЕРОИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ХАРАКТЕРИСТИКАХ
СОВРЕМЕННОГО ПАТРИОТИЗМА»
Мы живем в стране, в обществе, где умеют славить прошлые победы, героические страницы, воспевать подвиги, но, так сказать, на неком обобщающем уровне. В принципе сложилась определенная системная идеологическая практика.
И исключением из нее остается только Великая победа над фашизмом, над гитлеровской Германией, победа, которая имеет отношение к каждой индивидуальной жизни, к каждой судьбе вот уже три поколения подряд.
Почему?
Потому ли, что досталась она ценой неслыханных потерь. Историки и архивисты до сих пор называют разные цифры потерь – от 27 и выше миллионов жизней, что означает — тогда война вошла в каждый дом, в каждую семью.
Между тем мир, в котором мы живем за эти годы, а это проживание трех, а то и четырех поколений (проживающих трех, а то и четырех поколений) как минимум, трижды менялся самым кардиальным образом. В нем менялись шкала отчетов, шкала ценностей, шкала рисков и угроз, шкала перспектив и ожиданий.
Вот и сейчас мир (и мы вместе с ним — хотим мы того или не хотим) – вступил в новую эру своего существования. Он вступил в информационную эпоху. Фактически мы живем в новом, а именно – в информационном обществе.
В этой связи снова поставим вопрос – как соотносятся между собой Победа в теперь уже далекой по времени войне, а 65 лет срок для истории более чем достаточный и ее восприятие в общественном изменении. Или – если смотреть уже – в общественном изменении новых, молодых поколений. Например, студентов, школьников, детей?
Остается ли и для них Победа по-настоящему священным событием, а день Победы лично чувственным или нет. Или это чувство «снижается», стирается наложениями сегодняшних забот и событий, которые также напрямую касаются всех и каждого?
Мне думается, что в данной аудитории, среди людей, отдающих себя делу воспитания новых поколений, формированию у них гражданских, нравственных, патриотических чувств эти «неудобные вопросы» никого не оставят равнодушными.
Скажу больше, нам, как воспитателям, как ведущим за собой, бывает исключительно сложно идти в ногу со временем, успевать за динамикой перемен в молодежной среде. А перемены идут тотальные – везде и во всем: — в манере говорить, одеваться, думать, делать поступки, хранить традиции, выбирать идеалы и так далее. А мы им навстречу – со своими святынями, которые, убеждены, должны стать и быть для них святыми.
Этого достичь трудно, если вообще возможно. Дело в том, что событие прошлого «растворяется» в сегодняшнем дне, в его заботах, проблемах и даже в бытовых пристрастиях.
То – есть, я хочу сказать, что историческое событие уходит вглубь времени, и не оставляет, не сохраняет для Отечества свою высокую смысловую энергетику и эмоциональную окраску.
Что делать? – Так устроен мир, так устроена жизнь, а ее информационная составляющая требует реагировать на простую ситуацию – «здесь и сейчас»!
Но общество – как историческая ценность – к счастью, не сводимо только к информационной плоскости. Огромные пласты общественной жизни по-прежнему принадлежат понятию Субъект. Именно как субъект, Отечество способно создавать собственное социальное время, выходить за рамки внешних (любых) потоков времени и удерживать в собственных исторических границах важные для людей события и тенденции.
Вот где для нас открываются возможности, приводящие в конце — концов к нормальному – в данном случае – патриотическому состоянию — как отдельной личности, так и отечества в целом.
Если прошлое страны, народа закладывается в характер личности как социальная норма, как естественное осознание собственной идентичности, то мы сохраним и значимость своих ценностей, как прошлого, так и желаемого – себе и стране – будущего. А это – не что иное, как реальное поведение реальных людей в реальной повседневности, часто достаточно некомфортной, проблемной, а то и просто враждебной.
То – есть я хочу сказать, прошлое в данном случае начинает выполнять свое историческое предназначение – служить фундаментом, каркасом строящегося настоящего и будущего. А это, согласитесь, и составляет саму сердцевину всей нашей библиотечно-воспитательной деятельности.
Рассмотрим, далее, с учетом высказанных выше рассуждений, сам феномен победы. Каким он, феномен победы, предстает в условиях жизни современного российского общества – по – преимуществу, информационного, технического, глобализируещегося.
Надо будет признать, что феномен этот, действительно, описывает прошлое, далекое прошлое, принадлежащее стране, которой уже нет на карте мира — Советскому Союзу, прошлой социальной системе – социалистическому строю, прошлой «единой семье народов», которая сейчас распалась на десяток и более самостоятельных государств.
Здесь есть о чем подумать и над чем задуматься. Главное – сумеем ли мы сегодня и в предстоящие будущие годы взять из прошлого, из феномена победы исторически высокую нравственную, ценностную, мировоззренческую, культурно – символическую воспитательную компоненту?
К счастью, нам, библиотечным работникам, есть на что опереться.
Общеизвестно, что и сегодня талантливые литературные произведения, кинофильмы, театральные постановки, посвященные Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. не потеряли своей актуальности. Они воспринимаются в контексте современности столь же остро, как и в те времена, когда они были реальными событиями. Искусство как бы стирает границу прошлого и настоящего и находит в настоящем место для этого прошлого, но не в плане хронологии, либо фактичности, а как те уровни духовно – нравственного развития, которые проявились у нашего народа в самый тяжелый период его жизни. И эти качества наших соотечественников оказываются для людей нашей эпохи столь важными, что они приобретают значение и смысл того будущего, которое в плане человечности и духовности еще необходимо освоить.
Так в контексте субъективного пространства и времени хронологическое прошлое оказывается социально – духовным и нравственным будущим, имеющим огромный потенциал для развития и воспитания наших современников, для стратегии развития современной России. И вот в этом контексте феномен победы является не событием, а жизненной установкой самого общества как субъекта, нашего народа. Победа – это утверждение правоты народа, его самобытности и самодостаточности.
Победа – это духовно – нравственное состояние общества, которое уверено в соей стратегической и жизненной правоте, сплачивается вокруг выбранных прогрессивных целей и идеалов. Победа – это особое субъективное пространство, в котором развернут высокий уровень социальной творческой энергии, господствует вера в достижение положенных целей. И в этом плане победу можно считать проявлением особого модуса – такого, в котором в общественной системе преобладает именно субъективная сторона, которая формирует символически и культурно насыщенное пространство социального общения и действий. Это означает, что создаваемая в обществе культурно – символическая среда проникнута пафосом жизнеутверждения, что в любой массовой песне, стихотворении, картине, театральной пьесе возникают символические ряды выстраиваемых друг через друга действий, вещей и отношений, которые означают сам путь прохождения и присвоения (расширения, обогащения) этого пространства победы. Все это обеспечивает и соответствующую социализацию, воспитания людей, основной смысл которых в том, чтобы обеспечить приоритетность пребывания людей именно внутри субъективно – организованного пространства и лишь через его смысл и нормы действовать в пространстве современном.
Сейчас страна очень нуждается в укреплении себя через самосознание Победы, через активное созидание исторически огромного пространства Победы. Сегодня опираясь на опыт Великой Отечественной войны, следует отметить, что нам необходимо пространство Победы. Понятие победа выступает в смысловом пространстве отношения к миру, защите бытия, выращивания патриотов, создания условий самореализации человека. Таким образом, победа – это фактор сохранения генофонда и кода нации. Формирование установки на победу – одна из задач патриотического воспитания.
Именно в этих перспективах и видится тот огромный потенциал и смысл Победы, который может объективироваться и стать мощным условиям и средством мотивации нашего общества для того, чтобы преодолеть рыночно – информационный «объективизм» и снова жить и развиваться в субъектно-заданном пространстве Победы, создавать те символы, в которых фактичность этого пространства будет служить более высоким задачам, чем простое обыденное существование.
Нам, специалистам библиотечного дела, понятно, что делать это нужно не только в юбилейные даты, а постоянно, систематически. Библиотеки, раскрывая свои фонды, должны внести свой вклад и сохранить историческую память народа, преемственность поколений, передавая лучшие традиции молодым гражданам, чтобы молодые люди с гордостью говорили «Мы — россияне». И каждый год 9 мая не только на Красной площади, у Вечного огня, а в каждом городе и поселке, собирались внуки и правнуки тех, кто сложил свою голову за свой народ, свою Родину, и мы помнили о Великом подвиге советских солдат.
Анализируя работу библиотек по патриотическому воспитанию, следует отметить, что библиотекари стараются вести ее без формализма и помпезности, вовлекая молодых читателей в серьезный разговор о прошлом и настоящем нашей Родины.
В канун 65-летия Великой Победы муниципальными библиотеками Ростовской области проводятся различные мероприятия, многие библиотеки приступили к реализации проектов, посвященных Победе в ВОВ, стали участниками различных акций с целью помочь читателям, особенно молодежи понять суть праздника в честь Победы.
Все это обеспечивает патриотическое воспитание людей, представителей новых поколений, которым предстоит наследовать страну с ее историческими как победами, так и поражениями. Надо научиться — из поражений извлекать уроки, из побед — черпать уверенность в своей исторической правоте и силе. И мы, скромные служители истины можем много добиться и многое сделать на этом пути. Прежде всего, сохранить и донести до будущих поколений взлеты российского духа. И таких взлетов было немало:
— Победа над фашизмом;
— Прорыв в космос;
— Освоение великих евразийских пространств;
— Великие имена в науке, культуре, искусстве, литературе.
Именно в этих перспективах и осмыслении уроков и оценок прошлого заключен исторический потенциал нашего Отечества, нашей страны.
Сегодня, на этой конференции, нам предстоит услышать опыт работы наших коллег по патриотическому воспитанию населения и особенно детей и молодежи.
Уверена, что каждый из вас сумет «увидеть» даже в не очень соразмерном чужом опыте те «изюминки», которые можно извлечь для себя, «распространив» его на местную ситуацию и условия, «увидев» ресурсы там, где они не были видны.
Ерохина Ольга Васильевна,
главный библиотекарь НМО ГУК РО «ДГПБ»