АРДАШЕС АГОПОВИЧ ЧУБАРЯН
АРДАШЕС АГОПОВИЧ ЧУБАРЯН
(1931 – 2008)
Директор
МБОУ СОШ № 5 село Крым.
Заведующий отделом образования
Мясниковского района.
Председатель районной организации
ветеранов войны и труда
Ардашес Агопович Чубарян (10.11.1931 – 1.09.2008) родился в селе Крым, в трудолюбивой крестьянской семье. С малых лет его приучали уважать тяжелый физический труд земледельца. В семье у каждого были свои обязанности. Это не только развивало детей физически, но и дисциплинировало их. Что потом, во взрослой жизни, несомненно, пригодилось и в учебе, и в работе, и в общении с людьми, и особенно в его педагогической деятельности.
Его школьные годы пришлись на тяжелое военное время. Но ничто не могло повлиять на тягу к знаниям, необычайную любознательность мальчишки, проявившимся очень рано. Ардашес буквально влюбился в профессию учителя. Он был очарован талантливейшими и одухотворенными учителями Хазаросом Мкртичевичем Джелаухяном, Минасом Вартересовичем Хачикяном, Марией Николаевной Толстовой. Это под их влиянием он выбрал свою жизненную стезю. Хотя отец очень хотел, чтобы сын стал инженером. В те годы это была очень престижная специальность. Впрочем, чтобы не огорчать отца, Ардашес, вопреки собственному желанию, после окончания десятилетки поступил вначале в Ростовский институт сельхозмашиностроения. Но, проучившись два месяца, точно убедился, что это не его призвание.
Оставаясь студентом этого учебного заведения, Ардашес решил рискнуть и пришел в деканат пединститута. Он прекрасно знал, что прием уже закончился, и его просьба, желание перевестись на физико-математический факультет педагогического выглядят, по крайней мере, запоздалыми. Но декан, видимо, действительно увидел в этом скромном пареньке задатки будущего учителя и дал ему шанс, предложив решить сложную геометрическую задачу, чтобы определить, насколько тот силен в математике. Ардашес тут же, в кабинете, справился с заданием. Это настолько покорило декана, что он сделал, может быть, единственное исключение из правил приема и дал согласие на перевод. Отец только через несколько месяцев узнал о решении сына и смирился.
Окончив успешно институт, А. А. Чубарян по распределению был направлен в Лиховскую среднюю школу Каменско-Шахтинской района. Ему очень повезло, так как коллектив преподавателей здесь был сильный, и у каждого было чему учиться. За четыре года молодой специалист прошел настоящую школу педагогического мастерства и, приобретя опыт, вернулся в родное село.
Несколько лет А. А. Чубарян преподавал математику и машиноведение (был тогда такой урок в сельских школах). Чтобы лучше вникнуть в суть данного предмета, А. А. Чубарян поступил заочно в Зерноградский институт механизации и электрификации сельского хозяйства.
Решающим в жизни А. А. Чубаряна стал 1966 год. Именно тогда его назначили директором Крымской средней школы. И здесь в полной мере проявился его педагогический талант: от преподавания математики до руководства школой. Ардашес Агопович стал своего рода мозговым центром коллектива, все педагогические новшества он изучал досконально и внедрял в свою практику. Он предъявлял самые высокие требования, прежде всего к себе, а потом уже к подчиненным. На семинарах, педсоветах изучались опыт, методы лучших преподавателей страны и все разумное перенималось.
Большое внимание Ардашес Агопович уделял развитию материально-технической базы школы. Благо, был хороший, как сейчас говорят, спонсор – колхоз имени Лукашина. Лучшая система производственного обучения и воспитания тоже была создана благодаря усилиям коллектива школы. Изучать опыт учебно-воспитательной работы школы приезжали в то время из разных регионов СССР.
За короткий срок школа стала образцовой не только в районе, но и в области. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что с середины 60-х Крымская школа была утверждена как объект посещения иностранных делегаций. Более 50 делегаций из разных стран, побывавшие здесь, были поражены почти стерильной чистотой помещений, внешним видом учащихся, одетых в единую школьную форму, их при“ветливым и вежливым обращением. Обо всем этом они писали в Книге отзывов.
Первой в Ростовской области школа перешла на кабинетную систему обучения. А в 1967 году, неслыханное дело, далекую от Москвы сельскую школу посетил сам Министр просвещения СССР Т. Данилов. В знак признательности и высокой оценки деятельности коллектива он впоследствии из средств министерства выделил весьма значительную сумму на приобрете»ние необходимого оборудования и учебной литературы. На многие годы Крымская школа стала базовой для всей области. Здесь проводились семинары и конференции, проходила учеба директоров школ, заведующих учебной частью, работали различные секции.
Одним из первых в области крымчане перешли и на обучение детей с 6-летнего возраста. Сколько было сомнений, противников этого новшества, но педагоги не отступили и на деле доказали эффективность этого метода.
В школе был разработан свой собственный Устав, который успешно прошел юридическую экспертизу и стал главным документом школьной жизни. Первой в районе школа перешла и на «пятидневку». Как трудно было ломать устойчивые стереотипы. И, все же, выдержав серьезное сопротивление со стороны власть предержащих, директор и его подчиненные внедрили и это новшество.
Наконец, одной из первых школа прошла аттестацию министерства народного образования и получила лицензию на дальнейшую работу.
Во всех этих начинаниях и достижениях, несомненно, ведущую роль сыграл Ардашес Агопович. Он буквально горел на работе и заряжал своей энергией всех, кто был рядом с ним.
И, учитывая его большие организационные способности, компетентность, инициативность в 1976 году его приглашают в Чалтырь, возглавить районный отдел народного образования. И на этом посту он делает очень многое для того, чтобы все школы района были на высоте.
В последние годы своей трудовой деятельности с 1982 годаА. А. Чубарян вновь возглавляет родную Крымскую школу и работает здесь до самого ухода на заслуженный отдых в 1998 году.
Заслуги Чубаряна перед народным образованием отмечены высокими званиями «Отличник народного образования РСФСР» и «Заслуженный учитель школы РСФСР» (Указ от 8 декабря 1988 года).
Помимо своей неутомимой педагогической деятельности, Ардашес Агопович вел и большую общественную работу в районе. Был бессменным депутатом районного и сельского Советов, членом исполкома и бюро райкома КПСС.
Был в его биографии и такой факт. Будучи директором школы, А. А. Чубарян летом два сезона подряд проработал помощником комбайнера в своем родном колхозе, показывал личный пример своим воспитанникам. Может, поэтому школьная учебно-производственная бригада была одной из лучших в районе.
Как-то его друг, Д. Насхулиян спросил у Ардашеса Агоповича, какого главного принципа он придерживается в работе, в жизни. Он ответил: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему». И коллеги хорошо чувствовали это. Один из ветеранов педагогического труда Сурен Агопович Пегливанян говорил о своем директоре так: «Аркадий Яковлевич – внешне суровый (как и полагается, наверно, директору), но очень мягкий, обаятельный человек, настоящий руководитель, верный, надежный товарищ. Подкупает его умение общаться с людьми. Он бывает очень лоялен, тактичен, умеет слушать, внимателен. Но по отношению к людям, недостаточно усердно исполняющим свои обязанности, он буквально преображается. Становится достаточно жестким, хотя и предельно вежливым „диктатором“. И уважая директора, каждый член коллектива старается исполнять свои обязанности честно и добросовестно».
Коллеги и ученики А. А. Чубаряна знали и запомнили его как человека высокообразованного, принципиального, строгого и требовательного к себе и другим и в то же время чуткого, умеющего найти подход к каждому ребенку. Ардашес Агопович умел ценить нелегкий труд учителя, поддержать и помочь в трудные минуты.
И нельзя не согласиться с известной истиной, что «вряд ли наш герой добился бы больших высот, если бы рядом с ним не было его верной и любимой спутницы, прекрасного педагога – Кнарик Капреловны, которая тоже была педагогом „сея разумное, доброе, вечное“. Вместе они создали прекрасную семью, вырастив двух дочерей, сына, внуков.
Всю свою жизнь Ардашес Агопович успешно сочетал педагогическую дея-тельность с огромной общественной работой. В 80-х годах был заместителем председателя Крымского сельского Совета. Уйдя на пенсию, не смог долго оставаться без дела и возглавил районный совет ветеранов, был председателем сельской избирательной комиссии. Он всегда был полон идей, планов… Коварная болезнь не дала возможности осуществить задуманное. Но он успел сделать много добрых дел.
А нам осталось радоваться, что мы – современники, людей вложивших всю свою душу, энергию и знания в дело воспитания и образования подрастающего поколения, еще в юности почувствовавших свое истинное призвание и всю жизнь верных своему делу.
Источники:
1. Для нас он остаётся победителем [Текст]: [в память о педагоге школы № 5 села Крым Ардашесе Агоповиче Чубаряне] // Заря. – 2008. – № 133-135. – 1 окт. – С. 2.
2. Краеведческий календарь на 2011 год с. Крым / Народный музей с. Крым; сост. А. Л. Поповян. – Крым, 2010. – 2 с.
3. Назаретян, А. М. Воспитывая достойную смену труженикам родного колхоза [Текст]: [о вкладе педагогического коллектива в создание и работу производственной ] / А. М. Назаретян; фото А. Мирукяна // Заря. – 2005. – № 152-153. – 17 дек. – С. 2.
4. Настоящий педагог и организатор [Текст]: [некролог Ардашеса Агоповича Чубаряна] // Заря. – 2009. – № 160. – 11 нояб.
5. Насхулиян, Д. Призвание [Текст]: [о Заслуженном учителе школы РСФСР Ардашесе Агоповиче Чубаряне] / Д. Насхулиян // Заря. – 200*. – С. 2.
6. Чубарян, А. А. Воспитание достойной смены – дело чести ветеранов [Текст] / А. А. Чубарян; фото А. Мирукяна // Заря. – 2006. – № 145. – 29 нояб. – С. 2.