230 ЛЕТ А. С. ГРИБОЕДОВУ
![]() |
Ирония, нередко В. Г. Белинский |
• АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ
• ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
• ГРИБОЕДОВ.NET
В 2025-м году мы отмечаем 230-летие со дня рождения великого писателя, драматурга, дипломата Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829), выходцем из древнего дворянского рода, последним представителем которого он и явился.
Превосходное знание главных европейских языков, к которым позднее прибавились восточные, увенчалось музыкальным образованием: в нём обнаружились выдающиеся музыкальные способности, он был прекрасным пианистом, флейтистом, сочинял музыку. Все это делало его, по свидетельству А. С. Пушкина, «одним из самых умных людей в России» и одним из образованнейших людей эпохи.
«Горе от ума» (1824) – так озаглавил Грибоедов свое величайшее произведение, принесшее ему неувядаемую славу (первая постановка на профессиональной сцене – 1831, первое издание с большими купюрами – 1833), остаётся живой для русской критики и театра до сих пор, вызывая многочисленные интерпретации.
Создание колоритного образа Чацкого, закрепившего в себе целый этап из истории русской общественности, бросающего яркий свет на социальную подоплеку специфически дворянских идеологий – декабризма, славянофильства, было выдающейся не только литературой, но и общественной заслугой автора.
Материал для своих зарисовок Грибоедов брал прямо из жизни. Критика отмечала «зеркальность» комедии; в её персонажах современники узнавали своих знакомых.
Своей формой, в особенности языка, так же как своим широким социально-общественным содержанием «Горе от ума» произвело переворот в русской драматургии.
Влияние комедии вышло далеко за литературные пределы: огромное количество стихов «Горя от ума», по оправдавшемуся предсказанию Пушкина, «вошло в пословицу», большинство персонажей приобрело значение нарицательных имен.
В литературной деятельности Грибоедова «новизна» причудливо переплетается со стариной, он явился одним из создателей новой литературно-языковой культуры – «просторечья», – удовлетворявшей потребности того слоя небогатого просвещенного, демократически настроенного дворянства – дворянской интеллигенции, – к которому все они в той или иной мере принадлежали. Однако в то же время в своих личных вкусах и пристрастиях он, отталкиваясь от языковой «иностранщины» дворянских верхов – от смеси «французского с нижегородским», – явно тяготел к языковому архаизму.
Памятник Грибоедову в Санкт-Петербурге
(Пионерская площадь, возле ТЮЗа)
Заполнить разрыв, осуществить высокую трагедию в исторических и литературных рамках двадцатых годов XIX века было не под силу даже творческому гению Грибоедова. Этим гораздо в большей степени, чем служебной занятостью, объясняется почти совершенное творческое бесплодие Грибоедова вслед за написанием «Горя от ума» – единственного произведения, с которым он – типичный «автор одной книги» – навсегда вошел в историю мировой литературы.
Во время Русско-персидской войны проявился незаурядный талант Грибоедова-дипломата. Мирный Туркманчайский договор был подписан (февраль 1828) при его активном участии. Грибоедов повёз его для ратификации Николаем I и был щедро награждён императором, а в марте 1828 года назначен полномочным послом в Персии.
Грибоедов вернулся в Тифлис 5 июля, 22 августа состоялось его венчание с княжной Н. А. Чавчавадзе, дочерью известного общественного деятеля и поэта, его друга, а 9 сентября русская миссия направилась в Персию. Прибывший в Тавриз Грибоедов был встречен торжественно, но настороженно: здесь помнили его роль в принятии мирного договора. Дело осложнилось, когда к покровительству Грибоедова обратились две армянки из гарема крупного чиновника, которые хотели вернуться на родину. Оставление этих женщин в миссии, где других женщин не было, было скандальным для мусульман.
30 января 1829 года после проповеди в мечети религиозные фанатики ворвались на территорию посольства и убили всех членов миссии.
Вдове Грибоедова не сообщали о судьбе мужа, но передали его волю вернуться в Тифлис. Там она случайно узнала о его смерти, пережила нервное потрясение и преждевременно родила ребенка, который прожил несколько часов. Лишь 17 июля 1829 г. тело Грибоедова было доставлено в Тифлис, где и похоронено 18 июля в монастыре Святого Давида, по его завещанию.
Современники Грибоедова, отмечая главные качества его натуры, называли «светлый ум, страстную любовь к отечеству и огромное дарование».
В истории русской стихотворной комедии «Горе от ума» остается одиноким достижением гениального мастера.
Вверх страницы