Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




150 ЛЕТ М. М. ПРИШВИНУ

     

«Для таких мастеров,
как Пришвин,
мало одной жизни,
для мастеров, что могут
написать целую поэму
о каждом слетающем
с дерева листе.
А этих листьев падает
неисчислимое множество».

К. Г. Паустовский

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ К 150-ЛЕТИЮ М. М. ПРИШВИНА
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

ПРИШВИН.NET

 

     Михаил Михайлович Пришвин – писатель, прозаик, описывающий в своем творчестве человека и природу в их взаимосвязи, вопросы судьбы человека, его бытия, смысла жизни, религии, сделавший огромный вклад в отечественную литературу.

 

Детство, юность, взросление

     Он родился 4 февраля 1873 года в родительском имении Хрущево-Левшино, входящем в состав Елецкого уезда, расположенного в Орловской губернии, в состоятельной семье и был младшим из пятерых детей: Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил. Его отец Михаил Дмитриевич получивший хорошее наследство, разводил лошадей – знаменитых орловских рысаклв, был искусным наездником и участвовал в скачках. Кроме того, он страстно любил природу, мог часы напролет проводить на прогулках в любое время года и в любую погоду, увлекался охотой, а также всерьез интересовался растениями, в том числе цветами, и даже собственноручно разбил красивейший сад с клумбами в своем имении.
     Однако азартная и страстная натура сыграла злую шутку с Пришвиным-старшим – в какой-то момент фортуна отвернулась от него, и он крупно проигрался в карты. Чтобы выплатить долг, он был вынужден заложить имение. Дважды. И самое ужасное – семье пришлось продать конный завод. Состояние семьи, некогда накопленное успешным купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным, дедом писателя, полностью было истрачено. Лишившись враз всего, что было ему дорого, чувствуя неизгладимую вину перед семьей, Михаил Дмитриевич тяжело заболел и вскоре умер, разбитый параличом. Младшему Мише в это время едва исполнилось 7 лет. В романе «Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» – символ мечты, которой он не смог достичь.
     Так, вдова Пришвина Мария Ивановна (1842-1914, урождённая Игнатова) из старообрядческого рода, осталась одна с пятью маленькими детьми на руках, в заложенном дважды имении, практически без средств к существованию. Женщина проявила стойкий характер, не сдалась, ей понадобилось много сил, она сумела выправить финансовое положение семьи, сохранила имение, обеспечила своих детей достойным воспитанием и дала всем пятерым детям хорошее образование. Можно сказать, что любовь будущего писателя Михаила Пришвина к природе и странствиям досталась ему от отца, а стойкий характер и несгибаемую волю он унаследовал от своей матери.

     Своё образование будущий известный писатель начал в 1882 году с обычной деревенской школы. Спустя непродолжительное время (1883 год) ещё маленький Михаил переводится на учебу в Елецкую гимназию. Учеба там продолжается совсем не долго. Из-за отсутствия особых рвений к учебе, отличаясь этим от своих старших братьев, за шесть лет обучения он отучился всего до 4 класса. Низкая успеваемость и самое главное дерзость учителю географии (В. В. Розанову) явились причиной того, что мальчик несколько раз становился второгодником и был отчислен с «волчьим билетом».
     В детстве никто бы не подумал, что хулиган Миша Пришвин проявит себя позднее как ученый и писатель – слишком уж скромными были его успехи в учёбе. Вернее, их вообще не было. При этом старшие братья Михаила показывали прекрасные результаты в учёбе и впоследствии сделали успешную карьеру: старший, Николай, стал акцизным чиновником, Александр и Сергей – врачами.
     В итоге на семейном совете было решено отправить Мишу в Тюмень, где жил его родной дядя по матери, купец, предприниматель, крупный промышленник Иван Иванович Игнатов, владелец пароходства, Жабынского судостроительного завода, директор банка и видный общественный деятель. Здесь-то Михаил Пришвин впервые и показал свои способности к обучению: он блестяще окончил Александровское реальное училище, проявив недюжинные умственные способности и тягу к знаниям.
     Бездетный дядюшка был рад племяннику и всячески привечал его. За те три года, что будущий писатель провел у дяди, тот успел привязаться к племяннику и уговаривал его остаться в Тюмени насовсем, принять управление делами судостроительного завода и получить в собственное распоряжение большинство дел дядюшки, став будущим преемником, наследником. Но Михаил, несмотря на юный возраст, четко определил для себя, что торговля – не его стезя и решительно отклонил предложение заботливого родственника и уехал в Елабугу – сдал там экстерном экзамены за полный курс классической гимназии (1893 год). Осенью того же года поступил на химико-экономическое отделение популярного в то время Рижского политехникума.
     13 сентября 1893 года вступил в русскую студенческую корпорацию «Fraternitas Arctica» и до своего отчисления был её коммильтоном (так называли активных полноправных членов корпорации в отличие от фуксов – новичков, неполноправных членов). Летом 1896 года, нуждаясь в деньгах, решил подработать на летних каникулах и выехал вместе со студентами-химиками на Кавказ для борьбы с вредителем виноградников – филлоксерой, занесённой в Россию из Европы. На целый месяц будущий писатель попал в среду бурных дискуссий между народниками и марксистами.
     Вернувшись в Ригу, Пришвин начал участвовать в деятельности одного из марксистских студенческих кружков, организованных В. Д. Ульрихом (отцом В. В. Ульриха). Активность будущего писателя привела к плачевным последствиям: за связь с социал-демократической организацией, увлечение марксизмом, перевод книги А. Бебеля «Женщина и социализм», организацию революционной деятельности он вскоре (1897 год) был исключён, арестован и помещён в Лифляндскую губернскую тюрьму, где он пробыл полгода. Затем около полугода просидел в одиночной камере Митавской тюрьмы. Следствие по его делу вёл товарищ прокурора М. И. Трусевич. По суду Пришвина приговорили к году тюремного заключения с последующей высылкой на родину. Мера наказания за политические побуждения составила 3 года. Предварительное лишение свободы было зачтено, и Пришвин вернулся в Хрущёво под гласный надзор полиции с запретом проживать в крупных городах империи.
     Именно отбывание наказания заставляет Пришвина больше никогда не заниматься политикой, поэтому этот период в его биографии можно считать переломным. Он снова возвращается в свой родной Елец, имея статус высланного.
     После тюрьмы, ссылки находиться в крупном городе Пришвину было запрещено. В июле 1898 года подал прошение на имя директора Рижского политехнического института. В январе 1899 года получил категорический отказ, подтверждённый департаментом полиции. В 1900 году, уступив настояниям матери, попросил разрешения продолжить обучение за границей, оно выдаётся, и будущий писатель перебирается в Германию «для того, чтобы учиться, быть полезным для своей Родины».
     После нескольких месяцев занятий в Лейпцигской торговой школе Пришвин перешёл в университет, куда его зачислили с 18 апреля 1901 года. В течение летнего семестра слушал лекции Геккеля в Йенском университете. Увлечённо читал книги по философии: «Пролегомены» Канта, «Этюды» Спинозы, «По ту сторону добра и зла» и особенно «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше. С увлечением занимался в лаборатории физикохимика и философа В. Д. Оствальда, будущего Нобелевского лауреата.
     За годы учебы за рубежом он получает разностороннее образование: изучает физику, химию, философию.
     Весной 1902 года Пришвин заканчивает обучение на агрономическом отделении университета Лейпцига, получает диплом инженера-землеустроителя, едет в Париж и там переживает первую любовь – знакомится со студенткой исторического факультета Сорбонны Варварой Измалковой. Скажем. Трёхнедельный роман закончился разрывом и расставанием молодых людей. В своих дневниках Пришвин неоднократно возвращается к этому неудавшемуся роману, считая, что эта любовь к Измалковой, закончившаяся быстрым разрывом, стала источником его таланта писателя.
     В том же году возвращается на Родину, проживает в Клину, работает земским агрономом, выполнял обязанности секретаря крупного чиновника из Петербурга В. И. Филипьева, учёного-лесовода, составлявшего лесную энциклопедию. В том же году работал агрономом на хуторе графа Бобринского, хуторе Балахонском в Богородицком уезде Тульской губернии. В 1904 году работал в вегетационной лаборатории Петровской (ныне – Тимирязевской) сельхозакадемии под руководством профессора Д. Н. Прянишникова
     С 1905 года работал агрономом на опытной сельскохозяйственной станции «Заполье» (посёлок Володарское) и «Череменецкий монастырь», сотрудничал в журнале «Опытная агрономия». Будущий писатель написал и опубликовал несколько книг и статей по агрономии: брошюру «Как удобрять поля и луга», «О разведении раков», монографию «Картофель в огородной и полевой культуре» объёмом 300 страниц, вышедшую в Санкт-Петербурге в 1908 году. Он начинает ведение своих известных заметок-дневников, которое не прерывал всю свою жизнь, и общий объем их составил 25 томов.
     После увольнения в 1905 году с опытной станции начал работать корреспондентом в либеральных газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России» и других. В 1907 году Пришвин стал корреспондентом газеты «Русские ведомости», одним из редакторов которой был его двоюродный брат И. Н. Игнатов. Он старался внести передовые мысли в сельское хозяйство, агрономию.

 

Истоки творчества

     Первый небольшой рассказ «Сашок» 33-летнего Пришвина опубликовали в детском периодическом издании «Родничок» в №      11 и №      12 за 1906 год, где раскрываются темы, которым он будет привержен всю жизнь: единство неповторимо прекрасной природы и человека.
     Рассказ имел много положительных отзывов. После него Михаил немного забыл полученную профессию агронома, начал увлекаться фольклором и изучением этнографии, что привело к решению путешествовать по европейскому Северу.

 

На Русский Север за вдохновением

     На переезд в Петербург Пришвин решится именно из-за тяги к литературе и позднее назовёт этот город своей «писательской родиной». А первым шагом в этом направлении станет этнографическая экспедиция на малоисследованный в ту пору Русский Север. Несколько месяцев в 1906 году Михаил Пришвин проведёт несколько месяцев в Выговском крае (окрестности Выгозера в Олонецкой губернии). Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки». А путевые заметки на основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию станут основой его первой книги «В краю непуганых птиц: Очерки Выговского края» (1907), за которую был награждён серебряной медалью Русского географического общества.
     Стал много путешествовать по северным европейским регионам. Спустя год, в 1907, Пришвин вновь отправится на любимый север: по рекам Сухони и Северной Двине попадёт в Архангельск, затем по берегу Белого моря доберётся до Кандалакши, пересечёт Кольский полуостров, побывает на Соловецких островах и в июле морем вернётся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, прибыл на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ. Затем на пароходе отправился в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург.
     В путешествии по Русскому Северу Пришвин наблюдал за дикой природой, знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, другие формы фольклора передавая их в своеобразной форме путевых очерков: «За волшебным колобком» (1908). «Путь мой лежал по краю лесов у моря. Тут место борьбы, страданий. На одинокие сосны страшно и больно смотреть. Они ещё живые, но изуродованы ветром, они будто бабочки с оборванными крыльями. Но иногда деревья срастаются в густую чащу, встречают полярный ветер, пригибаются в сторону земли, стонут, но стоят и выращивают под своей защитой стройные зелёные ели и чистые, прямые берёзки. Высокий берег Белого моря кажется щетинистым хребтом какого-то северного зверя. Тут много погибших, почерневших стволов, о которые стучит нога, как о крышку гроба, есть совсем пустые чёрные места. Тут много могил. Но я о них не думал. Когда я шёл, не было битвы, было объявлено перемирие, была весна, берёзки, пригнутые к земле, поднимали зеленые головки, сосны вытягивались, выправлялись», – так описывает он суровую природу северного края.
     Путешествуя по просторам Крыма и Казахстана, писатель пишет небольшие рассказы «Адам и Ева», «Черный араб». Сборник очерков «Озеро Крутоярое» появился благодаря переезду семьи писателя на местожительство в село Брынь Калужской губернии. В письме писателю Ремизову Пришвин так объяснял свой выбор: «Вы себе и вообразить не можете, как пахнуло на меня подлинной Россией здесь, в этих брынских лесах… Перед моим окном огромное озеро, ловят рыбу. За озером лес, страшный, „немыслимый“, как здесь говорят, – тянется за сотню вёрст. Что там тетеревей и всякой всячины». Писатель купил там дом, намереваясь осесть навсегда. Но он не проживёт в этих живописных местах и года. Однажды, будучи в лесу на охоте, Пришвин увидит, что в селе полыхает пожар. Его дом, все вещи, все рукописи и книги сгорят. Впрочем, не все. Пришвин успеет спасти свой дневник – самое ценное, на его взгляд. «Вбежал я в дом, бросился к тетрадкам, схватил их», – так он опишет это происшествие в своём рассказе.
     Теперь Пришвин полностью погрузился в литературную жизнь. Он общался с петербургскими декадентами А. М. Ремизовым и Д. С. Мережковским, а также с Максимом Горьким и А. Н. Толстым. Их влияние очень хорошо прослеживается в последующих рассказах писателя «Крутоярский зверь», после путешествия в Заволжье «У стен града невидимого» (908).
     В октябре 1909 года Пришвин стал действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества.
     Опубликованию издательством «Знание» первого собрания сочинений – трёхтомника (1912-1914) писатель обязан литературному деятелю эпохи Максиму Горькому.
     «Это, конечно, поэзия, но и ещё что-то      », – это уже Александр Блок о своём впечатлении от первых книг Пришвина. Знаменитый русский певец Фёдор Шаляпин также был искренним почитателем прозы Пришвина. В 1912 году он писал Максиму Горькому: «Хорошо пахнет русская песенка-то, ой, как хорошо, да и цвет (если можно так сказать) у неё – тёплый, яркий и неувядаемый. И Пришвин-то! Как писано „Озеро Крутоярое“, а? – захлёбывался! Чудесно!». К слову, сам Пришвин также был в полном восторге от певца: «Горький спросил меня после, какое моё впечатление от Шаляпина. Я ответил, что бога видел, нашего какого-то, может быть полевого или лесного, но подлинного русского бога».

Личная жизнь

     По мнению Пришвина, личная жизнь должна сложиться у каждого человека. Ещё на обучении за границей его возлюбленной стала молодая англичанка. Это была всего лишь студенческая любовь, необходимая для полёта, а не для семейных отношений. Девушка была очень строгих манер и сразу отказала ещё не очень известному писателю. От перенесенного отказа Пришвин сильно и долго переживал, занялся поэзией, потом вернулся на Родину.
     В 25 лет Михаил, страдая от неразделенной любви, соглашается на фактический брак не по любви с полуграмотной крестьянкой из-под Смоленска Ефросиньей Павловной (1883-1953, урождённой Бадыкиной, в первом браке – Смогалёвой), которая всегда напоминала ему англичанку из прошлого.
     В дневниках Пришвин часто называл её Фросей или Павловной. она верой и правдой служила ему все годы замужества, но так и не дождалась от мужа ответной любви.
     Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), она родила ему ещё четверо сыновей: Сергей (умер младенцем в 1905 году), Лев (1906-1957) – популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов, участник литературной группы «Перевал», фотограф, Пётр (1909-1987) – охотовед, до 1949 года работал зоотехником в зверосовхозе «Пушкинский», автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения, в 2009 году), Михаил (умер младенцем в 1919 году).
     Его жена никогда не мешала делам мужа и добровольно посвятила 30 лет своей жизни писателю. Гражданский брак оформили, когда сыновья сдали выпускные экзамены в школе.
     Были и другие моменты личной жизни. В 1940 году Пришвину 67 лет. Уже четыре года он живет один в квартире в Лаврушинском переулке, куда переехал из Загорска, оставив жене Ефросинье Павловне дом.
     Он не знает, что делать со своими тетрадками, – нет ни одного человека, которому он мог бы прочитать их. В это время он получает предложение продать или завещать архив Литературному музею и решает, что присоединит к архиву и дневники. Писатель начинает искать секретаря, которому можно было бы доверить свои «самые сокровенные мысли обо всем».
     16 января в его квартиру пришла соискательница на эту должность – некая 41-летняя Валерия Дмитриевна Лиорко (Лебедева) (1899-1979), давшая обещание, что ни одна страница его творений не пропадет.
     Поначалу она не понравилась Пришвину, к тому же на улице она так замерзла, добираясь до Лаврушинского переулка, что пришлось отпаивать ее горячим чаем и просить домработницу надеть на гостью шерстяные носки.
     Когда Валерия поправилась, то снова пришла к Пришвину – и тогда они проговорили до позднего вечера. Не о работе: Пришвин – о своей судьбе, она – о своей. «Такой несчастной жизни я, пожалуй, не знаю», – писал он после их разговора.
     Валерия Лебедева к сорока годам пережила расстрел отца и горячо, но безответно любимого человека. В 1924 году, уступив настойчивым просьбам матери, В. Д. Лиорко вышла замуж за Н. Н. Вознесенского, профессора Менделеевского института, намного старше неё. После смерти Вознесенского в 1929 году обвенчалась с А. В. Лебедевым, с которым окончательно рассталась весной 1938 года. Череда неудачных замужеств, арест и несколько лет ссылки в село Колпашево Томской области – за то, что, несмотря на антирелигиозную кампанию в СССР, продолжала ходить в церковь. Она призналась, что силы жить ей давала только ответственность за больную мать.
     Поначалу писатель даже боялся думать, что это – то самое чувство, которого он ждал столько лет. Потом осторожно записал: «После неё остался у меня голубь в груди, с ним я и уснул. Ночью проснулся: голубь трепещет. Утром встал – всё голубь».
     Два измученных, настрадавшихся, желавших любви человека вдруг поняли, что, несмотря на разницу в 27 лет, не могут провести друг без друга ни дня: «… внимание наше другу к другу чрезвычайное. И жизнь духовная продвигается вперед не на зубчик, не на два, а сразу одним поворотом рычага на всю зубчатку».
     Далее последовал болезненный развод с женой, ссоры с детьми и письма с угрозами в адрес Ляли, как называл Валерию писатель. Но и она не собиралась отпускать своё счастье: «Со вчерашнего дня я узнала, что жить без Вас тревожно, места себе не нахожу. Я думаю, это оттого, что я узнала об опасности: нас хотят разлучить. Вы этого, признаться, добивались – вот и получайте: теперь я могу быть только с Вами или совсем без Вас».

Пришвин с Валерией Дмитриевной. Дунино, вторая половина 40-х годов

     Вскоре М. М. Пришвин женился на Ляле и прожил с ней ровно 14 лет, называя их самыми счастливыми в своей жизни, вплоть до своей смерти в 1954 году. За это время он написал сказку-быль «Кладовая солнца», военные книги «Повесть нашего времени» и «Рассказы о ленинградских детях», роман «Осударева дорога», повесть «Корабельная чаща».
     Эта женщина действительно не подвела писателя. Пережив мужа на 25 лет, работала с архивами, издавала не опубликованные при жизни Пришвина произведения, расшифровывала и перепечатывала дневник, надеясь, что придёт время, и он увидит свет, писала книги о выдающемся человеке, подготовила два посмертных собрания сочинений писателя, обустроило и многие годы возглавляла музей Пришвина, превратив их дачу в Дунине в мемориальный музей существовавший в эти годы (1954-1979) на общественных началах.

М. М. Пришвин с В. Д. Лиорко

 

«Золотой период» жизни и творчества

     В годы Первой мировой войны Михаил Михайлович дважды побывал на фронте: с 24 сентября по 18 октября 1914 года и с 15 февраля по 15 марта 1915 года, работал военным корреспондентом. Его статьи и очерки о военных событиях часто размещали в либеральных газетах «Русские ведомости», «Речь» и др.
     В 1915 году навещал Горького в Нейвале Выборгского района.
     Революцию 1917 года он встретит, будучи членом редакции газеты партии эсеров «Воля народа» (с осени 1917 до весны 1918), подготавливая выход своего сборника. Там он, кстати, напечатает 31 декабря 1917 года свой очерк о Ленине – под красноречивым заголовком «Убивец!». В очерке он не только охарактеризовал Ленина, но и, главное, осветил два ключевых момента Октябрьской революции. Во-первых, привёл множество негативных оценок происходящего с точки зрения представителей разных сословий, разрушая стереотип о якобы всенародной поддержке революции. Во-вторых, Пришвин раскрыл интеллигентско-дворянский, верхушечный характер большевистского переворота как авантюры, за которую его будет судить избранное народом Учредительное собрание.
     Неудивительно, что уже 2 января 1918 года писатель был арестован и до 17 января 1918 года находился в пересыльной тюрьме. но всё же был выпущен на свободу. Антибольшевистская позиция Пришвина свидетельствует о его личном гражданском мужестве. Он обнаруживает в большевизме те же методы насилия над народом, что и при царизме: «Можно теперь сказать так: старая государственная власть была делом зверя во имя Божие, новая власть является делом того же зверя во имя Человека. Насилие над обществом совершается в одинаковой мере, только меняются принципы, имена: на скрижалях было написано слово „Бог “, теперь «Человек““.
     После Октябрьской революции Пришвин вступил в полемику с А. А. Блоком по поводу примирения творческой интеллигенции с большевиками (последний выступил на стороне Советской власти).
     Опасаясь нового ареста, в апреле 1918 года, Пришвин с семьёй покидает Петроград, уезжает в Елец – в небольшое имение, оставшееся от покойной матери Марии Ивановны, умершей в 1914 году. Осенью 1918 года имение же вскоре реквизируют, по постановлению местного сельского Совета. Но затем случается катастрофа: к 1919 году он теряет одного за другим почти всех своих родных: братья Александр (1911), Сергей (1917), Николай (1919), сестра Лидия (1919) – все они умирают вследствие голода и болезней.
     Чтобы прокормить семью занимается охотой, крестьянским трудом, работает библиотекарем в селе Рябинки, получая зарплату квашеной капустой; затем недолгое время учителем географии в бывшей Елецкой гимназии (что примечательно, из которой его когда-то      исключили); работает агрономом, ведя параллельно с основной деятельностью краеведческую работу. Но даже в этих условиях об эмиграции, по его словам, писатель никогда не думал.» «Я“ можно сказать только на родном языке», – запишет он в те дни в дневнике.
     Летом 1920 года писатель переехал на родину жены в Смоленскую губернию, где под городом Дорогобужем в селе Следово два года работал школьным учителем, был инструктором образования и одновременно работал в селе Алексино организатором Музея усадебного быта в бывшем имении купца Барышникова.
     Писатель страстно увлекся охотой, изучением своего родного края, что наложило отпечаток на произведения его творчества: охотничьи рассказы, детские произведения, записки «Родники Берендея» и «Календарь природы». Своими творениями он призывает к родственному отношению к природе, её разнообразию. Параллельно с этой тематикой прослеживается новая направленность произведений: появляются очерки, связанные одним героем, который скорее всего представлял собой самого писателя с его философскими взглядами и нравственными исканиями.
     В 20-е годы прошлого века Пришвин начинает работу над романом «Кащеева цепь», продолжая работать над ним почти до самой смерти. Его произведения появляются в изданиях «Новый мир», «Красная новь». Опять начинаются путешествия по регионам Дальнего Востока, Северу России, Кавказу.

М. М. Пришвин среди советских писателей, 1920-е годы

     В 1922 году он пишет во многом автобиографическую повесть «Мирская чаша», но её отказались печатать. Тогда Пришвин послал её на рецензию всесильному в тот момент Троцкому, приписав, что «советская власть должна иметь мужество дать существование целомудренно-эстетической повести, хотя бы она и колола глаза». Троцкий, как ни странно, ответил, написав, что признаёт крупные художественные достоинства в рукописи, но с политической точки зрения считает её контрреволюционной.
     Но всё же Михаил Пришвин возвращается к читателям: он находит свою нишу в детской литературе. В 1925 году выходит его первый сборник рассказов для детей «Матрёшка в картошке», а в 1926 году его рассказ печатается в детском журнале «Мурзилка».
     Начинается пропаганда жанра очерк, а затем писатель снова отходит от привычного ему научного знания, фольклора к художественной классической прозе. Он создает новые поэтические рассказы, повести: «Дорогие звери», «Жень-шень». В последнем творении, считающемся одним из лучших произведений писателя, прослеживается линия поиска «творчества жизни», страсти, боли утрат. Повесть «Неодетая весна» рассказывает о его путешествии по русским землям. Писатель создает новый жанр дневниковых записок – поэтических миниатюр. Первые из них появились в поэме «Фацелия» (1940) и цикле произведений «Лесная капель» (1940).

 

Увлечения

     Вообще Михаил Пришвин был невероятно увлекающимся и без сомнения талантливым человеком. За свою жизнь он освоил десятки разных занятий, причем, каждое довольно основательно. Так, помимо научной агрономической деятельности, писательства и работы корреспондентом, он был учителем, охотником, краеведом, замечательным фотографом, профессиональным путешественником и исследователем.
     Кроме того, Михаил Михайлович был очень музыкальным: владел нотной грамотой, в детстве играл на мандолине, а начиная со студенческих времен и до конца жизни был влюблен в классическую музыку. Пришвин водил тесную дружбу со многими музыкантами, включая Федора Шаляпина и дирижера Евгения Мравинского. Для своей второй жены писатель купил и поставил у себя дома великолепный рояль, так что в их доме всегда звучала музыка.
     В начале 30-х, во второй половине жизни, у него появились новые модные увлечения – автомобиль и фотосъемка. Он один из первых приобрел собственный автомобиль в Москве и обучался автомобильному делу на Горьковском автомобильном заводе. Первой машиной писателя был грузовой фургон, который он ласково называл «Машенька». Позже он обзавелся «Москвичом», на котором вместе со своими любимыми собаками исколесил половину Советского Союза, для поиска вдохновения. Свой «Москвич» не доверял никому.
     Фотография – ещё одна страсть Пришвина, в которой он достиг большого мастерства. Ещё одним увлечением писателя была фотография: Пришвин начал снимать для себя еще в 1907 году. В его архиве сохранилось более двух тысяч снимков, при этом напечатать их при жизни писатель тоже не надеялся (в частности, потому, что снимал не только природу – в 1930 году он, например, сделал серию фотоснимков об уничтожении колоколов Троице-Сергиевой лавры).

Фотография Михаила Пришвина из серии «Когда били колокола», Троице-Сергиева лавра, январь 1930 года

     Многие свои книги о природе он иллюстрировал собственными же снимками. Сам Михаил Михайлович говорил так: «Возможно, я не самый профессиональный фотограф, но знаю одно: хотя профессионал, возможно, и сделал бы снимки лучше, однако, никогда не обратил бы внимания на то, что снимаю я». А фотографировал он природу: растения, животных, птиц. И делал он это до того искусно, что коллеги называли его «художником света». Со временем снимки стали у него «фотозаписками».

Валерия Дмитриевна с собакой Кадо на веранде дунинского дома. 1948 г.
Автор фото: Михаил Пришвин

 

«Великий Дневник»

     Свой дневник – «мои тетрадки», как он их называл, – Михаил Пришвин вёл всю сознательную жизнь, почти полвека: писатель начал вести дневник в 1905 году, а последнюю запись сделал в 1954, накануне своей смерти.
     Это совершенно уникальное явление – таких дневников больше нет. Есть, скажем, дневники Чуковского, но записей в них не так много, Пришвин же вёл дневник ежедневно. Когда произошла революция, ему было уже 43 года, он сложился как писатель внутри культуры Серебряного века. С 1905 по 1917 он жил в Петербурге, был членом религиозно-философского общества, и его круг – это Мережковский, Розанов, Ремизов, Блок. Один из интереснейших сюжетов начала века – это взаимоотношения Пришвина с Блоком: детали этой истории опубликованы, но никто об этом толком не знает.
     В своих дневниках Пришвин много писал о причинах, приведших к Октябрьской революции, которую писатель не принял. В то же время он не был человеком, как мы бы сейчас сказали, диссидентского сознания. Он был человеком неидеологическим, он понимал, почему революция произошла. Пришвин читает уже в конце жизни Некрасова и записывает в дневнике: «Какая кровь, какие слезы, какая боль, какая революция, разве могло быть что-то      другое?» В то же время он так и не может смириться с большевиками, понимает, какой вокруг происходит кошмар, какая у этого цена. Называя Ленина сектантом, он в то же время признавал, что тот «нажал гашетку взведённого ружья». Критически он относился и к интеллигенции, у которой «нет моста к народу», полемизировал с Блоком, который выступил за примирение творческой интеллигенции с советской властью.
     Писал он обо всём: описывал свои совершенно потрясающие сны. Собственно, и дневник Пришвин стал писать потому, что не мог справиться со своей первой любовью и однажды начал что-то      записывать – чуть ли не на коробке от папирос. Он начинает дневник, чувствует, что ему становится легче, и продолжает писать. У Пришвина вообще невозможно разделить писательское и человеческое нигде в течение всей жизни.
     Поэтому недаром он кинется спасать свои драгоценные тетрадки из пламени пожара. И осенью 1941 года, уезжая из Москвы в Переславль-Залесский, он заберёт с собой лишь чемодан с рукописями дневников. Боясь наступления немцев, они с женой сложили дневники в резиновые мешки и закопали в лесу. Вторая жена писателя, на которой он женился в 1940-м году, вспоминала его слова: «За каждую строчку моего дневника – десять лет расстрела». Он писал там об ужасах коллективизации, раскулачивания, падения нравов. В 30-е годы, живя в Сергиевом Посаде, запишет, как снимали колокола с Троице-Сергиевой лавры: «Птицы прилетели к тому месту, где был храм, чтобы рассесться в высоте под куполом. Но в высоте не было точки опоры: храм весь сверху донизу рассыпался. Так, наверное, и люди приходили, которые тут молились, и теперь, как птицы, не видя опоры, не могли молиться». В том же году он даже раздумывает о самоубийстве…
     С началом войны он записывает своим мысли о причинах поражения в первые военные месяцы. Но также сразу напишет и другое знаковое признание от 21 октября 1941 года: «…мне кажется, что как бы ни был немец велик своими победами, меня лично и вообще лично русского ему никогда не победить».
     Впервые часть дневниковых записей была опубликована в 1943 году – как книга миниатюр «Лесная капель». Книгу долго не хотели издавать, считая описания природы слишком далёкими от насущных проблем. Но когда всё-таки издали, Пришвин радостно напишет в дневнике: «Понадобилась, понадобилась людям красота!».
     Полностью дневники увидели свет лишь через 30 лет после смерти писателя. Сам Пришвин считал их главным трудом своей жизни ( «главные силы свои писателя я тратил на писание дневников») и на публикацию не рассчитывал. Их объем в несколько раз превышает его полное собрание сочинений.
     Публиковать дневники начали с 1991 года, когда отменили цензуру. И тогда читатели смогли увидеть совсем другого Пришвина – не просто автора рассказов о природе в школьных учебниках, а глубокого, ищущего свой духовный путь человека, размышляющего о том, что останется после него, о смерти и вечной жизни. «Человек живёт и рождает новое, и от него остаётся навсегда то небывалое, что он рождает своим словом, делом, помышлением, поклоном или пожатием руки, или только улыбкой посылаемой». Свою миссию как писателя он видел в том, чтобы несмотря ни на какие апокалиптические события, нести человеку радость соприкосновения с красотой: «Пусть страдания, а я буду вестником радости».

     Писатель и биограф Пришвина Алексей Варламов назвал его дневниковые записи «великим Дневником», подразумевая его глубокую художественную и историческую ценность. «Михаил Михайлович относился к своей жизни как к объекту творчества. Он творил её и Дневник, свои тетрадки, куда заносил каждодневные обширные свидетельства своей жизни, считал главным своим произведением. Всё, что ни есть в них тайного и интимного, что люди обыкновенно скрывают, Пришвин, напротив, бережно хранил для будущего Друга-читателя, в роли которого оказались все мы, дожившие до времени публикации его архивов».
     И вот уже 32 года они публикуются – не только потому, что их много, а ещё и потому, что были перерывы из-за денег, сменилось много издательств. На сегодняшний день напечатано 16 томов, последнее издание охватывает период 1948-1949 годов.

 

Охота к перемене мест

     Прожив долгую жизнь – 80 лет, – Михаил Пришвин ни на одном своём месте жительства не задержится подолгу. В 13 лет, начитавшись «Всадника без головы» Майн Рида, он решится на своё первое путешествие: вместе с друзьями-гимназистами сбежит из дома и отправится на лодке по окрестностям родного Ельца, но уже на второй день их обнаружит полицейский пристав. За беглеца тогда заступится его учитель географии – будущий известный русский философ Василий Розанов.
     Вот как Пришвин описывал те события: «Я, как многие гимназисты того времени, пытаюсь убежать от латыни в “Азию». На лодке по Сосне я удираю в неведомую страну и, конечно, имею судьбу всех убегающих: знаменитый в то время становой, удалой истребитель конокрадов Н. П. Крупкин ловит меня верст за 30 от Ельца. Насмешкам гимназистов нет конца: «Поехал в Азию, приехал в гимназию“. Всех этих балбесов, издевающихся над моей мечтой, помню, сразу унял Розанов: он заявил и учителям, и ученикам, что побег этот не простая глупость, напротив, показывает признаки особой высшей жизни в душе мальчика. Я сохранил навсегда благодарность к Розанову за его смелую по тому времени необыкновенную защиту».
     А, как мы уже знаем, через год Мишу Пришвина с треском выгонят из гимназии – за то, что нагрубил Розанову и даже обещал его убить за кол в табеле.

Загорск, середина 30-х годов

     Годы Великой Отечественной вся семья Пришвина проводит в небольшой и глухой деревушке у Переславля Залесского, находится там до самого окончания военных действий. 1943 год ознаменован награждением писателя Орденом Трудового Красного Знамени. В годы войны создаются произведения на военную тематику «Рассказы о ленинградских детях», «Повесть нашего времени», а также писатель продолжает раскрывать красоту природы в трудах «Кладовая солнца», «Корабельная чаща».
     Сложнейший, рефлексирующий человек. Он как-то      умудрялся оставаться над схваткой и очень глубоко все это осмыслять. Вот идет, например, Нюрнбергский процесс, а Пришвин пишет: «Сила возмездия уже иссякла“, то есть это уже не работает. Он как-то      всегда думает в противоход».
     В послевоенное время с 1946 по 1954 годы литературный деятель живет на своей загородной даче у Звенигорода, где сейчас создан музей М. М. Пришвина. Последние годы он как всегда отдавал огромное количество сил своему творчеству. Посмертная книга «Глаза змеи» была опубликована уже в 1957 году уже после смерти писателя.
     К возрасту 80 лет врачи нашли у писателя онкологию — рак желудка. Через полгода 16-го января 1954 года Пришвин скончался. На момент смерти выдающемуся писателю был 81 год. Похоронен известный писатель на Введенском кладбище Москвы.
     В творческой биографии этого выдающегося писателя прослеживалась высочайшее чувство морального долга, противоречие философских взглядов, питаемые соками народной культуры и русскими традициями. Именно это необычное сочетание сделало так, что этот выдающийся деятель литературы внес неоценимый вклад в развитие отечественной прозы.

     Пытаясь примириться с советской властью, Пришвин отправляется на Соловки, где посещает Соловецкий лагерь особого назначения и свой любимый Выговский край, где как раз началось строительство Беломорско-Балтийского канала. На основе этих впечатлений создаётся роман-сказка «Осударева дорога». Но при его жизни будет издан лишь фрагмент книги, в первоначальном варианте она выйдет лишь в 1957 году, после смерти писателя. В те же годы он побывает на Дальнем Востоке и напишет книгу «Дорогие звери». А в 1935 году выйдет его книга «Календарь природы», составленная из детских и охотничьих рассказов.
     В том же году писатель ещё раз съездит на Русский Север и даже пройдёт пешком по дремучему лесу в поисках «Берендеевой чащи». Книга очерков по итогам путешествия так и будет называться «Берендеева чаща».
     Именно последние 14 лет жизни писателя стали самыми счастливыми для него, хотя и пришлись на войну. В 1940 году он женился на Валерии Лебедевой, которая пришла к нему устраиваться на работу литературным секретарём. В ней он нашёл не только большую любовь, но и преданного помощника. Именно Валерия Дмитриевна сохранила архив после смерти мужа и способствовала выходу шеститомного собрания сочинений Пришвина в 1956-1957 годах.
     В 1945 году выходит его повесть «Кладовая солнца» – последняя, которая была опубликована при жизни писателя. Именно она стала наиболее известным произведением Михаила Пришвина и почти сразу вошла в школьную программу по литературе.

     А в 1946 году писатель покупает дом в Дунино Звенигородского района, обретя, наконец, любимое пристанище до конца своих дней. Сейчас там открыт музей Михаила Пришвина. Именно там он запишет свои последние строчки всего за несколько часов до смерти в январе 1954 года: «Деньки вчера и сегодня играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым». Эту веру в жизнь, в возвращение «весны света» и в оздоравливающее влияние природы на человека он сохранил до последнего часа.

 

Певец природы

     Все творчество Михаила Пришвина пронизано любовью к природе. Он не только сам умел подмечать мельчайшие детали и прекраснейшие проявления нашего мира, но и мастерски мог передать свое уникальное видение читателю. Как писатель находил такие подходящие слова, что у читателя перед глазами разворачивалось настоящее кино, совершенно непонятно! Читая его книги, ты как будто бы сам видишь, как хвоинки и цветочки замирают в ожидании дождя, буквально ощущаешь запах свежескошенной травы и мокрого песка, слышишь тихий всплеск весел по воде… Нужно обладать чуткой душой и особым талантом, чтобы вот так проводить читателя за руку по своим любимым местам, чтобы передать через рассказы о природе свою любовь к Родине.

Фотография лесного ручья, сделанная Михаилом Пришвиным, начало 30-х годов

     Интересный факт: почти 30 лет Михаил Пришвин вёл фенологический дневник, в котором записывал свои наблюдения за сменой сезонных циклов природы и соотносил их с циклами человеческой жизни, считая природу и человека неразрывным целым. «Мне не надо в церковь ходить, мне всё дано в нерукотворной природе», – так он писал в дневнике. Вот это глубоко личное отношение к природе как к воплощению божественного замысла и пронизывает всё творчество писателя.

Михаил Пришвин в кабинете московской квартиры, начало 50-х годов

     Самую известную характеристику Михаилу Пришвину дал его современник, известный проникновенными описаниями природы средней полосы России Константин Паустовский, назвавший писателя «певцом русской природы»: «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят как травы, то бормочут как родники, то пересвистываются как птицы, то позванивают как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд».

 

 

 

Использованные источники:

1. Михаил Пришвин: биография писателя, фото. – Текст: электронный. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/mihail-privshinю (дата обращения 3.03.2023).
2. Михаил Пришвин: певец русской природы. – Текст: электронный. – URL: https://dzen.ru/a/X57v_5rAcFrkligG (дата обращения 3.03.2023).
3. Михаил Пришвин: хроники переломного века. – Текст: электронный. – URL: https://tass.ru/spec/prishvin?ysclid=lfhyt2rniq4960914 (дата обращения 3.03.2023).
4. Пришвин, Михаил Михайлович – Википедия. Текст: электронный. – UR4L: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пришвин_Мизаил_Михайлович (дата обращения 3.03.2023).

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL