Сделать стартовой страницейДобавить в избранноеКарта сайта
МБУК Мясниковского района «МЦБ» 346800, Россия, Ростовская область, Мясниковский район, село Чалтырь, 6-ая линия, 6
телефон/факс (8863-49)2-34-58.
e-mail: &
На главную


Мясниковский район

История района
Территориально-географическое расположение
Символика района
Руководители района
Устав Мясниковского района
Решения и постановления
ФЗ – 131 «О местном самоуправлении»
Наименования поселений
Адресная информация
Знаменательные даты
Библиографический список

Библиотека
История
Устав библиотеки
Структура
Режим работы / Контакты
Правила пользования библиотекой
Специалисту
Ссылки на официальные материалы по библиотечному делу
Услуги
Информационно-библиотечный центр
Мобильная библиотека (КИБО)
Мероприятия
Книжные выставки
Фотогалерея
Виртуальная справка
Электронная доставка документов

Ресурсы
Краеведение
Электронные каталоги
Наши коллекции
Периодические издания
Медиатека
Интерактивные издания
Новые поступления
Правовое просвещение
Финансовая грамотность
Противодействие коррупции
Экологическая страница
Полезные ссылки









Продление книги онлайн






       


Карта сайта




ЛИТЕРАТУРА РОССИИ

     

Литература есть
самовыражение общества,
как речь есть
самовыражение человека.

Луи-де Бональд

 

Литература – это не буквы на
бумаге. Это общение.
Это память.

Айзек Марион

 

 

Если в русской поэзии было когда-нибудь   
Возрождение, то оно выразилось в
одном поэте – Пушкине.

В. Ф. Одоевский

                                                                               
      

Юный могучий талант Лермонтова
нашёл не только ревностных почитателей,
но и ожесточённых врагов, что бывает
уделом только истинного дарования.

В. Г. Белинский

     
 

«Воспитание – величайший
вопрос человеческого духа».

К. Д. Ушинский

     
 

«Аркадий Петрович Гайдар, военный
человек, один из самых удивительных
писателей, которых когда-либо знала
история мировой литературы».

Л. Кассиль

     
 

«Самое дорогое у человека – это жизнь.
Она даётся ему один раз, и прожить её
надо так, чтобы не было мучительно
больно за бесцельно прожитые годы».

Николай Островский

     
 

Начинаешь писать исключительно
для себя. Надо понимать, что
писатель – это явление штучное.
Он должен расти в одиночестве.
Причем чем он более одинок, тем лучше.

Д. А. Гранин

   

 

 

Настоящий писатель – это то же,
что древний пророк:
он видит яснее, чем обычные люди.

А. П. Чехов

   

 

 

«К Астафьеву можно относиться только
через сердце. Он жил в свете истины и
душой болел не за себя, а за всех нас…».

Людмила Андросова

   

 

 

«И сколько бы времени не утекло, книги
Бондарева будут читать, как лучшие
книги о жизни… Наша ему благодарность
просто быть человеком…».

Дмитрий Крикунов

   

 

 

«Он был храбрым и очень гуманным,
человечным. Необычайно трогательным.
Но ценен он, повторяю, литературой.
Хороших людей много, а «Иванов катер»
написал только Васильев».

Д. Быков

   

 

 

«Я не лидер и не “совесть нации»,
я простой белорус, который хочет
одного – остаться честным».

Василь Быков

 

 

 

    

Любовь сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и
движется жизнь.

                                                                      И. С. Тургенев

     
 

«У Островского что ни слово,
то на вес золота!».

П. И. Чайковский

     
 

Нужно читать и уважать только
те книги, которые учат понимать
смысл жизни, понимать желания
людей и истинные мотивы их поступков.

Максим Горький

                                                                               
 

«Я пишу о природе,
а сам только о человеке и думаю».

М. М. Пришвин

     
  «Маяковский единственный художественный
авангардист двадцатого века, который
донёс свое творчество до широких масс».
     
 

Только человек, сильный духом,
привыкает ко всему и борется,
чтобы победить.

В. А.  Закруткин

   

 

 

«Природный поэт, он весь принадлежит
поэзии, как и она ему.
Поэзия полностью выражает его,
и он сам ничего не скрывает от поэзии,
вот почему она так полнокровна…»

Михаил Луконин

   

 

 

В любых делах, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме всё-таки один:
Желание — это множество возможностей,
А нежеланье — тысяча причин!

Эдуард Асадов

 

   

    

«Тщетно, художник, ты мнишь,
что твоих ты творений создатель;
Вечно носились они над землею,
незримые оку…»

А. К. Толстой

                                                                                
 

«Жизнь — не бремя,
а крылья творчества и радость;
а если кто превращает ее в бремя,
то в этом он сам виноват»

В. В. Вересаев

   

 

 

«Творчество Паустовского само по себе
есть проявление огромной, неистребимой
любви к русской земле, к русской природе»

Владимир Солоухин

   

 

 

«Бывают в жизни дни и часы,
когда человек ощущает: вот она,
история, рядом».

Владимир Карпов «Взять живым»

   

 

 

«Я тоже зачитался историческими
повестями Сергея Алексеева.
Зачитался, как мальчишка.
И спасибо за это автору!».

Сергей Михалков

 

 

 

Он – наш, всеми своими думами,
всеми страданиями…
Достоевский в некоторые минуты ближе нам,
чем те, с кем мы живем и кого любим.

Д. С. Мережковский 

   

 

 

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Н. А. Некрасов 

   

 

 

«…Слово Анатолия Вениаминовича
Калинина – чистый родник.
Оно осветляет душу, делает ее богаче».

Геннадий Селигенин

                                                                                  
 

«Его творчество жизненно правдиво,
наполнено любовью к своей Родине,
учит мужеству и отваге».

Николай Буханцов

     
 

«Аматуни – „штурман мечты“, летчик,
взлетевший в своих книгах в межзвездные
просторы и увидевший там наше будущее».

Ю. Казанцев

 

 

 

Язык, стих, слог — все оригинально
в «Горе от ума»…

В. Г. Белинский

       
 

Человек, понимающий поэзию и охотно
открывающий душу свою её ощущениям,
ни в одном русском авторе, после Пушкина,
не почерпнёт столько поэтического
наслаждения, сколько доставит ему г. Фет.

Н. А. Некрасов

     
 

Достоинство его творчества то,
что оно понятно и сродно не только
всякому русскому, но и всякому
человеку вообще. Это главное.

Л. Н. Толстой

     
 

«Куприн – талант яркий, здоровый».

Максим Горький

     
 

Слава русскому народу, душа которого не
перестаёт источать чудеса даже средь
великих бедствий, праведных ран и потерь!

Н. Клюев

                    
 

«Книги Михаила Шолохова взяты ныне на
вооружение прогрессивным лагерем всего
мира именно потому, что они
содержат социальную педагогику…»

Ф. Бирюков

                                                                                 
 

Надо о славе судить, только зная,
как она достаётся.

К. М. Симонов

    

       Литература или, иначе говоря, словесность, подразумевает под собой все памятники устного и письменного творчества человека, в каких бы областях общественной и социальной деятельности и знания оно ни проявлялось.
     В состав литературы в одинаковой степени включали и сборники государственных законов, и нормы семейного права и быта, и исторические хроники, и летописи, политические речи, религиозные проповеди, философские сочинения и многое другое.
     Впоследствии по мере усложнения социально-классовой жизни и по мере усложнения порожденных этими отношениями идеологических форм начинается процесс дифференциации идеологий. От общей «словесности» отделяются те или другие области. Им присваиваются специфические определения: философия, история, право и т. д., и т. п. Термин «словесность», «литература» сохраняется преимущественно за художественной литературой.
     В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства – от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.
     Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец – портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: «Дай мне что-нибудь                                                         , что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух».
     Близкая точка зрения выражена и в трактате «Критические размышления о поэзии и живописи» раннего французского просветителя Ж. Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии.
     Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф. В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры.
     Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция – выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.
     Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы Гегель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии «начинает разлагаться само искусство и <…> обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И. В. Гете, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры.
     Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В. Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. <…> Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства.
     Иным оказался подход Н. Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.
     Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: «Литература – „первое среди равных“ искусство». Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства – живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.
     Таким образом, художественная литература – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Основное понятие литературы – это образ; при помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи в многообразии их прошлого, настоящего и будущего: перипетии античности мы узнаем в трагедиях Софокла и Еврипида, эпохи Возрождения – у Шекспира и Лопе-де Вега; в романах Л. Толстого и И. Тургенева сталкиваемся с морально-нравственными исканиями дворян начала XIX в.
     Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше ( «читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.
     Особую эмоциональную реакцию в душе человека вызывает поэзия. Поэзия объемна и многогранна в отношении тематического плана: поэзия не значит «стихи о любви», это произведения на разные темы – интимные, философские, военные и др. Читателя не оставляют равнодушным искренние и исповедальные строки А. Ахматовой, М. Цветаевой, бессмертные слова А. Твардовского, философские размышления Б. Пастернака и О. Мандельштама и др.
     Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса и др. Во многих произведениях можно встретить отголоски «истоков» литературы – вспомните произведения Лескова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина и др.
     Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, замечательная картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» – нет: он доносит дыхание эпохи в деталях быта и человеческих отношений.
     Первоосновой драматического театра является именно художественная литература. Национальные театры создавались на основе произведений Шекспира, Островского, Гоголя, Чехова, Ибсена, Шоу и др. Литературный текст послужил созданию оперного искусства: величайшие гении Чайковский и Мусоргский при создании своих опер обращались пушкинским текстам ( «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов»).
     На основе текста – сценария – создаются фильмы. Многие из них являются экранизациями художественных произведений ( «Мастер и Маргарита» и «Идиот» В. Бортко, «Война и мир» С. Бондарчука).
     Художественная литература тесно связана с обществом, с его движением к гуманистическому идеалу. Литература является средоточием общественно-исторического опыта и опыта личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.
     Литература в обществе выполняет несколько функций: познавательную (изучение окружающего мира), эстетическую (воспитание чувства прекрасного), эвристическую ( «открытие мира»), коммуникативную (диалог «автор-читатель») и др.
     Как видим, литература заслуженно названа лидером среди других видов искусства в силу своей значимости для развития как отдельного человека, так и всего человечества – и в конкретную эпоху, и в глобальном смысле.
     На церемонии вручения государственных премий 2014 года президент Российской Федерации В. В. Путин заявил, что 2015 год в России объявлен Годом литературы. «Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции – это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ», – отметил президент.
     «Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет и Год литературы. Указ о его проведении в 2015 году подписан», — заявил Путин.
     Под этим подразумевается проводимая в течение года комплексная государственная программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганда чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях.
     Разработан и утверждён План основных мероприятий Года Литературы. В их числе – международный писательский форум «Литературная Евразия», проект «Литературная карта России», «Библионочь-2015», проекты «Книги в больницы» и «Лето с книгой», пилотный проект «Всемирный день книги», конкурс «Литературная столица России», проекты «Живая классика» и «ReadRussia/Читай Россию».

 

 

Вверх страницы
 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Мясниковского района «Межпоселенческая центральная библиотека» (с) 2008
Некоммерческий сайт. Все права защищены.
Менеджеры и администраторы сайта: В.А. Бзезян, М.А. Явруян. Разработка сайтов: ООО "Дон АйТи"
Внимание! При использовании материалов с сайта, гиперссылка на сайт обязательна.
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
SSL